Экспедиции

Новости

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы, Москва

Система. Сьяновские каменоломни

Система. Сьяновские каменоломни. Сьяны. Так называют систему искусственных пещер на месте бывших каменоломен вблизи деревни Старосъяново недалеко от Москвы.

Сьяновские каменоломни. «Атмосфера». Температура 8°C, влажность 80. Мы пробираемся в темноте при свете фонариков, вдыхая душный затхлый воздух Сьяновских каменоломен. Изо рта идет пар, который в свете фонарей выглядит таинственным туманом.

Всепроникающая известковая пыль повсюду: пыль в носу и в легких, пыль скрипит на зубах, пыль на оптике фотокамеры, известковая пыль – везде! В голову лезет красивое слово «пневмокониоз», означающее необратимые и неизлечимые заболевания легких, возникающие по причине длительного вдыхания пыли – это типичные болезни горняков.

Но есть в Сьянах иная особенная атмосфера. Стены каменоломен испещрены рисунками и надписями, барельефами и инсталляциями. Люди приходят сюда и создают свой особый мир, альтернативный тому, который наверху. Кто-то спускается сюда на несколько часов, кто-то задерживается надолго…

Есть в Сьяновских каменоломнях свой «Храм» — пещерный зал, украшенный свечами и иконами. Говорят, что его освятил священник, но возможно, это просто легенда.

О Сьянах, вообще существует много легенд и баек.

В Центральном штреке на каменной плите, подвешенной на цепях к потолку, лежит Аристарх – что-то вроде местного божества и постоянного обитателя этих пещер. Физически Аристарх представляет собой инсталляцию из женского черепа, фашистской каски, противогаза, нескольких свиных костей и комбинезона, набитого глиной. Печальна участь того, кто прогневает Аристарха в Сьяновских каменоломнях!

В одном из гротов путника поджидает встреча с Маргаритой. Это рисунок обнаженной женщины, летящей на метле. Примечательно, что потолок в этом гроте отблескивает особым светом в лучах фонаря или свечи. Рассказывают, что этот эффект возник в результате того, что в гроте сожгли лист рубероида, но, возможно, что потолок отблескивает из-за засохших брызг спермы гиперсексуальных подростков, приходящих в гости к Маргарите.

И вот эта неповторимая атмосферность Сьяновских каменоломен любопытна и притягательна. Сьяны – это, действительно, иная реальность. А уж насколько ему комфортна эта иная реальность, каждый решает сам для себя. Ну, а мы показываем вам следующий ролик:

Сьяновские каменоломни. «Атмосфера»

Сьяновские каменоломни. «Червячок». Сьяновские каменоломни очень разнообразны. Есть огромные залы и широкие проходы, по которым можно не только идти в полный рост, но и на велосипеде кататься. Кстати, энтузиасты Сьяновских каменоломен затащили через узкие проходы старый велосипед (вероятно, в разобранном виде протаскивали). Именно этот велосипед вы видите в заставке нашего видео цикла про Сьяны. А еще затащили и установили шест для стриптиза… да много чего! Сьяны неисчерпаемы!

Но большинство проходов в Сьяновских каменоломнях, всё-таки, довольно узки. Потолок давит на голову. В некоторых исторических источниках упоминается, что раньше проходы были шире и выше – по ним свободно передвигалась низкорослая лошадь-тяжеловоз, тащившая за собой небольшую тележку с добытым белым камнем.

Но белый камень в Сьяновских каменоломнях давно не добывают, и ломовые лошади в подземных проходах теперь не ездят. За долгие годы потолки и стены во многих местах просели и осыпались, уровень пола поднялся – вот почему многие проходы в заброшенных Сьяновских каменоломнях довольно некомфортны для свободного передвижения. Ну, и конечно, всегда существует риск, что какая-нибудь глыба некстати обвалится на твою голову. От этого никто не застрахован в Сьянах.

Кроме залов и проходов, образовавшихся в результате рубки белого камня, в Сьянах есть некоторое количество полостей и проходов карстового происхождения. Вот именно они, как правило, наиболее трудны для лазанья под землей. Создавая их, мать Природа не очень беспокоилась о том, чтобы людям было удобно. Вот некоторые узкие проходы и полости мы и пытаемся вам показать в видео ролике Сьяновские каменоломни. Часть 3. «Червячок».

Названия достопримечательностей Сьяновских каменоломен говорящи и красноречивы:

1. Карстовый грот Громова. В нем находится подземная стена для скалолазания – это весьма прикольно! Высота небольшая, но камни внизу, на которые можно упасть добавляют острых ощущений. Опять же, заниматься скалолазанием в темноте под землей – это совсем не то же самое, что на свежем воздухе под лучами солнца.

2. Бутылка — карстовая полость очевидной формы. Спускаться в бутылку нужно следующим образом: затыкаешь своим телом горлышко Бутылки, а потом расслабляешься и стекаешь вниз в полость. А потом сидишь внизу и долго думаешь, как же обратно выбраться? Вылезти обратно из узкого горлышка бутылки можно, только повернув бедра под определенным углом – это песня!

3. Курилка. Ну, тут понятно. Довольно экстремальный лаз приводит в небольшую камеру, похожую на одиночной тюремный карцер. И вот ты сидишь в нем и куришь, куришь, куришь… потому что выбраться отсюда – это как побег из тюремного карцера совершить.

4. Лаз Громова – очередная узкая карстовая полость, ведущая вниз. Проходить нужно ногами вперед, как на тот свет. Выбираться сложнее, чем забираться, естественно.

5. Карман – карстовая полость, которую любят большинство завсегдатаев Сьяновских каменоломен. Карман похож на кошелек жадного подземного скряги. Ты туда пролезаешь, как монетка в карман жадины, но просто так он тебя обратно не отдаст – только когда захочет.

6. Венерин лаз – узкая вертикальная щель между двумя подземными залами, находящимися на разных уровнях. Форма этой щели специфична и трудна для пролезания. По поверью, только девушка с правильными формами способна пролезть через Венерин лаз.

7. Щучка – узкий длинный лаз, в котором ползешь, как червячок. Стены щучки отполированы и слегка расширены одеждой других людей. И вот именно это в момент пролезания через Щучку наполняет сердце надеждой и радостью. Ну, ведь другие как-то пролезли и отсюда выбрались!

Но мы не собираемся сейчас перечислять все достопримечательности Сьяновских каменоломен и составлять путеводитель. Мы просто поделились отрывочной интересной информацией. Сьяны притягательны, как секс и смерть – не зря некоторые лазы вызывают типичные ассоциации у многих людей. В общем, лучше смотрите сами! Новый ролик:

Сьяновские каменоломни. «Червячок»

Сьяновские каменоломни. «Следы человека». Как провести вечер субботы в Сьяновских каменоломнях? Рецепт простой: драматизируй, плачь, пей… По крайней мере, именно это рекомендует инструкция, размещенная в самих Сьяновских каменоломнях.

Эта часть нашего цикла про Сьяновские каменоломни чуть-чуть приоткрывает завесу над темой досуга в Сьянах. Мы мельком покажем подземный Храм (скрытый от взглядов посторонних), загадочный Колонник и Тронник, пышный Рождественский зал, и конечно, духа Сьян – Аристарха.

Почему мы не пишем и не показываем подробно. Да всё очень просто – чтобы вы снова приходили в наш «Интересный мир»: читали и смотрели. И будьте уверены: всё самое интересное – впереди!

Сьяновские каменоломни. «Наверх!» Заключительная часть видео репортажа о Сьяновских каменоломнях, сделанного осенью 2015 г. Внимание! После титров есть БОНУС! Посмотрев бэкстейдж со съемок, вы поймете, что всё, на самом деле, не так страшно, как кажется. Сьяны – интересное атмосферное место!

В ближайшее время мы планируем снять короткометражный художественный фильм, действие которого будет происходить в Сьяновских каменоломнях. А пока до нового фильма собираемся публиковать интересные статьи об истории и современности этого атмосферного места. Следите за обновлениями по метке Сьяновские каменоломни!