Вне трассMountain.RU

Ски-тур

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Аня Ханкевич, Москва

Шамонийские хроники. Серебряный пик

Лето летит вперед полным ходом, а я снова в долине Шамони, снова после продолжительных осадков. А значит, вновь настало время расчехлять лыжи -) На этот раз объектом приложения усилий и проложения следов выбран пик Аржентьер, который расположен чуть выше по долине, чем всем известный Монблан. Не превосходя последнего высотой (высота пика 3901м), наш вполне может поспорить в красоте, а уж в фрирайд маршрутах способен засунуть именитого соседа за пояс! С вершины можно спуститься (да и подняться) тремя более-менее адекватными маршрутами. Мы выбрали самый простой по леднику du Milieu. Но не стоит расслабляться! Простота в Альпах понятие относительное: 1200 метров перепада, а в заключительной части снежная 400 метровая 40-градусная стена. Есть где попотеть. Лидер нашего приключения Слава Шаповалов ходил его как альпинист в прошлом году, а в этом уже основательно присмотрелся к нему как фрирайдер.

Пик и маршрут действительно выглядели сногсшибательно, и увидев его лично, я поняла почему Слава в последний месяц был просто одержим предстоящим спуском. Маршрут восхождения стандартный для Альп: первый день уходит на заброску до хижины на второй — подъем ни свет, ни заря и около 5 утра старт в сторону вершины. Все стандартно, кроме одного – мы идем с лыжами кататься! А ведь сейчас самая середина лета!

Но нам все нипочем – и мы отправляемся в путь. Под удивленные взгляды людей в шортах, мы доходим до канатки и поднимаемся на вагончике, на верхнюю станцию Grandes Montets. Тут все встает на свои места, и мы смотримся не так дико — вокруг снежно-ледовые поля, люди одетые в штормовки, с ледорубами, в кошках, и даже одинокий лыжник, старательно утюжащий склон напротив канатки. Со смотровой площадки отлично виден предстоящий маршрут, и поверьте, смотрится он внушительно – стена стеной! (Угол просмотра таков – все не так страшно) ) Но до этого далеко, а пока нам предстоит до него добраться. Первым этапом необходимо спуститься до ледника Аржентьер – зимой это самый правый вариант спуска, идущий в обход морены.

Сказано, сделано – преодолев в кошках небольшой бергшрунд, мы встёгиваемся в наши снаряды и начинаем спуск. Верхняя часть радует быстрым свежим снегом и аплодисментами бредущей группы азиатских туристов. Нарезая дуги и периодически позируя нашему фотографу Любе, я забываю, что на дворе настоящее лето – настолько прекрасен наш спуск по белоснежному снегу в окружении суровых альпийских пиков.

Но через какое-то время чудеса заканчиваются, снег желтеет, а ближе к леднику и вовсе превращается в лед. Нам снова приходится переодеться в кошки и стать пешеходами. 15 минут крутого снежно-ледового склона (рекомендуется страховка) и мы на леднике.

Первая часть закончена – пора одевать камус. Бедным шкуркам предстоит серьезное испытание! Сначала водой – в плоской части ледника образуется настоящее болото со снежной тягучей трясиной (порой по колено), веселыми шумными ручейками, и голубыми ледниковыми озерами.

Второе испытание – лед. В верхней части ледника, ближе к хижине, снег стаял, обнажив серо-голубые языки замерзшей вековой влаги. Честно сказать, опыта хождения по льду ски-туром у меня не было, и я немного переживала – но камус с честью выдержал и это испытание, благо уклон не был криминальным.

Узкое красивое ущелье ледника словно создано для длительных прогулок, пологое дно не утомляет ноги, а грандиозный вид окружающих стен кружит голову. Поэтому главное по пути в хижину –не пропустить начало подъема, засмотревшись на горные пейзажи. Оно промаркировано желтыми метками и начинается перед острым гребнем боковой морены. Минут пятнадцать козьей тропки по камням, и вы на месте. Современная уникальная постройка, выполненная в альпийском стиле – обилие камня и дерева и минимум металла, очень органично вписывается в окружающий пейзаж. Особого шарма добавляет снежный мотоцикл с широкими деревянными колесами, кокетливо разместившийся на крыше – судя по фотографиям, его использовали для подъема лыжников по леднику. Этакий прародитель сноукэта.

Персонал хижины в количестве двух человек, обычно приветлив и вполне сносно говорит на английском, поэтому бронировать и общаться на месте большого труда не представляет. Напомню, что любую хижину в Альпах необходимо резервировать по телефону, конечно в альпинисткие вас пустят в любом случае, но если не хотите из-за отсутствия мест спать в коридоре, то лучше озаботится своим комфортом заранее. Единственное, что для меня осталось загадкой, как я смогла дозвониться? Ведь мобильная связь отсутствует в ущелье напрочь, а на вершинах и перевалах работает в зависимости от оператора.

Внутреннее убранство не отличается роскошью, но вполне мило и оставляет приятное впечатление. А учитывая, что тут далеко не Лазурный берег, то и вовсе грех жаловаться на такой комфорт, особенно в сравнении с палаткой. Уютные теплые комнатки с двухярусными кроватями, шикарный клозет в стиле модерн и небольшая столовая – вот и все убранство. Стены заставлены фотографиями минувших времен, картами и древними путеводителями. Любой может найти себе маршрут по вкусу: от вертикальных стен Aiguille Verte, до знаменитого Haute Route, фактически берущего тут свое начало.

Так и мы коротаем вечер, млея на вечернем теплом солнышке, рассматривая одну из самых красивых северных стен мира и обсуждая различные маршруты, как альпинисткие, так и фрирайдные. Если, конечно, можно назвать фрирайдом спуск по 55 градусной стене. Лично меня на такие подвиги пока не тянет, хотя… один из вариантов мне нравится. Может пора?-)

Солнце спускается все ниже и ниже, небо начинает приобретать бордовые оттенки заката. Закаты здесь шикарные! Точка ухода солнца за горизонт находится прямо напротив ущелья. Все белоснежные простыни снежников начинают медленно переливаться оттенками красного: от розового до кроваво-бордового. А красный диск уходящего солнца медленно погружается за остроконечные пики альп. Вот такую красочную картину рисует нам Слава, в то время как солнце стыдливо прячется за тучу, лишив нас возможности увидеть все воочию. Придется прийти сюда еще раз.:-)

Уходим спать. Спится душно, мало, но тепло. Мои партнеры кайфуют от подушек и одеял – месяц проживания в кэмпинге дает о себе знать. Наутро наскоро позавтракав, выходим затемно.

Первая часть пути проходит по каменистой морене. Надо сказать, не самый приятный участок, благо ребята посоветовали пройти мне его в кроссовках.Через 40 минут, напрыгавшись вдоволь по курумам, мы, наконец, попадаем на начало снежника. Эх, месяцем бы раньше сюда – весь маршрут был бы в снегу! Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что снегом ЭТО назвать сложно. Летнее солнце днем и легкий мороз ночью превратили наш паудер в шикарнейший Le Beton, след на котором способны оставить только зубья кошек.

После короткого совещания наша фрирайд-связка (Я и Слава) решает идти пешком, оставив камуса в начале снежника – кондиции для скитура явно не те, а лишние граммы нам ни к чему. В то время как у второй связки «пешеходов» (Женя, Люба, Сережа), нашей группы поддержки и фотосъемки, начинаются приступы малодушия: поскольку снежные кондиции не обещают легкой прогулки, то высокое желание взойти на вершину сменяется на банальное «потыкать ледорубом в бергшрунд» — благо до него не далеко, да и не сложно.

Начальный взлет ледника преодолеваем по левой стороне. Свежие лавины, лежащие на нашем пути, не добавляют оптимизма, хотя разум подсказывает, что сошли они во второй половине дня и нам их подруги не опасны. После пары ступеней маршрут уходит вправо, ледник становится более пологим и менее разорванным. Эта часть была бы вполне приятна для скитура, но небольшой набор и длина в нашем случае вряд ли оправдали бы «доставку» камусов. Вот если бы не Ле Бетон…))

Вдали показывается знаменитый бергшрунд, о котором не перестает мечтать вторая группа. Еще пара часов и мы на месте — под бергшрундом пологая площадка удобная для отдыха и сбора. Здесь, попив чаю и наскоро перекусив, проводим небольшое совещание по тактике восхождения, спуска и фотосъемки. «Пешеходы» колеблются и никак не могут решиться: идти ли им наверх, или остаться дожидаться нас внизу, хотя времени для восхождения достаточно.

Заглотив по шоколадке, мы со Славой уходим в «забергшрундье», оставив «осмотрительную» связку разбираться со своей мотивацией у ближайшей цели их похода. Но, не пройдя и сотни метров, видим, что Люба с Женей начинают движение вслед за нами. Видимо смелая девушка нашла подходящие слова и уговорила в прошлом опытного альпиниста сходить на «двоечку». В то время как суровый горный гид с десятилетним стажем, Сергей Перек, непреклонный в своем решении остаться, демонстративно потыкав ледорубом в край трещины, отвязался от своей связки и занял наблюдательную позицию на плато, всем своим видом показывая нарастающую склонность к батонствутренерской работе.

Предвершинный подъем дается нелегко. Крутой фирновый склон, 40 градусов по описанию, идем на передних зубьях кошек. Сложности добавляет двойка французов, идущих перед нами, так и норовящих поиграть в альп-боулинг. Не желая становиться сбитой кеглей, мы напоминаем героя Киану Ривза в Матрице – порой приходится творить чудеса эквилибристики, чтобы не поймать головой ледышку. Оказывается не зря — менее мобильный Женя не успевает увернуться от жесткого комка и он в кровь разбивает ему щеку, внося элемент хорора в наш адвенчур.

Но любой кошмар заканчивается, и к десяти утра мы на вершине. Делаем несколько штатных фотографий и остаемся ждать потепления, ведь спускаться по сорокаградусному фирну не хочется, а если выбирать, то лично я предпочитаю сорокаградусный кисляк!

Как говорится «ожидание хуже смерти». Время на вершине длится бесконечно, а дел чуть больше чем никаких. Я уже и галок покормила, и поспала, и пришла вторая связка, и перекусили, и связка ушла… И снова легла спать, на этот раз так глубоко погрузившись в объятия Морфея, что проснувшись не сразу смогла понять, где я и зачем. А снег все не отпускает…

Но вот, наконец, и долгожданный полдень – (по нашим расчетам к двенадцати снег все-таки должно отпустить). Мы неспешно собираемся и едем вниз, попутно пытаясь фотографировать.

Спуск приятен, снег вполне мягок, но серьезный уклон не позволяет расслабиться, приходится ехать на контроле. Славе труднее – при таких кондициях сноуборд заметно проигрывает.

Только в нижней части, уже после знаменитого берга, под вспышки фотоаппаратов, мы даем ходов. Отличная отдушина после тяжелой борьбы!

Казалось бы, что радости на этом закончатся, но не тут то было! Гора преподносит мне еще один приятный сюрприз. Прямо перед хижиной я нахожу красивые кристаллы идеально-правильной формы. Довольная неожиданной находкой, я спешу вниз к хижине, где вездесущий Слава уже поджидает с чаем.

Небольшой отдых и вниз, на канатку — домой. Впереди предстоит вечеринка с друзьями!

Но все оказалось не так просто. Представлялось, что я быстро дойду до средней станции Lognan – один поворот и я на месте. А на деле путь оказывается очень долгим, со сложными скальными участками, провешенными лестницами и секретными проходами.

Конечно, на последний вагончик я опаздываю… Но, о чудо! Это же те два француза, которые швырялись в нас снежными бульниками! Парни «глотают фанты» и стопят огромный самосвал (чем хоть как-то компенсируют разбитое Женино лицо). Полчаса по раздолбанной колее, на крутом уклоне с обрывами в поворотах — пожалуй, этот спуск становится самой опасной и экстремальной частью мероприятия. Но и это остается позади, через какое то время я в теплом уютном альпийском шале, с бокалом красного французского вина, заворачиваюсь в теплый плед и сажусь быстрее поделиться впечатлениями с тобой, дорогой читатель. Может по отдельности это не самый интересный спуск, не самая красивая гора, не самое лучшее время, но в целом это уникальное и самобытное приключение, доставившее мне массу приятных минут и впечатлений, и которое займет вполне достойное место в списке моих воспоминаний.

А в заключение, конечно же, хочется сказать спасибо людям, во многом благодаря которым оно состоялось:

Славе Шаповалову (nakurage.com) – за идею, организацию и за помощь в кормлении галченка на вершине)
Любе Шкедовой за чудесные фотографии.
Сереже и Жене за компанию, поддержку и науку «как сделать бергшрунд смыслом жизни»)

Ведь не смотря на другие неоспоримые бонусы, самое интересное в горах – это новые друзья, которых мы там встречаем!

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!