Автор: Андрей Кривонос, ТК «Вестра»

Отчет о горном походе 5 к.с. на Центральном Кавказе (Сванетия) в июле-августе 2015 года

Мимо Лайлы, мимо Ушбы, на Тетнульд

I. Справочные сведения (Паспорт спортивного похода)

1. Проводящая организация

Спортивный поход был организован турклубом «Вестра» города Москвы. Адрес клуба: город Москва, Студёный проезд, дом 7. Адрес в сети Интернет westra.ru, e-mail: info@westra.ru.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Поход проходил на Центральном Кавказе в Сванетии, в Республике Грузия.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе

Дисцип­лина маршрута (вид туризма)

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

активная часть

горный

пятая

с 10 июля по 2 августа, активная часть с 12 июля по 1 августа 2015 года

Группа из 8 человек.

Маршрутная книжка: 1/3-502, зарегистрированная в маршрутно-квалификационной комиссии (далее – МКК) Федерации спортивного туризма – объединении туристов Москвы (далее – ФСТ-ОТМ).

4. Подробная нитка маршрута

Пос. Иенаши – пос. Твибери – дол. р. Лезгаратюбе – пер. Чижди, 1А – пер. Северо-Лайлинский (Свипи), 1Б – дол. р. Лайлачала – дол. реки Ингури – дол. р. Долра – лед. Ушбинский – пер. Мазери, 3А – пер. Гульба, 2А*, по прохождению 2Б – лед. Чалаат – дол. р. Местиачала – дол. р. Мурквам – лед. Мурквам – пер. Асмаши, 3А – лед. Асмаши – лед. Твибер – лед. Китлод – пер. 50 лет Октября, 2А – лед. Цанер – пер. Новичков Центральный, 2Б – вер. Тетнульд рад., 2Б альп. – пер. Нагеб, 1Б – пос. Чвабиани.

Обзорная карта маршрута приведена в приложении 2.
Подробные карты-схемы маршрута приведены в приложении 3.
Высотный график похода приведён в приложении 5.

5. Препятствия маршрута

42°57’38,502”N
42°31’19,4448”E

Ориентация: север – юг.
Соединяет: долину ручья Лезгаратюбе и долину ручья Лайла.
Описание. Скально-осыпной. Имеет две седловины, расположенные одна за другой, между седловинами – снежная мульда.

Прохождение: север – юг.
Подъём и спуск по тропе, местами крутой.

Перевал Северо-Лайлинский (Свипи)

42°56’34,1482”N
42°32’40,2792”E

Ориентация: север – юг.
Соединяет: ледник, стекающий на северо-запад с вершины Лайла Северная и левый исток ручья Лайльчала.
Описание. Южный склон скально-осыпной. В верхней части северного склона некрутой ледник. Ниже – скалы с «бараньими лбами».

Прохождение: юг – север.
На спуск – кошки, затем связки. 2 верёвки при спуске с «бараньих лбов».

Перевал Мазери

43°6’58,194”N
42°39’26,244”E

Ориентация: северо-запад – юго-восток.
Соединяет: ледник Ушбинский (№ 229) и ледник Гуль (№ 230а).
Описание. Со стороны лед. Ушбинский есть зона разломов и трещин, прохождение которой проще у орографически левого борта долины. Однако там есть опасность камнепадов со скал левого борта.
Перевальный взлёт со стороны лед. Ушбинский – снежно-ледовый склон крутизной до 40°, подсеченный снизу широким бергшрундом, а в верхней части осложненный подвижным мелкоосыпным склоном. Высота около 250 м.
Со стороны лед. Гуль при нашем прохождении был снежно-ледовый кулуар крутизной в верхней части до 45°, далее – до 35° – 40°. Высота перевального взлёта со стороны лед. Гуль около 550 м.

Прохождение: северо-запад – юго-восток.
От конца морен ледника Ушбинский до перевального взлёта – в кошках и связках. Прохождение бергшрунда по снежному мосту с попеременной страховкой. Далее на подъём провешено 4 верёвки на ледорубах, ледобурах, петлях.
На спуск провешено всего 16 верёвок: 1-я на петле, остальные – на ледорубах, замыкающий спускался с нижней страховкой.

Перевал Гульба

2А*, по про­хож­дению 2Б

43°06’30,582”N
42°40’51,7548”E

Ориентация: запад – восток.
Соединяет: левый приток ледника Гуль и правую ветвь ледника Чалаат.
Описание. Со стороны ледника Гуль скально-осыпные и снежные склоны крутизной до 25°. Со стороны ледника Чалаат спуск по кулуарам не представлялся возможным из-за их большой камнеопасности. Скальный контрфорс местами крутизной до 80°.

Прохождение: запад – восток.
Подъём со стороны ледника Гуль по скально-осыпным и снежным склонам, местами по тропе.
Спуск в строну ледника Чалаат по контрфорсу. Было провешено 5 верёвок по скалам, на некоторых участках крутизной до 75° и до 80°. Затем спуск в кошках по снежному склону крутизной до 30°.

Перевал Асмаши

43°7’14,3796”N
42°48’46,5444”E

Ориентация: запад – восток.
Соединяет: ледник Мурквам и ледника Асмаши.
Описание. С западной стороны сложность представляет путь до ледника Мурквам: скальный кулуар с ручьём, в котором несколько ступеней, требующих перильной страховки. Ледник Мурквам закрытый, имеющий зоны трещин, требуется движение в связках и выбор правильного пути прохода.
На леднике Асмаши 2 ледопада. До ледопадов ледник Асмаши закрытый. Верхний ледопад обходится у орографически левого борта. Нижний ледопад для прохождения требует большой технической работы.

Прохождение: запад – восток.
При подъёме на ледник Мурквам по скальному кулуару было провешено в разных местах 5 верёвок. По леднику Мурквам – кошки, связки.
От перевальной седловины до начала 2-го ледопада – кошки, связки. Во 2-м ледопаде было провешено 10 верёвок, крепление – на ледобурах.

Перевал 50 лет Октября

43°5’36,3696”N
42°57’36,414”E

Ориентация: север – юг.
Соединяет: левый верхний исток ледника Китлод и ледник Цанер.
Описание. При прохождении по леднику Китлод – ледопад, требующий распу­ты­ва­ния трещин, при оптимально выбранном пути крутизна до 30°.
От седловины до вершины 3708 – снежно-ледовый склон крутизной до 35 – 40°.
В нижней части над ледником Цанер – «бараньи лбы» и конгломератно-осыпной склон крутизной до 35° – 40°.

Прохождение: север – юг, спуск через вершину 3708 и по гребню к пер. Боковой.
Подъём по леднику Китлод. В открытой части – кошки, в закрытой части – кошки, связки. В ледопаде Китлод провешена 1 верёвка. Далее до седловины – кошки, связки. Подъём на вер. 3708 и спуск на ледник Цанер – по оптимальному пути на личной технике, местами – с гимнастической страховкой

Перевал Новичков Центральный

43°2’37,4424”N
42°57’46,3356”E

Ориентация: север – юг.
Соединяет: ледник № 245е и ледник Нагеб (№ 251а) выше ледопада.
Описание. В нижней части ледника № 245е у правого борта имеется неболь­шой ледопад, который можно обойти либо ближе к левому борту, либо по скалам правого бота. Далее ледник № 245е имеет макс. крутизну 20° – 25°. Перевальный взлёт имеет крутизну 35° – 40°. Скально-осыпной склон южной стороны имеет кру­тиз­ну более 40°. Кулуары очень камне­опасны. При спуске со скал крутизна до 80°.

Прохождение: север – юг.
Обошли ледопад ледника № 245е по скалам правого борта. Подъём по леднику № 245е – кошки, связки.
Спуск на ледник Нагеб на личной технике, местами – с гимнастической страхов­кой, 2 скальные верёвки. По леднику Нагеб – кошки, связки.

Вершина Тетнульд

2Б альп.

43°1’49,6272”N
42°59’37,41”E

Описание. От пологой части ледника Нагеб (№ 251а) выше ледопада до юго-западного гребня вершины – разорванный ледник со снежно-ледовыми склонами кру­тиз­ной до 45°. Скальный участок ребра крутизной до 35° – 40°. Далее снежно-ледовый склон с макс. крутизной до 30°, на котором имелись 2 значительные ледовые трещины.

1 верёвка при прохождении ледового участка чуть выше пологой части лед. Нагеб. Далее, до ребра – кошки, связки. Скальный участок – с элементами лазания. Далее до вершины – кошки. При спуске на участке до скальника при крутизне 30° провешена 1 верёвка.

6. Сведения о руководителе и участниках группы

3ГУ, н/к с эл. 4ГУ, 2ГР

участник

7. Адрес хранения отчёта, наличие видео и киноматериалов

Отчёт сдан в МКК ФСТ-ОТМ, адрес: гор. Москва, ул. Александра Солженицына, дом 17.

В походе сделано около 15 тысяч цифровых фотографий, имеются фрагменты цифрового видео.

8. Поход рассмотрен МКК

Поход рассмотрен МКК ФСТ-ОТМ, код МКК: 177-00-56666252.

II. Содержание отчёта

1. Общая идея похода (путешествия)

Основной целью похода было посещение района Грузии – Сванетии.

Поход был построен так, что группа побывала рядом с двумя красивейшими вершинами Сванетии и поднялись на третью. Это высшая точка Сванетского хребта – Лайла, загадочная Ушба и правильная пирамида Тетнульда. Мы весь поход любовались этими тремя вершинами, они стали эпиграфом нашего отчёта.

Также перед походом ставилась задача повышения спортивного мастерства участников, часть из которых впервые участвовала в маршруте пятой категории сложности (далее – к.с.), а руководитель – впервые руководил горным походом 5 к.с.

2. Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков и другие полезные сведения

Попасть в Грузию из России можно либо самолётом, либо через автомобильный пропускной пункт Верхний Ларс.

Большая часть группы предпочла самолёт Москва – Тбилиси. При этом «туда» летели как рейсом авиакомпании «Аэрофлот», так и рейсом авиакомпании S7, в зависимости от наличия у участников «бонусов» в этих авиакомпаниях. «Обратно» летели рейсом авиакомпании S7, как наиболее удобным по времени отправления из Тбилиси (вечер воскресенья).

Некоторые участники, для которых цена перелёта оказалась слишком высокой, но имелось достаточно свободного времени, выбрали вариант автобусного сообщения Москва – Тбилиси. При этом они получили изрядную порцию дополнительных приключений.

Купить через Интернет билеты на поезд Тбилиси – Зугдиди не удалось. Поэтому заранее по телефону из Москвы договорились с Сосо Цередиани (тел. +995-599-565-820) о переезде от Тбилиси до посёлка Местиа на микроавтобусе Ford Transit (15 мест). Преимуществом такого варианта было то, что автобус подъехал прямо к гостинице в Тбилиси, в которой развешивали и упаковывали продукты, избавив нас от необходимости тащить полные рюкзаки и сумки с «забросками» на общественном транспорте или на такси до вокзала. Недостаток варианта заезда на микроавтобусе – более высокая, чем на поезде, цена и невозможность поспать ночь в нормальном лежачем положении.

Обратно от места окончания маршрута до города Зугдиди доехали на заказанном автотранспорте. Автотранспорт также заказывали через Сосо Цередиани. Сосо на протяжении нескольких лет оказывал туристам из Москвы транспортные и другие услуги (например, в том числе и нашей группе, услуги по хранению и транспортировке «забросок» в нужное место Сванетии) и мы можем рекомендовать его как надёжного партнёра.

Возвращаясь от Зугдиди до Тбилиси доехали на поезде. Билеты на обратный поезд купили на вокзале в первый день прилёта в Тбилиси.

Самый выгодный курс обмена $ США на лари в Тбилиси на начало похода был 1:2,24, а на конец похода – 1:2,25. В связи с нестабильностью рубля и занижением его курса при обмене за пределами России, мы везли с собой $ и в Тбилиси меняли их на лари.

На большинстве перевалов и во многих долинах Сванетии имеется мобильная связь. Была куплена местная SIM-карта и с неё осуществлялись звонки в координационный центр турклуба «Вестра», а также, при необходимости, на телефоны грузинских абонентов. Это обходилось дешевле, чем звонить с московских мобильных номеров в роуминге.

Маршрут проходил в пограничной зоне Республики Грузия. Для нахождения в пограничной зоне необходимо оформить пропуска в посёлке Местиа. Нами были заранее отправлены сведения об участниках и о планируемом маршруте в пограничную службу Местии на электронный адрес gbp@mia.gov.ge. В ответ было получено подтверждение о возможности выдачи нам пропуска и о том, что получить пропуск мы сможем при личном прибытии в посёлок Местиа. По прибытию в Местию проблем при получении пропуска не возникло.

Во время проведения похода на территории, по которой проходил маршрут, заповедников не было.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В качестве аварийных выходов с маршрута возможен спуск по долинам ручьёв и рек Лезгаратюбе, Лайла, Лайльчала, Ушба, Долра, Чалаат, Местиачала, Мурквам, Твибер, Китлод, Тюибри, Цанер, Твиби, Адишчала до ближайшего населённого пункта, обитаемого летника или до дороги. Такие аварийные выходы с маршрута были предусмотрены при оформлении заявочных документов похода.

4. Изменения маршрута и их причины

Руководствуясь особыми указаниями МКК, определёнными при оформлении заявочных документов похода, группа не пошла по основному варианту через перевал Каунас, поскольку его сложность при подъёме со стороны ледника Китлод (№ 268), по нашим оценкам, превышала 2Б категорию трудности (далее – к.т.): не менее 8 – 10 скальных верёвок на перевальном взлёте, на прохождение которых группе потребовалось бы не менее дня технической работы. МКК определило условие прохождения перевала Каунас: «…при обнаружении некамнеопасного пути, сложностью не выше 2Б». Поэтому перевал Каунас был заменён запасным вариантом – перевалом 50 лет Октября, 2А.

Группе не хвалило времени пройти пешком по дороге от пос. Чвабиани до пос. Местиа.

5. График движения

Ходовой день

Участок пути

Протяженность, км*

Н, м

dH, м

Чистое ходовое время, часы : минуты

Препятствия на участке

4:40

Пер. 50 лет Октября, 2А, 3660 м

Солнечно.

У озера в морене лед. Цанер – на лед. Нагеб (№ 251а) под пер. Новичков Центральный

3,3

Итого активным способом передвижения:

148,5

133:12

* – расстояния приведены на основании записанных во время похода в прибор спутниковой навигации GPS «треков»
** – в общую протяжённость и в общее ходовое время не включены значения, отмеченные в таблице курсивом.

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

10 июля 2015 года. Пятница

Отлёт из Москвы большей части группы.
Некоторые участники группы выехали из Москвы ещё 08.07.2015 (среда) на автобусе и 10.07.2015 к вечеру они приехали в Тбилиси.

11 июля 2015 года. Суббота. Выезд из Тбилиси

Прилёт в Тбилиси.

Переезд на такси в гостиницу, где уже разместились приехавшие накануне участники.

Этот день был посвящён закупке, расфасовке и упаковке продуктов, часть которых не была привезена из Москвы.

На железнодорожном вокзале города Тбилиси были куплены обратные билеты от Зугдиди до Тбилиси на вечер 01.08.2015.

В 20:25 выехали из Тбилиси на микроавтобусе в сторону посёлка Мазери. Здесь и далее – время местное, грузинское: МСК+1=GMT+4.

12 июля 2015 года. Воскресенье. 1 ходовой день. Переход в пос. Твибери

Прибыли в посёлок Мазери в 5 утра. Разместились у гостеприимного водителя микроавтобуса Сосо Цередиани на веранде.

Подъём в 9:30.

Оставили в доме у Сосо свои сумки с продуктами и другими вещами – «заброски».

Выехали в Местию в 9:46. В 11:20 приехали к пограничникам. Их здание расположено на восточной окраине посёлка Местиа рядом с аэропортом. Аэропорт действует, мы наблюдали как на него садился небольшой самолётик.

Пограничникам заранее из Москвы были переданы данные участников и сведения о планируемом маршруте. Проблем с получением пропуска не возникло.

После пограничников заехали зарегистрироваться к спасателям, здание которых расположено неподалёку от пограничников.

Затем направились в центр посёлка Местиа, где поели в ресторане.

В 13:32 выехали из Местии в направлении посёлка Иенаши, куда приехали в 13:52. Отправили рюкзаки на машине в посёлок Твибери, а сами пошли туда по дороге пешком.

Направили SMS-сообщение в МКК ФСТ-ОТМ о начале похода.

Попытались сократить путь, спустившись к мосту через реку Ингури по тропе, обозначенной на схеме В. Ляпина К-38-26-в (приложение 3.1). Без труда нашли начало этой тропы. Однако дальше упёрлись в конгломератный сай. Тропы через сай не нашли, вероятно сай растёт и тропа обрушилась. Были вынуждены вернуться на дорогу. Сфотографировались перед поворотом на грунтовую дорогу в сторону посёлков Магардели и Твибери (Фото. 12.1). Затем, следуя изгибам этой дороги, серпантином спустились к мосту.

Фото. 12.1. На дороге Местиа – Зугдиди у поворота на Твибери

В посёлке Твибери после школы (здание типичное, сложно с чем-то перепутать) свернули на дорогу, уходящую налево, и дошли до окраины. В 17:30 с разрешения хозяев встали на огороженном пастбище недалеко от вышки мобильной связи. Воду брали рядом из бака, из которого разводка водопровода идёт по посёлку.

Сообщили в координационный центр «Вестры» об успешном начале похода.

Вечером часть группы сходила к нарзанному источнику. Это около 1 км в одну сторону, 12 – 15 минут ходу от лагеря (точка GPS NARZAN. Здесь и дате упоминаются путевые точки, взятые на маршруте, отмеченные на карте и включенные в приложение 4). Источник мощный, расположен на берегу реки. Рядом есть места для палаток. Мимо источника вверх уходит набитая тропа, вероятно, ведущая к перевалу Чижди.

Высота ночёвки 1316 м. Пройдено 12,5 км, всего набрали 206 м по высоте, сбросили 225 м, чистое ходовое время (далее – ЧХВ) 3:37.

13 июля 2015 года. Понедельник. 2 ходовой день. Пос. Твибери –
на подъёме к пер. Чижди

Подъём дежурных в 6:00. Подъём остальных – после закипания воды.

Выход в 9:35.

Периодически идёт мелкий дождь.

Начали подъём по тракторной дороге мимо вышки мобильной связи.

Шли в удобном для каждого темпе. Между собой поддерживали радиосвязь.

Потом дорога ушла вправо по ходу движения через ручей, где серпантином поднималась по лесистому склону. Мы же пошли прямо вверх по тропе по склону, покрытому лесом, крутизной до 20 градусов. Затем тропа опять вышла на дорогу. Здесь на дороге в 10:20 – 10:32 сделали привал.

Далее двигались вверх по дороге. Скоро вышли на слияние дороги с тропой (точка GPS 283). Вероятно, это тропа поднимающаяся берегом ручья от нарзанного источника. Дорога пошла траверсом склона и постепенно спустилась к ручью. Перешли ручей по камням и скоро вышли на поле с заброшенным кошем. Есть ровные площадки, возможна установка палаток (точка GPS KOSH1729). Вода из ручья, но далековато. Здесь в 11:18 – 11:30 сделали привал.

Продолжили подъём теперь по мощной тропе по крутому лесистому склону. Тропа ветвится, но все ветви в итоге опять сходятся вместе. Вышли к ещё одному заброшенному кошу на поляне. Чуть выше по поляне – родник, из которого начинается ручей. Здесь в 12:15 сделали обед.

Вышли с обеда в 14:00. Тропа пошла серпантином по лесу, а еще выше подъём стал положе и тропа траверсом вышла в травянистый цирк. Тут находился обитаемый кош.

В 15:03 – 15:20, не доходя до коша, сделали очередной привал. Во время привала к нам спустились туристы из Венгрии. Они планировали взойти на вершину Лайла, но без карты заблудились в тумане и теперь возвращались назад.

Когда проходили мимо коша, его хозяин предлагал нам хлеб, лошадей, услуги проводника. Мы поблагодарили и отказались.

Возле коша тропа разветвилась и потерялась. Шли по высокой траве и по руслу ручья (Фото. 13.1). За кошем тропа снова сформировалась и серпантином правого по ходу движения травянистого склона (Фото. 13.2), в обход скальных выходов, вывела нас на пологую травянистую слегка заболоченную ступень. Здесь возле мощного ручья в 15:56 встали на стоянку. Выше – большой водопад.

Отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» с сообщением о своём местонахождении.

Высота ночёвки 2330 м. Пройдено 5,9 км, набрали по высоте 1014 м, ЧХВ 3:55.

Фото. 13.1. Подъём на перевал Чижди. У обитаемого коша

Фото. 13.2. По пути к перевалу Чижди. Подъём на площадку выше обитаемого коша

14 июля 2015 года. Вторник. 3 ходовой день. Перевал Чижди, 1А

Общий подъём (здесь и далее – подъём одновременно и дежурных, и остальных участников группы) в 5:00.

Выход в 7:35.

Погода наладилась. Солнечно.

Перевал Чижди, 1А, 3115 м

Вернулись на тропу правого по ходу движения (левого орографически) борта долины (Фото. 14.1). По травянисто-осыпным склонам крутизной до 20 градусов поднялись сначала на вторую, потом на третью ступени долины. На второй ступени ночёвки неудобны: мало места, большой уклон. А на третьей – очень хорошо, много места (точка GPS 294), есть вода, прекрасный вид, в том числе «показывают» Эльбрус (Фото. 14.2), можно даже разглядеть тропу подъёма на него. Здесь мы были в 8:20, привал до 8.35 (Фото. 14.3). С этого места хорошо видны тропы по противоположному берегу ручья (орографически правому), но они круче левобережных.

Фото. 14.1. По пути к перевалу Чижди. Тропа выше места ночёвки

Фото. 14.2. Вид на Эльбрус со склона Сванетского хребта

Фото. 14.3. К перевалу Чижди. Привал на крайних ровных площадках под перевалом

Далее поднимались по слабым тропам и по руслу ручья на травянисто-осыпную ступеньку. На ней в 9:00 – 9:20 – очередной привал.

Выше тропа потерялась в осыпи, далее опять сформировалась чуть левее по ходу.

Привал в 9:55 – 10:10.

В 10:40 – 11:00 привал уже на перевальном взлёте.

Тропа серпантином поднималась по травянисто-осыпному склону крутизной до 20 градусов. Перед выходом на перевал тропа раздвоилась. Вторая тропа ушла направо по ходу движения. Она обходит скалу и выводит на другую седловину перевала Чижди, по сути дела – на другой перевал (северо-западный), с которого спускается вниз по ручью Лайла. А «наш», юго-восточный перевал Чижди, ведёт в урочище Мугулдар, из которого происходит подъём на вершину Лайла.

Ближе к перевалу «наша» тропа выполаживается и мимо снежника выводит на осыпную седловину. Юго-восточный перевал Чижди «устроен» несколько необычно. Он сам имеет две седловины, расположенные не рядом, а одна за другой и разделенные глубокой снежной мульдой. С перевала открывается хороший вид в обе стороны. Есть места для установки палаток, но нет воды, есть только снег.

Мы поднялись на юго-восточный перевал Чижди в 11:20.

На перевале – несколько туров. Но записку нашли только в одном от группы из турклуба «Университет» города Киева под руководством Трылиса В.В. от 23.08.2014. В записке – нецензурщина в адрес президента России. Политика добралась и сюда. На записке более поздняя приписка туристов из города Сумы от 25.06.2015. И опять политика в похабной форме. Предыдущей в туре была записка туристов из города Минска под руководством Герлович Ю.Г. от 15.08.2014. Оставили в туре свою записку.

Сфотографировались на перевале (Фото. 14.4 и Фото. 14.5).

Фото. 14.4. Группа на перевале Чижди. Вид в сторону ГКХ, виден Эльбрус

Фото. 14.5. Группа на пер. Чижди. Вид в сторону Лайлы. Видна вторая седловина перевала

Ушли с перевала в 11:45.

По тропе спустились в мульду и далее влево по ходу движения по снегу, затем вышли на вторую, скально-осыпную седловину. С неё траверсом влево-вниз по крутому скально-осыпному склону уходила хорошая тропа. По ней спустились на травянистую седловинку, где тропа почти потерялась. Далее шли вниз по травянистому склону (панорама на Фото. 14.6), пересекли снежник и подошли к остаткам коша в кармане морены. Кош покинут, воды нет.

Фото. 14.6. Панорама при спуске с перевала Чижди в урочище Мугулдар

Перевалили через морену и мимо небольших озер, у которых стояли палатки альпинистов, ушедших на Лайлу (Фото. 14.7), спустились к ручью. Здесь на осыпных площадках в 12:37 встали на обед.

Фото. 14.7. Спуск с перевала Чижди в урочище Мугулдар

Вышли с обеда в 14:40. Поднимались вдоль ручья без тропы до обширного цирка у языка ледника, стекающего на северо-запад с вершины Лайла Северная (№ 275а).

В 15:10 привал и разведка мест для стоянки. Есть площадки в нижней части цирка на орографически левом берегу ручья. Но нам нужны были площадки на правом берегу и как можно выше. Нашли подходящее место в небольшом кармашке возле незначительного ручья у начала подъёма на большую морену правого берега. Пришли туда в 15:50.

Со спутникового телефона Thuraya отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» о том, что прошли перевал Чижди.

Высота ночёвки 2988 м. Пройдено 4,8 км, набрали в общей сложности по высоте 922 м, сбросили 264 м, ЧХВ 4:20.

15 июля 2015 года. Среда. 4 ходовой день. Перевал Северо-Лайлинский, 1Б

Подъём дежурных в 5:00. Подъём остальных – после закипания воды.

Выход 7:30.

Перевал Северо-Лайлинский, 1Б, 3373 м

По крутому травянисто-осыпному склону поднялись на гребень правобережной морены и по нему, далее по склону правого борта, двигались по слабовыраженной полке над «бараньими лбами». Склон сначала травянистый (Фото. 15.1), потом осыпной. Мест для стоянок и воды нет, встречались небольшие снежники. Старались держаться выше, так как внизу склон становится круче и более изрезан.

Фото. 15.1. Подъём на перевал Северо-Лайлинский (Свипи) по травянистому склону

Привал на локальном выполаживании в 8:05 – 8:25.

Следующий привал 9:00 – 9:10 на скально-осыпном гребешке-контрфорсе (точка GPS 304). Во время привала сделали разведку.

С гребешка-контрфорса спустились в кулуар (Фото. 15.2) и вышли на мелкоосыпной перевальный взлёт крут до 20 градусов (панорама на Фото. 15.3).

Поднялись на перевал в 9:45. Панорама с перевала на Фото. 15.4.

Фото. 15.2. Подъём на перевал Северо-Лайлинский. Спуск с гребешка-контрфорса

Фото. 15.3. Панорама перевального взлёта перевала Северо-Лайлинский (Свипи)

Фото. 15.4. Панорама с видом на седловину перевала Северо-Лайлинский (Свипи)

В перевальном туре нашли записку группы туристов из города Киева под руководством Янчевского О.З., которая совершала поход 4 к.с. Из записки мы узнали, что перевал имеет название Северо-Лайлинский, что его старое название Свипи, и что он, как и значилось по имеющейся у нас информации, 1Б к.т. К сожалению, на записке Янчевского О.З. не было даты. Однако позже с перевала Гульба нами была снята ещё одна записка группы по руководством Янчевского О.З. также проходившей «четвёрку». Это даёт возможность предположить, что группа Янчевского была на перевале Северо-Лайлинский, как и на перевале Гульба, в рамках одного похода в 2014 году. Ранее, до записки киевлян, в туре была записка группы из Симферополя под руководством Щербины от 1988 года. Мы оставили в туре свою записку.

Сфотографировались на перевале (Фото. 15.5).

Фото. 15.5. Группа на перевале Северо-Лайлинский (Свипи)

Воспользовались появившейся мобильной связью и позвонили в координационный центр турклуба «Вестра» чтобы сообщить об успешном подъёме на перевал Северо-Лайлинский.

Надели кошки.

Начали спуск с перевала в 10:20. Шли по снежному склону крутизной около 15 градусов, ниже – 10 градусов, вниз-влево вдоль склона хребта, далее повернули вправо к небольшому озерку (точка GPS 305). До озерка 10 ходовых минут от седловины. Дальше просматривался перегиб ледника, поэтому здесь, на всякий случай, связались в связки.

Погода испортилась, видимость исчезла. Где-то над соседним хребтом загромыхала гроза.

Далее с 11:07 спускались в связках по снежному языку до выхода в 11:25 на скально-травянистую ступень с ручьём.

Здесь провели разведку в двух направлениях. С разведчиками поддерживали радиосвязь.

Одна группа разведчиков перешла ручей на правый берег, поднялась вплотную к скалам и по скально-осыпным полкам ушла далеко вправо до выхода на длинный пологий снежно-осыпной склон. Движение по этому пути требовало хорошей личной техники, включающей навыки лазания по скалам с рюкзаком. Страховка могла быть только гимнастической. Поэтому данный путь был сочтён опасным для прохождения всей группой.

Другая разведка спустилась со ступени прямо вниз. Этот путь был выбран для спуска всей группы.

Первый участник с рюкзаком начал спуск по первой верёвке в 12:25. Первая верёвка (Фото. 15.6) была провешена с «бараньих лбов» на петле на камне. Длина этой части спуска – менее 30 м: замыкающий спустился, сдвоив 60-ти метровую верёвку через расходный репшнур, затем верёвка была сдёрнута.

Фото. 15.6. Спуск с перевала Северо-Лайлинский. 1-я верёвка с «бараньих лбов»

Далее спускались вниз-влево по скально-травянистым полкам, пока не упёрлись в глубокий кулуар с небольшими снежниками. На правом борту кулуара на камне провесили вторую верёвку на полную длину. По ней спускались в кулуар (Фото. 15.7) и вышли на жесткий конгломератный склон. В верхней части кулуар камнеопасен, поэтому спускались по одному до выхода из зоны поражения. Для координации действий использовали рации. Замыкающий спускался по сдвоенной верёвке, провешенной на расходном репшнуре.

Фото. 15.7. Спуск с перевала Северо-Лайлинский. 2-я верёвка в кулуар со снежниками

Далее по осыпному, затем по травянисто-осыпному склону (Фото. 15.8) спустились на край очередной ступени к ручью. Здесь сделали обед. Нижнюю верёвку сдернули в 15:25, на место обеда замыкающий спустился в 15:45. Панорама с места обеда на Фото. 15.9.

Путь спуска показан на Фото. 15.8 и Фото. 15.9.

Фото. 15.8. Спуск с пер. Северо-Лайлинский по ор. левому склону в обход «бараньих лбов»

Фото. 15.9. Панорама с места обеда 15.07.2015

Выход с обеда в 16:45.

Траверсом травянистого и травянисто-осыпного склонов ушли далеко влево (Фото. 15.11).

Фото. 15.11. Спуск с перевала Северо-Лайлинский по травянисто-осыпному склону

Перешли небольшой ручей и в 17:20 – 17:25 сделали привал после зарослей рододендрона. Здесь началась еле заметная тропа.

Спустились на очередную ступень долины недалеко от того места, где ручей уходит в каньон. Перешли ручей по мощному снежному мосту.

В 17:50 вышли на травянистую седловину на правом берегу ручья. Недалеко внизу на полке – развалины коша. Вокруг есть слабые, легко теряющиеся тропы.

Провели разведку. Ручей был виден далеко внизу «как с вертолёта». До него по высоте было метров 600 – 700. За остаток светлого времени спуститься туда явно не успевали. А есть ли ровные площадки с водой несколько ниже заброшенного коша – было не понятно. Решили ставить лагерь (панорама на Фото. 15.10).

Фото. 15.10. Панорама места ночёвки 15 – 16.07.2015 у развалин коша

В имевшемся у нас описании [6] прохождения участка от левого истока ручья Лайльчала до перевала Чижди содержалась крайне скудная информация. По результатам нашего прохождения, включая перевал Северо-Лайлинский, мы выражаем сомнение в том, что украинская группа (отчёт [6]) проходила данный участок.

Высота ночёвки 2613 м. Пройдено 4,3 км, набрали 385 м по высоте, сбросили 760 м, ЧХВ 6:33.

16 июля 2015 года. Четверг. 5 ходовой день. Спуск по долине р. Лайльчала

Общий подъём в 6:00.

Выход 7:50.

С локальной седловинки, на которой ночевали, спустились мимо развалин коша по крутому травянистому склону, ниже поросшему рододендронами. Забрали слегка вправо и вышли на седловинку слабовыраженного контрфорса. Здесь в 8:15 – 8:20 сделали короткий привал с разведкой (Фото. 16.1).

Фото. 16.1. Привал у 1-й седловинки с контрфорса

Обошли контрфорс справа по травянистому склону крутизной до 25 градусов. Ниже пошли по руслу ручья и спустились на очередную седловинку, аналогичную предыдущей (точка GPS 313). Опять привал, совмещённый с разведкой, с 8:35 до 8:55. Справа просматривались скальные сбросы (Фото. 16.2), слева, казалось, что «идётся».

Фото. 16.2. Вид со 2-й седловинки с контрфорсом направо (куда мы не пошли)

Начали спускаться от второго контрфорса влево по сухому руслу ручья (ниже в нем появилось немного воды).

В 9:20 упёрлись в скальные сбросы (точка GPS VSTAN): здесь «наш» ручей, когда в него «наливают» достаточно воды, низвергается роскошным водопадом. На ветках кустов организовали станцию из петель и провесили вертикальную верёвку на полную длину с этой скальной ступени. Замыкающий сделал станцию из расходного репшнура, спустился на сдвоенной верёвке (Фото. 16.3) и сдёрнул её.

Фото. 16.3. Спуск замыкающего со скальной ступени на сдвоенной верёвке

Далее продолжили спуск по руслу ручья до выхода на пологий склон к «стрелке» полноводных ручьёв. Трава на пологом склоне – в рост. Лидер спустился сюда в 10:05. Верёвку сдернули в 10:58. Замыкающий спустился в 11:20. Привал до 11:35. С этого места панорама на Фото. 16.4.

Фото. 16.4. Вид снизу на второй контрфорс. Спуск по верёвке – красным

Сверху, от разрушенного летника, просматривался вариант перейти ручей по снежному мосту обратно на левый берег и спускаться там вдоль каньона по травянистому, а ниже по лесистому склону. Однако с этого места стало видно, что в нижней части лес растёт на скалах и такой вариант спуска тоже потребовал бы провески верёвок.

Вариант без верёвок, кажется, просматривался далеко справа (орографически), по крутому ровному травянисто-осыпному склону с крупными камнями, уходящему вниз с вершинки, замыкающей цирк. Этот вариант казался возможным и сверху, однако идти туда на разведку было очень далеко, и нижняя часть склона сверху не просматривалась. Сомневаемся, надо ли советовать этот вариант: склон крутой и очень длинный, надежных точек, укрытий и мест для отдыха на нем нет, и если что, то «до батареи одни ушки доедут…». К тому же, очень вряд ли из коша, когда он был цел, так ходили…

Может быть всё-таки надо было обходить второй контрфорс справа (Фото. 16.2)?

Перешли по камням на правый берег правого ручья и по кустам и траве выше роста человека, траверсируя склон высоко над рекой, спустились к слиянию ручьев. Есть слабый снежный мост от лавинного выноса, по которому можно перейти ручей возле «стрелки». Здесь сделали привал с 12:10 до 12:20.

Далее за 7 минут спустились вдоль реки к прижиму с впадающим ручейком. Короткая остановка для того, чтобы набирать воду. Продолжили путь в 12:33.

Спускались правым берегом реки по травянистым террасам по слабо выраженной тропе. На карте это место носит название урочища Челдь. В 12:50 потеряли тропу и уперлись в сброс, образованный прижимом реки. Для поисков тропы сделали разведку. Нашли её выше по склону.

В 13:15 все снова выбрались на тропу.

В 13:30 встали на привал у развалин коша (точка GPS RAZV). Здесь планировался обед, однако воды у коша не оказалось, а река громыхала где-то внизу под обрывом. Пришлось обед отложить.

Вышли с привала в 13:50. Тропу опять потеряли. По карте она должна была проходить где-то ближе к реке, но, вероятно, конгломератный склон обрушился вместе с тропой. Ломились траверсом по крутому склону, поросшему буково-пихтовым лесом (Фото. 16.5). Затем, сбросив метров 20 – 25 по высоте, в 14:37 все опять собрались на хорошо набитой тропе (точка GPS 317).

Фото. 16.5. Траверс крутого склона, поросшего буково-пихтовым лесом, в урочище Челдь

Однако радость была не долгой: двигаясь по тропе в 14:45 уперлись в промоину (точка GPS PROM). Обвалилось метров 20 конгломератного склона с тропой. Облезали промоину сверху по лесу.

Дальше внимательно следили за тропой. Теряли всего пару раз и то ненадолго.

В 15:36 спустились на полянку с короткой травкой, на которой увидели кош и дорогу.

Прошли вперёд вдоль реки метров 300 до места, где был хороший спуск к воде и в 15:40 встали на обед.

Выход с обеда в 17:11. Через кусты «по азимуту» вышли на дорогу, которая слилась с ещё одной дорогой и в 17:22 вывела нас к переправе через реку по бревну на левый берег.

Участники переправились со страховкой «верхом на бревне» (Фото. 16.6). Для рюкзаков навесили верёвку (Фото. 16.7).

Фото. 16.6. Переправа по бревну через левый исток реки Лайльчала

Фото. 16.7. Навесная переправа для рюкзаков через левый исток реки Лайльчала

Ушли с переправы 18:15.

Далее шли вниз по очень наезженной грунтовой дороге. В 19:00 вышли к мосту. Перешли на правый берег (Фото. 16.8). Здесь привал до 19:13.

Фото. 16.8. Мост через реку Лайльчала

Далее дорога ушла от реки, пошла вверх через локальный перевал в посёлок Лахили. Нижняя дорога вдоль реки, обозначенная на карте, заброшена, ответвление на неё было еле заметно.

В 20:18 встали на окраине посёлка Лахили у развалин башни.

Позвонили Сосо Цередиани и договорились на завтра о встрече.

Высота ночёвки 1248 м. Пройдено 12 км, сбросили 1365 м по высоте, ЧХВ 8:55.

17 июля 2015 года. Пятница. 6 ходовой день. Подъём по долине р. Долра

Общий подъём в 5:00.

Выход в 6:35.

Спустились к реке Ингури и перешли её по мосту. Поднялись в посёлок Кванчианари. На окраине нас уже ждал Сосо Цередиани на небольшом микроавтобусе. Загрузили рюкзаки в микроавтобус и отправили их в Мазери.

Шли по дороге. Пришли к дому Цередиани в 12:10.

Приготовили обед. Забрали «заброску». Сполоснулись в душе и постирали одежду у гостеприимного Сосо.

В 14:20 вышли от Сосо Цередиани.

Шли через посёлок Мазери по хорошей дороге. По всему посёлку висят указатели на трекинговые маршруты. Вышли на поле.

В 15:12 – 15:18 сделали привал.

Продолжили движение по дороге, проходящей по полю, затем по перелескам, прошли мимо разрушенного санатория советских времен. Недалеко от моста прошли поляну, на которой у мужской части местного населения проходил пикник. Сюда по дороге подъезжают на любом автотранспорте.

По мосту перешли на орографически правый берег реки Долра (точка GPS 329). После моста дорога стала намного хуже и скоро выродилась в торную тропу. Перешли чистый правый приток. Встретили много туристов, в основном не русскоговорящих, возвращающихся сверху с трекинга.

С 16:00 до 16:13 устроили привал у начала более крутого подъёма.

После привала тропа круто забрала вверх по лесистому склону, потом вышла на траверс вдоль реки.

Начался небольшой дождь.

В 16:59 – 17:10 сделали очередной привал (Точка GPS 330). С этого места открылся прекрасный вид на начало Ушбинкого ущелья (Фото. 17.1).

Фото. 17.1. Начало Ушбинского ущель

Дальше по тропе подошли к реке и по мосту (точка GPS 331) перешли на орографически левый берег (Фото. 17.2).

Фото. 17.2. Мост через реку Долра рядом с погранпостом

Почти сразу после этого вошли в лагерь пограничников. Предъявили свой пропуск в погранзону. Получили разрешение встать рядом с ними на ночёвку.

В 17:25 встали на стоянку на «стационарных» площадках чуть в стороне от пограничных палаток. Рядом оборудованы стол, костровище (Фото. 17.3), скамейка с видом на роскошные водопады из Ушбинского ущелья (Фото. 17.4). Воду брали в мощном роднике в 100 метрах выше по течению реки.

Фото. 17.3. «Стационарные» стоянки у погранпоста

Фото. 17.4. Вид на водопады Ушбинского ущелья

Сообщили в координационный центр турклуба «Вестра» об успешном окончании первой части похода и о том, что забрали первую «заброску».

Высота ночёвки 1872 м. Пройдено 24 км, сбросили по высоте 45 м, набрали 669 м, ЧХВ 7:05.

18 июля 2015 года. Суббота. 7 ходовой день. Подъём к перевалу Мазери

Подъём дежурных в 5:00. Подъём остальных участников группы – после закипания воды.

Выход 7:40.

Начали подъём в Ушбинское ущелье в сторону водопадов по хорошей тропе через лес, далее по кустам и разнотравью вдоль ручья (Фото. 18.1). Иногда, когда теряли тропу, поднимались прямо по ручью.

Фото. 18.1. Подъём в Ушбинское ущелье по разнотравью вдоль ручья

Привал с 8:23 до 8:35.

Далее основная тропа перешла на орографически правый берег ручья. Мы шли по слабым тропам и поняли это не сразу, а только когда упёрлись скальник. Перешли на правый берег ручья, нашли тропу и продолжили крутой подъём по травянистому склону.

Вышли траверсом на скальную ступеньку и пробирались по криволесью и «бараньим лбам» с небольшими элементами лазания. Тропа маркирована, но давно, поэтому не очень внятно. Путь подъёма показан на Фото. 17.1.

Привал с 9:20 до 9:35. Прекрасный вид на Ушбу, водопады (Фото. 18.2) и назад на Сванетский хребет (Фото. 18.3).

Фото. 18.2. Вид на Ушбу и водопад с тропы подъёма

Фото. 18.3. Вид на Сванетский хребет с тропы подъёма в Ушбинском ущелье

Продолжили подъём. Перешли по камням несколько ручьёв и заболоченные участки криволесья. Вышли в «висячую» долину. На перегибе тропа оказалась перекрыта снежником и мы её опять потеряли. Скоро нашли тропу чуть правее по ходу на слабовыраженном моренном гребне, однако почти тут же потеряли снова. Тропа ветвилась и сходилась обратно многократно, в разных местах стоят десятки туров (Фото. 18.4), непонятно что маркирующих. Перестали обращать на них внимание и шли в направлении языка ледника по некрутым травянисто-осыпным, а выше – моренным склонам.

Фото. 18.4. Подъём к Ушбинскому леднику

Привал в 11:18 – 11:30 (точка GPG 337). Напротив, на орографически левом берегу ручья, под языком ледника, видны хорошие выровненные площадки для стоянки.

В дальнейшем поднимались по моренам по орографически правому борту ледника.

В 12:15 встали на обед (панорама на Фото. 18.5). Вода – из ручья между ледовым слоном и мореной.

Фото. 18.5. Панорама на леднике Ушбинский в районе обеда 18.07.2015

Выход с обеда в 14:20. Продолжили движение по покровным моренам правого борта Ушбинского ледника, далее – по открытому, слегка заморененному льду или слабовыраженному гребню срединной морены (панорама на Фото. 18.6).

Фото. 18.6. Панорама на леднике Ушбинский

Привал с 15:05 до 15:20.

Оставили слева по ходу слияние с Южношхельдинским ледником и высокие морены «Охотничьих» ночёвок. По дуге вдоль срединной морены двигались в сторону Южной Ушбы, пока морена почти не выродилась. Перешли через неё (Фото. 18.7) и в 15:52 сделали короткий привал.

Фото. 18.7. Переход через серединную морену Ушбинского ледника у начала зоны трещин

Перевал Мазери, 3А, 3667 м

Вышли на ветвь ледника, текущую из-под уже хорошо видимого впереди перевала Мазери. Подход к перевалу затруднен зоной трещин, которую можно было обойти справа по ходу. Однако здесь надо было выбирать путь так, чтобы не попасть в зону камнепадов со скал левого борта.

Подошли к зоне трещин. С 16:03 до 16:55 надевали страховочные системы и кошки, связывались в связки (точка GPS 343). Кроме того, набирали воду в бутылки, поскольку выше её уже не было, а топить снег всегда долго.

Дальше двигались в связках по ступеням ледового склона крутизной до 30 градусов, обходя справа по ходу зону трещин (Фото. 18.8 и Фото. 18.9). Большие трещины здесь уже затягивались, но мелочь ещё оставалась (Фото. 18.10). Местами организовывали попеременную страховку. За 35 – 40 ходовых минут вышли выше зоны трещин под скалы левого борта долины. Однако привал устраивать не стали, опасаясь камнепадов. Шли вперед, обходя зону трещин и выходя на центр ледника.

Фото. 18.8. Подъём по ледовому склону в обход трещин

Фото. 18.9. Подъём по ледовому склону в обход трещин

Фото. 18.10. Трещины у орографически левого борта долины

Нашли ровное место, равноудаленное от обоих бортов и безопасное с точки зрения обвалов и лавин (Фото.18.11), и на нем в 18:40 поставили лагерь на снегу. Жидкой воды нет.

Высота ночёвки 3224 м. Пройдено 7,3 км, набрали по высоте 1352 м, ЧХВ 7:04.

Ночью очень холодно.

Фото. 18.11. Место лагеря на леднике под перевалом Мазери

19 июля 2015 года. Воскресенье. 8 ходовой день. Перевал Мазери, 3А

Подъём дежурных в 4:30. Подъём остальных участников группы – после закипания воды.

Сразу надели страховочные системы, кошки, связались в связки.

Выход в 7:40. Шли по центру ледника, по ступенчатому снежному склону крутизной от 5 до 15 градусов.

С 8:25 до 8:40 сделали привал.

Выше цирк ледника сузился и безопасных мест для ночёвок нет. Появились трещины.

Привал под перевальным взлетом (Фото. 19.1) с 9:04 до 9:15.

Фото. 19.1. Привал под перевальным взлётом перевала Мазери. Мальчики сверху

Перевальный взлёт – снежно-ледовый склон крутизной до 40 градусов, подсечённый снизу широким бергшрундом, а в верхней части осложнённый подвижным мелкоосыпным склоном. Возможны обвалы камней и снега слева по ходу со стены Южной Ушбы, а также падение камней с осыпи вдоль перевального взлёта. По этим причинам лучшее время для прохождения – как можно раньше утром.

Перешли бергшрунд по смёрзшемуся снежному мосту у склона слева по ходу. Первая связка проходила мост с попеременной страховкой. Остальные связки шли снежный мост, используя верёвку первой связки как перильную – «связка по связке» (Фото. 19.2 и Фото. 19.3).

Фото. 19.2. Подъём на перевал Мазери. Прохождение бергшрунда «связка по связке»

Фото. 19.3. Подъём на перевал Мазери. Прохождение бергшрунда «связка по связке»

Далее начали вешать верёвки вдоль скал левого по ходу борта, делая точки в ранклюфтах под прикрытием скал. Первые 0,5 верёвки крепили на ледорубе (Фото. 19.4). Вторая верёвка на полную длину на комбинированной точке: ледобур и ледоруб. Третья верёвка почти на полную длину вывела на границу снега-льда и осыпи (Фото. 19.5). Крепили третью верёвку на разрушенных скалах и дублирующая точка на ледобуре.

Фото. 19.4. На перевальном взлёте перевала Мазери. Участники на станциях в начале и в конце 1-й верёвки

Фото. 19.5. К перевалу Мазери. Участники на станциях в конце 1-й, 2-й и 3-й верёвок

Четвёртая верёвка на полную длину по скально-осыпному склону крутизной до 30 градусов, очень подвижному и ненадежному (Фото. 19.6). Кому-то удалось на осыпном склоне разглядеть слабую тропу. Из под ног летели камни, угрожающие безопасности находящимся ниже, поэтому движение верхних участников постоянно согласовывали с нижними при помощи раций. Крепление верёвки на седловине – на страховочной системе первого участника, «прикопанного» за небольшим гребнем. Других надёжных точек для крепления верёвки не обнаружили.

Фото. 19.6. На перевал Мазери. 4-я верёвка по скально-осыпному склону

Лидер поднялся на седловину в 11:15. Замыкающий был там в 12:40.

Небольшой турик с запиской нашли на северном краю седловины. Записка была группы из харьковского турклуба «К.И.В.И» под руководством Третьяка Сергея. Группа поднялась на перевал также со стороны ледника Ушбинский 12.08.2014. Тура и записку прошлой группы харьковчане не нашли. Мы оставили в туре свою записку.

Сфотографировались на перевале (Фото. 19.7).

Фото. 19.7. Группа на перевале Мазери. Вид на юг

Спуск с перевала начинали в 12:55. В это время путь спуска заволокло туманом.

Первую верёвку на спуск закрепили на петле, наброшенной на камень рядом с туриком на северном краю седловины. Там уже висело несколько расходных петель. Спускались по кулуару крутизной до 45 градусов с глубоким снегом. Замыкающий спускался на сдвоенной верёвке на расходной петле и делал сдёргивание.

Следующие верёвки крепили на ледорубах. Замыкающий, снимая верёвки, спускался на три такта с нижней страховкой.

Три верёвки шли прямо вниз и вывели нас на площадки на вершине контрфорса (точка GPS PLOSH), разделяющего кулуары (Фото. 19.8). Площадки были бы видны с седловины, если бы не туман. На площадках, при необходимости, можно поставить 2 небольшие палатки. Воды в жидком виде нет.

Фото. 19.8. Площадки на контрфорсе ниже перевала Мазери

Здесь с 14:35 до 14:58 сделали сухой перекус – обед.

Далее спускались в левый по ходу снежный кулуар крутизной до 35 – 40 градусов. Верёвки крепили на ледорубах. Замыкающий спускался с нижней страховкой. Рюкзак замыкающего, обёрнутый дождезащитной накидкой, транспортировался другими участниками волоком по снежному склону (Фото. 19.9).

Фото. 19.9. 1-я и 2-я верёвки ниже контрфорса при спуске с перевала Мазери

Три верёвки вывели нас к мысочку на повороте кулуара. Здесь пересекли снежный жёлоб, вероятно, образованный таянием снега (Фото. 19.10). Далее ещё 5 верёвок довели до скального «острова» в центре кулуара (Фото. 19.11). Возле «острова» на камнях появились ручьи. Скальный выход обошли слева по ходу. Кулуар здесь расширяется, ниже – чуть выполаживается.

Фото. 19.10. Вниз с Мазери. Пересечение снежного желоба около мысочка на повороте

Фото. 19.11. Вид от мысочка на повороте кулуара при спуске с перевала Мазери

Возможно падение камней со склонов слева по ходу. Нами за всё время спуска был замечен только один скатившийся далеко от нас камень. Возможно, такое везение объясняется облачной и туманной погодой.

Ниже «острова» провесили еще 5 верёвок.

Далее спускались «ногами» по снежному склону крутизной до 20 градусов. В 20:00 вышли на правобережные морены ледника Гуль (№ 230а).

Таким образом, при подъёме на перевал Мазери провесили 4 верёвки, а при спуске – 16 верёвок. Путь спуска с перевала Мазери показан на Фото. 19.12.

Фото. 19.12. Путь спуска с перевала Мазери

Сняли кошки. Шли вниз по некрутым моренам и снежникам.

В 20:17 встали лагерем на плотной покровной морене правого борта ледника Гуль. Вода – неподалеку в мощном ручье.

По спутниковой связи отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» о том, что прошли перевал Мазери.

Высота ночёвки 2946 м. Пройдено всего 3,1 км, набрали по высоте 443 м, сбросили 721 м, ходовое время 11:33.

20 июля 2015 года. Понедельник. 9 ходовой день. Перевал Гульба, 2А*, по факту 2Б

Общий подъём в 7:00. Прекрасное солнечное утро. «Напротив» замечательно виден Сванетский хребет (панорама на Фото. 20.1).

Фото. 20.1. Панорама Сванетского хребта с места ночёвки на морене ледника Гуль (№ 230а)

Выход в 9:35.

Путь к следующему запланированному перевалу Гульба нам преграждала большая левобережная морена ледника Гуль (№ 230а). Чтобы её пересечь, нам пришлось несколько приспуститься вниз по леднику до того места, где морена выполаживается и на ней появляется трава. Выше по долине пересечь морену вряд ли удастся, поскольку она обрывается на ледник высокой конгломератной стеной. Круговая панорама долины с места ночёвки на Фото. 20.2.

Фото. 20.2. Круговая панорама с места ночёвки на морене ледника Гуль (№ 230а)

По моренам пересекли долину, обходя участки «мёртвого» льда. Перешли на левый берег ручья и спустились на широкий ровный участок, местами поросший травой. Здесь есть площадки для постановки лагеря (точка GPS SUHIJEPLOSH), но воды поблизости мы не видели. Отсюда траверсом по травянисто-осыпному склону крутизной до 25 градусов поднялись на левобережную морену ледника Гуль (точка GPS PERELAZ). Круговая панорама с гребня морены на Фото. 20.3.

Фото. 20.3. Круговая панорама с гребня левобережной морены ледника Гуль (№ 230а)

Перешли на другую сторону морены, траверсом, но уже вверх по долине, спустились в её зеленый «карман» и вышли на тропу.

С 10:23 до 10:35 сделали привал.

По тропе в «кармане» той же левобережной морены ледника Гуль, но уже с её восточной стороны, поднялись мимо камня с памятными табличками и мимо старых альпинистских площадок (точка GPS 351, Фото. 20.4). Однако сейчас поблизости от площадок нет воды, и ночёвка здесь будет неудобна. Выше моренный «карман» сужается, тропа теряется. Ещё выше «карман» снова расширяется и превращается в небольшой снежно-осыпной цирк. Есть площадки (точка GPS SUH), но воды по-прежнему нет.

Фото. 20.4. Подъём к пер. Гульба мимо памятных табличек и альпинистских площадок

Поднимались по скально-осыпным склонам крутизной до 25 градусов, местами по слабой тропе, в направлении перевала Гульба (Фото. 20.5). Скоро вышли на выполаживание склона, стал виден перевал (Фото. 20.6).

Фото. 20.5. Подъём к перевалу Гульба со стороны ледника Гуль

Фото. 20.6. Выполаживание у цирка перевала Гульба со стороны ледника Гуль

С 11:35 до 11:50 привал.

Далее шли по пологим моренным холмам, снежникам, пересекли несколько слабых ручьев. Здесь есть хорошие места для ночёвок. Подошли под перевальный взлёт.

Привал у перевального взлёта с 12:25 до 12:33.

Перевал Гульба, 2А*, по прохождению 2Б, 3334 м

Поднимались на перевал по снежнику крутизной до 20 – 25 градусов (Фото. 20.7) или вдоль него по скально-осыпному склону аналогичной крутизны, местами по тропе.

Фото. 20.7. Перевальный взлёт перевала Гульба со стороны ледника Гуль

Взошли на перевал в 13:35. Отсюда хороший вид на Ушбу и Чатынтау, ледник Чалаат. Панорама с перевала Гульба на Фото. 20.8.

Фото. 20.8. Панорама с перевала Гульба

В перевальном туре нашли записку группы туристов из города Киева под руководством Янчевского О.З., поднявшейся на перевал Гульба 29.07.2014 также со стороны ледника Гуль в рамках похода 4 к.с. До записки киевлян в туре была записка московских спелеологов Bad Bat от 27.07.2014. Мы оставили свою записку.

Сфотографировались на перевале (Фото. 20.11). Надели страховочные системы, ожидая возможную навеску верёвок.

Начали спуск с перевала в 13:55. Попытались спуститься по кулуару (Фото. 20.9), начинающемуся левее седловины, в направлении которого как будто бы шла слабая тропа. Но тропа нас обманула, кулуар оказался круче, чем казалось сверху, и главное – очень сыпучим. Поэтому попытка спуска по нему была прекращена.

В 14 часов вернулись на перевал. Начали вешать верёвку по конгломератно-осыпному склону, весьма подвижному, в направлении снежника на гребне контрфорса. Верёвку крепили на петле на камне чуть ниже седловины (Фото. 20.10). Из-за сыпучести склона следующий участник начинал спуск после ухода предыдущего из зоны поражения (Фото. 20.12). Замыкающий сделал станцию из расходной верёвки. Сдернули первую верёвку ее в 15:34.

Фото. 20.9. Попытка спуска с пер. Гульба в сторону лед. Чалаат по левому кулуару

Фото. 20.10. Провеска 1-ой верёвки при спуске с перевала Гульба

Фото. 20.11. Группа на перевале Гульба на фоне Чалаатского ледопада

Фото. 20.12. Первая верёвка при спуске с перевала Гульба, вид снизу

Тем временем лидеры провели разведку спуска. Рекомендованный описаниями [4] и [5] путь по левому по ходу спуска кулуару, по которому мы изначально и пытались спуститься, показался нам самоубийственным. Там со страшной силой летели камни, вытаивающие из окрестных снежников и спускаемые нами. Укрыться в кулуаре было негде от слова «СОВСЕМ». Из кулуара отчётливо «пахло серой» и каменной пылью. Достаточно было посмотреть одно прохождение камня, как желание спускаться в этот кулуар исчезало навсегда. Также не понравился нам и вариант спуска по правому по ходу кулуару: он целиком не просматривался и выглядел неприветливо. Осталось только спускаться по травянисто-скально-осыпным полкам на гребне контрфорса. Весь путь от места окончания первой верёвки не просматривался, но верхняя часть выглядела удовлетворительно.

Спускались вдоль левого кулуара по конгломератно-осыпным склонам контрфорса крутизной до 35 градусов. В одном месте провесили метров 20 верёвки «для девочек» по жесткому конгломерату, замыкающий спустился пешком. Ниже появилась трава на скальных полках, но склон стал круче. В 16:45 начали вешать вторую верёвку, закрепленную на петле на камне, по скально-травянистым террасам крутизной до 45 – 50 градусов, на коротких участках до 75 градусов, прямо вниз (Фото. 20.13). Замыкающий спускался на расходной верёвке и производил сдёргивание.

Фото. 20.13. Вторая верёвка при спуске с пер. Гульба, вид снизу

Вторая верёвка вывела нас на широкую травянистую полку на вершине скальной ступени. Здесь провели очередную разведку. Путь по полкам влево по ходу потребовал бы навески нескольких верёвок и скоро вывел бы нас во всё тот же большой кулуар, заведомо камнеопасный. И, вопреки описаниям, здесь не был виден простой переход со скал на снег. Скорее всего, снег отступил, открыв относительно крутую скальную ступень в устье кулуара. Ступень полностью не просматривалась и, скорее всего, также потребовала бы навески верёвки. Более перспективно выглядел путь вправо по ходу, хотя он тоже требовал верёвок. Здесь было видно, что движение будет производиться в основном по контрфорсам и все станции можно сделать в безопасных местах.

Третью верёвку повесили вправо-вниз по сыпучей рыжей скальной стенке крутизной до 80 градусов (15 – 20 м), далее пересекли конгломератный кулуар (10 – 15 м) и вышли на узкий осыпной гребень, разделяющий два кулуара (Фото. 20.14). Остаток верёвки провесили вниз по гребню до выхода на надежные красноватые скалы контрфорса. Гребень совсем не крутой, около 15 градусов, но сыпучий, и есть куда падать. Третья верёвка была «очень сыпучая» на всех своих участках, однако, камни быстро уходили в кулуары и никому не могут повредить. Замыкающий спускался на петле из расходной верёвки и организовывал сдёргивание.

Фото. 20.14. Третья верёвка при спуске с перевала Гульба, вид снизу

Четвёртую верёвку провесили дугой вдоль красных скал контрфорса так, чтобы не спускаться в кулуар, где регулярно летели камни из-под ног участников, спускающихся по 3-ей верёвке. Эта верёвка выходила на узкую травянистую полку, защищенную от камней скалами контрфорса. Первый участник спустился сюда в 18:35.

Отсюда уже был виден несложный выход на широкий, замусоренный камнями снежник, лежащий в кулуаре справа по ходу. Спуск проходил по скально-травянистым полкам, ниже – по скально-осыпным ступеням крутизной до 35 градусов. В нижней части склон становился сыпучий и ненадежный, поэтому здесь повесили 5-ю верёвку. Верёвка шла направо-вниз серьёзным «маятником» и её длины едва хватило для выхода на снежник. В место выхода на снег прилетали камни от участников, спускающихся по 3-ей верёвке. Поэтому перед началом спуска лидера по 5й верёвке пришлось ждать, когда все участники закончат спускаться по сыпучему участку. Начали провешивать 5-ю верёвку в 19:35. Замыкающий спускался на сдвоенной верёвке (Фото. 20.15). Сдёрнули 5-ю верёвку в 20:51.

Фото. 20.15. Пятая верёвка при спуске с пер. Гульба, вид снизу. Перед спуском замыкающего

Дальнейший спуск проходил по грязному снежному склону крутизной до 30 градусов, ниже выполаживающемуся (Фото. 20.16). Спускались в кошках (надевали кошки перед началом спуска по 5-й верёвке), без связок.

Фото. 20.16. Окончание 5-й верёвки при спуске с пер. Гульба и дальнейший спуск по снегу

Таким образом, при спуске с перевала Гульба по определяющей стороне было провешено 5 «честных» верёвок + ещё пол верёвки, которые часть группы прошла «на личной технике». По нашему мнению, при прохождении перевал Гульба был по факту 2Б к.т.

Путь спуска с перевала Гульба показан на Фото. 20.17. Желтым цветом показаны участки, на которых спуск производился «ногами», остальные цвета соответствуют цветам верёвок. Также путь спуска показан на панорамном Фото. 21.1. Здесь цвета традиционные: синим – «ногами», красным – верёвки.

Фото. 20.17. Путь спуска с перевала Гульба (жёлтым – путь «ногами»)

Лидер начал спуск от конца 5-й верёвки в 19:52. Спустились на снежники, расположенные на моренах правого борта ледника Чалаат, и начали поиск места для ночёвки. Нашли старые площадки на моренах подходящего справа небольшого ледничка, но здесь не было воды, только снег. Спустились дальше вниз по снежникам в кармане морены в направлении мощных ручьёв, текущих с правого борта. Перешли ручьи по надёжным снежным мостам и чуть ниже вышли на пологие мелкоосыпные площадки с редкой травкой. Рядом обнаружили чистый ручеёк, еще «не отключенный» на ночь. Здесь поставили лагерь.

Лидер пришел на место лагеря засветло, в 20:20, замыкающие добрался в 21:27 в глубоких сумерках.

Высота ночёвки 2754 м. Пройдено всего 4,8 км, набрали по высоте 488 м, всего сбросили 680 м, ходовое время 10:52.

21 июля 2015 года. Вторник. 10 ходовой день. Спуск по леднику Чалаат

Подъём дежурных в 7:00.

Выход 9:15.

Панорама с места ночёвки на Фото. 21.1.

Фото. 21.1. Панорама с места ночёвки на правобережной морене правой ветви ледника Чалаат

Спускались вниз по орографически правой ветви ледника Чалаат по снежникам и осыпям (Фото. 21.2 и Фото. 21.3), ниже вышли на правый борт ледника. Появились неширокие, хорошо заметные трещины, а еще ниже правый борт ледника оказывается сильно разорван и заморенен, прохождение «ногами» не представлялось возможным. Вышли на морены правого берега и чуть приподнялись к травянисо-осыпныой площадке на вершине «бараньих лбов», преграждающих спуск вниз по правому берегу долины (точка GPS 356). Здесь есть вода, место красивое и уютное.

Фото. 21.2. Спуск по орографически правой ветви ледника Чалаат. Вид вниз по долине

Фото. 21.3. Спуск по орографически правой ветви ледника Чалаат. Вид вверх по долине

Привал и две разведки с 9:56 до 10:15.

Разведка на «бараньи лбы» показала, что спуск моренами правого берега возможен, но неудобен. Пришлось бы набирать, а потом сбрасывать высоту по крутым травянистым склонам, кроме того, траверсировать несколько сот метров по зарослям рододендронов над самыми скалами, что без рюкзака не представляет проблем, а с рюкзаком может оказаться непросто.

Разведка спуска прямо вниз на ледник дала отрицательный результат: такой спуск «ногами» без провески верёвок был невозможным.

Приняли решение вернуться немного назад, там выйти на ледник и «прорываться» низом. Благо примерный путь движения просматривается сверху.

За 7 ходовых минут в 10:22 вернулись на правый борт ледника к большому треугольному камню, от него по ледовым ступенькам и гребням вышли на центр ледника. Лёд был сильно заморенен, поэтому сначала шли без кошек. В центре ледника трещин почти не было, но, тем не менее, пришлось слегка поплутать, «распутывая» ледник (Фото. 21.4). Ниже лед стал круче, и мы на коротком привале с 10:30 до 10:40 надели кошки.

Фото. 21.4. «Распутывание» ледовых трещин ледника Чалаат

Продолжили спуск по открытому, слегка заморененному льду (Фото. 21.5). Возвратились к правому борту ледника, и в 11:00 вышли на его плотную покровную морену. С 11:10 до 11:15 сняли кошки и сделали разведку. Разведка показала, что самый неприятный участок мы обошли, дальше просматривался простой спуск по моренам.

Фото. 21.5. По заморененному льду правой ветви ледника Чалаат

Далее спускались по некрутому осыпному склону (Фото. 21.6), обходя выходы льда. После слияния правой и левой ветвей ледника Чалаат перешли на крупноосыпные морены орографически правого берега (Фото. 21.7). Участок не сильно приятный, склон крутой, много «живых» камней. Спускались разными путями: часть группы по осыпным гребням, другая часть – по зеленому руслу слабого ручья. Между собой поддерживали радиосвязь.

Фото. 21.6. Спуск по осыпному склону перед слиянием ветвей ледника Чалаат

Фото. 21.7. По моренам правого берега ледника Чалаат после слияния его ветвей

С 11:45 до 11:49 короткий привал части группы в русле ручья.

Затем обе части группы вновь оказались на одном склоне. Постепенно рассредоточились по нему и уже не боялись насыпать камни друг на друга. Появились слабые тропы, отдельно стоящие туры, непонятно что маркирующие. Ниже морены стали положе, тропы более заметны, однако особого доверия они не внушали, скорее всего, это «козлотрассы».

С 12:15 до 12:25 сделали привал на моренах.

Ледник Чалаат в этом месте превратился в серьёзный ледопад (Фото. 21.8) с глубоким и крутым замусоренным ранклюфтом, спуск по которому был невозможен. Выход на ледник просматривался только ниже ледопада на выполаживании. Подошли поближе, и, когда ледопад начал вырождаться, спустились в ранклюфт по «бараньим лбам» крутизной около 15 – 20 градусов, покрытым мелкой ненадежной осыпью. В ранклюфте собрались всей группой на ледовом отколе и провели разведку. Выход на пологую часть ледника был затруднен мощным ручьем, текущим в ранклюфте и ниже уходящем под снежник. Для его пересечения требовалась организация страховки. Более простой путь был обнаружен среди оплывающих нижних трещин ледопада. Мы смогли пройти здесь пешком, даже без кошек, по заморененным полочкам и ступенькам (Фото. 21.9), местами с гимнастической страховкой.

Фото. 21.8. Ледопад в нижней части ледника Чалаат

Фото. 21.9. Подъём на ледник Чалаат по заморененным полочкам и ступенькам

Недолго спускались по заморененному участку ледника. Затем в 13:04 вышли на относительно чистый лед, стало скользко и потребовалось перейти крутой участок. Надели кошки. Внизу стала хорошо видна поляна у языка ледника, на ней было множество «цивилизованных» туристов, некоторые из них лезли на ледник, не имея при этом ни необходимого снаряжения, ни подготовки. В центре ледника на большом камне заметили тур. В надежде, что он маркирует тропу, подошли к нему. С 13:26 до 13:40 на коротком привале сняли кошки. Тропы возле тура не обнаружили, но дальнейший спуск по покровной морене проблем не представлял (Фото. 21.10). Многочисленные тропы и толпы народа появились чуть ниже. Спустились к поляне у языка ледника, чуть отошли от тропы, и на тёплых камнях возле слабого ручейка устроили обед. На месте обеда все собрались в 14:25.

Фото. 21.10. По покровной морене у окончания ледника Чалаат. Вид вверх по долине

В 16:10 вышли с места обеда. По сильно натоптанной маркированной тропе левым берегом ручья Чалаат спускались по моренам, осыпям и перелескам, ниже по хвойному лесу, до выхода в долину реки Местиачала.

У слияния троп, идущих по долинам Чалаат и Местиачала, устроили привал с 16:55 до 17:05.

Далее продолжили спуск по хорошей тропе правым берегом реки Местиачала мимо подвесного моста, ведущего к концу автомобильной дороги, мимо забора погранзавтавы (точка GPS WP0059), к прекрасным полянкам среди молодых ёлочек, расположенным непосредственно на стрелке реки Местиачала и ручья Чалаат. Здесь в 17:12 встали на стоянку.

Позвонили Сосо Цередиани, попросили подвезти нам вторую «заброску».

Сообщили в координационный центр турклуба «Вестра» о том, что закончили вторую часть маршрута и получили «заброску».

Высота ночёвки 1651 м. Пройдено 7,6 км, сбросили по высоте 1103 м, ЧХВ 3:50.

22 июля 2015 года. Среда. 11 ходовой день. Подъём по долине р. Мурквам

Полуднёвка. Помывка, стирка, отдых. Раздел «заброски».

Фотосессия с маленьким медвежонком, жившим у пограничников.

На погранзаставе предъявили свой пропуск.

Вышли с места стоянки в 13:25.

Перешли по навесному мосту на левый берег реки Местиачала (Фото. 22.1). Здесь сделали короткий привал, подождали подхода всех участников.

Фото. 22.1. Переход реки Местиачала по подвесному мосту

Вышли с привала в 13:36. Шли вверх по орографически левому берегу реки Местиачала по лесу по хорошей тропе. Скоро тропа раздвоилась: одна ушла вниз на берег реки, вторая продолжила движение траверсом склона. Выбрали верхнюю тропу, как более старую. Вероятно, это была ошибка: дальше верхняя тропа была переметена мощным лавинным выносом с ручьём. Пришлось «клоунировать» на теле лавины или спускаться вниз к реке (Фото. 22.2), обходить вынос, а потом подниматься обратно. Очевидно, свежая нижняя тропа появилась именно для обхода этого препятствия.

Фото. 22.2. Прохождение лавинного выноса при подъёме вверх по реке Местиачала

Привал с 14:15 до 14:30 после того, как преодолели лавинный вынос и поднялись немного вверх.

Далее тропа шла невысоко над рекой по березовым перелескам и по высокой траве. Пересекли несколько небольших ручьёв.

Привал, совмещённый с разведкой, с 15:00 до 15:18.

Далее начался крутой подъём на устьевую ступень долины ручья Мурквам. Тропа серпантином поднималась по лесу. Воды рядом с тропой не было.

Привал с 15:50 до 16:05 у начала выполаживания.

Тропа траверсом с небольшим набором высоты уходила в долину ручья Мурквам (Фото. 22.3), иногда терялась в зарослях конского щавеля и рододендронов. Ответвление тропы ушло к броду через Мурквам и далее к леднику Лекзыр. Однако переправа через Мурквам в этом месте представляется проблематичной ввиду высокого уровня воды и бурного потока.

Фото. 22.3. Вид вверх по долине ручья Мурквам при выходе на выполаживание

Продолжили движение вверх по тропе орографически левым берегом бурного ручья Мурквам. Перешли чистый приток с левого берега (Фото. 22.4), потом миновали место слияния двух ручьев, образующих Мурквам (Фото. 22.5). Продолжили подъём по левому берегу орографически левого истока.

Фото. 22.4. Вверх по долине ручья Мурквам, перед переходом чистого притока

Фото. 22.5. У слияния двух истоков ручья Мурквам

Привал с 16:42 до 16:55 в последнем на пути подъёма перелеске.

Продолжили подъём (Фото. 22.6). При выходе на верхние луга тропа потерялась, затем опять нашлась. Поднявшись ещё, нашли место, где левый исток Мурквама можно было перепрыгнуть по камням. С 17:20 до 17:36 переправа и привал.

Фото. 22.6. В долине Мурквама. Выход из зоны леса

Еще выше ручей можно перейти по мощному снежнику (Фото. 22.7). Некоторым участникам такой путь показался проще.

Фото. 22.7. Переход левого истока ручья Мурквам по снежнику

Перешли от орографически левого к правому истоку Мурквама и в 17:50 начали разведку с целью найти место для ночёвки. Вскоре нашли чудную площадку «с балконом» у большого белого камня прямо над ручьем.

В 18:05 начали постановку лагеря. Отсюда, когда позволяли облака, открывался прекрасный вид на Ушбу.

Высота ночёвки 2297 м. Пройдено 4,5 км, набрали по высоте 646 м, ЧХВ 3:13.

23 июля 2015 года. Четверг. 12 ходовой день. Подъём к леднику Мурквам

Выход 7:35.

Шли по осыпям орографически левого берега правого истока ручья Мурквам (Фото. 23.1). Он течёт в глубоком скально-конгломератном каньоне. Вскоре подошли к его левому притоку. Перепрыгивали приток по камням (Фото. 23.2) с переменным успехом (переправа с 7:50 до 8:00). Продолжили движение левым берегом основного ручья в направлении характерного скального пика 3347, хорошо видимого на всём протяжении долины (Фото. 23.3).

Фото. 23.1. Подъём по левому берегу правого истока ручья Мурквам

Фото. 23.2. Переправа через приток

Фото. 23.3. Подъём по долине Мурквама к скальному пику

Привал и чтение описаний [9], [16], [21], [24] с 8:35 до 8:55.

Перевал Асмаши, 3А, 3609 м

Поднялись к подножию пика по крутым травянистым моренным склонам. Есть несколько неочевидных мест под палатки (точка GPS 382), хороший вид на Ушбу (Фото. 23.4).

Фото. 23.4. Вид на Ушбу из долины ручья Мурквам

Перед пиком с 9:25 до 9:50 привал с одновременным надеванием страховочных систем.

Далее, не доходя до пика, повернули влево по ходу движения и вошли в узкий скальный кулуар (Фото. 23.5). Справа по ходу остались высокие скальные стены пика, слева – скально-конгломератное русло ручья, осложнённое водопадами. Шли по травянистым моренным склонам крутизной до 15 градусов. Выше склон сузился и превратился в травянистую полку орографически левого борта, ограниченную с одной стороны скалами, а с другой – крутым конгломератным склоном. В 10:16 подошли к месту, где полка совсем сошла на нет. Провесили верёвку вниз к ручью по конгломерату, далее на снежный мост, перекрывающий ручей, с выходом на осыпи правого берега ручья (Фото. 23.6). Крепление верёвки вверху на петле на камне, внизу на снежнике – на нагруженном ледорубе. Замыкающий зажумарил снизу, сбросил верёвку и спустился без рюкзака по конгломерату в месте, где было менее круто. Снежный мост замыкающий проходил на «нижней» страховке. Закончили спуск с полки в 11:10.

Фото. 23.5. Вход в скальный кулуар к перевалу Асмаши

Фото. 23.6. Дюльфер по конгломератному склону к ручью по пути к перевалу Асмаши

Дальнейшее движение происходило по крутым «живым» средним и крупным осыпям и коротким скальным ступенькам орографически правого берега ручья. Крутизна до 35 – 40 градусов. Местами с элементами лазания (Фото. 23.9) и с гимнастической страховкой. Несколько раз переходили протоки ручья (Фото. 23.8). Со стены орографически левого борта кулуара падал впечатляющий водопад (Фото. 23.7).

Фото. 23.7. Подъём по кулуару к перевалу Асмаши. Шикарный водопад

Фото. 23.8. Подъём по кулуару к перевалу Асмаши. Вид вверх по ущелью

Фото. 23.9. Подъём по кулуару к перевалу Асмаши с элементами лазания. Вид вверх

Стены орографически правого борта кулуара короче и положе, просматриваются выходы на упоминаемую в старых описаниях систему травянисто-осыпных полок, идущих над кулуаром. Однако, полки эти узкие и весьма крутые (скорее всего, требуют навески верёвок), и, главное, не понятно, куда с них деваться дальше. В верхний цирк они, очевидно, не выходят, а благополучно заканчиваются где-то в середине скального гребня. Если 25 – 30 лет назад с них и был адекватный спуск, то теперь он, похоже, обвалился. Поэтому мы проигнорировали полки и продолжили подъём по кулуару (Фото. 23.10).

Фото. 23.10. Подъём по кулуару к перевалу Асмаши. Вид вниз по ущелью

В 12 часов подошли к скальной ступени с водопадом, требующей провески верёвки. Провесили кусок около 15 – 18 м по узкому камину на правом берегу ручья, запертому сверху огромным нависающим камнем. Прохождение лидера (нижняя страховка, промежуточные точки) потребовало хорошей техники лазания и творческого подхода к проблеме. Станцию сделали из нескольких петель на камнях: камни были подвижные и одной петли показалось недостаточно. Дальше – проще: участники зажумарили (Фото. 23.12), рюкзаки вытянули отдельно (Фото. 23.11). Следили за камнями, чтобы находящиеся сверху участники не засыпали нижних. Для координации действий при прохождении препятствия использовали радиосвязь. От препятствия ушли в 13:35.

Фото. 23.11. Подъём рюкзаков на скальную ступень у водопада на пути к пер. Асмаши

Фото. 23.12. Подъём участников на скальную ступень у водопада на пути к пер. Асмаши

Продолжили подъём по средним и крупным осыпям по орографически правому берегу ручья. В 14:21 подошли к развилке. Вперед уходил «основной» кулуар с ручьём, осложненный скальными ступенями и системой водопадов. Вправо по ходу на левом берегу ручья (переход по снежному мосту) был виден широкий скальный кулуар, выводящий на седловину скального контрфорса. Судя по GPS, отсюда до ледника в любую сторону расстояние было примерно одинаковое – менее 500 метров. Кроме того, в одном из описаний прошлого века [16] говорилось о подъёме по кулуару, уходящему орографически влево и приводящему на полки. Организовали две разведки в каждый из кулуаров. Разведчики в «основном» кулуаре нашли относительно несложный путь по крутым осыпям и разрушенным скальным полкам. Разведчик в боковом кулуаре поднялся с нижней страховкой на одну верёвку по относительно простым скалам крутизной до 50 – 55 градусов, но достиг едва ли середины кулуара. Подъём дальше проблем не представлял, но, в любом случае, требовал бы страховки. А главное, путь до конца, до выхода на ледник, не просматривался и мог преподнести любой «сюрприз». Признали этот путь по боковому кулуару более сложным. Видимо, за 30 с лишним лет здесь много что поменялось…

В 15:05 продолжили движение вверх по крутым «живым» осыпям орографически правого берега ручья, пока не упёрлись в очередную скальную ступень с водопадом (Фото. 23.13). У подножья водопада перешли вброд по камням на левый берег ручья, организовав перильную страховку (Фото. 23.14). За время, прошедшее с момента проведения разведки, вода в ручье поднялась. Глубина ручья при переходе по камням хоть и была ниже колена, однако, из-за брызг и бурунов многие вымокли по пояс, а то и выше. Переправу закончили в 15:47. Далее поднимались пешком по скально-осыпным полкам левого борта, выше – по крупной осыпи в обход водопада. Крутизна здесь была до 35 – 40 градусов. Местами – гимнастическая страховка, передача рюкзаков из рук на руки.

Фото. 23.13. Вторая скальная ступень с водопадом на пути к пер. Асмаши

Фото. 23.14. Переход ручья со страховкой у второй скальной ступени на пути к пер. Асмаши

Выше водопада кулуар выполаживался до 10 – 15 градусов. Одновременно с этим исчезли осыпные берега. Пришлось войти в ручей и идти по камням и островкам прямо посередине русла (Фото 23.15) метров 70 – 80 до выхода на скальную площадку орографически правого берега (брод вдоль ручья).

Фото. 23.15. К перевалу Асмаши. Брод вдоль ручья

Дальше лезли по разрушенным сыпучим скалам правого берега крутизной до 40 – 45 градусов (Фото 23.16). Лидер прошёл этот участок не снимая рюкзака, но с нижней страховкой. Для остальных участников были провешены верёвки, каждую из которых крепили на нескольких петлях на ненадёжных выступах скал. Первую на этом скальном участке верёвку провесили в 16:25, а сняли в 17:15. Верёвка вывела нас на удобную наклонную скально-осыпную полку высоко над ручьём, на которой можно было собрать всю группу.

Фото. 23.16. Подъём по разрушенным скалам выше второго водопада на пути к пер. Асмаши

Дальнейшее движение было по узким наклонным скально-осыпным полкам траверсом над ручьём (Фото. 23.17). Идти было не сложно, однако было куда падать, поэтому продолжили организовывать перильную страховку. Для промежуточных точек использовали закладки и френды. Провешенные здесь полторы верёвки вывели нас на осыпную ступень на правом берегу ручья. Сняли эти верёвки в 17:51.

Фото. 23.17. Движение по скально-осыпным полкам траверсом над ручьём к пер. Асмаши

Отсюда уже были видны близкие морены, а кое-где и сам ледник. «Основной» ручей, вдоль которого шли, здесь резко поворачивал вправо по ходу и образовал очередной водопад. Вдоль водопада с близкого ледника часто и дружно летели камни, поэтому подходить туда совсем не хотелось. Прямо вперед по линии нашего движения кулуар постепенно стал положе и расширился, серьёзных препятствий в нем не просматривалось.

Продолжили движение по осыпным склонам крутизной до 25 градусов вдоль небольшого ручья. Появились снежники. Вышли в верхний цирк на относительно пологие морены: часть группы по крутому грязному снегу, а часть – по ранклюфту между скалами и снежником (Фото. 23.18).

Фото. 23.18. Подъём к пер. Асмаши перед выходом на морены ледника Мурквам

Время было ставить лагерь. Произвели разведку на соседнюю морену. Но ближайший моренный холм, на который вышли, показался лучше. В 18:45 начали его ровнять и ставить палатки. Напротив красовался ледопад перевала Мурквам (Фото. 23.19).

Фото. 23.19. Группа на месте бивака на морене лед. Мурквам. Напротив – пер. Мурквам

Воду набирали в слабом ручье на покровных моренах ледника метрах в 150 правее по ходу.

Высота ночёвки 3157 м. Пройдено 3,2 км, набрали по высоте 860 м, ходовое время 9:30.

24 июля 2015 года. Пятница. 13 ходовой день. Перевал Асмаши, 3А

До самого выхода солнце в лагере «не включили». А обувь у некоторых участников после вчерашнего брода вдоль реки «квакала»…

Сразу надели страховочные системы.

Выход в 8:00.

Шли по леднику Мурквам по некрутым снежникам в моренном кармане (Фото. 24.1) в направлении самого правого его языка. Скоро подошли под открытый, слегка разорванный ледовый лоб. Здесь с 8:30 до 8:40 сделали привал (точка GPS 386), надели кошки.

Фото. 24.1. По некрутым снежникам ледника Мурквам

Вышли на открытый лёд (панорама на Фото. 24.3) крутизной до 20 градусов (Фото. 24.2), лавировали между большими трещинами чуть правее по ходу центра ледникового языка, старались держаться в зоне компрессии.

Фото. 24.2. Подъём по леднику Мурквам

Фото. 24.3. Панорама ледника Мурквам с места начала открытого льда

Поднялись на выполаживание, где ледник стал закрытым. С 9:10 до 9:25 сделали привал (точка GPS 388), связались в связки. Оглянулись назад и стали рассматривать морены ледника (панорамы на Фото. 24.4, а также на Фото. 24.3). Нигде не было видно более удобного выхода в верхний цирк и «разрекламированных» в старых описаниях [9], [16], [21], [24] мест для ночёвок. Однако выход на сам ледник правее (ближе к центру широкого цирка) кажется несколько проще.

Фото. 24.4. Панорама ледника Мурквам с места привала на выполаживании (точка GPS 388)

Дальнейшее движение по пологому закрытому леднику в направлении небольших выходов «бараньих лбов» в центре ледника (Фото. 24.5). Эти скалки являются началом ребра, разделяющего истоки ручья Мурквам (исток, который накануне утром перешли перед входом в каньон, и исток, который накануне бродили вдоль), и сами почти разделяют цирки ледника. За скалами (орографически левее) начинается грандиозный ледопад, хорошо видимый снизу из долины. Со скал хорошо видна седловина перевала Нюрмиш, но седловина перевала Асмаши пока была не видна за перегибом снежного склона. На скалах с 10:00 до 10:20 сделали привал (точка GPS WP0072, Фото. 24.6). Панорама с этого места на Фото. 24.7.

Фото. 24.5. По закрытому леднику Мурквам к скалам

Фото. 24.6. Привал на скалах на леднике Мурквам

Фото. 24.7. Панорама ледника Мурквам с места привала на скалах (точка GPS WP0072). Связки идут к перевалу Асмаши

От скал повернули налево, на 90 градусов относительно предыдущего направления движения. Теперь шли почти прямо к «нашему» перевалу Асмаши, обходя зону трещин у начала ледопада. По пологому снежному склону поднимались в направлении широкой, ярко выраженной снежной седловины. Это еще не перевал, а только перегиб склона. С 10:55 до 11:10 сделали привал на снегу. Далее по пологому 5 – 10 градусному снежному склону подошли к невысокому осыпному гребню перевала.

Взошли на перевал Асмаши в 11:30. На осыпях есть несколько площадок под палатки, много старого мусора, несколько туров, но без записок. В связках сходили за водой к ручью, стекающему со снежно-ледового склона ближайшей к перевалу вершины. Сложили свой тур в центре осыпного гребешка на большом плоском камне, оставили в нём записку. Пока готовился обед, мы загорали на жарком солнышке, сушили ботинки и другие вещи (Фото. 24. 9). Панорама с перевала Асмаши на Фото. 24.8.

Фото. 24.8. Панорама с перевала Асмаши

Фото. 24.9. На перевале Асмаши

Перед выходом с обеда надели кошки, страховочные системы, связались в связки. Сделали «протокольную» фотографию на фоне Сванетского хребта (Фото. 24.10).

Фото. 24.10. Группа на перевале Асмаши. Вдали виден Сванетский хребет

Вышли в 14:15. Обошли справа осыпной гребешок и по короткому снежному склону спустились в широкий пологий верхний цирк ледника Асмаши (Фото. 24.11). Пересекли его и по левому борту по снежно-ледовому склонам крутизной до 15 – 20 градусов, обошли верхнюю ступень ледопада (Фото. 24.12).

Фото. 24.11. Верхний цирк ледника Асмаши

Фото. 24.12. Обход слева верхней ступени ледопада на леднике Асмаши

С 14:45 до 14:55 сделали привал.

Дальше слева к леднику Асмаши подходит мощный разорванный приток. Забрали чуть правее, придерживаясь зоны компрессии между двумя ледопадами, и в 15:15 спустились еще на одну ступень до выполаживания над вторым (основным) ледопадом Асмаши (Фото. 24.13).

Фото. 24.13. Пологая ступень перед вторым ледопадом Асмаши. Сзади первая ступень

Провели разведку (точка GPS 389). По имевшемуся у нас спутниковому снимку мы предположили, что самый короткий путь через ледопад будет проходить, вопреки описаниям, по самому правому краю ледника, возможно, в правом ранклюфте. Позже, при просмотре ледопада снизу, такой путь можно было разглядеть (Фото. 25.15). Однако, две связки, проводившие разведку в верхней части ледопада, не нашли безопасного пути спуска правым бортом. Путь по ранклюфту может быть камнеопасен, а путь по разломам правого борта рождает ассоциации скорее с бокалом коктейля, чем с проходимым ледопадом. Мелкодроблёный лед, смерзшийся в полупрозрачные ажурные конструкции, не вызывающие желания спуститься, чтобы проверить их на прочность. Кажется, что вместе они держится только силой чьих-то могучих заклинаний. Хотя технический участок до выхода на относительно пологие снежные склоны правого борта не должен превышать 2-х верёвок. Мы долго «медитировали» у первого разлома, но так и не нашли в себе смелости начать здесь спуск. Славу первопроходцев нового пути оставили грядущим поколениям. Ледопад, очевидно, очень подвижный, ситуация в нем меняется быстро, может быть, кому-то и повезет.

В 16:05 по своим следам начали возвращаться на центр пологого участка над ледопадом, чтобы поискать другой путь (Фото. 24.14).

Фото. 24.14. Пологая ступень перед вторым ледопадом Асмаши

Следующую разведку провели в 16:15 по левому борту. В этом месте соединяются начало основного ледопада и продолжение ледопада левого притока. Траверсом по гребню одного из отколов разведчики ушли влево до выхода на открытый лёд. Отсюда просматривался выход в крутой ледовый желоб, идущий вдоль левого борта, и далее на небольшое выполаживание. Дальнейший путь терялся в лабиринте трещин. Стало понятно, что работы тут будет не на один час. Но главное, здесь ледопад смотрелся просто ледопадом, не вызывая сильных эмоций. Да, здесь требовалась навеска перил, были вертикальные и нависающие участки, но тут было видно, куда можно наступать и куда вкручивать буры. В 16:48 разведчики вернулись на пологий участок у начала ледопада. Приняли решение спускаться по описаниям вдоль левого борта. Начинать спуск «на ночь глядя» признали неразумным и приступили к установке лагеря на снегу у верхней границы ледопада (Фото. 24.15).

Фото. 24.15. Лагерь у края ледопада Асмаши

На открытых участках льда успели набрать воды на ужин и на завтрак.

По спутниковому телефону отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» о своём местонахождении.

Высота ночёвки 3247 м. Пройдено всего 5,3 км, набрали по высоте 452 м, сбросили 362 м, ЧХВ 3:30.

25 июля 2015 года. Суббота. 14 ходовой день. Спуск по ледопаду Асмаши

Сразу надели кошки и страховочные системы, связались в связки.

Лидеры начали движение в 7:48, остальные подходили по мере готовности.

По следам вчерашней разведки шли по леднику влево, по широкому гребню ледового откола. Вышли к ледопаду левого борта (панорама на Фото. 25.1). Подошли к разлому, начали вешать верёвки. Первая верёвка спускалась по вертикальной стене (Фото. 25.2) в трещину шириной около 15 м. Здесь и далее в этот день, если не указано другое, то крепление верёвок производилось на ледобурах. Далее 1-я верёвка пересекала трещину по дну и выводила на ажурную полку противоположного борта шириной 15 м, крутизной до 40 градусов (Фото. 25.3). Пройдя 10 м траверсом по полке влево к борту ледопада и повернув за угол серака, верёвка спускалась на 5 м вниз на небольшую удобную ледовую полочку. В местах изменения направлений верёвки были вкручены ледобуры. Замыкающий спускался вертикальную часть на сдвоенной верёвке и снимал верёвку самовыкрутом ледобура.

Фото. 25.1. Панорама с левого борта ледника Асмаши у начала ледопада

Фото. 25.2. Ледопад Асмаши. Спуск по 1-й верёвке в трещину

Фото. 25.3. Ледопад Асмаши. Прохождение 1-й верёвки в трещине

Вторая верёвка уходила сначала влево-вниз по голому льду крутизной до 80 градусов с небольшими нависаниями (Фото. 25.4), потом выводила в широкий относительно ровный жёлоб с плотными снежниками крутизной до 40 – 45 градусов (Фото. 25.5). 2-ю верёвку также снимали самовыкрутом ледобура.

Фото. 25.4. Спуск по ледопаду Асмаши, 2-я и 3-я верёвки, вид вниз

Фото. 25.5. Спуск по ледопаду Асмаши, 2-я верёвка, вид вверх

От конца 2-й верёвки можно было бы немного пройти (Фото. 25.6) в связках до перегиба склона, но мы решили, что на смену техники прохождения препятствия будет потрачено неоправданно много времени, поэтому продолжили провеску верёвок.

Фото. 25.6. Спуск по ледопаду Асмаши, 2-я и 3-я верёвки, вид вверх

Третью и четвертую верёвки провесили прямо вниз по постепенно выполаживающемуся от 35 до 10 градусов снежно-ледовому склону с небольшими трещинами. Эти верёвки замыкающий снимал, спускаясь пешком с нижней страховкой. При крайней необходимости, на этом участке можно даже заночевать. Четвёртая верёвка привела нас на перегиб склона, рассеченный несколькими широкими трещинами. Дальше движение в связках было бы затруднительным.

Пятую верёвку провесили зигзагом в обход трещин на перегибе ледника (Фото. 25.7). Крепление 5-й верёвки было на нагруженных ледорубах в снегу, так как до льда докопаться не удалось. При изменении направления 5-й верёвки также использовались точки на нагруженных ледорубах. Замыкающий снимал 5-ю верёвку, спускаясь с нижней страховкой.

Фото. 25.7. 5-я верёвка в обход трещин при спуске по ледопаду Асмаши

Верх 6-й верёвки сперва также был закреплён на нагруженных ледорубах в снегу. 6-я верёвка уходила вниз, пересекала широкую трещину по слабому снежному мосту, и опять выходила на открытый лёд (Фото. 25.8). На коротких участках крутизна склона на 6-й верёвке достигала 90 градусов. В конце 6-й верёвки склон выполаживался до 40 градусов. При изменении направления 6-й верёвки были вкручены ледобуры. Для снятия 6-й верёвки замыкающему пришлось зажумарить вверх без рюкзака, пока станцию крепления верёвки грузил предпоследний участник, и переместить крепление верёвки на несколько метров по склону на лёд, сделав станцию на ледобуре. После этого 6-я верёвка снималась самовыкрутом ледобура.

Фото. 25.8. 6-я верёвка в ледопаде Асмаши. Внизу участники на 7-й и 8-й верёвках

Седьмая и восьмая верёвки шли по открытому, слегка заморененному ледовому склону крутизной 35 – 50 градусов (Фото. 25.9 и Фото. 25.10). Появились многочисленные ручьи, стало камнеопасно. Камни вымывались водой, сходили самостоятельно или могли быть спущены верёвкой, а также верхними участниками. Поэтому приходилось лавировать по склону, располагая точки крепления верёвок в относительно защищённых местах. 8-я верёвка сперва шла вдоль склона, а затем её направление изменялось на 90 градусов и верёвка шла вниз к центру ледника. Верхняя и нижняя части 8-й верёвки использовались независимо друг от друга, фактически, эта верёвка была разделена на две (Фото. 25.11). 7ю верёвку снимали самовыкрутом ледобура. 8ю верёвку замыкающий снимал по частям, спускаясь с нижней страховкой.

Фото. 25.9. 7-я верёвка в ледопаде Асмаши. Внизу участники на 8-й верёвке

Фото. 25.10. Участники при спуске по 6-й, 7-й и 8-й верёвкам в ледопаде Асмаши

Фото. 25.11. Спуск по 2-й части 8-й верёвки в ледопаде Асмаши

Восьмая верёвка вывела нас на широкую относительно пологую снежную ступень левого борта (Фото. 25.12). Спуск на пологий ледник отсюда пока не просматривался, но до него было уже совсем близко. Лидер спустился сюда в 13:29. Замыкающий – в 14:31.

Фото. 25.12. Ледопад Асмаши. Спуск по 8-й верёвке на снежную полку

Связались в связки и продолжили спуск левым бортом ледника.

Шли влево-вниз. Пересекли выполаживание, подошли к перегибу ледника и увидели, что не всё так радостно, как сперва казалось. Широкий снежно-ледовый склон левого борта крутизной до 25 – 30 градусов был перечеркнут несколькими хорошо заметными трещинами и замусорен огромным количеством камней. То есть, это уже приближалось к состоянию осыпи, лежащей на льду. Идти по такому склону, что в кошках, что без кошек, что в связках, что без них было одинаково неудобно. Верёвка путалась в камнях, камни норовили куда-то укатиться. Немножко «поклоунировав» в связках, провесили 9-ю верёвку влево-вниз, где склон выглядел положе (Фото. 25.13). Замыкающий снимал эту верёвку, спускаясь пешком с нижней страховкой. Затем была провешена ещё и 10-я верёвка (Фото. 25.14), которой воспользовалась не все участники.

Фото. 25.13. Спуск по 9-й верёвке на леднике Асмаши ниже ледопада, вид вверх

Фото. 25.14. Спуск по 9-й и 10-й верёвкам на леднике Асмаши ниже ледопада, вид вниз

Дальше выходили на узкий участок относительно чистого льда крутизной до 25 градусов, а с него – на ровный чистый снежник левого борта ледника. Последний участник спустился сюда в 15:45.

Панорама ледопада Асмаши показана на Фото. 25.15.

Фото. 25.15. Панорама ледопада Асмаши

Связались в связки и продолжили спуск по пологим снежникам левого борта. В 16:02 вышли на открытый лед и далее шли вдоль левобережных морен, перепрыгивая многочисленные ручьи.

В 16:21 остановились на обед на покровной морене левого берега у начала впадения ледника Тот.

Таким образом, при прохождении перевала Асмаши было провешено в общей сложности 15 верёвок: 5 при подъёме на ледник Мурквам и 10 при спуске по леднику Асмаши.

Вышли с обеда в 18:05.

Двигались в кошках по открытому пологому льду вдоль левого борта ледника Асмаши (Фото. 25.17).

Вокруг постепенно стали формироваться заметные гребни покровных морен. Прошли место бывшего впадения ледника Дзинал. Он резко отступил – основной ледник теперь заканчивается в 2 км выше устья долины Дзинал, а в долине Твибер остался остаток – скрытый плотными моренами участок мертвого льда около 500 м длиной. Ледник Твибер также значительно отступил, даже по сравнению с положением на относительно современной схеме В. Ляпина – теперь лед заканчивается на 500 м выше впадения ручья с отступившего ледника Зер.

Постепенно поворачивали направо и после слияния ледника Асмаши и остатка ледника Дзинал оказались на леднике Твибер.

Вышли на морены, сделали короткий привал, сняли кошки. Постепенно ледник Твибер стал круче, начался спуск в долину реки Твибер

Сделали привал с 18:36 до 18:45 в ледовом русле ручья.

Дальше спускались по ледовому, ниже по ледово-осыпному склону. В 19:09 по мелкой и средней осыпи крутизной до 20 градусов спустились на осыпную «стрелку» между двумя истоками реки Твибер (Фото. 25.16). В идеале мы хотели спуститься на левый берег левого истока (ручей Дзинал), но спуск там был затруднён крутыми скальными и конгломератными склонами, а переправа по леднику – крутым камнеопасным ледовым сбросом.

Фото. 25.16. Панорама на «стрелке» между двумя истоками реки Твибер

Фото. 25.17. Спуск по леднику Асмаши возле его слияния с ледником Дзинал

Итак, оказавшись на правом берегу ручья Дзинал, мы обнаружили на одном из камней расходную верёвочную петлю и карабин, оставленные, вероятно, в 2012 году группой под руководством Голубева М.В. Решили отложить переправу на левый берег ручья Дзинал на утро.

В 19:29 начали установку лагеря на уютных песчаных площадках в 100 м от места предполагаемой переправы.

Высота ночёвки 2346 м. Пройдено 4,9 км, сбросили по высоте 901 м, ходовое время 8:38.

26 июля 2015 года. Воскресенье. 15 ходовой день. Долины ручьёв Твибер и Китлод

К утру воды в ручье Дзинал заметно поубавилось. Немного ниже по течению от переправы наших предшественников (точка GPS PEREPR) были найдены два относительно ровных камня на разных берегах ручья. Один из молодых и сильных участников решился попробовать перепрыгнуть здесь на другой берег. Обеспечили ему страховку закреплённой на страховочной системе верёвкой, а также установили спасательный конец ниже по течению ручья. В небольшом гермомешке, закреплённом на участнике, была подготовлена сухая одежда на случай намокания.

В 7:35 лидер прыгнул, но, скользнув по влажному камню, упал в воду в непосредственной близости от целевого берега, затем без проблем выбрался на него (Фото. 26.1). Переодевшись в сухое, лидер закрепил веревку на большом камне напротив камня со старой петлёй. Организовали навесную переправу, используя на исходном берегу и свою, расходную, и старую петли. Переправа получилась весьма длинной, и чтобы участники не касались воды, приходилось приподнимать верёвку (Фото. 26.2).

Фото. 26.1. Переправа лидера на левый берег ручья Дзинал

Фото. 26.2. Навесная переправа на левый берег ручья Дзинал

В 9:05 без проблем закончили переправу и сдёрнули веревку.

Дальнейший спуск был по травянисто-осыпным террасам орографически левого берега ручья Твибер. Места красивейшие. Есть прекрасные полянки для лагеря, чистые ручьи (панорама на Фото. 26.4). На противоположном берегу в Твибер впадает мощный ручей из-под ледника Зер, текущий в каньоне в окружении конгломератно-осыпных сбросов (Фото. 26.4). Спуск с ледника Зер вдоль ручья представляется занятием рискованным. Надо искать пути обхода, вероятно по травянистым склонам вокруг скального выхода на орографически правом берегу, но и там спуск «не подарок».

Через 45 ходовых минут подошли к границе зоны леса. Долина ручья Твибер здесь становится круче, устремляясь вниз, к слиянию с ручьём Китлод и далее к скальному сужению, называемому «Ворота Грузии». Отсюда на противоположном берегу Твибера были видны мощные тропы, идущие высоко над водой траверсом травянистых и лесистых склонов. На «нашем» берегу внятной тропы мы не обнаружили.

Решили не спускаться к слиянию ручьёв, теряя высоту, а выйти к ручью Китлод траверсом склона по криволесью. В результате ломились через кусты и высокую траву, в надежде обнаружить тропу, указанную на схеме В. Ляпина К-38-26-г (приложение 3.3).

Привал с 10:25 до 10:35 (точка GPS 394) на больших валунах в криволесье.

Продолжили путь. Тропы так и не нашли. Вышли на орографически правый берег ручья Китлод. Однако ручей здесь течёт в глубоком скально-конгломератном каньоне. Пришлось продолжить ломиться вверх по долине, по березовому криволесью, разнотравью в рост человека и каким-то колючкам. Пересекли русла нескольких сухих ручьев. Примерно через 30 ходовых минут у ручья Китлод появилась внятная терраса правого берега. Спустились на неё по неприятному крутому травянистому склону, по прежнему без тропы. Здесь с 11:50 до 12:00 сделали привал (точка GPS 397).

Далее поднимались по орографически правому берегу ручья, не удаляясь от него, иногда по травянистым террасам, иногда по камням вдоль воды. Впереди уже были видны валы «мёртвого» льда ледника Китлод.

Начался дождь. В 12:35 поставили палатку на старом селевом выносе, немного не доходя до ледника, и устроили в ней обед.

Пока обедали и отдыхали, погода наладилась. С обеда вышли в 15:10.

Подошли к участку «мёртвого» льда и за 20 минут по карману правобережной морены поднялись на первую ступень. Выше первого ледового вала обнаружились широкие ровные моренные и песчаные поляны, небольшие озера, прекрасные места для лагеря (точка GPS 399). И еще один участок «мёртвого» льда, выше и мощнее первого. На него также поднимались орографически правым бортом по крутому, до 25 – 30 градусов, подвижному осыпному склону (Фото. 26.3). Перед подъёмом надели каски. Поднимались, соблюдая безопасную дистанцию.

Фото. 26.3. Подъём на вторую ступень «мёртвого» льда ледника Китлод

Фото. 26.4. Панорама в долине ручья Твибер

Далее вышли в карман правобережной морены. Как выяснилось, двигаться по карману вперед не следовало, поскольку этот путь выводит на моренные сбросы. Надо было при первой же возможности уйти вправо по ходу траверсом по некрутым осыпным склонам и спуститься к руслу ручья выше участка «мёртвого» льда. Наши разведчики изрядно попрыгали по осыпям, прежде чем обнаружили этот проход, а потом направляли нас туда при помощи раций.

Над второй ступенью «мёртвого» льда группа собрались и сделали привал с 16:10 до 16:23 (точка GPS 401).

С привала по моренам и снежникам, потом по крутому осыпному руслу ручья за 30 минут подошли под язык ледника. Здесь надели кошки (точка GPS KOSHKI). Дальнейшее движение было вверх по ровному открытому льду крутизной 15 – 20 градусов (Фото. 26.5), выше выполаживающемуся.

Фото. 26.5. Подъём по леднику Китлод

На пологом участке ледника с 17:20 до 17:30 сделали привал (Фото. 26.6).

Фото. 26.6. Привал при выполаживании ледника Китлод

При дальнейшем движении на леднике появились открытые трещины. Поначалу их можно было перешагнуть, выше – приходилось искать проход в лабиринте (Фото. 26.7). В целом, держались чуть правее по ходу центра ледника, обходя по малой дуге зону трещин у орографически правого его борта.

Фото. 26.7. Прохождение 1-й снизу зоны трещин ледника Китлод

В 18:30 оказались на очередном выполаживании выше зоны трещин. Здесь повернули влево по ходу к правому борту ледника и через 15 – 20 ходовых минут вышли на покровные морены этого правого борта.

После недолгого поиска места в 19:05 начали постановку лагеря на мелкоосыпном участке в кармане морены. Воду набирали на леднике. Ниже по леднику от лагеря было видно большое моренное озеро. Вероятно, площадки возле него были бы уютнее, но спускаться туда было уже далеко.

С использованием спутниковой связи Thuraya отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» о своём нахождении.

Высота ночёвки 2862 м. Пройдено 7,2 км, сбросили по высоте 101 м, набрали 617 м, ЧХВ 6:30.

27 июля 2015 года. Понедельник. 16 ходовой день. Подъём по леднику Китлод

Перед выходом сразу надели страховочные системы.

От лагеря в кармане морены правого борта ледника Китлод вышли в 8:20.

Ледопад Китлод

По «жиденькой» покровной морене поднимались орографически правым бортом ледника (Фото. 27.1) к началу очередной зоны трещин. Прошли примерно 15 – 20 минут от лагеря. Здесь надели кошки, поскольку в зоне трещин крутизна возросла. Начали углубляться в ледопад. Первый участок прошли вдоль правого борта, примерно по границе чистого и замусоренного льда, лавируя между крупными трещинами. Средняя крутизна 20 – 25 градусов, на очень коротких участках – до 50 градусов (Фото. 27.2). В одном месте провесили 15 м перил на ледовом мосту (Фото. 27.3).

Фото. 27.1. Правый борт ледника Китлод перед 2-й снизу зоной трещин

Фото. 27.2. Начало 2-й снизу зоны трещин ледника Китлод

Фото. 27.3. Прохождение с перильной страховкой ледового моста на леднике Китлод

В 10:05 вышли на широкое выполаживание ледника, рассеченное многочисленными трещинами. Пока разведчики искали проход через это месиво, сделали привал (Фото. 27.4). Хороший мост обнаружился слева по ходу, в зоне покровной морены (Фото 27.5).

Фото. 27.4. Привал в зоне трещин ледника Китлод

Фото. 27.5. Между трещин на леднике Китлод

Выше уже хорошо была видна основная ступень ледопада (Фото. 27.6). По орографически правому борту она нам показалась сложнопроходимой. Зато в центре ледника была видна относительно пологая и малоразорванная полка, выводящая на левый борт. В 10:55 подошли к её основанию и начали подъём по ледовому склону крутизной до 30 градусов (Фото. 27.7), выше слегка выполаживающемуся. Подъём был достаточно прост, однако, в верхней части склон всё-таки оказался пересечён несколькими солидными трещинами. Провесили верёвку поперек них (Фото. 27.8), далее траверсом 15 м влево по ходу по ледовому гребню, затем снова поперек, пересекая три трещины шириной чуть менее метра (Фото. 27.9). Лидер проходил этот участок без рюкзака с нижней страховкой.

Фото. 27.6. Основная ступень ледопада Китлод

Фото. 27.7. Подъём на основную ступень ледопада Китлод у его левого борта

Фото. 27.8. Прохождение зоны трещин при подъёме в ледопаде Китлод

Фото. 27.9. Окончание зоны трещин в ледопаде Китлод

Выше ледник опять выполаживался, трещины постепенно сузились, появился снег. В 12:35 подошли к границе снега, сделали привал, связались в связки.

Далее по некрутому закрытому леднику вышли на его орографически левый борт (Фото. 27.10). С 13:08 до 13:15 остановились на одном из последних ледовых пятачков, чтобы набрать воды на обед. Продолжили движение левым бортом ледника и за 1 ходовой час подошли к перевальному взлёту перевала Каунас. В широкой снежной мульде у его подножия устроили обед.

Фото. 27.10. Ледник Китлод выше ледопада

Отсюда перевал Каунас не смотрелся совсем уж такой жуткой стеной, как на фотографиях из отчёта [2] с противоположного борта ледника. Просматривался относительно несложный, хотя и, возможно, камнеопасный путь подъёма по слабовыраженной скально-осыпной полке, пересекающей перевальный взлёт по ходу справа налево (Фото. 27.11). Однако этот путь потребовал бы навески не менее 8 – 10 веревок, что соответствует уже категории 3А, а не 2Б. Кстати этой же категорией ещё в 1978 году его оценили и первопроходцы [12], взошедшие на Каунас не здесь, а траверсом со стороны перевала 50 лет Октября. Сложно сказать, когда и при каких обстоятельствах перевал Каунас стал считаться 2Б, как он отмечен на схеме В. Ляпина К-38-26-г (приложение 3.3). На наш взгляд, его сложность при сквозном похождении, безусловно, выше. Поскольку при выпуске на маршрут группе было дано указание МКК «перевал Каунас проходить только после тщательной визуальной разведки при обнаружении некамнеопасного пути, сложностью не превышающего 2Б», мы приняли решение идти по запасному варианту на перевал 50 лет Октября. Так что перевал Каунас всё ещё ждёт своих сквозных перво-проходимцев.

Фото. 27.11. Перевал Каунас, снятый с места обеда 27.07.2015

Погода тем временем начала портиться. Над хребтами загромыхала гроза, над нами заморосил мелкий дождь, перемежающийся со снежными зарядами.

В 16:38 в связках вышли с обеда. За 20 минут по некрутому снежному склону спустились в широкий цирк ледника Китлод и подошли к началу подъёма на перевал 50 лет Октября. По дороге продолжали фотографировать перевал Каунас с разных точек (Фото. 27.12 и Фото. 27.13).

Фото. 27.12. Перевал Каунас, вид «влоб»

Фото. 27.13. Перевал Каунас, вид из цирка ледника Китлод (с северо-востока)

У начала подъёма на перевал 50 лет Октября в живописном снежном болоте удалось набрать воды на ужин.

Перевал 50 лет Октября, 2А, 3660 м

По ступенчатому 5 – 15 градусному снежному склону поднялись в верхнюю камеру ледника, временами обходя глубокие снежные мульды и заплывшие трещины (Фото. 27.14).

Фото. 27.14. Подъём из цирка ледника Китлод к перевалу 50 лет Октября

На выполаживании с 17:50 до 18:00 сделали привал.

Выше трещины исчезли, ледник стал положе. Уже совсем близко стал виден скально-осыпной гребень и седловины перевалов 50 лет Октября и Каунас Восточный (Фото. 27.15). Перевального взлёта практически нет, ледник полого подходит прямо к седловинам.

Фото. 27.15. Цирк ледника Китлод у перевалов 50 лет Октября и Каунас Восточный

Погода окончательно испортилась. В 18:50 начали ставить лагерь на пологом закрытом леднике не доходя до седловины, «чтобы не дуло».

Ночёвка на высоте 3591 м. Пройдено 6,5 км, набрали по высоте 729 м, ходовое время 6:40.

28 июля 2015 года. Вторник. 17 ходовой день. Перевал 50 лет Октября, 2А

Подъём дежурных в 5:00. Подъём остальных участников группы – перед готовностью завтрака. Пришлось топить снег, поэтому завтрак был несколько позже, чем обычно.

После вчерашней непогоды – яркое солнечное утро. На хребтах вокруг видели фигурки горных козлов.

Перед выходом сразу надели страховочные системы, связались в связки.

От лагеря в верхней камере ледника Китлод вышли в 9:00.

По пологому снежному склону за 15 ходовых минут поднялись к седловине перевала 50 лет Октября. Седловина – глубокая узкая скально-осыпная «галочка» в скальном гребне, вниз на юг уходит узкий крутой камнеопасный кулуар. С перевала прекрасный вид на вершины Гестола и Тетнульд, однако, панорама ограничена скальными стенками перевала. Тура на перевале не нашли, свой тур сложили на осыпи на западном борту седловины.

В рамках разведки одна связка сбегала по гребню на перевал Каунас Восточный, расположенный западнее перевала 50 лет Октября. Здесь обнаружили тур с запиской московской группы под руководством Е.В. Зеленцовой [2] от 20.08.2013. В записка было сказано, что группа поднялась на перевал 50 лет Октября со стороны ледника Китлод и ушла на спуск на ледник Цанер через вершину 3708 м, расположенную восточнее перевала. До этого в туре была записка от 26.07.1997 группы туристов из Воронежского ГКТ под руководством Меньщикова Г.А.

Сфотографировались на перевале (Фото. 28.1 и Фото. 28.2).

Фото. 28.1. Группа на перевале 50 лет Октября. Вид на юг, на перевальную «галочку»

Фото. 28.2. Группа на перевале 50 лет Октября. Вид на север

В 10:00 мы ушли с перевала 50 лет Октября. Спуск напрямую на юг был не рекомендован в описании [2]. Нам он тоже не понравился. Поэтому, как и было определено в заявочных документах похода, пошли траверсом гребня на вершину 3708 м, далее спускались к перевалу Боковой.

На гребень поднимались по крутому, до 35 – 40 градусов, снежно-ледовому склону (Фото. 28.3). За 10 минут дошли до второй слабовыраженной седловины (панорама с седловины на Фото. 28.5). Здесь сняли кошки и страховочные системы, затем продолжили подъём по скально-осыпному гребню (Фото. 28.4) еще 10 минут до выхода на вершину.

Фото. 28.3. Подъём на гребень к вершине 3708 м

Фото. 28.4. Подъём по гребню к вершине 3708 м

Фото. 28.5. Панорама со слабовыраженной седловины между перевалом 50 лет Октября и вершиной 3708 м

Вершина 3708 м – широкий осыпной купол. Прекрасная панорама во все стороны (Фото. 28.6). В туре нашли записку группы туристов из города Пермь под руководством Бояршинова П.А. от 08.08.2014, которая совершала поход 3 к.с. Пермяки, также как и мы, поднялись сюда с перевала 50 лет Октября и направлялись к перевалу Боковой, но далее – на перевал Семи. Они в туре записки не обнаружили.

Фото. 28.6. Панорама с вершины 3708 м

В 10:58 ушли с вершины 3708 м вниз на юг по широкому некрутому осыпному (Фото. 28.7), ниже – по скально-осыпному гребню. Здесь было что-то напоминающее тропу, вероятно, это была козлотрасса. Несколько слабовыраженных жандармов мы легко обошли слева по ходу. За 15 – 20 минут спустились на широкие осыпные площадки выше перевала Боковой (Фото. 28.8).

Фото. 28.7. Спуск по осыпному гребню с вершины 3708 м

Фото. 28.8. На площадках выше перевала Боковой

После сбора группы и небольшого привала в 11:25 начали спуск с площадок выше перевала Боковой на юго-запад, вправо по ходу, по мелкоосыпному склону крутизной до 20 градусов. Спуск поначалу был быстрый и доставлял удовольствие, однако в нижней части мелкая приятная осыпь сменилась жестким крутым конгломератом. Ушли вправо по ходу траверсом по небольшой моренной полочке и вышли на снежник, по которому спустились на левый берег ручья, стекающего с ледника Каунас. Вдоль ручья спустились по травянисто-осыпному склону крутизной около 15 градусов почти до перегиба склона, здесь перешли ручей по камням на правый берег и в 12:05 встали на обед на травянистых площадках на вершине «бараньих лбов». Отсюда – прекрасный вид на верховья ледника Оиш, на вершины Гестола и Тетнульд. Здесь возможна удобная ночёвка.

С обеда ушли в 14:25. С площадки над «бараньими лбами» шли вправо по ходу, спустились по травянисто-осыпному руслу пересохшего ручья (Фото. 28.9), ниже по его левому берегу до очередной ступени «бараньих лбов». Чуть выше них перешли русло ручья, забрали ещё вправо и вышли на широкий крутой травянистый склон. Трава на склоне была высокая, сочная и весьма скользкая. Аккуратным серпантином спустились вдоль очередного слабого ручья до небольшой травянистой мульды у верхней границы конгломерата (точка GPS NADKULUAROM). Здесь с 15:12 до 15:25 остановились для разведки.

Фото. 28.9. Спуск на ледник Цанер по руслу сухого ручья

Спуск по конгломерату начали от большого белого камня на верхней границе мульды. Обошли камень снизу, дальше забрали влево и спустились в кулуар с ручьем. Дальнейший спуск производили плотной группой, местами с гимнастической страховкой, вдоль ручья по кулуару крутизной до 35 – 40 градусов (Фото. 28.10). При первой же возможности ушли из кулуара вправо по ходу на широкий, постепенно выполаживающийся скально-осыпной склон, а по нему – на морены правого борта ледника Цанер (Фото. 28.11). Здесь мы были в 16:15. На самом деле, спуск оказался не так страшен, как казалось сверху. Огромное СПАСИБО Кате Зеленцовой за внятные и подробные описания [2].

Фото. 28.10. Спуск на ледник Цанер по конгломератному кулуару

Фото. 28.11. На моренах правого борта ледника Цанер

Путь спуска с перевала 50 лет Октября на ледник Цанер показан на Фото. 29.5.

С морен вышли на пологий ровный участок ледника Цанер. Начали пересекать его, стараясь не терять высоты, ориентируясь на отдельный кусок скалы, торчащий в центре моренного склона на другом борту (Фото. 28.12). На южной стороне ледника пришлось немного поплутать, обходя трещины и всё-таки слегка приспуститься, чтобы самым простым путём выйти на морены. Пересечение ледника Цанер заняло у нас 45 ходовых минут.

Фото. 28.12. Пересечение ледника Цанер

От ледника начали подъём на морену (Фото. 28.13), обходя одинокий скальный выход слева по ходу. В начале подъёма сделали привал (точка GPS 413) с 17:10 до 17:20. Поднимались вдоль ручья, по крутому крупноосыпному, выше – среднеосыпному склону. На уровне скалы склон выполаживался, образуя моренную полку. Отсюда был хороший вид на морены левого борта ледника Оиш. Было видно, что по моренам левого борта можно без особого труда обойти ледопад Оиша и выйти в верхнюю, относительно пологую часть ледника. Продолжили подъём по слабовыраженному осыпному ребру над скальным выходом. Постепенно склон стал положе, с 30 до 15 градусов, стал более стабильным, появились трава и кусты.

Фото. 28.13. Начало подъёма на морену левого борта ледника Цанер

Вышли на гребень старой береговой морены и спустились в её теплый уютный «карман». Подъём от ледника занял 40 ходовых минут. В «карман» морены было удобнее заходить в правой по ходу части, так как слева склоны круче и выше. В «кармане» было красивое озеро, чистые ручьи и уютные места для ночёвки (Фото. 28.14).

Фото. 28.14. Прекрасные места для лагеря в кармане левобережной морены ледника Цанер

В 18:00 начали ставить здесь лагерь.

Отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра».

Высота ночёвки 2808 м. Пройдено 5 км, суммарно набрали по высоте 240 м, сбросили 1023 м, ЧХВ 4:40.

29 июля 2015 года. Среда. 18 ходовой день. Перевал Новичков Центральный, 2Б

Перевал Новичков Центральный, 2Б, 3780 м

От озера в «кармане» левобережной морены ледников Оиш и Цанер вышли в 7:50.

По травянистому склону крутизной до 20 градусов поднялись на гребень старой правобережной морены ледника №245е, стекающего из-под перевалов Новичков Центральный и Новичков Верхний, и по гребню (Фото. 29.1) за 1 переход, занявший 40 – 45 ходовых минут, подошли под скальную ступень. Также от озера сюда можно было бы подняться и по «карману» морены, внизу – по травянистому склону, выше – по некрутому снежнику.

Фото. 29.1. Подъём по гребню правобережной морены ледника № 245е

Сделали привал с 8:30 до 8:40 (точка GPS 414).

Дальнейший наш путь проходил по слабо выраженной тропе на скальной ступени, по скально-травянистым полочкам (Фото. 29.2), местами с гимнастической страховкой. За половину ходового часа дошли до выхода на широкую моренную полку на правом борту ледника. Здесь была вода, возможна постановка лагеря (точка GPS 416).

Фото. 29.2. Подъём на скальную ступень у правого берега ледника № 245е

Продолжили подъём по моренам и снежникам.

Привал с 9:05 до 9:15.

Дальше шли по покровным моренам и некрутому открытому льду до выхода на закрытую часть ледника.

С 10:00 до 10:40 на границе снега остановились, чтобы надеть кошки, страховочные системы и связаться в связки (точка GPS SVJAZKI). Отсюда на северо-западе была хорошо видна Ушба (Фото. 29.3).

Фото. 29.3. Вид на Ушбу с ледника № 245е

Далее поднимались по закрытому леднику крутизной до 20 – 25 градусов, придерживаясь орографически правого борта (Фото. 29.4), обходя многочисленные зоны трещин. Миновали участок, засыпанный свежими ледяными обломками – здесь были возможны обвалы с висячего языка правого борта. Проходили это место по возможности быстро и по широкой дуге.

Фото. 29.4. Подъём в связках по леднику № 245е на перевал Новичков Центральный

Привал на выполаживании с 11:20 до 11:30 (Точка GPS417). Отсюда открылся прекрасный вид на путь нашего вчерашнего спуска с перевала 50 лет Октября (Фото. 29.5).

Фото. 29.5. Путь спуска с перевала 50 лет Октября на ледник Цанер

Продолжили подъём правым бортом, иногда уходя ближе к центру, обходя несколько серьёзных трещин (Фото. 29.6), одну из которых преодолевали с попеременной страховкой.

Фото. 29.6. Обход большой трещины на леднике № 245е

В 12:30 – 12:40 сделали привал на краю большого разлома (Фото. 29.7, точка GPS418).

Фото. 29.7. Привал у большого разлома на леднике № 245е

Подошли под перевальный взлёт. Это короткий крутой, до 35 – 40 градусов, снежно-ледовый склон, подрезанный широким бергшрундом (Фото. 29.8). Был найден надёжный снежный мост, по которому мы поднялись на перевал с попеременной страховкой. Выше бергшрунда двигались в связках одновременно. Склон стал положе, и мы вышли в широкую снежную мульду, ограниченную невысоким скально-осыпным гребешком.

Фото. 29.8. Перевальный взлёт пер. Новичков Центральный со стороны ледника № 245е

На перевал поднялись в 13:25.

Седловина перевала широкая, скально-осыпная. Возможна ночёвка рядом с седловиной на снегу. Жидкая вода была найдена под снегом в растопленных ярким солнцем лужицах. На перевале устроили обед.

Тур обнаружили на разрушенных скалах в восточной, левой по ходу, части перевала. В туре была записка группы туристов из города Харькова под руководством Царенко В.Н. от 17.08.2014. Харьковчане совершали поход 4 к.с. и также как и мы поднялись на перевал Новичков Центральный со стороны ледника Оиш, далее начали спуск в сторону ледника Нагеб. Ранее в туре была записка группы из МГУ под руководством Е.В. Зеленцовой [2] от 21.08.2013. Мы оставили в туре свою записку. Сделали на перевале групповую фотографию (Фото. 29.9).

Фото. 29.9. Группа на перевале Новичков Центральный. Вид на восток

С перевала открывается хорошая панорама на все стороны (Фото. 29.10).

Фото. 29.10. Панорама с перевала Новичков Центральный

Спуск с перевала Новичков Центральный на ледник Нагеб (№ 251а) начали в 15:35.

Спуск представлял собой крутой, до 40 градусов в верхней части, ниже – круче, скально-осыпной склон, осложненный системой мелкоосыпных и снежных кулуаров, камнеопасных «до жути». Спуск начали от тура. Спускались сначала пешком плотной группой по крутым скально-осыпным полкам (Фото. 29.11), местами с гимнастической страховкой. Сверху, с перевала, это кажется невозможным, но, на самом деле, идётся достаточно легко, хотя покрутить серпантин и побегать в разведки пришлось. Ориентировались на скальные ворота, описанные в [2], хорошо узнаваемые на склоне (Фото. 29.12). За ними склон становился круче и сверху не просматривался. Траверсом пересекли узкий снежный «галстук» в кулуаре. К концу дня снег раскис, но ступени держали хорошо. Вышли на мелкоосыпную седловину перед западной, правой по ходу, башней (точка GPS 419). На седловине можно уютно и безопасно собраться всей группой и, при необходимости, даже поставить одну палатку. Жидкой воды нет, но есть снег в кулуаре. Сюда мы спустились в 16:25.

Фото. 29.11. Спуск с перевала Новичков Центральный по скально-осыпным полкам

Фото. 29.12. Спуск с перевала Новичков Центральный. Характерные скальные ворота

После сбора группы, короткого отдыха, обмена эмоциями и ряда фотосессий (Фото. 29.13), в 16:45 продолжили спуск. Парадоксально, но спуск начался с подъёма на западную башню ворот: простое лазанье, 5 метров (Фото. 29.14). Башня оказалась не такой маленькой и крутой, как виделась издали. Это скорее скальный гребень, начало слабовыраженного контрфорса, по которому и происходил дальнейший спуск.

Фото. 29.13. Спуск с пер. Новичков Центральный. На западной башне скальных ворот

Фото. 29.14. С пер. Новичков Центральный. Подъём на западную башню скальных ворот

Первую верёвку длиной 25 – 30 м провесили со скальной вершины башни прямо вперед до небольшой осыпной полочки. Крутизна скал до 80 градусов на первых метрах (Фото. 29.15), крепление верёвки производилось петлей за камень. Спуск замыкающего – на расходной петле по сдвоенной верёвке, сдергивание после спуска. При спуске можно насыпать камней вниз, поэтому после спуска мы уходили в сторону и прятались за большие камни. Предположительно, на эту же полочку можно спуститься и без верёвки, по осыпной полке, идущей от седловины башни вправо-вниз по дуге. К сожалению, этот путь мы разглядели уже в самом конце, и проверить возможность прохода не успели.

Фото. 29.15. Спуск с пер. Новичков Центральный. 1-я верёвка

От конца 1-й веревки уходили пешком 5 метров влево по ходу по узкой полке и отсюда провешивали 2-ю веревку влево-вниз на полную длину. Камни, спущенные с 1-й верёвки, угрожали верхней станции 2-й верёвки, поэтому провеску 2-й верёвки начали в 17:45, только после сдергивания 1-ой. Вторая верёвка была закреплена для большей надёжности на станции, сделанной из двух петель, накинутых на выступы скал. После первых 10-ти метров 2-я верёвка поворачивала на 90 градусов вниз за острый камень, что создавало проблемы при её сдёргивании. Затем, на первых метрах после поворота, 2-я верёвка «спрыгивала» с небольшим нависанием со скальной ступени (Фото. 29.16) и далее выводила на узкую крутую, до 45 – 50 градусов, травянисто-осыпную ступенчатую полку, идущую над большим кулуаром под защитой скальной стены. Спускаемые отсюда камни благополучно уходили в большой кулуар.

Фото. 29.16. Спуск с пер. Новичков Центральный. 2-я верёвка

С конца 2-й веревки уходили «ногами» по одному по скально-травянисто-осыпным полкам крутизной 10 – 30 градусов (Фото. 29.17) в направлении широкой мелкоосыпной седловины контрфорса у основания разрушенного скального гребешка. Путь спуска был неочевиден, но не сложен. На седловине можно было бы удобно собраться всей группой. Лидер вышел сюда в 18:25, замыкающие – в 19:30.

Фото. 29.17. Спуск с перевала Новичков Центральный после 2-й верёвки

С седловины спускались двумя группами по 4 человека, по мере прихода и готовности. Спуск проходил по широкому осыпному кулуару крутизной до 25 – 30 градусов влево-вниз с седловины, сначала по правому борту кулуара вдоль скальной стенки (Фото. 29.18), далее – по центру, с последующим выходом на мелкоосыпной участок левого борта кулуара. Здесь даже читалась слабо выраженная тропа, вероятно, козлотрасса. Спуск по кулуару занял около 10 минут.

Фото. 29.18. С пер. Новичков Центральный по кулуару перед выходом на ледник и в связках

Из кулуара вышли на орографически правый борт ледника Нагеб. Первая группа спустилась на ледник в 19:22, вторая – в 19:40. У выхода из кулуара связались в связки и надели кошки. Ледник в этом месте закрытый и весьма разорванный (Фото. 29.18).

Путь спуска с перевала Новичков Центральный показан на Фото. 30.2.

Отошли от стены перевального взлёта на безопасное расстояние, нашли относительно ровное место у начала ледопада, и 19:50 приступили к установке лагеря (Фото. 29.19). Ещё успели набрать воды, текущей по леднику.

Наблюдали одновременно красивый закат (Фото. 29.19) и большую полную Луну.

Фото. 29.19. Лагерь на лед. Нагеб под пер. Новичков Центральный. Красивый закат

От лагеря хорошо был виден длинный широкий кулуар, ведущий к седловине перевала Новичков Верхний. Всю ночь в том районе что-то с грохотом падало.

Ночёвка на высоте 3480 м. Пройдено суммарно 4,4 км, набрано по высоте 972 м, сброшено 300 м, ходовое время 8:10.

30 июля 2015 года. Четверг. 19 ходовой день. Подъём по леднику Нагеб к юго-западному гребню вершины Тетнульд

Для восстановления после предыдущего сложного ходового дня решили встать попозже. Поэтому подъём дежурных не в 5:00, как всегда, а в 7:00. Подъём остальных участников группы – после закипания воды.

Перед выходом сразу надели страховочные системы и кошки, связались в связки.

Из лагеря на правом борту ледника Нагеб у подножья перевала Новичков Центральный вышли в 10:30.

Поднимались вдоль орографически правого борта пологого закрытого ледника (Фото. 30.1), обходя многочисленные трещины, в направлении хорошо видимого впереди скально-ледового ребра, по которому начинается подъём на вершину Тетнульд. Когда подошли поближе, то в верхней части ребра на снежных склонах стала видна мощная тропа.

Фото. 30.1. Подъём по правому борту ледника Нагеб

Привал с 11:10 до 11:25 (точка GPS 420).

Вершина Тетнульд, 2Б альп., 4862 м

На тропу у подножия скально-ледового ребра вышли в 12:10.

Подъём на ребро проходил по крутому, до 40 градусов, сначала снежному, а затем короткому ледовому склону. На ледовом склоне провесили вёревку (Фото. 30.3), закреплённую на ледобурах. Лидер поднимался с нижней страховкой.

Пройдя ледовую верёвку, в 13:10 вышли вправо по ходу на скально-осыпной склон ребра чуть ниже тесных, так называемых «Молдавских ночёвок». Здесь тёк ручей. Встали на обед.

Отсюда хорошо просматривался весь путь спуска с перевала Новичков Центральный (Фото. 30.2)

Фото. 30.2. Путь спуска с перевала Новичков Центральный на ледник Нагеб

Фото. 30.3. Верёвка по льду при подъёме на скально-ледовое ребро по пути к вер. Тетнульд

С обеда вышли в 15:25.

В связках продолжили подъём по тропе по снежно-ледовому склону крутизной до 20 градусов, местами сильно разорванному (Фото. 30.4).

Фото. 30.4. Подъём на Тетнульд. Разорванный склон выше «Молдавских ночёвок»

На выполаживании (точка GPS423, высота 4020 м) устроили привал с 16:20 до 16:40.

Поднялись на второе заметное выполаживание. Оно в описаниях называется «Подушкой» (точка GPS 424). Высота 4089 м. Здесь часто устраивают ночёвку группы, идущие на восхождение без достаточной акклиматизации, как правило, с перевала Нагеб.

Продолжили подъём (Фото. 30.5) по жесткому снежно-ледовому склону крутизной местами до 45 градусов между двумя сбросами ледника и вышли к грандиозному ледовому разлому с прекрасной бахромой сосулек (Фото. 30.6). Здесь сделали привал с 17:50 до 18:05. В этом месте была жидкая вода. Возможна ночёвка. Но нам надо было подняться как можно выше, и мы продолжили путь на «Плечо» Тетнульда.

Фото. 30.5. Подъём от «Подушки» к ледовым сбросам и разлому

Фото. 30.6. Подъём на Тетнульд. Ледовый разлом

Обошли грандиозный разлом по тропе справа по ходу и в 18:15 оказались на пологом снежном склоне вблизи гребня – «Плече».

На «Плече», на самом ровном участке, уже стояли две палатки украинских альпинистов. Но вокруг было много места. Мы поодаль от украинцев начали установку лагеря (Фото. 30.7): выравнивание склона, обустройство туалета. Воды в жидком виде здесь не было, пришлось топить снег.

Фото. 30.7. Лагерь на «Плече» Тетнульда

Любовались прекрасным закатом над Ушбой и Эльбрусом. Ночью было полнолуние.

Со спутникового телефона Thuraya отправили SMS в координационный центр турклуба «Вестра» о своём местонахождении.

Высота ночёвки 4287 м. Пройдено 3,3 км, набрали по высоте 807 м, ЧХВ 4:40.

31 июля 2015 года. Пятница. 20 ходовой день. Подъём на вершину Тетнульд

Перед выходом сразу надели страховочные системы и кошки. Палатки не убирали. С собой взяли веревки, тёплые вещи, небольшой перекус, аптечку.

Из лагеря на плече юго-западного гребня Тетнульда вышли в 7:30.

По снежно-ледовому гребню за 5 минут подошли к основанию скального участка. Здесь мы сняли кошки, хотя, судя по обильным царапинам на камнях, далеко не все восходители на это заморачиваются. Поднимались по разрушенным скалам крутизной до 35 – 40 градусов (Фото. 31.1).

Фото. 31.1. Прохождение скального участка при подъёме на Тетнульд

После скального участка с 8:10 до 8:25 останавливались, чтобы надеть кошки.

Выше гребень выполаживается и сужается, переходя в снежно-ледовый «нож». Раньше этот «нож» создавал проблемы восходителям. Как сказано в одном описании [15]: «…после скал есть узкий снежный гребень, где можно выбирать – упасть налево или направо». Нам же «ножа» почти не досталось, он подтаял, открыв в нижней своей части скально-осыпную дорожку с юго-восточной, правой по ходу, стороны. По этой дорожке мы прошли пешком, придерживаясь за «нож» рукой. Дальше шли в кошках по тропе по самому «ножу» (Фото. 31.2), точнее, по тому, что от него осталось, слева от «ножа» и опять справа от «ножа», (Фото. 31.3).

Фото. 31.2. Подъём на Тетнульд. Тропинка по стаявшему снежно-ледовому «ножу»

Фото. 31.3. Подъём на Тетнульд. Окончание снежно-ледового «ножа»

Продолжили подъём вдоль снежно-ледового гребня по тропе, чуть справа, так как на левую сторону гребень обрывался вниз солидными карнизами (Фото. 31.4). Крутизна гребня 15-20 градусов, на отдельных коротких участках – до 30 градусов. В целом, идти было не сложно.

Фото. 31.4. Подъём на Тетнульд по снежно-ледовому гребню

С 8:50 до 9:05 устроили привал на скально-осыпной полочке на вершине небольшого отрога.

Далее продолжили движение по гребню (Фото. 31.5), прошли две заметные трещины (Фото. 31.6), на одной из них провесили 3 метра перил «для девочек». И далее снова снежно-ледовый гребень (Фото. 31.7) до вершины.

Фото. 31.5. Подъём по гребню на Тетнульд. Вершина уже видна

Фото. 31.6. Прохождение трещины недалеко от вершины Тетнульд

Фото. 31.7. Подъём на Тетнульд. Рядом с вершиной

Наш лидер вышел на вершину в 10:04, замыкающий подтянулся в 10:25.

Вершина Тетнульд – небольшой снежный купол с карнизом на северную сторону. Тура нет: не на чем и не из чего сложить. На вершине мы догнали украинскую группу, стоявшую лагерем рядом с нами на «Плече» и вышедшую на восхождение раньше нас. Погода хорошая, видимость прекрасная, но холодный порывистый ветер не давал расслабиться. Панорама с вершины на Фото. 31.8. Сфотографировались на вершине (Фото. 31.9).

Фото. 31.8. Панорама с вершины Тетнульд

Фото. 31.9. Группа на вершине Тетнульд

Спуск по пути подъёма начали в 10:30. Вместе с нами спускались двое из членов украинской группы. Остальные украинцы ушли на траверс Безенгийской стены. Спускались по тропе до начала отрога, где устраивали привал на подъёме. Ниже был расположен крутой, до 30 градусов, снежно-ледовый склон. Снег уже подтаял и держал не очень хорошо. Да и спускаться всегда сложнее, чем подниматься. Поэтому здесь провесили 1 веревку (Фото. 31.10), на которой работали с 10:55 до 11:45. Крепление верёвки – на ледорубе, спуск замыкающего – «ногами» с нижней страховкой. Ниже опять шли пешком по снегу до скал, по скалам (без кошек), и опять по снегу до лагеря на «Плече».

Фото. 31.10. Дюльфер при спуске с вершины Тетнульд

В лагерь спустились в 12:30.

Собрали лагерь и в 13:25 продолжили спуск по тропе на ледник Нагеб.

До места нашего «вчерашнего» обеда, чуть ниже «Молдавских ночёвок», спустились к 14:20, меньше, чуть за 1 ходовой час. Здесь устроили привал с перекусом и горячим чаем.

Продолжили спуск в 15:10. На крутом ледовом участке сразу ниже места привала провесили веревку, закреплённую на ледобурах. Замыкающий спускался «ногами» с нижней страховкой. Веревку сняли в 15:48.

Далее связывались в связки и так спускались по крутому снежному участку склона ниже льда (Фото. 31.11).

Фото. 31.11. Спуск в связках по крутому снежному склону на ледник Нагеб

После этого в связках пересекли ровное пологое плато ледника Нагеб в направлении одноименного перевала. С этой стороны перевального взлёта нет. На седловине перевала Нагеб собрались в 16:19.

Седловина перевала Нагеб очень широкая, чуть ниже ограничена осыпным поясом. На седловине расположено озеро. Здесь часто устраивают ночёвки восходители на Тетнульд. Тура с запиской на перевале не нашли. Сложили свой тур на восточной части осыпной седловины, оставили в туре записку. На юг перевал обрывается крутым и длинным скально-осыпным склоном. На схеме В. Ляпина К-38-26-г (приложение 3.3) эта седловина обозначена как перевал Рокуэла Кента, 1Б. На названной схеме перевал Нагеб, 2А, расположен в 1080 метрах на запад от седловины, на которую мы спустились.

Спуск с перевала Нагеб начали в 16:45 вдоль русла ручья, текущего с западной, правой по ходу, части седловины, по широкому осыпному склону (Фото. 31.12) сначала по средней, ниже – по мелкой осыпи, лежащей на скальных ступенях. Склон был крутизной до 20 – 25 градусов, наблюдалась слабая тропа, временами маркированная турами.

Фото. 31.12. Начало спуска с перевала Нагеб на юг по широкому осыпному склону

Ниже склон превратился в узкий кулуар с высокими скальными стенами, тропа стала круче. Еще ниже в кулуаре появился снег, а тропа пошла по узким скальным полкам по правому борту. Затем скальные полки стали совсем узкими и при выходе на седловину правого борта кулуара пришлось применять элементы лазания (Фото. 31.13).

Фото. 31.13. Лазание по полкам при спуске с перевала Нагеб

С узких полок в 17:20 вылезли на широкие скально-осыпные площадки отрога (точка GPS 429). Здесь было много обустроенных мест под палатки, но не обнаружилось воды.

Дальнейший спуск происходил по маркированной турами тропе, петляющей по скально-осыпным склонам и полкам, ниже – по скально-осыпному кулуару крутизной до 25 градусов, выводящему на мелкоосыпную седловину перевала Тюбмашар, 1А, именуемого ещё как «Гнездо Амарантов» (Фото. 31.14). Мы спустились на седловину в 17:45. Здесь были оборудованные площади для палаток, но не обнаружилось воды в жидком виде, был только снежник, подходящий к седловине. Перевальный тур был, но записки в нём не было. Сделали привал. Появилась мобильная связь. Позвонили Сосо Цередиани с просьбой на следующий день забрать нас в 14:00 из посёлка Чвабиани.

Фото. 31.14. Перевал Тюбмашар, он же – «Гнездо Амарантов»

В 18:15 продолжили спуск с перевала Тюбмашар на запад по тропе, петляющей по подвижному осыпному склону, далее – по снежникам (Фото. 31.15) до выхода на морены исчезнувшего ледника. Вышли на центральный высокий моренный вал, где опять обнаружили маркировочные туры. По этим турам прошли несколько моренных валов. Потом туры потерялись. При необходимости, ночевать можно было бы и в моренах, но чистой воды здесь было немного.

Фото. 31.15. Осыпи и снежники при спуске с перевала Тюбмашар («Гнездо Амарантов»)

Продолжили движение по центру долины по относительно ровным травянисто-осыпным участкам, потом спустились в правый моренный «карман», а оттуда выбрались на вал концевой морены. С вала спустились вниз по травянисто-осыпному склону крутизной до 20 градусов, пересекли вал крупных белых камней и встали на ночёвку на травянистых площадках у истоков ручья Твиби, вытекающего из-под морены. Замыкающий участник спускается в лагерь в 19:25.

На закате нам «показывали» великолепную радугу.

Сообщили в координационный центр турклуба «Вестра» о том, что радиально сходили на вершину Тетнульд и спустились с перевала Нагеб.

Ночёвка на высоте 2993 м. Суммарно пройдено 7,4 км, из них 1,4 км – возвращение с вершины Тетнульд. Набрали по высоте 575 м, сбросили 1869 м, ЧХВ 6:24.

1 августа 2015 года. Суббота. 21 ходовой день. Спуск в пос. Чвабиани

Подъём дежурных в 6:00. Подъём остальных участников группы – перед готовностью завтрака.

Из лагеря у истоков ручья Твиби вышли в 8:45.

Спускались по некрутым травянисто-осыпным склонам в поисках самой натоптанной тропы, траверсирующей склон. Нашли её метров на 100 ниже лагеря, на широком выполаживании. По тропе свернули направо, траверсом травянистых склонов перевалили через отрог и вышли к ручью Мешхаштвиби. Рядом были остатки разрушенного коша.

Продолжили траверс по мощной тропе, переваливая один за другим незначительные отроги и переходя ручьи. Внизу были видны башни селения Адиши.

В 9:36 – 9:50 остановились на привал с прекрасным видом на Ушбу (Фото. 1.1). Впереди уже была видна дорога на строящийся горнолыжный курорт под горой Сгимазук.

Фото. 1.1. Спуск в «населёнку». Привал с видом на Ушбу

После привала продолжили траверс, миновали обитаемый кош, потом небольшое озеро, и в 10:20 подошли к новой дороге. Перед выходом на неё устроили привал.

Продолжили движение в 10:40. Вышли на широкую грунтовую дорогу (точка GPS ROAD) и спускались по ней широким серпантином. Мимо проезжали строительные машины, было жарко, пыльно, шумно и загазованно. Вероятно, параллельно новой дороге слева по травянистым склонам и перелескам шла более приятная старая дорога или большая тропа, мы несколько раз видели её отдельные участки. Однако времени на разведку у нас не было, поэтому решили не рисковать и быстро спускаться по пыльной новой дороге.

Новая дорога и строительство вокруг неё изменили окружающий ландшафт так, что схожести с картой стало совеем мало. Когда GPS показал, что мы где-то уже совсем близко к повороту на Чвабиани, спросили у местных рабочих, где этот поворот. Нам указали на уходящую в лес разбитую грунтовку, отмеченную бодрящим указателем «Cold Drinks». Свернули на неё и устроили привал с 11:35 до 11:48 в тенистом лесочке рядом с зарослями черники.

Продолжили спуск. За первым же поворотом дорога разделилась надвое. Влево ушла дорога на какое-то гидротехническое сооружение, где она и закончилась. Вправо ушла мощная тропа, маркированная розовой краской на камнях, ведущая круто вниз в селение Чвабиани (Фото. 1.2). Тропа многократно разветвлялась и расходилась, но в итоге все её части опять сходились вместе.

Фото. 1.2. Крутой спуск по тропе в селение Чвабиани

С 12:30 до 12:50 сделали привал в непосредственной близости от посёлка. Бросили прощальный взгляд на Ушбу.

Далее спускались по тропе, которая ниже стала одной из улиц посёлка Чвабиани. Пересекли посёлок и в 13:25 вышли на основную дорогу, идущую по долине реки Мулхура вверх в селение Жабеши. Спрятались от палящего солнца в тени глинобитного забора и стали ждать заказанную машину. Отправили гонцов в магазин за перекусом.

Пройдено 12 км. Сбросили по высоте 1361 м, ЧХВ 3:33.

Выехали из посёлка Чвабиани в 15:30. Останавливались в Местии для покупки сувениров. С 17:40 до 18:50 останавливались на обед в придорожной закусочной. В Зугдиди приехали в 19:30.

Приводили себя в порядок в душе у какого-то уже закрытого рынка, закупали продукты в поезд для ужина, гуляли по городу.

Отправили SMS в МКК ФСТ-ОТМ об успешном окончании маршрута.

Сообщили в координационный центр турклуба «Вестра» о том, что поход окончен и что группа приехала в Зугдиди.

Отправление поезда из Зугдиди было в 22:15.

2 августа 2015 года. Воскресенье

Поезд прибыл в Тбилиси в 6:30.

Сдали рюкзаки в камеру хранения на вокзале.

Посвятили день экскурсионной программе по городу.

Отлёт в Москву был в 17:35. Вечером на автобусе уехали те, кто не полетел самолётом.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Раньше, во времена Советского Союза, походы по Сванетии чаще всего были в составе походов по Кавказу с пересечением, иногда даже многократно за поход, Главного Кавказского хребта (далее – ГКХ). Теперь по ГКХ проходит государственная граница России и Грузии и переход через ГКХ в местах, специально не предназначенных для этих целей, является правонарушением, как в России, так и в Грузии. Поэтому при построении маршрутов не рекомендуется планировать пересечение ГКХ и нахождение на сопредельной территории даже короткое время. Пограничные службы всё больше и больше используют современные устройства для контроля за границей, такие как беспилотные летательные аппараты, которые отслеживают факты нарушений государственной границы на всём её протяжении, включая вершины в ГКХ и ледники.

Потенциальную опасность на маршруте имеют все препятствия и явления, которые свойственны любому горному маршруту 5-й категории сложности. Это и камнепады на скальных перевалах, и сами осыпные перевалы с крутыми склонами и «живыми» камнями разного размера, и трещины на ледниках, как открытые, так и закрытые. Кроме этого, опасность представляли скальные сбросы («бараньи лбы») при спуске с перевалов. Эти скальные сбросы иногда плохо различимы при движении вниз по осыпи, а выход на них сверху может привести к печальным последствиям.

При организации ночёвок особое внимание обращалось на обеспечение безопасности, в первую очередь с точки зрения камне- и лавинноопасности выбранного места. Исключались возможные места для стоянок у песчаных и конгломератных склонов, с которых в случае сильного ночного дождя могут сойти сели. Обращалось внимание и на то, чтобы палатки не ставились в низменных местах, рядом с ручьями и речками: всего несколько часов дождя могут превратить небольшой горный ручеёк в бурный поток и палатки окажутся затопленными.

При организации похода должное внимание уделялось акклиматизации.

8. Перечень интересных природных, исторических и других объектов на маршруте

Сванетия – горный район

Среди большого количества интересных горных районов, Сванетия имеет одну особенность. Как правило, горцы в других районах не поднимаются выше уровня, который нужен для обеспечения хозяйственной деятельности: уровня пастбищ, охотничьих угодий или перевалов, через которые идут торговые пути. А сваны ходят на вершины. Среди них много выдающихся альпинистов. Горы для них не просто среда обитания, это нечто большее.

Исторически, Сванетия являлась частью Колхиды. Согласно греческой мифологии аргонавты пошли за Ясоном в Колхиду, чтобы найти Золотое Руно. В отличие от большинства других частей мира Сванетия никогда не была уничтожена внешними врагами. Не дошли сюда и монголы, завоевавшие Грузию в XIV веке. Высокие горы с непроходимыми ущельями являются лучшей защитой. В Верхнюю Сванетию можно попасть только через перевалы или по узкому ущелью реки Ингури. Тут говорят: «Плохая дорога это та, с которой путник обязательно свалится, и тела его найти нельзя. Хорошая дорога – та, с которой путник падает, но труп его можно найти и похоронить. А прекрасная дорога та, с которой путник может и не упасть». Ингурская тропа всегда была для врагов плохой дорогой. Только в 1937 году, когда по ней была проложена автомобильная магистраль, сваны впервые увидели колесо, до этого весь груз перевозился здесь вьюком или на санях при помощи быков.

Эта обособленность наложила свой отпечаток на все стороны жизни горцев. Сваны – христиане, но сумели сохранить многое от древней религии картвел. В этой религии все явления природы имели свой культ. И сейчас в религии сванов христианские верования часто переплетаются с языческими. У сванов свой язык (бесписьменный) и своя кухня.

Во время маршрута мы прошли около двух красивейших вершин Сванетии и поднялись на третью. Это высшая точка Сванетского хребта – Лайла, таинственная Ушба и правильная пирамида Тетнульда.

Лайла

Название переводится со сванского языка как «Пылающая». Возможно, его гора получила за то, что во время гроз в её вершину часто попадают молнии. Это явление связано с расположением в этой части Сванетского хребта многочисленных месторождений меди и других ценных металлов, включая золото. Ну и если увидеть эту вершину на рассвете или на закате, то сравнение с пылающим огнём приходит само собой: вершина прекрасно освещается заходящим и восходящим солнцем.

Ушба (Ужба)

В переводе с грузинского означает «Шабаш ведьм», а со сванского «уш» - беда, несчастье, «ба» – гора. То есть, «Гора, приносящая несчастье».

«Талисман Сванетии», «королева Главного Кавказского хребта», «гора, что помнит влюбленный взгляд Тамерлана» – это далеко не полный перечень названий от восхищенных почитателей.

Ушба имеет две вершины: Северную (4690 м) и Южную (4710 м). Гора сложена в основном из гранитов и отличается характерными крутыми склонами. С северной стороны есть большая, совершенно вертикальная плоскость, которую называют «Зеркало Ушбы». Ушба, по мнению многих альпинистов, представляет собой наиболее прекрасную и трудную для подъема вершину на Кавказе. Северную вершину горы удалось покорить только в 1888 году, Южная высота была взята через 15 лет – в 1903 году. Одним из самых знаменитых первопроходцев на Ушбе стал Михаил Хергиани. Его маршрутом пользуются и сегодня.

Легенда о горе Ушба. Бесстрашный охотник по имени Беткиль без труда покорял горы Сванетии в поисках дичи. Вдохновленный собственными успехами, Беткиль однажды отважился на подъём по Ушбе. На вершине его встретила богиня гор и охоты – Дали. Уж очень приглянулся ей сильный и смелый сван. Приворожила его Дали и оставила с собой жить. Со временем Беткиль затосковал по дому, родным и красавице-невесте, что ждала его внизу. Ночью юноша тайком покинул Дали и вернулся в свое селение. Не смогла простить богиня простому смертному отказ и хитростью заманила Беткиля на склоны Ушбы. Он увлечённо бежал за огромным туром, посланным Дали, а дорога сзади юноши обрывалась шаг за шагом. Осознав, что пути обратно уже нет, Беткиль бросился вниз и погиб, окрасив Ушбу алой кровью. И хотя это всего лишь легенда, и склоны обязаны своим цветом красному граниту, проводника на «Ведьмину гору» среди местных найти очень сложно.

Бытует еще одна история об Ушбе среди альпинистов. Она совсем не драматичная и более современная. Грузины помнят, как в 1903 году князь Дадешкелиани подарил знаменитую гору альпинистке из экспедиции Рикмерса. Возмутились сваны, негоже ведь чужестранцам красоты родины отдавать. На это разумный князь ответил, что Ушба как была на месте, так и осталась, а женщине – приятно :))

К особенностям самой горы можно отнести ее необычный микроклимат. Погодные явления здесь абсолютно не подчинены общим правилам. Когда в долине стоит солнечная и ясная погода, Ушба может днями скрываться за густым туманом или облаками. А между двумя хребтами есть перемычка, которую зовут «трубой» – в этом месте всегда ветрено, не зависимо от общих потоков движения воздуха. Гора живет по собственным законам.

Нам повезло, и в течение всего похода красавица-Ушба показывалась нам неоднократно.

Тетнульд (Тетнульди)

Эту гору ещё называют «Сванской невестой».

Гора находится в Южном отроге Безенгийской стены и соединена перемычкой с вершиной Гестола, расположенной в Главном Кавказском Хребте. Её местоположение позволяет восходителям увидеть всю мощь и великолепие знаменитых вершин Безенгийской стены.

В мире не так уж и много гор, которые имеют такую правильную форму. При взгляде с любой стороны, Тетнульд представляет собой практически правильную пирамиду с прямыми и острыми гранями. Одна из этих граней – юго-восточный гребень по которому мы и поднялись на вершину.

Впервые на Тетнульд взошла команда альпинистов под командованием Дугласа Фрешфильда. Это было в 1887 году.

Еще одна достопримечательность Сванетии, как горного района – это минеральные источники. По количеству минеральных вод Сванетия один из богатейших уголков Грузии. Известно много источников в бассейнах рек Местиачала, Мулхра, Долра, в Ингурском ущелье. Нам по пути дважды попались такие источники. В самом начале, чуть дальше первой стоянки в долине ручья Лезгаратюбе у посёлка Лезгара и в конце, недалеко от поселка Жабеши.

Сванетия – культурная программа

Культурная программа после похода может быть очень разнообразна. Экскурсии по Грузии навряд ли можно уместить в рамки одного-двух дней, которые, как правило, остаются после прохождения маршрута. Поэтому ограничимся рассказом о наиболее доступных вариантах.

Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь в Сванетию – это башни.

Сванские башни – не только символ региона, но и один из символов Грузии. Типичная сванская башня – строго вертикальная, трехэтажная, с пологой крышей и окнами на юг. Учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению о происхождении башен и об их исходном предназначении. Одна из версий: башни нужны были не для обороны от врагов, а чтобы мужчины, которых настигла кровная месть, могли в них прятаться сами и прятать свою семью. Говорят, что рецепт кладки давно утерян. Еще говорят, что основной связывающий компонент в растворе – кровь врагов. Сегодня башни чаще используются как склады.

Административный центр Верхней Сванетии – посёлок Местиа. Здесь можно посмотреть исторические деревни сванов Лагами, Ланчвали и Лехтаги, дом-музей Михаила Хергиани, музей истории и этнографии.

Еще одна достопримечательность Сванетии – община Ушгули. Она включает в себя 4 села: Чвибиани, Муркмели, Жибиани и Чажаши. Уникальность этого места состоит в том, что оно признанно самым высоким населенным пунктом Европы и находится на высоте до 2200 метров. Община включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Зимой из-за снега Ушгули практически «отрезана» от цивилизации. Тут не раз получали убежище свергнутые грузинские цари. В местных старинных и неприметных церквушках практически вся знать Грузии в самые плохие для страны дни прятала свои ценности.

Морское побережье

Отдых на море после похода (Батуми, Поти, Кобулети) – вариант говорящий сам за себя, тем более, что из Местии до побережья – ближе, чем до Тбилиси.

Тбилиси

В Тбилиси за один или два дня можно осмотреть много всего интересного.

Во-первых, это Старый город – то, что в Тбилиси ещё есть, а во многих других городах мира уже отсутствует. Этим оно и ценно. Старый город – это те границы, в которых Тбилиси существовал до присоединения Грузии к России.

Помимо общей атмосферы в Старом городе можно найти крепость Нарикала, соборы и храмы. Здесь же находятся серные бани.

Среди известных достопримечательностей, серные бани занимают одно из первых мест. Построенные в разное время (XVII – XIX века) сейчас они составляют целый квартал. Вдоль всего квартала протекает речка, по которой можно подняться до водопада. Особенность тбилисских бань в том, что вода к ним поступает из подземных источников, она теплая и содержит много серы.

Вверх по извилистым улочкам от бань из старого города можно подняться к крепости Нарикала. Точнее это фрагменты древней крепости, но даже издалека отчетливо прослеживаются контуры оборонительных сооружений, стен и башен. Время основания точно неизвестно, но уже в 4 веке она существовала. В крепости никогда не было главных храмов или дворцов. Функция – чисто оборонительная. В 1827 году землетрясение разрушило крепость, и с тех пор Нарикала полностью не восстанавливалась.

Подняться сюда можно и по канатной дороге, наслаждаясь по пути видами Куры и Метехского храма на скале (вторая половина XIII века), который многие жители Грузии считают визитной карточкой столицы.

За крепостью начинается Тбилисский ботанический сад.

Из любой точки города можно увидеть гору Мтацминда с телевизионной башней. Подняться на нее можно пешком или на фуникулере, который был построен в 1905 году. На слоне находится Храм Святого Давида и пантеон, где похоронены культурные деятели страны. Здесь покоится писатель Грибоедов и его супруга княжна Нино Чавчавадзе. А со смотровой площадки на вершине горы открывается вид на весь город.

От площади Свободы берёт свое начало проспект Руставели – главная улица города. В 2006 году Зурабом Церетели здесь был возведен памятник Свободы, в виде колоны, с Георгием Победоносцем, убивающим дракона.

Неподалеку, в Национальной галерее («Голубой галерее») можно посмотреть работы грузинского художника Нико Пиросмани. На его картинах не увидеть пейзажей, портретов или натюрмортов в привычном натуралистическом стиле. Это самобытные полотна начала XX века в стиле примитивизма. Это вывески, декоративные панно для духанов, сцены праздников и застолий. Прообразом всем известной героини из песни про «Миллион алых роз» является актриса Маргарита, возлюбленная художника, портрет которой можно увидеть в музее.

На проспекте Руставели расположен и Государственный музей Грузии. В нем хранится коллекция предметов кавказской культуры – утварь, оружие, украшения, предметы культа. Некоторые экспонаты датируются IV тысячелетия до нашей эры.

Если есть время, стоит посетить Этнографический музей под открытым небом. Тут собраны образцы домов со всей Грузии. Дома стоят во дворах, которые устроены по подобию регионов. В очагах может гореть огонь. Как будто это настоящая деревня. Помимо домов в музее представлены и другие бытовые постройки: кузницы, конюшни, винные погреба «мерани», амбары, хлева и многое другое из предметов быта. Особой популярностью среди посетителей пользуется охотничий домик XVIII – XIX веков, где снимались сцены из нескольких известных фильмов, например, из фильма «Тысяча и один рецепт влюблённого кулинара». Расположен музей в 3 км на юго-запад от Тбилиси на Черепашьем озере.

Тбилисский блошиный рынок «Сухой мост» – отличное место для любителей всякой всячины прошлых лет. Здесь очень много посуды, книг, украшений, столовых приборов, подстаканников, монет и банкнот, картин, ковров и т.п., можно даже найти антикварные вещи по смешным ценам. Ну и, конечно, сувениры.

Еда

В Грузии очень вкусная еда. Это такая же достопримечательность, как и горы, море, архитектура. Так что не удивительно, что при поездке в Грузию, еда может быть одной из целей.

Если к еде добавить знаменитые грузинские вина и ароматные фрукты, можно представить себе удовольствия, которые ожидают за грузинским столом! Все это способно соблазнить даже самого волевого человека.

9. Дополнительные сведения о походе

«Закладки», «френды», комплект

Ледовый инструмент

Скальный молоток

Спутниковый телефон системы Thuraya с запасным аккумулятором

Прибор спутниковой навигации GPS

Радиостанция

Фотоаппарат

Личное

на участника

Ледоруб

Каска

Обвязка: верхняя, нижняя, блокировка, самостраховка

Карабин

Жумар

Спусковое устройство, не крутящее верёвку

Кошки (пара)

Очки солнцезащитные

Ледобур длиной 18 – 21 см

Петля 120 – 150 см

Оттяжка с двумя карабинами

Прусики, педальки разной длины

9.2. Особенности общественного снаряжения

В походе использовался спутниковый телефон системы Thuraya марки XT c SIM-картой Thuraya на тариф ECO. Использование SIM-карты Thuraya с тарифом ECO экономически выгоднее, нежели использование спутникового телефона Thuraya с SIM-картами Билайн, МТС или Мегафон.

Как основной использовался прибор спутниковой навигации GPS фирмы Garmin марки GPSMAP 64S. Особенностью прибора было то, что он мог одновременно работать как с системой спутниковой навигации США GPS, так и с системой спутниковой навигации России Глонас. Прибор изготовлен в брызгозащитном исполнении и имеет возможность работы с растровыми картами.

В качестве резервного использовался прибор спутниковой навигации GPS фирмы Magellan, модель Triton-400. Особенностью этого прибора является возможность загрузки в него растровых карт, например, отсканированных карт Генерального штаба. Triton-400 имеет брызгозащитное исполнение.

Для координации действий группы при прохождении маршрута использовались радиостанции Motorola совместимых между собой типов TLKR-T3 и TLKR-T40, имеющие 8 каналов и работающие от 3-х элементов питания типа AAA. Дальности приема вполне хватало. Радиостанции лёгкие, простые, с минимальным, но достаточным набором функций. Защищены от небольших ударов и брызг (небольшого дождя).

Для приготовления пищи использовались бензиновые горелки фирмы MSR. Еду готовили в скороварке «автоклаве», герметически закрываемой, в которой создавалось избыточное давление. Это позволяло существенно экономить топливо (бензин) и сокращать время приготовления пищи. Кроме того, нами использовалась стеклоткань, которой накрывались горелки во время приготовления, что также экономило бензин и время.

9.3. Особенности погодных условий

Поход приходил преимущественно при хорошей погоде. Погода ни разу не помешала прохождению маршрута, не было ни одной «отсидки». Можно сказать, что с погодой повезло.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Стоимость билета на самолёт Москва – Тбилиси авиакомпании Аэрофлот Российские авиалинии, купленного в конце апреля, была 9283 руб. Тот же билет, купленный в конце мая стоил уже 9364 руб. Стоимость билета на самолёт Тбилиси – Москва авиакомпании S7, купленного в конце апреля, была 9192 руб. Тот же билет в конце мая стоил 9208 руб.

За переезд на микроавтобусе от Тбилиси до Местии заплатили 650 лари. Перевозка рюкзаков от Местии до Твибери обошлась в 80 лари. Перевозка рюкзаков от Кванчианари до посёлка Мазери стоила 50 лари. Доставка второй «заброски» к месту слияния ручьёв Местиачала и Чалаат обошлась в 80 лари. Переезд от Чвабиани до Местии обошелся в 80 лари. За переезд от Местии до Зугдиди заплатили 250 лари. Билеты Зугдиди – Тбилиси на 8 человек обошлись в 68 лари. За прочие транспортные расходы на территории Грузии заплатили 75 лари.

Страховка путешественника на 30000 USD, из них 10000 USD от несчастного случая и 10000 USD на поисково-спасательные работы, включая вылет вертолёта, с указанием в особых условиях «Спортивный горный поход, занятие альпинизмом», со значительной скидкой как постоянным клиентам и за отсутствие страховых случаев в прошлых периодах, обошлась каждому участнику в 3482 руб.

Продукты, закупленные в Москве, включая сублимированное и вяленое мясо, колбасу, сыр, специи, сухие овощи, сухое молоко, супы, сало, лимоны на группу обошлись в 34061 руб. Продукты, закупленные в Грузии, включая питание в точках общепита на группу – 907,4 лари.

За бензин для горелок заплатили 32 лари.

Аптека на группу – 5481 руб.

Батарейки для раций, GPS и фотоаппаратов на группу – 3536 руб.

На связь было потрачено 892 руб. и 5 лари.

Расходная верёвка и репшнур стоили 900 руб.

За гостиницу в Тбилиси заплатили с группы 200 лари.

Банно-прачечные услуги обошлись в Мазери и в Зугдиди по 40 лари с группы.

За камеру хранения на вокзале в Тбилиси за группу заплатили 32 лари.

Всего, не считая билетов «туда» и «обратно», а также страховки, на общественные нужды было израсходовано на человека по 7034 руб. + по 328 лари, итого при переводе в рубли по 15320 руб.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

По нашему мнению, поход соответствует 5 категории сложности.

Категория трудности определяющих перевалов нашего маршрута – перевал Мазери и перевал Асмаши – вполне соответствует категории трудности 3А, которую они уже много лет имеют в классификаторе перевалов.

Категория трудности перевала Гульба в классификаторе определена как 2А*. При нашем прохождении категория трудности этого перевала оказалась, по нашему мнению, 2Б. Это связано, в том числе, с таянием снега и льда на восточном склоне перевала. Считаем целесообразным произвести мониторинг сложности этого перевала при прохождении последующими группами и в случае если при последующих прохождениях сложность перевала Гульба будет постоянно оцениваться как 2Б к.т., внести соответствующее изменение в классификатор перевалов.

Перевал Каунас при сквозном прохождении, по нашему мнению, может быть оценен не ниже 3А к.т. Так, 3А к.т., он и был оценен первопроходцами (группа под руководством Бабиежа А.В. [12], 1987 год), которые, правда, не прошли Каунас насквозь. Этот перевал, безусловно, проходим. Фотографии, сделанные нами вблизи склона сбоку, справа по ходу, это подтверждают. Считаем целесообразным проходить определяющую сторону перевала Каунас на подъём, то есть с севера на юг (с ледника Китлод на ледник Каунас, затем на ледник Цанер), и быть готовыми к долгой и сложной технической скальной работе, включающей 8 – 10 верёвок.

Категория трудности перевала Новичков Центральный, по нашему мнению, вполне соответствует 2Б. Эту категорию трудности для него определили наши предшественники [2], несмотря на то, что количество верёвок, провешенных при прохождении этого перевала, невелико. Многие участки склона были пройдены «на личной технике». При других погодных условиях или в случае отклонения от оптимального маршрута прохождения, количество провешенных верёвок может многократно возрасти. Кроме того, выпускать на этот перевал группы с туристским опытом прохождения только препятствий 1Б к.т., по нашему мнению, категорически не рекомендуется. Также поддерживаем наших предшественников [2] в том, что этот перевал заслуживает названия «Обманутых Новичков».

Прохождение перевала Новичков Верхний, описанное в [14], по нашему мнению крайне нежелательно, поскольку на протяжении подавляющего большинства времени этот перевал очень камнеопасен. Прохождение Новичков Верхний возможно только в случае, если весь большой кулуар, расположенный на южной стороне склона, покрыт снегом, а это может быть лишь при большом количестве снежных осадков, собранных в кулуаре за зиму, и очень раннем по срокам походе. А главное, нет необходимости ходить перевал Новичков Верхний, при наличии рядом перевала Новичков Центральный, идущего параллельно.

Особое внимание при планировании походов в Сванетию следует уделить, кроме традиционных категорированных горных препятствий, порядку движения группы по долинам. За последние 2,5 десятилетия многие долины, в которых не осуществлялась хозяйственная деятельность человека, сильно заросли и «одичали». Прохождение по таким долинам может оказаться гораздо сложнее, чем изначально представляется, и потребовать намного больше времени, чем запланировано.

В целом Сванетия – очень интересный район. Здесь можно построить маршруты любой категории сложности: от некатегорийных с элементами 1 к.т. и 2 к.т., до походов высших категорий сложности. Очень жать, что из-за разделения на разные государства стало невозможным прохождение перевалов в ГКХ.

Также очень жаль, что теперь поход в Сванетию – это поход в иностранное государство с длительным переездом или дорогим перелётом, с необходимостью решения целого ряда организационных вопросов, в целом – довольно недешёвое мероприятие, что, скорее всего, уже не позволит использовать этот прекрасный горный район для проведения учебно-тренировочных походов туристских школ горной подготовки.

12. Отчёт подготовлен

Отчёт подготовлен Андреем Кривоносом при активном участии Ирины Ивановой, Александра Пурикова и Екатерины Сыроквашиной.

При подготовке отчёта использовались данные хронометража, выполненные во время похода Ирины Ивановой и в дальнейшем ей же существенно обработанные и дополненные.

Также в целях хронометража использовались данные, полученные с цифровых фотоаппаратов и приборов спутниковой навигации GPS.

В отчёте использованы фотографии Александра Пурикова, Светланы Осиповой, Ольги Заякиной, Ирины Ивановой. Также во время похода фотографировали и другие члены группы. Цветокоррекция фотографий выполнена Екатериной Сыроквашиной.

Подготовка панорамных фотографий выполнена Александром Пуриковым и Екатериной Сыроквашиной. Подписи вершин, перевалов, ледников и других объектов на панорамах и фотографиях делал Александр Пуриков. Прорисовкой путей подъёмов и спусков занимались Ирина Иванова, Александр Пуриков и Екатерина Сыроквашина.

Приложение 1. Список литературы

• Турклуб «Вестра» - Каталог перевалов.
  • Отчёт о спортивном походе четвертой с элементами пятой категории сложности проведенном на Центральном Кавказе (Сванетия) с 4 по 26 августа 2013 года. Руководитель группы – Зеленцова Екатерина Валерьевна.
  • Отчёт о туристском спортивном походе. Вид туризма: горный. Категория сложности: пятая. Район путешествия: Республика Грузия, Сванетский хребет, Центральный Кавказ. Совершен: с 17 июля по 09 августа 2012 года. Руководитель группы – Рипа Николай Дмитриевич.
  • Отчёт о горном спортивном походе четвёртой категории сложности по Центральному Кавказу, Сванетия (Грузия), совершённому с 04.08 по 24.08.2012. Руководитель группы – Нагорный Лев Иванович.
  • Отчёт о горном туристском путешествии 5к.с., совершенном в период с 27 июля по 21 августа 2013 г. по Центральному Кавказу в Сванетии, Грузия. Руководитель группы – Таранцева Елена Евгеньевна.
  • Отчёт о прохождении горного туристического путешествия второй (с элементами 3й) к. с. по Сванетии (Грузии), пройденном с 29 июля по 11 августа 2010 года. Руководитель группы – Гозак Дмитрий Чеславович.
  • Отчёт о горном походе 3 к.с. по Центральному Кавказу (Сванетия, Грузия) в июле – августе 2012 года. Руководитель группы – Голубев Михаил Владимирович.
  • Отчёт о горном походе 4 к.с. по Сванетии (Ц. Кавказ, Грузия) в июле 2013 г. Руководитель группы – Голубев Михаил Владимирович.
  • Отчёт о горном туристском путешествии 5 категории сложности по Центральному Кавказу, совершённом с 20 июня по 14 июля 1980 г. Руководитель группы – Минделевич Сергей Владимирович.
  • Отчёт о горном туристском путешествии 5 категории сложности по Центральному Кавказу (Приэльбрусье, Сванетия), совершённом с 10 июля по 3 августа 1985 г. Руководитель группы – Минделевич Сергей Владимирович.
  • Отчёт о горном походе 6 кат. Трудности в районе Центрального Кавказа группы туристов клуба «Планета». Маршрут пройден с 27 июля по 23 августа 1975 г. Руководитель группы – Украинский Виктор Васильевич.
  • Отчёт о совершении горного похода шестой категории сложности по Центральному Кавказу. Время проведения похода с 18 июля по 6 августа 1978 года. Руководитель группы – Бабиежа Антанас, Владо.
  • Горы Сванетии (Центральный Кавказ). Автор – Наумов Александр Федорович. Издательство «Физкультура и спорт», Москва, 1985 г.
  • Отчёт о походе 3 с эл. 3 к.с. на Кавказском хребте (Сванетия), проведённом с 8 июля по 26 июля 2013 года. Руководитель группы – Маслов Александр Сергеевич.
  • Отчёт о горном походе 3 к.с. в Сванетии (Грузия), с восхождением на вершины Тетнульди и Лайла. 15.июль – 3.август 2010 г. Руководитель группы – Кале Кийранен (Kalle Kiiranen).
  • Отчёт о горном путешествии пятой категории сложности в районе Центрального Кавказа. 1984 год. Руководитель группы – Волков Сергей Яковлевич.
  • Отчёт о горном туристском путешествии пятой категории сложности по Центральному Кавказу, совершенном с 21.7.92 по 13.8.92г. Руководитель группы – Щербинин Александр Федорович.
  • Отчёт о горном туристском путешествии 5 кат. сл. по Центр. Кавказу, совершённое с 8 по 28 августа 1988 г. Руководитель группы – Щецов Олег Владимирович.
  • Отчёт о горном путешествии по Центральному Кавказу. Сроки путешествия: с 19 июля 1982 г. по 7 августа 1982 г. Руководитель группы – Павлов Виталий Владимирович.
  • Отчёт о горном походе V категории сложности по Центральному Кавказу, совершённом группой туристов МГС ДСО «Спартак». 28 июня – 21 июля 1981 года. Руководитель группы – Беркович Алексей Яковлевич.
  • Отчёт о горном путешествии 5 категории сложности по Центральному Кавказу. Июль – август 1979 года. Руководитель группы – Латыпов Валерий Георгиевич.
  • Отчёт. Район: Центральный Кавказ (Безенги). По материалам похода III к.с. Руководитель группы – Тесельский Владимир Григорьевич.
  • Отчёт о горном туристском путешествии третьей категории сложности по Центральному Кавказу, совершённому с 14 по 31 августа 1986 года. Руководитель группы – Ишханов Александр Владимирович.
  • Отчёт о горном туристском путешествии пятой категории сложности по Центральному Кавказу, совершенном с 3 по 24 августа 1981 г. Руководитель группы – Леонов Вячеслав Михайлович.

Приложение 2.

Обзорная карта маршрута. Фрагмент номенклатурного листа Генерального штаба К-38-VII (1:200 000)

Приложение 3. Подробные карты-схемы маршрута.

Приложение 3.1. Фрагмент листа туристской схемы В. Ляпина K-38-26-в (1:50 000)

Фрагмент листа туристской схемы В. Ляпина K-38-26-в (1:50 000)

Приложение 3.2. Фрагмент номенклатурного листа Генерального Штаба K-38-38-а (1:50 000)

Фрагмент номенклатурного листа Генерального Штаба K-38-38-а (1:50 000)

Приложение 3.3. Фрагмент листа туристской схемы В. Ляпина K-38-26-г (1:50 000)

Фрагмент листа туристской схемы В. Ляпина K-38-26-г (1:50 000)

Приложение 4. Путевые точки

Переправа

43°6'1,854”

42°52’48,990”

Привал на камнях в криволесье

43°6'2,822”

43°2'40,067”

42°51’16,096”

Финиш, H=1632m

Приложение 5. Высотный график похода.