Вне трассMountain.RU

Сноуборд

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Азат Агзамов, Москва

С Пика Ленина на сноуборде. Лето 14-ого (часть 1)

Содержание

1. Вступление.
1) Подготовка
2) О лагерях
3) Программа акклиматизации
2. Хроника
1) 9 июля. Прилет. Единственная лыжа в багаже альпиниста
2) 10 июля. Пик Петровского
3) 11 июля. «А как зовут Вашу жену?»
4) 12 июля. Жесткая проблема – нужен горнолыжный гид!
5) 13 июля. Бешенный портер или подарок Памира
6) 14 июля.
7) 15 июля. С ледорубом на перевес в поисках ледника Троцкого или нокия 3210 навсегда
8) 16 июля. Путь в Л2. Облиться кипятком не так страшно
19) 26 июля. Базовый лагерь. Грамоты
3. Заключение

Вступление

Два года к ряду не мог закончить описание восхождения и последующего горнолыжного спуска с вершины пика Ленина. Лишь в базовом лагере Северный Иныльчек в ожидании так неслучившегося улучшения погоды для подъема на Хан Тенгри нашлось время, для того, чтобы закончить это эпическое (для меня по объему) повествование. Еще почти год не мог сие опубликовать. А было про что вспомнить.

Долго не мог определиться с форматом повествования. Так как практически день этого проекта был наполнен событиями, которые и спустя два года ярки в памяти, решил написать в форме дневника. Учитывая огромное количество ежедневных фото, многие из которых очень хорошего качества, будет преступлением перед собой и друзьями не вывесить их.

Прикладное значение для публики – возможно, будет полезным для желающих совершить спуск на лыжах и сноубордах с пика Ленина, для меня же – утоление графоманского зуда и исполнение обещания, данного себе же и друзьям, что были со мной.

Подготовка

К идее восхождения на пик Ленина на сплитах (на разделяемых на две лыжи сноубордах) Вася Скворцов и я пришли еще в 13-ом. О продолжении карьеры альпинистов задумались сразу по завершению первого альпинистского похода на Эльбрус с юга с последующем горнолыжным и бордическим съездом через северный склон. На тот момент эти мысли тогда оказались связаны с Хан-Тенгри. С обычным альпинистским восхождением. Однако при более подробном рассмотрении вопроса неожиданно выяснили, что туда уважаемые люди и организации берут туда лишь тех, у кого за спиной в наличии зимний Эльбрус или пик Ленина (Это само по себе сильно подостудило наше разбухшее самомнение - А мы то на тот момент считали себя полубогами, мы ж на сам Эльбрус сходили!) Естественно, не имея ни первого, ни второго, сразу заинтересовались, а от чего пик Ленина, который выше Хана на 130 с лишним метров, является лишь звеном подготовки к Хан-Тенгри. Изучение этого вопроса заставило Васю и меня параллельно прийти к одному и тому же выводу: «А нужен ли нам сейчас сам Хан?». Вася еще долго планировал следующий сценарий - он хотел первоначально сходить на Ленина, затем через пару недель на Хан-Тенгри. Но и он изменил свои намерения, оставив в качестве основной цели Ленина.

Вплоть до конца мая я передал Васе всю инициативу по организации проекта, поиска гидов и туркомпании. Вернее, я просто данным вопросом, вообще не занимался. При этом, мне было непринципиально, подниматься со сноубордами либо нет. Для Василия же, именно, бордический вариант был единственно возможным. Ввиду того, что для реализации планов восхождения у меня других «Василиев» не было, пришлось смириться с судьбой.

В процессе подготовки Вася связался с Оксаной Чекулаевой, которая уже имела опыт, связанный с пиком Ленина в 2012 году, и планировала его продолжить как раз в формате восхождения со сноубордами. Изначально предполагалось, что именно она поведет нас.

Во время акклиматизации на Эльбрусе Оксана окружила нас вниманием и заботой))) фото Д. Ефимов

В качестве предварительной подготовки к памирскому походу под чутким руководством Оксаны мы отправились в середине июня на Эльбрус. Великолепно справившись с акклиматизацией и неплохо покатавшись, столкнулись с погодными проблемами, ввиду которых наше восхождение на Эль не продвинулось выше седловины. Однако этот относительный неуспех не сильно расстроил, а лишь раззадорил на дальнейшие подвиги. А главное, дополнился и окончательно сформировался коллектив единомышленников, которые смотрели на пик Ленина, как на конкретную цель. К нам с Василием присоединились Дима и Рустам, последний, впрочем, вскоре исчез из поля зрения. Дима - также как и мы с Васей - бордер. Но при этом нашу группу покинула Оксана, у которой не сложились летние альпинистские планы. Хотя было видно, что она всей душой стремится к той же цели.

По возвращению с Эльбруса Дмитрий взял на себя основные организационные моменты. Благодаря ему, я в коем веке мог почувствовать себя совершенной блондинкой: - Дима сообщал нам о принятых решениях и согласованиях, командовал, что где и как приобретать, куда платить и тд. Он же через Павла Воробьева нашел столь необходимого для нашего проекта лыжного гида – Мишу Хоменюка, который нам был подан как нужный для нашего проекта - фрирайдный. Что, впрочем, в последующем не до конца подтвердилось.

Коллектив у нас сложился отличный - каждый из нас троих был в великолепной физической форме, Вася начал готовиться еще за полгода, в процессе сбросил 8 кг своего веса, начал бегать, изменил свой деструктивный образ жизни)). У меня была своя программа, связанная с бегом и фридайвингом... А Дима изначально не был обижен своими кондициями, у него самый большой из нас альпинисткий опыт - 4 или 5 заходов на Эльбрус, Килиманджаро. У всех за плечами эльбруская акклиматизация. Все трое со сплитбордами, среди нашей троицы я был самый слабый доскер, хотя и свой уровень катания скромно оцениваю, как хороший средний. И у всех троих неудовлетворенные амбиции незаконченного восхождения на Эль.

Вот наш дрим тим... По окончанию, к нему следует присоединить и Мишу Хоменюка

Предварительно мы планировали после акклиматизационной программы подъем на пик Ленина по классическому маршруту с максимальным задействованием скитурных возможностей сплитбордов, до которых мы только дорвались.

Далее дам небольшую справку по каждому из лагерей по пути восхождения.

О лагерях

В последующем повествовании часто будут упоминаться альпинистские лагеря по пути на вершину. Наши турпакеты, приобретенные у Аксай тревел, включали в себя поддержку базового и первого лагеря, трансферы до базового лагеря. В целом Аксаем остались довольны. Опишу в двух словах каждый из лагерей.

Базовый лагерь (3600) БЛ. Туда завозят сразу из Оша, он на 3600. Достаточно комфортный, со стационарными палатками на трубных каркасах, душ с горячей водой и даже баня, работающий телефон и круглый сутки электричество. Завтрак, обед и ужин по расписанию... даже добавку наклянчить на кухне не проблема. Хотя в первые дни качество питания не очень радовало. При последующих спусках ситуация изменилась в лучшую сторону, а может, что скорее, после акклиматизационных подъемов на 6 км мы стали гораздо менее привередливы.

Лагерь 1 (4400). Л1 вполне гостеприимный, те же палатки, что и БЛ. Качество питания оказалось даже более привлекательным чем в БЛ. Телефонной связи (по состоянию на 2014 год) нет, электричество с 18-00 до 22-00. Для зарядок аппаратуры было достаточно, хотя что заряжать? Все равно нет связи помимо спутника. Взятая с собой солнечная батарея практически не пригодилась. Насчет душа в 2014 году было можно договориться с соседним лагерем за 10 евро, возможно, он уже есть в наличии.

В Аксаевском лагере 1 было одно неудобство, с которым сталкиваешься, отправляясь в вышестоящие лагеря. Он самый дальний от начала подъема на стенку по маршруту к лагерю 2. Ввиду этого клиентам Аксай-Тревел приходится вставать на час раньше клиентов Памир экспидишн, дабы успеть, как можно раньше пройти снежные мосты ,над трещинами на леднике.

Сюда мы возвращались чаще всего.

фото Д. Ефимов

Лагерь 2 (5400) Л2. Про комфорт уже следует забыть. Палатки установлены на леднике выше Сковородки. Вода добывается из ручья, что выше метров на 20… на этой высоте на начальном этапе эти 20 метров были зачастую непреодолимыми, к тому же ручей утром и вечером не функционирует. Поэтому воду топили из снега.

Туалет - по малой нужде, немного в бок и вниз... Более серьезные мероприятия- отдельная история с путешествием наверх по тропке.

Передвигаться по самому лагерю следует очень внимательно, ледник - трещины, закрытые снегом, на территории самого лагеря.

Лагерь 3 (6100) Л3. Штурмовой лагерь, отсюда уходят непосредственно на вершину. Это, по моим ощущениям, уже начало ближнего космоса. В случае, если будет непогода, случится ветер, а он будет с очень большой вероятностью, вся жизнь протекает внутри палаток, которые также стоят на снегу, народ их заглубляет и ставит стенки от ветра.

Лунный пейзаж. фото Д. Ефимов

Туалет будет там, где ты его выкопаешь.

Акклиматизационная программа

Для понимания причин наших метаний вверх-вниз перед восхождением вкратце опишу нашу программу акклиматизации.

Мы имели за спиной сохранившуюся эльбрусскую акклиматизацию, с перерывом в две недели.

Из БЛ на следующий день по прибытию, делаем заход пик Петровского 4 800.

На следующий день уходим в Л1 на 4400, где проводим одни сутки.

Затем поднимаемся в Л2 на 5400, там ночуем, спускаемся обратно в Л1, день отдыха.

Уходим в Л2, ночуем, поднимаемся выше в Л3 (6 100), там ночуем, и спускаемся сквозь Л2 в Л1, ночуем.

Далее спускаемся в БЛ, где проводим пару восстановительных дней перед самим восхождением.

В целом эта программа и была выполнена. За исключением того, что из-за непогоды провели лишний день в Л2, но затем нагнали график, уйдя из Л3 на отдых в БЛ без остановки в Л1.

Хроника

9 июля. Прилет. Единственная лыжа в багаже альпиниста

По прилету в Ош мы нашли очень ценных попутчиков, знакомство с которыми нам в последующем часто пригождалось. Это была компания Сергея Георгиевича Богомолова - многократного Снежного Барса, покорителя 13-ти из 14-ти восьмитысячников. Они также как и мы пользовались услугами Аксай-Тревел, у которых мы приобрели наши турпакеты.

Обстоятельства знакомства командой горных аксакалов были более чем забавны и запали в душу. У одного из стоящих впереди по очереди к паспортному контролю я увидел чехол для горных лыж. Тут же, обрадовавшись найденному ценному для нас единомышленнику, тут же бросился расспросами с каких горных круч он собирается на этих вот лыжиках спускаться. В ответ я получил недоуменный взгляд собеседника: «Какие лыжи?!... А-а-а!!». Ухмыльнувшись, он расстегнул чехол, и мы увидели среди кучи вещей сиротливо одинокую беговую лыжу… Секундное недоумение, и тут же приходит осознание всей мудрости моего визави. Таким образом, опытный альпинист понижал расходы на провоз альпинисткой снаряги, которая в отличие от горнолыжного оборудования, далеко не всегда пользуется льготами при авиаперевозках. В этот момент и пришло понимание, что с этой компанией надо быть по возможности ближе, может че еще хитрого и нужного подсмотрим. Забегая вперед, могу сказать, что в последующем с этим мудрым человеком мы и подружились, и не раз ходили в горы. Это Михаил Геншафт.

Тут же в Оше познакомились с нашим гидом - Михаилом Хоменюком. С огромным удивлением впоследствии выяснил, что с Мишей уже давно заочно знакомы. Хоменюк известный дахабский поэт, куча общих знакомых по Синаю, он является тамошним локалом в течение всего года кроме лета, когда он работает в альпинистским гидом.

Вот еще одно подтверждение того, что не мир маленький, а прослойка узка... а в ней мы и сталкиваемся.

После мелких закупок в Оше к исходу дня мы оказались в Базовом лагере.

Ночью в столовой с удивлением обнаружил голландских футбольных фанатов, по совместительству - альпинистов. Издержки ЧМ 2014. Обошлось без драки

На заднем фоне видна верхняя точка нашего проекта "метелка" вершины пика Ленина

10 июля. Пик Петровского

На следующий день взошли на пик Петровского, выяснив, что эльбрусская акклиматизация нас не покинула. Мы бодрыми кабанчиками забежали на пик Петровского (4 800 ). Эта легкость озадачила нашего гида Мишу. И достаточно сильно озадачила - у него появилась сложная цель догонять нас в плане акклиматизации. К чести Миши, он с этой проблемой справился. С Пика Петровского мы впервые подробно рассмотрели метелку северной стены Пика Ленина.

предварительные планы на Пик Ленина, зеленым линия подъема, синим - спуска. Вид с пика Петровского

киргизская девчонка транспортирует в стадо отбившегося бычка... или он ее)

использование гужевого транспорта для перемещения снаряги в Л1

11 июля. «А как зовут Вашу жену?»

С утра мы большую часть своего багажа погрузили на гужевой транспорт на осликов, а сами налегке отправились в Л1 (4400) через перевал Путешественников, где расположились с комфортом, наладили контакты со столовой и кухней. Мне этом было

сурок на перевале Путешественников

совершенно несложно, ответив должным образом на поставленные девчатами со столовой ребром вопросы: « Азат, а как зовут вашу жену?»))) Ну… я и не соврал ни разу) Вася тоже в свою очередь быстро сошелся с кухней. Эти ценные связи сильно облегчили нашу жизнь в лагере 1, который для нас стал на долгое время самым близким и комфортабельным местом для жизни, куда мы возвращались с акклимух.

Вид на Л1. фото Д. Ефимов

и ослику есть работа

фото Д. Ефимов

12 июля. Жесткая проблема – нужен горнолыжный гид!

На второй день пребывания в лагере 1 мы сделали ознакомительные скатки и прогулки по окрестным заснеженным пригоркам. Тут наша группа окончательно убедилась в том, что наш гид Миша не может выступать тем горнолыжным гидом, с помощью которого мы сможем с должной степенью безопасности совершить запланированный спуск со стены Пика Ленина.

Васина скатка по снежному языку

Надо искать человека, кто, как минимум, раз оттуда спускался, кто сумеет показать линию спуска. Миша обещает, что с ситуацией как то разберется, однако никаких активных действий не происходит. Группа в задумчивом состоянии готовится к акклиматизационному выходу в лагерь 2 (Л2 – 5400 м). Понимаем, что без знающего линию спуска весь наш проект становится крайне рискованным.

связки уходят навстречу подсвеченной рассветным солнцем вершине

13 июля. Бешеный портер или подарок Памира

Около

Миша готовится связывать

5 утра подъем. Завтрак, который запихивается в не проснувшийся рот. Как обычно, две копуши, я и Димка, тормозим выход. В потемках топаем по леднику, ориентируясь на отсветы фонарей уже ушедших вперед групп. Через час выходим к стенке, где народ формирует связки, к чему приступаем и мы. Тут наблюдаем портера, прибежавшего со здоровенным рюкзаком более ста литров. Бросив его, он снова убегает. Мы уже связались, тут видим, что тот же портер притащил еще один, не меньшего размера, рюкзак, затем, связав их оба, еле еле водружает конструкцию себе на спину, встав с ними не с первого раза. Ржем, думаем – сумасшедший, на что готов ради наживы (в 2014 г. 1 кг из Л1 в Л2 – 10 евро). Однако он, подойдя к перилам, быстро исчезает наверху. Мы же взгромоздившись по перилам на стенку (место с оч. крутым подъемом), собираем сплиты в режим лыжи и ски туром двигаемся к верху. Этот скитуринг дался нифига не легко. Сказывалась высота, жара. Еще – постарайтесь избегать восхождений скитуром в связке. Паршивое мероприятие.

изнурительный подъем

Пройдя выше середины мы неожиданно увидели ангела… ангела спускающегося к нам с Сковородки на лыжах, крутящего всевозможные финты! Первая и единственная мысль, которая тут же выливается в истошный крик: «Мужики, вот кто нам нужен!»

Слава Тополь с фирменным рюкзаком... но здесь он налегке

Мы кричим и машем проезжающему фокуснику. Он подгребает к нам, мы узнаем того бешеного портера с безумным грузом внизу у стенки. Мы пытаемся знакомиться, описываем наши планы и запрос на поиски человека, который мог бы выступить горнолыжным гидом при спуске с Ленина. Собеседник представляется – Слава Тополь. Он рассказывает, что у него немерянное количество спусков, как с самого пика Ленина, так и с Раздельной (Л3). Почему то мы верим ему. Выясняется, что Вася в переписке при поисках гида уже общался со Славой. Ничего не обещая, он говорит, что еще не раз встретимся и обсудимся, после чего улетает на лыжах вниз.

Приободренные продолжаем наш нелегкий путь, сплиты нифига не держат снег, он жёсток. Все в мучении. Сковородка, как ей и положено, встретила нас гостеприимно – мы сразу осознали, что можно чувствовать, оказавшись в микроволновке. Преодолев ее, приближаемся к желанному столь близкому и далекому лагерю 2.

привал на Сковородке

И тут, когда мы уже поднимаемся и входим в лагерь нас еще раз настиг Слава Тополь!!! Снова груженный под завязку Представьте, пока мы еле дотащили наши задницы в лагерь 2, Слава после встречи с нами слетел на лыжах вниз, снова затарился 50 кг груза, и вновь обогнал нас! В тот день мы его более не видели.

Лагерный быт

Вымотанные, мы расположились в палатках Аксай-тревел. Миша (наш гид) предлагал нам еще набрать метров 50 по высоте, затем вернуться. Однако сил не было ни на что. Хотелось спать. Получасовой сон закончился головной болью. Набранная высота дала себя знать. Однако эта боль достаточно просто купировалась аспирином.

Вид на Л2 и Л3 (см. подписи)

забадяженные сублиматы

доска в качестве стола

Палатка нам досталась ужасная. Я ночью спал с ее края, постоянно скатываясь какую-то яму за ее пределами. Выбравшись ночью из палатки по малой необходимости, глянул на небо и забыл цель своего вылазки – надо мной было звездное небо, и близкого которому я не видел ни разу в своей, отнюдь не самой домашней, жизни. Небо было безлунным, но казалось, что с него лился свет, свет от Млечного пути. Млечный путь, рассыпающийся на мириады звезд, но не мутная белесая дорожка, которую мы привыкли видеть в средней полосе с ее мусорной засветкой. Для того, чтобы на этом небесном своде увидеть падающую звезду не нужно было много терпения.

А насчет желаний – увидеть такое небо и есть сбывшаяся мечта, о существовании которой я не знал. Звездное небо на 5 400.

Продолжение следует....

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!