Фрирайд в зоне смерти

На лыжах с Аннапурны
Экспедиция Виталия Лазо и Антона Пуговкина

Виталий Лазо и Антон Пуговкин объявляют о старте второго этапа проекта «Фрирайд в зоне смерти».

Задача - впервые в истории советского и российского альпинизма за 2,5 года взойти на пять высочайших вершин мира без использования кислорода и спуститься с них на лыжах.

Речь идет о самых трудных и опасных гималайских восмитысячниках – Манаслу, Аннапурне, Нанга Парбате, Эвересте и К2.

Проект был задуман в сентябре 2017 года. Тогда Виталий Лазо и Антон Пуговкин совершили то, о чем давно мечтали многие годы: без кислорода взошли на Манаслу — гору в Гималаях, главная вершина которой (8163 м) — восьмой по высоте восьмитысячник мира. И спустились с нее на лыжах, доказав, что и в этих экстремальных для человеческого организма условиях возможен фрирайд.

Участники проекта:

Виталий Лазо - альпинист-высотник, обладатель жетона «Покоритель высочайших гор СССР» («Снежный барс»), совершивший первовосхождения в Антарктиде (Горы Ломоносова, Земля Королевы Мод), спуски на лыжах с пика Ленина (7134м), с пика Победы (7437м, спуск с 6000 м), Манаслу (8163м).

Антон Пуговкин - мастер спорта по альпинизму, член сборной и многократный чемпион России. Совершил много первопроходов и восхождений на сложнейшие стены мира (Аксу, Троль Велл, Гранд Жорас), «Снежный Барс»

Новости экспедиции:

(08.10.2018)
Фрирайд в зоне смерти. Виталий Лазо: Аннапурна. Экспедиция закончена

Аннапурна. Опаснейшей восьмитысячник с дурной репутацией. Экспедиция закончена!
Главное: мы живы, даже целы и здоровы.
На гору не сходили, жаль конечно.
Развернулись с 6300 м, с лагеря 3.
На горе работали вдвоем.

За все время экспедиции ни души, только какие-то суслики, козлики да снежный барс (следы лишь видели).

Обстановка на маршруте, мягко говоря, опасная.
На деле – полный П!
После 5800 м мимо проносятся «составы ледовые», причем и справа и слева.
Над тобой висят не то что «чемоданы», а пяти-, десятиэтажные дома ледовые.

Ночью, в лагере 3, просыпался каждые час от грохота, ледовые обвалы в кулуарах поблизости.
Место под палатку рубили в фирне уже ночью, единственное, более-менее безопасное место на гребне.
Выше, в метрах 50 виднелся серак, и, казалось, что если с него прилетит «товарняк», палатку «заденет».

Инстинктивно, ночью, при грохоте обвалов, поднимал в спальнике руки, пытаясь создать воздушное пространство, хотя, понимал, что это совершенно бессмысленно.
Чуть ниже нас сброс в метров 300 практически вертикальный…

Спустились на следующий день по пути подъема, как только прошли самый опасный участок прошла лавина (на видео заснял).
Далее был спуск на лыжах, супер!

Несколько дней отдыха, общения с «умным человеком» принятие решения. А потом трекинг домой, в цивилизацию.

Трекинг с перилами, дюльфером, по джунглям без тропы, обрывами и прочими «прелестями»!
Отдельная история вообще. Красоты – каких не видел еще!!! Но жуть как опасно.
Будет полный рассказ, в деталях и... будет фильм! Материал отснят.
Хочу поблагодарить всех, кто переживал за нас! Спасибо, друзья!

(05.10.2018)
Фрирайд в зоне смерти. Дорога к цивилизации

Мы вышли к цивилизации. Три дня шли как будто три недели. Это не трекинг, а четвёртая категория сложности по альпинизму, несколько дюльферов было через реку, в одном месте тропа идёт и под ней обрыв метров 400, и сама тропа тоже оборвана, поэтому там и жумаринг был, - натерпелись, интересно было. Потом тропу потеряли, давай по джунглям шататься. Шататься по джунглям мы теперь с Антоном эксперты, - как выживать в джунглях, - очень сложно, это отдельная история, за час проходили около 300 метров. В конце концов нашли тропу на другой стороне реки, это было сегодня, переправлялись. Последний этап, - это очень мало заметная тропа, идёшь по склону а под тобой обрыв метров 700 и сама тропа такая - одно движение и ты улетел.

Тропой этой никто не ходит. Лет 10 назад этой тропой пошёл офицер связи и пропал, за ним прошла группа спасателей и тоже пропала. Обычно, нормальные люди уходят направо через перевал в деревушку, но мы тропу на право случайно пропустили и пошли по ущелью. Вот такая вот история. В общем, - «Этот путь проложен мертвыми, и мертвые его хранят» - вспоминаются такие строки из «Властелина колец».

Жуть одним словом, но очень красиво, капитально! Сегодня ночёвка у нас была под скалой, бамбуковые листья накидали, камни разровняли и спали. До воды идти 50 метров а ходили 20 минут, потому что заросли, колючки, крапива, все подряд. Весело, одним словом. Но, похоже этот ад заканчивается. Мы уже вышли к цивилизации, в деревню Татопани.

(03.10.2018)
Фрирайд в зоне смерти. Возвращаются

Виталий и Антон возвращаются. В связи с осложнённой снежной обстановкой на склоне Аннапурны, большим количеством лавин, ледовых и снежных досок, - было принято очень сложное для ребят решение возвращаться и закончить экспедицию.

По словам ребят, - на склоне очень много сбросов, постоянно летают лавины, попасть под которые вероятность очень большая, а шансов спастись попав, не будет никаких. Также, выпало очень большое количество снега, тропить невозможно.

Вчера альпинисты вышли трекингом из базового лагеря в сторону ближайшей деревни.
Ребята передают: «Здесь очень дико, ноль людей. И удивительно красиво! Настоящее приключение идти обратно, хоть и не кстати.. Переходы очень опасные. Такого у нас ещё не было. Об это завтра».

(29.09.2018)
Фрирайд в зоне смерти. Лавиноопасность и немного мистики

Вечерние новости от 28.09.2018

Очень много свежего снега выпало, тропить очень сложно, лавиноопасно, - спустились базовый лагерь отдохнуть.

"У нас все окей! Сегодня из интересных вещей. Мимо лагеря прошла группа горных козликов, во главе с козлом, где-то штук десять. А вчера, когда мы в лагерь вернулись, видели очень много следов прямо около палатки, видимо пока нас не было, они тут шастали.

Сегодня у нас был хоз. день помывочный, постирочный, и восстанавливали кухню, ветром ее завалило, поэтому сегодня пол дня опять тент перетягивали, стойки ставили.

И еще одна мистика была, вчера когда в лагерь пришли, палатка закрыта, палатку открываем, аптечка раскрыта и почему-то выложены шприцы, лежат рядом с аптечкой. Ломаем голову как такое могло произойти, людей здесь нет точно, палатка закрыта, - мистика".

(27.09.2018)
Фрирайд в зоне смерти. Добрались до лагеря 3

Новости экспедиции за 26.09.2018

Сегодня был очень сложный переход из лагеря 2 в лагерь 3.

«Мы на 6300 м. Сегодня был один из самых сложных переходов из лагеря 2 в лагерь 3. Погода, в целом, хорошая. Есть свежий снег, но с коркой, приходится немного сложно тропить. Днём тепло, как только солнце садится становится очень холодно, в пуховых костюмах сейчас, готовим еду в палатке».

(25.09.2018)

Фото Алексей Заводский, Москва
Фрирайд в зоне смерти. Идём вверх

24.09.2018

У нас все хорошо. Мы сегодня рано утром вышли из базового лагеря, поднялись в первый, сейчас готовимся ко сну. На завтра у нас по плану очень ранний выход в 6 утра в лагерь 1, дальше в лагерь два и на следующий день в Лагерь 3 и далее выход на уровень 6800.

С собой сегодня занесли довольно много всего, причина в том, что возможно поднимемся выше и спускаться уже не будем, все будет зависеть от погоды и самочувствия. Состояние маршрута смотрим сегодня весь день, стреляет, не очень много, но сегодня два обвала было не очень крупных, но тем не менее, очень опасно.

Сегодня видели козликов 6 штук, красивые козлики, подходили близко, непальские гималайские козлики. Завтра вечером на связи.

(22.09.2018)

Аннапурна. Апрель 2017.
Фото Кирилл Спирин, СПб
Фрирайд в зоне смерти. Базовый лагерь

21.09.2018

«Всем, привет! Сегодня мы построили кухню и столовую наконец-то, перекрыли стены, дуги из-под палаток использовали чтобы натянуть сверху тент. Ну и у нас сейчас очень уютная просторная кухня-столовая. И мебель каменная!

Ближайшие три дня будем, скорее всего, находиться здесь (Базовый лагерь) внизу, пережидать погоду».

(21.09.2018)
Фрирайд в зоне смерти.
20 сентября. День 3

1 сообщение:

Виталий:
"Сегодня был очень плодотворный день. Мы взяли с собой оптику, подзорную трубу. Из лагеря 1 просматривали и прорабатывали маршрут. Пересекли ледник, по бараньим лбам, и дальше вышли направо на ледники, на 5600, в район второго лагеря. Разведали дорогу, посмотрели маршрут. Маршрут довольно безопасный, понравился нам, - и мне и Антону. Сделали небольшую совсем заброску. Ну и исходя из того, что прогноз погоды совсем плохой, мы убежали вниз, убежали в первый лагерь, 10 минут на сборы, и сразу спустились в Базовый лагерь. Сейчас, буквально 5 минут назад прибыли в Базовый лагерь, тут свет, вода, готовимся отдыхать. У нас третий день очень-очень нагруженный.

Есть новости: на 5500 м. два снежных барса, а именно, - Антон и Виталий, видели следы другого снежного барса, - кошки. Он колесил туда-сюда бегал, но само животное мы не видели.
Дальше, на спуске по бараньим лбам в Базовый лагерь провесили несколько перильных верёвок, там есть очень опасные места. И вот в одном месте, Антон ушёл вниз, я собирался его снимать, мы же параллельно ведём съёмки, и karma grip (стабилизатор go-pro) у меня был, я вел съемку, и в определенный момент веревку у меня начало вырывать, и пришлось накручивать веревку, и karma grip вылетел. И вылетел так что пролетел 50 метров и разбился. У нас вот такая потеря, - karma grip и одно go-pro.

Но вспоминаем прошлый год, в прошлом году я потерял телефон, это был дар богам, духам гор, в этом году горы забрали go-pro. Надеемся, что это будет первая и последняя жертва принесенная Аннапурне".

2 сообщение:

"Сейчас собираемся 3 дня переждать погоду в базовом лагере.

Вообще очень жаль, что у нас здесь нет интернета, и мы не можем делиться фотографиями здешних красот со всеми. Здесь очень, очень-очень красиво, просто фантастически. Остроту всему этому еще и добавляет то, что мы здесь вдвоем, больше людей нет. Очень красивые виды, гора.

Если слышите музыку (ребята передают голосовое сообщение и на заднем плане действительно еле слышна музыка), но у нас тут не дискотека, - мы взяли с собой бумбокс и купили еще одну солнечную батарею в Катманду, поэтому у нас все заряжается, и есть музыка.

Karma grip потеряли, жалко конечно, но слава богу сами целы, это самое главное. Правда?"

(21.09.2018)
Фрирайд в зоне смерти. Экспедиция на Аннапурну. День 2

19 сентября 2018. Экспедиция на Аннапурну. День 2.

«Сегодня перебрались в Лагерь 1, 5100 м. Это был героический переход. Потому что забросили все за один день, что обычно забрасывается за два дня, т.к. окно погодное очень короткое, торопимся. Погода хорошая. Лагерь располагается в очень комфортном месте. Причём ни на льду, ни на снегу, а на морене. Есть вода. Очень красивый вид на всю гору, на всю северо-восточную стену открывается. Завтра планируем выход на Лагерь 2».

Далее, после погодной сводки:

«Завтра ночевать в лагере 2 не будем. Сделаем туда вылазку, и спустимся в Базовый лагерь, пока погода хорошая».

(19.09.2018)
Фрирайд в зоне смерти. Базовый лагерь

18.09 Утро
Виталий Лазо: «Свершилось! В 6 утра нам позвонили, чтобы мы срочно приехали в аэропорт. Приехали мы буквально через 10 минут.
Погода прекрасная. Очень оперативно загрузились на борт. Вылетаем».

18.09. Поздний вечер. Первый день экспедиции

«Прибыли сегодня в Базовый лагерь. Высота 4350 м.
В течение двух часов раскидали вещи, сделали завтрак и немедленно выдвинулись на маршрут.
Прошли выход на первый лагерь. Не дошли до первого лагеря буквально 300 метров по высоте, но проверили всб основную работу.
Это разведка, отмаркировали трассу, проверили перила.

Завтра планируем выход в первый лагерь рано утром.
Первый лагерь, ночёвка и выход в лагерь два. Погода хорошая.
Здесь очень здорово, очень красиво! Вообще просто фантастика какая-то!

Берём завтра с собой лыжи и уже на лыжах, скорее всего будем из лагеря 1 в лагерь 2 выходить.
Всем привет, обнимаем! Завтра позвоним».

Фрирайд в зоне смерти. Вертолёт

(18.09.2018)
Фрирайд в зоне смерти. Вертолёт

Антон Пуговкин: "Враг безоговорочно капитулировал!"

Вертолёт прилетел, судьба кур неизвестна.

(17.09.2018)
Фрирайд в зоне смерти. Борьба с ветряными мельницами

Антон Пуговкин: No pasaran или Chicken, go home!
Борьба с ветряными мельницами продолжается! Сегодня весь день вновь провели в борьбе за «улететь» на вертолете.
О, Боги! Сначала нас «обрадовали», что мы можем взять с собой все, кроме газовых баллонов.
Мило улыбаясь, сотрудник авиакомпании предложил нам оставить газ и лететь в экспедицию без него
«Верно, - согласились мы. - Кушать можно и сырые продукты. Рис, макароны погрызем. Воду изо льда будем телами по ночам топить. И как мы раньше не догадались, как можно на весе экономить в горах? И горелку таскать не надо! Котелок..».
Товарищ шутки юмора не понял. Отвечает: «Ну да, летите без него, без газа».
Проблему с провозом газа решали два часа. Решили! (вроде).

После выяснилось, что у нас перевес 50 кг. И надо что-то оставить.
Перетряхиваем вещи, оставляем 40 кг. Победили!

Апофеоз дня:"Вам нельзя провозить мороженных кур!" Сначала думали прикол, шутка Дудки! Они на самом деле не разрешают провозить мороженную курятину

Сейчас дилемма, что делать с курями? И по карманам не распихать (у нас и так там по 5 кг в шортах), и за ночь не съесть (многовато будет).
Вот как быть?
Объяснить никто не может почему, просто «не положено».
Блин! Они что, воскреснут и будут по салону летать, заклюют пилота нахрен?!
Или гадить, простите, будут в салоне? Итак, куры с нами не летят, они Go Home!

В результате, к обеду горы затянуло облаками, и рейс перенесен на завтра.
«День сурка» какой-то.

16.09.18 Виталий Лазо: "Третий день находимся в Покхаре. Не можем вылететь в Базовый лагерь Аннапурны, нет вертолетов! При этом сегодня борт весь день работал и забросил группу под Дхаулагири.
С нами работает (пытается) менеджер принимающей непальской компании, но решить вопрос не в состоянии, руководства нет.

Вообще, мы сами, по прибытии в Непал, узнали, что более месяца назад местные власти ввели запрет на коммерческие полеты из Покхару к Аннапурне.
Принимающая компания об этом нас даже не предупредила, иначе мы бы забрасывались трекингом.

Подключаем все возможные ресурсы для срочного решения вопроса.
Ведём переговоры с Катманду. Так что пока не альпинизм, а бюрократия! Непал!"

17.09.
За вертолет развернута целая операция. Пока не улетели. Надеемся на завтра.

Ребята: "Сегодня с семи утра в аэропорту, пять часов бъемся за вылет.
Дали нам вертолет, уже другая компания, вертолет послали из Катманду.
Мы в аэропорту Покхары, ждали вертолета, перепаковывались, потому что был перевес, потом не пускали газ, но удалось договориться. Без газа лететь нельзя.
В итоге, пока все решали, погода испортилась. Обещают завтра нас отправить. Ждем.

(14.09.2018)

Антон Пуговкин и Виталий Лазо сейчас в Катманду.
12 сентября получили пермит.

По планам:
Виталий: Закупили перильную веревку, газ, кое-что по снаряжению, продукты и кухонную утварь.
14 сентября выезд в посёлок Покхара.
15.09 - заброска под Аннапурну.

(07.09.2018)

Российские альпинисты Виталий Лазо и Антон Пуговкин объявляют о старте проекта «Фрирайд в зоне смерти».
Проект является некоммерческим, направлен на продвижение духа «чистого», спортивного альпинизма и демонстрацию возможности спортивных достижений на предельных для человека высотах.

По результатам данного восхождения альпинисты сняли фильм "Фрирайд 8000 м.+" и получили популярную в российском альпинизме премию "Хрустальный пик" в номинации "Лучший Outdoor проект года".

11 сентября этого года стартует следующий этап проекта – экспедиция на Аннапурну.
Перед парнями стоят те же цели – бескислородный подъем и спуск на лыжах.
Параллельно Виталий и Антон снимут фильм о восхождении на эту непредсказуемую вершину.