Руководитель: А.Мартьянов, Москва

Отчет о горном походе 2 с эл. 3 к.с. по Терскею летом 2014. Часть 4

Продолжение. Часть 3 здесь

Разное

Раскладка продуктов и советы по их закупке

Таблицу с нашей раскладкой можно скачать по ссылке на титульном листе.

Советы от завхоза:

· Соли по 4 г в день на человека мало, нам не хватило на два приёма пищи и неиспользованный день запаса. Лучше брать по 5 г.

· Кофе был взят из расчёта чайная ложка на чашку, но в походе чашки и ложки у людей большие, надо это учитывать.

· Удобно упаковывать суп, досыпку в него и сублимясо сразу вместе.

· Всем понравился солёный миндаль в кп, наверное, туда можно ещё чего-нибудь солёного класть, а не только сладости и орехи.

· Вкусно макароны с сушёными помидорами и болгарским перцем.

· Раскладку можно делать поменьше, не превышая 600 г в день на основной части маршрута и 550 г в начале.

· Дарницкие сухари делали в Бишкеке, и хлеб там оказался не такой как у нас, сухари получаются очень хрупкие и неплотные. Лучше было бы сделать их дома в Москве. Белые сухари покупали в Бишкеке, они тоже были очень ломкие. В прошлый поход брали купленные в Москве белые сухари с сахаром и изюмом, они гораздо крепче и вкуснее.

Топливо и горелки

Мы заливали бензин АИ-80 в Бишкеке на заправке Газпром. (по словам таксистов, там наилучший бензин). Дополнительно добавляли присадку для очистки двигателя. 2 горелки MSR XGK Expedition весь поход работали безотказно, мы их не чистили ни разу. Несколько слов о том, как мы с ними работали:

Ещё на тренировках перед походом (кстати, на тренировках мы жгли АИ-95 с заправки BP с присадкой, и всё было замечательно) мы взяли за правило перед каждым новым использованием горелок (в походе 2-3 раза в день) вытаскивать из шлангов тросики и вставлять их обратной стороной. Первые несколько раз это делать довольно трудно, затем легко. Это действие автоматически обезопасит вас от закоксовывания тросика внутри шланга намертво в случае плохого бензина. По крайней мере, вы это вовремя заметите.

Тушить горелки мы старались таким способом: не закрывая вентиль, баллон переворачивается на 1800в вертикальной плоскости так, чтобы вентиль смотрел в землю. В таком положении бензин перестаёт поступать в шланг, а воздух под давлением выдавливает остатки бензина из шланга в горелку. Таким образом, горелка догорает синим пламенем ещё около минуты и затем сразу тухнет. Если загоралось жёлтое пламя, мы задували его, потому что оно сильно коптит, и горелка становится чёрной. Этот способ выключения горелки позволяет дожечь бензин внутри шланга, который обычно выливается при разъединении горелки с баллоном, а также спустить остаточное давление перед транспортировкой. Сами насосы мы транспортировали, не снимая их с баллонов, а прикрывая половинкой бутылки.

План по расходу бензина был 100 мл на человека в день. Всего 16 л на весь маршрут. (20 дней, 8 человек). Фактически взяли на маршрут 16,5-17,5 л. В конце похода сожгли около 2 л лишнего бензина. Мы практически совсем не топили снег.

Снаряжение

Список группового снаряжения с комментариями:

Наименование

Vaude, ширина 160 см.

Дуги к палатке Тёмы

Трусова

Внутренняя часть палатки Захара (5)

Корольков

Greenel Limerick 4, ширина 240 см, материал дуг fiberglass. Палатка довольно высокая, поэтому до похода были опасения, что её может складывать при сильном ветре. На деле, этого ни разу не произошло, старались её хорошо оттягивать. У палатки с боков отсутствует юбка, поэтому строили ветрозащитные стенки, когда того требовало место ночёвки.

Тент палатки Захара

Дуги палатки Захара

Тент Тёмы 3x4 м

Тент изготовлен самостоятельно.

Горелки и горючее

Горелка №1 + плоскогубцы из ремнабора (в чехле)

Волков

Модель горелок: MSR XGK Expedition (цена одной горелки без скидки ~ 8200 руб). Горелки тестировались перед походом несколько месяцев. За это время вышел из строя один насос, у него слетала резинка с поршня. Насос был заменён в магазине, как бракованный (alpindustria на первомайской). Перед каждым приготовлением пищи, в каждой горелке передёргивался тросик (вытаскивался и вставлялся другим концом). Это делается для того, чтобы избежать ситуации, когда тросик уже невозможно вытащить вследствие его закоксованности. В целом горелки прошли поход на отлично. Их ни разу не потребовалось разбирать, чинить или чистить. Основная причина такой беспроблемности горелок в хорошем бензине. Бензин с октановым числом 80 покупался в Бишкеке на заправке Газпрома, в него сразу была добавлена присадка для двигателя, привезённая из Москвы. Пару раз, когда был сильный ветер горелки задувало, необходимо было ставить пенку для ветрозащиты. У одной из горелок под конец похода в области форсунки иногда появлялся маленький жёлтый огонёчек, что не есть хорошо. Это, возможно, связано с небольшим вывинчиванием форсунки.

Горелка №2 (в чехле)

Ёмкость под бензин №1 + насос + защита

Волков

Родные баллоны (650 мл) и насосы MSR. Масса указана с учётом того, что ёмкость наполовину заполнена бензином. Баллоны транспортировались вместе с ввинченными в них насосами (как при использовании горелок). При этом перед транспортировкой в рюкзаке давление в баллоне спускается. Защита верхней части баллона с насосом изготавливалась самостоятельно (пластиковый колпачок, фиксирующийся изолентой или пластырем).

Ёмкость под бензин №2 + насос + защита

Ёмкости, хознабор и прочее

Скороварка 9л (с крышкой)

1930

Лукина

У скороварки под корень удалены ручки. В предыдущем походе при наборе воды одна ручка оторвалась и оставила в клаве сквозную дырку. Дырка была запаяна с использованием олова и ортофосфорной кислоты. В этом походе с клавой никаких проблем не было.

Кастрюля для чая 10л + крышка

Новицкий

При транспортировке возможна деформация кастрюли.

Лавлист

Стеклоткань

Экран

Хознабор

Яшина

Состав: мешочек, скатерть, доска, половник, 3 ножа, пакеты полиэтиленовые рулон, скотч, хоз. перчатки, "пробирки" с приправами, соль. Возможно, один нож был лишним. Половник был чересчур массивным.

Лопата для снега

Волков

Активно использовалась при ночёвках на снегу.

Специальное

Петля 150см №3

Протектор

Корольков

Не использовался ни разу.

Расходная стропа 20м

Яшина

По основному назначению не использовалась. На одной из полудневок натягивалась как слэклайн.

Железо

Ролик 1шт + карабин овал

Корольков

Не использовался ни разу.

Бур №1 + карабин

Мартьянов

Обошлись и таким числом буров, но брали бы их больше, если бы знали, что снежный покров сильно сократился (а то и вообще исчез), а вместо него остался лёд.

Бур №2 + карабин

Смотри отчёт реммастера.

Ремнабор для горелок

Новицкий

Состав: ключ, масло, проволочка для прочистки форсунки, резиновая прокладка, инструкция по эксплуатации.

Насос MSR (в чехле, запасной)

Новицкий

Запасной насос, к счастью, не пригодился. Стоит ~ 1250 руб. В походе при невыясненных обстоятельствах один насос немного оплавился, но это не повлияло на его функционирование.

Рации, GPS и прочее

Рация №1 (3xAAA)

Мартьянов

Midland. В каждой из раций батарейки меняли один раз.

Рация №2 (3xAAA)

GPS (2xAA)

Мартьянов

Garmin. Навигатор проработал на одном комплекте батареек (уточнить).

Запасные батарейки для раций 2x(6xAAA)

Корольков

Литиевые батарейки, были куплены в Ашане по хорошей цене.

Запасные батарейки для раций 2x(6xAAA)

Запасные батарейки для GPS 8xAA

Фото и видео

Фотоаппарат Canon EOS 40D

Яшина

Был один основной и два запасных аккумулятора, хватило.

Видеокамера

Прочее

Безмен электронный Саши

Безмен электронный Кати

Гитара

Мартьянов

Плотный чехол, распечатанные на A4 песни, тюнер.

Комнабор (карты, компас, описания)

Мартьянов

К концу похода 1700г. С каждой из забросок добавлялись описания для новых колец.

Общая масса, кг:

Парни:

1,25

Пояснения к коэффициентам:

· Масса группового снаряжения, которую несёт участник = средняя масса · коэффициент участника

· Средняя масса = общая масса / число участников(=8)

Некоторые моменты, которые учитывались при разброске снаряги по людям:

· Верёвки несут девушки. Таким образом, при движении в связках и технической работе девушки разгружаются. Оборотная сторона медали: велико желание прикрепить верёвку сбоку от рюкзака, и как возможное следствие, перекошенность рюкзака верёвка может намокнуть и сильно прибавить в массе.

· Составные части палатки несут люди, которые спят в этой палатке. Лопата и лавлист должны быть у людей, представляющих разные палатки.

· Дублирующие друг друга единицы снаряжения не должны быть у одного человека. Например, если группа теряет один рюкзак, она не должна лишиться возможности готовить пищу, преодолевать ледовые препятствия и т.д., т.е. у одного человека не должны быть, скажем, все горелки или все буры и тому подобное.

· Связки известны заранее, поэтому, сняряга для работы в связках должна быть по возможности у каждой связки (верёвка, петля, бур, рация и т.д.).

· Коэффициенты должны быть такими, чтобы разница в массе группового снаряжения, которое несут парни и девушки, не превышала 3 кг.

· Отклонение от идеального по массе распределения снаряги должно быть в пределах 300 г.

Бутылки для бензина (крышка со звёздочкой) и присадка везлись из Москвы. Максимальная масса рюкзака (в начале кольца) достигали: у парней – 31 кг, у девушек – 26 кг.

Рекомендации по личной снаряге:

Комфорт человека в походе во многом определяется хорошей экипировкой. Масса личной снаряги лежала в пределах от 14 кг (?) у девушек до 18 кг у парней. Так как имела место тропежка по снегу, то наличие бахил очень облегчало жизнь их обладателю. Кордолеты и жумары каждый участник брал по своему собственному желанию, но нужно было отслеживать, чтобы на группу их набиралось хотя бы парочку (фактически и то и то взял практически каждый). Для постановки тента необходимо 3 пары телескопических палок, если столько не набирается, то это может быть проблемой (в данном походе у каждой девушки были палки, т.е. хватало с запасом).

Список снаряги при радиальных выходах/восхождениях (всегда что-то забывали):

§ Мобильная аптечка + персональная у каждого

§ Обвязки, каски, кошки, ледорубы, буры, петли, расходная стропа и прочее (что нужно, смотреть по обстоятельствам)

§ Еда, питье, перевальная шоколадка

§ Баночка для записки

§ Рации

Аптечка

Аптечка горная (количество на группу 8 чел. на 18 маршрутных дней)

Вся эта аптечка делится на две части - мобильная (только экстренные вещи, в небольшом кол-ве) и базовая (всё остальное). Хранятся у разных людей! Кроме того, у каждого с собой: бинт, пластырь, бактер. пластырь. Читать и давать читать другим инструкции!!

Базовая:

1. Расходники

Венозные катетеры (зел.)

Также для экстренной коникотомии двумя катетерами

Воздуховод

Бессознательному в рот, чтобы не запал язык

Мочевые катетеры

Для задней тампонады носа

Шприцы 5 мл

Интуб. трубки

При отёке лёгких выдыхать через неё в кан с водой на глуб. 8 см)

Пластырь

Очки тёмные запасн.

2. Инструменты

Зажим кровоост.

При крайне больших травмах можно зажать видимый сосуд

Пинцет

Что-нибудь откуда-нибудь вытащить

Скальпель

Жгут артер. (он же венозный)

Венозный затягивать слабее записка со временем налож.!

Карандаш, бумага

4. Препараты в ампулах

МgSO4

2 х 5 мл

Смач.салф.на загноивш. раны, фурункулы и т.п.

Этамзилат

4 х 2 мл

При больших кровопотерях в/мыш. 4 мл

Дексаметазон

8 х 1 мл

При отёке мозга в/мыш. 2 ампулы (передозировать невозможно)

Преднизолон

12 х 1 мл

При большой травме (не экономя). При сильной аллергии 1 амп.в/м

Цефтриаксон

4 х 1 гр.

Антибиотик (при большой травме, в/мыш. 2 грамм, 1 раз в сутки)

Кеторол

8 х 1 мл

Обезболивающее, в/мышечно

Эуфиллин

2 х 10 мл

При астмоприступах в/м 5-10 мл (НО не при отёке лёгких!!)

Церукал

4 х 2 мл

При рвоте, в/мыш. Но! Нельзя при отравлениях!

Физ. р-р

4. Препараты в табл.

Анальгин

1 таб./чел.

Нельзя при непонятных болях в животе!!!!!!!!!

Цитрамон

2 таб./чел.

Парацетамол

1 таб./чел.

При (Т* > 39*) или (Т*> 38* и h>3000 м)

Аспирин

Антибиотик при затянувшемся ОРЗ

Монурал

1 уп.

Только при однозначном цистите.

Диклофенак крем

Для плохозаживающих, гноящихся ран

Фурациллин

4 уп.

Раств.в воде и промыв.раны, полоскать горло и т.п.

Крем от солнца 30

4 тюб.

Каждое утро мазать всех!!

Облепих. масло

Мазать потрескавшиеся руки, губы

П/солн. помада

3 шт.

Отипакс

1 шт.

Капли ушные. Нельзя, если что-то течет из уха!!

Ринофлуимуцил

Спрей для носа, лучше при гайморите

Нафтизин

2 шт.

Спрей для носа, желательно только на сон

АЦЦ

1 уп.

При чём-то, похожем на бронхит, гайморит

Тобрекс

1 фл.

В глаза

Стрепсилс

2 уп.

Фильтрум

3 таб./чел.

То же, что и уголь активир., но по 1-2 табл.

Драмина

Лоперамид

1 таб./чел.

Он же имодиум. Только в поездках. Не лечит!

Сенаде (или аналог)

1 уп.

Лучше не применять вообще!

Панкреатин

1 таб./чел.

Вместе с хычынами и т.п.

Смекта

8 уп.

При лёгком отравлении пищей, при изжоге и т.п.

Регидрон

4 уп.

Восполнение солевых потерь при киш. инфекц.

Омепразол таб.

При изжоге и т.п.

Диакарб

2 таб./чел.

Строго вместе с аспаркамом (см.)

Аспаркам таб.

6 таб./чел.

1 таб.х 3 р/сут. вместе с диакарбом

Нитроглицерин

1 таб./чел.

Отёк лёгких/боли в сердце >40 лет. Контроль артер. давл.! Подумать!!

Ацикловир

2 тюб.

Герпес на губах и т.п. (мазать 4-5 раз в день!)

Лоратадин

1 таб./чел.

Он же кларидол. От аллергии. Типа супрастина.

Фенистил-гель

1 тюб.

Мазать укусы насекомых.

Внимание! Хранить всё это ночью в палатке, а не в тамбуре! Не замораживать!

1. Израсходовано за весь поход:

- пантенол-крем (был один тюбик, нужно минимум два)

- пантенол-спрей (баллона должно хватить на реальные ожоги, мы его расходовали лишь на Иссык-Куле после похода)

- фильтрум 8 таблеток

- преднизолон 5 ампул

- цитрамон 1 таб.

- нафтизин (не весь)

- лоратадин (половина)

- бинт две штуки

- пластырь обычный 5 рулончиков

- аскорбинка 400 жёлтых шариков

- помада губная с хорошей УФ-защитой (немного)

- противосолнечный крем (30 защ., одной упаковки хватило)

- ацикловир крем (1 тюб.)

- панкреатин/фестал

- зелёнка (немного)

- перекись/октенисепт (менее четверти запаса)

- шприцы 3 шт.

2. Общая ситуация в походе

Группа из 8 человек (4 муж., 4 жен.) исходно неплохо физически подготовлена. Ни у кого не было предсуществующих серьёзных проблем со здоровьем, которые необходимо было бы учитывать при составлении аптечки. Поход проходил строго по план-графику, соответственно задуманная акклиматизация была максимально реализована. Каждый ходовой день начинался с физзарядки. Также надо отметить высокий уровень дисциплины, что исключало разнообразные «дурные» травмы.

3. Травмы и разные другие хвори

На второй-четвёртый день маршрута у нескольких человек отмечались явления горной болезни в виде тошноты, слабости, головокружения, головных болей, нарушений пищеварения. У всех участников это продолжалось недолго, не нарушало общий ходовой ритм, требовало минимальной медикаментозной поддержки или не требовало вообще.

В течение похода отмечено:

- несколько простейших травм (порезы ножом, ранения камнями, кошками). Ни в одном случае не было признаков загноения, хотя процесс заживления шёл небыстро.

- аллергия по типу ринита-конъюнктивита, хорошо реагировавшая на лоратадин.

- герпетическое поражение кожи губ и околоротовой области (ацикловир местно, далее пантенол)

4. Ошибки и недодумки

Самая главная в этом походе – не соблюдённый температурный режим. Выяснилось это при попытке купировать аллергию вместо лоратадина внутримышечным преднизолоном. Эффект не отмечен вообще (преднизолон импортный, разные производители, сделано две инъекции с интервалом 3 часа, 45 и 60 мг соответственно). Хранилась аптечка в холодные ночёвки в палатке, но не исключено, что и там Т* была ниже ноля.

Мало взято пантенола (крем) – он весьма универсален и в принципе хорошо заменяет собой любые другие кремы (т.е. в аптечке будет лишь УФ-защитный крем и пантенол)

Аскорбинку мы кушали почти весь поход утром (100 мг), а также в случае начальных признаков простуд (увеличенная доза 300- 500 мг за приём). Её хватило впритык, т.е. лучше брать больше (например, из расчёта 100 мг/чел./сутки + 500 мг/чел.).

Кроме лидокаина нужно взять новокаин (местное обезболивание больших травм) – большие ампулы.

Медику необходимо чаще расспрашивать участников об их состоянии, причём индивидуально. Даже самые дисциплинированные могут скрывать начавшееся недомогание. А вовремя увидеть это самому не всегда возможно (больше других повезёт соседям по палатке).

5. Выводы и рекомендации

Идея с двумя аптечками (мобильная экстренная и основная), видимо, неплоха. Это позволяет быстро взять небольшую аптечку с нужными вещами в радиалку , восхождение и проч. Кроме того, невозможно потерять сразу все.

Также неплохо, что многие лекарства продублированы – ведь всегда есть вероятность уронить пузырёк в камни и остаться на весь поход без препарата.

Ежедневный постоянный (выход на солнце, выход на снег и т.д.) контроль медика за применением противосолнечных препаратов необходим. Сами участники могут об этом забывать, тем более что на высоте и у медика голова не очень хорошо работает.

Обработка ран (перекись и зелёнка первые сутки строго, далее по обстоятельствам), даже небольших, крайне важна. Так же, как и контроль.

Дисциплина и самодисциплина в группе – это здорово. Люди не бегают где-попало, не залезают куда не надо, одеваются по погоде и т.д. и т.п.

Наблюдение: лучше идти в перчатках. Руки в походе используются постоянно, следовательно, любое их ранение будет долго заживать.

По препаратам:

Октенисепт лучше перекиси в плане экономичности, удобства хранения, массы и применения (распыление под давлением позволяет лучше проникать препарату в рану). Но, правда, и дороже.

Противосолнечный крем лучше продублировать по тем же соображениям, что и остальное (см. выше)

Ну и самое главное: всегда знать, какая Т* в том месте, где лежат обе аптечки!! Может быть, выделить из каждой блок с ампулами и, завернув их в одёжку, хранить в кармане спальника или в ногах внутри спальника.

Ремнабор

Насос для горелок

Инструкция + ремнабор для горелок

Пассатижи

Отвёртка

Надфиль

Шкурка (с разной зернистостью)

3 шт

Ножницы

Бельевая резинка

2 м

Армированная клейкая лента (скотч)

1 рулон

Изолента

0,5 рулона

Нитки капроновые черные (обычные)

2 «шпульки»

Нитки капроновые черные (толстые)

1 моток

Заплатка для тента (20 &215 20 см)

1 шт

Заплатки для палатки (набор из 4-х самоклеящихся кусков ткани)

1 комплект

Пряжки

10 шт

Самосбросы и трезубцы

большие (3 шт) и мал. (5 шт)

Шило

Иголки

Клей «Секунда»

1 тюбик (15 г) + 2 по 3 г.

Тонкая струна от гитары

Стропа

3 м

Ложка

Очки солнцезащитные

Полотно для ножовки по металлу

2 &215 0,5 шт

Стойки металлические d = 11 мм

2 шт

Крышки для бутылок с бензином

В течение похода из общественного снаряжения ничего не выходило из строя. Случались незначительные поломки личного оборудования. Так, однажды поломалась алюминиевая телескопическая трекинговая палка (нижнее колено). Полотно ножовки пригодилось для удаления изогнутой части, которая мешала нижнему колену встать в паз среднего с помощью полотна алюминиевая трубка режется как масло.

Как обычно, пригодился клей «секунда» для заклеивания ботинок (верхняя резиновая часть носка отошла от кожи), при этом для починки двух пар обуви использован один маленький тюбик клея полностью (3 г) и большой тюбик частично (~ 1/10 = 1,5 г). Часто использовались швейные принадлежности: нитки и иголки, а также армированный скотч.

Особое внимание стоит уделить эксплуатации и обслуживанию горелок на жидком топливе. Они обладают целым рядом преимуществ по сравнению с газовыми, однако, требуют более аккуратного использования. Во-первых, особое значение имеет качество горючего топлива. Мы использовали бензин с низким октановым числом (АИ-80) с добавлением присадки (для очистки карбюратора). Во-вторых, перед каждым использованием горелок вытаскивали и вставляли другой стороной тросик в топливопровод, а также аккуратно постукивали горелкой о ровную твёрдую поверхность (для чистки форсунки инерционной иглой).

Записки эколога

Из отчёта Мартьянова А.К. Западный Кавказ 2013

Должность эколога интересная и полезная для природы. Трудно представить себе группу туристов, которым приятно будет сделать стоянку рядом с кучей мусора в виде консервных банок и разбросанных обёрток, оставленных туристами, прошедшими через это место раньше. Ведь многие люди с удовольствием идут в горный поход из шумной Москвы с её загрязнённым воздухом ради единения с природой, наслаждения горными пейзажами и душевного отдыха. Именно для того, чтобы люди, проходящие через место нашей стоянки после нас, не чувствовали разочарования, и приезжали домой действительно отдохнувшими, с запасом впечатлений, не омрачённым воспоминаниями о кучах мусора на стоянках вместо «альпийских лугов», и необходима должность эколога в каждой туристической группе. И тем более в горах, когда путь до цивилизации занимает дни, а то и недели, при практически полном отсутствии деревьев, необходимо, чтобы в группе был человек, умеющий утилизировать и занимающийся утилизацией или возвращением в цивилизацию не разлагаемых биологически отходов, таких как жестяные банки, газовые баллоны, и пр.

В начале похода я решил, что стоит во избежание недоразумений разработать систему сбора и утилизации группового мусора, и рассказал её всем участникам похода. Выглядело это примерно так:

Утро: После подъёма я организую мусорный пакет, в который все желающие могут выкинуть мусор. За полчаса до выхода я начинаю его сжигать (вместе с тем, который остался с обеда и ужина предыдущего дня), засовывая зажигалку прямо в мусорный пакет (это очень удобно, так как защищает разгорающийся огонь от дождя и ветра). После завтрака мне приносят мусор в виде кучи фантиков и упаковок, до тех пор, пока не останется 15 минут до выхода (этого времени мне хватало, чтобы собраться, а пока горит костёр, я успевал помогать собрать палатку). Я объявляю конец приёма мусора (решил, что так всем будет удобнее, хотя, как выяснилось позже, не все считали это необходимым), после чего те, кто не успел сдать мусор, несут его до следующей стоянки. Договорились также, что перед выходом каждый участник смотрит вокруг себя в поисках мусора, и, если находит, берёт себе или отдаёт мне.

День: На привалах между ходками, если у участника появляется мусор, он несёт его до следующей стоянки (обед или ужин). На обеде я организую мусорный пакет, в который все до окончания стоянки выкидывают мусор. Наполненный пакет я уношу с собой и несу до ужина. Как и после завтрака, перед выходом каждый участник смотрит вокруг себя в поисках мусора.

Вечер: В качестве мусорного пакета я кладу тот, что остался с обеда (или, если он полон, организую новый пакет). До отбоя все выкидывают мусор в него, и до утра пакет (или несколько пакетов, если мусора много) остаётся на месте стоянки.

Система оказалась вполне жизнеспособной. Но были и трудности:

1) Несколько раз при сжигании мусора был такой сильный дождь и ветер, что пришлось задействовать горелку (зажигалкой разжечь не получилось).

2) Моя зажигалка почти сразу вышла из строя, пришлось брать её у одного из участников, а когда и она выходила из строя, приходилось брать у другого. В итоге под конец я вывел из строя все зажигалки группы и разжигал костёр спичками. Почему? – может, низкое давление…

3) Я один раз нормально так обжёгся – ну а куда без этого?

4) Если не хватало места в рюкзаке, то мусор приходилось цеплять к рюкзаку сбоку, и он везде цепляется, а мог и порваться – лучше сжигать мусор после каждой стоянки, или рюкзак побольше, или мешки покрепче – это уж как больше нравится.

5) Не всегда хватало времени нормально упаковать рюкзак – приходилось запихивать всё кое-как, ведь тормозить группу не хочется. Не всегда хватало времени помочь со сбором палатки.

6) Было неприятно, когда мы приходили на стоянку, усыпанную мусором предыдущих туристических групп – приходилось убирать ещё и за ними. Правда жестяные банки я обжигал и прятал под камень.

Хотя приятных моментов тоже хватало:

1) Костёр, пусть даже из мусора – это тепло и приятно, тем более, когда холодно.

2) На стоянках в турбазе «Глобус» и альплагере «Узункол» были – о, счастье – мусорки.

3) Должность эколога – это работа исключительно в походе. Это достаточно простая в исполнении должность.

4) Однажды был большой костёр и два весёлых участника решили поджечь коровью лепёшку – было забавно, но костёр потух. Не стоит жечь такие штуковины, а если всё-таки очень хочется, нужно выбирать максимально тонкие и сухие)

5) Другие участники помогали мне разжигать костёр – это приятно.

Типы отходов, как известно, бывают разные. Несколько слов о том, как я справлялся с каждым из них:

1)Биологически разлагаемые(чайные пакетики, кожура бананов, апельсинов, недоеденная каша и пр.). Я прятал их под камни около стоянки.

2)Горючие не разлагаемые биологически(фантики, упаковки и пр.). Сжигал.

3)Негорючие не разлагаемые биологически(жестяные банки, газовые баллоны, стеклянные бутылки и пр.). Пустые баллоны было решено нести на перезарядку в Москву, такие баллоны несли поровну всей группой. Остальное нёс я до выхода в цивилизацию и выбрасывал там в отведённое для этого место.

Вывод, который я сделал, основываясь на неприятных моментах: если позволяют средства и не жалко тащить лишние 1,5 кг, то можно купить в поход горелку и баллон с газом, исключительно для экологических нужд – это значительно ускорит процесс сжигания мусора.

Общее впечатление от должности эколога у меня хорошее, в следующий поход тоже планирую пойти экологом.

Карты трек и точки

Весь картографический материал так или иначе относящийся к району похода, найденный мной на просторах интернета, доступен по ссылке на титульном листе.

Там есть:

· Векторные карты для GPS. Два контейнера .IMG (карта Киргизии и подробная Завьяловская карта Терскей-Алатау), а также программа для их объединения в один, например вместе с теми картами, которые уже загружены в ваш прибор. У меня навигатор Garmin eTrex Legend HCx, на нём всё работает замечательно.

· Множество различных карт, хороших и не очень. Некоторые с привязкой.

· Тайлы для просмотра Генштаба 500м и хребтовки Завьялова в программе SasPlanet. Как пользоваться тайлами, а также как их делать самому, смотри ниже.

· Наш трек и точки.

Для подготовки маршрута рекомендую в первую очередь прогуляться по нему в программе Google Earth в 3D режиме. После такой прогулки вы сможете пройти маршрут в реальности по памяти, соответствие действительно очень хорошее.

Карты для похода были подготовлены в программе SAS Planet, которую можно бесплатно скачать на официальном сайте. В программе есть возможность просмотра основных online карт, таких как yandex или google карты и огромного количества других карт. Кроме того, в программе есть доступ и к туристическим картам района, таких как:

· Генштаб - километровка

· Хребтовка Терскей-Алатау, но она охватывает западную часть, я её не использовал.

Все карты имеют привязку к координатам. То есть вы можете открыть в программе чей-нибудь GPS трек, а дальше включать любую карту на ваш вкус, на которой вы хотите увидеть путь движения.

С помощью программы можно печатать произвольные фрагменты любых карт в том масштабе, который вам нужен. Способ был разработан опытным путём, возможно, есть более простые пути.

Алгоритм печати карт в масштабе из программы Sas Planet.

Версия программы в которой я работал, когда писал эту инструкцию: 121010

Общая идея:

Сначала в программе Sas Planet сформировать картинку с нужной частью карты. Затем эту картинку в программе Paint сохранить в формате pdf (на отдельные листы paint разобьёт карту автоматически).

1. Как вытащить карту из Sas Planet в формате jpg.

1.1. Запускаем Sas Planet.

1.2. Находим выпадающий список «Выбор основной карты». Выбираем интересующую карту.

1.3. Находим шкалу для изменения масштаба (приблизить-отдалить). Под ней указан текущий масштаб, например «z12». Приближая и отдаляя карту, выберите такое приближение, которое вас устраивает. Запомните соответствующий номер z.

1.4. Нажимаем Alt+R или находим кнопку «Операции с выделенной областью и в дополнительном меню выбираем «Прямоугольная область».

1.5. Выделяем область, которую вы хотите напечатать. Во время выделения можно приближать и отдалять карту, это ни на что не повлияет. После выделения появится окошко «операции с выделенной областью».

1.6. В появившемся окошке заходим на вкладку «склеить». Выбираем:

1.6.1. «Результирующий формат» - JPEG

1.6.2. «Куда сохранять» - выбираем папку куда попадёт файл с изображением

1.6.3. «Тип карты» - который вам нужен.

1.6.4. «Масштаб» - указываем номер, который запомнили в пункте 1.3.

1.6.5. «Качество» - «100»

1.6.6. Остальное оставляем без изменения. Нажимаем «Начать».

1.7. В папке из пункта 1.6.2 должна появиться картинка с выбранным фрагментом карты.

2. Как разбить карту на листы А4 для печати в масштабе:

2.1. Нажимаем правой кнопкой мыши на картинку из пункта 1.7. Выбираем пункт «изменить». Должна открыться программа Paint.

2.2. В программе выбираем «Файл» - «Параметры страницы»

2.2.1. «Ориентация» - попробуйте и книжную, и альбомную. Оптимальный выбор зависит от формы выбранной изначально области.

2.2.2. «Поля» - я ставил все поля по 5мм.

2.2.3. «Масштаб» - Нажимаем «установить» и указываем проценты в зависимости от выбранного в пункте 1.3 масштаба. Для z13 выбираем 106 - получится километровка. Для z14 выбираем 54 - получится километровка (хорошо подходит для генштаба с двухкилометровой сеткой). Для z15 выбираем 27 - получится километровка, 54 - пятисотметровка (хорошо подходит для гуглорельефа и генштаба с километровой сеткой). Для z16 выбираем 86 для получения пятисотметровки или 54 для печати 250-ти метровки.

2.2.4. Нажимаем «Ок».

2.3. Переходим в «Файл» - «Печать» - «Предварительный просмотр». Смотрим что получилось. Если нужно, меняем в параметрах страницы ориентацию страницы. Запоминаем номера страниц, которые вы хотите напечатать.

2.4. Нажимаем «Файл» - «Печать»

2.4.1. «Диапазон страниц» - указываем номера страниц, которые запомнили в пункте 2.3.

2.4.2. «Принтер» - выбираете либо свой для печати, либо любой pdf принтер для сохранения документа pdf. Если у вас нет pdf принтера, заранее установите программу, например «Bullzip PDF Printer».

2.4.3. Нажимаем печать.

Инструкция по использованию готовых тайлов для программы Sas Planet.

· Запустите SasPlanet и выберите источник из которого программа будет брать карты - «Кэш» (кнопка на панели).

· Заходим в папку с установленной программой и находим кэш. В моём случае это: C:\\Program Files (x86)\\SAS.Planet.Release.140505\\cache. И удаляем папку «sat».

· Вместо неё вставляем такую же папку «sat», скачанную по моей ссылке.

· В SasPlanet выбираем карту Google – спутник. Должна отображаться нужная карта. (не спутник)

Собственные карты для SasPlanet из любой картинки с привязкой можно создать самому. Инструкция о том, как это сделать, находится рядом с моими готовыми тайлами.

Подробнее о том, как каталог перевалов Вестра открыть в Sas Planet.

1. Открываем каталог перевалов Вестра и нажимаем кнопку «Экспорт в Google Earth». Сохраняем на компьютере файл passes.kml.

2. Открываем passes.kml с помощью программы Google Earth. Приближаем карту к нужному району. Например, так чтобы поместился весь Кавказ.

3. Слева в разделе: «временные метки – каталог перевалов – перевалы» нажимаем на папку, например «1А» правой кнопкой мыши и выбираем пункт «сохранить местоположение как». Сохраняем на компьютере файл 1А.kmz.

4. Открываем программу SAS Planet. Нажимаем «Операции-открыть». В появившемся окне выбираем файл 1А.kmz.

5. Во вновь появившемся окне «параметры импорта» указываем название категории, например, «1А» (вместо «новая категория») и нажимаем «начать».

6. Аналогичным образом можно добавить перевалы других категорий, причём в параметрах импорта лучше менять цвет их меток. Затем найдите кнопку «управление метками». Там можно выбирать категории для отображения в данный момент.

Расходы в походе

№ п/п

Расход

Цена, руб

Удельная цена, руб/чел

Общие затраты на поход

20892

Сумма пунктов 2 – 11 (без учёта трат на снаряжение, аптечку, внеплано­вую еду на марш­руте и т.д.)

Билеты на самолёт (в обе стороны)

Самые дешёвые билеты (Ural Airlines, Pegasus Asia)

Продукты питания, купленные в Москве

12000

В Ашане (сладкое, супы и т.д.)

Продукты питания, купленные в Бишкеке

На Ошском базаре (крупы, сало, сухофрукты, орехи) и в супермаркетах (колбаса, сыр, шоколад и т.д.)

Сублимированное мясо

Турклуб МГУ 1000 руб/кг

Бензин

18 литров АИ-80 (25 руб/л)

Переезд из Бишкека в Каракол

135 руб машина до автовокзала в Бишкеке и 200 руб за место в междугородней маршрутке

Переезд из Каракола в альплагерь «Каракол»

100 € за машину*

Хранение заброски в альплагере

1 место стоит 0,5 €/сутки (10 суток)

Оплата стоянки в альплагере

одна ночёвка в а/л стоит 1 €/чел (2 ночи)

Машина в Каракол

машина из кур. Джилису в Каракол 120 €

*Курсы валют во время похода: 1 € = 47 руб = 70 сом 1 руб = 1,48 сом.

Ниже указаны цены на некоторые полезные товары и услуги:

Такси в Бишкеке: легковая машина

100 сом

микроавтобус

от 200 сом

Место в междугороднем микроавтобусе до Каракола

300 сом

+ могут потребовать оплату за багаж (можно торговаться)

50 сом

Легковая машина в Караколе

от 50 сом

Плотный обед в центре Бишкека

~ 625 сом/чел

Очень плотный обед в центре Каракола

~ 500 сом/чел

(В Киргизии в кафе сразу взимают 10 от счета за обслуживание!)

В Бишкеке цены на продукты питания в супермаркетах и на рынках стремительно приближаются к московским. При этом оказалось, что центральный Ошский базар заполонили перекупщики, и цены на нем значительно выше, чем на других рынках (а их много!) Самый дешёвый из них, говорят, рынок «Дордой», до которого легко можно добраться на общественном транспорте и на такси.

Полезные ссылки

· Каталог перевалов турклуба Вестра с возможностью выгрузки точек перевалов и вершин по категориям в Google Earth, а оттуда и в Sas Planet - http://westra.ru/passes/kml/passes.kml