Автор: Максим Шакиров, г. Москва
Фото: Владимир Копылов, г. Москва

Проект “Новый год на абсолютных вершинах континентов, стран и горных массивов Земли».

2001 год - Эльбрус

Это по-настоящему полезно, потому что красиво…
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери

Автор проекта - Максим Шакиров

Днем рождения проекта можно считать 28 ноября 1998 года. Именно в тот день я получил в Российском Авторском Обществе свидетельство о регистрации проекта за № 3297. А началось все с того, что надвигалось Время смены эпох и мне захотелось встретить его в подобающем такому событию Пространстве. Захотелось посмотреть, показать и рассказать людям про последний Закат XX века и первый Восход Солнца в новом тысячелетии. В общем, слова из песни Визбора «…я видел воочию Пространство и Время…» хотелось произнести от первого лица.

Пространством была выбрана Западная вершина Эльбруса (5642 м) - высшая точка Европы и России, в ее нынешних границах. Ну а Время само выбрало нас – Миллениум.

Пять лет подряд - 2001-й – Эльбрус (5 642 м. Европа), 2002-ой – Монблан (4 807 м. Альпы), 2003-ий – Килиманджаро (5 895 м. Африка), 2004-ый – Аконкагуа (6 962 м. Южная Америка) и 2005-й - Фудзияма (3 776 м. Япония) в первый день наступившего года мы стоим на вершине.

С каждым годом я все больше и больше удивляюсь и радуюсь только одному обстоятельству – горы пускают нас к себе, а Он дает нам погоду и силы добраться до вершины и спуститься вниз. Спасибо, Господи!

Состав Команды: Владимир Копылов, Александр Коваль, Юрий Савельев, Сергей Ларин, Игорь Череску, Петр Крауш, Михаил Туркевич младший, Максим Шакиров.

Вершина: подъем – в 23 часа 31 декабря 2000 года, начало спуска в 01час 01 января 2001 года (время московское).

Основная цель проекта – не просто побывать в Новогоднюю ночь у Эльбруса в гостях, но еще и отснять, и (желательно в режиме реального времени), показать с его вершины, всем телезрителям и пользователям сети Internet, кадры последнего заката уходящего века и первого восхода солнца наступающего тысячелетия, которое, по мнению многих специалистов, станет эпохой информационного общения.

Восход солнца от хижины спасателей (4200 м)
26.12.2000.
Для выполнения столь сложной задачи была создана команда, в состав которой вошли: «Снежный барс» Александр Коваль, мастер спорта по альпинизму Юрий Савельев, кандидат в мастера спорта Сергей Ларин, высотный оператор Владимир Копылов, оператор Михаил Туркевич - младший, радист Петр Крауш и я. В Приэльбрусье к нашему дружному коллективу присоединился командир Шхельдинского отряда Эльбрусской ПСС МЧС России Игорь Череску.

27 декабря 2000 года, после 12-ти дневной «пахоты», нашей командой был установлен штурмовой лагерь на седловине Эльбруса (правда, необычно звучит?), в который были занесены помимо предметов жизнеобеспечения съемочная аппаратура и спутниковый терминал. Спустившись для короткого отдыха вниз, в «Логово» гостеприимной Фатимы, 30 декабря мы снова поднялись на Седло.

Восход солнца с высоты скал Пастухова
27.12.2000. До нового тысячелетия
осталось несколько дней.
На этот раз нас было четверо: Командор (Череску), Серега Ларин, Юра Савельев и я.

Утром 31 декабря Командор с Серегой поднялись на вершину, отметив вешками маршрут ночного штурма. Я за это время связался с Москвой и передал сюжет на НТВ. К вечеру на Седло стал подтягиваться альпинистский люд – мысль встретить тысячелетие на Эльбрусе «сидела», видимо, не только в наших больных головах…

31 декабря 2000 года, 23 часа по московскому времени. Под ногами нашей четверки 5 642 метра. Холодно(-25) и влажно одновременно. Вершину накрывает снежный заряд, пытаясь сдуть нас в сторону Кюкюртлю. Но мы не обращаем внимание на «развеселившуюся» стихию и занимаемся своим делом: устанавливаем елочку, наряженную флагами европейских стран, устанавливаем Государственный Флаг России, заряжаем 100-миллиметровую пластиковую пушку фейерверком, специально, по такому поводу, поднятому наверх…

23 часа 55 минут по Москве. «…В рюмочках коньяк налит, радость на лице…» это про каждого из нас, вот только лица видны плохо – покрыты изморозью.

В видоискатель 900-ой Соньки я крупным планом беру циферблат часов известной швейцарской фирмы, в свое время изготовившей специальный хронометр для путешествия на «Кон Тики» Туру Хейердалу… До конца второго тысячелетия остается четыре секунды, три, две, одна… У-р-р-р-а-а-а!!!

Закусив окаменевшим на холоде шоколадом, и отсалютовав наступившему веку, в 1 час 30минут 1 января 2001 года мы стали спускаться на Седло, к нашей палатке. В двадцати метрах от вершины встретили четверку альпинистов из Питера. Сбившись с пути, ребята не успели подняться на вершину к Новому году, и теперь наверстывали упущенное…

Первый день 2001-го удался на славу. Какой-то бодрый и чистый рассвет, и, погода, которая даже для лета редкость в этих местах. Кто-нибудь, из ходивших на Эльбрус, может припомнить полнейший штиль на Седле?

Новогоднее восхождение на Эльбрус, после тщательной экспертной проверки, занесено в Книгу рекордов России и отмечено в THE AMERICAN ALPINE JORNAL за 2001-й год. О нашей экспедиции было сделано несколько телевизионных сюжетов.

После такого интереса к нашей деятельности команда решила продолжить начатое.

Вид с Восточной вершины Эльбруса на запад, снятый на восходе солнца за два дня до наступления нового
тысячелетия - Миллениума - 29 декабря 2000 года

Для Максима Шакирова

Проект Замечательный! Хотелось бы встретиться, тк Я живу в Климовске. Снежный Барс. В прошлом году был на Аконкагуа. Получилось 10 дней из Москвы до Вершины. С Нидо де Кондорос 7 часов туда обратно, тк спуск сразу на Нидо с косой тропы. К сожалению на вершине были одни с флагом, тк вышедших с Берлина обогнали часа на 2. Ларин там был с командой Альпинд. Если нетрудно напиши что нибудь на Е-mail VovaKruger@mail.ru. Тел 89032711143

для Максима Шакирова

Максим,рад за тебя! Если помнишь, это Дима Чубко, Эльбрусиада, МО ПВО, сосед по номеру, вместе ходили на Западную. Какая нужна помощь? Звони 89629034388, пиши ChubkoD@mail.ru. А вообще, хотелось бы встретиться.