Руководитель: Д.Дащинский, Таганрог

Отчет о горном походе 2 к.с. по З.Кавказу в августе 2015

0. Принятые условные обозначения.

м.н. - место ночевки

1985

Банщик

2. Куда?

Аул Учкулан (Карачаево-Черкесская Республика), альплагерь Узункол (Карачаево-Черкесская Республика)

3. Зачем?

Горный поход второй категории сложности.

4. Когда?

С 09.08.2015г. по 21.08.2015г.

5. План похода (заявленный)

Даты

М.н. - р. Джалпаккол - подход под лед. Актур

Дневка

М.н. - пер. Актур Восточный (1Б, 3483) - р. Мырды - а/л Узункол

Полудневка - подход под пер. Кичкинекол Малый (1А, 3114)

М.н. - пер. Кичкинекол Малый (1А, 3114) - подход под пер. Буревестник Северный (1Б, 3430)

М.н. - пер. Буревестник Северный (1Б, 3430) - подход под пер. Панорамный Южный (1А, 3290)

М.н. - пер. Панорамный Южный (1А, 3290) - п. Панорамный - р. Чиринкол

16кг

188кг

2. Движение группы

Нулевой день (8 августа).

Это день приезда и организации заброски. Приехали мы на своих машинах в Учкулан в 08:00, далее нужно было разместить машины и отвезти заброску в Узункол. Основная часть группы осталась в Учкулане, а водители поехали на погранзаставу в Актебе (через Хурзук). Две машины оставили там (Актебе), а третью повезли в альплагерь Узункол. Там же оставили заброску. Обратно водители шли пешком, на что у них ушел почти весь день (вернулись они 16:30). Мы решили не издеваться над водителями, которые всю ночь были за рулем, и в этот день никуда с рюкзаками не шли, да и спешить было не куда. Более того к вечеру тучи сгущались, и слегка накрапывал дождь. Заночевали мы на входе в ущелье реки Учкуланичи.

День первый (9 августа).

Подъем в 05:00, выход в 07:00. На первой же ходке по камням перешли на левый берег реки Учкуланичи. Свернули в ущелье Кичкинекол Учкуланический.

Вход в ущелье р. Учкуланичи.

Идем по тропе по правому берегу. После того как прошли границу леса, перешли на другой берег. Дальше тропы не было, шли по крупным камням.

Выход из зоны леса в сторону озера Глыбовое.

Встречали голубику и ликвидировали ее со склона. Витамины нужны. Спустя 5 ходок в 12:00 мы были на высоте около 2500 м (пос. Учкулан - 1400 м). Достаточно резкий подъем для первого дня. Нашему фотографу не здоровилось, поэтому решили устроить обед с тихим часом. Продолжили движение в 14:00. Спустя еще 2,5 ходки (в 16:45) мы были на ночевках на озере Глыбовое (2928 м). Погода ясная, настроение у группы отличное, фотограф медленно, но шел. Весь день погода была ясная.

День второй (10 августа).

Подъем в 05:00, выход в 07:00. Фотографу гораздо лучше. Озеро обошли слева. До перевала 1,5 ходки.

Подъем на пер. Бездельного.

С длительной остановкой на ремонтирование рюкзака нашего медика, мы оказались на перевале Бездельного в 08:30. Ничего сложного с этой стороны, хоть на машине заезжай. Начало спуска - 09:00. Непродолжительный спуск по сыпухе.

Спуск с пер. Бездельного.

Далее травянистые склоны. Несколько переходов по камням через небольшие речки (разливы основной реки). Через 3 ходки в 11:40 спустились в ущелье реки Учкуланичи, перешли по камням на правый берег и устроили обед, чтобы не нести лишний вес наверх.

Спуск в ущелье р. Учкуланичи.

Поели, немного покупались, отдохнули и вышли в 13:10 вверх по ущелью. Тропа есть. На второй ходке перешли на левый берег. От обеда до мест ночевок почти 4 ходки. Погода продолжает радовать.

Подъем на оз. Бирюзовое.

День третий (11 августа).

Подъем в 05:00, выход в 08:00. Это был день рождения руководителя, а то есть меня. Потребовалось много времени чтобы съесть праздничный торт. Озеро обошли справа и устремились на перевал. На мой взгляд возможны два варианта подъема: справа напрямик по лбам, или затяжной подъем слева по сыпухе. Я был не уверен в некоторых участниках, точнее в их навыках лазания по скалам, поэтому выбрал безопасный, хоть и неприятный второй вариант.

Подъем на пер. Солнечный.

После прохождения кажется, что все-таки лучше было напрямик - гораздо быстрее. В 09:30 оказались на перевале Солнечный 1Б (3322 м). Вышли в сторону перевала Ножу (1А 3268 м) в 10:00.

Спуск с пер. Солнечный.

Подъем на пер. Ножу.

За две ходки дошли до цели (11:35).

Панорама с пер. Ножу.

В 12:20 начали спуск.

Спуск с пер. Ножу.

Прошли мы 20 минут до снежника под г. Учкуланичи-Баши, устроили обед. В 13:25 вышли на Учкуланичи-Баши, бросив рюкзаки недалеко от снежника. Подъем сначала по камням, потом по травянистому склону. На саму вершину мы не поднялись, не дойдя по высоте метров 50-70. Требовалось уверенное лазание и закладные устройства для страховки, чего у нас не было. Были довольны достигнутым (мы поднялись на 3444 м, если верить навигатору). В 14:20 закончили восхождение. Нафоткавшись и налюбовавшись видами (а увидели мы Эльбрус, Ушбу, Гвандру, Актур) в 15:00 начали спуск. В 15:40 были уже у рюкзаков, немного отдохнули и в 16:30 добрались мест ночевок на озере (3053 м).

День четвертый (12 августа).

Дождь внес коррективы на время подъема. Встали в 8:00, вышли в 10:35. В этот день идти немного, поэтому эта вольность была возможной. Начали движения по правому берегу, через ходку перешли на левый.

Спуск в ущелье р. Джалпаккол.

Вторая ходка проходила по сосновому лесу. В 12:35 спустились в ущелье р. Джалпаккол. Перешли по мосту на левый берег.

Подъем по ущелью р. Джалпаккол.

Еще через три ходки (15:35) поднялись на зеленую болотистую долину под Актуром. Мы встретили ночевки в начале долины, но пошли дальше в надежде встретить еще, поближе к нашему последующему восхождению.

Стоянки в долине под лед. Актур.

Подход под лед. Актур.

Долина вся болотистая и стоять в ней практически невозможно. Пришлось немного подняться на правый борт ущелья и заночевать там. Закончили движение в 16:30.

День пятый (13 августа).

Дневка. Вообще на этот день планировалась радиальная попытка взойти на п. Кругозор. Но у нас не было никакого описания этой вершины, группе нужен был отдых перед сложным днем: взятие пер. Актур Восточный 1Б, большой переход в а/л "Узункол". Для многих участников предстоящий выход на ледник был первым, поэтому было принято решение отказаться от восхождения на п. Кругозор, отдохнуть и провести обучение на снежнике. Вышли на относительно пологий снежник и отработали хождение в связках, особенности передвижения в кошках, срывы и зарубывание. После искупались, загорали, а некоторые ребята сходили под завтрашний перевал на разведку. В общем день провели продуктивно.

День шестой (14 августа).

Подъем в 04:00, выход в 05:30. Ранний подъем и выход вызван камнеопасным предстоящим перевалом. За полторы ходки (07:10) дошли до ледника.

Выход на лед. Актур.

Одели кошки, стали в связки по 5 человек на веревку и вперед. Ледник еще был в тени. Слева по ходу движения ледник усыпан камнями, справа ледопад и снежный мост возле водопада. Что находилось за ледопадом видно не было, поэтому было принято решение пройти слева, но подальше от мест, где лежат камни. Это прозвучит странно, но у нашей группы совершенно случайно оказалось целых 8 ледобуров. Двое человек, не сговорившись, взяли понемногу чтобы потренироваться на льду. Подъем по открытому льду был достаточно крутой, поэтому мы пристраховывались ледобурами, прощелкивая связочную веревку. Первой связке оставалось совсем немного чтобы выйти на выполаживание, как вдруг полетели камни. Была дана соответствующая команда, группу легла прикрывшись рюкзаками. Попадания были, но без повреждений: кому в рюкзак, кому в каску, кому в ботинки. Вторая связка еще только подходила к взлету, было решено возвращаться назад. Вернулись на исходную позицию.

Варианты подъема на пер. Актур Восточный.

Под камнепадом было очень опасно идти, этот путь был закрыт. Запасным вариантом, вместо Актура Восточного, у нас был Актур 1А, но из за растаявшего ледника он превратился в еще более камнеопасный перевал, чем наш запланированный.

пер. Актур.

Вернуться под ледник, переждать день и идти в ночь, когда камнепад практически исключен, мы не могли, так как в планах было ужинать уже в Узунколе, с собой еды больше не было (кроме обеда). Это, конечно, ошибка руководителя. Питание на запасной день необходимо с собой иметь. В оправдание могу лишь сказать, что очень неожиданным стался тот факт, что "простой" Актур 1А, оказался таким опасным. Ежегодное таяние ледников вносит свои коррективы. Остался один вариант это попытаться пройти ледопад по центру ледника Актур (09:20).

Подъем по лед. Актур.

В итоге мы его прошли. Также без перил, в связках, вкручивая буры, прощелкивая связочную веревку на скользящий. Хотя у меня было желание вешать перила, боялся за некоторых участников. Но у нас в снаряжении только два жумара, да и техникой не все ребята владеют хорошо, то есть вешание перил заняло бы много времени и мы могли не успеть к вечеру в Узункол. Закрутили мы 24 бура в качестве промежуточной страховки. Не ожидал встретить такое в двойке. Закрадываются сомнения, что Актур Восточный по-прежнему 1Б.

пер. Актур Восточный.

Но в целом все прошло хорошо, в 11:11 взяли перевал. Устроили обед, поэтому вышли на спуск только в 12:35. Спуск с этого перевала тоже не самый приятный: крупная сыпуха.

Спуск с пер. Актур Восточный.

Множество крупных камней, которые так и норовят обрушится за тобой вслед. Идем вдоль ледника по левому борту.

Через две ходки (14:55) уходим еще левее, оставляя ледник.

На следующей ходке (15:55) нашли тропу, дальше по ней до самого Узункола.

Спуск по долине р. Мырды.

В 18:45 весело и бодро вошли в альплагерь. Сотовая связь очень неустойчивая: только мегафон, только в определенном месте и то не всегда. Зато есть горячий душ и хычины с лимонадом.

День седьмой (15 августа).

Полудневка. Пополняем запасы калорий, усиленно поедаем припасенные ништяки в заброске, после обеда нужно сделать подход под перевал Кичкинекол Малый 1А. В 15:20 вышли из а/л. Перешли обратно по мосту на левый берег р. Узункол, дошли до слияния рек Кичкинекол и Мырды, снова перешли по мосту на правый берег р. Кичкинекол и продолжили движение по тропе.

Подъем по долине р. Кичкинекол Узункольнский.

Подъем на ночевки под пер. Кичкинекол Малый.

Всего 3,5 ходки и в 18:50 мы прибыли на место: озеро под перевалом Кичкинекол Малый 1А. Все время была хорошо протоптанная тропа.

Озеро под пер. Кичкинекол Малый.

День восьмой (16 августа).

Подъем в 05:00. Пасмурно. Срывается дождь. Выход в 07:00. Шли по тропе по правому борту ущелья.

Подход под пер. Кичкинекол Малый.

Подъем на пер. Кичкинекол Малый.

Через 1,5 ходки мы на перевале Кичкинекол Малый 1А (08:25). 08:50 начало спуска в сторону ущелья р. Чунгурджар. Идем по пропадающей тропе по левому берегу.

Спуск с пер. Кичкинекол Малый.

Спуск по долине р. Чунгурджар.

Через три ходки после перевала становимся на обед (12:10).

Вид на п. Панорамный.

В 13:00 продолжили движение по левому берегу. Немногим дальше слияния рек Чунгурджар и Талычхан есть бревно через реку на другую сторону.

Переправа на р. Чиринкол.

Переправились по нему и пошли в сторону перевала Буревестник Северный 1Б. Пройдя еще всего лишь ходку решили стать на ночевки, так как разведка доложила, что дальше с местами для палаток будет туго. Стали практически на границе леса. К счастью, только после того, как мы разбили лагерь, пошел дождь. Правда нам это не помешало развести костер.

День девятый (17 августа).

Стандартный подъем и выход в 05:00 и в 07:00 соответственно. Облачно. Идем на Буревестник Северный 1Б по слабой тропе. Через две ходки начинаем штурмовать склон. Склон травянистый и крутой.

Подход под пер. Буревестник Северный. Подъем по травянистому склону.

Через 1,5 часа крутого подъема вышли на выполаживание. Дальше движение по морене.

Подход под пер. Буревестник Северный.

Подъем на пер. Буревестник Северный.

Еще две затяжные ходки и мы на перевале Буревестник Северный 1Б. Подъем был по сыпухе, осыпным скалам с правой стороны по ходу движения.

пер. Буревестник Северный.

Устроили обед (12:55). В 14:00 начали спуск. Спуск по снежнику, переходящему в открытый ледник. Слева ледник упирается в морену, справа бараньи лбы и скалы. Сверху было неясно насколько крутые скалы справа, поэтому решили выходить на морену. Солнце уже здесь не светило, ледник был в тени, а в первую половину дня здесь наверняка падают камни: лед ими усыпан. Не без труда выбрались на морену. Снизу кажется, что все-таки справа по скалам было бы проще спускаться.

Спуск по леднику к стоянкам.

Спуск по леднику.

В 16:30 остановились на озере на ночевки. Мест немного и они не идеальные, но три палатки поставить можно. Группа была готова еще на несколько ходок, но не было уверенности, что внизу есть стоянки, поэтому решили не рисковать, та и спешить, как говорится, было некуда.

День десятый (18 августа).

Остался крайний перевал Панорамный Южный 1А. Встали по обычаю в 05:00, вышли в 06:55.

Спуск в долину р. Кичкинекол Восточный по травянистому склону.

В 08:10 уже спустились в долину реки Кичкинекол Восточный. Через 2,5 ходки (10:50) были на озере (2732 м) под перевалом Панорамный Южный. Подъем к озеру был не из простых. Троп мы не нашли, шли "по азимуту". Было даже легкое лазание по скалам.

Подъем на озеро под пер. Панорамный Южный.

На озере устроили обед. Ущелье р. Чиринкол нехоженное и спуск с перевала Панорамный Южный не выглядел простым, поэтому мы решили пойти простым путем: взять перевал радиально, а к р. Кубань выйти по ущелью р. Кичкинекол Восточный. В 12:00 выдвинулись на перевал Панорамный Южный и в 14:00 уже были на нем. Обратная дорога до озера заняла 1 час. Там же и заночевали.

Подход под пер. Панорамный Южный.

Стоянки на озере под пер. Панорамный Южный.

Подъем на пер. Панорамный Южный.

Спуск с пер. Панорамный Южный.

День одиннадцатый (19 августа).

Крайний день. Осталось дойти до машин в Актебе. Вышли в 07:00. Тропы на спуск мы так же не нашли, пришлось корячиться через молодой лес, плюс на пути попадались скальные сбросы. Спуск не из безопасных, но кое-как добрались до р. Кичкинекол Восточный (в 8:45). Во время спуска мы немного протраверсировали склон в сторону р. Кубань и пропустили бревно перекинутое через реку, пришлось идти вброд. С мужской поддержкой переправили наших девушек. Хотя бы один настоящий брод за поход с намоченными ногами. Дальше все по тропе, да по дороге до самого Актебе, где оказались в 13:00 (около 3,5 ходки после брода). Далее обед, купание в реке (погода благоволила), выход из пограничной зоны, легкий технический осмотр автомобилей и в путь.

3. Итоги.

Нам определенно повезло с погодой. Практически никакого ущерба ни физического, ни эмоционального мы не понесли от погоды. В солнечную (и сухую) погоду идется лучше, нежели в пасмурную и дождливую. Именно поэтому поход закончился без использования запасных дней.

Нам повезло, что на Актуре Восточном никто не получил травм под камнепадом. Все, и я в первую очередь, как руководитель, получили важный урок. Радует тот факт, что группа не запаниковала, а продолжала действовать слажено, отбросив все эмоции.

Следует учитывать время года похода. Так, например, ледник Актур оказался открытым, совершенно без снега, чем усложнил его прохождение. Опять же по удачному стечению обстоятельств у нас были ледобуры.

Также стоит заметить, что важно всегда иметь с собой еду на запасной день вплоть до завершения кольца.

А в целом поход прошел достаточно хорошо и все остались довольны. В группе присутствовали и "процентники" и несколько девушек, но все компенсировалось опытом и силой других участников. Для более уверенного и быстрого прохождения следует иметь более равносильную группу, уделять большое внимание физической предпоходной подготовке.

У нас были достаточно легкие рюкзаки, что было достигнуто посредством отказа от железных банок (консервы, тушенка). Более того, мы сушили овощи (картошка, капуста, лук, морковь). И на деле еды оказалось достаточно много, при расчете 650 грамм на человека в день. Считаю возможным уменьшение до 550 грамм без каких либо потерь.

Почти у каждого члена группы были в наличие ходовые палки. Больше никто не хочет ходить без них :). За поход не однократно были воспеты хвалебные оды этим чудо-палкам.

Я осознаю, что набор высоты в первый день похода в 1500 метров наверно был рискованным, и снова удача была на нашей стороне т.к. особых проблем мы не получили. В другой раз я бы все же разбил этот участок на два. К примеру, в день приезда подняться на какую-то высоту (на границу леса, около 2000 м). Или может устроить день радиального выхода.