Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Дмитрий Григорьевым, Москва

Центральный Тянь-Шань Западный Кок-Шаал Тоо.
Возрождение экспедиционного альпинизма, есть ли будущее…

Альпинизм это спорт? Или это развлечение? Спорт согласно Большой Олимпийской энциклопедии спорт это – соревнования по различным физическим упражнениям и их комплексам, а также система их организации и проведения. Что сейчас альпинизм – наверно по степени трудности или организованности, комфорта можно классифицировать так (не в плане высотный, технический и т.д. а по-другому):

• Паркетный альпинизм – термин придуманный Володей Молодожёном и Игорем Ивашура,
  • альплагерный альпинизм,
  • приключенческий альпинизм,
  • спортивный альпинизм,
  • выездной альпинизм,
  • экспедиционный альпинизм
  • В Энциклопедическом словаре: экспедиция – поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным) заданием. Есть ли будущее (или осталось ли ещё будущее) у экспедиционного альпинизма я не знаю. Но как это выглядело сейчас рассказано в этой статье. Речь пойдет об экспедиционной привлекательности двух районов, в которых мы побывали:

• Район под Кызыл-Аскером - 2014 год
  • Район под пиком Белый – 2015 год.
  • Все острова – давным, давно открыты.
    И даже те – где тесно и вдвоём.
    Но, всё то, что мы знаем, – ни чего не значит.
    Для нас – мы новый найдём!

Песня группы Элизиум

Введение

Каждому хочется всегда большего: сходил двойку, идёшь на тройку и так далее, а потом… первопроход, первовосхождение, а только ли это удел мастеров, можно ли иметь новичку свою 1-ку, 2-ку? На самом деле Можно! В 2014 команда альпинистов из Москвы (Нилов Сергей, Головченко Дмитрий, Григорьев Дмитрий) удачно сходили на Кызыл-Аскер, расположен в районе Западный Кок-Шаал Тоо на границе Киргизии и Китая (подробнее):

стали чемпионами на России в высотно-техническом классе, и выиграли Конкурс Горных проектов 2015 – восхождение на пик Белый 5697м в этом районе, которым мы считали самой высокой нехоженной вершиной района, но перед выездом выяснили, что ее сходила двойка словенцев в 2011

Я считаю район Западный Кок-Шаал Тоо интересен с многих сторон:

• Спортивный интерес.
  • Нехоженных стен в этом районе для спортсменов предостаточно. Ну а для закрытия спортивных разрядов для новичков это идеальное место с множеством великолепных двоечек и троечек в шаговой доступности, с хорошими видами, безопасными и очень хорошо наблюдаемыми и контролируемыми начспасом маршрутами!

• Амбициозный интерес.
  • В этом районе большое множество нехоженных маршрутов, интересных единичек и двоечек. Этот район просто россыпь возможностей проверить свои силы в первопрохождениях и певовосхождениях, увековечить своё имя в классификаторе названиями маршрутов и новых безымянных вершин.

• Семейный спортивный отдых:
  • Это конечно не море, и наверно тепличных людей привезти в пустыню это сурово, но можно и тут получить удовольствие, и можно организовать приемлемые условия. Многие мои друзья семейные люди, и на две недели или на целый месяц вырывать их из семьи в горы, как то грустно. Почему бы на период акклиматизации (10-15) дней не приехать с семьями и с друзьями сочувствующими! Вместе с семьями походить – тут есть куда походить всем – а потом семьи отправить или на Иссык-Куль или домой, а самим забуриться надолго на хорошую гору! Можно организовать интересный джиппинг в районе, кому интересно. Подобной попытки совместить несовместимое я не видел и никто в это не верил, но, я считаю, у нас в этом году это получилось. Обычно спорт сам по себе и «гостям» (клиентам) там не место, или всё нацелено на «гостей» и не до спорта. В организованном таким образом экспедиционном альпмероприятии есть обоюдовыгодные моменты:

Для группы мастеров – присутствие группы поддержки в глухом районе и удешевление стоимости проекта. Для «гостей» возможность поприсутствовать в настоящей экспедиции, взойти на нехоженую вершину и потешить своё самолюбие.

В прошлом году мы ездили втроем, с одной стороны это было очень комфортно, но есть вещи, которые мне очень не понравились. Основная это безопасность автономии - быть одним в районе, где за 300 километров нет населенных пунктов – очень рискованно. Поэтому необходимо набрать команду и ехать сборами. А вторая, я считаю это эгоистично двум «золотоледорубоносцам» (Piolets d'Or 2013 Muztagh Tower) заниматься самоудовлетворением и не предавать свои навыки и умение любить горы подрастающему поколению альпинистов. Поэтому в этом году я решил собрать и повезти туда сборы.

Из нашего клуба Демченко набралась команда из двух разрядников, было трое новичков, с которыми согласился ехать инструктор зеленоградского альпклуба Руслан, и наша команда из 3-х человек. Сборы спланировали из двух частей. Первую половину, период акклиматизации, работаем тремя группами: команда мастеров исследует район предполагаемого восхождения, определяет маршрут, разрядники совершают первовосхождения на простые маршруты, на которые следом идут новички. Через две недели новички уедут, и дальше мы работаем двумя группами, на Седом Страже, а вторая команда совершает первовосхождения рядом с нами.

Подготовка к экспедиции

В прошлом году подготовкой к выезду занимался Головченко Дмитрий, и мы ехали в то место, где они уже были с Ниловым в 2009 г.

В этом году мы ехали в новый район, где альпинисты из России раньше не стояли (в это ущелье группы заходили через перевалы с соседних ущелий) перед поездкой была проделана большая подготовительная работа, разрядники (Галимзянов Тимур и Никитин Владимир) в GOOGLE изучили район и предполагаемые первовосхождения. Мы изучали логистику и варианты своего восхождения, изучали статьи тех, кто раньше там был, переписывались с ними. Рассматривалось несколько вариантов заезда, определили оптимальную схему заезда от Иссык-Куля через горы к реке Сарычат. Планировали до базового лагеря доехать на машине, но проехать оказалось невозможно (поэтому с этой стороны в долине реки Сарычат группы не стояли) пришлось часть пути 20 км идти пешком, а груз везти на лошадях.

Под ледник Ферсмана – непосредственно в долине пика Белый.

Возможные восхождения Район под пиком Кызыл-Аскер

Альпинизм для меня давно не спорт, а правила безопасного поведения в горах, Горы не место для соревнований, а храм, в который я прихожу общаться с чем-то, что очищает меня и делает сильнее, восхождение – это не победа над горой, это путешествие в гости к прекрасной женщине, и надо заслужить своими мыслями и тренировками, чтоб она допустила тебя на свою интимную верхнюю точку, и отпустила, если ты ей понравишься. Зачастую прелюдия посещения вершины, так же как процесс ухаживания, значимее самого пребывания на ней, и, не побывав на вершине, иногда я могу сказать, что я был на горе, приходил к ней в гости, но она к себе не пустила, но мы прекрасно и полезно провели время... А главное: с кем ты приходишь в храм, в горах как в бане – все равны, нет топ-менеджеров и клерков, мальчиков и девушек, а есть участник альпмероприятия.

И место на плато с севера Кызыл-Аскера очень удачно для альпмероприятия!

В классификаторе есть всего три маршрута из этого района:

7.5.8. Верный 4791 комб. кф. СЗ стены В. Тугалев, 1988
    7.5.33. Кызыл-Аскер 5842 комб. СЗ стене К. Валиев, 1985
    7.5.71. Верный 4791 скальный центру СЗ стены Н. Бандалет, 2009

Также рекомендую ознакомиться со статьей Николая Бандалета о пройденных организованной им экспедицией маршрутах в 2007 году (ознакомиться)

Классифицировали в 2015 году, схоженные нами на восточном отроге: 1б, 2а, 3а, 4а. Маршруты на картинках соответственно №1-№4. Мы прошли траверс, но на эти вершины можно проложить маршруты 1Б-2Б категории сложности с запада с морены ледника Кызыл-Аскер (см. статью выше) так и с востока с ледника Комарова. Ну а посложнее маршруты найти не проблема.

Классическая 1Б гребневой безопасный маршрут по восточному отрогу ходится от озера Бивачное и в хорошую погоду можно без специального снаряжения. А виды, которые сопровождают слева и справа по ходу движения, облегчают подъём.

На западном отроге просматриваются интересные двоечки на пик Ольга (4712) (маршрут №5 совершен в рамках белорусско-российской экспедиции клуба Хан-Тенгри, Минск и ЦСКА имю Демченко, Москва), на пик Пирамида (4812), и на пик Штаны (маршрут пройден в 2007 году белоруссами), маршруты соответственно №5, 6,7. Конечно, есть ещё много других вариантов.

В центральном массиве я мечтаю сходить маршрут ориентировочно 2а на пик Лёша (4716), он же пик Обзорный в статьях Бандалета. Красивый зигзаг, смотрит на лагерь (маршруты № 8)… В центральном массиве очень много интересных линий просматривается (маршруты №9) и др..

(Маршруты голубой, красный жёлтые) 4а-4б на восточной стене пика Лёша. 5б (синие) на всосточной стене вершины Забор. 5б (фиалетовый) по северному гребне на Северный Кызыл-Аскер, он же пик Грандиозный у белоруссов. Снято с вершины Беггар.

Теже маршруты 4а-4б на пик Лёша, снято с ледника Восточный Кызыл-Аскер.

Юго-восточная стена пика Лёша. Снято с вершины Экстази.

Маршруты 4а-4б Юго-восточной стены пика Лёша. Снято с ледника Кызыл-Аскер восточный.

Восточная стена вершины Забор. Снято с вершины Гронки (Большая белая).

Маршруты 5а-5б на восточную стену вершины Забор. Снято с ледника Восточный Кызыл-Аскер.

В соседнем ущелье на леднике Комарова тоже очень богатая почва для самореализации первопроходца:

Маршруты 5а-5б по восточной стене вершины Гронки. Возможны ледовые маршруты на вершину Юрном (5070).

Стены на вершины (с права к центру фото) Гронки, Охровая стена, Цукерман.

Вершины без названия по правому борту ледника Комарова. Снято с перевала между вершинами Гронки и Юрнос.

Район под пиком Белый

Разрядники очень тщательно изучили возможные маршруты и разработали большое количество вариантов восхождений. Основная масса которых не реализовано и осталась будущим экспедициям.

Обзорный снимок района с вершинами. Жёлтые метки – хоженые вершины, зелёные – нехоженые.

В классификаторе за 2013 год есть 2 маршрута в районе альпмероприятия (ледники Ферсмана и Сарычат):

7.5.31. Корсуна И. 5600 5А лед.-сн. СЗ гребню Б. Старостин, 2000
    7.5.32. Крылья Советов 6А комб. С гребню Е. Монаенков, 1998

Вот список вершин, которые мы наметили:

• Новички-разрядники. связка 4645-4585. Обзор пути снежной вершины Настя (4879), обзор района. Нужно: 1 день под вершины (пром. лагерь) + 1 день на них. Я бы оценил их по отдельности как 1Б. На картинке маршрут начинается примерно из пром. лагеря.

• Новички-разрядники. Ночёвка на снежном плато между вершинами Настя (4879) и 4849. Цели: Настя (4879), 4849 (я бы оценивал как 1Б-2А), обзор района. 1 день перенести пром. лагерь наверх, 1 день – две вершины. 1 день – спуск. Для сильных + 1-2 дня на плато на 1-2 вершины дополнительно (4753 и 4610). Подъём на плато из цирка. В каком направлении – нужно смотреть на месте (Внимание! Гугл сильно сглаживает рельеф, т.ч. всё смотрится сильно проще, чем на самом деле).
  • Было много предложений, которые мы выкладовали перед началом экспедиции, рассчитывая увлечь народ принять участие в выборе маршрутов и их наименовании, что отразилось в проекте.

Совершенные восхождения под пиком Белый, поданные в классификационную комиссию ФАР

• 4585 (Ташгуль, Каменный Цветок) – 1Б, Через Западный осыпной кулуар Южного гребня, первовосхождение, 08.08.2015. Состав: Шарифуллин Р., Зеликова А., Рачинская Е., Андреев Н.
  • Характер маршрута скальный.
  • 5020 (пик Горина) – 2А, по Южному гребню с ледника Сарычат, первовосхождение, 08.08.2015. Состав: Григорьев Д., Никитин В., Галимзянов Т.
  • Характер маршрута – комбинированный.
  • Заход по осыпному кулуару, при наличии на нем снега ранний выход.
  • 4990 (Памяти друзей) – 3А, По Северному гребню с ледника Сарычат, первовосхождение, 12.08.2015. Состав: Григорьев Д., Галимзянов Т., Никитин В.
  • Заход через ледовый перевал, спуск по осыпному кулуару.
  • 4798 (Новый) – 2Б, по северному склону и северному гребню (Шедевральный), первопрохождение, 13.08.2015. Состав: Григорьев Д, Нилов С., Головченко Д., Никитин В., Галимзянов Т., Рачинская Е., Андреев Н.
  • Характер маршрута – комбинированный.
  • 5100 (Чудо) – 2А, По Западному гребню, первовосхождение, 17.08.2015. Состав: Шарифуллин Р., Никитин В.
  • 5070 (Прозрачная) – 1Б-2А, По Северному гребню, первовосхождение, 18.08.2015. Состав: Шарифуллин Р., Никитин В.
  • 5481 (Седой Страж) – 6А, по контрфорсу Восточной стены, первовосхождение, 20.08.2015. Состав: Нилов С., Григорьев Д., Головченко Д.
  • Характер маршрута – комбинированный..
  • 5370 (Граница) – 4Б, по Западному гребню, первопрохождение, 25.08.2015. Состав: Нилов С., Головченко Д., Шарифуллин Р.
  • Характер маршрута – ледово-снежный.
  • 5270 (Пограничник) – 4А, через северный ледовый кулуар западного гребня, первовосходжение, 25.08.2015. Состав: Григорьев Д., Никитин В. Характер маршрута – комбинированный.
  • В итоге можно считать район открытым и доступным для проведения полноценных сборов с новичками и младшими разрядниками.

Есть или нет будущее у экспедиционного альпинизма отвечать вам, тем, кто туда всё таки поедет…

Рисунки: Григорьев Д., Никитин В., Зеликова А.

Даешь объединение туризма и альпинизма!

Как известно, альпинизм в СССР возник как отпочковавшееся в 30-х годах направление от горного туризма, до передачи контроля над последним ВЦСПС. Потому экспедиционный альпинизм - это практически горный туризм, в котором на вершины тоже, как известно, ходят. А раньше, при освоении горных районов, совестские альпинистские экспедиции запросто ходили перевалами. Так что, камрады, даешь слияние двух разделенных видов в один. Что и логично. Впрочем, это утопия. Функционеры как с одной, так и с другой стороны костьми лягут, но не допустят подобного объединения.