Горы мира > Памир >

Автор: О.Силин (клуб “Traverss”, Riga)
Фото: В.Силениекс (V.Silenieks)

Про Латвию

Вид на Заалайский хребет
Идея совершить восхождение на пик Латвия (6218м.) возникла довольно давно, в 2000-м году, при подготовке к поездке на пик Ленина, но потребовалось 5 лет, чтобы подойти вплотную к реализации проекта.

Восхождение не носило политический или популистский характер. Как не носило политический или популистский характер и первое восхождение на эту, тогда еще безымянную вершину, под руководством Иманта Эгбертса в далеком 1960 году. Первовосходители, пользуясь своим правом первопроходцев, назвали эту гору именно Латвия. И не их вина, что в справочники она вошла как Советская Латвия. Так что оставим на совести тех, кто хочет придать политический оттенок и нашему восхождению, рассуждения о правомочности «переименования».

Реализация проекта стала возможна в рамках проекта «777» («три семерки») – восхождение на три семитысячника бывшего СССР за один сезон. Для восполнения скудной информации по району и маршруту восхождения на пик Латвия обязательно нужно было встретиться с первопроходцами, изучить историю первого восхождения, узнать из уст ветеранов, как всё проходило тогда, в их время, как они готовились к своему восхождению.

Ведь, по сути, тогда это была первая в истории Латвии самостоятельная высотная экспедиция на Памир. До этого латвийские альпинисты совершали в основном технические восхождения на Кавказе, Памиро-Алае. И вот, наконец-то, - Памир.

Посмотрев на пожелтевшие от времени материалы того времени, на выполненные от руки рисунки, и прочитав технический отчет, решили, что идти надо точно. Показалось очень странным, что столь значимое событие в истории Латвии осталось забытым на 45 лет. Эстонские альпинисты нашли возможность посетить свою вершину трижды за этот период (пик Эстония, 6211м., находится рядом и его отделяет от Латвии седловина перевала Советской Латвии), а покорен он был в том же 1960 году.

Панорама Заалайского хребта
Ну, а раз решение принято, то встает вопрос о маршруте. Нашей команде показалось интересным проложить на пик Латвия новый маршрут. Маршрут первопроходцев с юга, с ледника Октябрьский, технически не очень сложен, но в данный момент надо иметь в виду, что пик Латвия стоит в Заалайском хребте как раз на самой границе между Киргизстаном и республикой Таджикистан, и пересечение границы между этими суверенными государствами весьма проблематично.

В принципе, если задаться целью, то попасть в район л. Октябрьский можно, нужно только потратить кучу времени на оформление пропусков в приграничные районы Чон-Алайский (Киргизия) и Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Причем все эти документы нужно иметь при себе в оригинальном виде. Учитывая, что заезжать, скорее всего, придется по памирскому тракту, то получить оригинальные документы из Душанбе на пропускном пункте Бардоба будет очень сложно, учитывая отдаленность региона и очень редкий транспорт.

Поэтому мы решили использовать в качестве базы лагерь Ачик-таш под пиком Ленина, где у нас остались хорошие знакомые и куда довольно просто добраться из Оша, и нет проблем с пересечением границы. Правда, чтобы подойти под маршрут из долины Ачик-Таша, нужно пройти связку перевалов Золотой телёнок (2А4700)+Зап. Мир (2А4800) поскольку пик Латвия отделен от Ачик-Таша мощным отрогом Заалайского хребта от п. Спартак.

Вид на пик Латвия с ледника Корженевской
Естественно, что сразу начинать подъем в сторону Латвии без активной акклиматизации нельзя, командой была выбрана тактика адаптации к высоте на хорошо знакомом маршруте на пике Ленина. Сделали два выхода. Во время второго выхода поднялись на п. Раздельная 6194м. Только после этого, получив достаточную акклиматизацию, решаем стартовать в сторону Латвии.

При хорошей подготовке можно пройти связку перевалов, и спустится на л. Корженевского в течение одного ходового дня, но при этом придется идти по раскисшему снегу на седловинах и л. Перевальном, поэтому гораздо логичнее в один день подойти под пер. Золотой теленок, а утром по холодку пройти перевалы и быстро спустится по л. Перевальному на л. Корженевского.С этого места хорошо виден маршрут на п. Латвия.

От Заалайского хребта (прямо от п.Латвия) отходит С-В отрог, который заканчивается у слияния л. Безымянный с л.Корженевского. В сторону л. Корженевского этот отрог обрывается крутой стеной(60-70град.) с висячими ледниками и мощными снежными карнизами на гребне. Стена становится положе, если двигаться вверх по течению л. Корженевского, что мы и сделали. Перепад высоты между л. Корженевского и гребнем около 1000м.

Маршрут на п. Латвия

Подъем на гребень

Вид на вершину с гребня

Нам удалось найти оптимальный вариант подъема на гребень п. Латвия по сравнительно некрутым (45-55град.) ледовым склонам. Правда, пришлось повесить 30 перильных веревок до выхода на гребень. На склоне очень много ледовых разломов и сераков и, в принципе, в них можно найти места для палаток на случай непогоды.

Нужно отметить, что, в результате технической ошибки, на одной из карт место и высота п. Латвия указаны неправильно. На этой карте вершина расположена как раз в С-В гребне между настоящей Латвией и п. Челябинск (5285 м.) и высота обозначена как 5554 м.

На вершине пика Латвия
Даже теоретически сложно представить, что первопроходцы, которые поднимались с юга с л. Октябрьский после того, как поднялись на главную вершину, перевалили через неё и спустились на 500м. и прошли ещё 2 км по снежному гребню с карнизами, чтобы назвать Латвией довольно незначительное повышение гребня.

Поэтому будем считать это ошибкой картографов, тем более что в большинстве документов и в классификаторе маршрутов на горные вершины высота вершины составляет 6218м. и находится она в Заалайском хребте прямо на границе между Киргизией и Таджикистаном между вершинами Единства, 6640м., и Кызылагын, 6683м.

Сама вершина представляет собой большой пологий к западу снежный купол, от которого идет широкий снежный гребень сторону в. Эстония, на юго-восток такой же широкий снежный гребень в сторону п. Кызылагын.

Огромное количество снега, которое оседает на этих склонах, составляет зону питания л. Октябрьский.

Карта различных вариантов восхождения на п.Латвия
Hi-res
Памятный знак установлен на скальном выступе чуть ниже от высшей точки.

Кроме уже пройденных двух маршрутов на п. Латвия, есть ещё как минимум 3 логичных варианта подъема:
• подъем по ледовому склону прямо от слияния л. Корженевского с л. Безымянный на С-В гребень и далее траверс этого гребня через п. Челябинск и «ложную» Латвию к вершине, прим. 4А-4Б.
• подъем по л. Корженевского вверх до пер. Корженевского и далее траверс пиков Спартак, Единства и Эстония, 4Б-5А (этот вариант рассматривался нами в качестве запасного)
• подъем по л. Безымянный (правый приток л. Корженевского) и далее подъем по южному склону до выхода на С-В гребень и далее на вершину, 3Б.

Желаем будущим восходителям удачи и хорошей погоды.

Этот маршрут на пик Латвии с ледника Корженевского пройден в 1979 г.

Спасибо автору заметки. Но ради исторической справедливости отмечу, что этот маршрут на пик Латвии с ледника Корженевского пройден в 1979 году командой туристов, руководитель - Кормилец П.А. См. Отчёт о горном походе 6 к.с. Библ. МГЦКТ, N3507, 1979 А вот фото из этого отчета: http://www.turclubmai.ru/incl/req/view_img.php?id=3275