Автор: Кирилл Спирин, СПб

Треккинг к Эвересту через перевалы Ренджо Ла и Чо Ла, с посещением озер Гокио - часть 4

Продолжаем публикацию фотоотчёта о треккинге к Эвересту весной 2016 через перевалы Ренджо Ла и Чо Ла, с посещением озер Гокио.

С первыми частями отчета можно ознакомиться по ссылкам:

• Часть 1. Акклиматизационные вылазки в окрестностях Намче Базара и Пхагдинга
  • Часть 2. Сандер Пик и посиделки в Таме
  • Часть 3. Перевал Ренджо Ла, 5400 м.
  • Остаток дня после спуска с Ренджо Ла мы отмывались, отъедались и отсыпались, тем более что дождливая погода потворствовала такому времяпровождению. Следующий день также был запланирован как релаксационный (хотя отдых на высоте 4800 - весьма условное понятие), однако желающим было предложено прогуляться к верхним озерам в долине Гокио. Видимо, все не так уж и устали, поскольку подавляющее большинство вызвалось идти. Я этим утром поднялся пораньше, чтобы успеть заснять рассветное отражение Чо Ойю в водах озера:

Времени до завтрака оставалось еще более чем достаточно, и я решил в качестве утренней разминки обойти озеро по кругу. Пожалел, что не взял темные очки: легкая ночная изморозь отражала солнечный свет и слепила глаза. В остальном же было очень здорово: люблю такие ранние утренние часы, когда горы уже проснулись, а люди еще нет. По пути встретил лишь медитирующего яка:

Солнце еще не успело растопить тонкий слой выпавшего вчера снега, все вокруг искрится и серебрится:

После плотного завтрака отправились вверх по долине вдоль ледника со звучным именем Нгозумба. Основная тропа проходит по карману морены (ложбинка между мореной и основным склоном), но с нее немногое увидишь, поэтому, дойдя до четвертого озера, мы свернули направо по ходу ближе к леднику и далее передвигались уже непосредственно по моренным валам. Там тоже имеются тропинки, и иногда они выводят к обрыву над ледником.

Группа на фоне ледника Нгозумба:

В ходе чаепития возникла дискуссия, кто как воспринимает имя Нгозумба - как мужское или как женское. Как это обычно бывает, мнения разделились :)

На пятом озере устроили еще одно чаепитие, а Ваня заодно исполнил заветную мечту: искупался на высоте 5000 метров. Причем нормально так искупался, по-взрослому. Если бы мы его вовремя не остановили, он бы переплыл озеро с одного берега на другой, настолько горячим оказался пыл.

По опыту прошлых лет я заметил, что верхние озера в долине Гокио наиболее выигрышно смотрятся в раннем утреннем и в позднем предвечернем освещении. При плоском дневном свете они многое теряют, хотя это касается вообще всех озер (в частности) и пейзажных видов (в целом). Однако нам в этот день с погодой не повезло: со всех сторон стали напозать тучи, и мы решили отказаться от продолжения пути к верхнему шестому озеру, чтобы успеть вернуться назад до начала снега/дождя. Почти успели :)

Кстати, с морен над пятым озером открывается неплохой вид на Сагарматху (Эверест). Мы даже застали ее не до конца затянутой облаками:

Остаток дня после обеда провели за традиционными шахматами и фотографированием снежных яков.

Пару раз прилетал спасательный вертолет - забирать туристов с тяжелыми симптомами горной болезни. У нас в группе все чувствовали себя более-менее сносно, хотя головная боль и плохой сон имели место быть.

Вечером сыграли в "Крокодила" с соседской группой русских ребят из йога-тура, команда на команду. Победила, наверное, дружба :) От смеха сотрясались стекла в столовой, шедевры коллективной мысли радовали, особенно запомнились артистичная девочка Маша из команды противников и термин "инвазивно" в ее исполнении.

На следующий день у нас был запланирован короткий переход в Драгнак, но с утра до завтрака я предложил желающим в качестве "разминки" подняться на Гокио Ри (несложная вершинка высотой 5360 м, возвышающаяся прямо над лоджами). Сам я опять поднялся пораньше, чтобы поснимать звезды:

Небо к этому времени как раз расчистилось, хотя откуда-то снизу со стороны Намче еще доносились отзвуки уходящей грозы.

Группу наверх должен был вести Будди, а со мной предполагалось состыковаться уже наверху. Я видел сверху по цепочке фонариков, как ребята выходили. На подъеме меня обогнал Андрей, легко прошелестев мимо, а остальные потихоньку подтягивались.

Рассвет порадовал послегрозовыми красками.

По мере подъема на Гокио Ри Сагарматха вырастает все выше и выше, поднимаясь из-за заслоняющих ее ближних гор. А с вершины Гокио Ри она предстает уже во всей красе.

Показывается солнце:

Ребята преодолевают последние метры подъема:

Было здорово, на вершине кроме нас больше никого, все-таки есть свои плюсы у ранних подъемов :) Фотографируемся все вместе, сегодня нас поменьше (кто-то приболел, кто-то просто решил отоспаться перед завтрашним перевалом):

Спускаемся, проскальзывая на заснеженной тропе, но бодро и с песнями. Зычные голоса парней разливаются на всю округу, сегодня у нас звучат грузинские мотивы.

В столовой обнаруживаем, что часть наших уже завербована соседями-йогами и лежит распластанная на полу:

С трудом разгибаем обратно их закрученные в непростых асанах тела :) Нам бы еще всем вместе ледник перейти. Но об этом, как водится, в продолжении :)