Горы мира > Западная Европа >

Автор: Дмитрий Перегудов, г. Москва, МИФИ

Лиллехаммер. Новогодние каникулы

Второй год встает вопрос: как провести новогодние каникулы, подаренные нам властями. Хочется посмотреть новые места, покататься на разных лыжах, раз уж каникулы случились зимой, научить детей чему-то полезному. И причем это выбор происходит в условиях дикого ажиотажа, подогреваемого турагенствами. Кончились места в коттеджах, перелет подорожал etc.

Мы сделали нетрадиционный выбор - Норвегия. Преимущества перед «обычной» для россиян Финляндией такие: теплее, светлее (чуть севернее СПБ), чартер в Осло, все зимние скандинавские прелести в Лиллехаммере. Любые лыжи, магазины, аквапарк, местные автобусы.

Жили в аппартаментах «Birkebeineren» рядом с трамплином «Lisgarten».

Равнинные лыжни начинаются от крыльца, правда, надо иметь в виду, что город находится на высоте 200 - 250 м над уровнем моря.
Биатлонный стадион 450 - 500 м (5 километровый, освещенный до 22-00 вечером круг, раскатанный под конек, где тренируются подрастающие БьернДалены), а плато Nordseter 850 - 900 м над уровнем моря..
Тренировочный эффект от катания вверх можете себе представить сами. Лыжней вверх две : «Lisgarten Loypa» мимо трамплина и «Maihaugen loypa» (чтоб выехать на нее, надо поехать на ЮВ через речку, Месна, овраг и поселок, всего километра 3). Лыжню далее будем называть звучным скандинавским словом «loypa».

После того, как надоело набирать сотни метров вверх, в 5 минутах ходьбы от апартаментов была обнаружена остановка автобуса до Нордсетера. Отправление в 9-05 утра, 20 мин езды, билет 135 р. (Nok30). Он ходит туда несколько раз в день специально для равнинных лыжников. В окрестностях Нордсетера находятся озеро Месна (525 м ), гора NevelFjell (1088 м), озеро Reina (950 м) потрясающей красоты.

Второе звучное слово Фьел - гора. Вот на вершине этого фьеля стоит "местийская хижина" с солнечными батареями, стеклопакетами и железной дверью, в которую не задувает снег. На плато есть также 2 длинные, более 50-ти километров, лойпы.

Birkebeineren (по ней 2 местных гражданина спасали и спасли царевича на березовых дровах в 13 веке) и TrollLoypa (куда тролли ходили по ней, к сожалению не узнал). Сейчас по ним катаются норвежцы с собаками на лыжах «Madshus» исключительно классикой. Лыжня подготовлена и под конек, но не раскатана, и при низкой температуре снега приятней ехать как норвежцы.

На лыжах по плато легко, двигаясь на север км 12 от Нордсетера, доехать до верха Hafjell - главного горнолыжного склона Лиллехаммера.
Местечко называется Pellestova. Там в 2-х этажной гостинице живут любители XСountry (равнинных лыж) и те несчастные любители горных лыж, которые ночуют на горе в изоляции.

Далее к северу по ТролльЛойпе километров 5 - и мы в Lisaetre. Как это читается по-русски сказать сложно, но одинокие заснеженные елочки на плато очень красивы.

Основной горнолыжный склон - это Хафьель. Километрах в 12-ти от Лиллехаммера, легко достижим на автобусе за те же NOK30.Причем несколько раз в день. Гора длинная, ровная, освещаемая вечером. Народу на подъемниках немного, перепад 800 м, трассы подготовлены хорошо. Ехать вверх на 2-х очередях креселки холодно, ветрозащитных экранов нет. В долине Gubrandsdal часто висят облака, а на верху низкое северное солнце. Впечатляет.

Вторая гора – Skeikampen, в 38-ми километрах. "Лыжный лагерь" так сказать. Норвежцы, правда, произносят «Шейкампен».
Рейсовый автобус не обнаружен. Ездили на микроавтобусе друзей, прибывших к нам на нем же из Москвы через Турку, паром и Стокгольм. Место очень красивое - елки, лойпы, озеро, etc. Креселка с козырьком.

Третья гора - Kvitfjell. 50 км. Не был там. Говорят, что есть длинная черная олимпийская трасса. Мы ехали из аэропорта Gardemoen в Лиллехаммер с целым автобусом наших горнолыжников-туристов, которые никак не могли понять, что 50 км = 50 км.

Погода приятная. Первые 3 дня минус 7 днем и ночью. Потом ночью до минус 20, днем минус 10. В горах и севернее Лиллехаммера холоднее и солнечнее.

Утренние сумерки начинаются в 8 утра, темнеет около 4 дня. Общая освещенность сильно зависит от облачности.

Итого, рекомендую к использованию: аппартаменты «Birkebeineren» , горные лыжи в Хафьеле, фотоаппарат Olympus SP500, исправно работавший при низкой температуре, и длинные - длинные лойпы местечка Nordseter. Прилагаются фотографии красот.
Фотографии детей оставлены в семейных альбомах.

P.S. Карты лыжней восточнее Лиллехаммера и в окрестностях Скейкампена можно посмотреть: здесь и здесь