Горы мира > Западная Европа >

Автор: Хвостенко Олег, г. Красноярск

Как мы ходили на Гранд Жорас

Гранд Жорас. Кратко.

Протяженность маршрута 1100м (27 веревок), перепад высот 900м, сложность 6Б. Восхождение 9 дней: 10-18 февраля, спуск 19 февраля по пути подъема. Все ночевки на стене в платформе. Погодные условия: 10-14 февраля погода хорошая, 15-19 февраля сильный снегопад, ветер порывистый, видимость ограничена.

Маршрут является вариантом классического маршрута No Siesta, в основной части стены проходит правее по ранее не пройденному серпу. Протяженность нового участка около 300 метров (7 веревок).

Зеленым маршрут Но Сиеста, красным красноярский вариант

Команда:

• Хвостенко Олег, МС - рук.
  • Литвинов Андрей, МС

• Оттяжки 30
  • Карабины 30
  • Якорные крючья 27
  • Шлямбура spit 18 (только на станциях и для платформы)
  • Ледобуры 7
  • Продукты питания - достаточное количество
  • Баул стенной 1
Люлька Альпинизма

На северную стену Гранд Жорас проложено изрядное количество маршрутов. В той ее части, где проходят маршруты No Siesta и Manitua (вершина Croz), стена состоит из трех участков: начало, основная часть и крыша. Протяженность их примерно одинаковая.

По нашему тактическому плану-минимуму восхождение должно было занять неделю: 2+3+2 дня на каждую часть, соответственно. Мы предполагали, что средняя часть (там, где будем рубить первопроход) может занять несколько большее время, так как в бинокль не могли найти логичного выхода из нашего серпа. Но горы распорядились по-своему.

Вначале все шло по плану. За два дня пройдено 12 веревок того, что на альпинистском жаргоне называется "кушеря". Лед, микст и разрушенные скалы средней крутизной 60-70 градусов. Хотя, там все же была пара-тройка веселых веревок, которые в хорошем стиле прошел Витя Цыганков. Первый день лидировал Андрей Литвинов, второй день - Виктор. Мы с Антоном взяли на себя роль портеров. По пути попадались крючья и другие следы предшественников. На третий день мы повернули вправо от нахоженного пути. Вперед опять вышел Андрей Литвинов. Крутизна возросла, рельеф стал более однозначным. Однако, количество живых камней превзошло наши ожидания - снизу, в бинокль, эти отвесные участки казались монолитными. Лезть приходилось с большой осторожностью. Скорость нашего продвижения на основной части стены составила две с половиной веревки в день. Андрей и Витя лидировали по очереди. Серп уходил наискосок влево-вверх, и это создавало дополнительные трудности при перетаскивании грузов, так как все перила получились косыми.

К концу пятого дня Андрей Литвинов достиг окончания выбранного нами серпа и, заложив небольшой маятник (6 метров), перешел в соседний угол, который вскоре вывел нас к маршруту No Siesta. До перегиба стены оставалась еще одна веревка. Дальше начиналась «крыша».

Утро шестого дня выдалось ясным и тихим. Однако, пока мы с грузом поднимались к концу провешенных веревок, небо затянуло, пошел мелкий снежок, который вскоре перешел в мощный снегопад, подул ветер. Так началась самая героическая часть нашего восхождения. При почти полном отсутствии видимости, под жестокими ударами стихии Витя Цыганков проходит нависающую 21-ю веревку и скрывается за перегибом. Мы с Антоном вешаем платформу под карнизом.

Крыша оказалась сложнее, чем мы ожидали. Средняя крутизна более 70 градусов, скалы сильно разрушены. Быстро не побежишь. И все же основным тормозящим фактором была непогода. В день удавалось пройти около двух веревок. В белой мгле мы несколько отклонились от классического сиестовского продолжения и ушли влево. Однако, по пути нам иногда попадались старые крючки и спусковые петли.

На седьмой день мы с Антоном пошли обрабатывать маршрут, так как накануне парни сильно вымотались. Мне удалось пролезть две с небольшим веревки. На следующий день Витя повесил еще две. Все это время мы ни капли не сомневались, что доведем дело до победного конца, так как чувствовали, что вершина уже близко. Еды и горючки у нас было с избытком, а погода хоть и не думала улучшаться, все ж таки было достаточно тепло, и ветер дул порывами, позволяя совершать целесообразные действия.

На вершине Литвинов, Хвостенко, Цыганков,
фото А.Пуговкина
(на заднем плане видна вершина Whymper)
На девятый день вышли пораньше всей командой. Я пролез одну веревку уже привычной разборной скалы, и оказалось, что до гребня осталось каких-то 10 метров. В 3 часа дня все собрались на вершине. Как по волшебству, тучи раздвинулись, выглянуло солнце. Ровно настолько, чтобы мы успели сделать несколько снимков. Дюльферяли в платформу уже в полном молоке.

День спуска, как и ожидалось, оказался самым тяжелым. В 8 утра начали спуск. Дюльферяли по линии падения воды, по пути оставляя шлямбура, так как отыскать под снегом какие либо петли было совершенно нереально. По мере спуска нас все чаще и чаще накрывали сухие лавины. По ледовому кулуару, в который мы спустились, проносились уже целые курьерские поезда. Семь дюльферов по льду, и в 5 часов вечера мы стоим у подножия стены. Связавшись веревкой, начинаем заплыв вниз по ледопаду. Рельеф изменился до неузнаваемости, снег сгладил все трещины. Тропить приходится по пояс. Быстро темнеет. В пурге чудом умудряемся не поймать ни одной трещины. И вот, наконец, мы вываливаемся из непогоды. Оказывается, снег идет только на Гран Жорасе! При свете звезд достигаем противоположного края ледника. Тут нас ждет еще один сюрприз. Выпавший снег скрыл все приметы, по которым мы находили раньше хижину Лешо. И, как будто в насмешку, облако пурги опускается ниже и в который раз накрывает нас. На поиски хижины затратили еще 4 часа. В головы уже начали закрадываться мысли о предстоящей холодной ночевке в нескольких десятках метрах от погребенной где-то под снегом хижины.

И вот, наконец, после 20 часов непрерывной работы, как пишется в книжках, «уставшие, но довольные альпинисты возвратились в базовый лагерь». Так закончилось это десятидневное приключение на стенах «Больших Жорасов» в «Люльке Альпинизма» - французских Альпах в феврале 2006 года.

Спасибо всем, кто помогал нам в организации этой экспедиции. Красноярскому краевому спорткомитету, администрации города Красноярска, Пулковским авиалиниям. Нашим друзьям, родственникам, тем кто, переживал за нас. Фирме Рок Пилларс за предоставленное снаряжение, Валерию Бабанову за консультацию и поддержку. Доктору Сане Кухареву за то, что его профессиональные навыки не понадобились. Горам за то, что они есть.