Вне трассMountain.RU

Ски-тур

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Сергей Веденин, Москва

Лавина на леднике Донгуз-Орун. Разбор

Слабый слой – глубинная изморозь в старом снегу около поверхности льда. Разбор инцидента и дополнительные материалы ниже.

Знания о лавинах, навыки выбора маршрута, тренировки по спасательным работам в лавинах, и главное - голова на плечах, - необходимы для фрирайдера и альпиниста.

Место.

Фотографя сделана в июне 2015 года, поэтому снега на леднике нет. Но отлично виден рельеф и выход льда по краю которого и оборвалась лавина.

Россия, Кавказ, Приэльбрусье, район катания Чегет, язык ледника Семерка.

Высота над уровнем моря 2400 метров, экспозиция склона восточная.

Ссылка на файл KMZ для Google Планета Земля

Дата.

Инцидент произошел 3 января 2015 года.

Погода.

1 января: снегопад 120-150 см – без ветра.
2 января: ясно, ветер западный средней силы. Температура -5-7 С.
В день происшествия ветер западный средней силы, температура -5 С, облачно, видимость временами плохая.

Общая лавинная опасность – значительная.

Инцидент.

Группа 10 человек совершала скитурную прогулку к озеру Донгуз-орун, на обратном пути двигалась вниз по языку ледника Семерка.Движение на камусах и снегоступах вниз по склону по краю выступающих из снега камней. В последствии выяснилось, что выступающие камни обозначают начало крутого ледяного склона, которым и заканчивается ледник Семерка.

Лидер, пройдя траверс у камней, приспустился по гребню до выполаживания и ниже запирающего мульду моренного вала траверсировал в кулуар, где ожидал группу. Остальные участники в это время по очереди подходили к выполаживанию.

Из-под ног восьмого участника сошла лавина, которая достигла лидера, проволокла его около 100 метров. Глубина погребения лидера 70-90 см. пострадавший в течении 20 секунд сам выбрался на поверхность. Потери: одна лыжа.

Ошибки.

Внетрассовое катание в условиях значительной лавинной опасности и плохой видимости. Недооценка опасности данного рельефа – выезд лидера под продолжающую движение группу.

Лавина.

• Белая линия - путь группы.
  • Красная линия - линия отрыва лавины.
  • Отметка - местонахождение пострадавшего в момент схода лавины.

• Размер D3, длинна линии отрыва 200 метров, толщина от 50 до 150 см. Длина пути лавины – 400 метров.

Слабый слой – глубинная изморозь в старом снегу около поверхности льда. Большая часть лавинного снега задержалась и остановилась выше поперечного моренного вала, только небольшая часть лавины продолжила движение и достигла пострадавшего. Скорость движения и перемешивание снега в лавине были достаточно небольшими, плотность снега также была очень низкой – именно поэтому лидер и смог сам освободиться.

Спасательные работы.

Все участники группы имели необходимое лавинное снаряжение и умели им пользоваться.

После схода лавины, убедившись в отсутствии опасности схода вторичной лавины, был организован поиск снаряжения. Две лыжные палки, одна лыжа и снятая лавиной "мыльница" от ботинка были обнаружены.

Пострадавший спустился вниз в снегоступах.

Группа спустилась до наступления темноты.

P.S. К сожалению, в этом сезоне в лавине на склонах пика Терскол уже пропал сноубордист. Будьте внимательны, берегите себя!

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!