Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Александр Зотов, г.Москва

Отчет о походе 5 к.с. в Каракоруме (Пакистан), проведенном с 5 по 28 августа 2014 года Часть 1.

Справочные сведения

Вид туризма:

горный

Район:

Каракоруме (Пакистан)

Категория сложности:

пятая

Количество участников:

4(5)

Сроки проведения:

5-28 августа

Продолжительность:

24 дня

Протяженность:

162 (194) км

Набор высоты:

7600 м

Нитка маршрута:

г. Skardu - пос. Askole, 3040м - р. Braldu - лед. Biafo - лед. Snow Lake - пер. Khurdopin West, 5720м, 3А - лед. Khurdopin - пер. Афанасия Никитина, 6055м, 2Б, п/п - пер. ДТК Норд, 6055м, 2А*, п/п - пер. Крузенштерна , 5965м, 2Б, п/п - лед. Sim Gang - пер. Solu La, 5375м, 3А, п/п - лед. Solu - р. Berelter - пос. Bisil, 2700м - г. Skardu

Пройдено перевалов:

5

из них

2А - 1

2Б - 2

3А - 2

Максимальная высота:

6055 м (пер. Афанасия Никитина и пер. ДТК Норд)

Максимальная высота ночевки:

5985 м (верхний ЮВ цирк пер. ДТК Норд)

Примечания:

  • В группе было 5 участников, но полностью прошли маршрут 4
  • Протяженность маршрута в 162км посчитана по GPS треку. В таблице для сравнения с другими

отчетами также приведен километраж 194км, пересчитанный с традиционным коэффициентом 1.2. Но мы считаем, что наличие современных детальных карт, спутниковых снимков и GPS треков позволяет сейчас получить нитку маршрута с гораздо меньшей генерализацией, чем раньше, и коэффициент 1.2 является завышенным для современных отчетов.

Список участников

1

Зотов Александр Юзефович

5ГР Тянь-Шань,

5ГУ Памир, 7150м

руководитель, фотограф

2

Дубникова Анна Александровна

4ГУ Фаны, 3А Монблан траверс, 4810м

медик, хронометрист

3

Игнатов Андрей Сергеевич

3ГУ Кавказ,

3Бзим. Изыскатель, 5А Мак-Кинли,

5А рук. Аконкагуа, 6960м

логистик, финансист

4

Мукаилов Сергей Ибрагимович

5ГУ Памир,

4ГР Памиро-Алай, 6160м

завхоз

5

Ягодин Василий Ильич

5ГУ Алтай,

5А пик Ленина б/с, 7150м

снаряженец, реммастер

Примечание:

у Андрея Игнатова плохо пошла акклиматизация при подъеме по леднику Biafo и на стоянке Kargoporo он принял решение не продолжать маршрут и спуститься вместе с портерами назад в Askole, что он успешно и сделал, поменял авиабилеты и улетел досрочно в Москву. Решение оказалось правильным, так как в Исламабаде Андрей под влиянием общего ослабления организма еще и отравился, после чего пару недель болел в Москве (все закончилось успешно, никаких последствий болезнь не дала). Проблемы с акклиматизацией у Андрея, возможно, возникли из-за того, что его прошлый опыт был преимущественно альпинистский, а подъем по Biafo был достаточно жестким туристским мероприятием протяженностью 57км по не самому комфортному рельефу. У остальных участников проблем со здоровьем до конца похода и после него не было.

Запланированный и пройденный маршрут

Дата

Планировалось

Пройдено

L,км

hmax

/hноч

h, м

Tt, ч

-

02.08

Москва - Исламабад

Москва – Исламабад

-

-

-

-

-

03.08

Исламабад - Skardu

Исламабад – Skardu

-

-

-

-

-

04.08

Skardu - машина до Askole (3040м)- правый приток р. Braldu

Оформление пропусков, покупка газа и т.п.

-

-

-

-

1

05.08

м/н - правая морена лед. Biafo -стоянка Namla

Skardu - машина до Askole (3040м) -правый приток р. Braldu

6.9

3070

3020

+200

-220

1:50

2

06.08

м/н - лед. Biafo - стоянка Baintha

м/н - лед. Biafo - стоянка Mango

14.3

3700

3700

+1000

-320

6:25

3

07.08

м/н - лед. Biafo - стоянка Kargoporo

м/н - лед. Biafo - стоянка Naporo

18.8

4110

4110

+740

-330

6:55

4

08.08

день запаса

м/н - лед. Biafo - стоянка Kargoporo

17.0

4580

4580

+760

-290

6:55

5

09.08

м/н - заброска на слиянии лед. Biafo и Snow Lake - подход под ледопад пер. Khurdopin West

м/н - заброска на м/н - подъем по лед. Snow Lake

10.1

4850

4850

+360

-90

5:00

6

10.08

м/н - радиальный выход на пер. "SnowLake-SimGang", 1Б, п/п, 5700м

м/н - подход под ледопад пер. Khurdopin West - полудневка

5.4

5120

5120

+280

-10

3:00

7

11.08

м/н - седловина пер. Khurdopin West, 2Б*, 5760м

м/н - плато пер. Khurdopin West, 3А,5720м

3.0

5680

5680

+600

-40

3:20 +

6:30

8

12.08

м/н - пик 6130м, 2Б, рад., п/п - спуск вдоль ледопада лед.Khurdopin до 4400-4600м

м/н - спуск вдоль ледопада лед. Khurdopin до 5130м - полудневка

5.8

5720

5130

+90

-640

2:30 +

1:40

9

13.08

Дневка

м/н - полудневка - подход к пер.Афанасия Никитина

4.3

5530

5530

+420

-20

3:00

10

14.08

день запаса

м/н - пер. Афанасия Никитина ("Khurdopin - Virjerab"), 2Б, п/п,6055м - западная ветвь лед. Virjerab

5.3

6060

5770

+560

-320

3:05 +

4:00

11

15.08

м/н - подход к пер. "Khurdopin -Virjerab"

снежный шторм

-

5770

-

-

12

16.08

м/н - пер. "Khurdopin - Virjerab", 2Б*, п/п, 5980м - пер. "Virjerab - Virjerab", 2Б, п/п, 6090м – нунатак перед ледопадом на спуске

снежный шторм

-

5770

-

-

13

17.08

м/н - спуск по ледопаду – подъем на седловину пер. "Virjerab- SimGang"

снежный шторм

-

5770

-

-

14

18.08

м/н - пик 6540м, 3А, рад., п/п - м/н

снежный шторм, после обеда начало подъема к пер. ДТК Норд

0.6

5780

5780

+10

2:00

15

19.08

м/н - пер. "Virjerab-SimGang", 3А, п/п, 5990м - лед. Sim Gang

м/н – пер. ДТК Норд ("Virjerab - Virjerab"), 2А*, 6055м, п/п – верхний цирк перевала

2.2

6050

5990

+320

-110

7:30

16

20.08

м/н - спуск до заброски у слияния лед. Snow Lake и Biafo

м/н – прохождение ледопада - вост. ветвь лед. Virjerab

4.2

5990

5380

+60

-670

6:50

17

21.08

день запаса

м/н – подъем в верхний цирк пер.Крузенштерна

3.8

5900

5900

+540

-20

6:10

18

22.08

Дневка

м/н - пер. Крузенштерна ("Virjerab-SimGang"), 2Б, п/п, 5965м - лед. Sim Gang

7.3

5960

5140

+120

-880

3:55 +

4:25

19

23.08

м/н - подход под пер. Solu La

м/н - спуск до заброски на стоянке Kargoporo – полудневка

15.1

5140

4580

+120

-680

5:55

20

24.08

м/н - пер. Solu La, 3А, п/п, 5540м –верхний цирк перевала

полудневка - подход под пер. Solu La

6.2

4820

4820

+300

-60

2:40

21

25.08

м/н – ледопад на лед. Solu – кош Sugulu - озеро у коша Pakhora

м/н - пер. Solu La, 3А, п/п, 5375м –верхний цирк перевала

2.5

5370

5260

+530

-90

3:20 +

7:00

22

26.08

день запаса

м/н – ледопад на лед. Solu – кош

Dabadas

10.3

5260

3850

+130

-1540

8:25

23

27.08

день запаса

м/н – спуск по лед. Solu и вдоль реки Berelter до ее предпоследнего правого притока

11.2

3850

3170

+380

-1060

4:15

24

28.08

м/н - кош Dabadas - пос. Bisil -машина в Skardu

м/н - пос. Bisil – переправа через р.Basha - машина в Skardu

7.6

3170

2650

+230

-750

2:20

-

29.08

Skardu - Исламабад

Skardu - Исламабад

-

-

-

-

-

30.08

день запаса

осмотр Исламабада

-

-

-

-

-

31.08

Исламабад - Москва

Исламабад - Москва

-

-

-

-

Отклонения пройденного маршрута от заявленного:

  1. Отказались от радиального акклиматизационного выхода на перевал "SnowLake-SimGang" (1Б, п/п, 5700м). По факту с ледника Snow Lake он выглядел не на 1Б (оценка по 3D-модели), а на 2Б, с учетом того, что до него еще надо было пройти 11-12км в одну сторону, успеть это за 1 день было нереально. Вместо радиального выхода сделали полудневку, чтобы не спешить с набором высоты.
  2. Отказались от радиального восхождения на пик 6130м (2Б, п/п) с седловины перевала Khurdopin West. Подъем на перевал оказался напряженнее и сложнее запланированного (5 веревок вместо 1), на седловину поднялись к заходу солнца, а радиальное восхождение на следующее утро требовало ранний выход и еще полдня сложной работы. Решили не рисковать акклиматизацией и нормально выспаться и отдохнуть.
  3. Отказались от восхождения на пик 6540м (3А, п/п) с седловины перевала Крузенштерна ("Virjerab- SimGang"). Желание было, погода и маршрут на вершину позволяли сделать восхождение, но к этому времени мы отставали на 3 дня от графика из-за отсидки в снежный шторм и последующей тропежки по глубокому снегу. К сожалению, восхождением пришлось пожертвовать, чтобы хоть немного нагнать график.
  4. В маршрутке на дни запаса 27-28 августа у нас на всякий случай были записаны два варианта радиальных восхождений из долины Solu (на тот случай, если после прохождения перевала Solu La у нас останется 2 или более дней запаса и желание сделать еще одно восхождение). Дней запаса в итоге не осталось (см. предыдущий пункт) и бонусное восхождение автоматически отменилось.

Высотный график маршрута:

Схема маршрута

Нитку маршрута также можно загрузить в виде файла route.kml для Google Earth. Все фотографии в отчете имеют геопривязку, их можно посмотреть в Google Earth (в виде превьюшек фото, расположенных в тех точках на карте, где они были сняты), загрузив файл photo.kmz. Карты и схемы района можно посмотреть в следующем разделе отчета.

Треки с нашего GPS в формате gpx: заезд на машине, горная часть маршрута, выезд на машине, waypoints.

География района, безопасность и местные жители

Горы на севере Пакистана разделены на три больших района рекой Инд (Hindus) и ее правым притоком Gilgit (который в месте слияния с Индом почти не отличается от него по масштабам). Точка слияния отмечена на карте флажком без подписи. По долинам этих рек проложены ключевые автодороги района. От Исламабада через Chilas до точки слияния Инда и Gilgit и далее вверх по Gilgit и затем через перевал в Китай проходит Karakorum Highway (KKH). От точки слияния вверх по Инду ведет ответвление KKH до города Skardu.

На пакистанских картах горный район между Индом и Gilgit называется Каракорум, к югу от Инда – Гималаи, к западу от Gilgit – Гиндукуш. Хотя отнесение района к югу от Инда к Гималаям вызывает некоторое сомнение, разделение севера Пакистана на три района действительно актуально и ниже мы будем использовать для них пакистанские «имена».

Каракорум – наиболее высокий горный район в Пакистане. Именно там расположены восьмитысячники К2, Broad Peak и Gasherbrum. Также там находятся многие из известных (и не очень известных) семитысячников и множество шеститысячников (в том числе тех, на которых еще никто не был). Именно в этом районе проходил наш поход, нитка маршрута отмечена на обзорной карте красным цветом. В районе хорошо развит экспедиционный альпинизм, также достаточно популярным является треккинг по ледникам Baltoro, Biafo и Hispar. Но по сравнению с непальскими и индийскими Гималаями альпинистов и треккеров здесь совсем мало. Про категорийные горные походы в этом районе нам ничего не известно, скорее всего, мы были первопроходцами.

В пакистанских Гималаях единственной большой вершиной является Nanga Parbat. Кроме небольшого хребта с восьмитысячником Nanga Parbat в центре, а также высоких гор рядом с границей с Китаем, почти весь район представляет собой высокогорные плато и относительно невысокие бесснежные горы. Район потенциально хорош для пешего и велосипедного туризма, но для горного туризма подходит плохо (район Nanga Parbat слишком компактный, а высокогорный район рядом с границей имеет сложную логистику и находится в погранзоне).

В Гиндукуше нет восьмитысячников, но присутствует заметное количество семитысячников. Этот район на порядок менее посещаемый и исследованный, чем Каракорум.

Карты

  • Километровки Генштаба I43-007, I43-008, J43-140, а также все листы по Каракоруму в формате для Google Earth: soviet_topomap.kmz
  • Неплохая польская хребтовка (автор Jerzy Wala): лист 1 и лист 2
  • Карты на основе спутниковых снимков с сайта himalaya-info.org (автор Gunter Seyfferth): лист Karakorum Center, а также все листы по Каракоруму в формате для Google Earth: hymalaya-info.kmz

Кроме этого нами в программе Google Earth была нарисована своя хребтовка: pakistan.kml. Данная карта содержит 363 вершины (с информацией о названиях, высоте и о том, были ли успешные восхождения) и 243 перевала (с информацией о названиях, высоте и о фактах прохождения перевалов). Информация была взята из разных источников, которые иногда противоречили друг другу. Перевалы (за исключением редких случаев пройденных перевалов) были нанесены на карту исходя из логичности тех или иных понижений в гребнях. Для всех перевалов предложена ориентировочная категория трудности на основе крутизны и протяженности перевальных взлетов, но следует учесть, что это очень примерная оценка и может служить только для того, чтобы можно было отличить, скажем, 1Б от 2Б при первичном выборе маршрута. Хребты рисовались на основе 3D-моделей спутников SRTM и ASTER, на их же основе определялись и высоты перевалов. Высоты вершин брались из тех же источников, что и их названия.

Безопасность

Популярной точкой зрения является мнение, что Пакистан – такая же опасная страна, как и Афганистан. Конечно, на основании только одной поездки исчерпывающее исследование этого аспекта путешествий провести сложно, да и обстановка в стране может со временем меняться. Но мы считаем, что при правильном выборе мест для посещения Пакистан является достаточно безопасной страной уровня нашей Средней Азии и вполне может быть рекомендован для походов и восхождений.

В Исламабаде на постах на дорогах полиция не останавливает, по улицам патрули не ходят, так что там никакого общения у нас с представителями власти не было. По телевизору показывали, что во время нашего пребывания в стране Исламабаде проходили демонстрации и волнения. Мы день гуляли по Исламабаду, но не видели ни одного протестующего, вероятно СМИ как всегда все преувеличили. Пару раз в год в прессе появляются сообщения о терактах, которые одни пакистанцы осуществили против других пакистанцев. Вероятность случайно оказаться в «неправильном» месте небольшая, но чтобы ее еще уменьшить, рекомендуем не посещать в крупных городах места скопления местных жителей (тем более что делать в таких местах все равно нечего).

По стране естественно лучше перемещаться не общественным транспортом, а на заказных машинах. На участке Karakorum Highway вдоль Инда (где он идет относительно недалеко от спорной границы с Индией) много полицейских блокпостов, власти опасаются пограничных конфликтов. На каждом блокпосту наш водитель сдавал распечатку списка группы. На нескольких постах по дороге туда к нам в машину подсаживали автоматчика, который ехал с нами до следующего поста. Никаких проблем при общении с полицией не было, все доброжелательные и беспокоятся, как бы «с дорогими иностранцами чего не случилось».

Что касается безопасности в горах, то ситуация существенно различается в разных горных районах. В Каракоруме (как в городе Skardu, так и в горах) никаких эксцессов ни разу не было. Район безопасный за счет своей труднодоступности и малого количества местных жителей. Во время нашего похода мы встречали местных жителей только 2.5 дня в конце похода. Каракорум граничит с Китаем, с которым у Пакистана отличные отношения. Чтобы добраться до базового лагеря К2 или до других популярных мест потенциальным злоумышленникам нужно или много дней идти в кошках по ледникам, или преодолевать ледовые 2А-3А.

Пакистанские Гималаи находится в приграничной с Индией зоне на спорной территории. Простые подъезды и базовый лагерь Nanga Parbat на траве, который легко достижим без специальных горных навыков. Именно там произошло известное нападение террористов на альпинистов. После теракта меры безопасности на KKH сильно ужесточили, вряд ли подобное повторится. Но, как мы писали выше, район Nanga Parbat слишком изолированный и компактный и плохо подходит для горных походов.

В Гиндукуше вполне можно ходить походы, начинающиеся и заканчивающиеся на Karakorum Highway и использующие в качестве базового города Gilgit. Но слишком далеко на запад или север от KKH забираться не стоит - это уже будет слишком близко к границе с Афганистаном. Зона пуштунских племен – небезопасное место не только с точки зрения прессы, но и по советам самих пакистанцев.

Местные жители

В городах никакого негатива от местных жителей не было. На нас, конечно, обращали внимание, но при этом не подходили общаться, а к Ане никто не приставал по поводу того, что она ходила без платка и в майке (местные женщины ходят исключительно в хиджабах). В городах мы свободно ходили самостоятельно без сопровождения представителей турфирмы.

Из Askole начинаются все экспедиции к восьмитысячникам, а также треккинги к базовому лагерю К2 и по ледникам Biafo и Hispar. Поселок активно посещается иностранцами, что наложило отпечаток на местных жителей. Они стремятся предложить услуги за деньги, настаивают на чаевых и пытаются обмануть по мелочи (так, например, на местных весах наш груз показал вес заметно больше истинного, после чего потребовалось платить за дополнительного портера). Задерживаться в Askole не стоит, а при общении с местными проявлять бдительность и настойчивость.

В долине Solu местные жители доброжелательные, гостеприимные, не навязчивые, денег не просят, в общем, не испорчены цивилизацией :). В Sugulu нас угостили местным чаем и приглашали переночевать, в Bisil накормили обедом. Женщины с чужими людьми не общаются и в сельской местности закрывают лицо платком при встрече. Дети, как и везде в мире, очень любопытные, но при этом не подходят близко и не пытаются потрогать снаряжение. Английский язык никто не знает (нам встретился только один пакистанец в поселке Bisil, который немного знал английский), но нам вполне удалось пообщаться с помощью жестов. Ниже приведен ряд портретов местных жителей, чтобы в отчете кроме общих фраз можно было посмотреть и на реальных людей со своими характерами.

IMG_1877. Пастухи в коше Sugulu.

IMG_1878. Бригадир пастухов в коше Sugulu.

IMG_1983. Водитель машины от турфирмы.

IMG_2019. Механик в деревенском автосервисе.

IMG_2016. Девушка на улице в поселке.

IMG_2012. Юный зритель

Логистика, формальности и финансы

В данном разделе ждем, когда финансист группы напишет подробный текст. Если коротко, то полная стоимость похода (включая продукты, визы и прочие расходы «в цивилизации») составила около $2000 на человека. Для обеспечения логистики мы использовали услуги местной компании Blue Sky Treks & Travels, которую мы можем рекомендовать с некоторыми оговорками.

Подробный текст будет про следующие моменты:

  • оформление визы, что требовали, отсутствие проблем
  • страховка, где оформляли, почему именно там, сколько стоило
  • залог за вертолет - почему нужен, как общались с конторой, как передавали залог, сколько денег удержали за услуги
  • самолет в Исламабад: как летели, цена
  • обмен денег: надо в аэропорту, как мы меняли в Skardu
  • Исламабад- Skardu: варианты переезда
  • общественный автобус: исключили сразу
  • самолет: плюсы и минусы, почему мы не полетели
  • машина от турфирмы: варианты машин и их плюсы и минусы, цена, время в дороге (вариант с ночевкой в пути и без нее), еда в дороге, списки группы для полиции
  • гостиница и еда в Skardu
  • пропуск от военных, как получали, Restricted zone (как оформлять пермит, нам был не нужен, история про попытку содрать деньги в Askole)
  • закупка газа
  • джипы до Askole и из Bisil, цена и время в пути, сравнение качества, дороги в двух долинах, проблема с landslides
  • гид с персональным портером, почему пришлось взять, сколько стоил в день, чаевые
  • портеры для заброски, цена в день, завышение веса их безменом, лошади вместо части портеров, вымогание чаевых
  • гостиница в Исламабаде, упоминание про то, что смотреть и покупать в городе нечего

IMG_2051. Встречный грузовик с местным «тюнингом»

IMG_2052. Мост через Инд.

IMG_2069. Karakorum Highway на закате.

Климат и погода

Каракорум расположен достаточно далеко от Индийского океана, поэтому влияние муссона практически не оказывает влияния на его климат и оптимальным периодом для посещения гор считается июнь-август. Впрочем, в некоторых источниках также рекомендуют и апрель-май или сентябрь-ноябрь, которые более характерны для Гималаев. Зимой в Каракоруме холодно и много снега, встречается много упоминаний о классических лыжных походах.

В целом климат засушливый с небольшим количеством осадков. Снеговая линия в конце лета находится на высоте около 5000м. В диапазоне 3000-5000м горы очень напоминают Фаны: хвойная растительность отсутствует, лиственные леса встречаются только в виде небольших островков, преобладают кустарники и трава. Ниже 3000м – песчаные и глинистые пустыни и полупустыни, растительность есть только по берегам небольших речек и вокруг ирригационных каналов.

Погода в целом отличается стабильностью: в течение нескольких дней подряд она либо стабильно хорошая, либо стабильно плохая :). Резкие изменения погоды не характерны. Во время нашего похода мы попали в затяжной снежный шторм на 4 суток, но тот циклон оказал влияние по всей Средней Азии и, скорее всего, был все-таки нестандартным событием. Все остальные дни погода не препятствовала нашим планам, хотя и не всегда была хорошей. Отдельно стоит отметить район ледника Snow Lake, который является «островком» хорошей погоды. Интересно было наблюдать, как облака, движущиеся с запада, обходят Snow Lake, оставляя над ним ясное небо. Конечно, и там случалось затянутое облаками небо, но гораздо реже, чем в других местах.

Перед походом мы долго думали, стоит ли брать с собой снегоступы. Чужие фотографии со Snow Lake с малым количеством снега убедили нас не брать снегоступы. Но в итоге мы очень жалели об их отсутствии после того, как во время снежного шторма выпало более полутора метров свежего снега. Другим группам мы в итоге советуем брать снегоступы, если заметные участки их походов будут проходить на высоте 6000м и выше. На высотах в районе 5500м снега действительно немного и снегоступы не нужны. Снеговая линия в августе находится в районе высоты 4600м.

Дневные регулярные изменения погоды в виде послеобеденных осадков полностью отсутствуют. В 12-14 часов дня очень солнечно и жарко и нам часто приходилось делать «сиесту» даже на высотах 5500-6000м. Наиболее холодным временем суток традиционно является последний час перед рассветом. Рекордными отрицательными температурами за время похода были -18 «на улице» и -16 на следующую ночь внутри палатки.

Наблюдения за погодой

Мы брали с собой цифровую метеостанцию, которая автоматически записывала температуру каждый час и хранила в памяти последние 24 измерения. Мы старались не забывать переписывать показания метеостанции в блокнот, а также регистрировали осадки и, иногда, облачность и скорость ветра (последнюю также измеряли метеостанцией). В приведенных ниже результатах наблюдений следует с осторожностью относиться к зарегистрированным дневным температурам выше +5 градусов во время нахождения на закрытых ледниках. Хотя мы старались не допускать нагрева метеостанции прямыми солнечными лучами (она обычно находилась в кармане фотосумки руководителя), но дневное солнце нагревало и через защиту от него. Так, например, во время подъема на перевал Khurdopin, хотя снег и немного раскис на солнце, но реальная температура в тени была, конечно, не +37, как показала метеостанция, а 0..+5.

часы

5.08

6.08

7.08

8.08

9.08

10.08

11.08

12.08

13.08

14.08

15.08

00

13

4,2

8,9

9,1

-2,5

-8,3

-0,7

-

-7,2

0

13,4

4

9,2

8,7

-3,2

-8,5

-1,2

-

-7,1

02

12,9

4,4

8,4

8,5

-2,8

-2

-8,8

-0,8

-

-7,6

03

12,2

3,9

7,9

8,1

-2,7

-4

-9,4

-2,2

-

-8,2

04

11,2

3,4

7,4

7,9 ясно

-2,8

-4,2

-9,6

-1,4

-

-4,9

05

11,8

3,4 ясно, светло

6,7 высокая облачность

6,7 пасмурно

-2,3

-3,8

-9,6

-2,6

-

-5,3 снег до конца дня

06

11,3 обл. 70

5

6,7 высокая облачность

5,9 небольшой дождь

-1,6

-2,8

-9,4

-1,5

-

-4,7

07

16,4

12,9

11,9

5,9 небольшой дождь

2,5 перемен. обл., снег

3,5

0,7

8,5

-

-0,9

08

20,6

28,3

10,9

5,2

9,9 обл.30

10,9

5,7

26,4

-

2,1 ветер 20м/с

09

26,7

20,3

9,2 дождь

8,7 облачно с проясн.

14,7 солнечно

20,7

16,9

32,9

-

4,1

10

22,2

17,2

10 перемен. обл.

8,6

16,9

19,5

14,7

18,8

-

7,7

11

32,2

13,8

10,4 дождь с градом

11

26,4

22,6

15,5

26,9

-

3,5

12

21,3

13,6

10,6 дождь, гроза, ветер 4-5 м/с

14,9

23,2

25,7

17,7

35,5

-

4,6

13

22

23,3

8,1

7,4 перемен. обл.

14,5

14,1

26,5

20,2

39,7 обл.50, снеж.крупа

18

14

21,7

13,7 ветер 7-8 м/с

6,3 перемен. обл.

16,9

26,7

28,2

22,9

23,6

18,6

15

18,4

12,5

8,3 ветер 5-6 м/с

19,7

10,5

37,2

18,5

19,8

15,3

2,5

16

13,5

12,6

8,4

9,4облачно, снеж.крупа

5,2

27,9

19,1

17,9

9,2

3,7

17

13,7

12,7

8,6 ниже нас

снег, гроза

перемен. обл.,снеж.крупа

0,7

20,5

11,9

10,4

8,3

0

18

29

15,6

15,3 облачно

7,2 дождь с градом

2,7

-1,4

20,4

6

-0,3

2,9

-4,8

19

22,8

15,1

13,7 облачно

8,7

-2,3

-2,6

14,8

-0,6

-1,8

-5,3

20

16,1

8,5

4,8 облачно

8,8

-4,3

2,4

4,1

-0,7

-5,2

-5,7

21

15,1

5,3

10,8 облачно

8,8

-3,6

3,5

-6,9

-1

-4,9

-5,5

22

14

4,6

8,8

9,6

-3,3

2,9

-7,2

-0,6

-5,1

-5,5

23

12,9

4,5

8,9

9,7

-5,3

-8,1

-0,1

-6,1

-5,8

часы

16.08

17.08

18.08

19.08

20.08

21.08

22.08

23.08

24.08

25.08

26.08

27.08

28.08

00

-5,9 снег весь день

-9 снег весь день

-10,3 снег до 13 часов

-10,3

-10,6

-6

-4,1

-

5,9

весь день ясно

01

-6,1

-9

-10,3

-12,2

-10,8

-4,3

-4

-

6,1

-

02

-5,9

-8,8

-10,1

-12,8

-1,4

-4,9

-3,8

-

5,8

-

03

-6,2

-9

-9,5

-11,9

-12

-4

-3,1

-

5,3

-

04

-6,6

-9,2

-8,9

-12,9

-12,3

-3,5

-4,3

-

5,4

-

05

-6,4

-9,3

-8,5

-12,8

-12,3

-3,5

-4,8

-

5,1

-

06

-5,7

-8,7

-8,9

-14,7

-1,5

-14,3

-1,1

-

5,6

-

07

-4,6

-8,2

-7,3

-12,1

-10

-13,5

4,1

-

7,7

-

08

-0,4

-7,9

-7

8,7

2,9

-10,2

11,2

0,8

8,1

-

09

-0,8

-5,8

-1,8

13,7

10,4

-6,8

21,7

6,9

5,9

-

10

4,2

-4,4

1,4

19,2

23,5

16,4

26,8

11,4

-

-

11

7

-5,7

2,4

24

28,1

14,7

18,2

13,0

дождь

-

12

2,8

-0,5

2

24,2

23,9

22,2

12,1

11,2

дождь

-

13

2,2

-5,5

3

17,2

25,1

21

16,4

4,6

дождь

-

14

0,2

-3,8

-0,3 перемен. обл.

24,2

25,4

27,7

25,4

4,7

дождь

-

15

-2,1

-0,7

22,5

25,0

20,5

21,0

3,1

-

-

16

-6,8

1,5

9,8

23,7

21,2

14,7

5,5

-

-

17

1,7

1,1

2,5

21,0

28,8

14,6 перем. обл.

8,8

-

-

18

0,9

-2,6

-4,5

5,3

17,7

9,5

8,2

-

-

19

2

-5

-8,4

-0,5

4,1

-0,7

6,4

-

-

20

-8

0,5

-9,4

-5,1

-4,8

-1,8

-1,2

6,6

-

-

21

-7,9

-10

-10,2

-7,8

-4,2

-2,5

-

6,2

-

-

22

-8,6

-10

-8,6

-9,1

-3,8

-3,1

-

6,2

-

-

23

-8,7

-10,3

-10

-10

-3,7

-3,8

-

6,1

-

-

Технические описания

Везде, где это не оговаривается специально, понятия «правый» и «левый» даются в орографическом смысле. Все основные веревки в группе - 60м, там, где веревки использовались не на полную длину, это специально оговаривалось. Под ходовым временем понимается чистое ходовое время (за вычетом времени на привалы и разведки). Время прихода на привал замерялось по часам хронометриста или по треку GPS. Время в отчете указано местное (GMT+5). Высоты приведены по GPS, координаты указаны в системе WGS84.

Итоги, выводы, рекомендации

  • Каракорум представляет собой горный район, подходящий для проведения походов 2-6 к.с. Хотя, конечно, оптимальными там являются 4-6 к.с. Подавляющее большинство перевалов являются не пройденными, исключения составляют только простейшие пути с ледника на ледник уровня 1Б-2А, а также седловины, через которые проходят альпинистские маршруты. В районе имеется большой выбор шеститысячников, на которых не было восхождений, а также много известных вершин, на которые имеются пройденные маршруты. Каракорум – отличное место для тех, кто не любит ходить среди толп: по сравнению с Непалом там на пару порядков меньше альпинистов и треккеров при тех же масштабах гор.
  • Походы в Каракоруме на текущий момент являются безопасными с точки зрения внутренней обстановке в Пакистане. В стране развит турбизнес, предлагающий услуги логистики, оформления документов и прочей поддержки групп по пути из «цивилизации» в горы. Стоимость их услуг, а также официальных пермитов ниже, чем в Непале.
  • Нами успешно пройден поход 5 к.с. по новому для российского спортивного туризма района. В рамках похода было пройдено 5 перевалов, из них 4 – первопрохождения, для 3 полностью отсутствовала какая-либо информация кроме спутниковых снимков.
  • Поход имел характер высотной экспедиции. Более половины похода прошло на высотах свыше 5500м, 3 из 5 перевалов имели высоту 6000м. 70 ночевок были на снегу и льду.
  • Все запланированные перевалы были успешно пройдены, несмотря на 4-дневную отсидку в снежный шторм и последующее медленное движение по 1.5м свежего снега.
  • Перевал Khurdopin West соответствовал не очень сложной ледовой 3А, основное препятствие – ледопад южного склона с перепадом около 0.5км, не имеющий простого пути прохода. Сложность ледопада может существенно зависеть от его текущей конфигурации, во время единственного прохождения перевала 7 лет назад этот участок, судя по краткому описанию, выглядел скорее на 2Б. Ледник Khurdopin в своей средней части – пульсирующий, и спуск по этому леднику – отдельное техническое препятствие уровня не ниже 2Б (в нашем походе мы на среднюю часть ледника не спускались).
  • Перевал Афанасия Никитина соответствовал сложной, но достаточно прямолинейной ледовой 2Б. Перевал практически односторонний, основное препятствие – крутой и длинный восточный склон. Подъем и спуск осуществляются с разных седловин, переход между которыми возможен косым траверсом западного склона.
  • Перевал ДТК Норд можно оценить как снежно-ледовую 2А «с двумя звездами». Перевальные взлеты полностью соответствуют трудности 2А, но основным препятствием является ледопад на спуске на восточную ветвь ледника Virjerab. В наших условиях через ледопад была пробита «дорога» огромным обвалом с гребня вдоль правого борта ледника. Но в других условиях такой путь может отсутствовать или представлять собой повышенную опасность, а преодоление ледопада напрямик повысит трудность как минимум до 2Б, а возможно, и до 3А.
  • Перевал Крузенштерна соответствовал сложной и разнообразной ледовой 2Б, которая немного «не дотянула» до 3А. Основное препятствие – ледовый западный склон и ледопад на спуске из верхнего цирка. Рекомендуем поэкспериментировать с выбором оптимального пути движение, особенно при прохождении с запада на восток.
  • Перевал Solu La – технически и тактически сложная и интересная ледовая 3А, возможно 3А*. Основное препятствие – спуск на ледник Solu по ледопаду из трех ступеней с перепадом высоты более километра, считавшийся ранее непроходимым. Восточная сторона перевала не сильно проще благодаря крутому и длинному ледовому кулуару. Мы очень рекомендуем этот перевал другим группам, но предупреждаем, что менее удачный путь через ледопад (или отсутствие простого пути в другие годы) может увеличить трудность до 3Б.

Общественное снаряжение

  • Веревки: две динамики 8мм х 60м, статика 9мм х 60м, кевлар 4мм х 50м, расходник 9мм х 15м
  • Ледовые инструменты: 2шт, один из них с бойком
  • Ледобуры: 15 шт
  • Скальные крючья: 10шт
  • GPS Garmin Etrex 30
  • Радиостанции Midland 2шт
  • Спутниковый телефон Iridium
  • Палатки: трехместная Marmot и двухместная Mountain Hardware
  • Горелки: MSR Reactor (горелка + кастрюля со встроенным теплообменником) 2шт
  • Лавинная лопата, лав.лист

Продуктовая раскладка

Файл с раскладкой в Excel находится здесь. Норма на человека в день составляла около 500г. Благодаря тому, что лимит бесплатного багажа у нас составлял 30+7кг, все продукты мы закупили и упаковали в Москве. Теоретически часть продуктов можно купить в Исламабаде, супермаркеты мы там встречали, но наличие всех необходимых для стандартной раскладки продуктов не проверяли. Магазины в Skardu для закупки полноценной раскладки абсолютно непригодны.

Резьбовой газ мы покупали в outdoor магазинах в Skardu. Сделать это удалось не сразу (ни в одном из магазинов не было достаточного количества баллонов), но в итоге нужный объем мы набрали. Если вам нужно разом много баллонов, рекомендуем попросить фирму, через которую вы заезжаете, договориться с магазинами о нужном количестве.

Аптечка и ремнабор

Состав аптечки и ремнабора мы не приводим, так как они в каждом походе существенно зависят от взглядов медика и реммастера на список необходимых компонентов. В нашем походе аптечка и ремнабор практически не потребовались.

Из аптечки стандартно расходовался солнцезащитный крем (и Д-пантенол, когда про защиту от солнца забывали), а также средства от головной боли и от проблем с желудком. В начале похода традиционно принимали диакарб для более легкой акклиматизации, оказал ли он положительное влияние – неизвестно.

Единственные поломки снаряжения были во время откапывания палаток после снегопада – оторвали оттяжку от дна одной из палаток и вырвали люверс (не стали чинить, палатка устойчиво стояла и так), а также сломали планку на одной из кошек, которые использовались для растягивания оттяжек у палаток (заменили планку на запасную).

Материалы, использованные при подготовке к походу

Большая часть маршрута планировалась исключительно на основе спутниковых снимков из различных источников и 3D-данных SRTM и ASTER. Для трех из пяти перевалов фотографии полностью отсутствовали из- за того, что в соответствующих местах просто никто не ходил. Изрядная часть остальных фотографий была найдена через Panoramio, а также через поиск в Интернете всевозможных литературных рассказов, описаний и фотоальбомов людей, которые совершали треккинг и восхождение на леднике Biafo и соседних ледниках. Но при этом мы все-таки можем порекомендовать ряд хороших обзорных источников информации о районе:

  1. W. Heichel «Chronik der Erschlieung des Karakorum. Teil II - Central Karakorum I», 2010г. Отличный обзор истории восхождений в Каракоруме на участке между ледниками Biafo и Hispar с фотографиями и хребтовками. Встречаются отдельные ошибки с привязкой вершин на фотографиях, но в целом информация точная и подробная.
  2. http://www.himalaya-info.org – огромное количество информации по Гималаям и Каракоруму. Автор Gnter Seyfferth. Описания конкретных ледников, коллекции фотографий с подписанными вершинами, карты.
  3. http://www.alpine-club.org.uk/hi/ - Himalayan Index. База данных Альпийского Клуба с информацией о совершенных восхождениях на азиатские вершины высотой более 6000м.
  4. Раздел известного сайта summitpost.org, посвященный Каракоруму. Информация присутствует по ограниченному набору вершин, но все равно является полезной.
  5. http://blankonthemap.free.fr – обзорный сайт по Каракоруму, похожий на himalaya-info, но гораздо более скромный в плане объема информации.
  6. http://pahar.in/indian-subcontinent-after-1900/ - большая коллекция исторических карт.
  7. http://www.meteoexploration.com/forecasts/search.php и, особенно, http://www.mountain- forecast.com/subranges/karakoram-6/locations - наиболее адекватные прогнозы погоды (погоду в Skardu на многочисленных обычных погодных сайтах смотреть смысла нет – действующей метеостанции там нет, а прогнозы для этого города имеют мало отношения к тому, что реально наблюдается в горах).
  8. Kai Maluck «Der Solu-Gletscher im Karakorum». Отчет немецкой экспедиции 2012-2013гг об их восхождениях в районе ледника Solu (вместе с обзором истории других экспедиций в этом районе). На YouTube также есть их фильмы об экспедиции 2012 года и 2013 года.

Единственным перевалом из нашего маршрута, который был пройден ранее, являлся перевал Khurdopin West. Этот перевал был пройден пакистанской экспедицией в 2007г, которая прошла по маршруту Shimshal - Braldu - Lukpe La - Snow Lake - Khurdopin – Shimshal. В Интернете нам удалось найти следующую информацию об экспедиции: фильм на YouTube (без рассказа об экспедиции, только музыка), фотографии на Facebook (не в хронологическом порядке, для многих проблематично определить место, где они были сняты) и очень краткий рассказ об экспедиции на плохом английском. Ниже мы приводим вольный пересказ этого текста на русском:

Начали подъем со Snow Lake в 4:00 от места начала ледопада по левой по ходу стороне, в 6:30 уперлись в стенку 10м, пролезли ее, в 8:15 были на седловине, в сумме 4 часа. Затем 6 часов гуляли по плато из-за неправильной карты, вернулись на седловину и затем встали лагерем перед началом ледопада на спуск. На следующий день вышли в 4:00, к 7:30 закончили прохождение первого ледопада, повесив в одном месте перила. Пересекли снежное поле и начали спуск вдоль правого края второго ледопада. В одном месте повесили перила на траверсе крутого снежного склона. В 12:30 уперлись в камнеопасный кулуар, до 15:30 ждали у него прекращения падения камней. Не дождались, вернулись немного назад, где было место на склоне под две палатки, и встали там лагерем. Итого, 8.5 часов на спуск (вероятно с перерывом на обед). Далее потребовался еще один день для завершения спуска по второму ледопаду.

Подъем по леднику Biafo

5августа

В 4 утра (еще по темноте) выехали из Askole на двух джипах. До поселка Shigar идет хорошая асфальтовая дорога, затем она постепенно становилась хуже и превратилась в грейдер. После того, как мы проехали несколько деревень, дорога становится совсем плохой и джипы с трудом преодолевают селевой вынос. После поворота на восток в долину Braldu остановились на погранзаставе, но задержка была не очень долгой. Дорога опять стала немного лучше. В районе деревни Foljo остановились на завтрак в «кафе» для альпинистов. Отдохнув минут 30, продолжили движение.

IMG_2649. Серпантин на дороге в долине Braldu.

Далее дорога втянулась в конгломератный каньон и опять стала плохой. Вскоре мы уперлись в обвал на дороге длиной пару сотен метров, непроходимый для машин. Он произошел еще пару недель назад, но местные жители не спешили привести дорогу в порядок, так как обвал был для них источником дохода (за 3.5 недели нашего похода дорога не только не была отремонтирована, но и случился еще один обвал).

IMG_2650. Обвал на дороге, вид вниз по течению реки.

Нам пришлось вылезти из машин, перенести все наши рюкзаки и заброску пешком через обвал и нанять на другой стороне обвала новые машины. На преодоление обвала и переговоры было потрачено около часа времени.

DSC_8209. Характер дороги в долине реки Braldu.

Далее дорога была не лучшего качества, но остаток пути, к счастью, прошел без задержек, и в 11 утра мы прибыли в Askole. Всего на дорогу от Skardu до Askole мы потратили 7 часов.

IMG_1126. Центральная площадь в деревне Askole.

На центральной площади в Askole находятся «столовая» и магазин. В магазине ничего полезного не было. У нас опять спросили паспорта, переписали данные в книгу и попросили расписаться. Мы расположились в столовой и самостоятельно приготовили себе обед, пока шли переговоры с портерами и взвешивание груза. Местные весы явно были «подкручены», нам насчитали лишнего портера, на которого пришлось согласиться.

Вышли из Askole в 13:50. Нас в итоге сопровождали: два местных портера, три лошади (по цене портеров), гид от турфирмы (на которого пришлось согласиться, чтобы получить пропуск от военных) и персональный портер гида (тоже от турфирмы).

IMG_2668. Тропа по правому берегу реки Braldu.

Тропа начинается прямо от центральной площади в Askole. За границей поселка растительность почти полностью заканчивается. Температура воздуха комфортная, 22 градуса. После первого перехода сделали привал у ручья (рекомендуем набрать в нем воды, дальше до места ночевки ее не будет).

На следующем привале нас догнали какие-то типы на джипе и потребовали заплатить деньги за треккинг. Требование было незаконным: треккинг в «открытой зоне», где ходили мы, бесплатный, а треккинг в «ограниченной зоне» (например, к базовому лагерю К2) должен официально оплачиваться в Исламабаде. Мы заполнили анкеты, указав в них, что идем вверх по леднику Biafo и в restricted zone заходить не будем, и в вежливой форме платить отказались. После 15-минутных пререканий мы пошли дальше, а «сборщики денег» остались ни с чем.

DSC_8219. Подъем на скальные прижимы по тропе.

DSC_8220. Вид на слияние рек Braldu и Biafo.

Перед впадением в Braldu реки с ледника Biafo тропа круто поднялась на скальные прижимы и почти сразу спустилась опять вниз. В 400м выше точки слияния тропа раздвоилась. Тем, кто планирует подниматься вверх по леднику Baltoro к K2 и Broad Peak следует здесь перейти Biafo по мосту и идти дальше по основной тропе. Мы же продолжили движение по правому берегу Biafo по менее натоптанной тропе.

IMG_1132. Мост через реку Biafo.

Мы сделали еще один привал и за следующий переход дошли до правого притока Braldu. Ручей течет в небольшом конгломератном каньоне, сразу после него среди камней имеется много площадок под палатки (3-4 места хорошие, остальные требуют доработки). Данная стоянка является оптимальной для первого ходового дня, так как следующие пригодное для ночевки место расположено у ледника Biafo в двух переходах от данного места (а первый ходовой день вынужденно короткий из-за долгой заброски из Skardu).

IMG_1133. Пик Choricho, 6756м и перевал в его ЮЗ плече.

DSC_8224. Лагерь на 3020м.

IMG_1138. Вид из лагеря на пик Bullah, 6294м (восхождений не было)

Легли спать в 19-30, ЧХВ в первый ходовой день - 1 час 50 мин.

6августа

Подъем в 4 утра, выход в 5:50, солнце выглянуло из-за гор в 6:05, на небе 70 облачность. Тропа сначала идет по ровному дну долины, затем поднимается на «перевал» в виде V-образной выемки в гребне, разделяющем долины Braldu и Biafo. За первый переход мы дошли от места лагеря до «перевала» и поднялись на его осыпную седловину. Высота седловины 3034м, набор высоты от лагеря – 110м.

DSC_8226. Путь по долине Braldu к «перевалу» в долину Biafo.

IMG_1139. Вид с седловины «перевала» на нижнюю часть ледника Biafo.

IMG_1140. Вид с седловины на пик 5860 (следующий к северу в гребне после Bullah)

IMG_1141. Вид с седловины на пик Bullah, 6294м.

IMG_1143. Вид с седловины на пик Bakhur Das, 5809м.

IMG_1145. Ледник Biafo под седловиной перевала.

От седловины «перевала» тропа косым траверсом ушла влево к леднику Biafo. Под седловиной есть небольшие ледниковые озера и можно расчистить места под палатки. После спуска с перевала мы начали плавный подъем по правобережной морене ледника Biafo. На третьем и четвертом переходе мы продолжили подъем по тропе по морене.

IMG_1146. Правобережная морена ледника Biafo.

IMG_1149. Вид с морены на юго-запад на седловину «перевала»

В начале пятого перехода прошли потенциальные места под палатки, но за водой в этом месте пришлось бы спускаться на ледник. На середине перехода морена закончилась и перешла в скальные прижимы. Ледник в этом месте поворачивает, на повороте присутствует внушительный ледопад и путь вдоль прижимов по леднику также невозможен. Нам пришлось спуститься с морены и подняться на ровную часть ледника в 200- 300м от его края.

IMG_1150. Скальные прижимы и ледопад на повороте ледника Biafo.

IMG_2683. Вид вниз по леднику Biafo на пик Bakhur Das, 5809м.

Ледник зачехленный, но между камней и на более крутых участках – открытый грязный лед. Кошки не требуются, но идти по такой «ноголомке» крайне некомфортно. Тропа не видна, изредка встречаются туры, но в основном ориентирование самостоятельное. Ледник разрезан глубокими трещинами (фото DSC_8241), приходится маневрировать между ними по ледовым гребням. В таком режиме прошли еще два перехода.

IMG_1152. Стоянка Namla (в левой части кадра).

Очередной привал сделали напротив стоянки Namla. Она выглядит достаточно приятно, но мы не рекомендуем ей пользоваться. Для того чтобы попасть на нее с ледника надо преодолеть неприятные зачехленные разломы сначала в одну сторону, а потом в обратную (чтобы продолжить путь по леднику на следующий день). Поэтому лучше идти сразу до стоянки Mango, что мы и сделали.

DSC_8241. Характер ледника выше стоянки Namla.

После еще двух переходов мы остановились на обед в 12:15. Вышли после обеда в 13:50.

DSC_8244. Правый приток ледника Biafo, вытекающий из северного цирка пика Shinlep Bluk.

На втором после обеда переходе прошли мимо еще одного потенциального места для лагеря в устье следующего после Namla правого притока. В этом месте ледник стал более пологим и менее разорванным, жесткая «ноголомка» закончилась.

IMG_1156. Пик Gama Sokha Lumba, 6281м.

DSC_8249. Вид на район стоянки Mango (между двумя правыми притоками)

На четвертом после обеда переходе мы оказались в районе стоянки Mango и начали смещаться к краю ледника. В процессе этого перешли две полосы чистого ледника и сделали привал перед зоной боковых разломов.

DSC_8251. Правый приток ледника Biafo ниже стоянки Mango.

IMG_1157-IMG_1160. Панорама левого борта долины напротив стоянки Mango.

DSC_8253. Вид на зону разломов от боковой морены.

Зона боковых разломов представляла собой лабиринт из ледовых гребней, трещин и мульд, присыпанный камнями. Для поиска пути через него пришлось сделать предварительную разведку. Еще за один переход мы преодолели зону разломов, поднялись на боковую морену и спустились с нее на стоянку Mango в кармане морены.

DSC_8254. Стоянка Mango.

На стоянку пришли в 17:25, мест под палатки неограниченное количество, трава, частичная защита от ветра. Ручьи с чистой водой на стоянке пересохли, за водой пришлось ходить к большой речке с мутной водой.

Суммарный набор высоты – 1км, ЧХВ – 6 часов 25 минут за 14 переходов. День получился напряженным как по общей продолжительности движения, так и по рельефу под ногами.

7августа

Вышли в 5:55, быстро подошли к верхнему притоку, ограничивающему стоянку Mango.

IMG_1161. Вид со стоянки Mango на пик 5860 (следующий к северу в гребне после Bullah).

IMG_1162. Вид вверх по долине правого притока выше стоянки Mango.

IMG_1165. Переправа через правый приток выше стоянки Mango.

Переправа через речку по камням. Нашли место для переправы чуть выше выхода тропы к реке. Переправа потребовала аккуратности и чувства равновесия, но в итоге удалось перейти по камням, не замочив ноги. После переправы есть место для стоянок и небольшой ручей с хорошей водой. Но накануне мы сюда вряд ли бы добрались – мы уже были уставшие, чтобы сделать еще один переход, а переправа через реку вечером по высокой воде была бы сложнее. Сделали первый привал на полянке с луком и чабрецом.

IMG_1177. Вид на пики Latok 7145м (справа) и Baintha Brakk, 7285м (слева).

IMG_1178. Вид назад на верхние стоянки Mango.

За следующий переход мы поднялись по «верхним» стоянкам. Эти стоянки, как и «нижние» представляют собой живописные луга с островками кустарника. Но все источники воды на этих стоянках были пересохшими, поэтому мы не рекомендуем их использовать без предварительной разведки. Моренный вал в этом месте сходит на нет, и травянистое плато обрывается к леднику крутым конгломератным склоном.

IMG_1179. Скальные прижимы и ледопад выше стоянки Mango (на заднем плане в правой части кадра пик Dongbar, 6282м, в левой - Chaunpisha, 5351м).

На следующем переходе повторилась история предыдущего дня – удобный путь по тропе завершается скальными прижимами и ледопадом на леднике. Нам пришлось спуститься вниз по конгломератному склону и затем пройти через зону разломов к более «спокойной» части ледника в 200-300м от борта. Лед грязный и можно идти без кошек.

DSC_8262. Спуск по конгломератному склону (вид вниз по леднику).

IMG_1180. Ледопад вдоль правого борта выше стоянки Mango.

DSC_8264. Выход на ровную часть ледника.

Прошли еще переход по леднику, на очередном привале по просьбе Андрея сделали чай.

IMG_1186. Подъем по леднику, на заднем плане Baintha Brakk, 7285м.

IMG_1187. Вид на ледопад правого борта «в профиль».

На следующем переходе вдоль ледопада правого борта пришлось немного полавировать вокруг трещин, являющихся продолжением ледопада, но проблем это не вызвало.

IMG_1188. Левый приток из цирка к северу от пика Dongbar.

DSC_8271. Вид вниз по леднику Biafo.

IMG_1189. Пик Dongbar, 6282м.

IMG_1190-IMG_1195. Вид вверх по леднику Biafo.

IMG_1196. Пик Bullah, 6294м и пик 5860 (по центру).

IMG_1197. Пик Gama Sokha Lumba, 6281м.

DSC_8276. Цирк пика Gama Sokha Lumba.

IMG_1199. Цирк пика Gama Sokha Lumba, южная часть (скальный пик слева - Mango Brakk, 5355м).

Следующие два перехода выше ледопада были комфортными соотносительно чистым льдом и плавным набором высоты.

IMG_1201. Камни на леднике.

IMG_1203. Пик Sokha Lumbu, 5601м (в правой части кадра).

IMG_1204-IMG_1208. Панорама правого борта ледника Biafo (вид вверх по леднику от пика Sokha Lumbu)

После седьмого перехода на леднике опять начинаются трещины, и мы смещаемся вправо по ходу, перебираясь через одну из центральных морен на следующую полосу относительно чистого льда. В 11:50 остановились на обед, вышли после обеда в 13:10.

IMG_1209. Пик 5400 к югу от пика Sokha Lumbu (на переднем плане – отрог Sokha Lumbu).

IMG_1210. Пик Hoh Bluk, 5364м (в правой части кадра).

IMG_1211. Приток левого борта, последний (при движении на север) перед большим цирком Latok. На привале после первого послеобеденного перехода температура +10, встречный ветер 7-8 м/с.

IMG_1213-IMG_1215. Северный цирк пика Sokha Lumbu и южный цирк пика Hoh Bluk.

IMG_1216. Южный цирк пика Hoh Bluk, по центру пик Tongo, 5904м.

IMG_1217-IMG_1219. Цирк пика Ghur, 5794м (в правой части кадра), слева на переднем плане – зеленый отрог пика Hoh Bluk, по центру безымянный пик, отделяющий цирк Ghur от северного цирка Hoh Bluk.

IMG_1220. Вид в направлении стоянки Baintha, на заднем плане северная часть массива Latok.

После третьего перехода пришлось делать разведку. Проблема была том, что положение стоянки Baintha по фотографиям и рассказам в интернете нам было известно весьма приблизительно. Наш же гид вскоре после выхода на ледник убежал вперед вместе с караваном лошадей и потерялся. С нами оставался только личный портер гида Али, который «путался в показаниях» по поводу места ночевки.

DSC_8292. Устье ледника из цирков Latok Baintha Brakk и районы стоянок Naporo (левее центра кадра) и Baintha (за правым краем кадра).

Али в качестве стоянки называл нам то морены ниже левого притока, то морены выше притока. Так как по спутниковым снимкам мы знали, что и там, и там должны быть карманы с местами под палатки, а времени было только 3 часа дня, то мы решили идти к дальним (верхним) стоянкам. Позже (после расспросов гида на следующий день) выяснилось, что верхние стоянки, куда мы пошли, называются Naporo.

DSC_8296. Зона разломов напротив впадения левого притока.

Следующий короткий переход мы шли в направлении стоянок, затем пересекли еще один моренный вал и следующий переход шли в 100-200м от края ледника.

DSC_8298. Перевал между пиками Latok III, 6949м (слева) и Latok V, 6190м.

DSC_8299. Разломы напротив стоянки Naporo, на заднем плане устье ледника из цирков Latok Baintha Brakk.

IMG_1221. Путь через разломы к борту ледника.

Первая разведка поиска пути через лабиринт разломов, ледовых гребней и озер в мульдах результата не дала. Мы прошли немного выше точки слияния ледника Biafo и его левого притока и провели еще одну разведку, которая оказалась более успешной. За один переход зону разломов преодолеть не удалось, посреди нее сделали очередной привал.

IMG_1222. Стоянка Naporo (у дальнего края озера).

За восьмой после обеда переход приходим, наконец, в 17:55 на стоянку Naporo. Это карман морены с озером у небольшого осыпного выноса Стоянки у северного края озера на траве. Ручья нет, воду брали из озера. Вдоль края воды песчаный «пляж», вода теплая, купались. Гид с караваном так и не нашлись (как потом выяснилось, они остановились на стоянке Baintha). В итоге они оказались без печки для готовки еды (которая была у портера гида Али), а Али оказался без еды (но мы с ним, конечно, поделились ужином).

ЧХВ – 6 часов 55 минут. Этот день, как и предыдущий, получился напряженным, в этот раз за счет длительного ходового дня и большого километража.

8августа

IMG_2707. Стоянка Naporo.

Во время первого перехода мы сначала прошли вверх вдоль ледника по карману морены, а затем, когда уперлись в следующее озеро, поднялись на боковую морену и продолжили движение по ней.

DSC_8310. Левобережная боковая морена выше стоянки Naporo, вид вниз по леднику.

IMG_1223. Левобережная боковая морена выше стоянки Naporo, вид вверх по леднику.

DSC_8312. Выход на ледник через зону боковых разломов.

К сожалению, на середине второго перехода приятный путь по гребню морены закончился из-за того, что она оказалась перегорожена скальным гребешком. Нам пришлось выходить на ровную часть ледника через уже традиционную зону разломов. Во время следующего перехода начался слабый дождь, на 5 минут остановились, чтобы надеть куртки. Шли этот и следующий переход под дождем.

DSC_8313. Вид на южный цирк пика Ghur.

DSC_8315. Перевалы в южной части южного цирк пика Ghur.

DSC_8317. Пик Hoh Bluk, 5364м (в левой части кадра).

На пятом переходе сначала выглянуло солнце, потом опять пошел дождь (в этот раз с мелким градом), но в конце перехода погода все-таки наладилась. Во время следующего перехода мы прошли зону открытых трещин, потребовавшую некоторого маневрирования.

DSC_8323. Восточный отрог пика Ghur.

IMG_1225. Район стоянки Marpogoro (точное место стоянки нам, к сожалению, неизвестно).

IMG_1226. Восточный отрог безымянного пика между пиками Pamshe и Sosbun Brakk.

Седьмой переход прошел по ровному, чуть набирающему высоту, ледовому полю, трещины были маленькие, и их почти не приходилось обходить. В конце перехода в 11:55 остановились на обед. Во время обеда мы увидели вдалеке наш караван из лошадей и портеров. Двое остались дожидаться караван, чтобы сообщить гиду о наших планах (дойти до стоянки Kargoporo), остальные вышли с места обеда в 13:15.

IMG_1227. Цирк к северу от пика Uzun Brakk.

DSC_8329. Цирк к северу от пика Ghur.

Первый послеобеденный переход получился длинным (на 1 час) из-за того, что во время него началась гроза, и нам не хотелось останавливаться под дождем.

IMG_1228. Скальные башни пика Uzun Brakk, 6422м и массива к югу от него.

IMG_1229. Скальный зуб в отроге, ограничивающем с севера цирк Uzun Brakk.

Во время второго перехода наконец-то появилось солнце. Проходим мимо впечатляющих скальных башен вдоль левого борта ледника.

IMG_1231. Безымянный двойной пик в восточном отроке пика Ghur (сам Ghur – снежная вершина справа на заднем плане).

IMG_1233. Следующий к северу цирк после цирка пика Uzun Brakk.

IMG_1234. Перевал в южном плече пика Sosbun Brakk.

IMG_1235. Следующий к северу цирк после цирка пика Uzun Brakk.

IMG_1236. Самый северный ледник из левых притоков ледника Biafo. Следующие два перехода прошли в плавном наборе высоты по леднику.

IMG_1237. Перевал Sokha La крупным планом.

DSC_8340. Перевал Sokha La и пик Sosbun Brakk, 6413м слева от него.

За пятый после обеда переход мы подошли в район перевала Sokha La, который был запасным вариантом к нашему крайнему перевалу в походе.

DSC_8341. Движение к стоянке Kargoporo (левее осыпного гребня в самой правой части кадра).

Показался район стоянки Kargoporo на левобережной морене ледника Biafo. Последний переход до стоянки прошел в маневрировании между большими открытыми трещинами и замусоренному камнями краю ледника. Сразу после прихода на стоянку начался дождь с градом.

Стоянка представляет собой набор ровных площадок между больших камней на гребне морены. Одну из наших палаток мы поставили прямо на плоской верхушке огромного камня. Стоянка несколько замусорена предыдущими экспедициями, после возвращения на стоянку в конце основного кольца маршрута мы попытались собрать и сжечь хотя бы часть из этого мусора. Вода есть в озерце на леднике в десятке метров ниже уровня стоянки. Вид стоянки Kargoporo можно посмотреть на фото DSC_8664 в описании перевала Крузенштерна.

ЧХВ - 6 часов 55 минут, день также получился весьма напряженным.

Итоги

Всего подъем по леднику Biafo занял 3.5 дня (22 часа ЧХВ). Длина этого участка маршрута составила 57км (без учета коэффициента 1.2), суммарный набор высоты – 2700м. Прохождение этого участка быстрее наших 3,5 дней достаточно проблематично, а при отсутствии портеров должно занять 4.5-5 дней.

Продолжение. Часть 2 здесь

Продолжение. Часть 3 здесь

Продолжение. Часть 4 здесь


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2019 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100