Горы мира > Кавказ > Безенги >

Дневник и описание восхождений на вершины Башхааузбаши, Гидантау, Брно, Сарыкая

По пути в альплагерь.
Долина Черека Безенгийского
1 августа мы, дружная и веселая команда из Москвы, приезжаем в Нальчик, утрамбовываемся еще с двумя группами в автобус и с ветерком мчимся в альплагерь «Безенги».

Альплагерь Безенги
По пути немного подождали, когда кран-трубоукладчик освободит узкую дорогу, а на погранзаставе прошли проверку пропусков и документов. Почти точно к началу непогоды после длительной хорошей погоды мы поставили палатки и закидали временно лишние вещи и еду, которая не продается на складе, в нашу комнату в корпусе номер 2. Дождь, туман.

2 августа тоже дождь и туман, поэтому никуда не идем. На следующий день решено идти в любую погоду, акклиматизироваться в баре надоело.

Вершина Башхааузбаши

Среди облаков открылась
часть Стены. Вид с начала
ледника Безенги
3 августа утром погода относительно хорошая. Наша первая "прогулка" - на вершину Башхааузбаши (4471 м). (Мы приехали просто погулять, не ставя спортивных целей познакомиться с районом (кто не был) и полюбоваться "президиумом Кавказа" с чего-нибудь повыше, но и попроще). Вершина Башхаауз расположена в одноименной перемычке, соединяющей (это не совсем точно, но ладно) две высочайшие невулканические вершины Кавказа - Дыхтау (5204 м) и Шхару (5203 м). Есть чем полюбоваться и на что пооблизываться.

Камни-ориентиры на леднике Безенги
Выходим из альплагеря на правобережную морену ледника Безенги, переваливаем через нее и по тропе спускаемся к языку ледника. Дальше тропа отмечена турами, идет прямо под боковой мореной по левому по ходу борту почти полностью зачехленного ледника. Где-то через 1,5 км тропа сворачивает направо по ходу и выводит на относительно чистый лед примерно по центру ледника. Километр за километром идем по леднику до обеда-перекуса, когда впереди показываются два огромных камня, расположенных напротив Баранкоша. Пока обедаем и отдыхаем, погода портится. Программой-максимум на этот день было дойти до Джангикоша, а программой-минимум - до ночевок у поворота ледника Безенги.

Район Баранкоша
Увы, начавшийся дождь не дал выполнить и минимума - от двух камней свернули на 90 градусов направо по ходу, нашли удобное место, чтобы забраться на боковую морену, прошли метров 400 на юг по ее гребню до Баранкоша - уютной травянистой поляны в кармане левобережной морены, рядом пара мелких (по глубине) озер. Снова дождь, туман. Вечером увидели небольшой кусочек Стены. И на том спасибо. Путь от альплагеря до Баранкоша прошли за 6 переходов по 30-45 минут.

4 августа с утра, конечно, дождь. В отдельных палатках элементы нездорового смеха, кто-то поет революционные песни ("сквозь грозы сияло нам солнце свободы..."), кто-то о горах ("непогода в горах, непогода"), иногда попсу (типа "подожди, дожди, дожди...").

Поворот ледника Безенги. Взлет с тропой
Часов в 12 дождь кончился, и некоторым привиделись галлюцинации в виде разрывов в облаках. Быстро собираемся и выходим. Поднимаемся на гребень морены, идем по тропе на ее гребне на юг до удобного спуска на ледник.

Разрушенное скальное ребро
по пути к Джангикошу
Переходим его (ширина ледника 1 км) и подходим под взлет бараньих лбов с тропой между ручьем и ледопадом на повороте ледника. По крутой тропе поднимаемся к отличным ночевкам, рядом прозрачный ручей.

Отсюда возобновляется правобережная морена с тропой. Ближе к Джангикошу она переходит разрушенное скальное ребро, преграждающее путь.

Джангикош
От Баранкоша до Джангикоша дошли за 5 переходов по 30-40 минут. Трещины на леднике Безенги легко обходятся.

5 августа утром дождя нет, но погода такая, что хочется куда-нибудь на пляж под пальму. Но раз дождя нет, выходим. Трое участников возвращаются в альплагерь (окончание отпуска, проблемы со здоровьем).

Путь от Джангикоша
под пер. Дыхниауш, МВТУ
По натоптанной в снегу тропе траверсируем язык ледника Селлы и обходим пик Варшава. Дальше идем в связках - тропа тропой, но мало ли что. А тем временем дождя так и не было, зато начался мокрый снег. И ветер задул хороший. Но все равно идем выше. Пологие участки чередуются с крутыми взлетами. Поравнявшись с перевалом Дыхниауш (3800 м) вышли на предпоследнюю "террасу" ледника. Мокрый снег уже летит горизонтально, идется как-то не очень. Решаем поставить пару палаток и переждать, а заодно пообедать чем-нибудь горячим. Пакетиковый суп с сухарями, копченой колбасой и луком пошел хорошо. На чай у дежурных терпения не хватило, обошлись теплым «Зуко» с вафлями. Жизнь-то налаживается.

Небо вечером 5 августа,
вид из лагеря на леднике.
Посередине - пик Камнепадный
Распогодилось, когда было уже поздно идти дальше. Было похоже, что циклон уходит, и завтра будет отличная погода.

По плану "штурмовой лагерь" надо было поставить на ледниковом плато под перевалом МВТУ, но теперь уже поздно, надо ловить погоду отсюда. За день прошли всего 4 перехода по 45 минут. 6 августа подъем дежурных в 3 утра, всех в 4. Погода - нет слов, таки-и-ие звёзды... Ну, вы знаете. Рассвета еще нет, но горы вокруг в свежем снегу, светятся как бы изнутри, отражают свет звезд. Отбиваем зубами чечетку, влезаем в хрустящие ледяные ботинки (везет, у кого пластики), связываемся (снег смерзся, но паранойя, что поделаешь) и в 6 утра выходим.

Панорама Шхара - Джанги перед рассветом

Панорама Шхара - Джанги на рассвете

Шхара на рассвете - это что-то. Уже не зря мучились.

Путь от нашего лагеря
к верхнему плато ледника

Пер. МВТУ и г. Башхааузбаши
Поднимаемся на верхнее плато ледника, расположенное между вершинами Селлы, Башхаауз и перевалом МВТУ. Из двух самых простых маршрутов (2А) на Башхааузбаши был выбран путь по южному гребню, с перевала МВТУ.

Поскольку автор этих строк скорее горный турист, чем альпинист, прочувствовать перевал МВТУ и глянуть на пер. Спартак на будущее было ему полезно.

Перевальный взлет снежный, перепад высоты около 50 м, крутизна до 40 градусов, подрезан бергшрундом (утром мосты надежные, днем не очень, прошли одновременно).
Седловина перевала засыпана снегом, но должна быть скально-осыпной, ровных площадок не видели. С востока перевальный взлет скально-осыпной, тоже крутизной до 40 градусов.

Мы на верхнем плато ледника
Из-за недостаточной акклиматизации двое участников вернулись к палаткам.

Панорама верхнего плато ледника
С перевала по-прежнему в связках пошли на вершину по южному гребню, и иногда слева по ходу по юго-западному склону, на котором налегке почти некуда падать. Подготовка участников группы была различной, организовывали страховку, ориентируясь на наименьшую подготовку. Поэтому на подъем до вершины провесили 5 веревок. Реально перила были нужны только в одном месте (для остальных участков достаточно связок).

Шхара
Закрепляли веревку за выступы, в двух местах на крючьях. 4 веревки первый прошел, закладывая ее за выступы, одну веревку, если не изменяет память, третью, - с 2-мя промежуточными крючьями (скалы заснеженные, скользко).

Вид с пер. МВТУ на восток.
Фытнаргин, Айлама, Незнакомки
Панорама с вершины не требует комментариев, см. фото.

Спускались по пути подъема, по вышеприведенной причине провесили 6 веревок, последний спускался с нижней страховкой. Подъем от палаток (3800 м) до вершины (4471 м) занял 6 часов "грязного" времени, спуск 4,5 часа.

Панорама по пути от перевала к вершине

Панорама почти с вершины на Мижирги-Коштан-Тютюнтау

Панорама с вершины Башхааузбаши (4471 м)

Вечерняя панорама верхнего плато ледника. Пер. МВТУ и г. Башхааузбаши

Айлама

На самостраховке

На спуске по гребню

Спускаемся к Джангикошу
7 августа выспались, не спеша позавтракали, и пошли обратно в альплагерь. За 30-50 минут спустились к Джангикошу, затем за 25-65 минут (надо было бежать по снегу в кармане морены!) - до ночевок у поворота ледника.

Здесь устроили просушку и почти полудневку. Красивейшее место, ручеек, цветочки, серны и умопомрачительная панорама искрящейся свежим снегом и грохочущей лавинами Безенгийской стены. На продукты объявлен коммунизм, на газ тоже (чтобы не тащить вниз).

Только в 16:30 пошли дальше, и в альплагере были как раз с наступлением темноты.

Джангикош и громада Шхары

Купание в речке

Серна

Безенгийская стена и ни единого облачка