Горы мира > Западная Европа >

Автор: Дмитрий Ковинов, Красноярск - Москва - Сочи

По Швейцарии дикарем

18 - 29 июля 2015

Принципиальной идеей этого похода была концепция "free hiking" (я сам придумал этот термин). В отличие от классических спортивных походов с заранее просчитанным маршрутом и плановыми дневными переходами здесь маршрут похода планируется лишь условно (определяется только район похода и генеральная линия движения по нему), а остальное решается по пути, в зависимости от погоды и настроения! Важной и приятной особенностью такого стиля походов по Альпам является возможность в случае затяжной непогоды спуститься с гор в долины и побывать в красивых альпийских городах, вместо того, чтобы сидеть в палатке или мокнуть под дождем на тропе.

На подготовку маршрута похода времени почти не было (работа, работа, работа), но выручили результаты подготовки к двум прошлым походам по Альпам - прошлогоднего похода выходного дня по окрестностям австрийского Инсбрука и позапрошлогоднего соло-похода по Швейцарии. Как и всегда в своих походах, критерии выбора района для этого путешествия были относительная, насколько это возможно в Альпах, малолюдность и наличие красивых горных достопримечательностей - озер, вершин, долин, водопадов.

В итоге, за пару весенних вечеров с помощью программы Google Earth и туристического сайта Швейцарии wanderland.ch был выбран район похода: Glarner Alpen -> Berner Alpen. Оба горных массива находятся на территории Швейцарии. Вот какой маршрут мы прошли в этом походе:

Zurich -> Glarus - Klontalersee (851 м) - перевал Schiterboden (1739 м, радиально) - Chaseren - перевал Brunalpelihochi Вост. (2252 м) - пастбище Erigsmatt - урочище Charetalp - перевал Hangst (1988 м) - хижина Glatalphutte - озеро Glatalpsee (1853 м) - перевал Ruosalper Chulm (2178 м) - перевал Klausenpass (1955 м) - Chamli - Brunni - перевал Seeroligrat (2245 м) - озеро Seewlisee (2028 м) - Andi -> Silenen -> Erstfeld -> Luzern -> Engelberg -> озеро Truebsee -> перевал Jochpass (2207 м) - озеро Engstlensee (1850 м) - Tannalp - вершина Balmeregghorn (2255 м) - канатка Planplatten -> Magisalp - Reuti - Meirengen -> Schwarzwaldalp - урочище Pfanni - перевал Grosse Scheidegg Верхний (1962 м) - Grindelwald -> Zurich.

В этот раз я упущу информацию о подготовке и сборах к этому трипу (допишу может быть потом), а начну свой рассказ непосредственно с утра нашего первого полноценного дня в Швейцарии, который начался в Цюрихе, столице Швейцарии, где я и пятеро моих друзей собрались днем ранее. Итак, небольшие заметки и фоторассказ об этом походе!

День 1: Цюрих - Гларус - Кленталерское озеро

19 июля 2015

• Пройдено за день / всего за поход - 9 км / 9 км
  • Суммарный набор и сброс высоты за день (по Google Earth) - +800 м / -400 м
  • Утро первого дня путешествия началось с жесткого тупняка. Пока парни гуляли по историческому центру Цюриха, я закачивал в приложение Swisstopo, установленное на моем айфоне, больше 1 GB карт района планируемого похода. Из-за слабенького файфая пришлось проторчать в хостеле еще полтора часа! А все почему? Лень было сделать это еще дома. Но все это мелочи по сравнению с тем, что только приехав к дверям туристического магазина Transa, крупнейшей сети профессиональных туристических магазинов Швейцарии, я понял, что сегодня воскресенье и этот магазин, впрочем как и любой другой приличный швейцарский магазин, в воскресенье не работает! А вель нм крайне необходимо было купить здесь газ. А ведь могли купить в мюнхенском Sport Schuster... Влипли!!

На первом этаже железнодорожного вокзала Цюриха есть tourist service с бесплатным вай-фай. Спросил у девчонок, есть ли в городе работающие в воскресенье туристические магазины. Ответ - нет. ОК! В городе до обеда уже все посмотрели и решили выдвигаться к точке начала маршрута - городу Гларус (Glarus). Возможно там будет какой-нибудь магазинчик сети Intersport и завтра утром может получится купить газ. Если же газа не будет - отправим одного гонца за газом в Цюрих! Если разделить на шестерых это выйдет не так дорого.

В Гларус приехали через полтора часа. За окном ливень. С помощью телефонов (как раньше жили и путешествовали без них?) быстро нашли главный туристический магазин городка - Fridolin Sport. Но магазин, как этого и следовало ожидать, закрыт. Немецкий среди нас знает только недавно переехавший в Германию Юра, но его знаний хватило только понять, что "магазин вроде бы должен открыться завтра.. Или послезавтра..." Ну что же, не наш сегодня день! Это очевидно. Под слабым дождем выходим на тропу. Надо попытаться дойти сегодня до Кленталерского озера (Klontalersee), поставить там лагерь, а завтра отправить гонцов за газом. Так будет логичнее!

К озеру по простой тропе, а в конце - по дороге, вышли уже затемно. В Швейцарии, как впрочем и почти везде в Центральной Европе, ставить палатки на берегу таких больших озер запрещено. Предполагается, что туристы должны арендовать места или сразу палатки в кемпингах, которые обычно есть в подобных местах. Стоит это совсем не копейки и желание сэкономить да и просто пожить подальше от людей (мы же все-таки в походе!) для нас естественно. Однако, из-за сильного ливня, кромешной тьмы и крутых берегов озера ни одной укромной площадки мы не нашли и в итоге пошли «сдаваться» в кемпинг, расположившийся, к счастью, на нашей же оконечности озера. Ну да ладно, зато будем спать на ровном!

На территорию кемпинга мы забурились уже в десятом часу вечера и ребята на ресепшен, крайне удивившиеся тому факту, что мы ничего заранее не бронировали, любезно разрешили нам занять два места под палатки. "Заплатите завтра!" - с улыбкой ответила девушка, с виду похожая на итальянку.

День 2: Кленталерское озеро - перевал Шитербоден

20 июля 2015

• Пройдено за день / всего за поход - 10 км / 19 км
  • Суммарный набор и сброс высоты за день (по Google Earth) - +1000 м / -1000 м
  • Утром солнце. Ребята в кемпинге открылись в 8:00. Главная надежда утра, что у них есть в продаже нужный нам газ, не сбылась. Оказалось, что в кемпинге можно купить только "прокалываемые" баллоны Camping Gaz, которые не подходят к нашим горелкам с винтовой резьбой. Вот я лох! Ведь можно было купить специальный переходник с прокалываемого баллона на резьбу и вопрос был бы решен. 100 мой косяк как организатора похода..

Вода в озере оказалась удивительно теплой, больше +23 градусов!! Нереально для гор. Видимо аномальная жара, которая стоит в Центральной Европе уже неделю, сделала свое дело. Пока мы купались и загорали, Юра с Артемом съездили в Гларус. Оказывается, между озером и городком есть регулярное автобусное сообщение! Как я забыл, это же Швейцария =)) К сожалению, ребята вернулись ни с чем. Туристический магазин не открылся и в понедельник. Это же Швейцария!!!! Чтобы скрасить нашу печаль парни привезли с супермаркета целый пакет вкусной еды - жареную курицу, пиво, чипсы на ужин, круассаны и йогурт - на завтрак.

Привезенные парнями запасы решили сохранить до ужина, а на обед сходили в ресторанчик небольшого отеля, расположенного прямо на берегу Кленталерского озера. За сосиски с картошкой, 2 пива и капучино я отдал 35 франков. На наши деньги больше 2000 рублей! Лучше не пересчитывать.. Хотя... Только один вид на озеро стоит не меньше половины цены обеда. А за красоту, как известно, надо платить.

После такого обеда выходить на плановый маршрут было уже поздно. Планируемый ещё дома первый участок маршрута - набор 1000 вертикальных метров на перевал Schiterboden прямо в лоб по южному склону это само по себе сурово, да еще и карта не обещала воды на этой тропе. Корректируем планы и в 17:00 выходим в радиалку. Задача - размяться перед завтрашним выходом с полной выкладкой и, конечно, полюбоваться видом на Кленталерское озеро с высоты тысячи метров! Несмотря на жару, подъем от дамбы у озера до перевала занял 2.5 часа, ровно столько, сколько обещал указатель на тропе. Удивительно, но прямо на тропе нашли воду. Крошечный родник был спрятан под 15 килограммовой крышкой люка. Если бы не любопытство Жени помноженное на жажду всей банды, мы бы никогда не догадались. Вода в колодце чистейшая и мы быстро наполнили все наши бутылки под завязку. Приятный сюрприз!!

Покайфовать на перевале времени не было, и мы бегом ломанудись вниз. К озеру вышли минута-в-минуту с наступлением темноты! По пути в кемпинг к нашим платкам, прямо голышом, искупались в озере. По возвращению в лагерь - праздничный ужин с холодным пивом, которое было заранее спрятано под камнями прямо в озере. Первый тост - за новоиспеченных горных туристов Женю и Валеру, которые сегодня прошли свой первый перевал! Кушали сэндвичи с сыром, колбасой, помидорами и зеленью, которые приготовили парни, спустившиеся быстрее. Шеф-повар Юра был на высоте!! В очередной раз убедился, как это круто, иметь в команде крутых и опытных напарников. Это дорогого стоит!!

В общем, несмотря на жесточайший облом с газом день получился отличный! Был и релакс и отличная горная прогулка. Отлично размялись, а кто-то даже получил важный горный опыт - натер первые мозоли и потратил половину запаса пластыря или шел и не фотографировал, потому что на ночь забыл выключить телефон для экономии батарейки, и телефон, конечно, разрядился. Даже подумал, что при планировании будущих походов такой "релакс-день" в начале похода стоит сделать обязательным!

День 3: Чазерен - Драклочстафель

21 июля 2015

• Пройдено за день / всего за поход - 11 км / 30 км
  • Суммарный набор и сброс высоты за день (по Google Earth) - +1200 м / -300 м
  • День начался волшебно! Давно я не помню такой теплой и комфортной ночи в горах. Полночи спал без спальника, в одних шортах и футболке и только под утро накинул спальник сверху. Сегодня моя с Женькой очередь дежурить, а значит моя очередь снова ехать в злосчастный Гларус за газом, так необходимом нам для приготовления завтраков и ужинов, когда мы будем стоять в горах.

В любом городе ранним утром красиво, а в таком крошечном, зажатом со всех сторон, горами тем более! Небольшой магазинчик находится в 3 минутах ходьбы от железнодорожного вокзала, работает с 9 утра, а в ассортименте имеет все, что нужно для походов в горы, начиная от одежды и заканчивая альпинистским снаряжением и так необходимым нам "спортивным" газом.

Пока ждал открытия, мимо беззвучно проехал почтальон. Догнал его на следующем перекрестке. Оказалось, специальной конструкции мотороллер с коляской для почты спереди оснащен электрическим мотором! Вот в чем причина его бесшумности. Сразу вспомнил мусоровоз в Сочи, который будит меня в 7 утра..

Очаровательная бабуля с лабрадором по кличке Цезарь (да, да, Цезарь! я переспросил!) подкатила к магазину на небольшом Ford Focus ровно в 8:57. Вот это да! Никогда бы не узнал в ней владелицу туристического магазина. Бабулька оказалась ого-го! Известная в прошлом альпинистка. Даже книжка собственная продается в ее же собственном магазине. Цены - около московские. За килограмм газа JetBoil (2 баллона по 480 грамм и один маленький на 100 грамм) отдал 40 франков. Кроме газа купил по заказу Валеры суперпластырь "вторая кожа" за 10 евро (недёшево, но своих денег стоит 100!) и небольшое полотенце из микрофлиса. С такой жарищей купаться мы будем в каждой речке или озере, которое встретим по пути!

Улучив свободные 10 минут до автобуса, направляющегося обратно к озеру, я подкупил еще немного вкусностей. Будет нам отличный обед! На этом же автобусе забрасываемся в дальний конец озера и наконец-то выходим на маршрут. На часах 11:30.

Первые километры пути радуют комфортом, которое дает мое новое снаряжение. Неожиданно полезной оказалась питьевая бутылка, закрепленная на грудной стяжке рюкзака. Теперь можно не доводить себя до жажды (это уже поздно!), а пить маленькими глотками прямо на ходу, а новый рюкзак OSPREY Exos - вообще бомба для пеших походов и хайкинга!! Комфортность посадки офигенная. Спина вентилируется. Удобные эластичные карманы, в которых все быстро оказывается под рукой! Подробный обзор и впечатления от этого рюкзака можно почитать в разделе "Снаряжение".

Перед остановкой на обед после местечка Чазерен (Ch&228seren) встречаем двух местных ребят. Парень по-английски не говорит совсем, а девушка, сопровождая свой элементарный английский бурными эмоциями и жестикуляцией пытается нам объяснить, что идет шторм. Из ее слов удается разобрать только несколько: "Завтра", "Шторм", "Гроза!", "Бум! Бах! Ветер", "Палатка" и капут (понятно без перевода). Испортила, короче, все настроение. Получается, что не сегодня, так завтра надвигается какая-то дикая непогода. Сверяемся с прогнозом погоды в айфоне. По нему вроде бы все спокойно. То ли девушка просто местная сумасшедшая, то ли прогноз погоды на местных сайтах чего-то не знает...

Полуденный зной переждали в тени огромного валуна. С видом на красивый водопад слопали курочку, купленную мной утром в супермаркете, вздремнули часик (в отпуске же!!) и пошли себе дальше набирать высоту. Парни разошлись бодро, и мы, незаметно, поднялись выше зоны леса. Поднялись в висячую долину Drackloch. Сказочное место! Где-то здесь точно живут или гномы или горные гоблины..

Время на часах показывает шесть вечера, а значит пора выбирать место для лагеря. Нам много не надо - более-менее ровная площадка, куда поместится две трехместных палатки и источник воды поблизости. В итоге палатку поставили прямо на пастбище, между коровьими лепешками, а воду набирали из корыта, поставленного на склоне для водопоя скота.

В позапрошлом году, во время своего первого похода по Швейцарии, я один раз пил такую воду (другой просто не было), конечно предварительно вскипятив ее на горелке. В этот раз у нас есть новый и супер крутой фильтр от MSR (обязательно напишу про него отдельный пост!!)! За пять минут нафильтровали около десяти литров. Шикарно!! Прогресс, конечно, непоколебим. К сожалению все эти "примочки" увеличивают вес рюкзаков, но когда идешь большой группой, вес общего снаряжения распределяется на всю группу и такие штуки становятся более чем оправданы!

Первый раз ужинаем по-походному - сублиматы Trek-N-Eat понравилось, проверенные мной уже много раз, понравились всем. На десерт подавали козинаки со сгущенкой с черным чаем или заварным кофе на выбор. Скромно конечно, но в моих походах по Альпам другая тактика: на ночевках (ужины и завтраки) едим аскетично, а отъедаемся в приютах или населенных пунктах, которые должны попадаться нам на пути преимущественно днем, ближе к обеду.

Полночи не спал, сидел над картой, прикидывал резервные выходы с маршрута к приютам, дорогам или населенным пунктам.

День 4: перевал Брунальпенлихочи - Глатальпское озеро

22 июля 2015

• Пройдено за день / всего за поход - 15 км / 45 км
  • Суммарный набор и сброс высоты за день (по Google Earth) - +800 м / -800 м
  • Несмотря на звездное небо, ночью было очень тепло, около +15 и я снова спал в шортах. Сегодня первый полноценный походный день. Никаких автобусов и ресторанов! Переходим на «боевой» походный режим. Подъем - как можно более ранний, не позднее 7 утра. До жары, которая начинается с полудня, нужно успеть пройти как можно больше. Сборы не получаются быстрыми, все только входят в режим. Так что из лагеря выходим только в девять. Дует приятный бриз. За два часа подъема по красивой долине Brunalpeli, изобилующей карстовыми образованиями, поднялись на второй в нашем походе перевал c непроизносимым для русского языка названием "Брунальпенлихочи" (Brunalpelihochi). Высота небольшая, всего 2252 м. Но не в высоте дело! В сторону нашего спуска - новые виды и далекие-далекие альпийские вершины, покрытые вечным льдом, а под ногами изумрудно зеленые альпийские луга. Нам - туда! Дух похода и приключений буквально захлестывает. Какая тут усталость, о которой меня часто спрашивают никогда не путешествующие по горам? В голове только радость от неизвестного впереди и карта перед глазами! Самое время для классического походного фото - "Команда на перевале"!

Команда на перевале Brunalpelihochi, 2252 м.

Спустившись с перевала выходим оказываемся на другом перевале (да да, так бывает). Под палящим солнцем, от которого совершенно некуда спрятаться (термофутболка с длинными рукавами - must have!) неожиданно выходим к небольшому домику. У входа нас встречает целое семейство - отец, мать и двое ребятишек. Настоящие швейцарские крестьяне, пастухи. В хозяйстве больше 1000 овец!! Пастухи не сидят в фэйсбуке, и институтов, думаю не кончали, так что английский не супер. Тем не менее его хватает, чтобы ответить на наши вопросы. Поднимаются они сюда в горы в середине июня и живут тут до середины сентября. Теперь-то мы знаем откуда в Швейцарии так много сыра! От миллионов овец, которые здесь реально есть!

К вечеру нам нужно дойти до Глатальпского озера (Glatalpsee), до которого еще один перевал. Жарко. Организмы еще не вошли в рабочий режим. На подъемах потеем, а воды очень мало. Ну и засуха нынче в Альпах! Чтобы идти по горам и мучиться от жажды - давно такого не помню! На календаре середина июля, а воды не видно вообще!

В поисках идеального маршрута (хочется пройти и красиво и не очень тяжело) смотрю на карту. Вариант, который планировал еще дома, перевал Furggele, сейчас кажется перебором. Судя по карте нам предстоит набрать еще 500 метров, а спускаться по достаточно крутому осыпному кулуару. Не лучший вариант для первого настоящего походного дня. Решаем идти более длинным, но менее сложным путем и не ошиблись! Необыкновенно живописное урочище Charetalp закончилось подъемом на небольшой отрог горного хребта, с которого открылся красивый вид на бирюзовое озеро, лежащее глубоко внизу под ногами.

Совсем недалеко от Глатальпского озера шикарно обедаем в горном приюте. Откуда такой аппетит? Чего только не съели и порядком истощили запасы наличности. А впереди почти 10 дней путешествия! Переждав непродолжительный дождик выходим к озеру и на его южном берегу в красивейшем месте ставим наш очередной палаточный лагерь. Выше над озером - красивые скальные пики. Привет родные саянские Ергаки!

День 5: перевал Руозальпер Чум - перевал Клаузенпас

23 июля 2015

• Пройдено за день / всего за поход - 19 км / 62 км
  • Суммарный набор и сброс высоты за день (по Google Earth) - +1300 м / -1100 м
  • Все-таки режим - сила! Без проблем встаем уже в 6:30. Денек у нас сегодня боевой. Нужно нагонять отставание от плана похода, которое образовалось из-за вынужденной задержки на Кленталерском озере в первые дни похода. Несмотря на ранний подъем, выходим только в 8:30. Быстро собирать лагерь - это искусство, которое еще предстоит освоить некоторым членам команды =)

Перед началом похода мы накупили кучу сублиматов и теперь по утрам и вечерам у нас новое развлечение! Нужно выбрать кто что будет есть. Вариантов много - спагетти-карбонара, рис с морепродуктами, паста с курицей и шпинатом, рис с соусом кари... (позже я допишу раздел "Полезная информация", там будет подробнее про питание в этом походе). В общем, у каждого свои фавориты. А если надоело - можно на следующий день попробовать что-то новенькое. Главное, что бы у завхоза остался запас!

Спуск с озера проходит прямо по ригелю, состоящему из крутых скальных полок. В "диких" горах подобные места пришлось бы проходить со страховкой веревкой, но здесь горы "одомашнены" и по красивой широкой тропинке, которая со стороны вчерашнего перевала казалась непроходимой тропой, мы без труда спускаемся в долину. Только в паре мест висел прочный канат, а в скале были вырублены ступени. Очень люблю такие участки! Хочется их побольше!

Не перестаю удивляться отсутствию туристов. Мы уже третий день в пути, а встретили всего пару встречных хайкеров. В позапрошлом году в Швейцарии я был уже после начала учебного года (в самом конце августа - начале сентября) и списал отсутствие людей на это, но сейчас середина лета, самый пик сезона. Удивительно! Оказывается и по Швейцарским Альпам можно ходить без толп туристов..

На подъеме на перевал Руозальпер Чум (Ruosalper Chulm) встретили настоящего "веселого молочника", местного фермера, с бородой и такого же улыбчивого. В тракторе - бидоны с молоком, в кабине - двое маленьких детишек. Не ожидал такого в Швейцарии. В такие моменты рушатся стереотипы и расширяется кругозор.

Обжорство в ресторане на перевале Клаузенпас (Klausenpass) - заслуженный бонус за совершенную работу. Интересно в такие моменты наблюдать за друзьями! Вы бы видели их лица! Какие муки выбора перед принятием решения, чем бы таким вкусненьким набить пузо!! Что касается меня - я давно все решил. Сосиски и пиво - вот мой рацион на этот поход! Все-таки мы в немецкой части Швейцарии. Надо уважать традиции =))

После ужина нехотя выкатываемся из ресторана. Народ расслаблен, а нем еще топать и топать. Слава богу без большого набора высоты. Всего полтора часа траверса в облаках и пройдя в тумане пастбища в местечке Chamli мы на месте! Палатку ставим на удивительно ровной травянистой полянке между рвами конечной морены ледника, который, если карта не врет, находится прямо над нами. Проверить, что карта не врет можно еще одним способом - достаточно постирать в ледяной воде реки Stauben грязные футболки, носки и трусы!

День 6: перевал Сиролигратт - озеро Сиемли

24 июля 2015

• Пройдено за день / всего за поход - 15 км / 78 км
  • Суммарный набор и сброс высоты за день (по Google Earth) - +1200 м / -1200 м
  • С погодой в этом походе нам определенно везет. В 6 утра уже +13, дует легкий бриз. Все сигналы хорошего дня. Выходим ровно в 9 утра. Шикарная траверсная тропа ныряет резко вниз и мы, после трехдневного перерыва снова оказываемся в лесу. Здесь хорошо! Пахнет хвоей и не жарко, слева и справа от тропы кусты черники и земляники. Скорость падает существенно, кто пройдет мимо лесных витаминов и энергетиков?

К обеду вышли в ущелье Brunnital, обрамленное мощнейшими северными стенами трехтысячника Gross Ruchen. Красивейшее место! Снова доволен сам собой за то, что в последнее время перестал детально планировать свои путешествия. Неизвестность и сюрпризы за каждым поворотом тропы - что может быть лучше для путешественника? Я даже не знал, что сегодня нас ждут такие грандиозные виды! В ледяном ручье, берущем свои истоки с ледников трехтысячника Gross Ruchen устраиваем купанием голышом в горной реке. Шестеро голых мужиков - та еще картина и не удивительно, что случайно вышедшая на тропу парочка туристов смущенно проскакивает мимо. Знай наших!

Легкий обед (две сосиски с горчицей, кусок хлеба и бокал нефильтрованного Eichhhof, за все 15 франков) в местечке с итальянским названием Brunni и нужно двигаться дальше. Однако жара долбит нещадно, а кровь из мышц собралась в желудке. Приходится командовать часовой обеденный сон. Кажется, все кроме меня вырубились сразу, как только скинули рюкзаки. У меня же в голове маршрут дальнейшего похода и просчет вариантов. Вечный крест руководителя =) Часовой отдых в тени огромной скалы спас ненадолго. Все еще очень жарко, да еще и набор 800 метров высоты совсем не кстати! Ощущение, что пока это самый тяжелый участок похода. Только Юрке все нипочем, убежал куда-то вперед и смотрит на нас с высоты. Давай, Юра, готовься к своим айронменам, а мы потихонечку, не торопясь..

Лагерь решили ставить на берегу озера В итоге немного не дошли до плановой ночевки, и встали прямо у озера Seewlisee, предварительно взяв перевал Сиролигратт (Seeroligrat). Виды с перевала высокогорные! Со всех стороны суровыми скальными пики и скальные бастионы.

Не успев поставить палатки на берегу озера (удивительно, но пока это единственное озеро, на берегу которого не видим или не слышим звона коровьих колокольчиков) попадаем под ливень. Дежурят сегодня Юра с Артемом. Приготовив кипяток они разносят его по палаткам. Завтра, чтобы успеть до раннего субботнего закрытия магазинов, в которых нам нужно в очередной раз пополнить запасы газа и провизии, придется выйти очень рано.

День 7: Силенен - Эрстфельд - Люцерн - Энгельберг

25 июля 2015

• Пройдено за день / всего за поход - 6 км / 81 км
  • Суммарный набор и сброс высоты за день (по Google Earth) - +300 м / -1300 м
  • Всю ночь лил дождь. Парни снова жалуются на протекающую палатку Ferrino. Да, видимо "старушка" все-таки умерла, что не удивительно. Все-таки свои первые горы эта палатка увидела в, страшно сказать, 1998 году, то есть ровно 17 лет назад!!! Мне же с Максом и Женей повезло и мы прекрасно выспались в моей новенькой ультралегкой палатке BIG AGNES Copper Spur UL3. Палатка, конечно, горная с натяжкой, но зато весит всего 1.9 кг полного веса с чехлом, дугами, колышками и всеми оттяжками при вместимости 3 человека. Точно займет достойную нишу в моем походном снаряжении! Обзор напишу чуть позже.

Утро начинается по стандартному графику этого похода: подъем в 6:00, выход в 8:00. Пройдя меньше километра выходим на красивейший склон. Перед нами сумасшедшая по красоте панорама Альп. Ради таких моментов не жалко никакого пота и сил! Жалко только, что приходится торопиться. Еда и газ заканчиваются и сегодня нужно "выходить в люди". Быстро-быстро сбрасываем почти тысячу метров высоты и в совершенно нереальном вагончике канатки, сделанном в форме «люльки» (!!!) спускаемся в местечко Силенен, на самое дно глубокой долины реки Reuss, вдоль которой проходит железная дорога.

Вторая половина дня прошла в суете и спешке. Автобус до железнодорожного вокзала в Эрстфельде, поезд до Люцерна, поиски магазинчика TRANSA (выкупили там весь (!!!) запас сублиматов, ребята продавцы смотрели на нас с большим удивлением), затем прогулка по Люцерну. Люцерн, как и два года назад, волшебен! Красивейший город. Пожить в таком - мечта! Но нам расслабляться и впадать в меланхолию некогда. После сытного обеда в фудкорте какого-то торгового центра (картошка с мясом, бутылочка, пиво и десерт с кофе - 25 франков за все), покупки дорогущих железнодорожных билетов из Цюриха в Мюнхен (заранее было бы дешевле, но мы протупили) и еще одного перекуса "гамбургер + пиво" в БургерКинге, мы снова в поезде. В Энгельберг (Engelberg), известный швейцарский горнолыжный курорт и место нашей сегодняшней ночевки, мы приехали уже вечером. Я очень переживал, но нам повезло - укромное место для лагеря на окраине нашли очень легко. Видимо опыт дает уже о себе знать =)))

День 8: перевал Jochpass - Энгстленское озеро - Рюти

26 июля 2015

• Пройдено за день / всего за поход - 23 км / 100 км
  • Суммарный набор и сброс высоты за день (по Google Earth) - +850 м / -1500 м
  • Утро порадовало нас красивым рассветом над Энгельбергом. Как обычно перекусив овсянкой быстрого приготовления уже в 9:45 мы были у нижней станции канатки. О причине огромной очереди стало ясно сразу - оказывается эта канатка забрасывает туристов на вершину Титлис (Titlis) - одну из самых популярных вершин Швейцарии, куда можно подняться на канатке. Потратив на очередь около часа и еще полчаса на сам подъем мы поднялись на перевал Jochpass. Сачкуем, конечно, неспортивно, но мы все еще отстаем от графика, а дойти до великих северный стен Эйгера очень хочется!

На перевале шумно! Туда-сюда снуют не только туристы с фотоаппаратами и пешие туристы-хайкеры типа нас, но и большое количество велосипедистов. По обе стороны он перевала расположены классные трассы для горного велосипеда. Снова облизываюсь на это дело! И в очередной раз записываю себе в список желаний все-таки добраться до Альп с велосипедом и вкрутить как следует!

Но в этот раз мы не велосипедисты, а хайкеры, так что поглазев во все стороны на величественные горные пики, быстренько спускаем Энгстленскому озеру (Engstlensee) и буквально забегаем на невысокий перевал Tannalp. Тут весело! На улице жарят сосиски, катают детей на лошадях, продают фермерский сыр. Наелись от пуза, наслушались местных музыкантов и погнали дальше! График - график - график! Цель - цель - цель!

От перевала до станции канатки Planplatten -> совершенно офигенный участок тропы. Почему-то вспомнились Гималаи! Такие же длинные траверсы на огромной высоте над узким и глубоким ущельем, а впереди и высоко над головой вечный снег ледников.

Ближе к вечеру начал накрапывать дождик, поэтому до местечка Magisalp решили спуститься на канатке. Уж больно было соблазнительно «сачкануть» и поберечь колени сэкономив 500 метров спуска. Cпустились мы на предпоследнем вагоне! За явным преимуществом, после невероятного ускорения, первым был Валера. Думаю нам всем надолго запомнится его фантастический рывок! На часах было 16:35, хотя канатка работала до 16:30. 33 франка с человека за спуск до Мэйрингена нам показалось много и мы решили идти пешком. Пусть идти вниз по асфальту снова не очень спортивно, но кругом горы и красота. Так что можно и так!

На подходах к Мейрингену первая и единственная за этот поход трудность с местом для палаток. «Населенка» началась как-то совсем неожиданно, уже на окраинах местечка под названием Reuti. Только я приготовился к тому, что спать мы сегодня будем на скамейках или на остановке, как настоящие бомжи, каким-то чудом нашли маленький кармашек ровной незастроенной травяной площадки размерами 3 на 10 метров. Слева - проселочная дорога, справа за кустами - обрыв, овраг и ручей. Экстрим, конечно, но где наша не пропадала. Посидели «на рюкзаках» до наступления сумерек, и только когда совсем стемнело поставили палатки. Ну и денек. Бутылочка вина, которую откуда-то, по-моему реально из своего рюкзака (!!!) достал Валера, была очень кстати!

День 9: Мейринген - Шварцвальдальп - перевал Гросс Шейдег

27 июля 2015

• Пройдено за день / всего за поход - 19 км / 117 км
  • Суммарный набор и сброс высоты за день (по Google Earth) - +900 м / -1500 м
  • Несмотря на ливень, продолжавшийся всю ночь, утренние виды на четырехтысячники заставили взяться за свои телефоны даже Артема и Юру, которые, ранее в фотографировании в этом походе замечены не были. Но на длинную фотосессию времени не было. Нужно было быстренько собрать наши палатки, пока приличные швейцарские бюргеры на раздавили нас колесами своих Subaru и Mercedes.

Сбросив с утра еще 400 метров высоты мы как-то неожиданно быстро оказались в самом центре Мерингена. Пройти мимо утренних кафе с запахом свежей выпечки и кофе было конечно нереально. Был съеден тортик и чашечка капучино. За все - 8 франков. По пути на автовокзал прогулялись по городу и нашли большой двухэтажный туристический магазин Pollux Sport. Есть вся снаряга, газ, но сублимированной еды нет, только батончики. Забавно. Видимо, в отличие от немцев, Швейцарцы даже в горах едят только в ресторанах.

Прикинув оставшееся время и расстояние понимаем, что за оставшиеся сутки мы вряд ли успеем дойти до Гриндельвальда (Grindelwald) - конечной точки всего нашего похода. Поэтому на местном автовокзале садимся на нереально дорогой автобус, идущий до местечка Schwarzwaldalp. Несмотря на дикую цену билета (27 франков с каждого за 40 минут езды) - это наш единственный шанс успеть пройти маршрут. Даа, кончились "дикие" Альпы, пошла жесть =).

Набрав на автобусе тысячу (1000!) метров высоты вдоль офигенно красивого ущелья, оказываемся снова на тропе. Пара часов крутейших видов (оставленные час назад 2000 рублей уже забыты!) и вот мы на перевале Grosse Scheidegg. Памятное фото: «Наша команда на фоне грандиозной двухкилометровой северо-западной стены пика Wetterhorn» сделано и поход фактически окончен. Осталось только спуститься в Гриндельвальд. Буквально сдуваемые пронизывающим ветром, мы двигаем дальше и, сделав всего одну часовую остановку на обед на станции канатки, мы спускаемся до высоты 1400 метров, где и ставим наш заключительный лагерь с видом на четырехтысячники Альп!! Дело сделано!

День 10: Гриндельвальд - Цюрих

28 июля 2015

• Пройдено за день / всего за поход - 3 км / 120 км
  • Суммарный набор и сброс высоты за день (по Google Earth) - -400 м
  • Утром ясно и удивительно прохладно, всего +9. Я специально проснулся рано-рано, чтобы полюбоваться шикарным видом на один из величайших горных массивов Альп и был вознагражден супер кадром моей новой палатки на фоне величественных пиков Альп!
    Утреннее солнце быстро разогрело снежные склоны и макушки закрыло облаками. Вдоволь нафотавшись и доев последние запасы провизии мы рванули вниз по склону.

Спустившись в Гриндельвальд мы словно оказались в Японии! Не менее 50 туристов в этом «открыточном» швейцарском городке - японцы, еще четверть - какие-то арабские шейхи. Оставшаяся четверть - швейцарцы с американцами. В Гриндельвальде три туристических магазинчика - Mammut, MontBell и Intersport. Есть газ и спортивные батончики, но «полноценной» сублимированной походной еды нет и здесь.

План добраться до Цюриха подешевле был жестко разрушен. Оказывается, выбраться из Гриндельвальда можно только одним единственным способом - на мега дорогом туристическом поезде. Деваться некуда, бюджет похода уже давно вышел из под контроля, так что сотня евро туда - сотня евро сюда уже не имела ни какого значения. Да здравствуют кредитки! Ха-ха =))

Дальше был спуск на поезде до Интерлакена, красивейшая дорога до Цюриха через бесчисленное количество горных озер, пересадка до Цюриха, ночь в старом добром Youth Hostel и утренний поезд до Мюнхена, откуда мы улетали домой. Но рассказывать про это неинтересно, после гор города редко радуют. Даже Швейцарские. Помню только ужин на берегу Цюрихского озера в компании разудалых и развеселых швейцарских пенсионеров, вкусное пиво и разговоры об «обычной жизни», которая завтра-послезавтра накроет нас всех, когда мы вернемся из гор.

PS В качестве постскриптума, уже в поезде Цюрих - Мюнхен было неожиданно получить сообщение от Юры: "Ребзя, у меня рюкзак в поезде сперли. Все документы и деньги со мной. Но снаряга ушла. Пипец". Вот такие вот дела! Будьте бдительны даже в путешествиях по «благополучной» Европе, дорогие друзья!

Мои друзья об этом походе:

Женя:
    На самом деле, это я должен был написать большой текст о нашем походе. Но не вышло. Проблема в том, что прошло уже 3 месяца, а я до сих пор не знаю, о чем писать.
    Конечно, можно было бы очень многое перечислить. Рассказать про каменные красоты имперского Мюнхена, его цветистые картинные галереи, строгие соборы и серфинг прямо в центре города. Про тихий Цюрих и домашний Люцерн, который описал в своем лучшем рассказе Толстой. Это все добавочное. Значит, можно отбросить.
    Что тогда остается? Глади швейцарских озер, на которые с гор наплывает туман, когда ты сидишь на берегу, погруженный в отражение, до тех пор, пока сам не растворишься в дымке и не перестанешь различать окружающее дальше вытянутой руки.
    Или альпийские коровы, которые приходятся родственниками нашем только ввиду названия, во все остальном – это благородные создания, сродни сказочному оленю, которые проводят свою жизнь в медитативной дремоте под нескончаемый звук крупных колокольчиков, напоминающий перезвон монастырей Непала.
    Остаются бесконечные перевалы. В жару. В дождь. В дымку. Пот, который заливает глаза. Открытие, что предел сил – это фикция. Еще два часа назад думал, что сил остается минут на десять. А ничего, прешь и прешь вверх. Оказывается, за одним дном – другое, а там и третье. Но и оно не последнее.
    Или, например, о 4,5 килограммах козинаков, которые привез из Москвы и смеялся, зачем нам столько? А потом ждал каждого привала, чтобы получить свою порцию.
    Но и это все совсем не то.
    Самое важное все время ускользает и никак не поддается описанию. Ни через перебор, ни через обобщение.
    Просто дело в том, что я до сих пор не вернулся. Это странное состояние, в котором нахожусь все это время с прилета. Словно, я здесь и не совсем. Будто где-то еще в то же время.
    Где-то там, где за целый день пути можно встретить всего несколько человек. Где можно постоянно молчать даже внутри, но и без слов открывать что-то новое. Где засыпаешь, едва только закрываешь глаза. Где разговоры у костра, еда из пакетов. Постоянная хрустальность вокруг. Наверняка, для любого, кто бывал в горах много раз, нет ничего удивительного ни в том, что мы увидели, ни в маршруте, который мы прошли. Но когда-то и они проходили через свою инициацию горами.
    Видимо, мой текст должен быть как раз об этом. Горы меняют – банальная истина. Но теперь все переживается иначе.
    Макс:
    Швейцарские городки мы «брали» обычно по утрам. Они были сонные, уютные, аккуратные. Отдавались нам легко, привычно, со знанием дела пропуская сквозь себя... Особо не таясь, но и не открывая всех своих тайн. Думаю, так же эта страна отдавалась и Кутузову и Наполеону и прочим великим «путешественникам».
    Таков был и городок Мейринген. Чистые улочки, вкусный кофе, старые каменные дома… Сувенирные магазины уже открыты. Спортивные магазины – все что нужно для трекингов в горах. Памятник Шерлоку Холмсу! Вот это уже интересно! А рядом музей Конан Дойля. Оказалось, что недалеко от Мейрингена находится стометровый водопад, в котором писатель «похоронил» великого сыщика. Каждый год здесь собираются поклонники Холма и устраивают представления.
    Видимо, мы слишком задержались... И городок напустил на нас полчища японских туристов! Все в панамках с широкими полями, с чемоданами и фотоаппаратами. А еще по центральной улице проехал кортеж арабских мафиози. На нескольких BMW, в золотых цепях, в черных очках и костюмах. Правильные такие пацаны!
    Все, теперь уже точно пора! К отвесным ледопадам и лазурным озерам! К альпийскому сыру и к перезвону коровьих колокольчиков! К ледяным водопадам, в которых так весело купаться! А в рюкзаке будет приятно булькать бутылочка красного вина! Она украсит наш ближайший ужин с видом на Альпы!
    Валера:
    Воздушная Швейцария - Не знаю как у кого, но сейчас вспоминая поход, просматривая фотографии, этот эпитет является главным сконцентрированным ощущением от похода.
    Первый день врезался в память красивейшим горным озером, проливным дождем одновременно с тщетными попытками найти площадку для палаток. В итоге встали в кемпинге. И лично для меня, размеры палаток оказались неожиданно малы, ибо до этого прекрасного момента в палатках не ночевал. Хотя впоследствии палатки оказались вполне просторными. Ко всему привыкаешь.
    Что запомнилось в походе:
    Масштабные живописные долины с полуденными прелестями цивилизации. Бесконечные перевалы и звон колокольчиков. Озера и водопады. Иногда навязчивая мысль: «Где же подъем у этого гребаного перевала, и почему кончилась вода...». Не без этого. Но о таких вещах быстро забываешь и остается чистое удовольствие от похода.
    Ледники - что-то вечное и непостижимое. Почему-то, смотря на них, возникала ассоциация с произведением С.Лема «Солярис».
    Швейцарцы в горах - простой и дружелюбный народ.
    Удивили некоторые канатные дороги, на которых висят открытые вагончики с самообслуживанием.
    Подобралась совершенно классная команда думающих интеллигентных людей. Психологический климат был прекрасный. И это было очень важно, потому что я познакомился со всеми только в момент похода. С Димой был знаком только по фейсбуку. Благодарен ребятам за помощь в первый и второй день похода.
    Совершенно очевидно, что горный туризм в Швейцарии, это целая индустрия. Не только для приезжих, но и для местного населения. Чего стоят полностью промаркированные ухоженные тропы ...
    Из городских наблюдений в Цюрихе и Люцерне. У ребят очень высокий уровень жизни. Это не новость, но когда это прочувствуешь на своем кошельке, эта фраза приобретает иной смысл.
    На Мазерати, Ламборгини ездит не золотая молодежь, а модные стройные дедушки в кепках.
    В Цюрихе есть итальянская мафия. Если вы случайно вечером возле барной стойки сели с итальянской красоткой, будьте готовы, что рядом в течение нескольких секунд у вас за спиной появятся 2-3 больших итальянца, пристально вас разглядывающих. А в дорогих ювелирных и часовых магазинах полно людей. И торговля дорогими часами и украшениями процветает.
    Я же могу сказать следующее:
    Поход удался! Мы по-настоящему погрузились в горную Швейцарию. Было интересно и познавательно! Альпы снова удивили - каждая горная долина не похожа на другую, везде красиво, даже в самых не популярных, не раскрученных местах. Очень понравилось Кленталерское озеро - наше первое озеро на маршруте. Красивое, чистое и необыкновенно теплое. Мы искупались в нем трижды!!! Это был приятный сюрприз! К огромному количеству (безымянных!) водопадов в Альпах я, кажется, уже привык ))
    Из похода все вернулись живыми, здоровыми, немного похудевшими и отдохнувшими от компьютеров и интернета. Итоговый бюджет путешествия получился, конечно, великоват, но на то они и деньги, чтобы помогать реализовывать мечты!

Наша команда!

Особенности походов по Швейцарии с палатками

Мне кажется, что среди туристов-соотечественников сложилось неверное мнение, что ходить по Альпам с палаткой запрещено. Однако, официальная информация звучит так:

Outside these restrictions, a single overnight stay by a small number of people above the forest line is normally not a problem if undertaken considerately. An emergency bivouac is generally permitted.

Для более точной информации советую вам ознакомиться с официальной информацией, которую я скачал на сайте альпинистского клуба Швейцарии (SAC).

Таким образом, как минимум по горам Швейцарии, ходить с палатками можно. По моему опыту все правила и ограничения вытекают из трех основных фундаментальных принципов:

• Бережное отношение к природе
  • Право частной собственности
  • Уважение к другим людям
  • Я уже писал в рассказе о первом походе по Швейцарии, но повторюсь еще раз:

1. Частные земли огорожены заборами (часто просто тонкой проволокой). Переступать через нее означает нарушение частной собственности. Для стоянок нужно выбирать места, не огороженные проводкой.

2. Желательно вставать лагерем непосредственно перед наступлением темноты и собирать лагерь рано утром. Дневки с табором и загоранием в труселях в непосредственной близости к тропе не поощряется, люди этого просто не понимают. В горы ходят смотреть природу, а не пить пиво и валяться под солнцем (для этого есть пляжи). Если же вам захотелось сделать дневку - постарайтесь поставить лагерь в максимальном удалении от туристических троп, чтобы не мешать другим туристам.

3. Находясь в лагере весь мусор нужно обязательно складывать в специальный мешок, а уходя - забирать его с собой. Засирание лагеря, а тем более, оставления мусора на месте стоянки может быть трактовано как нарушение порядка со всеми вытекающими.

Если вы будете соблюдать эти три простых правила, уверяю вас, никаких проблем не будет!

ВАЖНО: выучите простую фразу: "Campiren Werboten!" Что в переводе означает - "Установка палаток запрещена!". За 7 дней похода мы видели такие таблички раз 10. Как правило они были размещены в непосредственной близости к береговой линии популярных озер. Еще иногда встречался запрет на купание - «Swimming Werboten».