Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: А.Сейкин, г.Волжский

Отчет о горном походе 5 к.с. по Алтаю летом 2014. Часть 1

ОТЧЕТ о прохождении горного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности по Алтаю, совершенном группой туристов г. Волжского и г. Волгограда в период с 22.07.2014 - по 12.08.2014Маршрутная книжка № Р14/3-502. Руководитель Сейкин Алексей Александровичг. Волжский, Волгоградской области seikin.alexey @ gmail.com

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. ПРОВОДЯЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Маршрут организован силами ОО "Федерация спортивного туризма" г.о.-г. Волжский

Сайт:www.turclub-vlz.ru

1.2. ОБЩИЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

Вид туризма:

горный

Район путешествия:

Северо-Чуйский хребет (Алтай)

Категория сложности:

пятая

Количество участников:

шесть

Сроки проведения:

22 июля - 11 августа 2014 года

Продолжительность маршрута:

21 день

Протяженность маршрута:

178 км

1.3. ПОДРОБНАЯ НИТКА МАРШРУТА

Маршрут группы:

(заявленный)

пос. Чибит - пер. Орой (н\\к) - оз. Шавлинское - пер. Орбита (3000, 1Б) - пер. Москвич (3075, 1Б) - пер. Сталинградский (3200, 2Б) - р. Ниж. Каиндыодру - р. Карагем - р. Камрю - пер. Мечта (3300, 2Б) - пер. Шавлинский Верхний (3415, 2А) - пер. Актру (3600, 2Б) - восх. на пик Актру (4044, по В. гребню с ледника Большой Актру 3А) - пер. Маашей (3250, 2Б) - пер. Латвийский (3560, 3А) - пер. Маашей-Абыл-Оюк (3700, 3А) - лед. Левый Маашей - р. Маашей - пос. Чибит

Маршрут группы:

(выполненный)

пос. Чибит - пер. Орой (н\\к) - оз. Шавлинское - пер. Орбита (3000, 1Б) - пер. Москвич (3075, 1Б) -пер. Разведочный (3145, 1Б) - р. Каиндыодру - р. Карагем - р. Камрю - пер. Мечта (3300, 2Б) - пер. Шавлинский В. (3415, 2А) - пер. Маашей-Абыл-Оюк (3700, 3А) - р. Прав. Карагем - р. Лев. Карагем - пер. Латвийский (3560, 3А) - пер. Маашей (3250, 2Б) - восх. на пик Актру (4044, по В. гребню с ледника Большой Актру 3А) - пер. Актру (3600, 2Б) -- р. Маашей - пос. Чибит

1.4. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ МАРШРУТА

Пройдено категорийных локальных препятствий:9

3А - 3 шт.

пер. Маашей-Абыл-Оюк, пер. Латвийский, восх. на пик Актру по С-В гребню

2Б - 3 шт.

пер. Мечта, пер. Маашей, пер. Актру

2А - 1 шт.

пер. Шавлинский Верхний

1Б - 2 шт.

пер. Орбита, Москвич, пер. Разведочный.

1.5. МАРШРУТНО-КВАлИФИКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

Маршрут был утвержден в ЦМКК 16 июля 2014 года

(в составе: Директор Л.Б., Лехтман Д., Ярошевский А.)

1.6. ВЫСОТНЫЙ ПРОФИЛЬ МАРШРУТА

Максимальная высота:

4044 м (пик Актру)

Максимальная высота ночевки:

3354 м (лед. Большой Актру)

Суммарный перепад высот:

+11700 м -11700 м

1.7. ОБЗОРНАЯ КАРТА МАРШРУТА

1.8. СОСТАВ ГРУППЫ

Имя, возраст

Должность

Опыт

Сейкин Алексей,

28 лет

Руководитель, врач

4ГР - Зап.Кавказ 2012

5ГУ - Алтай 2010

Сейкина Дарья,

24 года

Завхоз, фотограф

4ГУ - Зап.Кавказ 2012

Осинцев Константин, 29 лет

Технический лидер, хронометрист

4ГУ - Зап.Кавказ 2012

Степанов Кирилл,

30 лет

Ответственный за радиосвязь

4ГУ - Зап.Кавказ 2012

Дулов Александр, 33 года

Рем.мастер

4ГУ - Памиро-Алай 2010

Буланцев Сергей,

28 лет

фотограф

4ГУ - Памиро-Алай 2010

1.9. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников.

1. Пути аварийного выхода были записаны в маршрутной книжке и показаны на карте всем участникам

2. Обращалось внимание на выбор максимально безопасных мест для привалов и ночлегов

3. При прохождении перевалов, по возможности, использовалось раннее время суток

4. В темное время суток и при плохой видимости движение не производилось

5. График движения планировался с учётом забросок, днёвок и запасных дней на случай непогоды

6. Переправы через реки производились только по мостам или бревнам

7. Количество и подготовка участников позволяли при необходимости самостоятельно проводить спасработы или послать нескольких человек за помощью

8. Группа активно пользовалась портативными радиостанциями - BAOFENG, 3 шт. на группу

9. В группе имелся спутниковый телефон - THURAYA HUGHES, спутниковый роуминг МТС

10. В группе имелся GPS навигатор GARMIN DAKOTA 20 с координатами перевалов и вершин, а также с загруженным набором топографических карт района похода

11. Все участники и руководитель были застрахованы от несчастных случаев (спортивная страховка, СК «РЕНЕССАНС страхование», страховая сумма - $50 000)

12. Группа регистрировалась в МЧС Республики Алтай (тел. дежурного (388-22) 2-29-14.)

13. Связь с МКК производилась не реже 1 раза в 6 дней, а также в случае использования запасных вариантов.

1.10. ВИДЕОФИЛЬМО ПОХОДЕ

В походе был отснят обширный видеоматериал, включающий в себя описания прохождений наиболее сложных технических препятствий, а также отражающий большое количество красот природы Алтая.

Фильм «Возвращение Алтайских легенд»http://youtu.be/BJHFy7b2jrU

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

2.

2.1.ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА, СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Основной задачей маршрута стало освоение нового для нас района, повышение уровня технического и спортивного мастерства для организации более сложных и интересных маршрутов в будущем.

Для выполнения поставленной задачи был выбран Северо-Чуйский хребет. Район включает широкий набор высоких и технически сложных перевалов и вершин, позволяющий разработать горный маршрут высшей категории сложности. Дополнительной задачей стояла разведка текущего состояния перевалов района, о которых достаточно мало информации. В основном это касалось перевала Сталинградский (2Б), перевала Разведочный (1Б), перевала Актру (2Б), перевал Латвийский (3А). Особенно это стало актуально после прошедшего в данном районе 2012 году землетрясения.

О маршруте была подана предварительная заявка для участия в Чемпионате России по спортивным походам.

Маршрут разрабатывался в течение двух лет, несколько раз пересматривались районы проведения похода, локальные препятствия для преодоления - в связи с поступлением новой информации о районе предстоящего путешествия.

На протяжении всего времени подготовки маршрута участники группы занимались повышением своих физических данных и развитием технических навыков путем участия в различных соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию, мультиспорту, лыжному спорту.

Учитывалась достаточно напряженная ситуация с погодными условиями в районе похода, в связи с чем предпринимались меры по тщательной разработке графика движения, с наличием нескольких запасных вариантов.

2.2. Варианты подъезда и отъезда, дислокация ПСО

Началом и завершением маршрута был выбран поселок Чибит, как наиболее удобное место в плане трансфера для данного района. Для подъезда к началу маршрута из Новосибирска, а также выброски обратно - связались с транспортной компанией «Алтай-транспорт». Заброска осуществлялась по Чуйскому тракту. Время трансфера Новосибирск - Чибит составило в среднем 12 часов, на а\\м «Соболь» за 16400 руб. с группы в одну сторону.

Ближайший ПСО расположен в Горно-Алтайске, где группа зарегистрировалась по телефону.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В связи с отдаленностью района, достаточной труднодоступностью для транспорта некоторых долин были определены наиболее удобные и быстрые пути аварийного завершения маршрутов:

1. Спуск по долинам рек: Шавла, Маашей к ближайшим населенным пунктам: Чибит, Акташ

2. Спуск по долинам рек: Юнгур, Карагем к ближайшим населенным пунктам: Джазатор

3. Выход через пер. Карагем (н\\к) в долину р. Талдура к ближайшим населенным пунктам: Бельтир.

Запасными вариантами являлись:

1. Замена перевала Мечта (2Б) на перевал Весенний (2А) + перевал Абыл-оюк (1Б*)

2. Замена перевала Латвийский (3А) на перевал Тамма (2Б)

3. Замена перевала Сталинградский (2Б) на перевал Разведочный (1Б).

2.4. Изменения маршрута и их причины

Погода в районе путешествия:

Из 21 дня маршрута полностью солнечных было 2 дня, без осадков - 5 дней. Прохождение практически всех высококатегорийных препятствий проходило в условиях метели, тумана, дождя. В отличие от предыдущего 2013 года, по данным отчетов о походах, отмечалось большее количество снежного покрова на северных склонах перевалов, что в сочетании с частыми снегопадами повышало уровень лавиноопасности.

В прохождении маршрута имеются изменения - использован запасной вариант №3.

Прохождение большей части локальных препятствий маршрута сопровождалось осадками в виде снега и дождя, в сочетании с туманом, в связи с чем все резервные дни были использованы при прохождении первой части маршрута (пер. Орбита (1Б) - пер. Москвич 1Б) - пер. Разведочный (1Б) - пер. Мечта (2Б) - пер. Шавлинский Верхний (2А). Учитывая полученные по спутниковой связи данные о прогнозе неблагоприятных погодных условий на ближайшие несколько дней, а также при отсутствии резервных дней на случай непогоды, группа приняла решение о прохождении перевалов второй части маршрута в обратном порядке, с целью в первую очередь пройти перевалы 3А категории трудности - Маашей-Абыл-Оюк 3А и перевал Латвийский 3А, на случай сильного отставания от графика из-за погодных условий.

Обо всех изменениях на маршруте, связанных с использованием запасных вариантов движения, каждые 6 дней сообщалось непосредственно выпускающей ЦМКК в лице Ярошевского Алексея Эдуардовича (по спутниковой связи или через секретаря Волгоградской МКК).

2.5. График движения по маршруту

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Перепад высот

наборсброс

ЧХВ

Метеоусловия

22.07.2014

1

Мост через р. Чуя (ниже поселка Чибит на 2 км) - левый берег р. Чуя - слияние ручья Орой (1719 м)

11,7

600

200

4:30

Переменная облачность

23.07.2014

2

МН - пер.Орой (н\\к) - р. Шавла на слиянии с р. Ештыкол

19,2

500

600

6:40

Переменная облачность

24.07.2014

3

МН - морена ниже 1 км от оз. Верхнее Шавлинское

14,5

500

-

5:40

Переменная облачность, дождь

25.07.2014

4

МН - пер. Орбита (1Б) + пер. Москвич 1 Б - д.р. Юнгур (озеро)

12,5

1000

800

5:40

Переменная облачность

26.07.2014

5

МН - пер. Разведочный (1Б) - спуск с перевала и ночевка под перевалом

10,6

916

600

9:00

Дождь, туман, ясно

27.07.2014

6

МН - д.р. Каиндыодру - д.р. Карагем - д.р. Камрю выше озера

17

400

1300

9:00

Переменная облачность

28.07.2014

7

МН - верх левого притока Камрю - под пер. Мечта (2Б) - вынужденная стоянка под перевалом

8

960

-

5:30

Дождь, туман, снег

29.07.2014

8

Подъем на седловину перевала Мечта (2Б) - вынужденная ночевка на седловине

0,5

300

-

3:00

Метель, туман

30.07.2014

9

МН - спуск с пер. Мечта (2Б) - морена ниже 1 км от оз. Верхнее Шавлинское

7,3

-

1200

5:30

Туман, дождь, переменная облачность

31.07.2014

10

МН - МН, дневка

0

0

0

0

Переменная облачность, дождь, снег

01.08.2014

11

МН - пер. Верх Шавлинский (2А) - спуск на ледник Левый Маашей

9,3

1200

587

5:30

Туман, дождь, переменная облачность

02.08.2014

12

МН - пер. Маашей-Абыл-Оюк (3А) - д.р. Прав. Карагем (ниже ледника)

8

900

1128

6:40

Облачно, снег, туман

03.08.2014

13

МН - слияние р.р. Правый и Левый Карагем

9

-

566

4:10

ясно

04.08.2014

14

МН - ночевка на морене справа от языка ледника Левый Карагем

8,8

847

-

5:50

ясно

05.08.2014

15

МН - перевал Латвийский (3А) - ледник Правый Маашей

5,5

815

737

8:05

Переменная облачность

06.08.2014

16

МН - перевал Маашей (2Б) - ледник Большой Актру

6,5

987

380

4:45

Снег, метель, туман

07.08.2014

17

МН - МН (ледник Актру высота 3000 м) - пережидание непогоды

0

0

0

0

Сильный туман, снегопад, видимость 50 меров

08.08.2014

18

МН - восх. на пик Актру (4044, по С-В. гребню с ледника Большой Актру 3А) - МН

6

1044

1044

7:00

Переменная облачность, туман

09.08.2014

19

МН - перевал Актру (2Б) - д.р. Маашей

10

810

1600

7:00

Туман, снег

10.08.2014

20

МН - подход к переправе через р. Чуя

15

-

800

6:00

Переменная облачность

11.08.2014

21

МН - д.р. Чуя - Чибит - Мост через р. Чуя (ниже поселка Чибит на 2 км)

17

-

300

6:00

Ясно

Итого

196

11779

11842

115:30

2.6. Техническое описание прохождения маршрута

В техническом описании маршрута дается орографическая ориентация элементов местности, либо делается специальная оговорка "по ходу".

Время движения дается в ходовых часах, то есть приводится фактическое время движения без остановок, но с учетом времени технической работы и разведок. В случаях, когда техническая работа занимает значительную долю времени прохождения каждого участка, дается общее время прохождения, отсчитанное по последнему участнику.

Высота, категория сложности перевалов, а также наименования рек, долин, ледников и хребтов даются поПеречню классифицированных перевалов "Высокогорные перевалы". (Выпуск 2001г.)

В остальных случаях приводятся принятые среди туристов и альпинистов названия.

GPS-координаты опорных точек маршрута приведены в приложении.

Чибит - перевал Орой (н\\к) - д.р. Шавла

22 июля 2014в 10:50 сделали групповое фото и начали маршрут от автомобильного моста (Фото 1, Фото 2) через р. Чуя, в 2-х км ниже по течению поселка Чибит. Погода солнечная, движемся вверх по тропе левого берега р. Чуя. Через 4:20 ЧХВ дошли до ручья Орой, где встали на обед. После обеда продолжаем движение по тропе, серпантином уходящей в сторону перевала Орой. Продолжаем движение отрезками по 30 минут, т.к. идем с полными рюкзаками по 40-42 кг. Через 1:35 ЧХВ встали на ночевку на ручье Орой. К вечеру появились облака. Недалеко от места ночевки встретили «ветеранов» (из Новосибирска или из Барнаула), в разговоре с которыми удалось выяснить, что снега на перевалах в этом году достаточно, радиальный выход на перевал Зелинского (2Б) они совершили без веревок. Также выяснили, что уже 14 дней в районе стоит солнечная погода. Завершая описание дня, хочется сказать, что более оптимально начинать маршрут от «платного» пешеходного Оройского моста (мост через Чую, на 4 км выше Чибита), что позволит сэкономить минимум пол дня ходового времени и очень много сил.

- набор высоты 550м

- расстояние 11,7 км

23 июля 2014выход в 7:50, на небе облачно, продолжаем по тропе подъем в сторону перевала Орой. Через 3х45 мин. вышли на перевал Орой (2229 м, н\\к), сделали групповое фото на перевале (Фото 3), вышло солнце. Перевал представляет из себя широкое травянистое плато. С седловины перевала тропа идет в стороны долины реки Шавла. Через 6х45 мин встали на ночевку на правом берегу реки Шавла, недалеко от слияния, на стоянке. Для оперативности готовим на газу, хотя дрова есть в наличии. К вечеру небольшой дождь.

- набор высоты 500 м

- сброс высоты 600 м

- расстояние 19,2 км

24 июля 2014ночью шел дождь, который продолжился весь день, к вечеру перейдя в град. Выход в 7:50. Движение продолжается по тропе вдоль правого берега реки Шавла. Через 6х45 мин. Вышли к Нижнему Шавлинскому озеру (Фото 4). Осадки продолжаются, хотя периодически выходит солнце, наше движение тоже продолжается, правда тропа уже раскисла. Местом ночевки стала запорная морена, точнее ее нижний край, где есть удобные площадки в лесу (дров мало), примерно на 1 км ниже озера Верхнее Шавлинское. Здесь же устроили заброску. Этим ознаменовалось завершение изнуряющего таскания рюкзаков с продуктами для заброски и начало движения по первому кольцу маршрута.

- набор высоты 500 м

- расстояние 14,5 км.

Перевал Орбита (1Б),3000 м + перевал Москвич (1Б), 3075 м

Характер:ледово-осыпной

Ориентация:В-З

Расположен:соединяет лед.Гляциологов (р.Л.Шавла) - оз.Верхн.Шавлинское - д.р. Юнгур.

Прохождение:25.07.14 от озера Шавлинское Верхнее до перевала Москвич (1Б) и далее в долину р. Юнгур.

Необходимое снаряжение:системы, веревки, каски, кошки, ледорубы.

25 июля 2014начинаем первое кольцо нашего маршрута. Сегодня нам предстоит пройти связку перевалов Орбита и Москвич. Подниматься стало легче, т.к. часть продуктов оставили в заброске. Выход в 7:50, ясно. За 30 мин поднялись до Верхнего Шавлинского озера, далее продолжили двигаться по левому орографически берегу. Периодически идем по тропе. Далее по морене вдоль открытого ледника. Видна перевальная седловина в левой части хребта (Фото 5). В определенный момент решаем идти по открытому леднику в кошках. Через 4х40 минут выходим в цирк под перевальный взлет (Фото 6). Подъем на перевал представляет из себя среднеосыпной склон, двигаться необходимо плотной группой, т.к. вышеидущие постоянно спускают камни. За две ходки (45 мин+20 мин) проходим по снежному склону, где хорошо утаптываются ступени. Выходим на седловину перевала в 13:05. Сняли записку группы туристов из Санкт-Петербурга от 21 июля 2014 года, под руководством Филатова С.К., совершающих горный поход 2 к.с. Делаем фото на перевале (Фото 7), одеваем системы, связываемся и начинаем спуск в сторону ледника Гляциологов. Первые 50 метров на 3 такта (Фото 8), далее склон выполаживается. Виден поворот долины в сторону перевала Москвич (1Б). По закрытому леднику Гляциологов двигаемся в связках (Фото 9), за 50 минут выходим к седловине перевала Москвич (1Б). Сама седловина узкая и скальная. Сняли записку групп туристов из Рязани от 04 сентября 2013, совершающих поход 3.к.с. под руководством Ермакова А.С. Фотографируемся на седловине перевала (Фото 10). Спуск с перевала представляет из себя крупнообломочную осыпь (Фото 11), по которой сбросили 200 метров по высоте за 30 минут и вышли на ледник Юнгур. Ледник открытый, двигаемся по нему в кошках 45 минут, далее 55 минут по травянисто-осыпным склонам подходим к месту ночевки около озера. От озера в обратную сторону хорошо видна перевальная седловина пер. Москвич 1Б (Фото 12).

- набор высоты 1000 м

- сброс высоты 800 м

- расстояние 12,5 км

Перевал Разведочный (1Б),3145 м

Широта: N49°58"47,21"

Долгота: E87°23"38,51"

Характер:скально-осыпной

Ориентация:СЗ-ЮВ

Расположен:соединяет Р.Каинды-Одру - р.Л.Юнгур

Прохождение:из долины Левый Юнгур в сторону долины реки Каинды-Одру

Необходимое снаряжение:системы, веревки, каски, локальные петли 2-3 шт, спусковые устройства, жумары.

26 июля 2014года выход в 8:10. Описание прохождения перевала Разведочный дается от текущего места ночевки (озеро в долине Юнгур). За 2х40 мин. По крупному курумнику, а затем по можжевельниковому стланнику подошли к слиянию реки Юнгур и ее левого притока - Левый Юнгур. Дальнейшее движение продолжаем по долине Левого Юнгура. За 50 минут подошли к озеру, выше которого начинается мощный моренный склон. Погода пока ясная, но постепенно появляются облака. Постепенно выходим к верховьям Левого Юнгура, откуда начинает просматриваться путь подъема в сторону перевала Сталинградский 2Б (Фото 13). Информация о данном перевала имелась у нас 15 летней давности (отчет). Определяющая сторона наша со стороны долины реки Левый Юнгур. За 2х20 мин. подошли по перевальный взлет. Погода совсем испортилась, начался дождь, затем к нему присоединилась низкая облачность. Путь подьема не просматривается Фото 14. Ждем улучшения погоды в течение часа. Дождь перешел в ливень. Принимаем решение идти по запасному варианту через перевал Разведочный 1Б.

Перевал Разведочный когда-то ранее представлял из себя перевал 1Б категории трудности, но в данный момент его западная сторона, лишенная снеженого покрова, состоит из крутых бараньих лбов, поэтому прямой путь подъема (и соответственно спуска) по этому склону очень камнеопасен и крут. Отчеты давали информацию о гребневом прохождении с левой, по ходу движения, стороны. В условиях дождя и периодического тумана решили идти левым вариантом (Фото 15, Фото 16). В течение часа подходим под крутой склон, по которому двигаться дальше с рюкзаками становится опасно из-за возможности срыва. До выхода на гребень примерно 50 метров по высоте провесили 2 веревки, вышли на узкий гребень (Фото 17). Двигаться по гребню до перевального тура необходимо около 200 метров, но на этом участке встречаются 2-3 метровой высоты спуски и подъёмы (несколько раз). Кроме того, гребень крут и узок. Решаем по гребню прокинуть перила (Фото 18). Без рюкзака лидер дошел до перевального тура и обратно, разведав все неприятные участки. Всего на подъем на гребень провесили 2х50 метров, и по гребню 4х50 метров, что заняло у нас 3 часа. Делаем фото на перевале (Фото 19). С перевала по спутниковому телефону передаем информацию о выборе движения по запасному варианту. Сняли записку сборной группы самостоятельных туристов по руководством Савченко С.Н. от 07.08.2013. Стал виден путь спуска (Фото 20). Спуск до озера пролегает по легкой сыпухе, далее по снежнику. По высоте сбросили 245 метров за 30 минут (Фото 21). Заночевали на озере, высота 2900м. К вечеру прояснилось.

Выводы: перевал односторонний, определяющая сторона Западная. Много технической работы с веревками. Сложность выше 1Б.

- набор высоты 916 м

- сброс высоты 600 м

- расстояние 10,5 км

Перевал Мечта (2Б),3315 м

Широта: N50°02"24,71"

Долгота: E87°28"29,93"

Характер:ледово-скально-осыпной

Ориентация:ЮЗ-СВ

Расположен:соединяет оз. Верхнее Шавлинское - р. Л. Камрю. Между в. Сказка и в.Мечта

Прохождение:28,29,30 июля 2014 года из долины Левый Камрю к озеру Верхнее Шавлинское

Необходимое снаряжение:системы, веревки, каски, локальные петли 2-3 шт., спусковые устройства, жумары, ледовые буры 4шт на чел, буры-самосбросы.

27 июля 2014 года д.р. Каинды-Одру - д.р. Камрю.Ясная погода с самого утра. Выход в 10:30 (т.к. вчера с перевала спустились в 9 вечера). Пользуясь хорошей погодой, в хорошем темпе спускаемся по долине Каинды - Одру, по левому орографически берегу. Влево уходит поворот в сторону перевала Камрю Западный (1А). Тропы нет (Фото 22). На подходе к р. Карагем долина становится очень крутой, спуск идет по лесной зоне. За 6х40 минут сбросили 1300 метров, встали на обед. По долине Карагема по орографически правому берегу идет тропа, по ней подходим к слиянию с р. Камрю и начинаем путь подъёма в сторону озера Камрю. Тропа идет по правому по ходу движения берегу до озера, периодически теряясь. В обратную сторону открывается вид на вершины Южно-Чуйского Хребта (Фото 23). Через 6х40 вышли выше озера и встали на ночевку. Погода начала портится, пошел дождь.

- сброс высоты 1300 м

- набор высоты 400 м

- расстояние 16 км

28 июля 2014 года д.р. Камрю - подход по пер Мечта 2Б - вынужденная ночевка под перевалом.- выход в 8:40.Идем по тропе вдоль орографически правого берега реки Камрю. За 2х45 мин прошли слияние Левого и Правого притоков Камрю, сделав брод в наиболее удобном месте, где русло правого Камрю распадается на несколько рукавов. Погода - переменная облачность. За 2х40 дошли до слияния притоков Левого Камрю. Выходим на морену (фото 23). На морене перед ледником есть небольшое озеро, где обнаруживаются неплохие площадки, но мы хотим максимально подняться вверх, зная, что в ближайшие дни прогноз обещает ухудшение погоды. Через 2х45 выходим на открытый ледник (Фото 24), одеваем кошки. Становится виден путь на перевал Мечта 2Б (Фото 25). Через 30 минут пошел снег. Встали на ночевку на закрытом леднике под перевальным взлетом на перевал Мечта 2Б (Фото 26). К вечеру началась метель. Мысль поставить палатки за огромным скальным валунам оказалась удачно, т.к. сильные порывы ветра даже с учетом этой стены, трепали наши палатки.

- набор высоты 960 м

- расстояние 8 км

29 июля 2014подъем на седловину перевала Мечта 2Б - вынужденная ночевка на седловинеподъем в 5:30. Непогода продолжается. Снег и метель. Полученный прогноз погоды не утешает, но мы все равно ждем «окна». К 11 идет снег, но уже без тумана, ветер сильный, южный. Все эти дни прохождения перевала и далее шел мощный циклон с юга, принесши с собой массу осадков и сильный, иногда ураганный южный ветер. Выходим в 11. Первые метров 150 по высоте идем в связках, тропя в уже глубоком снегу. Сначала тропим, далее с попеременной страховкой через выступы на орографически правом борту кулуара продолжаем подъем до седловины перевала (Фото 27). Все время погода ухудшается. Постоянный снег и ветер мешают слышать команды напарника. Идем тремя связками, взаимодействуем по радиосвязи. К нашему выходу на седловину перевала ветер превращается в ледяной шквал (Фото 28), вдобавок низкая облачность сокращает видимость до 20 метров. Подъём по перевальному взлету занял у нас три часа непрерывной работы. Возможности для спуска на данный момент нет. Нам приходится в условиях снежного шторма рыть площадки под палатки рядом с седловиной, в течение 3 часов, чтобы максимально защитить их от ветра (Фото 29). Все это время погода без изменений. Делаем фото рядом с перевальным туром, уже хорошо занесенным снегом (Фото 30). Сняли записку туристов МГЦТК от 06.08.2013 года под руководством Кузина М.В., совершавших горный поход 5 к.с.

- набор высоты 300 м

- расстояние 0,5 км

30 июля 2014 года спуск с перевала Мечта - озеро Шавлинское ВерхнееПереночевали на седловине в условиях непрекращающихся осадков в виде снега, с сильным ветром. К утру ветер стал слабее, снег прекратился, туман сохраняется, но мы все равно собираем лагерь и начинаем готовится к спуску. Спуск начинаем в 9:45, когда появилась хоть какая-то видимость пути спуска. Спуск осуществляем путем провешивания перил, делая станцию на 2-х бурах (Фото 31). Первый участник уходит вниз на 2 веревки, делая промежуточную станцию между веревками. Руководитель уходит последним, организуя самосброс из ледового бура (Фото 32), используя для сдергивания третью веревку. Такая схема позволяет группе постоянно находится в движении, используя 2 веревки для перил и одну для сдергивания (Фото 33). Спуск представляет из себя снежно-ледовый склон, крутизной до 45 градусов в верхней части (Фото 34). Провесили 6 веревок и прошли их за 3 часа (Фото 35). На спуске существует два бергшрунда, но в связи с прошедшими осадками в частности, и снежным годом вообще - прошли их без особых проблем, изначально начав движение левее седловины (Фото 36).

Дальнейшее движение по закрытому леднику осуществляем в связках. За 40 минут прошли ледник, вышли на тропу, ведущую в сторону Шавлинских озер. По тропе спустились к верхнему Шавлинскому озеру за 40 минут. Далее решили пойти по орографически правому берегу озера. Делать так не нужно, т.к. тропа петляет между скальными обломками по 7-8 метров высотой, часто теряется, приходится устраивать лазание с рюкзаками по этим скалам. Гораздо лучше было бы пройти вновь орографически левым берегом, по которому мы выходили к перевалам Орбита и Москвич. До заброски дошли только через 2:45 ЧХВ, усталые, но довольные, что несмотря на непогоду все же прошли первое кольцо нашего маршрута. В связи с непогодой на прохождение перевала было потрачено оба резервных дня.

- сброс высоты 1200 м

- расстояние 7,3 км

Выводы и рекомендации по прохождению перевала Мечта 2Б: обе стороны перевала требуют технической работы по навеске перил. ЮЗ сторона (со стороны р. Камрю) в верхней части представляет из себя камнеопасный кулуар, требующий провешивания 4 веревок, но в этом году в связи с холодной погодой и отсутствием солнца - ни один камень нами замечен не был. Спуск в сторону р. Шавла требует провешивания 6-7 веревок, В малоснежные годы может потребоваться дополнительное время на преодоление бергшрундов.

31 июля 2014 -с утра пасмурно, далее всю дневку идет дождь. Распаковали и распределили заброску.

Перевал Шавлинский Верхний 2А,3350 м

Широта: N50°05"08,63"

Долгота: E87°31"36,56"

Характер:ледово-скально-осыпной

Ориентация:З-В

Расположен:соединяет оз. Верхн. Шавлинское - лед. Л. Маашей

Прохождение:01 августа 2014 года от озера Верхнее Шавлинское до морены на леднике Маашей.

Необходимое снаряжение:системы, веревки, каски, кошки, ледорубы.

01 августа 2014 года- выходим в 8:00. Идем вверх, траверсируя склон, в направлении правого притока реки Шавла, что впадает в озеро Верхнее Шавлинское. Из-за прошедшего ночью дождя вся растительность мокрая и через час ходьбы все снова намокли. Движение по долине идет без тропы, вновь наметает облака, начинается периодический град. Через 4:15 ЧХВ вышли к цирку долины, откуда просматривается путь в сторону перевала (Фото 37). Далее движение под дождем и градом по мелкой сыпухе 45 мин. На границе снежника и морены - хорошие стоянки. Мы обуваемся в кошки, связываемся и по закрытому леднику начинаем подниматься по правому по ходу движения борту ледника. К этому времени немного развеялось. Поднявшись в верхнюю часть цирка по склону крутизной до 35-40 градусов, видим на седловине место где расположен перевальный тур, рядом с характерной скалой (Фото 38). Движение по леднику (Фото 39) суммарно 1 час ЧХВ, в 16:40 вышли на перевальную седловину. Седловина скальная, мест для ночевки нет. Сняли записку турклуба МГУ от 01.08.14 под руководством Рыжанкова Дмитрия. Фотографируемся на перевале (Фото 40). Организуем сеанс спутниковой связи. Получаем прогноз погоды. Учитывая, что все резервные дни затрачены на прохождение первого кольца, принимаем решение согласовать с МКК (через секретаря Волгоградской МКК) прохождение локальных препятствий второй части маршрута в обратном направлении, с первоочередной целью пройти перевалы 3А (Маашей-Абыл-Оюк и Латвийский). Спуск с перевала представляет из себя ледово-скально-осыпной склон. Благодаря прошедшему накануне снегу - ступени бьются легко. На три такта спускаемся в кошках первые метров 200 по высоте, далее самостраховка к склону. Из-за тумана уже плохо видно саму перевальную седловину (Фото 41). Склон камнеопасен, поэтому идти надо плотной группой. За 1:15 ЧХВ спустились со склона средней крутизной до 35 градусов. Еще через 30 минут выходим на морену. На ночевку встали в 20:45.

Выводы и рекомендации:восточная сторона перевала камнеопасна, в менее снежные годы возможно потребуется навешивание перил (1-2 веревки) при спуске с седловины перевала в сторону р. Маашей.

- набор высоты 1200 м

- сброс высоты 547 м

- расстояние 9,3 км

Перевал Маашей-Абыл-Оюк 3А,3588 м

Широта: N50°03"59,15"

Долгота: E87°32"53,45"

Характер:ледово-снежный

Ориентация:ЮЗ-СВ

Расположен:в основном гребне Северо-Чуйского хребта, между пер. Надежда и в. Маашей. Соединяет дол. р. Абыл-Оюк (ледн. Университетский или Лев. Абыл-Оюк) и дол. р. Маашей (ледн. Лев. Маашей)

Прохождение:02 августа 2014 года от ледника Маашей в сторону долины р. Карагем

Необходимое снаряжение:системы, веревки, каски, кошки, ледорубы, ледовые буры, жумары, спусковые устройства

02 августа 2014 года- подъем поздний, в 8:00. Связано это с вчерашним поздним спуском с перевала Шавлинский Верхний (2А). Погода отличная, но ее необходимо максимально эффективно использовать, т.к. прогноз обещал осадки повсюду на морене - выпавший ночью снег (около 10 см). Выход в 9:50 в кошках и системах. Темп выше среднего - из опыта известно, что хорошая погода - это очень ненадолго, что подтвердилось довольно скоро. Подъём на перевал проходил в условиях сначала тумана, потом снегопада. Пока ясно смогли рассмотреть путь подъёма в сторону перевала Маашей-Абыл-Оюк 3А (Фото 42). Данный перевал является односторонним, то есть основную определяющую сложность представляет подъём с ледника Маашей, связанный с большим набором высоты и движением по крутому снежно-ледовому склону, с необходимостью провешивания перил. Подъём проходит чуть левее центра основного склона перевала. За час от места ночевки ЧХВ подошли под начало перевального взлета, под бергшрунд, который обходим левее походу движения (Фото 43). Выпавший ночью на склоны перевала снег сослужил нам хорошую службу - ступени бьются терпимо, участки открытого льда удается обходить, решаем идти с попеременной страховкой в 3 связки. Первый участник каждой связки выходит с нижней страховкой, при необходимости делая пункты промежуточной страховки. Затем организует станцию страховки и принимает напарника, которого далее выпускает вперед (Фото 44). Крутизна склона в среднем участке подъёма достигала 45 градусов. Погода ухудшилась, туман, видимость метров 100, поэтому дальнейший путь движения приходится корректировать по навигатору. Связки координируют работу по радиосвязи. Привалы представляют из себя «приваливание в положении стоя» к крутому склону по которому идет подъем. Рюкзак снять нет никакой возможности. Вся работа на подьем заняла 3:50 ЧХВ, набрав 550 метров по высоте. Из-за тумана на гребень вышли метров в 200 левее по ходу движения и метров 50 выше тура, пришлось еще немного гребень потраверсировать. Погода не радует - последние 2 часа метель. Вышли к перевальному туру в 15:00 (Фото 45). Сняли записку Белогородского Государственного Университета, совершающих пешеходный поход 5к.с. под руководством Рыльского С.В. Седловина широкая, но вся занесена снегом. Из-за сильного ветра и снегопада долго задерживаться на перевале неохота. В 15:30 начинаем спуск от тура по присыпанным снегом скалам на 50 метров, далее выходим на закрытый ледник, движение по которому осуществляем в связках (Фото 46). Склон крутизной максимум 25-30 градусов, идем в связках до кона языка ледника (Фото 47). Еще через 30 минут спустились к руслу верховьев Правого Карагема.

- набор высоты 900 м

- сброс высоты 1128 м

- расстояние 8 км

03 августа 2014 - движение по долине Правого Карагема.Выходим в 8:00, начинаем движение вдоль орографически левого берега реки Правый Карагем. За 30 минут спустились к уровню небольшого озера, к этому времени появилась неплохо набитая тропа, которая часто петляет и траверсирует склон, делает подъёмы и спуски. Если смотреть в обратную сторону от направления движения, то от озера виден путь к перевалу Абыл-Оюк 1Б (Фото 48). Весь день двигаемся по тропе, хорошего качества и через 6х40 мин выходим к слиянию долин Правого и Левого Карагема.

- сброс высоты 560 м

- расстояние 9 км

Перевал Латвийский 3А,3560 м

Широта: N50°04"05,31"

Долгота: E87°38"35,35"

Характер:ледово-снежный

Ориентация:З-В

Расположен:в основном гребне Северо-Чуйского хребта, между пер.. Надежда и в. Карагем и перевалом Тамма 2Б. Соединяет дол. р. Левый Карагем и дол. р. Маашей (ледн. Прав. Маашей)

Прохождение:04-05 августа 2014 года слияния д.р. Правый и Левый Карагем до ледника Прав. Маашей.

Необходимое снаряжение: системы, веревки, каски, кошки, ледорубы, ледовые буры, жумары, спусковые устройства

Информации о перевале мало, в основном в отчетах описаны односторонние прохождения перевала с дальнейшим траверсом гребня в разных вариациях.

04 августа 2014-переход по долине Правого Карагема под Ледник Л. Карагем.Выходим в 8:00, и начинаем переход в долину Левого Карагема. Через 3х45 мин выходим в долину Левого Карагема, откуда открывается вид в сторону перевала Латвийский 3А (Фото 49). Данная долина не пользуется популярностью, поэтому тропы нет, часто приходится искать путь обхода по курумнику, или вдоль русла. Продолжаем движение по орографически правому берегу р. Левый Карагем, через 3х45 мин подошли к слиянию с р. Абылоюк. Отсюда очень хорошо видно, насколько стаяла нижняя часть ледника (около 300 м по высоте). А также просматривается путь подьема к леднику (Фото 50). На выбор места для брода и преодоление русла реки Абыл-Оюк ушло около часа (Фото 51). Дальнейшее движение осуществляем вдоль орографически правого края ледника по морене. За 3х40 минут выходим к небольшим (на 2 палатки) местам для ночевки, на высоте 2750 м. Поднявшись еще 100 метров по высоте можно уже выйти на ледник. Весь день чудесная солнечная погода.

- набор высоты 547 м

- расстояние 8,8 км

05 августа 2014 года - преодоление перевала Латвийский 3А.Выходим в 7:45. За час поднимаемся вдоль самого левого по ходу водопада, подходим к телу ледника, обуваем кошки. Ледник открыт, поэтому пока не связываемся (Фото 52). Минут 30 идем по ледопаду, обходя трещины и разрывы (Фото 53), далее ледник закрыт, начинаем тропить, снег по колено. Становится видна седловина перевала Латвийский 3А (Фото 54). Подъем на перевал с Южной стороны простой и не требует серьезной технической работы. Седловина перевала, на которую выходим через 50 минут тропежки, представляет из себя обширное снежное плато, отвесно обрывающееся на север. С седловины открывается вид на пик Актру и перевал Актру 2Б (Фото 55). В течении 40 минут занимаемся поисками тура на перевале, на находящихся справа скалах (Фото 56). Тур не находим, возможно это связано с большим количеством снега на седловине и на скалах. Сложив тур и оставив записку, делаем фото на перевале (Фото 57). Спуск начинаем в 13:00, с правого по ходу края седловины, не подходя близко к скалам, опасаясь камней. Под небольшим слоем снега (20 см) находим лед, на котором организуем станцию и начинаем спуск первого участника по ледовому кулуару (Фото 58). Крутизна льда до 70 градусов, далее следует перегиб и около 4 метров свободного виса (Фото 59, Фото 60). Но вниз не так тяжело. Первый участник спускаясь провесил сразу 2х50м перил (Фото 61). Станции делаем на трех бурах, лед держит хорошо (Фото 62). После 3х50м перил с седловины крутизна склона уменьшается с 70 (Фото 63) до 45-50 градусов, висеть на станции становится комфортнее. Работать на спуск продолжаем в уже отработанном ритме - 2х50 м перил в работе, третьей веревкой сдергиваем. Так проходим 6х50 м, далее разделяемся на связки и продолжаем путь с попеременной страховкой (Фото 64). Участков открытого льда немного, но они есть, поэтому с попеременной страховкой проходим еще на 8х50 м, дойдя до практически забитого снегом бергшрунда, после которого наконец-то можно просто идти, глиссируя по снегу. Всего на спуск сделали 14х50 м перил, за 5 часов. Счастливые, делаем фото на фоне перевала (Фото 65), на котором виден весь наш путь спуска. К сожалению, огорчил факт ненайденного тура на перевале, т.к. это был один из немногих перевалов, которые мы проходили без снега и тумана. Впоследствии путь нашего спуска с перевала Латвийский еще раз увидели, находясь на перевале Актру 2Б (Фото 66).

Выводы и рекомендации: перевал типичный односторонний 3А. Определяющую трудность представляет склон в сторону ледника Правый Маашей. Перевал соответствует 3А категории трудности.

- набор высоты 815 м

- сброс высоты 730 м

- расстояние 5,5 км

Перевал Маашей 2А,3666 м

Широта: N50°04"26,88"

Долгота: E87°41"06,24"

Характер:ледово-снежный

Ориентация:СЗ-ЮВ

Расположен:в основном гребне Северо-Чуйского хребта, между пер. Академика Гинзбурга и пер Актру. Соединяет лед. Большой Актру с лед. Правый Маашей.

Прохождение:06 августа 2014 года со стороны ледника Правый Маашей в сторону лед. Большой Актру.

Необходимое снаряжение:системы, веревки, каски, кошки, ледорубы, ледовые буры.

06 августа 2014 года- прохождение перевала Маашей 2Б. Еще вчера вечером погода испортилась, ночью прошел снег с дождем, с утра низкая облачность. С места нашей ночевки виден наш путь в сторону перевала Маашей 2Б (Фото 67). Он представляет из себя движение сначала по открытому, а на подходе к перевальному взлету - закрытому леднику. От места ночевки за 35 минут поднимаемся по центральной части ледника Правый Маашей, постепенно смещаясь влево по ходу. Подходим к ледопаду. За 1:15 мин ЧХВ проходим ледопад в связках и выходим на закрытый ледник. Выходит солнце и становится отлично виден весь путь подъема на перевал (Фото 68). Большое количество снега дает надежду, что открытого льда на склоне будет немного. Так действительно и оказалось. Перила провесили один раз 1х50м, проходя ледовую «линзу» в средней части подъема за 1:05 ЧХВ. Погода снова испортилась - снег, туман. Дальнейший подъем идет с одновременной страховкой в связках, за 1 час ЧХВ, тропя глубокие ступени, выходим на перевальную седловину. Снегопад превратился в метель. С седловины не виден дальнейший путь движения (Фото 69), поэтому на спуск движемся по навигатору. Сняв записку туристов т/к МГУ под руководством Дмитрия Рыжанкова от 03.08.14, делаем фото на перевале с уже традиционным «видом на туман» (Фото 70). Часовое ожидание на седловине перевала хорошей погоды не возымело результата. В 15:00 в условиях видимости 40-50 метров начинаем спуск, обходя разломы ледника (Фото 71), корректируя курс по gps навигатору. Спуск не потребовал навешивания перил, движение осуществляли в связках, организуя попеременную страховку при необходимости. За 40 минут выходим на ледник Большой Актру (высота 3353 м) (Фото 72). Немного развеялось и стал виден весь путь нашего спуска.

Выводы и рекомендации:перевал соответствует 2Б к.т. Определяющим и требующим большей технической работы является ЮЗ склон, ведущий к леднику Правый Маашей. В 2014 году подъем по ЮЗ склону потребовал провешивания 1х50м перил в связи с обильными снегопадами, прошедшими накануне и продолжающими идти.

- набор высоты 987 м

- сброс высоты 380 м

- расстояние 6,5 км

Пик Актру, 3А альп.,4044 м

Широта: N50°05"37,97"

Долгота: E87°40"45,15"

Характер:ледово-снежный

Ориентация:СЗ-ЮВ

Расположен:в основном гребне Северо-Чуйского хребта, рядом с перевалом Актру 2Б

Прохождение:07-08 августа 2014 года со стороны ледника Большой Актру (высота 3353).

Необходимое снаряжение:системы, веревки, каски, кошки, ледорубы, ледовые буры, жумары, спусковые устройства.

07 августа 2014- весь день метель и низкая облачность, видимости нет. На восхождение выйти не смогли.

08 августа 2014- выходим в 8:00. Вся облачность опустилась ниже отметки в 3000 м, поэтому у нас на леднике солнечно. Выходим в 8:10, идем по закрытому леднику в Северо-Восточного гребня. Дойдя до гребня за 20 минут - начинаем подъем по простым скалам и сыпухе (Фото 73). За 1:20 ЧХВ поднялись на гребень, с которого открывается вид на путь спуска с перевала Маашей 2Б (Фото 74). Двигаемся по гребню (Фото 75), используя навыки не очень сложного лазания, за 1:35 ЧХВ вышли к первому ключевому участку восхождения - огромному жандарму. Для его прохождения потребовалось провесить около 30 метров перил по правому борту (Фото 76). После жандарма скальный участок заканчивается и начинается второй ключевой участок восхождения - подъем по снежно-ледовому склону (Фото 77). Одели кошки, провесили 4х50 м перил и через час ЧХВ от жандарма вышли к характерному туру на вершине (Фото 78). Погода ухудшилась и временами видимость полностью закрывают облака, несущиеся через вершину. Сняли записку Новосибирского альпклуба «Вертикаль» и т\\к «Ювента» от 31 июля 2014 года. Дальнейший спуск идет в связках по варианту 2А в условиях снега и облачности (Фото 79). Путь идет сначала на вторую вершинку, а затем с гребня на плато ледника. За 1:30 ЧХВ вернулись в лагерь.

Выводы и рекомендации: технически интересный маршрут на вершину по варианту 3 А альп.

- набор высоты

- сброс высоты

- расстояние

Перевал Актру 2Б,3810 м

Широта: N50°05"29,62"

Долгота: E87°39"51,34"

Характер:снежно-скально-ледовый

Ориентация:З-В

Расположен:в основном гребне Северо-Чуйского хребта, между вершиной 4007 и перевалом Маашей 2Б

Прохождение:09 августа 2014 года со стороны ледника Большой Актру (высота 3353).

Необходимое снаряжение:системы, веревки, каски, кошки, ледорубы, ледовые буры, жумары, спусковые устройства.

09 августа 2014 года. С утра переменная облачность, поэтому собираемся быстро и в 8:00 выходим. Путь в сторону перевала не виден из-за низкой облачности, поэтому в течение 2 часов ЧХВ вверх по леднику двигались в условиях ограниченной видимости, по приборам. Через час ЧХВ увидели наконец путь на перевал левее узловой вершины (Фото 80), и продолжая двигаться в связках прошли бергшрунд, частично засыпанный снегом. К 13:00 вышли к перевальному туру, сняли записку тринадцатилетней давности от 05 июля 2001 года группы туристов г Новосибирска ТСК ДРУЗА (фио руководителя не указано). Делаем фото на перевале (Фото 81).

Спуск начинаем уже в тумане. На спуск характер склона в верхней части с выходами разрушенных скал, крутизной 45 градусов - 2х50 м перил (Фото 82). Вешаем перила далее на крутом снежно-ледовом склоне. Спускаемся слева от скального сброса, уходящего дугой направо (Фото 83). Всего провесили около 5-ти верёвок. Последние - уже по не крутому склону. Схема спуска на Фото 84. Далее движение по леднику крутизной 25-30 градусов. Ледник закрытый, есть трещины. Движение в связках. На выходе из цирка пер. Актру - небольшой ледопад. Проходим по центральной части. Далее по морене выходим до долины Маашей за 5х40 мин (Фото 85).

Выводы и рекомендации:перевал соответствует 2Б категории трудности, из-за значительной высоты седловины перевала над уровнем моря, перевал зачастую находится в облаке и может быть виден не сразу. На спуске в сторону р. Машей ледник закрыт, но много очень широких и глубоких трещин, что требует особой тщательности при выборе пути, двигаться только в связках.

- набор высоты 500 м

- сброс высоты 1400

- расстояние 6,6 км

Спуск по долине р. Маашей - Чибит

10 августа 2014 года- Выходим на тропу, идущую вдоль левого берега реки Маашей. Через 3х45мин подходим к расширению долины - здесь было несколько лет назад озеро Маашей (Фото 86) Через озеро проходим к моренному валу, перегораживающему долину. Тропа местами размыта и теряется. Через 35 минут спуска выходим на более пологую часть долины. Отсюда тропа становится более торная (конная). По тропе идем до самого вечера 4х45 мин. Заночевали на левом берегу р. Чуя, неподалеку от переправы.

- сброс высоты 800 м

- расстояние 17 км

11 августа 2014 года- выход в 8:00. Подходим к р. Чуя, к месту, где раньше (до 2012) был мост. Сейчас там натянут стальной трос, с помощью которого организуется переправа на другой берег (Фото 87). Трос надежный, но для комфортной переправы желательно иметь блок-ролик, т.к. карабин, ползущий по тросу нагревается и с него летит стружка. На переправу 6 человек затратили около 2 часов. Далее по дороге до Чибита прошли за 5х45, до места начала маршрута после обеда прошли еще 4х45 мин. Встаем на ночевку. Маршрут окончен.

Часть 2 >>>>>>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100