Вне трассMountain.RU

Ски-тур

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Алекс Кузмицкий, Москва
Фото: Алена Симонова, Иван Бетанов

Первопроезд маршрута «По Лапе» на п. Молодежном (D, 5.1, E3, III)

Пик Молодежный (4147) в Туюксу — самый посещаемый в районе, особенно среди фрирайдерной братии. И это вполне объяснимо: расположен близко от города, красивый, восходить на него легко (1Б), да и наличие прямо у подножия гляциологической базы Т1 тоже способствует популярности. Летом можно подъехать практически под гору прямо на машине.

И тем удивительнее, что из десятка линий, которые просматриваются на «Молодежке», катают лишь 3-4, остальные — потенциальные первопроезды. В том числе и самая центральная линия, по, т.н. «Лапе» (висячий ледник в форме лапы зверя). Выглядит бодро, мягко говоря. Зацепила эта линия меня в прошлом году, так что решил не откладывать, а попробовать проехать. Что из этого получилось — в небольшом отчете ниже.

Средний уклон в этой части горы довольно комфортный, градусов 40-45, вряд ли круче. В отличие от соседних линий слева и справа, где местами бодрые 45-50+. Благодаря висячему леднику и создается такой комфортный угол. Но если бы все так было просто… Есть 4 существенных нюанса, которые собственно и определяют эту линию.

1. Сложное ориентирование. Начав спуск ты уже не очень понимаешь где именно едешь и над какими из сбросов в данный момент находишься. Поля огромные, много плавных форм, уводящих влево-вправо. Требуется хорошая видимость и навигирование райдера наблюдателем снизу. Иначе может получиться «неаккуратненько».

2. Резкое увеличение крутизны в конце, вплоть до 90 градусов. Требуется вовремя остановится (а это не так просто — учитывая качество спуска, хочется ехать и ехать…).

3. Высокие требования к кондиции и стабильности снежного покрова. Если нет уверенности в том что снег стабилен — ехать нельзя. Инициировать лавину в нижней части спуска очень просто. Последствия очевидны.

4. Все заканчивается 30-50 метровым ледовым сбросом. Требуется спуск с использованием альпснаряжения (дюльферы на прошивках Абалакова или «самовыкрутах»).

Если снега много и он лежит до самого края ледника, то, ювелирно зайдя в нужную точку (есть пара подходящих мест), можно обойтись 20-30-метровым дюльфером. Но, когда снега много, сильно лавиноопаснее, да и поди ты на 50-градусном склоне подъедь точно куда нужно, учитывая что ни черта не видно и под тобой сбросы. Так что, в стандартной ситуации ориентируемся на 40-50 метров спуска по ледовым сбросам.

Еще на этапе планирования маршрута было принято решение ехать прямо вниз, целясь на левую треть Лапы. Там и снег ниже опускается и лед более монолитный (для дюльферов это важно) и под тобой, не дай бог что, снежный склон, а не скальные выходы. Шансы выжить есть. Хотя падение с такой высоты здоровья явно не добавит.

Вместе с нашей командой взошли на вершину, дальше я ребят подстраховал на их спуске и пошел к своей точке старта, готовиться. А они в это время переместились по леднику в сторону удобного места на морене, откуда хорошо просматривается вся Лапа.

На фото: Пузан офигивает от происходящего. И хотя он уже прошел альп-курс, опытный лыжник, да и катаем уже две недели в Туюксу весьма бодрые линии, но все равно, — такое ему в новинку.

На пике Молодежном самый сложный альпинистский маршрут — 3А к.с., ледово-снежный. Собственно, по Лапе он и проходит.

Можно было бы обойтись 2-3-мя дюльферами по 25-30 метров, собственно я так и планировал. Но ребята перестраховались и остановили меня чуть раньше. Наверное и к лучшему, толщина снега на льду там резко уменьшалась. Там где я остановился было 15-20 см, а там где планировал и куда пришел после одного дюльфера уже 7-10 см, то есть на пределе.

Так что в итоге получилось 4 куска по 25-30 метров, то есть суммарно порядка 100-110 метров дюльфера (веревка 60 метров, на спуск складывается пополам). Высота старта — 4140, точка остановки на Лапе — 3730, конец дюльфера — 3670, конец спуска у морены — 3500.

Если оценивать по классификации фрирайд-спусков, то это D, 5.1, E3, III (общая категория, сложность спуска, риски, подходы). Общая сложность спуска, на мой взгляд, проще, но последняя секция, перед сбросами обязывает.

Сам спуск мне очень понравился. Сочетание сложности, фановости и общего какого-то задора — что надо. Но повторять без должной подготовки и общего понимания что делаешь не рекомендую. Это тот самый случай, про который можно достаточно уверенно сказать «если ошибешься — умрешь».

P.S. Про классификацию фрирайд-спусков — напишу в отдельном материале, на днях.

P.P.S. Спасибо Виталику Рейджу (Алма-Ата), за то что в свое время подкинул идею «Лапы».

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!