Автор: Александр Советов, г.Москва

Отчет о пешеходном походе 5 к.с. совершённом с 3 апреля по 23 апреля 2014 года по Пустыни: Иудейская, Негев (Израиль), Вади Рам (Иордания). Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

День тринадцатый, 15 апреля. Мишор Амиаз - гора Сдом - пещера Мальхам – шоссе №90 Нэот Тмарим. 21 км.

Маршрут тринадцатого дня. Красным, потом лиловым (фломастер кончился)

Солнце сегодня безжалостно жгло, небо было безоблачно, и поэтому температура быстро поднялась до 40 градусов. Сегодня нам предстояло соприкоснуться с очередной легендой.

Юрина яркая фотография причудливых горок на мишор Амиаз.

И блеклая моя. Буду покупать новый фотоаппарат. Юрий порекомендовал Sony Nex. Качество, приближенное к зеркальному фотоаппарату. Когда ходишь в такие красивые места, фотографии должны быть соответствующие им. Таких выветренных скалок самых разнообразных форм, здесь множество. Около 1 млн. лет назад здесь находилось очень соленое море Лашон, пересохнув оно оставило после себя мощный пласт соли толщиной до 2 км., который пролегает в долине, в том числе и под Мертвым морем. Множество минеральных веществ поступает в Мертвое море из горячих ключей, питающих его. Горный хребет из чистой соли у южной оконечности Мертвого моря называют гора Сдом. Гора Сдом представляет собой уникальное природное явление: огромный соляной купол размерами примерно 11 на 1,5 километров и высотой около 250 м над уровнем Мертвого Моря. Все это практически целиком состоит из каменной соли! и горы и пещеры. На куполе Сдомской горы описано более пятидесяти крупных полостей, из которых самыми известными и интересными являются пещеры Сдом, Мальхам и Колонель. Считается, что именно здесь находился Библейский Сдом (Содом), уничтоженный вместе с Амомрой (Гоморрой) за тяжкие грехи.

Собственно гора (хребет) Сдом. Дорожку накатали квадроциклисты.

Это солевые скалы. Просто грязная соль. Очень много соли! Просто горы грязной соли!

Подъём на хребет занял 1 час 15 минут.

На вершине хребта. Внизу южная (техногенная) часть Мёртвого море

Тепленько - 40 градусов!

Спуск к морю до пещеры Сдом занял 50 минут.

Краски поразительные, даже на фотографии.

Вздыбившееся дно древнего океана, или провалившееся.

Самой известной частью хребта являются пещера Сдом и соляной столб, именуемый «Жена Лота» - согласно Книге Бытия жена Лота обернулась, чтобы посмотреть на уничтожение Содома и Гоморры и была превращена в соляной столб. На этой фотографии видно и то и другое.

Гора Сдом - огромная природная солонка. Советов и Никокошев внутри этой солонки! J Ход, длиной метров 30, заканчивается вертикальным восходящим колодцем к поверхности, метров 50 примерно. Место потрясающе красивое и необычное. Мог бы привести в отчете множество фотографий соляных стен пещеры, но это лучше видеть воочию. Местные снепленгисты практикуют спуск в пещеру дюльфером. Ранее эта пещера была оборудована для экскурсий, электрифицирована, но после одного из ливней, свод обвалился, и организованные посещения прекратились.

Вперед, к следующей пещере Мальхам.

Вход здесь. Это самая большая пещера в Израиле. Её протяжённость более 5.5км, это самая глубокая в мире соляная пещера. До 2006 года она считалась и самой большой соляной пещерой в мире. Пещера запрещена для посещений, да и в наших планах было только знакомство с ней.

В этой пещере надо было передвигаться ползком, на коленках, согнувшись….. Мне очень не понравилось

Местные сталактиты и сталагмиты тоже впечатления не произвели. Любопытства ради посмотреть стоит, но заниматься пещерами не по мне…

На этом развлечения сегодня закончились, дальше предстояло скучное движение -14 километров вдоль шоссе в сторону следующей жемчужине природы Израиля эрозионному кратеру Махтеш Катан. Это уже следующая пустыня – Негев. Прошли мимо минерального завода по извлечению из солей чего-то более ценного, где затарились водой на предстоящие три дня. На ночевку стали среди холмов около перекрестка дорог № 90 и №2499, в очень «интересном» месте, рядом с минным полем!

На территории Израиля находятся, минные поля, установленные во время войны Судного дня 1973 года. Они обнесены забором из колючей проволоки, по периметру установлены специальные знаки. Сложность разминирования в нахалях в том, что селевыми потоками мины многократно перемещало, они находятся совершенно беспорядочно и на разной глубине.

День четырнадцатый. 16 апреля. Нэот Тмарим - нахаль Амациу. 20 км.

Маршрут дня - фиолетовая линия. Красными треугольниками обозначены минные поля.

Следующий день начался тем, чем закончился предыдущий, движение вдоль шоссе, порядка 9 километров, но даже оно было интересно, Мёртвое море, горы Иордании. Затем около 16 километров по дну древнего океана.

Осторожно, верблюды! J Так на Алтае местные жители зовут туристов.

Это дно древнего океана.

Оно же.

Входим в нахаль Амациу, в начале его и заночуем. Было очень жарко, мы долго пережидали полуденный зной, излишне расслабились, прошли в этот день мало, всего 25 километров.

Дожди в пустыне случаются!

Нахаль Амациу.

День пятнадцатый, 17 апреля. Нахаль Амациу - нахаль Цин - нахаль Хацэра - Махтэш Катан (1А) - нахаль Цафит 24 км.

Слишком длинный и не очень интересный прогон предыдущего дня был запланирован с целью быстро добраться до Махтеш Катана. Только в Негеве и Синае существуют так называемые «махтэши». Их всего семь в мире. Это глубокие овальные впадины с ровными почти отвесными краями. Типичный из таких махтешей, махтеш Рамон, имеет глубину 300 метров, ширину 8 километров и длину 40 километров. Образовались они по карстовому принципу: подземные потоки высушили нижние скальные слои, после чего верхние «усохли» и как бы «провалились», образовав воронку. Несмотря на то, что махтеши очень часто называют кратерами, на самом деле, эти геологические формирования являются так называемыми "каньонами эрозии" - формами рельефа в виде естественного чашеобразного углубления с крутыми, часто отвесными стенами. Махтеш Катан выделяется огруглой формой диаметром 5-7 километров. Катан на иврите маленький. Дно Махтеша находиться на 20-50 метров над уровнем моря, гребень на пятистах. В интернете много информации и фотографий по махтешам, но это надо не читать, их надо видеть. Я был в нем в 2013 году, но захотелось увидеть ещё раз и показать это чуду Юрию и Евгению. Я бы и в третий раз спустился в него и побродил бы по нему, настолько он интересен.

Каменный карниз нахаля Амациу.

Подходы по нахалю Цин, нахалю Хацэра тоже были достаточно интересными, но они стерлись в памяти от эмоций от Махтеш Катана. Оба нахаля расположены ниже уровня моря, технической сложности не представляет, плавный набор высоты.

Вид на внешний склон Махтеш Катана со стороны нахаля Хацэра.

Каменный мост. Слёный камень.

Махтеш Катан снаружи, вблизи.

Это вход в Махтеш, даже въезд. Внутри кратера скважина для добычи воды, из под земли извлекается много воды и по трубопроводам подается в населённые пункты. Но краника для туристов, почему то нет. L

А дальше я снова в огромном затруднении, десятки фотографий видов Махтеша изнутри. Пески и стены невиданных цветов, красные, розовые, сиреневые, бордовые, зеленые.

Фотографии песчанных стенок кратера. Это их малая часть.

Снизу кратера стена кажется отвесной, что впрочем, недалеко от истины. Всего три пути входа-выхода ногами есть в Махтеш Катан. С веревками в него не спускаются, слишком камнеопасен и рыхлый.

Как будто художник разукрасил дно Махтеша.

Красно бордовые пески и скалы, вдали видны черные. На тропе Евгений Никокошев.

На кратер вела маркированная тропа, но очень крутенькая, я на ней выдохся и пришел позже своих товарищей. Собственно подъём у меня занял полтора часа.

На вершине мы были в 18 часов. Максим Долгопят. Юрий Савкин, Александр Советов.

Ещё час у нас ушел на спуск, палатки ставили в сумерках, ужин не готовили, воды осталось мало.

Когда мы уже уснули, мимо нас, по темноте прошла пара израильских туристов.

День шестнадцатый 18 апреля. Нахаль Цафит(1А) каньон – АЗС - маале Перес (1Б) подъем 24 км.

Задача дня, как можно быстрее, по холодку добраться до АЗС, заправится водой. Поэтому проснулись и сразу в путь. 15 километров мы пролетели с лёгкими рюкзаками, воды то осталось по литру, за четыре часа. Сегодня очередной прогонный день, потому как чудеса природы Израиля стали привычными, и надо из ряда вон выходящее, чтобы это оценить. И фотографий мало нащелкал, чтобы не отстать от Михаила, задававшего ураганный темп. На АЗС пришли загнанные, но вода ещё оставалась у всех. Проблема воды висела над нами дамокловым мечом всегда, но он не была смертельной, в случае неправильного расчета, всегда можно было изменить маршрут и за несколько часов выйти на дорогу, и попутным транспортом съездить за водой.

Нахаль Цафит.

Он же.

Это тоже нахаль Цафит. Причудливые, глубокие, белоснежные промоины с ямами кое-где заполненными водой. Лицезреть сам ручей в том виде, как и положено, т.е. с водой, вряд ли удастся, так как она в нем бывает крайне редко, разве что сразу после наводнений. Но когда то её текло много и быстро, раз смогла проточить такое русло в камне.

Встречались и такие препятствия.

Добрались до воды на АЗС.

"Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца "

Антуан де Сент-Экзюпери, "Планета людей"

После обеда продолжили движение на Перес.

Максим в палестинке, Михаил в иорданке. Отличаются рисунком, цветом. От солнца, ветра и песка защищают одинаково хорошо. Вторая половина апреля, все жарче и жаре. 40 градусов это уже обычная дневная температура воздуха.

Маале Перес. Если присмотреться то можно увидеть тропу наверх двух путников на ней. Мне этот подъём дался тяжко. Было достаточно круто.

Короткий отдых, время уже 18 часов, сейчас начнет темнеть.

Двадцатикилометровый! конвейер через всю пустыню от побережья Мёртвого моря до железнодорожной станции транспортирует поташ К2СО3. Ночевали мы рядом с ним, шумит и работает круглосуточно уже четверть века.

День семнадцатый 19 апреля. Маале Перес - гевей Перес – нахаль Перес (1А) - нахаль Ашалим - нахаль Эзгад - плато Амиаз - пещера Кемах - нахаль Сдом - Эйн Бокек. 33 км.

Маршрут семнадцатого дня – синим. Точка в левом нижнем углу, место стоянки близ гиганского конвейера, обозначенного черной линией. С дополнительными штрихами.

Михаил с утра взял темп вчерашнего дня, осталось каких 40 километров до конца нашего похода по Израилю, и держал этот темп весь день. Мы таки прошли эти 40 километров, благодаря тому, что с утра воды оставалось в рюкзаке всего по 4 литра, общий вес рюкзак был около 15 килограммов и при этом ещё и уменьшался. Последние 8 километров по обочине шоссе, и больше не было наборов высоты, наоборот мы спускались к уровню Мертвого моря, сбросив 800 метров! Фотографировали мало, запомнилось не все.

Вход в нахаль Перес.

Вид в нахаль Ашалим. Вспомнился прошлогодний спуск в него - 110 метровый отвес, 85 метров отрицаловки.

Амиаз плато. Когда-то на этом плато был колониальный аэродром, настолько ровная поверхность. Любопытно, но не более. Но через полчаса пути земля буква разверзлась у нас под ногами, надо было спуститься в глубокий причудливый овраг (каньон). Мягкий известняк превратился в белый, похожий на муку порошок. Берешься за камень, а он начинает осыпаться. Эти отвесные стены сохранились потому, что здесь нет дождей.

Спуск с плато в мучное ущелье.

Здесь расположена известная пещера Кэмах (мучная), вход в неё запрещен из-за угрозы осыпей. Пещера представляет собой очень узкий и довольно длинный коридор, заканчивающийся небольшим залом и выходом с противоположной стороны горы. Также там можно залезть наверх к красивым аркам и перепачкаться в муке и соли. Однако под ногами все сыпется и проваливается. Висит вот такой запретный знак. Мы даже попытки не сделали туда залезть, уж очень ненадёжна эта пресованная мука. Зато идти по ней приятно

Эти стены на вид только каменными кажутся.

Этот водопровод был как манна небесная. Жара 40 градусов, а здесь душ – сливаются какие-то излишки воды.

Вид назад, сейчас пойдет знакомый участок пути, по нему мы шли на гору Сдом.

Посещение уже знакомой АЗС, вода сэндвичи и быстрым шагом вперед. Завтра переезд в следующую пустыню, уже иорданскую Вади Рам.

Последний километр к Эйн-Бокеку.

ВАДИ РАМ

Есть в этом звукосочетание что-то интригующе-манящее в эту диковинную Вади. В январе 2014 года, будучи с супругой в Израиле, мы, с другой супружеской парой – израильтянами Михаилом и Жанной проехали с десяток километров на джипе по этой пустыне. Была зима, было пасмурно, ветрено и холодно, градусов 15, увиденное ошеломило, такие пейзажи я видел в фантастических фильмах про Марс. Через два часа нас увезли в другую вади – Вади Муса, смотреть восьмое чудо света - Казну. Что можно увидеть за это время? Но в памяти, как яркая вспышка, остались виды зимней песчаной пустыни: отвесные многочисленные островки скал посреди красных песков. Уже тогда я понял, что вернусь сюда вновь. Это что называется любовь с первого взгляда. Через два с половиной месяца у меня запланирована пешеходная пятёрка по пустыням Израиля, срочно вношу изменения в маршрут, три дня закладываю на Иорданию, на свою новую любовь Вади Рам. И весь непростой и нелёгкий поход меня грела мысль, что я вновь попаду на «Марс». И я попал! Три дня я с товарищами бродил от одного каменного острова к другому, шалея от невиданной красоты, а мне много чего удалось увидеть в своих многочисленных походах по горным системам страны и за рубежом. Я впервые столкнулся с тем, что каждый взгляд, на каждом шагу, в любую точку пространства фиксировал красивейший пейзаж. Фотоаппарат щёлкал беспрерывно. Голова переполнилась этой красотой и устала её воспринимать, пресытилась. Удалось посмотреть большую часть маленькой пустыни, но конечно не все. Уезжал немного расстроенный, любовь утолил, и показалась мне встреча с Вади Рам мимолетной встречей с красивой женщиной. Уезжал с чувством сожаления, неоправдавшихся надежд на долгую пленительную любовь. Приехав домой долго возился с фотографиями из «крутого» семнадцатидневного похода по Израилю, их было около тысячи, в памяти всплывали каньоны, отвесные многометровые скальные стенки, веревки, краски Махтеш Катана, яркие пустынные цветы, товарищи. Поход удался во всех отношениях, наверное, это лучший из всех моих многочисленных предыдущих. И вот я добрался до фотографий Вади Рам. Но что это? Откуда возникло это чувство эйфории и блаженства? Неужели это не мимолётная рядовая встреча, а оставленный след молнии на всю жизнь? Но почему же неделю назад не было и подобия этого? Такая мысль мелькнула в мозгу, и тут же пришёл ответ. Когда находишься в сокровищнице среди многочисленных драгоценностей, их красота нивелируется, теряется. Но она обесценивается только в своих глазах и голове, но стоит только выйти из этой сокровищницы, и на следующий день будешь восторгаться каждой отдельно взятой бусинкой. Вот и я жадными глазами, уже жадными, спустя неделю! рассматривал свои фотографии и восхищался ими. А фотографии с простенького фотоаппарата, сделанные на ходу, по принципу куда смотрю, туда и снимаю. А когда я увижу почти профессиональные, от товарища по походу Юрия Савкина? Нет Вади Рам это далёкая любовь на всю жизнь! И пусть я никогда больше не встречусь с ней, но сохраню свою преданность навсегда.

20 апреля. День восемнадцатый: Переезд в Вади Рам. Виладж Рам - скалы Заката - Скала Хазали 15 км

Схема заповедника Вади Рам. Голубым цветом показан маршрут движения.

В Эйн-Бокеке мы попрощались с Михаилом, его отпуск тоже закончился, утром он организовал нашу доставку до иордано-израильского пограничного пункта, близ Эйлата. 190 км на автомобиле, по отличной дороге заняло чуть более двух часов. К 10 часам мы были на пропускном пограничном пункте. Заплатив 30 долларов, быстро и без проблем перешли на иорданскую сторону и здесь зависли часа на два с лишним. Наше знание английского языка не позволяло нам понять, что хотят от нас иорданские пограничники, именно от нашей группы, потому как все остальные беспрепятственно переходили границу. Оказалось, что недавно в Вади Рам погибла группа французских альпинистов, под этим предлогом нам предлагалось оплатить услуги «сопровождающего» - 20 долларов с человека, на что мы, как только это поняли, незамедлительно и согласились. Тут же в наших паспортах появились нужные печати и нас «сопроводили» до ворот. У ворот стоянка такси, до Вади Рам 55 динаров, один иорданский динар – полтора доллара. Мы с таксистом договорились, что он приедет за нами через три дня увезти обратно, ещё и скидку получили, 100 динаров в оба конца, обменялись телефонными номерами. Ехали около часа, любовались окружающими видами, и удивлялись погоде: дождь в пустыне явление неординарное, а тут ещё и пылевая буря в придачу, а мы все теплые вещи оставили в Израиле. Неприветливо встречает нас Иордания и Вади-Рам Рам, что-то будет дальше? Старший брат, наш ангел хранитель Мишка, остался в Израиле, с нами из израильтян только Максим, но и он здесь маскируется под русского.

Пустыня Вади Рам заповедник, её ещё называют Лунной долиной, с июня 2011 года она включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ветер и солнце в течение тысячелетий создали здесь уникальный ландшафт, который привлекает туристов, скалолазов, и просто любителей истории. Наскальные рисунки на территории заповедника Вади-Рам насчитывает свыше четырех тысяч лет. Он занимает территорию около 740 квадратных километров, это очень немного, каких-то 35 на 20 километров. Высшей точкой Вади Рам является гора Ум aд-Дами 1830 м. Есть маленькое поселение Рам, расположенное у подножия горы Джебель Рам, в нем есть несколько десятков домиков, магазинчики, ресторан, школа, но нет банкоматов и аптек. Центр посетителей Вади Рам находится в 6 км от деревни. Ночлег в пустыне Вади-Рам возможен в палатках или различных лагерях. Цена за размещение варьируется от степени удобств и вида размещения от 3 до 40 JD (Иорданских динаров). В центре можно заказать туры на джипах, верблюдах, лошадях, полеты на воздушном шаре, и многое другое. Вход в Вади Рам 5 JD. Средняя цена джип-тура 30-80 JD за автомобиль (до 6 человек). Цена туров на верблюдах - 15-60 JD. Цены зависят от маршрута и продолжительности. Таксист довез нас до самой деревни.

И мы тут же двинулись вперед в пустыню, дальше от духа цивилизации, было время обеда, надо успеть посмотреть сегодня по максимуму и спрятать запас воды. Воды мы привезли по 15 литров на каждого, на все три дня, чтобы быть не привязанными к этой деревне. Определённого маршрута на эти 3 дня я не планировал, просто хотелось пройти и увидеть как можно больше

Такие как мы в пустыне большая редкость, Больше ездят на джипах, которые по пустыне снуют туда сюда. Есть двух и четырех часовые ознакомительные экскурсии на джипах. Но джипы это порождение цивилизации, гораздо экзотичнее на традиционном пустынном транспорте – верблюдах.

Бедуин только один, остальные туристы.

Впрочем, лошади здесь тоже в почете. Юрий Савкин обгоняет знаменитых аравийских скакунов.

До обеда один переход красоты. Красоты фантастической, космической, неземной, а она здесь со всех четырёх сторон, куда только взгляд не кинь, что в дали, что вблизи. Какие скальные массивы! Отвесные, фигурные, резные и лепные! Непогода только оттеняло эту красоту. Одно и то же место пустыни в разное время дня, в зависимости от освещенности солнцем выглядит по-разному.

Все скалы практически отвесные, желание забраться на одну из них и обозреть окрестности исчезло моментально.

Но подойти вплотную, полюбоваться на узоры созданные матушкой природой желание было все эти три дня. Веревки и скальное снаряжение мы оставили в Израиле, облегчились максимально для Вади Рам. Мы были практически легкоходы, наши рюкзаки без воды весили около 10 килограммов, и не напрягали нас ни сколько.

Скала Хазали перед нами.

Вид обратно. В левой долинке Виладж Рам.

Подножие скалы Хазали, здесь мы пообедали, и хотели сделать закладку воды, но приехали бедуины и стали готовиться к приему гостей, дали понять, что мы здесь лишние, это их место. Спорить не стали, переместились на полкилометра и спрятали воду среди таких диковинных то ли камней, то ли скульптур.

Смотрите сами на это произведение искусства, извините, природы! Только несколько фотографий.

Как будто ребенок из пластелина фигурку животного вылепил.

А это целая скульптурная группа атлантов и кариатид, поддерживающих очередной скальный остров.

Сегодня нам туда!

Мимо этих очередных красивых скал,

Они же.

А это вид назад.

Ночевали в интересном месте, на границе светлого и красного песков. А ночью неожиданно пошёл дождь. За 30 секунд мы выскочили из палаток и накинули тенты, которые ни разу до сих пор не использовали, и взяли в Иорданию на случай полевой бури.

21 апреля. День девятнадцатый: Скалы Заката – Арка – «Песчаная Дюна» - Ум Ишлим 27 км.

Следы ночного пустынного дождя.

Утро второго дня в Вади Рам. Вперёд на поиски очередных красот. А их и искать не надо. Вот пятнадцатиметровая дюна красного песка, наметенная ветром. Таких дюн тут множество, с каждой подветренной стороны всех скальных массивов. Вот только подниматься на них не просто. Прямо как в поговорке, земля из под ног уходит. Но таких препятствий у нас было очень мало, в основном шагали по ровненькому песочку.

Другая дюна.

Вот такой каменный крейсер слева по ходу. Какая мощь!

Сегодня до обеда сходим в другой угол пустыни, посмотрим каменный мост - «Арку». Нам туда, за ту скалу на горизонте.

Подошли ближе.

Самое зеленое место пустыни. Даже тень есть, но в отличие от Иудейской пустыни, мы здесь не страдали от жары, температура не поднималась выше 30 градусов, видимо высота Вади Рам относительно моря в полторы тысячи метров делала её менее жаркой. В январе мы в Иордании даже снег видели, и мерзли отчаянно, в отличие от Израиля. Апрель в Вади Рам весенний месяц, пустыня не красная, как в январе зимой, а зеленая, что тоже необычно красиво.

Массив Бурдах, где-то здесь должен быть известный каменный мост - «Арка», но мы не увидели её, а на детальное обследование, у нас не было времени, пошли дальше. Столько всего красивого впереди! Встретили бедуинское «водохранилище», они сделали водосток со скалы в расщелину и в неё собирается и храниться вода для домашних животных.

Фотографии лишь отчасти передают увиденное. Они только будят, включают память.

На этой дюне я соревновался с Максимом, кто быстрее спустится. Вниз можно бегом даже с рюкзаком.

Эту нерукотворную пирамиду мы смогли увидеть с трёх сторон.

Место ночевки второго дня. День был насыщенный впечатлениями и эмоциями, прошли 27 километров, к вечеру навалилась усталость. Шагать даже по ровненькому песочку, это не по асфальту.

22 апреля. День двадцатый: Ум Ишлим - каньон Семи Столпов Мудрости (н\к) – каньон барельефа Лоуренса - Семь Столпов Мудрости 27 км

Сегодня маршрут надо построить так, чтобы на следующий день без опоздания выйти к месту встречи с заказанным такси, поэтому после обеда запланировал радиальное колечко.

Почти одно и тоже место. Моя любительская фотография почти мыльницей, а ниже почти профессиональная, хорошим фотоаппаратом Юрия Савкина.

Подход к каньону Семи Столпов мудрости.

Вход в каньон Семи Столпов . Очередное любопытное и красивое место.

Каньон простой, местами несложное лазание. Каньон (междускалие так сказать) длиной 1,7 километра прошли минут за сорок.

Курумы причудливийших форм и расцветок,но в одной гамме..

Очень интересный, фигурный рельеф и кремовый цвет скал.

Просто очередное, красивое место. (стесняюсь написать красивая фотография)

Вышли на фасадную сторону Семи столпов Мудрости, взяли немного влево, нашли укромное местечко в очередном ущелье, перекусили, спрятали рюкзаки и далее пошли налегке. Во времена Арабского восстания против Османской Турции в Первую мировую войну, где-то здесь здесь находился главный штаб принца Фейсала ибн Хусейна и Томаса Лоуренса, широко известного как Лоуренс Аравийский — британского офицера и путешественника, сыгравшего большую роль в Великом арабском восстании 1916—1918 годов. В ближневосточных, кажущихся безжизненными пустынях, в отличие от нашей сибирской тайги, во всех местах соприкосаешься с многовековой историей.

Почти родные, привычные камни. Выходы гранитов.

Вид с места обеда. За правой грядой, в трёх километрах «Визиторский центр». После обеда у нас радиальное колечко без рюкзаков. Нужно пройти как можно больше, чтобы больше увидеть.

Вот они знаменитые Семь Столпов Мудрости!

Сегодня без рюкзаков было передвигаться значительно легче, но все равно не просто.

На этой дюне я был с Михаилом в январе, поднялся и сейчас, даже без рюкзаков это не совсем просто.

Впечатления те же: дикого, неописуемого восторга от красоты безжизненной пустыни! Дух захватывает даже глядя на эту фотографию.

Ну как здесь не удержаться от благодарности своим товарищам по походу и нашим жёнам отпустивших нас в очередной раз к нашим горам!

В этом месте мы спустились, было интересно как поведет себя песок на предельной крутизне.

Песок под ногами скатывался, но но песчанной лавины не получилось.

Какая ажурная резьба по камню! Какая лепнина! Какой декор! Какие цвета!

Эта стоянка примечательна тем, что во времена Великого Арабского восстания, здесь рукой неизвестного мастера на скале (левый угол фотографии) выбит портрет Лоуренса Аравийского.Сейчас этот портрет обязательно показывают всем туристам Вади Рама.Автор знаменитых мемуаров «Семь столпов мудрости», Лоуренс Аравийский считается военным героем как в Великобритании, так и в ряде арабских стран Ближнего Востока. Его подвиги неразрывно связаны с историей этой удивительной местности.

«Пирамида» вид с другой стороны. В этом месте я понял, что потерял ориентировку и представление где нахожусь. Очень непросто записанный трек совместить с картой-схемой заповедника. Все скальные массивы на карте очень похожи друг на друга.

Юрины фотографии, сразу узнаваемы, совсем другая цветопередача.

Единственная неровная поверхность, обнаруженная нами в пустыне, что-то вроде маленького овражка.

Красота красного песка и заливных скал.

Вот такая интересная перемётная дюна, иллюстрирующая силу и направление ветров, возникающие при этом возмущения.

Вернулись засветло, уставшие, но довольные. Доели свои продукты, завтра в цивилизацию!

23 апреля. День двадцать первый: Семь Столпов Мудрости - Визит-Центр.

Итого по Вади Рам 70 км. Граница - Эйлат – Тель-Авив. авто

Максим показывает, что здесь, на песочке стояли наши палатки. Это последняя двадцатая ночевка похода.

Я на фоне Семи Столпов Мудрости. Поход закончен. Очередная сказка тоже.

У Юры закончился первый заграничный поход, а у Максима курс молодого туриста. J

Последние сотни метров к Визиторскому центру, в 10 часов за нами приедет такси.При въезде в Вади Рам я купил батареек и выключал навигатор только на ночь и на обед.
Он показывает, что мы прошли 71 км с хорошей скоростью, 3.9 км в час в движении. Для песка очень даже не плохо. Малый вес рюкзака очень способствует повышению скорости движения.

Вид на Визитор-Центр и скалы Вади Рам.

На пропускном пункте Иордания-Израиль. Поход удался! Да что там поход, Жизнь удалась!

8. Оценка категории сложности похода по методике категорирования пешеходного маршрута

1. Определение протяженности (L) и продолжительности (t) маршрута:

L= 460 км соответствует 5 к.сл.

T= 21 день соответствует 5 к.сл.

1. Перечень всех локальных препятствий.

Переправы:

1 навесная 55 м Общее количество баллов за переправы: 1х6=6 баллов. Сумма баллов, идущих в зачет: 6 баллов.

Перевалы: (спуски, подъёмы на плато)

2 перевала 1А

3 перевала 1Б

3 перевала 2Б

Общее количество баллов за перевалы: 2&2154+3&2156+3х11=59 баллов. Сумма баллов, идущих в зачет: 31 баллов.

Вершины:

2 вершин н/к

1 вершины 1Б

Общее количество баллов за вершины: 2х4+1&2157=15 баллов. Сумма баллов, идущих в зачет:11 баллов.

Траверс гребней - нет

Каньоны:

3 каньон н/к

3 каньона 1А

1 каньон 1Б

1 каньон 2А

2 каньона 2Б

Общее количество баллов: 2+3+3+5+16=29 баллов. Сумма баллов, идущих в зачет: 28 баллов.

Сумма баллов за локальные препятствия: 6+31+11+28=76 баллов.

Маршрут соответствует 5 к.с.

В зачет идет 55 баллов.

ЛП =55 баллов соответствует 5 к.сл. (в соответствие с таблицей 1 «Методики категорирования пешеходных маршрутов»).

1. Перечень всех протяженных препятствий:

14 баллов

2 км

10 баллов

Сумма баллов, идущих в зачет: 3+15+14+10 = 42 балла.

Пески

Сплошные пески с дюнами

4 км

3 балла

Сумма баллов, идущих в зачет: 3+45+3 =51 балл.

Снежных участков нет

Ледовых участков нет

Сумма баллов за протяженные препятствия: 42+51=93 балла. Маршрут соответствует 5КС.

В зачет идет 80 баллов в соответствии с таблицей 1, раздел 5 методики категорирования пешеходного маршрута. ПП = 80 баллов. Соответствует 5 категории сложности.

1. Географический показатель Г по таблице 4: Приравниваем Израиль к пустынным и полупустынным районам Средней Азии Г=13
  2. Показатель автономности маршрута по таблице 5: А=0,2
  3. Коэффициент перепада высот: К=1+&937Н/12 где &937Н = 12 км

К=1+12/12=1+1=2

7 . Общее количество баллов категорируемого маршрута:

КС=ЛП+ПП+(Г&215А&215К)= 55+80+(13&2150,2&2152)= 135+5,2=140,2 балла.

.Вывод: по общему количеству баллов маршрут соответствует 5 к.с. (135-184 баллов).

1. 9. ПРИЛОЖЕНИЯ.

Продукты - рацион питания на 17 ходовых дней.

С составлением меню были определенные сложности. Израильские туристы, присоединившиеся в последний момент, закупились продуктами по своему разумению и желанию, но каких-то проблем это не вызвало. Все были сыты и довольны. Раскладку продуктов привожу на четырёх человек, как планировалось изначально. Впервые за много лет в рационе появилась тушенка. Объясняется просто, все равно на себе нести воду, а тушенка вкуснее сублимированного мяса. На питание в «цивилизации» не закладывались по нескольким причинам: не терять время, не тратить деньги, ограниченный ассортимент продуктов. В остальном меню было обычное. Жара не способствовала аппетиту.

ВОДА

Природной питьевой воды в Израиле нет, исключение север страны. Поэтому воду всегда несли на себе. Михаил точно знал, где мы можем пополнить запасы воды, исходя из этого, и был построен маршрут, планировались дневные переходы. Воду либо покупали в маколетах, либо набирали в туалетах. Четырежды для этого дела использовались АЗС.

На будущие походы по обезвоженным местам имеет смысл брать специальный фильтр-насос, фильтрующий и одновременно обеззараживающий любую пресную воду. Мною после похода куплен Pocket Filter Katadyn (Швейцария) Насыщенный серебром керамический элемент с диаметром отверстий 0,2 микрона эффективен против бактерий и простейших одноклеточных живых организмов. Это единственный водный фильтр с 20-летней гарантией.

ВЕС РЮКЗАКОВ

Щепочница с турбонаддувом 2 шт

Кастрюлька 3 л. Чайник 1.5 л

ЖПС + комплект литиевых батарей

карты, компас, ручка, линейка, карандаш

фото и видео аппаратура с солнечной батареей.

4 500

на себе 1150

Шлёпки

ветровка Мармот

на холод, ветер и дождь :)

футболка «флис» 100 верх

брюки ветровые (парадные)

Брюки х/б ходовые

на себе 400

термоноски 2 пары

1 пара на себе 40

футболка Мармот летняя с длинным рукавом

на себе 140

Прочее

рюкзак

фонарь налобный

коврик термарест надувной ( или пенка)

спальник пуховый (на +5градусов)

палки трекинговые

седушка

туалетная бумага

кружка, ложка, миска

паспорт, билет, деньги,очки в футляре.

телефон с зарядником,

аккумулятор к телефону

каска

обвязка верхняя. нижняя

прусики 2 шт

карабины 3 шт

восьмёрка 1 шт (спусковуха)

перчатки

личные гигиенические принадлежности: крем для ног,

зубная паста, щётка, помада, гостиничное мыло, жвачка,

шампунь разовый 1 шт, марля для лица

надфиль

проволока стальная ф1 мм

зажигалка 2 шт

прищепки канцелярские для пакетов с продуктами

Аптечка

Личных вещей до 6 кг

общественных в пересчете на одного человека

продукты 17 дней х 580гр

рюкзак без воды

Вода на 2-3 дня до 12 литров

12000

Максимальный вес рюкзака

Тёплых вещей с собой на маршрут не брали ни каких, даже в летних спальниках было жарко. Комаров практически не было. Большой вес палаток. Объясняется их количеством – 5 штук, так как был предусмотрен сход с маршрута израильских туристов по окончанию их отпусков. Всё снаряжение использовалось. Щепочницы зарекомендовали себя прекрасно. Солнечная батарея в условиях пустыни заряжала все телефоны и видеоаппаратуру исправно. Фактический вес рюкзаков был в начале похода меньше 30 кг, воды не было 12 литров каждый день, к концу похода он приближался к 20 кг.

СМЕТА ПОХОДА.

Расходы на одного человека

Сумма

Авиабилеты Москва-Тель-Авив – Москва

13 790 рублей

Продукты питания с собой (очень приблизительно)

3 000 рублей

20 долларов

Автобус Эйлат – Тель Авив

60 шекелей

Питание день прилёта, день улёта. Ориентировочно

1000 рублей

Итого примерно 21 000 рублей плюс 70 долларов.

Визы оформлять в Израиль не надо.

Местные перевозки у нас обошлись без денег, возили товарищи Израильтяне на своих машинах.

Это ещё шекелей на 200 может потянуть (2-3 тысячи рублей)

Всякие сувениры, блюда местной кухни я не считаю, это каждый на своё усмотрение и по своему кошельку. Достаточно бюджетный поход, по карману любому заинтересованному.

10. ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.

Это один из немногих пешеходных походов за пределами нашей страны и стран СНГ. Поход пятой категории сложности в соответствии с правилами ТССР (туристско-спортивного Союза России). То, что он был не автономен из-за заходов в «цивилизацию» для пополнения запасов воды, при расчете категории сложности было учтено, автономно, в пустынях этой страны, невозможно. Поход был совместным, Российско-Израильским, три туриста из России, три из Израиля, такое у пешеходников тоже редкость. Россияне от похода получили невероятное количество положительных эмоций, от необычности местности и характера препятствий, которые было не просто оценить по «Методике категорирования пешеходных походов». Никто в Израиле их никогда не категорировал, хотя много туристов горников переехало из России. Все препятствия оценены нами, возможно, некоторые на полкатегории занижены, для нашей опытной группы они и препятствиями не показались.J Помимо природы, мы смогли ознакомиться с культурой и историей страны, что в горно-таежной местности нашей страны просто невозможно. Израильтяне «познали» правила Российского спортивного туризма. А в целом наша группа осталась очень довольна походом, строим новые планы на следующий совместный поход. Трудно выделить что-либо самое интересное, почти каждый день приносил россиянам совершенно новое, не виданное ими доселе, за всю их богатую на горы туристскую жизнь. Новизна ощущений просто ошеломляющая, в нашей, богатой горными системами стране, таких не получишь. В отчете много фотографий, но ещё больше осталось за рамками отчета, фотографий раскрывающих сложность препятствий и красоту мест. Для тех, кто соберется в пустыни Израиля самостоятельно, надо понимать, главное в походе это вода, всё планирование маршрута от воды. Второе важное, это жара. Не все могут её переносить. В период с мая по сентябрь походы невозможны из-за жары, декабрь-февраль и-за постоянных горных селей. При планировании прохождений нахалей (ущелий), надо понимать, что, как правило, они заканчиваются сбросами и не всегда 80-метровой веревки может хватить, все прохождение маршрута должно быть четко и понятно, иметь описания, без этого просто не соваться никуда, это не российское среднегорье. Тем не менее, рекомендации всем читающим этот отчет. Идти туда стоит! Тщательно подготовиться и идти!

Мне было здорово с вами!!!

Замечательный поход по крайне живописным местам (никогда бы не подумал такое про пустыню!!) в компании с крайне интересными людьми!! Спасибо, Саша!