Вне трассMountain.RU

Ски-тур

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Илья Михалев, Москва

Архыз. Скитур. Эпизод IV

В преддверии очередного сезона пишу небольшой отчет о наших прошлогодних февральских покатушках в Архызе. По горячим следам опубликовать не получилось, а сейчас, пожалуй, в самый раз. В новейшей истории это уже четвертый наш выезд, и можно делать некоторые выводы и обобщения. Прежде всего, хочется отметить, что информация доходит до собратьев по оружию, и в районе начинают попадаться следы лыжников с камусами. До этого, как правило, попадались только следы с «хели». Это отрадно.

Для нас “Архыз скитурный” это, прежде всего, Софийское ущелье, а не задворки Лунной Поляны и комплекса Романтик. В этом сезоне наша компания пополнилась новыми членами, попали в наши сугубо лыжные ряды и сплитбордисты. Первоначально задуманный, как учебный выезд по азам скитура и лавинной подготовки для горно-туристской братии, организованный при т/к «Вестра», трансформировался в выезд «не новичков». Большинство имело базовые знания и по «лавинке», и необходимую технику передвижения. Однако все запланированные учебные мероприятия были проведены.

Февраль сезона 2016 выдался на Кавказе не бывало теплым, что спровоцировало преждевременный сход мокрых лавин, в местах, пожалуй, не характерных для февраля, однако сильно стабилизировало покров на теневых склонах. Тестовый шурф показал 60-80 см «бетона», лежащего на глубинной изморози у грунта. Никаких промежуточных слабых слоев не было и в помине. Вообще, по совокупному опыту последних 4-х лет, Архыз является весьма благоприятным регионом с точки зрения стабильности снегового покрова в «наше» традиционное время второй половины Февраля – первой половины Марта. Естественно, в пределах разумного. Ни спровоцированных, ни тем более неожиданных «самосходов» не наблюдалось. Мало того, залетные на 23 Февраля инвалиды по разуму на снегоходах также ничего не в состоянии были спровоцировать. Полагаю, вы знаете эту публику, которая прет на склон, ориентируясь исключительно на количество лошадей «под капотом», других критериев у нее нет. И склоны, которые я бы не назвал безоговорочно безопасными, даже не просели ни разу.

Но вернемся к нашим баранам. Выезд проходил в сроки с 19-го по 27-е Февраля. Мы на этот раз арендовали домик-баню на базе Таулу, она рассчитана как раз на 9 человек. Тесновато, но тепло и бюджетно. В планах были выходы в верховья Софийского ущелья и Ак-Айры с различными вариациями. Практика показала, что если внизу очень тепло, в упомянутых верховьях возможна вполне приличная каталка. Та же практика рекомендовала для полноценного выхода в верховья останавливаться на ночь где-нибудь на границе леса в Софийском ущелье, поскольку подход от базы Таулу до верховьев занимает 2-3 ч, ну и 1 ч обратно.

Это если без происшествий. Но, для начала тренировочный выход, первые мозоли, тестовый шурф, тренировка с биперами и пр. Выбираем склоны хребта Чагет-Чат. Отойдя по дороге порядка 1.5 ч, группа бодро сворачивает на склон. Далее, у каждого техника своя. Kick turn на фирне дается не каждому, кто-то предпочитает даже пешком. Налицо преимущество у обладателей лыжных кошек. Собираемся, перекусываем, шурфим. Результат обнадеживает, 70-80 см бетона лежит на «глубинке» у грунта. Возможно, гуру криво усмехнуться, но как было отмечено выше, подобные склоны не просели даже под снегоходами. Впереди первый спуск, опять же кто как. Внизу занятия с биперами. Трек выхода приводим.

День второй был посвящен выходу в верховья, немного расходиться на дальние расстояния, проверить состояние летних домиков. Домик в лесу оказался запертым, пришлось вернуться через день с «ключом». На крыше было довольно много снега, мы его даже почистили. Домик маленький, на 4-5 человек максимум, на всякий случай лучше иметь еще палатку. Или останавливаться в другом домике, что открыто стоит под склоном. Используя домик и палатку в качестве промежуточной базы, мы отлично откатали в верховьях три дня, два из них в верховьях Ак-Айры и один в районе Софийского седла. На этот раз в верховья Ак-Айры поднимались орографически правым истоком, по рампе между скальными сбросами под замерзшим водопадом.

В прошлом году поднимались левым истоком, который ведет к перевалу Столичный, Правым путем мы попадаем под северо-западный цирк г. София, чтобы вернуться на спусковой склон центрального истока Ак-Айры, необходимо преодолеть еще один отрог, отходящий от г. Надежда. Некрутой серпантин выводит на водораздел двух истоков. Сзади открывается некатаный северо-западный цирк Софии.

Используя остаток дня, и учитывая близость нашей базы, поднимаемся на плечо г. Надежда. Поедем отсюда и далее вниз по центральному истоку Ак-Айры. В верхнем цирке бетон, в начале кулуара-склона центрального истока снег с коркой, а внизу пухляк. Все как положено. Напоследок поднимаемся ограниченным составом по рампе еще разок и прокатываем небольшой каньон, в который уходит правый исток р. Ак-Айры. Главное, вовремя из каньона выскочить направо, и далее траверсировать над скальными сбросами на поля. Пожалуй, по каньону получился «первопроезд». Здесь же приводим треки путей подъема и спуска.

Заключительный, третий день в верховьях катаем в районе Софийского седла. На это обычно уходит полдня, и после обеда сваливаем на базу в Таулу. Еще один день откатали на хр. Чагет-Чат, недалеко от базы. Поднявшись по своим следам в те места, где шурфили несколькими днями ранее, «спешились» и по траве вышли на хребет. Траверсируя вдоль хребта, заглянули на северо-восточную сторону, там тоже, кстати, любопытные теневые цирки. И приятный спуск по весеннему фирну назад, в долину Софии. С приличным перепадом.

Заключительный день традиционно использовали для скитура на г/л комплексе Романтик (Лунная Поляна), поднявшись на подъемнике и далее на хребет Абишира-Ахуба в обход лавинных заграждений по отрогу. Подъем выводит в район пер. Федосеева, приводим трек. Отличное катание по отпущенному весеннему фирну. Желающие отдохнуть могли просто погонять по трассам.

Карта района катания

Некоторые выводы по поездке.

1. Лично для меня, лучший скитур в этих краях в верховьях Софийского ущелья. Еще много склонов и ущелий ждут своей обкатки.
  2. Для катания в верховьях Софийского ущелья необходимо предусмотреть варианты промежуточного ночлега, или в летних домиках, или в палатках. Возможен выход с палаткой и выше, в верховья Ак-Айры. Тогда открываются дополнительные возможности.
  3. В очередной раз убеждаюсь в том, насколько лыжные кошки облегчают жизнь. И в очередной раз настоятельно рекомендую пользоваться ими. Крайне желательно, чтобы они были у всей группы.
  4. Поскольку скитур здесь из базы, то есть смысл взять хотя бы пару запасных лыж. У нас одна вышла из строя (опять крепления Guardian от Salo!), в результате участник лишился части программы. Обидно.
  5. Район не очень «физушный», однако на 5-6 часов работы вверх здоровья надо иметь.
  6. На наш взгляд, лучшее время здесь, вторая половина Февраля.

Илья Михалев, Москва, 2017
Фотографии Соколова Юрия, Малахова Ивана

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!