Автор: Николай Степанов, Новосибирск

Красноярские Столбы (из воспоминаний)
V. Последнее "прости" Столбам

Свыше двенадцати лет я не был на столбах и вот в 1952 году, в августе месяце, я вместе с женой, вновь посетил их. Прожил там непосредственно под "беркутовскими камнями", первой нашей остановкой 4 суток. На этот раз с нами были - другой племянник Анатолий с женой и его 70 летний отец. В общей, сложности всем нам пяти столбистам было около 300 лет. Шли, как и в молодости "Каштаком". Как же иначе! "Беркутовской" избушки под скалой "Рукавички" уже не было, она, очевидно, сгорела, и на ее месте буйно разросся малинник. Из старых "Беркутов", видимо, тоже никого не осталось, а кто и остался, не ходил на столбы из-за старости или болезней. Несколько раз в 1930-1933 гг. мне пришлось побывать и в этой избушке. И надо откровенно признаться, что уже и тогда "беркутовская стоянка" ничем примечательным не отличалась. Она как-то поблекла и затихла. Позже, примерно к 1940 году говорили, что она стала достоянием разных компаний, а когда не стало избушки и совсем забросилась.

Евдокия Ивановна Овсянникова в возрасте бабушки (1956 год).
Пришла посмотреть свое старое становище
Так вот сошла со столбовской известности "Беркутовская компания". Очень немного осталось и следов ее существования. Надписи, сделанные когда-то на самых недоступных скалах, стерлись и имена забылись. Остались и напоминают о ней лишь "Леушинский лаз" в "Орлиное гнездо", камень первой стоянки с надписью "Беркуты" с прозвищами вокруг, да две скалы, названные именем этой гордой птицы - "Большой и Малый Беркут".

Существует сейчас какая-то компания под кличкой "Беркутянка", но что она представляет, является ли каким родственным ответвлением "Беркутов" и почему носит женское имя, мне установить тогда не удалось. Возможно, что она основана кем-либо из дочерей "Беркутов" потому так и называется.

Е.Ф.Потехина (Алена)
Остановке под старым "Беркутовским камнем" первой и очевидно уже последней для меня остановкой на столбах, я был даже и рад. Почти до рассвета просидел я у костра, вспоминая былое. В мыслях пронеслись все события минувших лет. Вспомнились все друзья и товарищи молодости. Но как же все изменилось вокруг и тут на "Столбах". Оголилось как-то. Веселая когда-то стоянка под "Беркутовским камнем" выглядела уныло и запустело. Не стало вокруг той девственной красоты леса и зарослей, какие были до и после передачи столбов в госзаповедник. Особенно голо выглядит гряда развала огромных камней от 2-го столба, идущая вниз к домикам туриста. Их раньше в густом лесу и зарослях не было видно, а теперь даже большие деревья вырублены, не говоря уже о зарослях и густой траве. А ведь передачей всей территории в заповедник преследовалась основная цель - сохранение девственности флоры от вырубания, лесных пожаров, вытаптывания, загрязнения отбросами на остановках и т.п. Тогда и было отведено место для остановок - западнее первого и второго столбов и построен первый домик наблюдателя Михваса (Михаил Васильевич).Так как заснята на фотоснимке. Как тогда он ревностно охранял заповедник и требовал выполнения установленных правил. Под скалами никому не разрешалось останавливаться. К столбам ходили только лазать и встречать восход солнца. Михвас строго следил за этим. (см. прим. А.Л. Яворского)Посещая столбы наездами в 1930-33 гг. я видел, что территория их действительно как бы обновилась, покрылась густыми зарослями молодого леса и травами, а камни и скалы толстым ковром зеленого мха и зарослей. Тропинки от столба к столбу опять стали едва заметными, а прежние стоянки трудно было разыскать даже опытным столбистам. Поставленная цель, следовательно, была достигнута. Почему же теперь стало опустошено и неприглядно? Ведь заповедник-то существует? Почему образовались не только широкие тропы, а целые вырубленные и вытоптанные пустыри и оголенные скучные камни? Почему ручейки и роднички, ранее вытекавшие сказочно красиво из-под покрытых мхом камней, в густой заросли кустарников, деревьев и травы, с прозрачной, как янтарь, холодной водой, оголены и главное засорены до недопустимости отбросами (очистки картофеля, бумага, консервные банки и т.п.).

Насколько раньше было приятно попить и освежиться этой холодной водичкой, настолько теперь благодаря плавающим в воде и вокруг отбросам, неприятно и противно не только ее пить, но даже и умыться. Когда-то еще до заповедника эти роднички, да и вся территория столбов оберегалась самими столбистами. Я помню, что мы, уходя, всегда тщательно убирали стоянку, тушили огонь на остановках, предупреждая других и вывешивая на видных местах плакаты "береги столбы" всеми возможными мерами. Теперь же, видимо, некому заниматься наведением порядка и внедрением в посетителях столбов понятий о культуре и бережном отношении ко всем красотам и богатству природы, окружающей столбы. Почему бы сейчас не ввести на общественных началах тот порядок, который применялся нами?

Надо только кому-то проявить инициативу в этом, а ревнители этого порядка всегда найдутся. Есть же среди посещающих столбы хорошая молодежь, воспринявшая замечательные традиции старого поколения столбистов. При ее помощи, я уверен, можно многое сделать. Иначе при таком безобразном отношении недалеко то время, когда вокруг столбов ничего не останется, кроме голых скал и вокруг таких же камней.. Лес редеет (он уже поредел), кустарники и травы вытопчутся, родники и ручейки пересохнут и не станет на столбах уже той романтической прелести, которую они сохраняли когда-то.

Вверху Яворский, внизу - Ермолаев Андрей из Перушки. 1931 г.
Подпись на фото: Сибирский край. Государственный заповедник «Столбы»
Нет, столбы уже не те. Такими они нам не понравились. Они будут еще непригляднее, если продолжится такое, грубо выражаясь, варварское отношение к ним горе-современных "столбистов", охарактеризованных в статье писателя Казакова "Красота и уродство" (См. "Комсомольскую правду" от 14/ II и 8/IY-1960г.).

И не случайно, что за последнее время все больше и больше молодежь тянется на "Манские столбы", или как их теперь зовут "Дальние столбы" - "Крепость", "Стенка", "Коврижки" и другие. Не трудно догадаться, почему. Там еще сохраняется некоторая первобытность, густота зарослей, узкие тропки, загадочная тишина скал, покрытых густым кустарником, мхом и лишайниками. Чистая, как янтарь, холодная вода ручейков и родничков, а главное - тишина. Вот что притягивает туда лучшую молодежь и это несмотря на дальность расстояния.

По отвесной стене Крепости. Хочется верить, что кому следует, обратят внимание на заповедник "Столбы". Общественность поднимет свой голос в защиту их. Возможно, меры соответствующие уже приняты и порядок наводится. Госзаповедник осуществляет предоставленные ему права и "Столбы", если еще не приобрели, то, по крайней мере, уже на пути к возрождению своей прежней романтической обаятельности, славы и красоты.

Жаль, что мне уже не придется этого увидеть. Прощайте теперь уже навсегда, милые сердцу, незабываемые "Столбы", краса и гордость красноярцев!