Горы мира > Кавказ > Безенги >

Дневник и описание восхождений на вершины Башхааузбаши, Гидантау, Брно, Сарыкая

Продолжение. (Начало здесь)

Вершина Сарыкая, район пер. Столбовой 2-й

Путь под пер. Столбовой 2-й.
Пунктиром указан путь к месту,
где мы выровняли площадку
15 августа утром проводили Рому, Машу и Витю, уезжавших домой. Погода по-прежнему отличная.
Выходим на следующий выход - на вершину Сарыкая и разведку перевала Столбовой 2-й.

Верхняя часть пути.
Указано место ночевок у родника
По дороге спускаемся к мосту через Черек Безенгийский и еще 100 м ниже. Отсюда поднимаемся прямо вверх по огромному поросшему высокой травой конусу выноса. У его сужения траверсируем влево-вверх (нашли слабозаметную тропу) и выходим на скально-травянистый невыраженный гребень и по нему идем вверх, обходя жандармы. Этот подъем очень тяжелый, склоны крутые, при мокрой траве и с тяжелыми рюкзаками может быть опасно, особенно на спуске. Воды по пути нет. С собой у нас было по литру воды, которая быстро кончилась.

Верхняя часть пути. Вид
с начала невыраженного гребня вниз
Подъем от дороги начали в 10:30. В 17:30 пора было искать площадки с водой. На гребне сносных площадок нет, как и воды. О роскошных площадках с родником в 1,5 переходах выше мы еще не знали, поэтому пошли траверсом к речке Жигинджи, текущей из орографически правого цирка под перевалом Столбовой 2-й.

Удивительное гало на облаке ниже нас
Тут оказалось камнеопасно, с морены наверху то ли сами, то ли с помощью туров, летят камни.

Ищем площадку на скально-травянистых гребнях, разделяющих кулуары с ручейками ближе к гребню, по которому мы шли. Здесь склоны травянистые, следов камнепадов не видно.

Равняем площадку
Нашли маленький пятачок под немного защищающей скальной стенкой, вода в ручейке на дне кулуара.

2 часа равняем площадку, корчуем камни. В итоге места хватило для 1,5 палаток.

Коштантау на закате
Наши две палатки поставили впритык друг к другу, оставив по одному выходу из каждой. А вне палаток ровного места не было, негде ни вещи разложить, ни горелки поставить. Но кое-как устроились.

Наши палатки утром 16 августа
16 августа. Собираем палатки, оставаться здесь совершенно не хочется. Надо найти нормальные ночевки в верхних цирках под перевалом Столбовой 2-й. Возвращаемся на гребень, проходим по нему 2 перехода по 20-30 минут, и внезапно находим отличные стоянки, а рядом журчит родник. Ставимся здесь.

Наш лагерь на ночевках у родника
Погода идеальная, вершина недалеко (если налегке идти). Выходим в 10:30. Полчаса поднимаемся по цирку, пробираясь через лабиринт из крупных глыб.

Верхняя часть пути.
Указано место ночевок у родника
Сначала планировали подниматься на Сарыкаю через пер. Столбовой 2-й, но увидели более простой путь - по широкому осыпному восточному гребню до пика 50-летия КБАССР, который расположен недалеко от Сарыкаи.

Перевал Столбовой 2-й,
вершины Трапеция, 50-летия КБАССР.
Вид с ночевок у родника
Подъем "прогулочный", за час поднимемся на пик 50-летия КБАССР, затем еще 20 минут до вершины Сарыкаи.

Мы на вершине Сарыкая
Панорама грандиозная - видны все Безенги , а на западе - хребет Адырсу и Эльбрус за ним, а также Тихтенген и даже Ушба.

Просматривается перевал Столбовой 2-й. Со стороны Безенги - простой мелко - и среднеосыпной некрутой склон, а со стороны долины Кору (или Булунгу) все сложнее.

Пик 50-летия КБАССР
и пер. Столбовой 2-й с запада
Перевальный взлет там неприемлемо камнеопасен, крутые скалы (50 град.) вперемешку со льдом, ледник под взлетом весь в следах камнепадов. М. Чушев и Д. Юдин прошли этот перевал через п. 50-летия КБАССР, и это единственный безопасный путь (проходит по чистому "непростреливаемому" льду). От пика до пологой части ледника они провесили 4 веревки по льду крутизной 30-40 градусов.

Панорама с пика 50-летия КБАССР на запад. Вершины Трапеция, Кору, Джайлык, Каярта, Коргашиль.
Перевалы Кору и Чарак

Панорама с пика 50-летия КБАССР на восток, на все Безенги. Гидан, Укю, Думала, Уллуауз, Коштантау,
Крумкол, Мижирги, Дыхтау, Брно, Миссестау, Шхара, Джангитау, Катынтау, Гестола

Предыдущая панорама с подписанными названиями
Hi-rez

Панорама с г. Сарыкая на запад (хребет Адырсу) с 3-кратным увеличением

Тихтенген и Ушба, вид с г. Сарыкая

Гидан, Укю, Думала, вид с вершины Сарыкая

Вид с п. 50-л-я КБАССР на верхние цирки под пер. Столбовой 2-й

Ну а мы, полюбовавшись около часа видами с Сарыкаи, пошли назад. С п. 50-летия КБАССР спустились по крутой живой мелкой осыпи в цирк под перевалом Столбовой 2-й. Здесь маленькое озерцо, рядом несколько не очень ровных площадок из камней. С вершины сюда спустились за 30 минут. Затем за 40-50 минут по дну цирка дошли до палаток. Вечером красивый закат, почти полная луна.

Коштантау и луна

Дыхтау на закате
горит расплавленным золотом

Дыхтау. Лунная ночь

Большая Медведица

Непонятная погода
17 августа. Погода пасмурная, боимся, как бы не пошел дождь - по мокрой траве спускаться в Безенги будет намного опаснее, чем в сухую погоду, трава местами очень крутая. Но покрапало совсем чуть-чуть, а к обеду даже вышло солнце.

Малина на фоне
долины Мижирги

Безенгийской стены
Поэтому без проблем (но изрядно попотев и как следует "убив" колени) за 3,5 - 4 часа спустились к грунтовой дороге на дне долины Черека Безенгийского. Вдоль дороги - малинники, объедаемся. Затем возвращаемся в альплагерь. Поход почти закончен.

Перевал Укю радиально, п. Гидан Малый

Гриб на леднике Малый Укю
18 августа я налегке сходил на перевал Укю, а на обратном пути - на Малый Гидан. Путь до верхней хижины ("Голубятни") в Теплом углу был описан выше. От хижины по тропе, отмеченной турами, выхожу на ледник Малый Укю.

Ледник Малый Укю, пик Урал
Ледник открытый, без трещин. По нему поднимаюсь на перевал Укю. С этой стороны подъем на него - 1А-1Б, на леднике (если он будет закрыт) связки не нужны. У перевала между ледником и скалами красивое озерцо. С другой стороны перевала - кулуар с крутой мелкой и средней осыпью, выглядит противно, но проходимо без веревок. Видимо, 2А* дано за то, что где-то ниже надо вешать перила (по описаниям, если не изменяет память, горизонтальные над скальными сбросами). На перевал налегке поднялся за 5 часов (набор высоты 1700 м).

Панорама с пер. Укю. Видны пер. 9-го мая, СОГМИ

Улар
Поменял кроссовки типа «Адидас за 100 рублей» на ботинки и побежал обратно к "Голубятне". По пути видел нескольких уларов, которые, будучи на дне ущелья, улететь не могли, но убегали вверх по склону очень резво - едва догнал и одного сфоткал.

Панорама с Малого Гидана на Каргашильский хребет
От верхней хижины поднимаюсь в цирк под пер. Гидан, оттуда на южный гребень Гидана, затем по простому гребню до Малого Гидана (4086 м). Когда мы ходили на Гидан, почти ничего не было видно, теперь же отлично просматривались Дыхтау, Мижирги, Думала, Каргашильский хребет.

Думала, Уллуауз, пер. Урал
От перевала Укю до М. Гидана путь занял 2,5 часа. В альплагерь спустился за 2 часа (сброс высоты около 1900 м). Периодически перегревалась голова, и я макал ее целиком в ручьи и речки - вода разве что не шипела в первые секунды.

19 августа уезжаем в Нальчик и далее в Москву. Этот путь технически не сложный, но чрезвычайно трудный психологически.