Горы мира > Западная Европа >

Автор: Максим Фойгель, Краснодар

Случайностей не бывает

Массив Монблана

«Случайностей не бывает» - вертелось в моей голове, когда Рома и я оказались как бы «случайно» в цирке под восточной стеной Гранд Жорас. Стечение забавных обстоятельств привело нас сюда ранним летом 2016, и мы еще долго философствовали потом на эту тему за рюмкой вечернего чая, составляя описание пройденного маршрута.

Роман Городищенский (слева) и Максим Фойгель (справа)

С самого начала меня не покидало чувство, что сезон будет каким то особенным. Еще бы, апартаменты оплачены на 3 месяца вперед, мой хороший друг и коллега приезжает составить мне компанию и поработать вместе со мной в таком замечательном и многообещающем районе Альп. К тому же оба мы уже давно перешли из разряда накопителей в разряд коллекционеров — восходим может и редко, но метко:-) И как то самой собой разумеется, что в наших разговорах все чаще проскакивало «новый маршрут» или «найти свою линию». Но в возможность первопрохождения нового маршрута в массиве Монблана, да еще на такую гору как Гранд Жорас, все же не верилось.

Grandes Jorasses p. Wolker (4208м), «Via RoMa» 6А (1345м F6а А2)

Несколько недель ушло на сбор информации и уточнение уже пройденных маршрутов. На стенах нашей кухни, напоминая военный штаб, весели фото с нитками маршрутов, карты района и бог знает что еще. И вот однажды, «совершенно случайно», мне попадается фотография восточной стены, уже известной горы, с очень необычного ракурса.

На леднике Freboudze под восточной стеной Grandes Jorasses

И о чудо! Серия щелей, углов и каминов чертовски логично и так заманчиво выстроилась в линию возможного маршрута. «Нет» - сказал я себе, «это не может быть правдой, такая линия и осталось не замеченной, здесь?». Еще несколько недель мы пытались разубедить себя в том, что это может быть не пройденная часть стены. Еще раз пересмотрели все что удалось накопать в интернете, перерыли всю библиотеку описаний в Шамони, но ни малейшего намека на какой либо маршрут по этим щелям мы так и не нашли. Что ж, осталось дождаться хорошей погоды и...

Наш бивак на перевале Hirondelles

25 августа мы шагаем, уже знакомой дорогой, к перевалу Хирондель (Hirondelles). Идется прямо скажем не бодро, тяжеленные рюкзаки наводят на дурацкие мысли о том что с этим всем придется еще и жюмарить. По ходу жадно всматриваемся в стену. Ни какой разведки у нас не было, лезем онсайт. По этой стене ходят вообще не часто одно-два восхождения за сезон. Обычно идут по Джвервазутти это своего рода классика на этой стене.

Первая веревка по восточной стене

Бивак на перевале получился просто отменный. Пристроили палатку на границе льда и скал на крохотной полочке. Было тепло и безветренно, любовались закатом и грелись в лучах заходящего солнца. Замечательное начало!

Роман Городищенский, чуть ниже «Russian bivouac»

Следующий день внес некоторые коррективы в наши планы. Надежды пройти стену за день и заночевать на гребне не оправдались. Подход под стену в конце лета просто в отвратительном состоянии. Вместо снега и льда куча живья вперемешку с землей, а с верху время от времени летело. На этом участке потеряли кучу времени, и дойдя до самой стены уже понимали что с быстрым восхождением у нас ничего не получиться.

«Russian bivouac»

Первые веревки по стене в целом не сложные, лезлось быстро и вскоре мы добрались до основной части маршрута. От сюда начинается все самое интересное. Трезво взвесив все «за» и «против», окончательно поставили крест на быстром восхождении и стали на ночевку. С другой стороны прямо под ключами отличная ночевка, почему бы не воспользоваться таким подарком. Потрудившись около часа, вымостили отличную полку под платку. Решили, что мы молодцы и заслужили дать этому месту свое название. Нарекли нашу ночевку без затей «Russian bivouac». Обработали одну веревку и с чистой совестью отдались во власть Морфея.

Рассвет на восточной стене Grandes Jorasses

Следующий день был холодным и сложным, совсем не таким как он представлялся нам на солнечной восточной стене. Из-за особенностей рельефа солнце освещает нашу часть стены только до обеда. А тут еще и ветер. В общем о комфортном лазании пришлось забыть. 6 ключевых веревок лезли меняясь. Пока первый боролся с рельефом и холодом, второй просто мерз, а затем боролся с рюкзаком на перилах:-)

На станции под первым карнизом

Нам казалось что мы ужасно долго работаем и явно могли бы лезть быстрее, но после оказалось что у нас ушло не более часа на каждую веревку, все же не так уж и медленно. Как бы там ни было к месту второй ночевки мы добрались к 17 часам. Впереди еще один сложный участок, последний бастион гребня Трончи (Tronchey), а за ним вроде как простой гребень. Но что-то подсказывало нам, лучше не «ломить на пролом». Улучшили полку для ночевки, дожгли остатки газа и юркнули в палатку.

Рома борется с рюкзаком на перилах

Через час поняли, что не ошиблись. Гроза с градом накрыла Гранд Жорас. А когда на следующий день шли по гребню, и мест под палатку вообще не было, еще раз подумали о той грозе и возможной сидячей ночевке под тентом. Все же хорошо, что у нас еще не притупилась интуиция или это везение? Да в общем то и не важно, главное выбор был удачный:-)

Верх восточной стены, Максим Фойгель работает первым

Утром позавтракали водой с шоколадкой. Долезли последние веревки, затем откровенно развалюшный гребень и снежный купол пика Уолтера (Wolker). Все, вот она вершина... Сфотографировались в тумане и заторопились вниз. Хотелось есть и помыться.

Роман Городищенский на последней ключевой вервке

Спуск это вообще отдельная история. Китайский поход с траверсами между, под и над серакми, с дюльферами, и переходами от скал на ледник и обратно. В общем приключенческий такой спуск. В конце концов вышли к хижине Бакала (Boccalatte), где хиженщик узнав от куда мы пришли и что сходили тут же стал вызванивать своего знакомого Luca Signorelli, который якобы спец по Гранд Жорасу и может нас проконсультировать на предмет «что мы пролезли». Это было очень к стати, еще одна «случайность» подумалось мне, т.к. сто процентной уверенности в чистом первопроходе все же не было.

На вершине Grandes Jorasses, увы в тумане

Пару недель спустя, выслав фото с ниткой нашего восхождения, Лука заверил нас, что как минимум верхняя часть нашего маршрута, от первой ночевки и до выхода на гребень Трончи, является независимой линей. Супер! Тут же поздравил коллегу SMSкой.

Дело было за малым, дать нашему маршруту имя. Выдумали такое - «Via RoMa». Во-первых, это переводится с итальянского примерно как «римская дорога» или «дорога на Рим», а маршрут ведь то со стороны Италии, в общем все дороги ведут в Рим. Во-вторых, в слове «RoMa» присутствуют первые буквы наших имен Роман и Максим. Ну и в-третьих, по моему самая главный довод, моего напарника по восхождению зовут Рома:) Может когда нибудь назовут маршрут и моим именем, «виа Макса» например, а что, сходим в следующем году еще что-нибудь...

ПАСПОРТ МАРШРУТА

• Район: Альпы, Западные Альпы район Монблан
  • Вершина: Гранд Жорасс, пик Уолкера (Grandes Jorasses, p. Wolker) 4208м
    Маршрут: по левой стороне большого внутреннего угла восточной стены
    Название маршрута: «Via RoMa»
  • Категория сложности: предлагается – 6А (1345м F6а А2), первопрохождение
  • Характер маршрута: скальный, снег и лед на подходе и спуске
  • Общая протяженность маршрута: 1345м
    Протяженность стенной части: 490м
    Протяженность участков: V к.с. - 120м
    VI к.с. - 185м
    из них ИТО - 55м
  • Подсчет использованных крючьев не велся. Шлямбурные крючья не применялись. На маршруте было найдено старых точек 1 френд и 3 скальных крюка, он же были оставлены.
  • Ходовых часов команды: 23 / 2,5 дня
  • Участники: Фойгель М.Р. / Городищенский Р.Р.