Автор: Екатерина Зеленцова, Москва , горный клуб МГУ

Отчет о спортивном походе 3 к.с. проведенном на Высоком Алае (Дугоба) с 18 июля по 9 августа 2015 года. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

7.5 Перевал Улитор (2А, 4645)

Высота 4645 м

Характер снежно-ледово-осыпной

Номер в классификаторе 4.1.60

Координаты по GPS N39° 48.533 E71° 47.766

Расположен в Коллекторском хребте, между вершинами Улитор и Зачетная, соединяет долины рек Улитор и Арчаканыш, ведет с ледника Улитор на ледник Дугоба.

Прохождение: 29-31 июля 2015 года. Описание даётся от Арзановских ночевок под языком ледника Улитор до реки Арчаканыш. С перевала снята записка группы турклуба МГУ (Москва) под руководством Мукаилова Сергея от 20.08.2012

Необходимое снаряжение: Каски, кошки, ледорубы, страховочные системы, веревки основные, петли, ледобуры.

Погода во время прохождения: 29 июля облачно, временами дождь, туман, 30 июля облачно, 31 с утра облачно.

С утра сыро, туманно, но дождь пока не идёт. Выходим 29 июля в 8:30, дождавшись видимости. Сегодня решаем идти по тропе, на которую вышли в самом конце спуска с морен и которая идет вдоль орографически левого борта ледника. По тропе уходим в карман, который идет между основным склоном и моренами, и начинаем подъем по нему (фото 6.1, фото 6.2). Там, где тропы нет, путь маркирован турами. Осыпные склоны некрутые, до 15-20 гр. Снизу потихоньку наползает туман (фото 6.3, 6.4). Через 2 часа подъема от лагеря проходим мимо небольшой осыпной чаши, окруженной моренными холмами. Здесь есть площадки под палатки, но есть ли вода – непонятно. Поскольку уже появились снежники, наверное, можно найти какую-нибудь лужу. После чаши поднимаемся, ориентируясь по турам, на более крутой склон морены (фото 6.5) и выходим на снежник под языком ледника (фото 6.6). Поднялись сюда чуть больше, чем за 3 часа общего ходового времени от лагеря (5 переходов, 2 часа 15 минут чхв). Мы идем совсем неторопливо, поскольку после заброски несем продукты на 12 дней, рюкзаки тяжелые (34-37 кг у мужчин). От начала снежного языка есть несколько вариантов подъёма в цирк перевала: по моренному валу и сразу по снежнику, переходящему в ледник. Выбираем второй вариант. Спускаемся по камням в ложбину перед ледником, выбираемся по морене на снежник. Поднимаемся по некрутому льду (до 15 гр.), перепрыгивая промоины на нем. Садится туча, видимость резко сокращается (фото 6.7). Перебираемся на левый берег большого ручья, текущего в ледовом желобе и выходим на срединную морену. Встаем здесь лагерем (фото 6.8, 6.10). Слой морены тонкий, так что места под палатки приходится выкладывать из камней (фото 6.9). Благо времени у нас много, сегодня дальше идти мы не планировали. От языка ледника сюда поднялись за 2 перехода по 20 минут.

С вечера иногда тучу проносит, и тогда становится виден наш перевал: крутой снежно-ледовый склон, высотой около 250 м, подрезанный несколькими бергшрундами (фото 6.11, 6.12). У перевала несколько седловин, какая из них правильная – не совсем понятно, поскольку разные описания указывают на разные понижения… Перевал хорошо было видно еще при спуске с перевала Фергана (фото 6.13). Кажется, что под левой по ходу седловиной и под центральной седловиной трещины больше. Под правой седловиной и в месте изгиба бергшрунда, видны снежные мосты.

30 июля с утра выходим в 8:20. Видимость есть, но пасмурно. Кошки можно надеть прямо в лагере, можно один переход, до начала перевального взлета, пройти без них. До перевала идти дальше, чем казалось накануне. Поднявшись по снежно-ледовому склону с камнями, оказываемся на относительно ровном участке ледника, пересекаем его и выходим под склоны, на снег. Косым траверсом справа налево по ходу с самостраховкой ледорубом поднимаемся под бергшрунд, к явно видимой снежной пробке (фото 6.14, 6.15). Снег достаточно глубокий, ступени формируются хорошие. Отсюда начинаем провешивать перила в 9:40 (готовим страховочные станции, веревки и т.д.) Поскольку группа у нас большая и попробовать работать лидером хочется многим, то перила провешивают одновременно 2 связки (фото 6.16). Промежутки – на ледобурах. Лёд нормальный, после срубания небольшого верхнего слоя ледобуры держат отлично. Правый коридор чуть хуже, на нем слой рыхлого льда толще. Крутизна склона на первом участке 30-40 гр. (фото 6.17). В 10:05 начали провешивать перила, к 10:30 перила готовы, по ним поднимается следующая пара ребят, чтобы провесить следующий участок (фото 6.18). Первый участок вся группа прошла к 11:50. На втором участке, местами, крутизна еще больше – до 45 гр. (фото 6.19). Закрепление перил здесь так же, на ледобурах. При работе группы на склоне необходимы рации: с нижних точек верхние станции не видны из-за небольшого перегиба, докричаться непросто. В верхней части склона выполаживание (фото 6.20). На фото 6.21, сделанном Никитой Котляровым, участником альпсборов клуба Демченко, видна работа нашей группы на перевальном взлёте. Делаем на перилах жестко закрепленные промежуточные точки, чтобы можно было подниматься нескольким людям одновременно. К 12:25, все выходим на перевал (фото 6.22, фото 6.23).

Пока мы поднимались на перевал, параллельно нам по крутому ледовому склону на вершину Улитор шла связка альпинистов. Было очень интересно наблюдать за восхождением. В какой-то момент с вершины прямо на ребят сошел большой камень, но они успели укрыться от него. После того, как мы поднялись по перилам, встал вопрос – на какую седловину идти. Сделали разведку двух седловин: на центральную пошла связка, на правую по ходу – выпустили человека со страховкой. На правой оказался тур с запиской. Вниз с неё уходит спусковой кулуар, похожий на тот, что указан на имеющихся у нас фотографиях. На эту седловину и перешли. Высота 4645м, координаты N39° 48.533 E71° 47.766. С перевала в разрывы туч виден ледник Дугоба (фото 6.24). К сожалению, видимость не очень хорошая.

Спуск с перевала проходит первые метров 150-200 по высоте по камнеопасному и неширокому кулуару крутизной до 30 гр., затем кулуар расширяется, его крутизна чуть уменьшается. Всего для спуска до боковых морен ледника надо сбросить почти 500 м. При этом мелкой осыпи, «лифта», здесь практически нет. В основном это средняя подвижная осыпь, разрушенные скалы (фото 6.23). Поскольку идти по такому склону плотной группой в 15 человек нереально, разбиваемся на 2 группы. Спускаемся относительно короткими «галсами» по очереди: пока одна группа спускается, другая – пережидает в безопасном месте (фото 6.25, фото 6.26, 6.27). Спуск оказывается долгим и тяжелым, с одним большим (10-15 минут) привалом по пути. Сами собой камни со стенок кулуара не сыпались, но из-под ног уходили регулярно. Был неприятный момент, когда большой камень из-за того, что осыпь ниже него поехала, покатился по кулуару и пошел на находящуюся внизу группу. Все успели увернуться. После выхода из кулуара спускаться становится чуть легче: по крайней мере, можно «россыпью» идти своим темпом, крутизна склона уменьшается, камни не разгоняются (фото 6.28, 6.29). Договариваемся о том, куда идем, и потихоньку спускаемся на вал боковой левобережной морены. Последние добираются сюда в 15:49, спуск с перевала занял у нас от 2 часов до 2 часов 40 минут… Вода есть в ручье между мореной и склоном. Останавливаемся здесь на обед. Высота 4225м, координаты N39° 48.293 E71° 47.474

После обеда выходим в 17:10. По гребню морены проходит тропа с турами. Обходим по морене крутой язык ледника с большими разломами (фото 6.30). Через один переход тропа теряется. Скорее всего, она уходит в левый карман, между мореной и склоном. Туры же по-прежнему идут по гребню. Идти здесь становится неудобно, спускаемся по осыпному склону вправо по ходу к разливам реки под языком ледника (фото 6.31). В принципе, реку здесь можно перейти, но, скорее всего, не по камням, а вброд. Однако мы знаем, что впереди водопад и не очень понятно, как обходить его по правому берегу, есть ли там нормальный проход.

Так что продолжаем спуск вдоль реки, по её левому берегу. Местами среди осыпей встречаются своеобразные участки ровных плит (фото 6.32). По пути проходим выровненные площадки – явно бывшие места под палатки (фото 6.33). Долина сужается, идем вдоль реки, временами траверсируя склон. За 1 переход выходим к конгломератной промоине, идущей поперек пути, переходим её и выбираемся на верхние валы конечной морены (фото 6.34). После разведки пути группа разделилась: часть людей спустилась с вала чуть левее ручья, по осыпному склону с участками конгломерата (фото 6.36), вторая половина ушла в моренный карман под левый борт (фото 6.37). По небольшому участку конгломерата (около 10 м) спустились с валов в карман и уже по нему вышли к реке. От начала кармана хорошо была видна тропа на осыпи, ведущая левым берегом к реке Арчаканыш. Тропа начиналась уже после кармана и шла довольно далеко от воды. Нам на неё уже не надо. Спустившись к реке, встаем здесь на травянистых полянках, вода находится в ручейке – левом притоке, чуть ниже по долине. Координаты места ночевки N39° 46.862 E71° 48.102, высота 3730м. Сюда мы спустились к 19:40, за 2 час 30 минут (1 час 50 минут чхв) из-под перевала Улитор. Правый борт долины на этом участке, на уровне водопада и под ним, выглядит непростым для прохождения (скалы, крутые осыпи) (фото 6.38). Как по нему ходят – не очень понятно. Видимо, решение спускаться по левому берегу реки было правильным.

Еще с вечера сходили посмотреть возможные места переправы через реку, так как спускаться к слиянию рек, чтобы перейти её на разливах не хотелось. Чуть ниже того места, где мы встали на ночевку, река уходит в каньон, перейти/перепрыгнуть её здесь невозможно. Выше по течению, до водопада также хороших для переправы мест мы не нашли. Так что было решено переходить её прямо там, куда мы спустились, благо на выполаживании после водопада она так же разливается на несколько рукавов.

С утра 31 июля выходим в 7:50. Пасмурно, но дождя нет. Переходим реку вброд, вода неглубокая, по колено (фото 6.39, 6.40), напор не сильный, но очень холодно. За 15 минут справились с переправой, переобулись и согрели ноги. Вылезаем по травянисто-земляному склону с камнями крутизной до 35 гр. на высокий правый берег реки (фото 6.41, 6.42). Приспустившись вниз с холмов, по травянистым некрутым террасам «срезаем угол», плавно поворачивая в долину реки Тур, вытекающей из-под языка ледника Егорова (фото 6.43, фото 6.44).

Расчет ходового времени:

Подъем под перевальный взлёт от языка ледника 4 часа (2:55 чхв)

Подъем на перевал с севера 3 часа 55 минут

Спуск с перевала до боковой морены ледника Дугоба 2 часа 40 минут

Спуск в долину р. Арчаканыш, к стоянкам ниже водопада 2 часа 30 минут (1:50 чхв)

Итого: 13 часов 05 минут (11:20 чхв)

Выводы, рекомендации:

Перевал Улитор оставил двойственное впечатление. С севера интересный, технически непростой, требующий уверенной работы на ледовом склоне средней крутизны. А вот спуск на юг физически тяжелый, выматывающий. Для большой группы особенно непрост, поскольку в верхней части реально может быть камнеопасным и требует постоянного движения плотной группой. Перевал не стоит ходить с юга на север!

7.6 Перевал Дальний (2А, 4910)

Высота 4910 м

Характер снежно-ледовый

Ориентация восток-запад

Номер в классификаторе 4.2.3

Расположен в Алайском хребте, между пиками Дальний и Студентов, соединяет долины рек Арчаканыш и Кексу, ведет с ледника Егорова на ледник №59.

Прохождение: 31 июля – 2 августа 2015 года. Описание даётся от реки Арчаканыш до ночевок под перевалом Караказык. С перевала снята записка группы туристов СК Ижпланета из г. Ижевск под руководством Романова В.П. от 29.08.1990

Необходимое снаряжение: Каски, кошки, ледорубы, страховочные системы, веревки основные (связки).

Погода во время прохождения: 31 июля облачно, с обеда и до вечера дождь. 1 августа переменная облачность, временами солнце, с середины дня туман, дождь.

Спустившись к реке чуть выше слияния истоков, начинаем подъем вдоль её левого берега. Близко к воде не подходим. Порой идём по хорошей тропе, порой она теряется, но идти легко и без неё, по низкой траве (фото 7.1). Трава сменяется камушками, идём по некрутым холмам, буграм. Переходим по камням левый боковой приток (фото 7.2). В тумане виднеются фантастические складки скального борта долины (фото 7.3) Через 40 минут подъема (2 перехода) выходим на мелкую осыпь, по-прежнему идем вдоль реки, прижимаясь к ней. Дойдя до осыпного прижима, где идти вдоль воды становится совсем неудобно, вылезаем на верх осыпного вала и идём по нему вдоль реки. Подходим под ледник, впереди виден его зачехленный язык (фото 7.4). (2 часа 45 минут общего ходового времени от начала подъёма по долине или 2 часа чхв). Выбираем, как подниматься на него: судя по описаниям, есть разные варианты. Решаем пойти слева по ходу. Переправляемся за 10-15 минут по камням через реку (фото 7.5) под самым ледником и начинаем подниматься по зачехленному языку ледника, выбирая участки, где морена толще (фото 7.6). Приспустившись с осыпного вала, переходим в ложбину (ледник здесь покрыт мощным слоем осыпи) и по ней поднимаемся вдоль языка ледника с открытыми участками льда и разрывами. Идётся нормально, крутизна склона 10-15 гр., максимум 20гр. Ищем место для обеда. Есть более-менее ровные участки, но вода, увы, глубоко под камнями. Так что продолжаем подъем. Выйдя на выполаживание, спускаемся с моренного вала влево по ходу и выходим к небольшому озерцу, разливам, где и встаем на обед (35 минут от начала подъёма на язык ледника) (фото 7.7). Найти озерцо было непросто, вышли к нему практически случайно, после разведки. Хорошо видно оно становится уже тогда, когда проходишь мимо него, поднимаясь вдоль ледника. Озеро окружено большими камнями высотой в несколько человеческих ростов. Высота места обеда 4085м, координаты N39° 45.772 E71° 45.675

Отдыхаем, обедаем, уже собираемся выходить, но тут начинается сильный дождь. Снова прячемся под тенты – идти мокрыми на самый высокий перевал похода, ночевать высоко на леднике, наверное, неразумно. Дождь разной интенсивности лил последующие шесть с половиной часов. Когда он немного стих – сходили на разведку, посмотреть места ночевок. Поблизости, на моренных валах ничего не нашлось. Решаем встать на леднике, на его ровной части. Так что здесь же, у озерка, ужинаем и, пользуясь временным затишьем в дожде, выходим на ледник в 19:30. По уже разведанному пути выбираемся по крупным камням на моренный вал, идущий параллельной грядой основному, более высокому валу срединной морены, слева по ходу от него (фото 7.8). С обеих сторон от вала лежат ветви ледника, лед средней крутизны – до 15-20 гр., с камнями. По морене идти, скорее всего, проще, чем по льду: плавно набирая высоту, обходим более крутые участки ледника, над которым вал возвышается на 15-20 м. Вал наверху покрыт мелкой осыпью, по его верху практически идет тропа. Но для того, чтобы поставить на валу палатки, ровные участки слишком небольшие, он узкий. Там, где морена спускается к леднику, на локальном «перемете», переходим вправо по ходу на пологий открытый ледник и проходим еще минут 20, смещаясь вправо по ходу, к большому валу срединной морены (фото 7.9). У его подножья, на небольших пятнах снега, находятся довольно ровные места, где и ставим палатки (фото 7.10) около больших камней. Как только поставили тент, повалил снег… Вода – в лужах и ручейках на леднике, в общем, повсюду. Для первых ребят, идущих быстрее остальных, был дан ориентир: «поворачивайте к валу после третьей поперечной трещины», Трещин, видимо, оказалось меньше, они успели убежать в соседний цирк ). К счастью, видимость пока хорошая, все собрались на месте ночевки засветло, к 20:20.

С утра выходим в 8:05. Поднимаемся вдоль вала морены, под которым ночевали (фото 7.11). В том месте, где он снижается, выходим на морену, не доходя до скал отрога, разделяющего цирки. Переходим через участок льда с камнями и поворачиваем направо, в нужный нам цирк. Слева по ходу остается большая камера ледника с перевалом Крылья Советов (фото 7.12, 7.13). Надев кошки, начинаем подъем по снежно-ледовому склону. Крутизна подъема невелика, ледник открытый, чуть припорошен свежим снегом (фото 7.14). Трещины пока небольшие, легко перепрыгиваются. Язык ледника Егорова тянется на пять с лишним километров, перевал Дальний находится в самом дальнем его «углу», под пиком Дальний и пока не виден совсем. Перед нами нунатак, разделяющий ветви ледника (фото 7.15, 7.16). Судя по описаниям, подъем/спуск возможен по любой из ветвей. Знаем, что чуть выше его верхнего края начинается зона трещин, так что заранее связываемся (в 10:00, через три перехода от лагеря). Влево по ходу идет ветка ледника, в верховьях которой находится перевал Авиационный, который пойдет еще одна наша группа (под руководством Мартьянова Артема) (фото 7.17). Связавшись, проходим по центру нашей ветви ледника (фото 7.18), далее разделяемся: одна связка начинает просматривать путь правее по ходу, но здесь разломы слишком большие, так что другие связки продолжают идти по центру, где, теоретически, трещин должно быть поменьше, чем у краев. Однако здесь тоже много разломов, они большие, присыпаны снегом, мосты не всегда надежные (фото 7.19, 7.20). Приходится лавировать, временами идти с переменной страховкой. При перешагивании через одну из трещин у участника ломается пополам кошка. Так что некоторое время тратим на то, чтобы хоть немного скрепить половинки, и приматываем её к ботинку армированным скотчем (фото 7.21). Выглядывает солнце, становится очень жарко, воды на леднике нет, только снег. Местами снег глубокий, приходится тропить. В общем, идется достаточно тяжело, несмотря на то, что ледник по-прежнему пологий. Локальные подъемы на нём крутизной до 10гр, а в основном он крутизной до 5 гр. Потихоньку вдали вырисовывается понижение с нашим перевалом (фото 7.22). Но тут новая напасть – садится облако. Вокруг туман, видимость резко падает (фото 7.23). Идем, ориентируясь на то направление, где видели перевал, на скалы. То, что казалось уже перевальным взлетом, оказывается лишь очередным локальным подъемом на леднике (крутизна до 20 гр.). На привалах рисуем стрелочки, чтобы не забыть, откуда пришли. В конце концов, это блуждание нам надоедает, и мы останавливаемся на обед на ровном снежном участке без трещин, чтобы дождаться хоть какой-нибудь видимости. Сюда мы поднялись к 15:15, через 7 часов общего ходового времени от лагеря (или 5 часов чхв). Высота чувствуется, причём даже не конкретными симптомами типа головной боли или тошноты, а скорее общей неторопливостью, ощущением «ноги не идут», после привалов выходим с трудом. Пока обедаем, уже морально готовимся к тому, что тут и останемся ночевать, но порывом ветра тучу все-таки чуть раздувает и мы видим, что стоим совсем недалеко от перевала.

Поэтому выходим в 17:30 и за 10 минут поднимаемся на перевал (последние метры проходят по вытаявшей красно-рыжей осыпи) (фото 7.24). Облако снова садится. На перевале, прямо по центру, обнаруживаем большой тур. Очень удивляемся тому, что в нем нет записки кого-то из ребят, ходивших перевал в последние годы (С.Мукаилов, Д. Шабалин, С.Сидорова, А.Саратовкин, Г.Шевелев), а лежит записка 1990 года! Видимо из-за теплой погоды снег стаял, и обнаружился тур, который обычно был под снегом. Другие туры поискали, но не нашли. (Впрочем, может быть, мы искали не слишком старательно). Сфотографировавшись на перевале (фото 7.25), начинаем спуск вниз. Идём в связках: после 20 м осыпи склон становится снежным. Снег довольно глубокий, крутизна склона до 25-30 гр. Придерживаемся трека в GPS и того, что видим во время периодических разрывов в облаке. Стараемся идти подальше от скал справа по ходу, поскольку оттуда слышны звуки камнепадов. На нашем пути камней, скатившихся со склона, нет. За 30 минут выходим на открытый ледник. Облако остается выше, так что хоть видны варианты спуска. Перед нами – перегиб открытого ледника, на нём зона трещин. Некоторое время лавируем между ними, затем останавливаемся и делаем разведку. Можно спускаться прямо по центру, по льду крутизной до 30-40, лавируя между разломами. После зоны широких трещин на перегибе идет более ровный ледовый склон средней крутизны. Можно – уйти в правый рантклюфт между мореной и ледопадом и спуститься по нему. Выбираем второй вариант, поскольку боимся, что облако снова сядет, и мы окажемся в ледопаде в тумане. Хотя, конечно, вариант спуска по центру, кажется приятнее, чем рантклюфт.

Спускаемся в связках по льду с камнями, ледовым мостикам (фото 7.26). Периодически идём с переменной страховкой, крутизна льда на отдельных участках доходит до 35-40 гр., но такие участки короткие (фото 7.27, 7.28). Спускаемся до ровного участка ледника за 55 минут. Продолжаем идти в связках, минут через 10 ледник становится открытым, идём вдоль ручья, текущего по леднику, и выходим на морену (25 минут спуска из-под рантклюфта). Снимаем кошки, убираем веревки и продолжаем спуск вдоль края ледника, по моренным холмам, вдоль русла ручья (фото 7.29). Решаем идти до первого мало-мальски подходящего места. Но морена всюду неровная, камни крупные. Поэтому, пройдя 30 минут, решаем встать на ночевку на чуть более ровных местах на правом борту долины (фото 7.30). Вода – в ручье, текущем левее по ходу, к ней надо было спускаться метров 15. Время – 20:30. Пока ставили лагерь – стемнело. Координаты места ночевки N39° 45.076 E71° 41.526, высота 4235м.

До хороших мест мы не дошли около 1 км, но день и так получился слишком длинным.

На следующий день с утра решаем, куда идти дальше. От этого решения зависит – пойдем мы дальше вниз по ручью к реке Коксу или будем поворачивать под перевал Караказык. Прикидываем, что у нас со временем, и понимаем, что запаса на выход по долинам нет почти совсем. Поэтому с сожалением решаем «бросить» перевалы Снежный горб и Мечта, как и ледник Абрамова, и пойти на перевалы Караказык и Фрунзе (еще была идея, что на перевал Мечта можно будет, в конце концов, сходить радиально). Сегодня же планируем полудневку, так что собираемся не торопясь, выходим только в 10. Поднявшись на моренный холм, огибаем по нему отрог и, перейдя через несколько моренных ложбин, выходим к краю обширного моренного вала, с которого видны зеленые полянки под перевалом Караказык и серпантин дороги, ведущей на перевал. Туда и направляемся. Слева по ходу остается довольно большое озеро в моренном кармане. С вала виден перевал Авиационный (фото 7.31). Спустившись с вала (средняя, иногда подвижная осыпь, крутизна склона до 30 гр., участки снега), пересекаем плоское «поле с камнями» и выходим к замечательному месту: ровные площадки, чистый ручеек (фото 7.32, 8.1). Это, видимо, традиционные места ночевок, но многие из готовых площадок «уехали» с мореной вниз по склону и только ветрозащитные стенки, уехавшие с ними, указывают на то, что раньше на них стояли. После неуютных ночевок последних дней это место выглядит просто замечательно! Еще и солнышко выглянуло! Так что остаемся здесь! Высота 4170м, координаты N39° 45.116 E71° 41.046. От места ночевки сюда спустились за 1 час 10 минут чхв.

К вечеру сюда спускается группа Мартьянова Артёма, прошедшая перевал Авиационный. Радуемся, обмениваемся впечатлениями, рассматриваем фото и видео ребят из долины реки Караказык, в которой снесло все мосты. Нам по ней спускаться…

На следующий день получается вынужденная дневка. С утра один из участников просыпается с высокой температурой и, хотя к обеду она снижается, решаем выходить отсюда только на следующее утро. Несколько человек сходили погулять к озеру под перевалом Караказык спортивный (фото 8.2, 8.3, 8.4). Озеро очень красивое.

Расчет ходового времени:

Подход под язык ледника 2 часа 45 минут (2:00 чхв)

Подъем на ледник Егорова 2 часа 55 минут (1:35 чхв)

Подъём по леднику на перевал 7 часов 20 минут (5:10 чхв)

Спуск с перевала до морен 2 часа 05 минут (1:50 чхв)

Спуск по моренам под перевал Караказык 1 час 50 минут (1:40 чхв)

Итого: 16 часов 55 минут (12:45 чхв)

Выводы, рекомендации:

Перевал оправдывает своё название: он ну очень Дальний. Нам он дался тяжело, может из-за погоды (2 дня дождь, туман, отсидка полдня на неуютных моренах), может из-за высоты. Технически перевал относительно несложный, однако при его прохождении требуется постоянная работа в связках, лавирование, страховка не только одновременная, но и переменная, выбирание удачного варианта подъема по леднику. При спуске, на юг интереснее было бы спуститься через ледопад, чего мы не стали делать из-за тумана. Спуск по рантклюфту в связках непрост и может быть камнеопасен.

7.7Перевал Караказык (1А, 4444)

Категория трудности 1А

Высота 4444 м

Характер осыпной

Ориентация восток-запад

Номер в классификаторе 4.2.10

Координаты по GPS N39° 45.503 E71° 40.561

Расположен в Алайском хребте, соединяет долины рек Караказык Северный (Аксу) и Караказык Южный (Коксу).

Прохождение: 4 августа 2015 года. Описание даётся от ночевок к востоку от перевала Караказык до истоков реки Караказык Северный. С перевала снята записка туристов горного турклуба МГУ, Москва, под руководством Мартьянова А.К. от 03.08.2015

Необходимое снаряжение: Каски, ледорубы (палки).

Погода во время прохождения: переменная облачность.

Через перевал Караказык, в общем-то, ведет дорога. Её серпантин на склоне перевала хорошо виден еще с морен на подходе (фото 8.5). Построенная (недостроенная) в советские времена, дорога соединяет 2 большие долины, ведя из долины Аксу в долину Коксу. К сожалению, она уже давно не поддерживается проезжей, значительные участки осыпались, оказались погребенными под осыпями, сузились до ширины тропы. Однако даже то, что осталось, впечатляет.

От места ночевки под перевалом выходим в 8 утра, практически сразу выходим на дорогу и идем по ней. Уклон небольшой (фото 8.6, фото 8.7). По пути пересекаем большой снежник на склоне. Пройдя его, срезаем угол серпантина, поднявшись по осыпи почти «в лоб». Крутизна небольшая, около 15гр. Дальше снова идем по дороге. Седловина перевала Караказык очень протяженная, подняться на неё по осыпному склону можно и раньше, но мы решаем все-таки выйти по дороге к туру. Ближе к седловине перевала дорога теряется в моренах, здесь недавно сошел снег, сыро, грязевое болото. Продолжая движение, выходим на правильную седловину, на ней большой тур (фото 8.8). Седловина широкая, осыпная, тур – в центре. Высота 4444, координаты N39° 45.503 E71° 40.561.

Сюда поднялись к 9:40 (1 час 40 минут общего ходового времени или 1 час 20 минут чхв). Сфотографировавшись на перевале (фото 8.9) и полюбовавшись видами, открывающимися с него, в том числе на наш следующий перевал – Фрунзе, начинаем спуск. Сначала идем по тропе по осыпи на север, затем, повернув в обратную сторону, начинаем траверсировать склон. Траверс идет по снежному склону – видимо снег здесь лежит постоянно. Крутизна относительно небольшая – 15-20 гр., слой снега достаточный, чтобы формировать ступени, хотя и не очень глубокие (фото 8.10, 8.11). Впрочем, снег плотный, не съезжает, ступени держат хорошо, идем потихоньку, осторожно. В «единичке» идти здесь было бы совсем некомфортно… После пересечения снежника выходим на осыпь и спускаемся на широкое плато – «балкон», покрытый осыпью. Это выполаживание на скально-осыпном отроге, отходящем от перевала Караказык на запад и разделяющем ледник под перевалом Караказык Спортивный и северную камеру ледника №448. Здесь можно стоять, есть небольшой ручеек. Сюда мы спустились за 25 минут с перевала. Дорога, судя по описаниям и фотографиям, спускается с левой стороны отрога. Продолжая движение, пересекаем ровный участок (дорога на нём снова затерялась в осыпях) (фото 8.12), немного спустившись по склону, идём по тропе и подходим к обрывам на скальном участке гребня. Отсюда – поворот тропы почти на 180гр. Местами она явно видна, местами – осыпавшаяся. Отдыхаем, рассматривая возможный спуск с перевала Ферганской правды (2Б, скально-осыпной) (фото 8.13). Но, возможно, это и не он … После следующего крутого поворота тропы, уходим с неё по ложбине прямо вниз, по некрутой (до 20гр.) осыпи. Спуск с перевала до морен занял у нас 1 час 25 минут. Идём на запад вдоль отрожка, с которого спустились, у его подножья (фото 8.14). Спускаемся среди моренных холмов, иногда по снежникам, иногда по камням, уклона практически нет, идется легко. Снова выходим на дорогу. Но она уже поворачивает вниз, в долину реки Караказык. Нам же надо уходить вверх, к леднику Караказык Западный. Путь к нему по моренным холмам не очевиден (впрочем, это пишут почти все группы, проходившие здесь). Наметить оптимальный вариант прохождения не просто: холмы, гряды, небольшие озера, ложбины – целый моренный лабиринт (фото 8.15, 8.16). Пересекаем его за 2 перехода и спускаемся к реке. Возможно более правильным было бы идти ближе к скалам отрога, разделяющего ледники №488 и Караказык Западный, может там этой моренной «мешанины» было бы меньше.

Расчет ходового времени:

Подъём на перевал 1 час 40 минут (1:20 чхв)

Спуск с перевала до реки 2 часа 30 минут (2:00 чхв)

Итого: 4 часа 10 минут (3:20 чхв)

Выводы, рекомендации:

Хороший, логичный перевал. Наверное, кратчайший путь из верховьев реки Аксу в верховья реки Коксу. По сложности, несмотря на наличие дороги, несомненная 1А, может даже 1А*, поскольку снежник на склоне, судя по отчетам, лежит постоянно и, если слой снега маленький, а под ним лёд, его необходимо будет переходить в кошках. Дорога же на значительных участках разрушена.

7.8 Перевал Фрунзе (2А, 4780)

Высота 4780 м

Характер снежно-осыпной

Номер в классификаторе 4.2.34

Координаты по GPS N39° 43.441 E71° 35.651

Расположен в Алайском хребте между вершинами Аллаудин и 4958, соединяет долины рек Караказык Северный (Аксу) и Коксу, ведет с ледника Караказык Западный под язык ледника Аллаудин.

Прохождение: 4 – 5 августа 2015 года. Описание даётся от истоков реки Караказык Северный до озер под языком ледника Аллаудин. С перевала снята записка группы туристов секции горного туризма Новосибирского Гос. Университета под руководством Шевелева Г.Ю. от 24.07.2014

Погода во время прохождения: переменная облачность.

Спустившись с перевала Караказык к истокам реки Караказык Северный, поднимаемся вверх по реке. Можно идти по осыпям вдоль самой воды, можно – по моренным холмам, идущим вдоль реки (фото 9.1). Поскольку нам нужно переправиться через реку на её левый берег, то ищем подходящее для переправы место. Увидев напротив нас, на противоположном берегу, ровные террасы, решаем переправиться здесь. Большая часть группы перешла реку вброд (фото 9.2), глубина небольшая, поток не сильный. Несколько человек перепрыгнули её по камням, чуть замочив ботинки. Чуть поднявшись от реки, обнаруживаем здесь хорошие площадки с ветрозащитными стенками, судя по всему, традиционные места ночевок. Чуть выше по ущелью течет ручей – левый приток реки Караказык. Встаем здесь на обед и пережидание дождя в 13:20. Высота 3765м, координаты места обеда N39° 44.850 E71° 38.216.

В 16:15 выходим с обеда. Поднимаемся вдоль реки, постепенно удаляясь от неё, уходя на орографически левый склон долины, на осыпную полку, идущую над рекой. Впереди виден зачехленный язык ледника Западный Караказык. Идем по осыпям крутизной до 20 гр., пересекаем конгломератные ложбины (фото 9.3, 9.4). Снова начинается дождь. Решаем, что воспользуемся описаниями подходов из отчета К.Сергина (2014г) и С.Наседкина (2012) и поднимемся к средней части ледника справа по ходу по осыпи, обойдя по моренам ледопад и разрывы в нижней его части, на повороте. Не доходя до характерного скального отрога и ручьев, стекающих водопадом с него, начинаем подъем по осыпи, отыскав участок, где она выглядит не такой крутой (до 30 гр.) (фото 9.5). Поднявшись, оказываемся в очень симпатичном зелёном «кармане» между основным склоном и мореной. Поднимаемся еще один переход по нему (фото 9.6), отдыхаем на зеленом холме. Следующий участок подъема проходит по средней осыпи крутизной до 30 гр. и выводит на широкое плато, засыпанное разнокалиберными камнями, с пятнами снежников. Пройдя по нему 5-7 минут в сторону ледника, обнаруживаем более-менее ровные места на локальном гребешке, у скал. Достраиваем здесь площадки (фото 9.7), вода – в ручейке, вытекающем из-под ледника. Сюда поднялись к 17:55, за 1 час 40 минут (1 час 20 минут чхв) от места обеда. Высота 4110м, координаты N39° 44.423 E71° 37.310

С утра 5 августа выходим по готовности, около 8 утра. По снежнику крутизной до 20 гр. поднимаемся к леднику (фото 9.8). Пройдя небольшой участок осыпи, выходим в моренный карман у ледника, здесь надеваем кошки, организуем связки (ледник здесь уже закрытый) (фото 9.9, 9.10). Поднявшись из кармана на ледник, идем по нему в сторону перевала. Слева по ходу видно характерное понижение в гребне – перевал Музыкантов (фото 9.11). Наш перевал также хорошо виден, но для подхода под него необходимо подняться на следующую ступень ледника, пройдя небольшой ледопад (фото 9.12). Направляемся к ледопаду чуть левее по ходу, там, где разрывы выглядят небольшими (ближнее понижение, ложбина перед нашим перевалом), и за 20 минут подходим под его начало (фото 9.13, 9.14). По-прежнему в связках проходим его за 25-40 минут. Сначала поднимаемся по снежному склону крутизной до 20-25гр, затем входим на лёд. Лавируем между трещинами, перебираемся по снежно-ледовым мостам. Участков, где надо переходить на передние зубья, мало, они короткие – по нескольку шагов (фото 9.15).

Выше ледопада снова идёт участок ровного плоского ледника, подходим по нему под перевальный взлет за 40 минут. Выглядело, что перевал совсем рядом, однако расстояние оказалось значительным (фото 9.16). Поднялись сюда к 11:45, примерно через 3 часа 45 минут общего ходового времени. Первая связка шла существенно быстрее и ждала нас под взлётом около 40 минут. Перевал представляет собой снежно-ледовый склон, крутизной 20 – 30 гр., в верхней его трети видны два больших ледовых разлома. В правой по ходу части перевала взлет более гладкий. В левой по ходу нависают снежно-ледовые разломы, под ними видны следы лавинок, ледовых обвалов. Так что начинаем подниматься ближе к правой по ходу стороне взлета, серпантином, чтобы потом уйти влево-вверх, по ледовой полке между бергшрундами (фото 9.17). Вперед уходит связка протаптывать ступени, периодически связки меняются (фото 9.18). Поднявшись по снежно-ледовому склону крутизной 15-20 гр., начинаем уходить влево, по широкой полке между разломами (фото 9.19, 9.20). Пока поднимались, справа от нас, по скалам, прошел мощный камнепад. Пройдя разломы, поворачиваем вправо и выходим по снегу на седловину (фото 9.21). Она снежно-осыпная, на перевале есть вода (небольшая лужа-озерко), встаем здесь на обед (фото 9.22). Первые две связки поднялись на перевал к 14:15 за 2 часа 30 минут из-под перевала, остальные подтянулись позже, вся группа на перевале к 14:50 (фото 9.23). Высота перевала 4780м, координаты N39° 43.441 E71° 35.651

Далеко внизу видны озера, у которых мы сегодня хотим ночевать (фото 9.24), на западе угадывается седловина нашего следующего перевала – Хамзы (фото 9.25).

Пока готовили обед, сходили по гребню на разведку пути спуска, поскольку все группы, проходившие этот перевал, ругают узкий и крутой камнеопасный кулуар, по которому надо спускаться, если идти с седловины прямо вниз. Перевал Фрунзе с запада – это осыпной склон, выводящий на небольшой ледник. Склон, в основном, мелкоосыпной, по центру склона находятся скальные выходы, которые прорезают несколько кулуаров. Вот по этим-то кулуарам и проходит, чаще всего, спуск к леднику. В отчете Г. Шевелева (2014г) приводится фотография, на которой изображены возможные варианты спуска. Решаем воспользоваться одним из них (фото 9.26).

Выходим с обеда в 16:45. По намеченному пути уходим вправо-вниз по склону, траверсируя мелкую осыпь. Стараемся держать направление на верхний край снежника, лежащий на склоне, чтобы его обойти. Идётся нормально. Небольшой скальный отрог ограничивает с запада цирк перевала, с него, на морены, видимо, можно спуститься как справа по ходу, так и слева. Но вправо уходит довольно крутой осыпной склон, а влево – все тот же мелкоосыпной. Поэтому, собравшись на склоне и дождавшись всех, уходим влево по ходу, на локальную седловинку в гребне. Уже с неё спускаемся на ледник, к которому выходим к 17:15, за полчаса с перевала (реально за 20 минут, 7 минут отдыхали на склоне (фото 9.27, 9.28). По снегу подходим к озеру, лежащему в снежной чаше. Оно очень живописно (фото 9.29). Обходим его слева по ходу, выходим на снежный гребешок и идем по нему. Внизу под нами небольшой ледник, глиссером спускаемся к нему по снежному склону крутизной до 25 гр. (фото 9.30) и продолжаем спуск по широкой ледовой ложбине. Она постепенно сужается, снег становится кирпично-красным (видимо, во время дождей, потоки с растворенными в них красными взвесями текли по ложбине, когда вода спала, взвесь осталась). Выглядит эффектно (фото 9.31, 9.32). Слева по ходу к воде подходит снежник, справа – осыпь, идем по снежнику вдоль ручья, переходя с одного берега на другой, и выходим на осыпь (время 17:50, прошло около часа с начала спуска с перевала). Во время переговоров по рации, «ловим» вызов еще одной нашей группы, совершающей поход в этом районе – группы под руководством Сережи Мирошкина. Ребята уже стоят около озер и ждут нас. После привала уходим вправо по ходу, вдоль ручья, теперь уже по черной осыпи. Спускаемся к подножью короткого скального отрога, остающегося справа по ходу. А дальше нам повезло: в понижениях между моренными валами лежит снег, причем достаточно плотный. Крутизна небольшая, до 20-25 гр. максимум, выкаты пологие. Поэтому радостно съезжаем по этим снежникам, придерживаясь «линии падения воды», переходя с одного на другой, что существенно ускоряет наш спуск. Через 1 переход снежники, увы, заканчиваются, продолжаем спускаться по осыпной ложбине. Слева по ходу открывается осыпной кулуар между скалами левого борта долины и моренными валами, по которому, обычно, поднимаются под перевал. Пожалуй, наш спуск оказался приятнее! (фото 9.33)

Спускаемся с уступа долины по более крупным камням вдоль ручья и выходим на травянистые террасы его левого берега, плавные холмы, поросшие травой. По ним хорошо идется и без тропы, хотя она иногда попадается. Там, где долина ручья сужается, уходит в небольшой каньон, уходим левее по ходу, на широкий травянистый склон (фото 9.34).

Заключительный участок спуска к озерам – травянистый склон крутизной около 20-25 гр. Выходим на камни у разливов реки и, немного поплутав среди них и перепрыгнув ручей, выходим к озерам. Спустились сюда к 19:10, за 3 часа 25 минут общего ходового времени (или 2 часа 50 минут чхв). Группа Сережи Мирошкина стоит под моренными валами, где не так сильно дует. Встаем рядом с ними на песчаном пляже (фото 9.35, 9.36). Спасибо ребятам: нас напоили чаем и даже подкормили вкусным карманным питанием (у них поход только начинается, и они не успели еще оголодать). Высота 3850м, координаты N39° 41.838 E71° 35.738

Расчет ходового времени:

Подъём от истоков р.Караказык к стоянкам

на левобережных моренах ледника 2 часа 10 минут (1:50 чхв)

Подъём по леднику под перевал 3 часа 45 минут (3:15 чхв)

Подъём на перевал 2 часа 30 минут

Спуск с перевала до озёр 3 часа 25 минут (2:50 чхв)

Итого: 11 часов 50 минут (10:25 чхв)

Выводы, рекомендации:

Перевал Фрунзе, который, судя по описаниям, должен был оказаться очень трудоемким и камнеопасным, в результате оказался одним из лучших в походе, всем очень понравился. Интересный подъём по определяющей стороне, пройденный в связках (в старом классификаторе перевал идет еще как 2Б, хотя, ходившие его в последние годы группы, уверено «раздевают» его до 2А) спуск, который оказался несложным и приятным, красивые виды, более-менее нормальная погода. В общем, замечательная 2А.

Правда, при прохождении перевала в обратном направлении, преодоление многочисленных осыпей может серьезно испортить впечатление о нем. На спуске же по снегу, с северной стороны, скорее всего, захочется повесить перила, по крайней мере, в «тройке».

Большой группой на спуске с перевала на юг мы рекомендуем наш путь спуска, подъем же по нему будет, скорее всего, безопасным, но тяжелым физически из-за мелкой осыпи.

7.9 Перевал Хамзы (1Б, 4605)

Категория трудности 1Б

Высота 4605 м

Характер снежно-осыпной

Номер в классификаторе 1.3.16

Координаты по GPS N39° 43.065 E71° 33.680

Расположен в хребте Айлама, соединяет долины рек Коксу и Арчабаши (Аксу), ведет из верховий левого истока реки Коксу на ледник Арчабаши.

Прохождение: 6 августа 2015 года. Описание даётся от озер под языком ледника Аллаудин до реки Арчабаши. С перевала снята записка экспедиции по поиску снежного человека (Кудрявцев Мартин, Америк Юляна из Риги, Латвия) от 30.07.1996

Погода во время прохождения: переменная облачность, во второй половине дня туман, дождь.

Выходим из лагеря 6 августа в 8:25. Начинаем подъём по моренам, идя в сторону ледника. Переходим по камням ручей, идём по его левому берегу. Слева по ходу остается ледник Аллаудин. Поднимаемся вдоль ручья до первой боковой долинки, отходящей вправо по ходу (2 перехода по 20-25 минут от места лагеря). Место поворота хорошо было видно еще из лагеря, в этом месте в валах левобережной морены ледника Аллаудин понижение, по которому течет ручей (фото 10.1, 10.2). В верховьях этой долинки находятся перевалы Высоцкого и Хамзы. По осыпному склону орографически левого берега ручья, вытекающего из цирка перевалов, поднимаемся на выполаживание. Крутизна склона невелика, до 15-20 гр. Отдохнув, продолжаем подъем по травянистым террасам (фото 10.3), впереди открывается вид на перевал – осыпную характерную седловину (фото 10.4). Тропы нет, но идётся легко. Погода пока хорошая. Характерный осыпной холм, расположенный по центру долины обходим слева по ходу. Переходим ручей на правый берег и поднимаемся по осыпи на полку, выводящую под перевальный взлет (фото 10.5). Здесь (под перевалом) лежит снег, под ним вода. Пытаемся обойти это снежное болото, прыгаем через ручейки и лужи (фото 10.8). Затем карабкаемся вверх по склону около 50м, и, повернув направо по ходу, траверсируем средне осыпной склон и выходим на перевал (фото 10.6). Набор высоты здесь значительный. Подниматься технически просто, но физически – тяжело, особенно на последнем участке подъема по осыпям перевального взлета (фото 10.7). Подъем на перевал занял у нас 5 часов 20 минут от лагеря (3 часа 55 минут чхв). Перевальная седловина довольно широкая, с юга она осыпная, с небольшими выходами скал, с севера подходит ледник Арчабаши (фото 10.9, 10.10). Теоретически здесь можно поставить палатки, но дует сильный ветер. По гребню легко можно пройти в обе стороны. Высота 4605м, координаты N39° 43.065 E71° 33.680. С перевала сняли замечательную записку экспедиции по поиску снежного человека…

Обедаем (вода – из луж на границе снега и осыпи), пережидаем очередной заряд непогоды. Выходим в 15:40 предварительно связавшись (фото 10.11). Периодически через нас протаскивает облако, тогда оказываемся в тумане. Спуск начинаем левее по ходу седловины, поскольку прямо под нами – трещины. Обойдя слева по ходу по мостам ледовые разломы, уходим вниз «по линии падения воды» (фото 10.12). Крутизна около 25 гр. на крутом участке, в основном же не больше 15-20 гр. В верхней части склона лежит неглубокий снег, ниже – голый лёд (фото 10.13, 10.14). За 15-20 минут спускаемся до ровного открытого ледника, левобережной морены, здесь развязываемся. Продолжаем спуск по пологому (до 10 гр.) леднику, он плавно поворачивает влево по ходу. В нижней части ледника идти по льду становится сложнее, на нём лежит много камней (фото 10.15). Поэтому решаем уйти на левобережную морену. Перебираемся через ледниковый ручей (фото 10.16) и выбираемся на моренный вал. Идем по нему, по левому берегу ручья, то вдоль самой воды, то поднимаясь на осыпь. Начинаются моренные холмы, спускаемся по ним к разливам. Здесь пришлось поплутать в попытке найти проход: то путь преграждает большой ручей, то выходы погребенного льда (фото 10.17). Обходим озеро на разливах слева по ходу, вдоль самой воды (фото 10.18, 10.19). Обход неприятный, осыпь живая, выполаживания у воды нет, так что идем очень аккуратно, пытаясь делать ступени в мелкой осыпи. Понятно, что падать здесь недалеко и неглубоко, но очень не хочется… Пройдя этот участок, продолжаем спуск по моренным холмам левой части долины, забирая левее, к основному склону долины. Внизу становятся видны зеленые полянки, идем к ним. Здесь ровно, но воды, увы, нет. Вода находится чуть ниже, на уровне окончания языка ледника Арчабаши. Здесь травянистые плоские террасы, ручеек же, текущий с левого борта долины, теряется в камнях, но на небольшом участке выходит на поверхность. От лагеря до воды приходится идти минут 5, но зато здесь ровное и безопасное место ночевки (фото 10.21, 10.21-2). При спуске сюда хотели уйти к реке, раздумывали, не пойти ли по осыпной ложбине между бортом долины и ледником, своеобразному рантклюфту. Но, к счастью, не пошли: по языку ледника и по этой ложбине позднее сходили камнепады. С места ночевки виден наш перевал и спусковые следы на нем (фото 10.20). Спустились сюда к 19:15, за 3 часа 35 минут с перевала (2 часа 20 минут чхв) – одному из участников после выхода на морены стало не очень хорошо, разболелся живот, так что разгрузили рюкзак.

На следующий день выходим в 8:15. Практически от места лагеря начинается тропа, идущая по левому берегу реки Аллаудин (фото 10.22, 10.23). Она разной степени натоптанности, то отличная, то теряется в камнях, но, в общем, до реки Арчабаши следует спускаться по ней. Тропа идет довольно высоко над водой, постепенно появляются кусты, невысокая арча (фото 10.25). В долине пасётся стадо яков. Увидев нас, они шустро перебегают реку и поднимаются на противоположный склон долины (фото 10.24). Ближе к слиянию рек Аллаудин и Арчабаши троп становится больше, они разветвляются, так что дожидаемся друг дружку на развилках. Практически над слиянием рек Аллаудин и Караказык одна из троп поворачивает вниз, спускаемся по ней к слиянию. Моста здесь, увы, нет. Спустились к слиянию от места лагеря к 12:00, за 3 часа 45 минут от ночевки под языком ледника (2 часа 50 минут чхв).

Как далее сказано в хронометраже группы «приключения начинаются».

Расчет ходового времени:

Подъём на перевал от озёр 5 часов 20 минут (3:55 чхв)

Спуск с перевала до языка ледника 3 часа 35 минут (2:20 чхв)

Спуск по долине р. Аллаудин до р. Арчабаши 3 часа 45 минут (2:50 чхв)

Итого: 12 часов 40 минут (9:05 чхв)

Выводы, рекомендации:

По перевалу было мало материалов. Кроме того, как было сказано выше, мы добавили его в последний момент, буквально за несколько дней перед отъездом в поход, так что поискать материал подробно было сложно. В принципе, что планировали, то и получилось. С севера перевал хорошая 1Б, интересная, как на подъем, так и на спуск. Подъем на перевальный взлет с юга тяжеловат, но терпим. Спуск по моренным валам окончания ледника не очень привлекательный, но это компенсируется красивой долиной реки Аллаудин.

7.10 Выход по долинам рек Аллаудин, Арчабаши, Аксу.

Прохождение: 7-9 августа 2015 года. Описание даётся от истоков реки Арчабаши до заставы Кара-Шоро.

По хорошей тропе спускаемся к слиянию рек Аллаудин и Караказык 7 августа к 12 утра. После слияния река называется Арчабаши. Сверху, с тропы, мы высматривали мост, хотя бы через реку Аллаудин, но его, видимо смыло (в описаниях он фигурировал). Проходим мимо остатков коша и спускаемся к реке. Тропа выходит к месту, которое на картах генштаба отмечено как брод. Это место находится чуть ниже слияния рек. Напор воды выглядит принципиально сильнее, чем в тех ручьях и речках, которые мы уже переходили. Отправляемся на разведку в разные стороны. Реку Аллаудин можно довольно легко перейти почти в любом месте. Вроде бы можно перейти и реку Караказык. Пожалуй, это логично, что каждый из потоков будет слабее общего, после слияния. Однако, как мы выяснили позже, пожалуй, нам все-таки стоило бродить там, где на картах был указан брод… Но об этом чуть ниже. Мы стенкой переправляемся через реку Аллаудин, глубина потока – по колено, напор воды не сильный. Подходим к реке Караказык и видим, что этот поток реально сильнее, вода глубже. Несколько человек вернулись к месту брода через реку Арчабаши еще раз, но вода начинает активно прибывать прямо на глазах, даже через Аллаудин бродить становится сложнее. Так что возвращаемся и, найдя более-менее неплохое место, организуем переправу через реку. Первыми идет стенка из двоих сильных участников, с двумя страховочными веревками.

Ребятам с трудом удалось перейти реку, уже у самого целевого берега течением их сбило с ног, но они успешно выбрались на противоположный берег. Здесь есть камни, куст, за которые можно закрепить перила. Решаем перебраться по перилам с «трамвайчиком». Первым по перилам идёт руководитель. Сначала все идет неплохо, глубина чуть выше колена. В последней же трети реки проходит основная струя потока. Вода здесь глубиной выше середины бедра, захлестывает валом по грудь, сил перебраться самостоятельно, выйти из струи, не хватает. С помощью страховочной веревки ребята подтягивают руководителя по перилам

Конечно, хорошо было бы сделать подобную переправу, как положено, наклонной вниз по течению, чтобы участника «сносило» по перилам на целевой берег. Но, увы, удобных камней, мест закрепления перил здесь не много, приходится подстраиваться.

Решаем тянуть навесную переправу. На склоне правого берега реки растёт большое дерево, за него её и крепим. Переправляем сначала рюкзаки, чтобы мокрые участники могли переодеться, затем потихоньку переправляем людей и рюкзаки вперемешку. Поскольку время уже обеденное, и к тому же собираются тучи, и начинается дождь, ставим тент и готовим обед. Переправившись без приключений, начинаем сдергивать веревку, но, увы, видимо узел проскочил вокруг расходной петли, и веревка не сдергивается. Снова натягиваем перила, человек уходит обратно на исходный берег и переделывает крепление переправы, организуя его через спусковое устройство «восьмерка». На исходной стороне, в результате, оставляем петлю с карабином. Натянуть переправу и переправиться всем с рюкзаками заняло у нас 1 час, еще 1 час ушел на переделывание (перетягивание переправы, возвращение 1 человека, переделывание системы сдергивания, возвращение на целевой берег, сдергивание переправы).

Выходим с места обеда в 17:00. Поднимаемся на дорогу, идущую правым берегом реки, и идем по ней. Дорога вначале отличная, идет террасами довольно высоко над водой, затем начинаются обвалившиеся участки, которые обходятся, в основном, поверху по «козьим тропам». За 3 перехода, к 18:27, подходим к тому месту, где дорога переходит через реку на другой берег. Моста нет, течение сильное. Решаем, что встанем у реки лагерем и разведаем дальнейшие способы прохождения этого участка. Ниже этого места река уходит в каньон на небольшом участке (менее 1 км) перед слиянием с Аксу. Группа Артёма Мартьянова в красках рассказала нам про переправы здесь и предупредила, что мостов, которые обычно перекинуты через реку, нет, их смыло. Так что это не было для нас неожиданностью. Мест для лагеря тоже особо нет, находим относительно ровные участки в стороне от конгломератного склона, ближе к реке. Пока ставили лагерь – отправились на разведку. Группа Артёма обошла часть прижимов по верху. Мы дошли по берегу до того места, где дальше пройти нельзя – в воду уходят отвесные скалы.

Есть надежда, что с утра вода упадет и здесь можно будет пройти вдоль воды. Там всего-то надо пройти метров 5. Кроме того, поднимаемся на склон над прижимом. Думали, что можно будет пройти поверху, выйти на какую-нибудь травянистую полку на гребне и обойти весь каньон. Поднимаемся сначала по осыпному кулуару с участками конгломерата. Влево по ходу уходит травянистая полка, по которой можно пройти в обход первого прижима, поднимаемся выше и, минут через 15 подъема по скально – осыпному склону, убеждаемся, что обойти сразу несколько прижимов таким способом не удастся. Подниматься-то здесь можно, идётся не очень просто, но нормально. Крутизна подъема до 30-40 гр., в основном осыпь, местами участки скал. Проблема в том, что тот склон, по которому мы поднимаемся, выводит в кулуар, а этот кулуар сужается и тянется в сторону вершины, являясь одним из многих параллельных кулуаров, ведущих к ней. При попытке траверсировать склон, обходя прижимы поверху, пересекать придется их все. Сверху хорошо видна дорога на левом берегу реки и прижимы на реке ниже по течению. Так что, полюбовавшись видами, уходим вниз в лагерь. Решаем, что с утра, в зависимости от уровня воды, будем выбирать варианты: обходить прижим по верху по травянистой полке, или бродить реку в районе старого моста, или идти вдоль воды. Что интересно, пока спускались, «поймали» хорошо натоптанную тропинку, идущую траверсом травянистого склона долины. Но в том кулуаре, по которому мы ходили, она заканчивается, её продолжения или туров мы не нашли.

Ночью спали беспокойно, прислушивались к грохоту катящихся по реке камней. Уровень воды с утра, к сожалению, не упал, а, напротив, немного вырос. Так что вариантов прохода вдоль воды нет, идти же вброд в этом месте («горло» каньона) совсем не хочется. Так что решаем обойти первый прижим поверху, а после посмотреть, как дальше пойдется.

Выходим 8 августа в 7:12. Поднимаемся по осыпному склону и идем по травянистой полке, которая выводит нас на простые скалы. После некоторого блуждания по скально-травянистым полкам выходим на небольшую наклонную площадку, на которой можно собраться. Впрочем, путь здесь достаточно очевиден – если идешь куда-то «не туда», то там отвесные скалы или обрыв. На площадке растет дерево, решаем им воспользоваться, чтобы повесить перила и разведать место спуска. Без перил спускаться здесь не хочется, ниже крутой склон. Перила, после небольшого отвесного участка и крутого конгломератного склона, выводят к реке ниже первого прижима. Длина спуска – 20 м. Спускаемся все и сдергиваем перила. Рюкзак лидера спустили отдельно (первый спускался налегке). Пройдя вдоль реки, обнаруживаем остатки моста. К сожалению, воспользоваться ими нельзя. Поскольку ниже снова прижим, то переправляемся на левый берег. Опять та же схема: переходят двое, стенкой, им организуется страховка из 2 веревок. Первая попытка оказалась неудачной, ребят смыло. Со второй попытки перейти удалось. Крепить веревку здесь не за что, крепим «на себе» (на нескольких людях с каждой стороны). Переправляемся по перилам, пристраховавшись к ним, с сопровождением. Последние переходят, как первые, тоже парой: поскольку для одного человека поток слишком сильный.

Проходим по берегу реки до следующего моста. Его тоже смыло, снова идём вброд со страховкой. В скалы здесь вбита толстая металлическая скоба (элемент крепления моста?), пользуемся ею для закрепления перил. Вода глубоковата (хотя напор воды здесь меньше), чтобы не замочить рюкзаки, переправляем их по переправе отдельно. Обход прижима со спуском по перилам, 2 брода занимают у нас 3 часа, к 10:20 выбираемся из каньона и чуть отогреваемся на солнышке – вода ледяная!

По дороге проходим вдоль реки Аксу с её крутыми конгломератными берегами, и, пройдя мимо смытого моста (остаток бетонной опоры), спускаемся к реке, выходя к разливам. Здесь нам надо перейти реку Аксу на левый берег – перед нами брод, который обычно описывается как самый сложный на этом участке (этот бетонный мост смыло уже давно). Река широкая, поток, в отличие от прозрачной воды Арчабаши, мутный. Однако первая же разведка показывает, что здесь мелко: первый рукав проходим стенками по три человека, глубина воды примерно по колено. На втором участке также неглубоко и поток не очень сильный, но здесь на всякий случай вешаем веревку. По ощущениям это был самый простой брод за эти полтора дня .

После переправы проходим по речным отложениям вдоль воды до уровня правого притока – долины реки Акбек (это ущелье без воды). Здесь, обнаружив под склоном небольшой ручеек, выбираемся по осыпи на травянистую террасу реки и встаем на обед и отдых в 12:20.

Выходим с обеда в 15:20. Дорога идет чуть дальше от реки под склоном, выходим на неё и идём дальше по ней. Наблюдаем обрушение целого куска склона в реку. Дорога разная по качеству, но все-таки это дорога, по которой может даже проехать транспорт. Остается интрига: есть ли очередной мост на правый берег. Ура, он есть!!! Перейдя по нему, спускаемся к впадению в реку Аксу реки Гаджир. Здесь хорошо и ровно. Но!!! Видимо, долгое время здесь стояло стадо и все вокруг в навозе. Камни облеплены кизяками, которые, видимо, так сушат, из них также сложены пирамидки. Пытаемся поискать места выше по Гаджиру, и ниже по Аксу, но, в пределах 15 минут, ничего хорошего не находится: заросли колючих кустов, деревья, совсем небольшие полянки под 1-2 палатки. Так что встаем у слияния, выбрав участок почище. Вода – из реки Гаджир, которую легко можно перейти по камням.

Спустились сюда к 16:20. До слияния рек Аксу и Гаджир можно доехать на машине. Высота ночевки 2025м, координаты N39° 53.980 E71° 38.249

Выходим 9-го августа в 7:30. По дороге идём по правому берегу реки Аксу и, за 1 час 50 минут, доходим до погранзаставы, от которой нас должны забрать машины. Переправа к погранзаставе проходит по трубе с перилами. Только успели обойти заставу и проверить пропуска, как приезжают заказанные машины. Поход закончен!

Общие замечания по району похода

1)Район хорошо подходит для походов 3-6 к.с., при этом «тройки» здесь получаются довольно сложные. В походах 1-2 к.с. будет тяжело: перевалы высокие, подходы длинные, троп мало. Разве что ходить традиционные еще с советских времен маршруты, не заходя в высокогорье.

2)При этом в районе много разнообразных красивых мест, которые можно посетить и радиально. В районе альплагеря много трекинговых маршрутов любой протяженности и сложности.

3)Район считается сухим, однако, чтение отчетов за последние несколько лет, и наш опыт этого года не подтверждают этого: видимо, чаще всего здесь стоит устойчивая хорошая погода, однако периоды с сильными дождями, непогодой, туманом также бывают регулярно (фото 4.31, 6.7, 7.23, 7.24, 10.11, 10.12).

4)Поскольку район хорошо «освоен» альпинистами, на многие вершины есть описания восхождений самой разной категории трудности. Можно вставлять их в нитку маршрута.

В отчете умышленно использовано большое количество фотографий: по многим из препятствий нам не хватало материалов, поэтому хочется их дополнить.

Список литературы

Список отчетов библиотеки МГЦТК:

1.Отчет 5102 Лучанский Г., 1988 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=36238&page=1

2.Отчет 4882 Лучанский Г., 1987 г, Комплексная экспедиция по паспортизации перевалов Алайского и Коллекторского хребтов района Дугоба http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=35829&page=1

3.Отчет 4254 Лехтман Д., 1982, поход 5 к.с. http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=33061&page=1

Отчеты в интернете:

1)Мукаилов Сергей Отчет о походе 3 к.с., 2012 год http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2012sm3/index.html

2)Сергин Константин Отчет о походе 2 с элементами 3 к.с., 2014 год http://kostya-sergin.narod.ru/pohod/pohod2014/mount2014/dugoba2014.htm

3)Домбровский Е. отчет о походе 4 к.с., 2011 год

4)Наседкин Сергей Отчет о походе 4 к.с, 2012 год http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6396

5)Шабалин Дмитрий Отчет о походе 3 к.с. , 2011 год https://sites.google.com/site/otchetalay2011/

6)Мехоношина Галина Отчет о походе 3 к.с., 2009 год http://meridian.perm.ru/03_reports/alay2009/Alay2009.shtml

«Горные путешествия по высокому Алаю» Максимов Л.А., Фоменко Д.Е., Сипачев Г.Ф., «ФиС», М., 1980, например, здесь: http://khaydarkan.su/arhivy_foto/turizm/vysok_Alay_book/index.htm

Карта маршрута:

Хороший поход!

Катя, интересный поход и такой большой группой, поздравляю! Знакомые перевалы: Улитор, Дальний, Фрунзе. За 30 лет почти не изменились, как и цветные (красно-фиолетовые) осыпи после перевала Фрунзе. Ходил тогда 5 ку в Дугобе (СК МИФИ, рук. Муйжнек, 1986, всего 8 человек). Отчет вроде есть в бибилиотеке МГЦТК. Нитка была такая - заброска на Караказык (1А) - акклиматиз. кольцо: Улитор (2А*) - Акташ (1Б), заброска. Линейная часть - Дугоба-Шигоу + Крестовый (3А) - Дальний (2А) - Спартак (теперь это Гаджир Юж.) (3А) - Гаджир Зап. (1Б-2А) - Фрунзе (2А-2Б) - ледн.Абрамова - ГМС "Абрамова" - Снежный Горб (2Б) - Гаумыш Зап. (1А). Переправ через реки, как у вас (тем более,навесок) не было. Был только брод с перилами вечером после Акташа на заброске. С ночевки на седловине пер. Спартак (Гаджир Юж.) был хорошо виден пик Коммунизма, до которого по прямой - километров 80 или 100 всего. Под пер. Крестовым на снежном плато ели сочный арбуз, привезенный из Душанбе. С уважением, Юрий Шишорин