Автор: Денис Давыдов, Москва

Одни на перевале

На волне мужской темы вспоминаться начали всякие истории. Как-то раз мы отправились с друзьями в зимний горный поход с небольшой категорией.

И нам с напарником как самым опытным выпала честь отправиться вперед, чтобы провесить перила для основной группы.

И вот раннее утро. Мы берем 6 бухт веревок, кучу железа (ледобуры и карабины для станций), ледовый инструмент и отправляемся на утреннюю разминку. Дело было на высоте около 3000 м, там уже хорошо чувствовалось, что акклиматизация в разгаре)

Сначала долго шли по закрытому леднику и вот подошли к стене. В принципе ничего особенного метров 400 хорошего бутылочного льда с уклоном градусов 45-60

Кто не знает, бутылочный лед это, когда лед как стекло, очень тверды, кошка держит с трудом.

В общем романтика.

Сначала мы как путные планировали делать станции каждые 10 метров, ибо есть куда падать.

Но после пары станций и вкручивания качественных петцелевых ледобуров в этот бетон, мы поняли, что день будет жарким несмотря на минус 30.

У меня впервые начало сводить кисть от вкручивания. Очень яркие воспоминания, ты выпрямляешь ладонь, а она складывается под углом 90 градусов с не очень приятными ощущениями. И это на первой веревке только...

Ветер усиливался и нас начало жестко сдувать. Одели пуховки и приняли волевое решение, если мы хотим успеть до темноты провесить стену и вернуться в лагерь, то придется проходить по-максимому, а когда совсем очково станет, тогда уже крутить станцию.

Кто не знает, то расчет падения в альпинизме ведется просто. Это длина веревки до станции плюс такое же расстояние от станции вниз. То есть если вы ушли на 50 метров от станции, то пролетите вы гремя костями 100 метров, собирая на своем пути все торосы, камни и напарников. Мягко говоря так делать не надо. Но нам выбирать нам не приходилось.

Я попер вперед. На второй веревке уклон стал уже качественным, я бодро выбирал свои 50 метров, начиная все острее спиной чувствовать немой укор моего тренера по альпинизму. Когда его голос уже звучал в голове, а кошки предательски начали проскальзывать, я понял, что, пожалуй, хватит, нужна станция.

Глянул вниз, мама, как же оказывается много эти 50 метров... Андрюха где-то на горизонте весь в напряге. Понимает, что если к нему прилетит 100 кг мяса с кошками и ледовыми инструментами, то он не будет рад встрече с другом.

После первого ледобура пришло облегчение, радостно встегнулся. Сделал станция, встал на страховку,теперь очередь Андрюхи.
Вишу, страхую, жду его, когда он вползет.

Тем временем солнце уходит за вершину, и мы понимаем, что дальше будет только труднее. Добавилось еще градусов 10 в минус. Если бы не этот ветер еще... А все самое трудное впереди.

Следующую веревку пробегает Андрюха. Я не выдерживаю и на чистом русском языке объясняю ему, что по 50 метров лучше не надо, давай по 25 метров хотя бы. Андрюха парень бесстрашный, но с мозгом, и он радостно принимает мои веские аргументы.

Доползаю до него.
Силы еще есть, но, блин, холод собачий. Экспедиционная пуховка рассчитанная под Эверест и К2 спасает не очень сильно.

Мой выход. Доползаю до станции, кручу ее.
Чтобы было представление в зимних походах альпинисты ходят в двух рукавицах минимум, внизу перчатка флисовая, поверх плотная верхока из кордуры. Но с железом в верхонке работать не удобно, приходится снимать и работать во флисе.

И вот тут произошло прикольное. У меня так замерзли руки, что впервые в жизни я понял, что меня рвет от холода.
Такого яркого шока от холода я никогда не испытывал, реально выкручивало изнутри, рук уже не чувствую. Приплыли. И это за 5 минут работы, а не сидения...
Оглядел просторы горные... Мы тут одни на 100 км, это ж, блин, зимний поход.

Суровая оценка ситуации. Если мы с Андрюхой тут накроемся, нас спасать будет некому, да и не успеют. Просторы горные начинают не только восхищать. Появляется трепетно и крайне уважительное отношение. Понимаешь, что они принимают решение, наблюдая за нашей борьбой. Убить нас или оставить. Надо собраться.

В голове пронеслось, теперь начинаю понимать, что чувствовал тот мужик в фильме "Касаясь пустоты"...

Ладно вперед, мы еще поборемся.
Начинаю вращать руками как вертолет, через 10 минут чувствительность возвращается, тошнота проходит, внутри все отпускает.
Фуф, думаю. Холод нельзя недооценивать.

Даю отмашку Андрюхе, теперь хоть могу страховать, жду.

Советуемся, не пора ли сваливать, ибо мы в тени - холод и ветром нас скоро сдует.
Андрюху тоже морозит жестко.

Осталось еще две веревки и самый крутяк.
Внутри уверенность появляется, мы геройски погибнем, но не сегодня и не здесь.

Работаем дальше.

И вот еще час, и я уже вижу гребень перевала.

Если люди когда-нибудь появятся на Марсе, то наверное, я буду знать, что они почувствуют.
И я могу отдаленно ощутить то, что было внутри у Колумба и Магелана, Лазарева и Белинзгаузена, Амундсена и Скотта.
Когда ты доходишь до перевала и видишь то, что там за ним.

Мы на тот момент были настолько измотаны и истощены, что долина в окружении острых пиков воспринималась как потаенная волшебная страна, о которой мы мечтали в детстве.
Несмотря на усталость, в сердце была такая радость. Но не покорителей или мужиков, доказавших всем и вся свою силу - все это фигня.

Нет, мы чувствовали радость, что горы нас пропустили и не стали убивать. Да еще и за терпение и труды подарили эти прекрасные мгновения заката. После ледяного склепа с нашей стороны, снежные солнечные склоны и ослепительные пики это было как сказка.
На несколько минут даже стих ветродуй, мы поняли с Андрюхой, что именно ради таких моментов, мы готовы терпеть все эти издевательства над организмом.

Тут ветер поднялся с еще большей силой, метров 20 в секунду, начало сдувать. Сил почти не осталось, быстро замерзали. Вспомнились наставления тренера, что 80 аварий происходят после восхождения на пути домой. А нам еще пилить и пилить домой, да еще и по леднику с кучей закрытых трещин, а уже смеркается.

Забиваемся под камень, разливаем чай, чтобы хоть как-то согреться и восстановиться, сжираем ледяной сникерс, от которого чуть зубы не ломаются и челюсть стынет. Чувствуем приток сил. Все бегом обратно, пока силы не есть. Через два часа уже в темноте мы подошли к лагерю.

Это был трудный день.
Трудный, но радостный.

Горы это другая планета, на которой должен побывать каждый мужчина. Только там он становится собой, и все лишнее отлетает.
Написал этот рассказ и понял, что этим летом обязательно снова там побываю. Вернусь, чтобы снова стать сильнее, чище, лучше.

Если у вас внутри, что-то екнуло - пишите, пойдем в горы вместе.
Собираю команду как раз.

Рискованная страховка

Создаётся впечатление, что вы никогда не слышали о промежуточных точках страховки. Советую изучить тему.

Лишний риск

Будьте осторожней, так недолго и не вернуться.

Не в теме!

Создается впечатление, что автор не совсем в теме...