Вне трассMountain.RU

Ски-тур

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Сергей Веденин, Москва
Фотографии: Алексей Романов, Сергей Веденин

Несостоявшийся триллер на вулкане

Поездка по Армении этого года выдалась яркой и насыщенной, и надо отдать должное, вполне бодрящей с точки зрения работы гида – район новый, команда сильная, лавинная обстановка… ну так себе, скажем прямо. На всем Кавказе сильные снегопады начала зимы сменились несколькими месяцами бесснежных морозов, снег перекристаллизовался на всю толщину, сверху его прикрыло коркой, в общем, все, как мы любим... Поэтому хочу поделиться историей про управление рисками и своими мыслями в один из довольно сложных и интересных дней этого сезона.

Итак, вечером - терраса с прекрасным видом, сыр, мясо, зелень, вино и прочие радости отдыха в Армении

Далее – еще раз вдумчивое рассматривание карты и фотографий, на утро – ранний выезд к подножию очередного вулкана.

Вайоц Сар - конус, отдельно стоящий посреди обширного лавового плато, с широким выбором экспозиций для подъема и спуска, интересным рельефом и изюминкой – возможностью спуститься в кратер вулкана к хижине-монастырю.

Разбитая дорога мимо заброшенной ГЭС, водители, переживающие за проходимость машин, но через час-другой мы все же добираемся до подножия.

Выбор маршрута был абсолютно очевиден на первый взгляд– траверс восточного склона в сторону северного ребра и по нему вверх.

Ребро достаточно широкое и пологое, что позволяет чуть меньше переживать за лавинную опасность… Просаживающиеся положняки, разбегающиеся трещины по фронту метров на 200-500, «умфы» стали настолько рутиной этого сезона, что, кажется, я даже привык.

Одеваем камуса, проверяем датчики, начали!

Пологое начало подъема с пересечение дорожек и изгородей, подходим к северному ребру.

С ребра открываются новые виды – вот лежат две достаточно свежих лавины размера 1-2. Линия отрыва этих лавин идет по верхнему краю северного ребра, сходы по восточному и юго -восточному склонам. Дальше видим многочисленные ловушки рельефа - системы каньонов и оврагов под всем северным ребром.

Увеличиваем дистанцию, держимся ребра.

Ребро заканчивается, причем не «крышей», как виделось снизу, а монотонным крутым склоном, по которому надо набрать еще метров 150. Начинаем подниматься, состояние снега – то самое, любимое, толстый слой наста, лежащий ни на чем.

Развернуться и ехать здесь вниз? – скорее увеличивает шансы на неприятности – сбор группы, переодевание, займет у нас массу времени и делать это надо явно не тут.

Растягиваемся еще больше и движемся траверсом направо, чтобы не идти друг над другом, заодно перемещаясь в сторону более холодного и стабильного в данной ситуации склона.

Кратер!

Виды действительно прекрасны, фотосессия, транзишн, фановый спуск 150 метров в кратер.

Еще один транзишн, подъем… Время идет, весеннее солнышко весело пригревает)

И еще раз переодеваемся, уже на спуск с вершины.

Солнышко печет, склон как следует прогрелся, снег по пути предполагаемого спуска раскис в кашу…

Проезжаю 30-40 метров, проверяю рукой состояние снега – при толщине 70см и уклоне 35 градусов снег промок на всю толщину. Вода просочилась сквозь снежную толщу и стекает по поверхности земли под снегом. Умирать сегодня не входило в наши планы, а спускаться здесь явно похоже на суицид..

Устанавливаем большую дистанцию, ставим наблюдателей, и по одному длиннющим траверсом переезжаем на южный склон, до тех пор, пока толщина снега не стала сантиметров 15. Нестабильность покрова та же, но опасность все же уменьшается на порядок.

Очень аккуратно спускаемся, пока уклон не уменьшается до 25 градусов. Выдыхаем.

Чуть расслабляемся и ловим фан на оставшейся части спуска, с прыжками через изгороди и придорожные отвалы.

Радуемся, что спустились, и что обошлось без приключений.

День получился не самый катальный, но очень красивый, и не скучный, уж точно… Один из многих ярких дней этого сезона.

Не забывайте, что снежный склон безопасным не бывает и управляйте рисками!

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!