Люди и горы > Полемика >

Автор: Сергей Коровяковский, Москва

Чем больше в горах походников, тем меньше там туристов

Сегодня, пожалуй, вот на какую тему поразмышляю вслух...

В последние 2-3 года всё чаще слышу в горах от шатающегося там народа с рюкзаками, гордое : "Мы походники!"
Дальше ничего спрашивать у них уже не хочется. Всё и так вполне понятно. :) Так что же это за зверь такой - "Походники"?

Ну, в принципе, это самые обычные люди. Только вдруг захотевшие ходить с рюкзаками в походы. И, в общем-то, ничего в этом плохого нет.

Беда только в том, что "походничество" пришедшее на смену нормальному туризму, абсолютно не заменило его. Поскольку переняв все внешние атрибуты, напрочь лишено внутреннего наполнения - образа мыслей, образа жизни в походе, неписанных законов туризма и пр.

Такие понятия, как "взаимопомощь", "гостеприимство", "в горах помощь не просят - её предлагают" - им совершенно незнакомы!

Поэтому давно уже перестал удивляться, когда пыхтя из последних сил на подъёме с группой, и встретив идущих навстречу вниз группу походников, вижу, как они даже не думают, что нам в сотню раз тяжелее, чем им, и что нас нужно пропустить. Совершенно спокойно они начинают продираться между нами, идя вниз, и чуть ли не сталкивая нас с узкой каменистой тропы.

И повторюсь ещё раз...

Сейчас встретить подобное в горах, это не нонсенс, а совершенно обыденная, и к сожалению привычная, вещь.

Причём всё это можно сказать не только о рядовых "походниках", но и о тех, кто их ведёт в горы, то есть, о современных гидах. Которые тоже, в отличии от инструкторов, что были в те времена, когда альтернативы слову "туризм" не было, нынче не сильно напрягаются по поводу того, что происходит вокруг них.

И сейчас эти "гиды", а по сути своей обычные проводники, ведут за собой людей, совершенно не заморачиваясь - чем живёт группа, какая в ней атмосфера, что чувсвуют люди вокруг них...

И при встречах с такими группами, под руководством таких "гидов", уже редко ошибаюсь, зная, что в жаркий день никто из них тебя кружкой воды не угостит.

Не говоря уже о том, чтобы в серьёзной ситуации, люди пожертвовали своим отдыхом и начали бы тебе помогать, или участвовать в спасработах.

Людей сейчас в горах (на популярных маршрутах) целые толпы.

Но, если что-то с тобой и твоей группой случится, то рассчитывать приходится только на себя.

Поэтому, если раньше (буквально ещё 5-7 лет назад) всегда радовался, когда в походе на ночёвке вдруг рядом оказывалась ещё одна группа - что всегда сулило знакомство с новым интересными людьми, и уютный вечер у совместного костра. То теперь постоянно надеюсь, что этого не произойдёт, и рядом никого не будет.

Потому что в те времена, когда в горы ходили туристы, а не походники, любой гость у твоего вечернего костра был в радость. И законы туристского гостеприимства были святы.

Подойдя к чужому костру ты знал, что тебя всегда пригласят к огню, угостят чаем, и только потом начнут что-то спрашивать. И тоже самое, если кто-то подходил вечером к нашему костру.

А попробуйте сейчас подойти в горах к костру "походников" - гробовое молчание и напряжённые настороженные взгляды встретят вас! Проверенно на собственном опыте многократно.

И если чей-то из них лагерь окажется вдруг рядом с вашим, можете не сомневаться - ни один из них к вам не подойдёт познакомиться, посидеть, потрындеть у вашего вечернего костерка. Как и к себе в гости тоже никто никогда не позовёт.

Им просто невдомёк, что они находятся не на загородном пикнике, где среди городских неандертальцев человек человеку волк. И где каждый, кого ты не знаешь лично, несёт для тебя потенциальную опасность.

При этом даже в своей собственной группе они всё равно, по большому счёту, остаются друг для друга чужими людьми.

Именно поэтому ситуация, когда теряется чья-то ложка (или кружка) в походе, вызывает у бедолаги настоящую панику. Сам видел :)

Вы даже не представляете, какая это для них трагедия! Ведь им даже в голову не приходит, что одной ложкой можно есть вдвоём, и пить из одной кружки. Поэтому и таскают они в рюкзаках запасные ложки. :)

А то ведь не дай Бог придётся кого-то попросить о помощи! А это ведь для них так непривычно, и так страшно! :)

Или вот совсем свежий пример...

В прошлом году по завершении похода заночевали с группой на т/б "Высотник". А поскольку на базе стояли группы почти одних походников, то и костёр в ночи на всей огромной поляне горел только у нас. )

В общем, большая часть группы у меня полегла спать. А я, и несколько моих туристов, продолжали уютно посиживать у последнего в этом походе костерка - потихоньку чаёк попивать, да вспоминать наши, только что закончившиеся, приключения.

И тут к нам в ночной темноте подходит пара молодых ребят, и дружелюбно просятся посидеть с нами. На что, конечно, мы их сразу пригласили к огню, и угостили чаем.

Ребята сели, и начали общаться... между собой.

Что само по себе было уже достаточно странно.

Через какое-то время подошли ещё их друзья - парни и девушки. И представились очень важно: "Мы местные базовские гиды!"

Но, мне как-то пофиг, хоть генералы! В горах все равны! :)

Но, раз подошли к нашему костру - значит присаживайтесь, грейтесь, угощайтесь чаем.

А дальше началось самое интересное...

Под аккомпанемент своих гитарных песен они завели друг с другом какие-то свои разговоры. В которых нам места не было абсолютно.

Мы их вообще не интересовали - ни как собеседники, ни как хозяева костра.

И при этом они ещё достали своё угощение...

Но, пуская его по кругу, старательно обходили им нас - следя, чтобы миска с вкусняшками и арбуз доставались только своим.

Я был в шоке....!!!

В общем, посмотрел я на этих очень крутых и важных молодых "гидов", послушал их песни... А потом вежливо предложил пойти посидеть где-нибудь в другом месте.

Хотя и не сильно этому удивился. Потому что давно уже убедился, что "походник", это не способ проводить отпуск, и не количество походов за плечами, а Состояние Души.

И если даже среди гидов, их кроме себя любимых никто больше не интересует, то что же говорить о тех, кого они водят в походы, и кому пару недель показывают, как нужно себя вести в горах.

Это опять же возвращаясь к теме, что означает наш принцип "Туризм с человеческим лицом". И ещё к тому, "чем туристы отличаются от походников?" - то есть то, о чем меня регулярно спрашивают туристы в моих группах. :)

А уж если совсем кратко ответить на этот вопрос, то:

- Турист, это тот, кто принимает походную жизнь не только внешне, но и внутренне, пропуская всё через себя. Для кого туризм - это в первую очередь образ жизни, а не один из видов отдыха. Кто к людям вокруг себя относится не как к временной массовке. И кто умеет улыбаться незнакомому человеку просто так, а не потому, что так надо.

- Походник - просто любитель (как правило в составе коммерческой группы) прогуляться по горам с рюкзаком, посидеть у костра, и поэтому почувствовать себя сильным и мужественным. И обязательно стараясь быть постоянно в своей "скорлупе" - и самому оттуда не вылезать, и других туда не пускать - ни с просьбами, ни со своей заботой.
Потому что его "индивиуальность" - свята и неприкосновенна!

Ну, а в завершении пожелаю себе в этом году в горах пореже встречать походников (что, конечно, вряд ли), и хотя бы иногда - туристов (на что очень надеюсь).

Поход в горы - с чего начать

Сушка вещей у костра

Поход в горы - с чего начать.
Ошибки из личного опыта

В помощь начинающему руководу

О рюкзаке

Записки инструктора.
Внепланово о взаимопонимании

Поход в горы - с чего начать.
Переправа

Всё чуть сложнее.

Что тут сказать, "добро пожаловать в реальный мир", где общество атомизировано. Хотели жить "как в европе", начиная с перестройки, теперь живём. Добавлю только, что у медали есть и другая сторона: полно пожилых инструкторов горного туризма и альпинизма, еще едва ли не советского закала, а в заносчивости перещеголяющих любого "походника", ибо они самые крутые из себя и опытные перцы, единственные знающие как надо ходить/восходить. Дело не только в современных реалиях, еще дело и в человеческих качествах. Ну а насчет коммерческих групп - беда индивидулизма не 5-7 лет назад появилась, а еще в конце 90-х, когда пошли первые коммерческие группы в походы и восхождения. И кстати, эта беда характерна не только для коммерческих групп, но и для просто несхоженных, например, собранных по объявлению. А особенно (автор, увы, мой личный опыт таков) - москвичей. Чтобы не заканчивать на грустной ноте: пока еще много групп доброжелательных и приветливых.

бывает везет)

прочитала, поняла что мне все таки иногда везет)) была в комерческой группе на Эльбрусе...у нас такая команда была супер!!!))) даже иностранцы были китаянка и русский но живущий давно в Америке, так такая поддержка была и взаимопомощь, просить о ней вообще не приходилось!!! прошло уже 3 года а мы до сих пор общаемся, переписываемся, делимся достижениями и планами! на тропе тоже всегда все здоровались разговаривали общались!! и даже в последующие мои походы всегда встречались хорошие люди! даже в одиночном трекинге иногда встречались попутчики которые потом переростали в друзей!! мне кажеться люди которые походники ну они сходят пару раз и не променяют комфорт отеля на палатку, они временные люди, и не все так плохо!! Хотя все описанные мною люди в основном были с маленьких городов, а в больших городах люди действительно теряют некоторые качества!!