Автор: Леонид Петренко, Красноярск
Рисунок Юрия Субботина

Призраки на Столбах

Посвящается главному чертознаю и демонологу Дальних и Диких Столбов, основателю высочайшей скальной обители, Одинокому Удаву.

Каждый бывалый столбист встречался с паранормальными явлениями на Столбах, но почти столетие оголтелого атеизма и мудрая политика КПСС позволяли не видеть "в упор" весь этот антинаучный вздор и мракобесие. Ныне приходится признать, что демоны на Столбах есть! Настоящий очерк описывает наиболее известных обитателей Столбов из потусторонних миров

КОСТЯНАЯ НОГА – является скалолазам-одиночкам при лазании по различным расщелинам, в виде мужской ноги в драной штанине и китайском кеде "Два мяча", скребущейся в сумрачной глубине. Появление Костяной Ноги предвещает неудачу в лазании.

Лишь однажды Костяная Нога появилась перед целым коллективом столбистов. Случилось это в лютую метель, в начале декабря 1962 года, рядом с избой Грифы-3 (построенной в подвершинной пещере утеса, на высоте 45 метров). В тот день первым в избу пришел Геша Злотников и увидел в одной из многочисленных грифовских пещерок (как ему показалось) застывший, заметенный снегом труп. Основная компания заявилась уже в темноте и долго не могла понять, чего это Геша все икает и нервно подмаргивает на дверь. Что бы не пугать девушек, мужская половина отправилась, якобы, за дровами. Ветер, бьющий вдоль стены, заставлял судорожно цепляться за камни даже стоящих на широченной полке-балконе. Мрак и, залепляющий глаза, снег делали видимость "ноль с минусом". Фонари были, почти, бесполезны. Коля Молтянский на двойной страховке раз за разом штурмовал пятиметровый выход к пещерке и раз за разом безнадежно скатывался обратно. После пятой попытки Коля подошел к остальным. В свете фонаря лицо его казалось светло-зеленым. Побелевшие губы прохрипели: "Гадом буду! Он меня сталкивает!". Изрядно трухнувшие парни, держась за закрепленную веревку, подошли к краю обрыва и направили свет всех фонариков в пещерку. В разрыве двух порывов метели все увидели абсолютно одинокую Ногу, в драной штанине и китайском кеде, судорожными толчками удаляющуюся вглубь расщелины. Все мы были тогда махровые атеисты, не верившие ни в черта, ни в бога, но многим хватило и одного мгновенного видения. После этого случая на компанию обрушились беды. Половина ребят, из самых фанатичных поклонников скал, – перестала ходить на Столбы. На Калтате появились волки. В феврале работники заповедника обворовали и сожгли Грифы, а заодно и росший в пещере Патриарший кедр – старейший на Столбах.

БЕЛЫЕ КАЛЬСОНЫ – абсолютно безобидный призрак, весельчак и любитель шумных сборищ столбистов. Белые кальсоны появляются в теплые, безлунные ночи во время массовых лазаний по скалам. Став частью общества веселых скалолазов, призрак сам увлекся благородным искусством столбизма. Он никогда не позволяет себе возвышаться над скальным народом высокомерными полетами и иными вздорными трюками. Да и, согласитесь, полеты байковых кальсон среди ночных звезд выглядели бы пошловато. Любоваться, как Белые Кальсоны лазят по скалам, лучше всего, наблюдая снизу. Легкие, балетные движения необычного лазуна радуют и чаруют.

Никогда не забуду, как июльской ночью, поднявшись на ощупь по черному Колоколу, увидел на вершине Коммунара танец веселого призрака на фоне Млечного пути. Разгулявшееся видение отчебучивало над черными пропастями замысловатый винегрет из обрывков самых разных танцев, на который способны лишь артист Костя Райкин, да друг детства – Вова Деньгин. Откуда мне было знать, что увидеть танец Белых Кальсон – верный признак скорой свадьбы! Пришлось жениться во второй раз...

По слухам Белые Кальсоны в зимнее время, вместе со столбистами-спелеологами, перебирается в пещеры, и гротолазы знают привидение под именем Белый Спелеолог.

СВЕТЯЩИЙСЯ ШАР и ВЕДЬМИН КРУГ – встречаются в летнюю полночь в пихтовых чащах столбовского Калтата, где-нибудь между Фермой и Шахтеркой. Имеют вид лежащего на земле шара либо круга, светящихся зеленоватым фосфорным светом. Привидение появляется лишь перед юными столбистами. Когда проходит первый испуг – самые дерзкие идут вперед и ничего не находят кроме светящихся гнилушек. Те же, кто замер на месте при виде чуда, в изменчивых рисунках зеленого свечения, могут увидеть будущее.

ПЬЯНЫЙ ЕЖИК – из разряда "мельчайших нечистиков", специалист по мелким пакостям. Тварь забирается в одежду путника и, во время сна или движения, начинает колоть деревянными иголками в самые интимные места (терпеливый столбовский народ думает, что это лесные колючки, да занозы). Открытие совершил трехлетний Андрюша Петренко. Жизнерадостный малыш вдруг стащил с себя трикотажные штаны и начал их остервенело топтать ногами, яростно вопя: "Пьяный Ежик в штанишки забрался!".

ХРЮКАЛО и ХИХИКАЛО – озорные призраки из разряда "шутники и сволочи". Имеют вид плывущих над землей метровых пульсирующих конусов белого цвета. Всегда появляются парой. Один из них Хрюкало, второй – Хихикало. Различаются по характерным звукам: смачное, утробное хрюканье и мерзкое, визгливое, "продирающее" спину, хихиканье. Иногда движение пульсирующих конусов сопровождается звучным (мокрым) шлепаньем босых ног. Появляются в предрассветном тумане, в теплую половину года (от снега-до снега). Основное занятие – пугать бродящие до рассвета парочки и ночных посетителей туалетов. В результате установлено несколько мировых рекордов по бегу в ночном лесу со спущенными штанами.

В апреле 1963 года Хрюкало и Хихикало напугали, до изжоги, краевую сборную скалолазов и судей, спавших в избушке Вигвам (а там были такие храбрецы, как В. Беззубкин, В. Еремин, С. Прусаков, В. Гудвиль, Н. Резвова).

Летом 1976 года я спал под Китайской стенкой. Вдруг, под настилом палатки заворочалась какая-то грузная туша. Жуткое хрюканье свиным рылом вгрызлось в самый желудок. Неведомая сила приподняла меня вместе со спальником и прижала к крыше "памирки". Когда (не помню: сухой ли, мокрый ли) я выбрался из палатки, то в рассветных сумерках увидел растекающуюся лужу, сваренного на завтрак киселя, а на ней четкие следы босых ног.

Был слух, что в шкодливые конуса вселились души знаменитых шутников Столбов – Бурматы и Шпрота.

ШЕРШАВЧИКИ – духи чистого скалолазания. Утесы Столбов, за 150 лет столбизма, буквально, пропитались человеческими прикосновениями. И однажды прикосновения ожили... Шершавчики появляются в "бархатные", теплые ночи, в разгар лета, в виде гибких порхающих пластинок, размерами от мужской ладони до крошечных кончиков детских пальчиков. Встречаются экземпляры в виде отпечатков босых ступней. Ожившие прикосновения легче почувствовать, чем увидеть. Для этого нужно, соблюдая тишину, провести ночь на вершине или одном из уступов утеса. С наступлением таежного сиреневого часа, пространство наполняется симфонией загадочных шорохов и невидимых движений. Мириады Шершавчиков порхают, ползают, пробегают по лабиринтам столбовских ходов и лазов. Шуршащие мелодии скалолазания, как любая классика, по-разному воздействуют на слушателей. Лютые горожане, далекие от природы, – зябко ежатся и судорожно поджимают ноги, словно, к ним подбираются стаи кровожадных рыб пираний. Бывалые столбисты, растворяясь в потоках скальных мелодий, улетают в дальние страны, а то и в иные миры, к небывалым безднам и вершинам. Юного лазуна Шершавчики могут довести до скального экстаза, когда покинув уют спального мешка, столбист, в страстном броске, достойном барса, покоряет каменный отвес, недоступный при свете дня.

БЛУЖДАЮЩИЕ СКАЛЫ – Красноярье и Столбы расположены в одном из нервных центров Планеты. Здесь возможны чудеса, описанные научной фантастикой: искривления Пространства, обретение таланта, тоннели сквозь Время и Пространство. Не раз было отмечено временное исчезновение утесов Дед и 2 Столб. В столбовском фольклоре явление зафиксировано в шуточной песне:

На Столбах раз случай был такой:
К Манской Бабе Столб ушел Второй

Старые столбисты знают, что в определенное время года, если обходить некоторые утесы по спирали, можно найти вход в каменные глубины. Правда никто не знает – куда крутить спираль: влево, вправо, вниз, вверх, или еще как. Лет 40 назад, с другом детства, Мишей Мусатовым, мы целую неделю лазали по Перьям, накручивая всевозможные спирали, и вдруг, где-то на выходе из Уголка, обнаружили, что ползем на карачках по совершенно незнакомому рельефу. Крошечные каменные комнатки, размером с двуспальную кровать и высотой чуть более метра соединялись, под разными углами, крошечными лазами-туннельчиками. Смутный, рассеянный свет позволял сносно ориентироваться и мы, с азартом первопроходцев, проникали все в новые и новые трюмы загадочных Перьев с каскадами разноцветных чудес. Вскоре стало ясно, что мы заблудились. Попытки вернуться к солнцу уводили нас все в новые участки лабиринта. Мишка, в отчаянии, прошептал наивный бабушкин наговор: "Чертик, Чертик, поиграй! То, что ищем мы, отдай!"... и мы выползли в Шкуродер.

ЗЕЛЕНЫЙ ДРОВОСЕК – является под утро, в конце трудных ночных маршей к какой-то цели. На вершине горы, вдруг появляется огромная зеленая фигура, машущая топором, как при колке дров. Если Дровосек машет топором навстречу вашему движению – верный знак: "Зря идете, ничего не выйдет!".

ЛИК ЛИЛОВЫЙ – призрак весеннего безумия, что-то вроде Мартовского Зайца, достигшего размера чудовища. В лунные мартовские ночи со скальных вершин можно увидеть черно-лиловое лицо, размером со 2 Столб. Призрак ласково манит к себе сорокаметровым пальчиком и электрическим, пронзающим шепотом зовет вниз: "Иди сюда!".

ДОН СРАЧ (БОЛЬШАЯ ГОВЕШКА) – в местах большого скопления экскурсантов гадостный монстр внушает публике, что они пришли в самые красивые природные уголки, что бы обожраться, опорожниться и изрисовать камни. Странный феномен самозасирания долго приписывали недостатку культуры в массах, пока истина не проступила на устах младенца. Четырехлетний столбист Илюша Прусов, впервые увидев на Столбах ковер из мусора, с восторгом завопил: "Здесь был праздник Большой Говешки!".

Полный восторг

Весело и абсолютно правдоподобно!

Да очень стрёмно и серьёзно...

Но при каждой встрече с монстром надо непременно сказать: "Привет! А не "хлопнуть бы нам по рюмашке!.."