Вне трассMountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Виталий Rage, Игорь Подгурский, Петропавловск-Камчатский

«Прикоснуться к бездне» — первый спуск с пика Нурсултан, 4376м.

Пик Нурсултан (Комсомол) является визитной карточкой нашего города Алматы. Царство вечного льда и скал высотой 4378м. величаво возвышается над зеленым городом.

Идея первого спуска на лыжах с этой потрясающей по красоте вершины не нова. Тимур Джуркашев и Андрей Ухов около 10 лет назад съехали из-под нижнего скального пояса с северо запада. Jon Jay в 2012-ом отчаянно боролся за жизнь в своей соло-эпопее.

Гора все еще ждала чистого спуска, и у меня после десятого восхождения по разным маршрутам четко сформировалось понимание линии по центральному кулуару с южной стороны горы. Вероятнее всего его съехали бы и раньше, но кулуар не всегда просматривается и виден только с вершины Карлытау, да и, что самое главное, большая ледовая сопля метров так 50-60 преграждает путь в нижней части маршрута, не говоря о летящих в бутылочное горлышко камнях и оттаявших на южной части горы снежных комьях. Место объективно опасное. В 2012г. мы с Игорем уже пытались одолеть кулуар в лоб, но бетонный снег и летящие камни заставили нас отступить.

Этот сезон выдался исключительно хорошим — снега много, большой накат и боевая мотивация.

Было пять майских выходных, и мы с Лехой Голенко неспешно поскитурили вечерком на Талграский Перевал.

Давно такого не было — середина Мая, а катание почти до самого низа.

Изначально был план попробовать свои силы на Физкультурнике, но при просмотре линии, снега оказалось недостаточно. Сильный ветер сдул его вниз на ледник и было решено просто прогуляться, сделать заброску железа на перевал, встретиться с Игорем, который должен был прилететь на вертолете с хели-ски группой.

Кулуар на удивление был в хорошем состоянии, Карлуха тоже манила своими огромными снежными полями, но была во льду. Высадившись на перевал к одиннадцати часам, окрыленный спусками Игорь, предложил попробовать маршрут, ведь была нормальная погода, а прогноз на следующие дни был не ахти какой. Лехе не повезло :( При посадке вертолета лыжи чуть не унесло в пропасть и он отчаянно пытаясь спасти стафф стукнул коленку, а вот палку с концами унесло в Левый Талгар.

Ближе к полудню — не самое лучшее начало выхода на маршрут, но, впрочем мы были экипированы по полной программе и классический маршрут 2а не представлял для нас никакой сложности. Даже при плохой погоде всегда можно безопасно спуститься с веревкой.

Конечно мокрый снег и черные тучки так и манили повернуть, но все-таки я справился с нахлынувшими сомнениями, и благодаря видению Игоря мы удачно пролезли классический маршрут. На первой веревке для скорости замутили перила, а дальше в связке каждый со своими лыжами и в ски-турных ботинках.

Оказалось, что лазать в них легко и приятно. Кошки, к счастью, не понадобились, натечки нигде не было.

Когда мы стартанули с вершины, дело близилось в двум часам дня. Немного распогодилось, но солнце не припекало — это был наш шанс!

Первые 8-10 поворотов я уехал с веревкой, так как количество снега, температура и прочие прелести южной экспозиции были непонятны. Уклон сразу дал о себе знать — 50-ти градусный старт, а внизу бездна. Игорь стартует вторым, но уже без веревки.

Вначале первый пятидесятиградусный перегиб, потом чуть положе, а дальше 55 и может даже больше. Когда делаешь kick-turn, на мгновение повисаешь в воздухе. =)

В нашем кулуаре снег только-только отпустило, но под верхним слоем жесткая подложка, а ниже стремная пустота. Летом оледениения тут нет, разве что в самой нижней теневой части.

С самого начала линии уклон впечатляет. Мне в наших горах еще не приходилось с таким сталкиваться. Да все бы хорошо, но эта бездна внизу… Тело и разум начинают сопротивляться и приходится себя успокаивать и не допускать мандража и паники. Все четко, дыхание спокойно, разум чист. Падать нельзя, любая ошибка фатальна. Смешанные чувства, но кайф свой особый. Тут как во фри-соло в альпинизме — в этом вся глубина

Ниже начались реальные проблемы. Первоначальный план — дюльфер по сопле стал невозможен. Рельеф сильно разрушен, а стена выше водопада гладкая. Закладки и крючья не пошли. Буры крутить некуда, да и непонятно хватит ли нам веревки. Стало реально не по себе… Уклон близится к 60-ти градусам. Под снегом все мокрое, заложиться негде. Вдруг сойдет…

Повезло. Прямо слева от водопада — снежная перемычка на гребне, выходящая к подъему на классический маршрут. Пока ждал Игоря, прокладывавшего путь повыше, положил закладку… Сразу такое умиротворение :D

Интересный поворот событий. Проехали чисто без провешивания веревок. Тут и уклон поменьше.

Немного по морене и уже под водопадом. Взгляд на маршрут.

Дальше вниз по леднику Богдановича прямо до палатки, но снег уже отпустило — конкретно залипает. Спасибо Лехе, что ждал все это время. Без него мы бы конечно не полезли. Его информация и наблюдения снизу очень помогли. Да и психологически всегда спокойнее, когда надежный напарник в случае чего готов помочь.

Выпив бутылку аргентинского вина Gato Negro (Черный котэ) мы не стали оставаться на ночлег, и собрав лагерь, сиганули почти до самого низа по приятному весеннему склону Чимбулака. Реальный кайф, длинные дуги, закат и спокойствие.

Эта мечта не оставляла около 6 лет, с тех пор как мы втроем с Борей Дедешко и Лехой пролезли 3б по северному гребню. Тот день до сих пор запомнился своим позитивом, скоростью и красотой подъема. И вот мы сделали этот спуск, чисто и красиво.

Это первый наш маршрут категории — TD, 5.2, E3, 55°, 300m, III

Маршрут уже европейского уровня Шамони и.т.п Тут есть полный комплекс задач, будь то погода, снежный покров, летящие камни, лавины, уклон, подснежники и.т.п. и восходитель должен понимать на что идет, и грамотно все взвешивать. Горы ошибки не простят. Данный отчет не является руководством к действию и можно порекомендовать линию только опытным ски-альпинистам, готовым к риску и кайфу. Я хотел бы назвать линию — «Прикоснуться к бездне», ведь когда под тобой пятидесятиградусный склон с огромным обрывом и 2 громадные стены по бокам — это особая горная магия. Конечно особая радость, что команда доросла до таких линий и тут заслуга всех и каждого, кто ходит, катается и принимает участие в спортивной жизни. Спасибо Денису Урубко, который научил отношению к горам и жизни, Игорю, который в свои 50 радуется каждому метру спуска как ребенок, впервые вставший на лыжи. А жизнь продолжается дальше.

п.с. Видео в этот раз не будет. Снимали на одну севшую камеру и очень торопились.

Различные виды кулуара от разных авторов:

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!