Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Владимир Марков >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Владимир Марков, Владивосток – Петропавловск-Камчатский

На пустом месте ничего не растет. Как это было. Альпинисты Приморского края.
Часть 2

  • Часть 1
  • Часть 3

  • Виктор Шкарбан в 80х годах

    Константиныч в горах Кавказа (Железняк Игорь)

    Сергей Шлемченко, Бронтозавр альпинизма Приморья

    Сейчас окунемся в нашу историю туризма и альпинизма начала 80х годов. Так что это было за время? Виктор Шкарбан во всю работает в альпинизме Казахстана. Он в сборной САВО. Голова идет кругом. В его жизни только одно – альпинизм. В городе Уссурийске у него семья. Он общается с ней, но при этом всегда занят. Сборы, отборы, чемпионаты, соревнования, учеба по повышению квалификации. Родилась ли у него уже дочка, не знаю. Знаю одно, он прорвался к МАСТЕРСТВУ в альпинизме. Прорвался. Пока один с Приморья. Игорь Железняк (Константиныч), его постоянный партнер по Альпинизму. У Железняка огромные планы и виды на альпинизм в Приморском крае. Виктор Шкарбан его поддерживает и оказывает всевозможную помощь. С начала 80х годов частенько приезжает во Владивосток и проводит различные проекты на Екатерининском массиве, Пржевальского, Сенькиной Шапки и на скальных выходах 2ой Речки города Владивостока. Проводятся первые серьезные соревнования по альпинизму. Все с восторгом и любопытством рассматривают Виктора. А тот просто, без пафоса, уделяет внимание по делу всем. Но, при этом, ему всегда некогда и Игорь оберегает Виктора от различных мелочей - «По пустякам на лево».


    Сергей Эйдус в начале 80х

    Миша Ситник на Украине

    Анатолий Стригитиль в 70х годах

    Все заслуги Миши Ситника и Анатолия Стригитиля обговорили и не возвращаемся к этому периоду. Они не Приморцы. Они просто у нас жили какую-то часть своей жизни. Зарождение альпинизма в Приморье за ними. Однозначно: «Рвем когти с Приморья по ближе к Большим горам». Это они успешно и сделали. Укатил с города Артема сначала в Сибирь сам Циунчик. Судьба его, как и Миши Ситника, на вечно свяжет с Украиной. Денис Урубко еще Школьник обитает на Сахалине, но его родители четко определили планы Дэна на будущее – Переедешь во Владивосток и будешь учиться дальше в этом городе. Что он и сделал. Сделал, отучившись один курс в Институте Искусств, убежал с Владивостока в Большие ГОРЫ. При этом так нашумел во Владивостоке, что изрядно рассердил Константиныча.


    Циунчик, собственной персоной. Представляете, как он не любил фотографироваться

    Денис Урубко (ДЭН) в начале своей альпинистской карьеры

    А какие результаты у Приморцев? КМСми в альпинизме стали только трое: Железняк Игорь, Эйдус Сергей и Шлемченко Сергей. Понимаете, 80е годы уже. Вот такой у нас был альпинизм. Нужна была команда. Нужны были клубы и формирования альпинистов. А они были? Перестаньте меня смешить. Остатки команды Анатолия Стрегитиля уже ушли на заслуженный отдых, сделав в жизни только первый разряд в альпинизме. ВСЕ! Вы скажете, что сам Стригитиль стал Мастером в этом виде спорта. Да встал, но только в Душанбе, украшая знамена «Хосилота».

    Во Владивостоке в начале 80го года Шлемченко Сергей, единственный оставшийся альпинист с команды Анатолия Стригитиля, пытается объединить в одно целое все, что осталось от альпинизма. А кого объединить? Тогда он решает просто. Находит в Доме Молодежи помещение и пытается затащить туда Железняка Игоря и Эйдуса Сергея. У него все получилось. Только на короткий промежуток времени – «Два медведя в одной берлоги не живут!». Эти два Оленя терпели друг друга не долго. Разбежались кто куда. Шлем злился, матерился и успокоился. Первый блин оказался комом. Но, зря он беспокоился. Железняк Игорь шел к своей славе САМ, и Эйдус не отставал. Шлем представить себе не мог, что пройдет каких-нибудь пару лет и в Приморье из «Искры возгорится пламя». Первый сухую траву поджог Игорь Железняк. Он в это время работал на заводе «Дальприбор». Регулярно появлялся в секции туристов-водников «Аргут». Честно Вам скажу, это были сильнейшие плотовики СССР: Рязанов Коля, Сидоров. Там был и Витольдич Куценко. Игорь понимал, что комплекс трех заводов на «2-ой Речке» города Владивостока входят в мощный ПРОФСОЮЗ оборонного значения «Зенит». Он чувствовал кровь и не зря. Именно на базе этого ДСО в 1982 году возникает первая секция альпинизма.


    Куценко Витольдич, верный друг Константиныча

    Как молоды мы были в 1982 году

    Витольдич всегда прятался за крепкое плечо Безмен Лены (Безменихи)

    Секция с совершенно с другим подходом к делу. Не какие-то там студенты «Буревестника», а ОБОРОНКА. Все у Константиныча сработало. Финансирование на будущее сверстано, все в планах. Все по-взрослому. Я в это время был ТУРИСТОМ и Железняк меня быстро хотел отвадить от этого БОЛОТА. У него получилось! БОГ есть на свете. Константиныч пробил мне дорогу в альпинизм. Пробил, а потом просто послал на …….. Ему было некогда, он создавал сборную Приморского края по альпинизму. Все должны были ему подчиняться. ВСЕ! Но, не я. Я в жизни никому не подчинялся. Тема была закрыта. Но, я почувствовал ветер Гор. Почувствовал и поэтому все мое дальнейшее повествование об этом виде спорта в эти годы пойдет от меня лично. Хотя всю информацию я получал от всех ребят Приморского края. Все мне помогали. Делали это бескорыстно и просто. У нас в те времена все было просто. Кто хотел, тот получал. И по морде, кстати, тоже. Все было. Не стеснялись.


    Вадим Гайнеев в 1982 году

    Кольцов Александр, собственной персоной

    Рогалевич Александр, собственной персоной

    Блин! Забежал опять вперед. Все по порядку. Наша Сборная СССР по альпинизму штурмует Эверест. Своей массовостью показывает одно. Альпинизм меняется. Глобальные задачи в горах могут решать только команды. Индивидуумы должны быть. А куда без них? Но первичное - это команда. Только сейчас я понимаю это значение – КОМАНДА. Я испытал это счастья в разных командах. Есть, о чем рассказать и есть с чем сравнить. Сейчас у нас на Дальнем Востоке в альпинизме не только разруха, да, его вообще нет. Есть индивидуумы, которые воспитаны старичками на ДУХЕ команд. Вот этим остатки былой мощи и живут. Вернее – СУЩЕСТВУЮТ. Не Хрена они не живут. Они СУЩЕСТВУЮТ.

    С хорошим началом приходит и дурная весть. НАШ Витя Шкарбан прошел весь отбор перед Эверестом. Повторяю – ВЕСЬ! Он успешно вошел в Сборную СССР для восхождения на пик Эверест. И что? Сидел в самолете и счастливый ждал вылета в Дели. Подходят к нему два Кента в костюмах и просят его спуститься для решение маленькой неувязки. Он покидает самолет, а у начала трапа на борт лайнера с рюкзаком его ожидает уже другой альпинист. Кто? Да кая разница. И почему это произошло? Да какая сейчас разница. Мы периферия. Для нас любой человек прорвавшийся в верхние эшелоны альпинизма, как БОГ. Мы следим за ним, подражаем ему. И что? И что потом в эти переходные годы мы думали о СССР? Понимаете? На самом деле все произошло с Россией не в 90е годы. Это ложь. В 70е годы люди бежали с СССР, а в 80е просто сотнями садились в транспорт и на всегда уезжали за кордон. Они искали лучшей жизни? Не думаю. Они просто устали и хотели пожить ЛЮДЬМИ.

    Уезжали, но не все. Я остался. Почему. Мозгов не было. Поэтому Приморский край рванул в альпинизме так бурно в начале 80х, что штаны трещать стали. При этом, почти, не изменился состав лидирующих альпинистов. Именно, лидеров. Все те же лица, а во круг них много молодежи. Очень много – А кто работал?


    Молодые спасатели в деле. Сборы, учеба и восхождение на Ключевкую сопку

    Экипировка для тех лет передавая – Палатка «Серебрянка»

    Сборы проводили не только в Приморском крае, но и на Байкале

    От куда молодежь? Вот тут-то и возникает второе дыхание Горного факультета ДВПИ. Они все там, все личности. Молодые, задорные хлопцы, которые показывают себя только на слетах ТУРИЗМА. Чуть не забыл братьев наших меньших - Скалолазов. Точно! И на соревнованиях по скалолазанию. А где им еще светиться? Их быстро замечает Железняк Игорь и Сергей Эйдус. Конечно НАШ ШЛЕМ (Шлемченко Сергей). А куда без него? А вот тут самое интересное. Этот вопрос я умышленно не затрагивал в предыдущих статьях. Это, на самом деле моя тема. Но, я отходил от нее. Почему? Хотел описать ее более подробно и отдельно. Время пришло, раскрываю карты.

    БАЗА! Так, на какой базе формируется будущий костяк альпинистов? Не поверите, всех активных и сильных под свои знамена собирает Туристическая Контрольно-спасательная служба Приморского Краевого Совета по туризму и экскурсиям. В те годы во главе этой службы стоит Мальцев. Все в ней числятся спасателями-общественники. И не только числятся. Упал вертолет в горах Приморского края. Ребят туда. Пропал человек, опять же всех туда. Трагедия в пещере – общественники там. Работы всегда хватало. Все там! Молодые, задорные гарные Хлопцы: Немецкий Рогалевич, Колцов, Доброшевский. Там же и Эйдус и Шлемченко. Все как один.

    На подходе уже разминаются и готовы войти в дело: Шаповаленко Игорь, Попов Александр Мельник Володя. Они не просто молодежь. Они буянят и подтягивают к себе еще более молодых ребят. Появляется целая волна ТУРИСТОВ 0 ГОРНИКОВ, СПЕЛЕОЛОГОВ. А главное готовых спортсменов СКАЛОЛАЗОВ. Ребята готовятся к горам. НО, всех всегда много, а кто работал?


    Анатолий Черных, собственной персоной

    Начнем с лидеров. С кого начинали делать команды по альпинизму в 1982 году: Железняк Игорь на базе ДСО «Зенит» подтягивает в свою команду Сергея Шлемченко, Куценко Витольдича, Кольцова Александра, Толю Черных и Тюрина Андрея. Из начинающих альпинистов он берет меня и Вадима Гайнеева. Кого еще? Матыцина Андрея? Каморевцеву Татьяну? Безмен Лену? Конечно. Все у него схвачено. Игорь понимает одно дети детьми, а команда в альпинизме — это совершенно другое. На Черныха Толю ложиться огромная ответственность в двух направлениях:

    1. На базе завода «Аскольд» в городе Арсеньеве, где выпускали самолеты, а потом и вертолет «Черная Акула» создать процесс изготовления альпинистского снаряжения.

    2. Начать подготовку набора молодых альпинистов в этом городе.

    Толя Черных и Андрей Тюрин с честью справляется с этими двумя поставленными задачами.

    А что делает в это время Эйдус Сергей. Сергей понимает, что отдавать людей Железняку нет никакого смысла и ждать чего-то при этом. Нужно самому разворачивать свое знамя. Эйдус не Сталин и в корне отличается от Константиныча. Этот факт, в конечном итоги, сыграло свою роль в развитии альпинизма в Приморье. Он не торопится и выжидает. Рядом с ним его соратник Лариса Филиппова. В находке тренируется и готовиться к выезду в горы Володя Гордеев. Шлем, Шлемченко Сергей, между ними. Сергей Эйдус весь в работе, в полях. Он ведь геолог.


    Константин Доброшевский, собственной персоной

    Александр Попов в молодые годы

    Что бы закрыть тему по Владивостоку в начале 80х я дам Вам воспоминания Константина Доброшевского. Константин в это время был не просто выпускник ДВПИ. По словам Сергея Эйдуса это был сильный и перспективный альпинист. Сильные люди всегда выбирают свой путь в жизни сами и Константин выбрал его просто – Он ушел с головой в профессиональную работу и на всегда оставил эту затею – Альпинизм. Успев, при этом сделать свой явный след и в альпинизме:

    «Весной 1983 г. мы впервые выехали на соревнования по скалолазанию под Находку. Было открытое первенство НСРЗ и они пригласили нас. Большинство отнеслось к этому без энтузиазма. Поехали Доброшевский К., Новиков В. и Попов А. Шаповаленко И. заболел желтухой и пропустил полгода. Несмотря на то, что мы не заняли призовых мест, выступили мы хорошо. Я был снят, так как после спуска не попал в стартовый коридор (тогда были такие правила, нужно было дюльфернуться в строго ограниченную площадку), но по времени я был второй и ребята были рядом с призами. Следует отметить, что мы уже самостоятельно лазали с нижней страховкой по скалам Екатериновки. Опыта не было, но всё закончилось хорошо. 


    Молодежь с лева на право: Шаповаленко Игорь, Мельник Володя, Доброшевский Константин, Суприянович Игорь

    Осенью 1983 г. мы участвовали в краевых соревнованиях «Кубок Пржевальского» На этих соревнованиях блестяще выступил Шаповаленко И. Он выиграл один вид, а в двух других стал призером. В связке вместе с ним я занял второе место. Следует отметить, что все последующие годы до 1988 г. мы выступали с Игорем в одной связке и всегда были в призах. Эти соревнования примечательны тем, что после них ко мне подошел Железняк И. и рассказал, что организуется федерация альпинизма и скалолазания края, и предложил сотрудничество и помощь.


    Доброшевский Константин и Суприянович Игорь на Екатерининском массиве под городом Находка

    Хершберг Борис, собственной персоной

    Багиров Сергей, сильнейший скалолаз Приморского края

    В течение 1984 г. Шаповаленко И. и Доброшевский К. выполнили норматив КМС по скалолазанию. 1983 г. в секцию к нам пришли Суприянович И. и Мельник В. Они сразу увлеклись скалолазанием, мечтали о горах, и я с гордостью могу сказать, что был их первым наставником, учил их азам скальной техники и стал просто другом. Оба позднее выполнили норматив КМС по альпинизму, Игорь стал «Снежным барсом». В том же году к нам пришли Хершберг Б., Багиров С. из ДВГУ. Багиров С. -  отличный скалолаз (КМС) вместе с Петровым А. организовали у нас в клубе подсекцию скалолазания ДВГУ. Мы давали им снаряжение, привлекали к своим мероприятиям. Из этой подсекции вышел Марамчин Алекесандр. 


    Петров Андрей, собственной персоной

    Марамчин Александр в молодые годы

    С 1983 г. мы регулярно проводили первенства геофака, ДВПИ, а позднее и КС ДСО «Буревестник» по скалолазанию. На этих соревнованиях десятки скалолазов выполнили   1-3 разряды, а несколько человек стали КМС. Среди них девушки, которые долгие годы выступали за ДВПИ: Бабина И.(КМС), Шонова Т. (1разряд), Алексеева (Попова) И. (1р.)»


    Самые активные Находкинцы. Семья

    Продолжаем говорить о лидерах. Железняк не ждет. Он запускает щупальца в город Находка и там пытается ввести в свою сборную опытных ребят с этого города. Получилось ли это у него? Не думаю. Находкинцы, как елка «Зимой и летом одним цветом». Как и Сергей Эйдус они ждут – «ЧЕ» будет дальше? У них в это время сформировался огромный коллектив. Но, в нем нет ясной линии в развитии альпинизма в этом городе. Нет лидера и специалиста по Большим горам. А кто есть?


    Коля Трофименко сильнейший альпинист Приморья

    Гена Трофименко, собственной персоной

    Аркадий Соловей с папочкой

    Всегда впереди: Братья Трофименко (Коля и Гена). Аркадий Соловей пока справляется со всем на соревнованиях по скалолазанию внутри Приморского края. Рома Галин всегда рядом с Арканом. Возникает какое-то движение между Железником и Находкинцами. Возникает. Молодые ребята Новацкий, Борис Хершберг становятся под знамена Железняка и пытаются попасть в его сборную. Я это прочувствовал очень сильно. Они проводят постоянные командные сборы в районе горы Брата. Если молодежь проста в понимании требований Железняка, то бывалые Секачи осторожничают. Они не привыкли, что бы ими руководил ЧУЖАК. Им Железняк не по нутру. Это видно не вооруженным взглядом.


    Роман Галин всегда спокоен и уравновешен

    Морозов Александр, сильнейший альпинист Приморского края

    Генка Шаферов, собственной персоной

    Повторюсь. Находкинцам нужен лидер и он приехал во Владивосток. Так кто же этот ЛИДЕР? Он заканчивает Рижское летное училище. КМС по альпинизму, инструктор по альпинизму. Приезжает во Владивосток к своему отцу. Отец отставной военный, проживает в районе улицы Карбышева. Гена внимательно изучает положение дел в Приморском крае. Понимает психологию альпинизма Приморья. Чувствует, что может попасть в неприятную ситуацию. По своему характеру этому человеку нужен только альпинизм, горы и люди в горах. Надежные люди. Вы знаете, а я ведь один из первых, кто увидел НОВЕНЬКОГО в районе «2-ой Речки» города Владивостока. Он скромно пришел, увидел, что стены на карьере заняты и ушел в соседний карьер. Там бил крючья. А потом мы пообщались, и он исчез. Не на долго.


    Дементьев Сергей, собственной персоной

    Суроиянович Игорь, собственной персоной

    Баламут Щеглеватых Сергей, собственной персоной

    Что делает Генка. Повторюсь. В ДВПИ нет никакой секции альпинизма. Зато там работает молодежная секция спелеологии «Тюфяки». И, как я понял, по рассказу Кости Доброшевкого, скалолазы. Вот здесь у меня провал в памяти. Константин говорит, что уже в полную силу работает и Петров и Багиров. То есть, как я понимаю, все намекают на то, что скалолазание в это время уже прекрасно себя чувствовало и без альпинизма. Почему я так говорю? Ни Петров не Багиров не имели никакого отношения к альпинизму. Он им был не нужен. Скалолазание в это время становилось самостоятельным видом спорта. А все трассы для соревнований им, по-прежнему, готовили ОБОЛДУИ альпинисты. Вот тут-то у меня провала в памяти нет. Сто пудов - нет.


    Сын ПОЛКА, Рудик!

    Генку Шаферова все устраивало. Он внимательно изучил положение дел и скалолазов и спелеологов. Все что осталось сделать Геннадию – это собрать молодых ребят и предложить им свою идею – Альпинизм. Нет там ни Сергея Эйдуса, ни Игоря Железняка, нет Миргородской Татьяны. Есть не паханое поле молодежи. Гена создает на базе ДВПИ секцию альпинизма. У них есть помещение со столами, стульями и бытовкой для хранения снаряжения. Есть синее знамя «Тюфяков». Есть уже взрослая молодежь 3-4 курсов.

    А теперь поименно: Геннадий Шаферов – БОСС. Сергей Дементьев, очень стеснительный, интеллигентный мальчик. Он сразу был серьезно воспринят Геной. Затем у Гены появляется Игорь Суприянович. Игорь резко заходит в клан Шафирова. Бросает этих скалолазов и провозглашает себя Альпинистом. Так кто же был, на самом деле Игорь Суприянович? До мозга костей экстремал. Если увлечётся чем-то, то его уже и огнем от отвадишь от своего увлечения. И наконец третий молодой «мушкетёр», Сергей Щеглеыватых. Разбойник с большой дороги – «Бедный студент». С одной стороны, он был Баламутом, с другой – на пятом курсе ДВПИ стал «Снежным Барсом России».

    Ну, вроде и все. Вы скажите еще как минимум десять человек. (Силаев). Ребята! Не смешите меня. В это время там крутились и Вовка Мельник к и Игорь Шаповаленко. Были ли они люди Гены? Вряд ли. И я в этом уверен. Потому что в плотную общался с ними. Вместе ходили на тренировки. Народу было всегда много. Гену устраивала массовость. Он подбирал людей, которые не входили ни в какие группировки. Геннадий организовал тренировки в закрытых помещениях. В зале Мед института, а потом в Краевом доме Физкультуры. Повторяю, народу было не продохнуть, но я буду продолжать писать о его команде, именно только о этих четырех альпинистах. О, нет. О пятерых. Я забыл еще одного беспризорника, Димку Рудниченко (Рудика). Этот парень заслуживает особого внимания. Где этого Маугли выловили? Я не знаю. Генка его уважал и Димон был верным соратником команды Генки Шафирова до последней минуты их жизни.

    К предыдущей части _________________________ Продолжение следует....


    Поделиться ссылкой

    Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
    © 1999-2024 Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru
    о нас
    Rambler's Top100