Автор: Алексей Семенов, Ярославль

Всё дальше в албанские горы

Из Кукеса поехали по дороге в сторону Косово. Для попадания в горное поселение Вальбона многие встреченные нами люди советовали ехать через него, яко бы эта дорога основная, и по ней больше трафик. Это на самом деле так, но мы не были уверены, возможно ли без каких либо проблем посетить Косово, пустят ли нас потом в Сербию. По этой причине пересекать границу мы не стали, а вышли, немного не доехав до неё. С развилки узкая второстепенная дорога серпантином уходила в горы, по ней мы собирались добраться до городка Байрам Карри, а затем и до Вальбоны. Дорога эта оказалась пустынна, и мы заночевали неподалёку от развилки посреди обширной ровной местности, похожей на степь, окруженной горами.

В Байрам Карри ехали в пикапе с представителем дорожно-строительной фирмы, который направлялся в Вальбону по работе, чтобы оценить участок дороги, который фирма должна была там заасфальтировать. В Байраме у нас было лишь одно дело - купить мне ботинки. Не знаю почему, до сих пор ничего путевого мне не попалось, даже в крупных городах Албании приобрести обувь оказалось непросто. Обувь здесь бывает двух видов: либо дешёвая и некачественная, либо ещё более дешёвая, качественная, но б/у-шная, причём последней гораздо больше. Видимо, её, уже поношенную, привозят из других стран Европы, потому что среди обычных городских башмаков часто попадаются даже классные горные туристические ботинки, которых новых в продаже нет нигде. Покупать старые растоптанные боты, хоть и за копейки, не хочется, отсюда и проблема. Кстати, забыл написать в прошлый раз, в Тиране количество и разнообразие продающихся б/у вещей просто зашкаливает. Кроме обуви есть так же магазины, торгующие, например, старыми облезлыми сумками и чемоданами, старыми заляпанными холодильниками, старыми телевизорами, продают старые полотенца и зимние тёплые одеяла, естественно есть магазины б/у одежды, причём вплоть до нижнего белья, рядом с автомастерскими продают б/у колеса, состоящие из б/у литых дисков и наполовину стертых покрышек, для любых моделей машин, даже для внедорожников БМВ. Видели распродажу ободранных старых пластмассовых колпаков на колеса, частично сломанных, видимо собранных на какой-то европейской помойке. Любой бытовой предмет возможно приобрести за символические деньги, и похоже, что спрос на этот хлам есть, ибо новых вещей в магазинах мало, а албанское население в основном не богато.

Вот и в Байрам Карри повторилась та же история, выбор такой - либо старьё, либо разноцветные синтетические кроссовки, которые развалятся через неделю, зато новые. Долго мучился, обошёл много магазинов, но всё же нашёл более-менее ничегошные башмаки, кожаные и новые, наверное самые дорогие из всех - две тысячи рублей примерно. Так что вывод такой: если ехать на Балканы, всё необходимое лучше брать из дома, здесь купить качественное снаряжение почти невозможно! В Байраме цивильно пообедали в ресторане, и там был вай фай. Покопавшись в интернете, выяснили, что побывать в непризнанном государстве Косово у нас не получится, поскольку Россия входит в число стран, не подтвердивших законность суверенитета страны, для въезда в неё россиянам нужна виза. Искать методы её получения мы сейчас не будем, поскольку имеем другие планы, да и время путешествия примерно определено.

Выйдя на окраину Байрам Карри, мы застопили грузовичок. В кабине места не оказалось, мы залезли в открытый кузов и покатили с ветерком по извилистому ущелью вдоль быстрой горной реки с чистейшей бирюзовой водой. Горы становились всё выше, воздух всё чище и свежее. Машина привезла нас в маленькую деревню под названием Драгоби, зажатую двумя гребнями скалистых гор. Это было как бы ответвление ущелья, по нему сверху бежал быстрый ручей, впадающий в реку как раз в этой деревне. Мы не собирались долго задерживаться в ней, хотели только заглянуть, но место оказалось красивым, и мы остались там ночевать.

Утром пили чай с горной мятой и ягодами можжевельника, прихлебывая "вареньем" из ежевики. В горах ежевики очень много, она крупная и сладкая, сейчас как раз самый сезон, а местные почему-то её не собирают. Грецкие орехи тоже потихоньку поспевают, некоторые уже падают, деревья иногда попадаются по пути, растут просто так, не в садах, бери сколько хочешь. До Вальбоны оставалось километров пятнадцать, хотели уже пойти пешком, но прошли недалеко - стоявший на обочине джип позвал нас, и предложил подвезти. В этом месте происходил ремонт дороги, экскаватор разравнивал гравий, а водитель джипа, похоже, был начальником. На машине доехали быстро. Увидев красивые места, высадились пораньше, ещё в начале посёлка, жалко было проезжать такие виды. Высокие горы, наполовину покрытые лесом, а вершины - белые скалы, похоже, будто снег там лежит! В первый попавшийся дом вписали рюкзаки, и скорее полезли в гору, чтобы заснять весь простор сверху. Вальбона является местом относительно туристическим, из неё в разные стороны проложены маршруты, и мы пошли по одному из них, мечтая о классных видах. Маршрут оказался тупиковым, упиравшимся в вершину, а виды и вправду были шикарные!

Вечером ужинали в местном туристическом ресторанчике. Но настоящих горных туристов мы там не увидели, а только группу албанских пенсионеров, которые жили в микро-отеле поблизости, и пришли на вечернюю трапезу. Для отдыхающих накрыли длинный стол и включили музыку. Люди оказались очень активные, сразу пустились в пляс, изобразив нам национальные танцы, похожие на танцы народов Кавказа. В ресторане просидели допоздна, заряжая батарейки. Место для ночевки искали в темноте с фонарями, и толком даже не поняли, куда залезли - типа большой холм, и кругом огромные валуны торчат, между ними и расположились. Рассмотрели местность уже утром - мы снова оказались на территории, где в недалеком прошлом велись боевые действия. Вокруг холма стояли брошенные дома, среди которых кое-где виднелись доты, накрытые круглыми сферическими бетонными крышками. Видно, что доты эти охраняли дорогу, а направление стрельбы было сориентировано в сторону границы с Косово. Очередной раз удивились, что в таких красивых местах люди умудряются воевать друг с другом, хотя всё вокруг располагает к спокойной безмятежной жизни - горы, речка, каменные домики среди деревьев на склонах, пасущиеся на холмах овцы...

Только собрались идти - начался дождь, пришлось пережидать его на крыльце старого дома под крышей. Погода в горах изменчива, часто в течение одного дня она может меняться на совершенно противоположную по несколько раз. Вот и в тот день с утра светило солнце, потом с гор пришли дождевые тучи, а часа через полтора дождь уже закончился, и мы пошагали по дороге на окраину Вальбоны, чтобы оттуда начать поход по горному маршруту до деревни с трудно произносимым названием Theth.