Автор: Виталий Rage, Петропавловск-Камчатский

Пик Йошкар-Ола 3950м. Превопроезд CЗ кулуара. Самая красивая линия в наших горах

Была давняя мечта проехать красивейший кулуар с Северо-Запада пика Йошкар-Ола, 3950м.

И теперь мы это сделали! Проверенная временем и горами команда — Эрик, Игорь и Rage. Время было подобрано почти идеально. Свежий весенний слежавшийся снег, не везде задуло, наверху успело подсыпать, а низы еще не растаяли. The time is now! 6.5 часов на подъем от Мемориала в Туюксу. Вначале скитур, потом тропежка, то на передних зубьях кошек, то по грудь в снегу с элементами драйтулинга, чтобы вытянуть себя повыше. С перемычки по гребням быстро сбегали на вершину +50м. Проехали основной кулуар 700м., затем систему кулуаров ведущих к дороге 200м. И потом вдоль дороги аж до самой трубы. 1540м вертикально перепада, что для наших гор очень-очень много.

Я рассчитывал поднять планку до TD (очень сложно), но вышло D (сложно) =) До следующей категории не хватило скальных сбросов или протяженных участков по 50 градусов вместе со сбросами. В целом это очень длинная, непростая на подъем и спуск линия. Так как лезть надо именно в лоб потому, что классика на Йошку с Альпинграда, а снег надо пройти и понять, ведь, как оказалось, в кулуаре дуют ветра и снег везде разный, то наст, то бетон, то фрирн, где по пояс, а кое-где остатки ледника, присыпанные свежей развальней. Плюс ко всему это снежное разнообразие меняется втечение дня, когда солнце начинает освещать нижнюю часть кулуара. Ключевая часть — скальный остров с “ножом”. Там самый хороший снег, но и самый опасный. Глубина покрова около 1.5 метра и очень много слоев с изморозью. Было стремно, но опыт и чутье позволили безопасно пролезть и съехать данный участок. Для старта первого использовалась веревка. Чуть ниже напоролись на небольшую снежную доску, которая протащила Игоря, который все-таки успел выехать на скалы и зацепиться за них. Лыжу чуть не потеряли.

Как это было

Категория трудности: D, 5.1, E2, III,50°

Примечательно данное приключение именно комплексом задач, которые приходится решать ски-альпинисту. Воэ это поворот — мороз, различные состояния снега, высота, работа со снаряжением, техника спуска, подъема, туман. Все было.

Радует, что есть куда расти и развиваться. До Европы конечно еще далеко, но все-таки уже близко. Проблемным моментом у нас в регионе евляется полное отсутствие сложного рельефа на курортах, резко-континентальный климат, плохая инфарструктура. Могут пройти годы в ожидании окна на маршрут, а в том же Шамони топовый рельеф доступен просто с канатки.

Пугать линией никого не хочется — все достижимо. Но будущим восходителям необходим базовый альпинистский опыт, хорошее владение снарядом и чувсто снега. Хочется пожелать удачи и хорошего снега!

Через пару дней после событий на склонах соседнего пика Октябренок, на спуске, сорвался Гена Дуров и клиентом. Оба альпиниста погибли. Соболезнования родным и близким. Гена был одним из сильнейших восходителей Казахстана. Поднимаясь в ночи на спасработы, до последнего момента не верилось в происходящее. Берегите себя в горах.

Снаряжение:

• веревка 53м для теста и возможного дюльфера
  • 2 крюка и комплект закладок — для станции
  • 5 сверхлегких оттяжек
  • 2 корделета и немного расходника
  • кошки, ледоруб каждому. У Игоря whippet (лыжная палка со “встроенным” ледорубом), коротый вполне подходит для данного маршрута.
  • Лавинные рюкзаки (эирбеги) не брали.