Горы мира > Памир >

Автор: Игорь Степанов, г. Санкт-Петербург

39 Первопрохождений на пик Коммунизма

На Конкурс "Лучшее описание горного района"

Автор
Игорь Степанов – физик, к.физ-мат.н., МС СССР, «Снежный барс»

70-летию штурма
пика «7495» посвящается

Предисловие.

Автор взялся за эту статью по просьбе главного редактора издания 3-тьего тома книги «Альпинисты Северной столицы» – Германа Андреева. Я был на этой прекрасной вершине по шести разным маршрутам со всех сторон света. История моих взаимоотношений с этой вершиной такова:

1974-1975 гг. В эти годы мне так и не удалось подняться на вершину. Две попытки команды Ф. Житенева (ленинградский Буревестник) пройти по центру ЮЗ. стены с ледника Беляева закончились неудачно. Мы доходили соответственно до 5900 и 6200 («птицы») и каждый раз спускались по причине спасательных работ - то требовалось сопровождать наших младших товарищей, терпящих бедствие на маршруте В.Некрасова, то спускать вниз по стене Ю.Красноухова, попавшего под камнепад, когда девять человек уже сидели на «птице», поджидая его на последней перильной веревке.
Южная стена пика Коммунизма: вид изнутри, Владимир Стеценко
На пик Коммунизма, Юрий Ицкович, г.Санкт-Петербург
Пик Коммунизма, Вадим Алферов, г.Воронеж
Памирская трагедия, Вадим Алферов, г.Воронеж
1976 – в компании с О.Галкиным и Б.Гавриловым, с л. Фортамбек (по ребру «Буревестника») в первый раз достиг вершины.
1978 – с л. Вальтера по маршруту Н.Черного с Б.Студениным, Ю.Марченко и А.Шиндяйкиным.
1980 – с л. Беляева (маршрут В. Неворотина, 6 к/тр.), второе прохождение маршрута с Б.Студениным и Г.Петрашко.
1982 – с л. Вальтера по маршруту Ю. Бородкина. в двойке с Ю.Борзовым.
1983 – с л. Фортамбек по маршруту И. Гетмана (второе прохождение) в качестве руководителя вместе с Ю.Борзовым и Ю.Бородкиным.
1988 – с л. Бивачного (Орджоникидзе) по маршруту Е. Абалакова в качестве рук. с А.Головиным, С.Душейко, С. Ионенковым и О.Шкановой.
Вот сейчас, представляя себе все 39 первопрохождений на эту вершину – я понял, за какой тяжелый труд взялся. Мне кажется, что редактор должен был уговорить В. Шопина – взяться за эту статью, перед которым я снимаю шляпу за два труднейших восхождения на пик Коммунизма 1981 г. – по ЮЗ стене под рук. В. Солонникова вместе с напарником по «Эвересту – 82» В. Балыбердиным и в 1986 г. – первое зимнее восхождение на пик Коммунизма вместе с тем же незабвенным В. Балыбердиным.

Но раз поручено, я попытаюсь закончить это дело. Постараюсь описать историю открытия этой высочайшей вершины страны и три с лишним десятка маршрутов, проложенных с 1933 года по сегодняшний день. Четырнадцать из этих маршрутов выигрывали Чемпионаты СССР, причем, четыре команды из этого списка представляли Ленинград.

Из истории открытия пика «7495».

Карта сверху
Точная высота этой вершины была определена в 1928 году Памирской экспедицией АН СССР немецким геодезистом Р. Финстервальдером. Так как высшей точкой северо-западного Памира местные жители и предыдущие экспедиции считали пик Гармо, то естественно, немецкие геодезисты дали пику 7495 название Гармо, что еще на несколько лет продлило путаницу с этими двумя вершинами и породило, так называемую загадку, «узла Гармо», которая была окончательно разрешена только в 1932 г.

В период 1928-1933 гг. Памиро-таджикские экспедиции обследовали «белые пятна» Памира в районах хр. Академии наук и Петра Великого, включая весь район ледника Федченко. В 1932 году тремя экспедиционными отрядами Н.Крыленко, Н.Горбунова и И.Дорофеева, была решена «проблема Гармо». Группа Крыленко взошла на хр. Академии наук с ледника Гармо на плечо настоящего пика Гармо, группа Горбунова обследовала район пика 7495 с востока со стороны л. Бивачного, группа Дорофеева проникла в район л. Фортамбек и л. Вальтера. Сделанные ими геодезические засечки показали, что пик Гармо и пик 7495 - две совершенно разные вершины, удаленные друг от друга на 20 км. Пик Гармо «настоящий» стоит в стыке хр. Академии наук и Дарвазского хребта, пик 7495 в стыке хр. Академии наук и хр. Петра Великого. Это было выдающееся географическое открытие, когда впервые на карту была точно нанесена высшая точка Памира.

Покорение пика «7495»

7. Чуновкин, 78, СВ стена
8. Путинцев, 78, СВ стена
9. Луняков, 87 , левый ЮВ кф

1932 г. В конце полевого сезона была предпринята попытка восхождения на пик «7495» по восточному ребру со стороны л. Бивачного. По разным источникам (Д. Затуловский, И. Дорофеев, Е. Белецкий) группе Горбунова удалось подняться до высоты от 5.600 до 6.200 м. Скорее всего, удалось преодолеть два первых легких жандарма (из шести расположенных на гребне), то есть до высоты 5.800.

1933 г. Август, на штурм вершины выходят шесть альпинистов, возглавляемых Н. Горбуновым. В их составе: Е. Абалаков, Д. Гущин, А. Гетье, Ю. Шиянов и А. Харлампиев. Но не все идет гладко. При прохождении второго жандарма срывается и погибает молодой председатель московской горной секции Н. Николаев, заболевает на 5600 из вспомогательной группы Д. Ирале. Его спускают на ледник и, несмотря на усилия врачей, он умирает в ледниковом лагере 4500. С большими трудностями проходятся все шесть жандармов. Заболевают Д. Гущин, Ю. Шиянов и с высоты 6900 они уходят вниз. Итак, остается трое горовосходителей. Длительная непогода на 6900 выводит из строя А. Гетье, и он отказывается о восхождения (Гетье тяжело заболел – см. в этой книге статью М. Рома Первовосхождение на пик Сталина (прим. ред.)). Третьего сентября наверх уходят двое - Е. Абалаков и Н.Горбунов. Е.Абалаков - моложе и сильнее - уходит вперед и достигает вершины в одиночку. Н.Горбунов останавливается перед предвершинным взлетом в районе 7400. Так была покорена высшая точка нашей страны, мягко говоря, на пределе человеческих возможностей всех участников штурмовой группы, и если бы не помощь на спуске с 6400 вспомогательной группы А. Цака – неизвестно, чем бы закончился штурм 7495. По предложению участников экспедиции – вершине было присвоено имя И. Сталина (Вершина была названа пиком Сталина до этого – зимой 1932 г. – см. Книгу «Альпинисты Северной столицы», том 2 (прим. ред.).).

1937 г. Второе восхождение на пик Сталина. Руководитель штурма – талантливый московский альпинист О. Аристов. В составе группы - Е.Белецкий, Л.Бархаш, Н.Гусак, В.Киркоров и врач И.Федорков. Тринадцатого сентября при восхождении срывается и погибает О.Аристов на высоте 7450, остальные участники поднялись на вершину. Жесткий предвершинный гребень они прошли без кошек на ногах, что, скорее всего, и послужило причиной срыва и гибели О.Аристова.

С Л. БЕЛЯЕВА (С ЮГА, ЮГО-ЗАПАДА, ОБЩИЙ ПЛАН)
17. Пелехов,77, по диагонали ЮЗ стены
18. Валиев, 80, пр. кф. ЮЗ склона и Ю стене
19. Непомнящий, 77. по Центру ЮЗ стены
20. Кустовский, 73, по ЮЗ. стене
21. Солонников, 81, по «треугольнику» и центру основного бастиона
22. Мысловский, 68, по ЮЗ стене
23. Онищенко, 70, по Л. Кф. ЮЗ стены
24. Кахиани , 55, по мульде с л. Беляева (виден только верх по Ю. гребню)
25. Кузьмин К., 59, по кф. ЮЗ склона
26. Неворотин, 79, по ЮЗ стене З. плеча
29. Кузьмин К., 57, с л. Беляева через п. Куйбышева
30. Белавин, 58 – Некрасов, 65, по СЗ ребру п. Россия( виден только верх по Ю. гребню).
34. Ефимов, 70, п. Ленинград – п. Коммунизма.
35. Кузьмин Ю., 69, п. Гармо – п. Коммунизма

1955 г. Восемнадцать лет никто не поднимался на вершину. Грузинской экспедицией под руководством О. Гигинейшвили проходится новый маршрут со стороны ледника Гармо (ледник Беляева). По опасному широкому кулуару (там, в 1967 году погибает выдающийся ленинградский альпинист В. Егоров) восходители поднялись на плато Правда (6200) и далее на вершину. В состав штурмовой группы вошли И. Кахиани – рук., Л. Ахвледиани, Д. Медзмариашвили и М. Хергиани. Команда заняла первое место в Чемпионате СССР в высотном классе. Вторая группа, руководимая М. Гварлиани, совершила первовосхождение на пик Россия (6852) и получила серебро в Чемпионате СССР в том же классе.

1957 г. С ледника Беляева штурмует пик Коммунизма (так он теперь он стал называться) московский «Буревестник» под руководством К. Кузьмина. Впервые, через пик 6918 (пик Куйбышева) – 19 человек попадают на Памирское фирновое плато. На пик Коммунизма восходят: К.Кузьмин – рук, И.Богачев, В.Буянов, В.Винокуров, И.Галустов, В.Данилов, Л.Лебедев, В.Потапов, Н.Шаронов, М.Шилкин. В классе высотных восхождений команда завоевала золотые медали Чемпионата СССР.

1959 г. Снова команда московского «Буревестника» проходит новый технически сложный маршрут по контрфорсу с л. Беляева. К.Кузьмин – рук, В.Данилов, А.Овчинников, В.Потапов и В.Севостьянов. Команда получила серебряные медали в Чемпионате СССР.

1961 г. С ледника Бивачного проходится новый маршрут объединенной команды Академии наук и московского «Буревестника». Руководитель Е.Тамм (будущий начальник Первой советской экспедиции на Эверест в 1982 году). Состав каманды: А.Белопухов, В.Божуков, Б.Баронов, М.Бонгард, В.Винокуров, О.Брагин, В.Дубинин, В.Колодин, Ю.Смирнов, В.Смит, В.Ткач, А.Флоринский, В.Цетлин. В классе высотных восхождений Чемпионата СССР команда получает золотые медали.

1965 г. С ледника Беляева команда Советской Армии проходит, как бы, новый маршрут на пик Коммунизма, состоящий из двух пройденных участков: а именно, ребро на плато Правды было впервые пройдено группой ленинградца Н.Белавина в 1958 при восхождении на пик Россия (6852). Вторая часть маршрута было пройдена грузинской командой в 1955 году. Команда заняла третье место на Чемпионате СССР в высотном классе.

С ЛЕДНИКА ФОРТАМБЕК
14. Максимов, 67, по ребру «Буревестника», через БПП и «Большой барьер»,
15. Хацкевич, 80, вариант по ребру «Буревестника»,
16. Гетман, 71, с севера на БПП, правее л. Трамплинного
33. Ванин, 75, п. Москва - п. Коммунизма
36. Божуков, 74, п.Коммунизма - п. Ахмади-Дониша

1967 г. С ледника Бивачного командой Украины совершается первопрохождение по ЮВ ребру. А. Кустовский - рук, В. Черевко, П. Зайд, В.Колесник. В высотно-техническом классе Чемпионата СССР команда получает золотые медали. В тот же год впервые с ледника Фортамбек московский «Буревестник» вышел на Памирское плато. Маршрут получил название «ребро Буревестника». Небольшое возвышение на западной части плато получило название пик Парашютистов. Имена первопроходцев: В.Глухов - рук, Г.Курочкин, Э.Мысловский, А.Овчинников – тренер, В.Сахаров, Г.Сергевнин, В.Иванов, Л.Добровольский, Ю.Зыков, Е.Кусов, Ю.Скурлатов, В.Сулоев, А Шиндяйкин.

1968 г. За один сезон 63 горовосходителя достигают пика Коммунизма. Десятки команд штурмуют вершину со всех сторон. Наиболее сильный маршрут проходится по ЮЗ стене (вне рамок Чемпионата СССР). Руководитель Э. Мысловский, тренер А. Овчинников, В. Глухов, В.Иванов. Восхождение было признано лучшим в сезоне 1968 года. Все участники получили звание мастеров спорта международного класса и награждены медалями Спорткомитета СССР «За выдающиеся спортивные достижения».
Команда ленинградского Спартака проходит новый маршрут с ледника Бивачный по В. контрфорсу. П.Буданов – рук, и тренер, Г.Аграновский, Б.Клецко, К.Клецко, Г.Ильинский, А-р Колчин, К.Коноплев и Ю.Устинов. Золотые медали в Чемпионате СССР в высотном классе.
Команда московского «Буревестника» проходит с ледника Вальтера самый популярный на сегодняшний день маршрут на пик Коммунизма. Ю.Бородкин (рук.), Л.Добровольский (тренер), В. Масюков, Е.Кусов, В.Путрин.
Команда ЦС «Буревестник» проходит второй по популярности маршрут на пик Коммунизма, но уже с ледника Фортамбек. Начало маршрута по ребру Буревестника, далее до конца плато, и через «6900» (пик Душанбе) – выход на вершину. В.Максимов (рук.), М.Ахметшин, А.Балинский, А.Водохохов, Г.Курочкин, Г.Петров, Е.Стрельцов.
Чрезвычайно активно ведет себя в эти годы московский Буревестник. На чемпионат СССР заявлен новый маршрут: траверс пик Коммунизма (с подъемом на плато по ребру Буревестника) – пик Известия – пик Ворошилова (пик Дониша). В.Божуков – рук, Е.Захаров, К.Кузьмин – тренер, Г.Сергевнин, Б.Соустин, Н.Черный, В.Сулоев. К сожалению, начало маршрута ознаменовалось трагедией. Умирает от сердечной недостаточности инициатор траверса – Валентин Сулоев. Он был спущен вниз и похоронен на громадной зеленой поляне на леднике Фортамбек, которая сейчас известна всему альпинистскому миру, как поляна Сулоева. Команда прошла траверс в память о своем товарище.

1969 г. Команда ленинградского «Локомотива» проходит траверс пик Гармо – пик Коммунизма и занимает первое место в Чемпионате СССР по классу траверсов. Ю. Кузьмин (рук.), Р. Иванов (тренер), О.Худяков, В.Варенцов, С.Зысин, Б.Лайхтман, А.Якушев, Я. Якушев. Восемнадцатикилометровый путь (21 км – прим. ред.), где восходители не спускались ниже 6000 м, команда проходит за 20 дней. До настоящего времени такой протяженный, высотный маршрут не проходился.

ЮЗ стена Коммунизма
1970 г. Снова «бум» под пиком Коммунизма. Выдающийся маршрут по ЮЗ стене с ледника Беляева проходит команда московского Труда в период с 1 по 15 августа. В.Онищенко – рук, В.Геркен, М.Коньков, Б.Коршунов, Л.Павличенко. тренер Б.Романов. Команда занимает только второе место в Чемпионате СССР в высотно-техническом классе (если бы она выступала в высотном классе, то на 100% заняла бы первое место). Но в этом сезоне в высотно-техническом классе - впервые командой ленинградского Буревестника (руководитель Ф.Житенев) была пройдена проблемная С. стена пика К.Маркса (6726), занявшая первое место в этом классе.
Команда Узбекистана проходит СВ. контрфорс пика Коммунизма с ледника Бивачного с 11 по 19 августа. В.Воронин – рук, Б.Блонштейн, З.Люман, Г.Калинин, А.Путинцев, тренер В.Эльчибеков. Команда занимает первое место в высотном классе.
Очередная трагедия на маршруте. В период с 31 июля по 17 августа команда Москвы проходит траверс пик Лениград (6503) – Коммунизма с ледника Гармо. Б.Ефимов – рук., Ю.Байченко, Ю.Емельяненко, В.Климов, В.Кушнарев, В.Петифоров, Б.Голубков. В 100 м от вершины умирает от сердечной недостаточности Борис Голубков.

1971 г. 24.07 – 03.08 команда Спорткомитета Таджикистана проходит новый маршрут на пик Коммунизма с ледника Фортамбек – с выходом на плато, правее ледника Трамплинный. И.Гетман (рук), Т.Джурабеков, Л.Лапшин, В.Лаврухин, В.Ткачев, А.Шатковский. Тренер Я.Гуревич. Прохождение стены под плато заняло шесть дней, что дало команде третье место в Чемпионате СССР, (первое место не присуждалось).
P.S. Второе прохождение этого маршрута совершено тренерами МАЛ «Памир» в 1983 – И. Степанов (рук.), Ю.Борзов, Ю.Бородкин. Стена пройдена за три дня. Хороший маршрут, впечатляет – над головой 150 м нависающего Памирского плато.
Красивый маршрут был проложен красноярцами с ледника Вальтера с выходом на пик «6708» (Хохлова) по С. контрфорсу. В. Беззубкин (рук.), Ю.Андреев, А.Вставский, В.Лях, В.Ушаков. Маршрут великолепно смотрится с пика Е.Корженеской.

1972 г. Очередная трагедия на пике Коммунизма. Совершив первопрохождение по левому канту СВ стены пика Коммунизма с ледника Бивачный, в команде ленинградского «Спартака» при спуске с вершины на плато Правда погибают трое альпинистов (Александр Боровиков, Анатолий Колчин и Борис Кожарин). Кроме них на вершине были О.Борисенок – рук, Я. Дьяченко, А. Кольцов, А. Ильин, В. Маеркович.

С СЕВЕРА, С ЛЕДНИКА ВАЛЬТЕРА
10а – по С. склону с л. Вальтера , через БПП и «Большой барьер» (вариант Бородкина через пик Душанбе)
10б – другой вариант выхода на ребро Бородкина.
11.- через п. Хохлова, Бородкин, 68
12. Беззубкин, 71, С. кф с л. Вальтера
13. Чочиа, 88, по л. Части СЗ стены С. гребня

27. Черный, 76, п. Хохлова-п. Коммунизма , по СЗ кф В. Гр.,
28. маршрут Белица-Марека, ЧССР, не кл.
31. Божуков, 74, п. Калинина- п.Коммунизма,
32. Харечко, 75, п. Коммунизма - п. Корженевской
37. Каспирович, 73, п. Кирова – п. Коммунизма.
38. Федоров, 90, п. Хохлова - п. Коммунизма,

1973 г. Командой Украины пройден новый выдающийся маршрут по ЮЗ. стене пика Коммунизма. А.Кустовский – рук. и тренер, М.Алексюк, В.Бахтигозин, В.Черевко. К сожалению на 7100 умирает от сердечной недостаточности А.Кустовский (маршрут был пройден до конца, имеется в классификаторе, высшей 6 кат.тр.)
С ледника Вальтера проходится новый маршрут на пик Коммунизма по С. контрфорсу пика Кирова (6372) командой города Новосибирска. Г.Каспирович – рук., Н.Бархатов, В.Водолажский. И.Добкин, С.Кургин, И.Мешков, В.Прокопенко, А.Серьезнов. Команда получает третье место в высотном классе Чемпионата СССР.

1974 г. Снова « со щитом» московский Буревестник. С ледника Бивачный проходится траверс пика Калинина (6584) – пик Коммунизма. В.Божуков – рук, В.Ванин. Е.Виноградский, О.Космачев, В.Надбах – Киедесса. В.Неворотин. Двадцатикилометровый траверс семи вершин, высота которых превышает 6500 м они проходят за тринадцать дней (с16 по 28 августа). Команда завоевывает золотые медали Чемпионата СССР.

1975 г. Наконец была разрешена одна из «надуманных» проблем отечественного альпинизма – траверс пика Коммунизма - пик Е.Корженевской командой в составе Н. Харечко (рук.), В. Воронин, К. Минайченко, Г.Петров, тренер В. Эльчибеков. Многие команды брались за эту задачу. Но узбекские альпинисты решили эту проблему. Маршруту дали 5б, потому, что он проходил через перевал Четырех. (Автор этой статьи не приветствует такие траверсы, проходящие через перевалы). Команда Эльчибекова в Чемпионате СССР заняла первое место по классу траверсов.
Очередное достижение московского Буревестника. Проходится новый маршрут траверс пиков Москва (6785) – пик Коммунизма. В.Ванин (рук.), В.Божуков, Ю.Беркович, Е.Захаров, Б.Коршунов, Р.Смирнов. Тренер команды Л.Пучков. Команда получает серебро в Чемпионате по классу траверсов.
P.S. Снова мы видим в составе команды выдающего советского спортсмена Валентина Божукова – восьмикратного Чемпиона СССР по альпинизму.
Не могу не отметить в этой статье, два года, проведенных на ЮЗ. стене пика Коммунизма командой Ленинградского Буревестника (1974 – 75 гг.). Были предприняты две неудачные попытки пройти по центру этой стены. В 1974 – до 5900 м, 1975 – до 6200, «птицы», где было оставлено снаряжение и продукты на десять дней. Оба сезона команда выступала в составе: Ф. Житенев (рук. и тренер), Ю.Горенчук, А.Зайончковский, К.Павленко, С.Калмыков, В.Лурье, Ю.Красноухов, Ю.Логачев, И.Степанов, Л.Трощиненко.

1976 г. С ледника Вальтера московским Буревестником проложен новый маршрут через пик 6708 (пик Хохлова) по СЗ. Контрфорсу. Н.Черный – рук, А.Богомолов, В.Засецкий, Т.Иванова, В.Рыбинский, Д.Тархнишвили.

1977 г. Снова по центру ЮЗ. стены пика Коммунизма работают две команды: Москвы и Росто-ва-на-Дону.
Команда Москвы: Е.Пелехов - рук, В.Масюков, и будущие восходители на Эверест В.Пучков и В.Хомутов, работают впереди, но на 6900 происходит срыв руководителя команды Е.Пелехова. Ростовчане находятся в это время на «птице» (6200) и видят этот «прощальный» полет. После гибели руководителя москвичи уходят на гребень в район пика Душанбе. Команда Ростова-на-Дону: А.Непомнящий – рук, А.Афанасьев, В.Колышкин, Ю.Маньшин, К.Осипов, Е.Хохлов, А.Цымбал, А.Шалыгин с заброской 75 года командой Ф.Житенева (на «птице») идут этот маршрут 24 дня, что вызвало негативные отклики у спортивной общественности страны. Но в Чемпионате СССР команда получает первое место в классе высотных восхождений.

1978 г. С ледника Бивачного (л. Орджоникидзе) две команды штурмуют СВ. стену пика Коммунизма. Команда ЦС ДСО Труд – Г.Чуновкин – рук. и тренер, Ю.Борзов, В.Михалев, Г.Джиоев, И.Слесов проходят маршрут левее центра за 12 дней и получают в высотном классе золотые медали. К горькому сожалению, Георгий Джиоев и Иван Слесов в следующем году замерзнут на северной стене пика Революции.
Команда ЦС ДСО «Мехнат», под руководством А.Путинцева, В.Воронина, Л.Громова, Г.Калинина, Г.Малюкова (тренер В.Эльчибеков) проходят маршрут правее центра и получают серебро в Чемпионате СССР

1979 г. Команда тренеров МАЛ «Памир» с ледника Беляева проходит новый маршрут по ЮЗ. стене западного плеча пика Коммунизма (6-й кат.тр.). В.Неворотин – рук, В.Божуков, В.Путрин, В.Пучков. На Чемпионате СССР маршрут не был заявлен, так как от МАЛ «Памир» уже выступала команда на Ю. стене пика Революции (6986), рук. Студенин. Могу сказать, что второе прохождение этого маршрута было совершено в 1980 году тоже тренерами МАЛ «Памир». Б.Студенин – рук, Г.Петрашко, И.Степанов. И по-моему мнению, этот маршрут не уступал пройденному нами на пик Революции.

1980 г. В предверии отбора в национальную команду СССР для восхождения на Эверест, команда САВО проходит новый выдающийся маршрут на ЮЗ. стене Коммунизма (6Б кат.тр.). К.Валиев – рук, В.Хрищатый, В.Смирнов, Ю.Голодов, Г.Луняков, О.Крутилов, В.Сувига, С.Чепцев, С.Шкарбан, тренер Э.Ильинский. Команда занимает первое место по классу высотных восхождений в Чемпионате СССР. В сборной страны будут К.Валиев, В.Хрищатый, Ю.Голодов, С.Чепцев и Э.Ильинский. Первые трое взойдут на Эверест (8848) в 1982 году. К.Валиев и В.Хрищатый в 1989 году пройдут траверс третьей вершины мира Канченджанги (8597). В восьмидесятые годы это была одна из сильнейших команд в СССР. И опять, к горькому сожалению, погибнет на гималайском восьмитысячнике Дхаулагири Григорий Луняков, на пике Ленина – Вадим Смирнов, под Хан-Тенгри – Валерий Хрищатый.

1981 г. Все сильнейшие команды страны пробуют свои силы на ЮЗ. стене Коммунизма. Приходит очередь выдающегося тренера и спортсмена В.Солонникова (г. Лениград). Его команда проходит новый сложнейший маршрут по ЮЗ. стене (6Б кат.тр.). В.Солонников – рук. и тренер, В.Балыбердин, В.Ведерников, Б.Орлов, Н.Степанов, А.Тихомиров, В.Чуфарин, В.Шопин. Команда завоевывает золотые медали в Чемпионате СССР в высотном классе. В 1982 году Владимир Балыбердин первым из советских спортсменов, поднимется на высочайшую вершину мира - Эверест. Он погиб в 1994 году в автомобильной катастрофе.

1986 г. Первое зимнее восхождение на пик Коммунизма. 24 горовосходителей покоряют вершину, 17 спортсменов – сборная СССР и 7 человек – Узбекистана. Восхождение совершено с ледника Вальтера по маршруту Бородкина. 4 февраля взошли: В.Балыбердин, В.Шопин и Ю.Разумов (все Ленинград), М.Туркевич (Донецк), А.Москальцов (Харьков), Г.Василенко (Симферополь), Ю.Янович (Душанбе). 7 февраля: В.Хрищатый, Г.Луняков, Ю.Моисеев, С.Самойлов, В.Сувига, З.Халитов (все Алма-Ата), В.Елагин (Москва), Е.Виноградский В.Першин (оба Свердловск), С.Антипин (Красноярск). В этот же день взошла сборная Узбекистана (тренер В.Эльчибеков): Е.Иванов, Ю.Сарафанкин, С.Спицын, С.Филатов, С.Гоффард, В.Анкудинов, Н.Калугин. Последние двое, к сожалению, погибают на спуске. Не все было гладко и у сборной СССР. На спуске тяжело обморозился В.Шопин, из-за чего так рано прервалась его спортивная карьера.
Нужно отметить, что в эти же сроки сборная Ленинграда двумя группами совершила первое зимнее восхождение на находящийся рядом второй семитысячник, пик Е.Корженевской (7105). Руководил этой экспедицией заслуженный тренер России Г. Чуновкин. Взошли: Л.Трощиненко – рук., Г.Щедрин, Н.Бураго, М.Башмаков, А.Глушковский, С.Голубцов, С.Арсентьев, В.Мороз. Ю.Коновалов (все ЛЭТИ), А.Крицук, Н.Тотмянин (ЛГУ), Ю.Бейлин, Д.Ботов, Ю.Осипов, Г.Котов, Н.Шустров, А.Калягин, А.Носов.
И опять же, к горькому сожалению, из этого блестящего состава 13 июля 1990 года в ледовой лавине под пиком Ленина погибли мои близкие товарищи: Леонид Трощиненко, Георгий Щедрин, Николай Бураго. В 1998 году на спуске с Эвереста на 8600 погибнет вместе со своей женой Френкой Сергей Арсентьев.

1987 г. С ледника Бивачный команда САВО проходит новый маршрут на пик Коммунизма по левому ЮВ. контрфорсу. Г.Луняков – рук., В.Хрищатый, Ю.Моисеев, В.Сувига, А.Целищев, А.Кукушкин. Тренер команды Э.Ильинский.

1988 г. Журнал «Вестник гор» №4, 1989 сообщает о новом маршруте по ЮЗ стене пика Коммунизма. В.Башкиров (рук.), Д.Егоров, С.Михайлов, В.Обиход, Н.Петров, П.Северов, В.Стеценко, В Яночкин.
Восхождение совершено в период 4-17 августа 1988. Владимир Башкиров, впоследствии лучший российский высотник, погибнет на спуске в мае 1997 года на Лхоцзе на высоте 8350.
Команда МАЛ «Памир» с ледника Вальтера проходит новый маршрут по левой части СЗ cтены (П.Чочиа – рук., Н.Голиков, Г.Соколов, С.Ахонин, А.Туйцин, С.Филатов).
Командой Ленинграда была предпринята попытка проложить новый маршрут по центру СВ. стены пика Коммунизма с ледника Бивачный, между маршрутами Чуновкина и Путинцева (золото и серебро 1978 года). Н.Тотмянин – рук, И.Голубев, С.Душейко, С.Ионенков, Д.Кирин. На третий день пути, когда по стене было пройдено 14 веревок., в результате камнепада погиб Сергей Душейко, КМС. «Снежный барс». Он был спущен вниз, переправлен в Ленинград и похоронен на Северном кладбище.

1991 г. С ледника Бивачный, команда Ленинграда совершила траверс пик. Коммунизма – пик Известия (6.840 м). Это было последнее восхождение (с относительной новизной) в рамках Чемпионата СССР и России. Е. Майоров (рук.), М. Гаврилов, Д. Сергеев, В. Степанов. Тренер команды Г. Чуновкин. Команда получила второе место в высотном классе на Чемпионате СССР.

Заключение.

Годы «перестройки» (1985-1991), распад СССР (1993) и гражданская война в Таджикистане резко снизили количество экспедиций на пик Коммунизма. Был закрыт для вертолетов аэропорт Джиргиталь. Рейсы совершались только из соседних стран (бывших республик СССР: Казахстана, Киргизии, Узбекистана.). «Новые экономические» условия резко удорожили стоимость экспедиций. Залетают в основном, только коммерческие группы.

Если говорить о спортивном значении восхождений на пик Коммунизма, то на сегодняшний день практически пройдены все сложные маршруты. Конечно, нужно пройти СВ стену по центру (ледник Бивачный). Можно проложить ряд маршрутов с ледника Фортамбек, правее и левее маршрута Гетмана и через пик Кирова, левее ледника Трамплинный.
С ледника Беляева можно проложить новый маршрут по наклонной полке, левее основной части стены, и далее по скальному гребню на вершину. С ледника Вальтера, правее маршрута Беззубкина и далее с плато по центру СЗ стены.

Самое главное значение пика Коммунизма на сегодняшний день – использовать его как полигон для молодых высотников с целью подготовки их к штурму стен гималайских восьмитысячников.

первопроход красноярских альпинистов в июле 1990 года

В июле 1990 года команда красноярских альпинистов совершила первопроход по южной стене п. Коммунизма в рамках чемпионата СССР. Капитан команды Николай Захаров. Мне просто непонятно , по какой причине этот факт не зафиксирован в данной статье ?

И.Степанов "39 первопрохождений на п. Коммунизма"

Великолепный обзор. Спасибо автору! Единственное, что споткнулся на абзаце: "1975 г. Наконец была разрешена одна из «надуманных» проблем отечественного альпинизма – траверс пика Коммунизма - пик Е.Корженевской командой в составе Н. Харечко (рук.), В. Воронин, К. Минайченко, Г.Петров, тренер В. Эльчибеков. Многие команды брались за эту задачу. Но узбекские альпинисты решили эту проблему. Маршруту дали 5б, потому, что он проходил через перевал Четырех. (Автор этой статьи не приветствует такие траверсы, проходящие через перевалы)". Как можно пройти траверс Коммунизма - Корженевской, минуя перевал Четырёх? Ведь любые траверсы нескольких вершин проходят через перевалы и автор все их должен не приветствовать. Или слово перевал у автора ассоциируется со словом турист и он считает унизительным для альпинистов ходить там, где ходят туристы?

Прекрасня статья - полный перечень и краткая история первопрохождений на п. Коммунизма с 1933 по 1991 г.г.

Отзыв

Все отлично, разложено по полочкам. Спасибо автору.