Вне трассMountain.RU

Сноуборд

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ

• обратный
• обратно
• в ответ

Поднимаясь на вершину горы человек,
разрывает связь с миром, в котором живет.
Где хаос и груз повседневных забот и проблем
окружают его непреступной стеной.
Там, на вершине, он обретает свободу…
Спускаясь с горы человек, обретает мудрость.
Его мысли чисты как вода в горном ручье,
его душа глубока как бескрайняя синь неба над головой,
а сердце наполняет спокойствие…

Поистине, корни Backcountry уходят глубоко в прошлое, в те далекие времена, когда зарождались первые горные лыжи. Подниматься на гору приходилось исключительно пешком или частично на лыжах. Сказать, кто был первым сложно, да и не в этом дело, главное, что это направление развивается и поныне.

Авторскую страничку Макса Панкова
Для меня же все началось знакомством с Русланом Кочетковым на спуске с легендарной Кавказкой вершины – Ушбы, где-то в середине 90-ых. Встреча была мимолетной, и единственное что запомнилось это волосатый альпинист в каске, который предложил нам свою помощь на спуске с ледопада. Позже, работая на гляциологической станции ледника Джанкуат (Зеленая гостиница, долина Адыл-Су) мы снова встретились, но тогда я его не узнал. Со стороны ледника пришел коротко стриженый мужик со сноубордом (спустившись с Джантугана). За чаем и разговорами выясняется, что он и есть тот самый «волосатый альпинист в каске». С этого и началась наша дружба, и возможно тогда появились идеи о спусках с различных вершин. Мы съездили в Хибины, затем на Кавказ. Руслан научил меня кататься на сноуборде и … Вот я стаю на вершине Джантугана со сноубордом в руках и диким ужасом смотрю на северную стену, цель нашего подъема и спуска .

Я даже и не помню, когда появилась сама идея лагеря, но летом 2001 года на поляне «Зеленой гостиницы» вырос целый палаточный лагерь. В основном это были наши друзья и друзья друзей и т.п., горящие идеей пожить и покататься в «диких» горах…

Огромную роль в проведении первого лагеря сыграло наше знакомство с Артуром Кузнецовым (Arrrchi). Тогда, где-то в подземельях Московского метро, я встретился с человеком (по объяве), который впарил мне доску, в завязавшейся беседе он предложил поддержать идею предстоящего лагеря на своем сайте www.snowboarding.ru . Сначала и речи не было о возможной коммерческой стороне дела. Тем более что после первой же непогоды затянувшейся на четыре дня из участников осталось меньше половины. А физические возможности оставшейся части райдеров заставляли задуматься. Но это был маленький успех, хотя бы в том, что мы поняли, что не одни в своих идеях - ходить и кататься в больших горах, что многим это тоже интересно. После основной программы мы небольшим коллективом (Наталья Яблокова (Петрова), Митяй Беляев, Саня Каштанов и мы с Русланом) осуществили еще одну идею – спуск с вершины Эльбруса по северо-восточному склону (с Восточной вершины 5621м. в сторону ледника Ирик).

В следующем году было решено снова провести Backcountry лагерь в том же районе. Место было выбрано не случайно, простота подходов, подъездов, разнообразие рельефа (соответственно вариантов подъемов и спусков) и обилие снега, были главными критериями отбора, плюс мы с Русланом хорошо знали альпинистские маршруты в этом районе, а моя работа на гляциологической станции дополняла наши знания о всевозможных трещинах, и о других особенностях ледникового рельефа.

Июнь 2002 года, первый коммерческий Backcountry лагерь. Было порядка 15 человек клиентов из разных городов России. Состав гидов вырос до четырех человек: Наталья Яблокова (Петрова), Митяй Беляев и мы с Русланом. В сущности, это была команда Триал-Спорта по фрирайду (после спуска с Эльбруса нам предложили контракт). Критериев для отбора гидов не было, как такового и поначалу мы с Русланом были и организаторами, и гидами имея достаточный альпинистский опыт, опыт проведения спасательных работ и медицинскую подготовку.

Контингент клиентов состоял в основном из ребят 20-35 лет все сноубордеры, но было и несколько девушек, одна из которых каталась на лыжах. После лагеря было решено более серьезно подойти к проблеме быта, безопасности и дисциплине участников, к юридической стороне дела. Стал вопрос о ежегодном проведении лагеря. За время основной программы был снят фильм, который потом не без помощи все того же Arrrchi, его друзей и соратников по сайту был отвезен на ISPO, где и была заложена основа на предстоящий сезон. Планировался приезд прорайдеров команды Flow.

Надо сказать, что сезон Backcountry 2003 года был самым удачным и не, потому что приехали первые Западные Pro (были и российские райдеры). А просто все было организовано и проведено на высшем, идеальном уровне. Душевная атмосфера, отличная погода и общение вот что можно было назвать лагерем. Ведь не зря же говориться: «Красивыми горы делают люди». Еще долго после этого я боялся, что так удачно уже никогда не получится, а потом понял, что будет просто по-другому. Я тогда многому научился у этих ребят. Они снимали фильм о поездке и катании в России (четыре оператора - 2фото, 2 видео и 3 райдера). Удивлял их подход к работе и организации катания, особенно после бурно проведенного вечера, да и многое другое о котором не напишешь.…О судьбе снятого ими материала и возможных публикациях мне лично ничего не известно, но их лица, слезы, улыбки и тепло с которым мы расставались, говорили о многом.

Обилие проектов различного направления от Rope-Jumpa, сноуборда и альпинизма делали жизнь невероятно активной, но постоянное мое отсутствие в Москве не позволяло серьезно заниматься организацией Backcountry лагерей. Я предложил Артуру (Arrrchi) выступить в роли организатора и менеджера проекта. Так появилась Russian Backcountry Team. И пока, возможно, это неофициальная организация, главное это идея, и то, что эта идея вгрызается в мозг все большему количеству катающихся людей. Ведь, на мой взгляд, Backcountry – это состояние души, это общение человека и горы, это образ мысли, образ жизни, это…

Часто бывает, что сам подъем, хоть он и не легок (порой 4-5 часов), запоминается больше чем спуск в силу различных причин (изменение погоды, состояние склона и т.п.). Почему? Такова магия гор. И еще потому что, поднимаясь по склону горы, ты ее лучше чувствуешь, понимаешь. Здесь учишься мудрости и терпению. Здесь ты такой, какой есть. Как сказал Damien Belmere - один из прорайдеров Flow: «Ты видишь, какие они (горы) большие, а ты маленький…».

Накануне предстоящего зимнего сезона было решено попробовать организовать первый зимний Backcountry лагерь в Хибинах. Огромную роль в открытии Хибин как полигона Backcountry, сыграло мое знакомство с Игорем Загвоздиным - моим гидом и инструктором в то далекое время, когда я вставал на горные лыжи. Сейчас у нас появились два зимних лагеря в Хибинах, а в программе - занятия по лавинной подготовке, организации поиска и проведения спасательных работ. В катании много времени уделяется возможным вариантам спуска, когда каждый райдер, получив консультацию у гида, может выбрать (на указанном участке склона) свой путь спуска. Это учит людей самостоятельно оценивать рельеф пригодный для катания его особенности и безопасность. Сезон (май-июнь) 2004 года стал в некотором смысле ключевым – количество лыжников сравнялось с количеством сноубордистов, причем 90% лыжников составляли телемаркеры! Мы снова принимали зарубежных гостей из Германии, Австрии и Италии. И хотя по погодным условиям не вся предложенная программа была реализована, мы классно провели время, катаясь и общаясь вместе.

На Западе уже давно существует система Backcountry лагерей в различных странах и горных районах. Как-то во время поездки по Италии вместе с Валерой Розовым в маленьком городке на границе с Францией, в уличном киоске я увидел журналы с огромной надписью «Backcountry». Выбрав наугад один из них, я был в шоке, увидев на развороте статью о поездке в Хибины и фото. Еще больше я был удивлен календарем проведения Backcountry лагерей в различных уголках Италии (в течение года) размещенным на внутренней стороне обложки.

На сегодняшний момент смело и нескромно было бы сказать, что мы первые и единственные кто занимается организацией Backcountry лагерей в России, радует что это, на мой взгляд, перспективное направление живет и привлекает с каждым годом все больше и больше людей. Расширяя географию районов и возможностей проведения Backcountry.

Команда RUSSIA BACKCOUNTRY TEAM выражает благодарность спонсорам - BARRYVOX, CASSIN, DA KINE, FLOW, HEAD, JULBO, LOWE ALPINE, SCARPA.
Отдельное спасибо компаниям Альпекс и Альпинтрейд за предоставленные палатки.

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!