Горы мира > Алтай >

Александр Демьянов, Алтай

К Белухе. Вторжение Наверх, снежная пустыня

Встаю около 9. Солнца ещё нет и заметно морозит. Ради любопытства обошёл район палатки по периметру, свежих следов не увидел. Сижу у дымящего, стреляющего, но нисколько не горящего костра, жду солнца. Когда оно появляется, аура места мгновенно меняется в лучшую сторону и с удивлением вспоминается немного гнетущий вкус вчерашнего вечера.

В 11 начинаю сборы

в котелке готовится чай, который традиционно задержит меня на созерцательные посиделки

Удаётся выйти ближе к обеду.

там на полянке и ночевал

Накатывает облачность, за что я ей благодарен, хотя и начинает шевелиться беспокойство - как-раз на самые верхи лезу, штормА и непогоды на такой высоте мне категорически противопоказаны с моей палаткой.

выше нуля, снег мокрый

Тропу восновном удаётся идентифицировать, по-крайней мере, направление держу, всего разок пришлось снять рюкзак и побегать по предположительным направлениям. Становится всё белее.

фотать особо нечего

долина Кучерлы

первая за долгое время прогалина-привалина

Залажу на гребень отрога к хребту, тут идти легче, появилась определённость в направлении движения.

в сторону Кучерлы

вверх по долине Кучерлы, за отрогом на среднем плане - Кучерлинское озеро

выхожу из зоны леса, снега становится больше

начинает быть виден Теректинский хребет (на горизонте кусочек справа)

Облачность уплотняется и я уже начинаю опасаться.

мне туда

Тут надо сказать, что я надеялся, что вот сейчас залезу на хребет и обнаружу там явную тропу, ведущую по верхам от Куйлю и рассчитывал увидеть там если не вытоптанный снег, то хотя бы припорошенные следы. Почему-то верилось, что ввиду популярности маршрута тут и после установления снежного покрова люди ходят, хотя бы на конях. И что сейчас выйду на тропу и всё станет проще. Ха-ха.

долина Кучерлы

термометр (квадратик на камне) показывает +13, жара

Последний взлёт ползся очень тяжело - снега, в среднем, по колено, под ним прячутся камни и каждый шаг приходится корректировать. Уклон заметный и в совокупности с мокрым снегом, текущего резерва сил хватает на "правой-левой", затем нужен отдых. Очень вовремя облачность убрали и мокрый и так снег, теперь увлажнялся ещё и моим потом.

почти залез

Залажу, и передо мной открывается девственная снежная пустыня.

эй, тропа, ты где?

Непретенциозное видео, призванное частично осветить процесс залезания:

Судя по карте, до Кара-Тюрека километров 5 и он скрывается за круглой горкой на фото выше. 5 км в таких условиях - это не близко, но всё же. Время приближалось к 16, мысли о ночёвке не возникали.

открылся прекрасный вид на Теректинский и долину Катуни

поковылял

Со снегом всё было весьма нестабильно. В среднем всё так же - по колено, но попадались места, практически чуть припорошенные, а попадались ловушки, где проваливаться был вынужден чуть ли не по пояс. Потому, всё моё внимание и концентрация интеллекта были мобилизованы на распознавание толщины снега впереди по косвенным признакам. Толку почему-то оказывалось мало.

отдых

ковыляинг

Передвижение крайне медленное, отток сил большой. Время уже 18, а Кара-Тюрека ещё и не видно.

траверсирую горку, за которой Кара-Тюрек

долина Тегеека, впадающая в Кучерлинскую

подхожу к перевалу, что-то начинает виднеться

к началу заката залажу и любуюсь

закат, 19 часов

странные следы, довольно крупные, думается почему-то о гепардах

закаратюречье

долина Тегеек

Теректинский хребет и ниспадающих гребень к Тюнгуру

там Катунь

первый за долгое время знак присутствия людей

Кара-Тюрек

Тут нужно сделать ещё одно уточнение. Как выглядит Кара-Тюрек я не имел понятия и не интересовался - рассчитывал, что в столь посещаемых местах изучать предварительно как что выглядит и где находится излишне - пили себе по тракту-тропе беззаботно и выйдешь куда надо. Потому увидев вид на фото сверху я однозначно решил, что спуск к Аккему лежит где-то в центре кадра и что лезть больше никуда не надо. Тоесть, на тот момент и в мыслях не было, что Кара-Тюрек это вон та хренота справа (фото выше).

закат не самый шикарный, но ввиду места его наблюдения всё-равно было очень круто

Катунский хребет

пришёл слева, надо направо

водораздел Кучерлы и Аккема

массив Кара-Тюрека

Катунский хребет

Солнце зашло, стала надвигаться темнота, а температура стремительно падать. Высота почти 3000м всё-таки. Тут я очень вовремя вспоминаю, что надо бы уже начинать думать про ночёвку, как бы мне ни казались окружавшие меня ландшафты для этого не подходящими. Решаю дойти до спуска к Аккему (к тому воображаемому) и там смотреть - если внизу увижу недалеко ровную площадку, то спускаюсь и ставлю (сильно предпочтительнее спуститься ниже перевала). Если не увижу, ночую на перевале, как на совсем пожарный случай. Ну, либо же иду в ночь с целью спуститься к Аккему. Луна должна будет быть, потому тоже вполне вариант.

вот где-то по центру я и жду перевал и иду туда

Дальше всё логично - достигаю предполагаемого перевала, подхожу к краю и вижу обрыв. Понимаю, что на сегодня всё и ищу место под палатку. Тоесть, стараюсь найти что-то, за чем можно относительно спрятаться, но это оказывается нереальным и ставлю в том месте, где это понял. До этого наблюдался штиль, пока же ставил палатку начал проявляться ветерок. Это обстоятельство возымело на меня самое зловещее действие - с такой палаткой на открытых со всех сторон трёх километрах не ночуют. Загружаюсь в палатку, погреться горелкой, поужинать и посмотреть, что будет дальше. Тем более, что уже начинаю подмерзать, температура -10. Дальше - либо всё же ночёвка, либо дожидание луны и штурм Кара-Тюрека в её свете.

Сейчас немного жалко, что второй вариант не реализовался. Во всяком случае кадры лунного снежного Кара-Тюрека под звёздами могли бы быть офигенны. Да и рассвет можно было бы там встретить.

Но о чём я тогда думал в последнюю очередь, так это о фотографии. Не сказал бы, что ситуация такая уж экстримальная при грамотно подобранном снаряжении. Но у меня экип оставлял желать лучшего (в чём вина подлых русофобских литовских таможенников), и тут мысли уже все повёрнуты на то, чтобы просто без особых потерь дождаться рассвета. После дня копания в мокром снегу, штаны и низ куртки промокли насквозь, и вечером при похолодании превратились в позвякивающие и похрустывающие льдышки. Та же ситуация с ботинками. Расклад "мокрая одежда, снег, горы, мороз" неплохим назвать трудно. При условии отсутствия ветра ночёвка обещала быть просто малоприятной, но если бы он поднялся (а наличие сильного ветра на такой высоте это более вероятная ситуация, чем его отсутствие) - палатку пришлось бы разбирать, закутываться в неё и как-то так досиживать до утра с ноткой неопределённости насчёт успешности мероприятия.

после ужина вылажу сделать пару кадров и осмотреться

Ветер вроде больше не усиливается и проявляет себя монотонно повторяющимися порывами.

Красиво, но холодно, (-12 в палатке, померить снаружи не сообразил) и ветер, понимаю, что хорошо бы погулять и пофотать, но мысль эта проходит где-то боком и благоразумие торопливо отгоняет её палкой.

лунная ночь - не самое удачное время снимать Млечный Путь, но его тут чуть видно - по центру сверху вниз

Обмёрзнув, залажу в, блестящую изнутри кристаллами льда, палатку, жгу горелку, одеваю всё что есть, натягиваю спальник, обмотавшись перед этим в пончо от дождя (заметно повышает ощущаемую температуру, кстати, но в некоторой мере является паробарьером и надо осторожно) ложусь спать, не питая никаких надежд, прислушиваюсь к ветру и неожиданно засыпаю.