Автор: Максим Горинов, г.Казань

Отчет о пешеходном спортивном походе 6 к.с.по Восточному хребту полуострова Камчатка, совершенном с 12 по 31 августа 2018 года.

Краткие сведения о походе

Вид туризма: пешеходный

Категория сложности: шестая

Район похода: Камчатка, Восточный хребет (Валагинский и Ганальский)

Количество участников: 7 человек

Продолжительность маршрута: 20 ходовых дней

Протяженность маршрута: 258 км (63 км. сплав).

Перепад высот 15,9 км.

Нитка маршрута:

пос. Пущино - Пущинские источники - перевал Чак-Чак (2А, п/п) - траверс гг. 1346-1482 (1Б) - оз. Дальнее - траверс г. Ново-Бакенинг (1А, рад.) - пер. Рыжий (1А) - рад. восх. г. Бакенинг (1Б, рад.) - оз. Высокое - оз. Малое - р. Средняя Авача - Тимоновские источники - р. Тимоновка - пер. 4WD (1Б) - оз. Верхне- Авачинское - пер. Хищный (2Б, п/п) - пер. Кавычки (п/п) - траверс г. 1967 (1А) - пер. к оз. Медвежье (1Б п/п) - оз. Медвежье - рад. восх. г. Скалистая (1Б) - безымянный перевал в долину р. Кавыча (1Б) - рад. восх. г. 1811 (1А, п/п) - р. Кавыча - сплав по р. Кавыча (3 к.с.) до устья р. Бакуш - р. Кавыча - Шаромский мыс - 286 км. трассы Сокоч-Мильково.

Состав группы

4У Хребет Черского
3У Фанские горы

Варианты подъезда и выезда

На Камчатку можно попасть только по воздуху. При покупке билетов заранее (мы покупали в октябре) велик шанс воспользоваться субсидиями. На момент покупки перелет Аэрофлотом из Москвы в Елизово (Петропавловск- Камчатский) и обратно стоил всего 22000 руб. Из Петропавловска-Камчатского в сторону Мильково есть несколько автобусных рейсов в день, однако время их отправления не стыкуется с самолетом и билеты достаточно трудно приобрести. Гораздо удобнее перемещаться по району заказным транспортом. Мы пользовались услугами Родиона (+7 963 832-88-74). Помимо заброски к началу маршрута, он помог нам с закупкой снаряжения, запрещенного к провозу в самолете (фальшфейеры, газ). Отнесся ответственно, рекомендуем.

Изменения маршрута и их причины Заявленная нитка маршрута выглядела так:

пос. Пущино - Пущинские г/и - пер. ор. 2А - р. Прав. Камчатка - траверс гг. 1346-1482 (ор. 1Б) - оз. Дальнее - рад. выход влк. Ново-бакенинг (1А) - пер. Рыжий (1А) - рад. восх. влк. Бакенинг (1А) - оз. Высокое - оз. Костакан - р. Сред. Авача - Тимоновские г/и - пер. WD4 (1Б) - оз. Верхне-Авачинское - пер. ор. 2А - прав. ист. р. Кавыча - пер. ор. 2А - лев. ист. р. Кавыча - пер. 1Б - рад. восх. г. Скалистая (ор. 2А) - траверс г. 1967 (ор. 2А) - ист. р. Кавыча - траверс хр. Валагинский через в. Острая, 1441, 1323 (ор. 1Б) - рад. восх. г. Вулканическая (1А) - р. Кавыча - сплав по р. Кавыча до с. Мильково (3 к.с.)

Курсивом выделены измененные участки. В целом, удалось пройти большую часть заявленного маршрута без принципиальных изменений, однако были внесены следующие корректировки:

1. Отказ от посещения оз. Костакан по погодным условиям. Дело в том, что обход Малых озер проходит по крутому травянистому склону, по мокрой траве такой обход не безопасен. Вместо выхода к оз. Костакан от оз. Малого был пройден безымянный перевал в сторону р. Сред. Авача
  2. Изменение направления траверса г. 1967: траверс пройден от седловины перевала между истоками р. Кавычи (п/п, назван "Кавычки") к безымянному перевалу, ведущему к оз. Медвежье. Изменение обусловлено желанием более полно исследовать основной горный узел. При прохождении перевала "Кавычки" насквозь, как задумано, перспективный перевал от Медвежьего в истоки р. Кавыча остался бы в стороне.
  3. Отказ от прохождения траверса хребта Валагинский через в. Острая, 1441, 1323. Это изменение напрямую связано с предыдущим - из левого истока р. Кавычи, куда мы в итоге попали, траверс становился нелогичным. В целом траверс для исследования района никакой пользы бы не принес.
  4. Совершено не запланированное восхождение на г. 1811 из истоков р. Кавыча (1А, п/п). Причина - красивая, удобно расположенная гора и редкие для нашего похода погодные условия дали возможность посмотреть со стороны на пройденные хребты и перевалы.
  5. Завершение сплава выше с. Мильково и выход пешком по берегу к трассе. Причина изменения - река Кавыча после преодоления порожистого участка (Узкое Место) растекается на множество заваленных бревнами проток. В одной из таких проток был сильно порван катамаран. Принято решение уйти пешком вдоль берега к трассе Сокоч-Мильково по предусмотренному на такой случай запасному варианту.
Варианты аварийных выходов с маршрута

Населенные пункты и мобильная связь на маршруте отсутствуют. Аварийные выходы возможны либо по долине р. Правая Камчатка к трассе Сокоч- Мильково, либо в сторону Тимоновских горячих источников - там строится турбаза с вертолетной площадкой, имеется вездеходная дорога. К реке Кавыча имеется доступный для легкового транспорта подъезд в районе г. Шаромский мыс, на карте здесь обозначена изба (она есть, но в плохом состоянии).

Общая смысловая идея похода

Несмотря на всё многообразие природных зон нашей страны, найти интересный и удобный горный район довольно трудно. Особенно если упираешься в бюджет, размер отпуска и не можешь себе позволить месячную заброску на оленях или недельное ожидание попутного борта. После длительных поисков, мы остановились на центральной Камчатке. Вот причины, обосновывающие наш выбор:

1. Район доступен в течение суток из центральной России.
  2. Наличие субсидируемых авиарейсов и удобных подъездных путей к началу маршрута делают район едва ли не доступнее Алтая.
  3. Стык Валагинского и Ганальского хребтов - практически белое пятно на карте, во всяком случае в Интернете достоверной информации о районе не обнаружено. Это позволяет внести в маршрут элемент новизны.
  4. Большая часть группы уже бывала на полуострове и ходила стандартными маршрутами Мутновка - Налычево - Халактырка - Северные вулканы. Хотелось посмотреть другую Камчатку.

В итоге была поставлена задача: минимизировав время на подходы к горам, за три недели похода увидеть и описать максимально возможное количество перевалов и вершин. При построении нитки маршрута большое внимание было уделено запасным вариантам (гибкость), заложены обзорные траверсы и восхождения.

Краткая характеристика района путешествия

Камчатка - она разная. Приводим здесь только наши наблюдения. Итак, в августе на стыке Валагинского и Ганальского хребтов...

1. Погода. Вообще, август и сентябрь считаются на Камчатке самыми лучшими сезонами. Но не в этом году. За три недели нашего пребывания солнечных дней было зафиксировано всего шесть, прошлогодний снег в тени не растаял, зато выше 2000 начал выпадать свежий. Ночами нередко бывали заморозки, днем в среднем около +8-10 и дожди.
  2. Кровососущие. Комаров и мошки в этом районе было гораздо больше, чем, например, на южной Камчатке или на северной группе вулканов. В целом при наличии правильной одежды можно обойтись без репеллентов, но определенный дискомфорт присутствует. Репелленты помогают плохо.
  3. Рельеф. Горы удивляют обилием травянистых участков при достаточно крутых склонах. Осыпь встречается всех возможных типов, от пологих замшелых курумников до "троллейбусников" и мелких живых камней. На каждом склоне осыпь своя. Камнепады редки, но случаются. Лес, пригодный на дрова (в основном ольшаник и кедровый стланик), заканчивается на высоте 1000 м.н.у.м., но с учетом обилия дождей разведение костров не всегда целесообразно. Характерная особенность этой части Камчатки - очень высокая, зачастую выше роста, трава. Всякого рода шеломайник, папоротник, ивняк и шиповник растут во всех долинах и серьезно затрудняют перемещение. Местами выручают медвежьи тропы, но всё равно скорость перемещения по району редко превышает 1.5 км/ч.
  4. Животный мир. За поход видели 4-х медведей, двух в долине р. Кавыча и двух на трассе Сокоч-Мильково. Выход медведей на трассу - новый тренд на Камчатке. Некоторые нерадивые водители их подкармливают и тем самым поощряют тунеядство. На траверсах периодически встречались козьи тропы, но самих коз не видели. Мелкая живность - зайцы, евражки и всякого рода птицы в изобилии.
  5. Подножный корм. С грибами на маршруте было плохо - один раз удалось собрать подосиновиков и еще однажды встретилась колония опят. С ягодами еще хуже - не созрели. Скорее всего, специфика именно этого лета. Рыбалка хорошая, клюет голец. Наловить рыбы удалось на Средней Аваче, на озерах Верхне-Авачинском и Медвежьем, и, разумеется, во время сплава по Кавыче. В озере Дальнем голец мелкий и не клюет.
График движения
Дата № дня Маршрут Расст.-е(км) Ходовое время Перепад высот
+ -
12.08 1 Пущино - Пущинские г/и 9 2:20
13.08 2 Пущинские г/и - ист. р. Кашкан 7 3:45 500
14.08 3 - пер. Чак-Чак (2А,п/п) - пр. ист. р. Пр. Камчатка 6 5:20 400 600
15.08 4 Камчатка - траверс гг. 1346-1482(1Б) - оз. Дальнее 9 7:40 600 500
16.08 5 траверс влк. Ново-Бакенинг (1А) -оз. Сусличье - оз. Дальнее 15 6:35 500 500
17.08 6 - пер. Рыжий (1А) - рад. восх. влк.Бакенинг (1Б) 14 8:30 1300 800
18.08 7 пер. Рыжий - оз. Высокое - оз.Малое - пер. в долину р. Сред. Авача (н/к) - р. Сред. Авача 18 8:20 1000
19.08 8 р. Сред. Авача - р. Тимоновская -Тимоновские г/и 14 4:00
20.08 9 - исток р. Тимоновка 8 6:40 500
21.08 10 - пер. 4wd (1Б) - оз. Верхне- Авачинское - подход под пер.Хищный 12 5:50 600 700
22.08 11 перевал Хищный (2Б, п/п) - пр.ист. р. Кавыча 8 8:40 500 400
23.08 12 - пер. Кавычки (п/п) - траверс г. 1967 (1А) - пер. к оз. Медвежье(1Б, п/п) - оз. Медвежье. 10 6:10 800 1000
24.08 13 Рад. восх. г. Скалистая (1Б) 8 6:40 1100 1100
25.08 14 оз. Медвежье - пер. в лев. ист. р. Кавыча (1Б) - рад. восх. г. 1811 (1А) 10 7:10 1100 700
26.08 15 Ле. ист. р. Кавыча - слияние истоков р. Кавыча 14 6:20 700
27.08 16 - устье р. Крохолевая 10 7:20
28.08 17 сплав по р. Кавыча до устья р.Ольховая 30 5:40
29.08 18 сплав по р. Кавыча до р. Бакуш 33 4:10
30.08 19 устье р. Бакуш - г. Шаромский Мыс. 9 5:45
31.08 20 - изба - трасса Сокоч-Мильково 14 4:30
Техническое описание

День 1 (12.08).

Маршрут: Пущино - Пущинские горячие источники Расстояние: 9 км.

Ходовое время: 2:20

Перепад высот:

Дорога от Петропавловска-Камчатского до Мильково теперь полностью заасфальтирована (может, асфальт есть и дальше, не проверяли). Казалось бы - большое преимущество, но оно сослужило нам плохую службу. Рассчитывая на асфальт, наш водитель выехал в путь без запаски, и, конечно, пробил колесо. В тридцати километрах от точки старта. На ожидание колеса и его замену ушло драгоценных четыре часа светового времени. В качестве компенсации водитель предложил подвезти нас насколько возможно в сторону источников. Проехать удалось около 8-ми километров, дальше по раскисшей дороге ехать не решились. Оставшиеся до источников девять километров шли пешком чуть более 2-х часов. Дорога разбитая, много луж, но идти вполне комфортно. На источники пришли уже в глубоких сумерках.

Источники облагороженные и представляют из себя два бассейна с наполнением из скважины, температура воды около 45 град. Вокруг домики оборонно-спортивного лагеря "Звезда", есть постоянно проживающий сторож. Сколько стоит проживание в этих домиках, не уточняли, по случаю отсутствия других посетителей удалось заселиться бесплатно. Купались и ужинали уже ночью.

На трассе Сокоч-Мильково. Медведь в ожидании подачки.

Подходы к Пущинским источникам. Виден массив г. Кашкан

Главная ванна Пущинских источников (фотография сделана утром)

День 2 (13.08).

Маршрут: Пущинские горячие источники - исток р. Кашкан Расстояние: 7 км.

Ходовое время: 3:45

Перепад высот: +500

Ранним утром выдвигаемся вверх к истоку р. Кашкан. Первый километр весьма помогла тропа, закончившаяся у верхних маломощных выходов термальных вод. Дальше следовал небольшой участок через прибрежные заросли и в русле появились удобные для передвижения снежники. На границе леса русло Кашкана сужается, образуя небольшой каньон. В снежнике разрыв - небольшой водопад, перелезать не безопасно. По крутому травянистому склону вылезаем на левый по ходу движения борт долины и идем над рекой. Вскоре лес кончился и открылся наш перевал. Седловина перевала не выраженная, весь путь наверх изрезан скальными выходами и полочками, как идти пока не понятно. В этот момент выяснилось, что акклиматизироваться в новом часовом поясе удалось не всем - сказался 9-ти часовой перелет, тяжелая заброска и отсутствие достаточного количества сна. Идется плохо. Решаем на неизвестный перевал в таком состоянии не лезть, а только подойти поближе и разведать путь подъема, по возможности провесив веревки, где это потребуется. Через час встаем на ночевку в самом истоке реки Кашкан, откуда виден перевал Кашкан в долину реки Денохонок и явно читается путь к нашей, пока безымянной, седловине.

При ближайшем рассмотрении стало понятно, что основную сложность представляет прохождение нижнего скального пояса, дальше следует пологий травянистый склон и верхний перевальный взлет со снежниками и скальными выходами, которые легко можно обойти по осыпям.

Налегке за час провешиваем две веревки по 50 метров - первую в осыпном кулуаре, прорезающем скальный пояс (крутизна до 50 град., есть маленькие участки разрушенных скал, крепление за скалу) и вторую вправо вверх по травянистой полке и разрушенным скалам до выполаживания (крутизна около 50 град., крепление за куст стланика). Участок этот достаточно просто проходится без рюкзаков, но в полной выкладке и на спуск лучше подстраховаться перилами. Скальный пояс в принципе можно обойти справа по ходу движения, но после потребуется длинный траверс по крутому травянистому склону над скалами, безопасность такого обхода сомнительна.

Подъем вдоль р. Кашкан

Обход каньона в истоках р. Кашкан

Верховья р. Кашкан и перевал Чак-Чак. Обозначен путь подъема.

День 3 (14.08).

Маршрут: исток р. Кашкан - пер. Чак-Чак (2А, п/п) - пр. ист. р. Прав. Камчатка Расстояние: 6 км.

Ходовое время: 5:20

Перепад высот:+400/-600

К утру горы затянуло облаками, но не в глухую, видимость переменная. На жумарах поднимаемся по провешенным с вечера перилам и уходим по травянистому склону левее, чуть выше седловины перевала. Травянистый склон приводит непосредственно под взлет, в этой точке можно по осыпи (около 40 град.) легко обойти снежник. Выходим на пологий травянистый гребень и спускаемся к седловине. Здесь складываем тур, оставляем записку. За изрезанность решено назвать перевал Чак-Чак.

Спуск с перевала начинаем строго вниз от седловины сперва по крутому (35- 40 град.) травянистому склону, затем по такому же крутому осыпному кулуару между скальными выходами. Кулуар прерывается скальной пробкой. Предпринимаем разведку соседнего кулуара (слева) - в него можно перейти траверсом осыпного контрфорса (крутизна около 45 град.). Этот кулуар производит более приятное впечатление - он круче (около 45 град.), но зато скальных пробок в нем нет. Как выяснилось впоследствии, выбранный нами кулуар является наиболее удобным для спуска и подъема на перевал, все остальные требуют навешивания перил. Сложность перевала в совокупности оцениваем как 2А, определяющая сторона в долину р. Кашкан.

В нижней части перевала травянистый склон, в траве скрыты камни, перемещаться неудобно, но достаточно полого.

Чем ниже, тем выше становится трава, появляется шеломайник и ольшаник. Идти удобнее всего вдоль русла Правой Камчатки, постоянно переходя с берега на берег. Доходим до точки подъема на завтрашний траверс (крутой протяженный участок средней осыпи, травы на склоне нет) и там встаем на ночлег. Поляна ровная, дров мало, вода в ручье.

Нижний скальный пояс перевала Чак-Чак

Подъем на перевал Чак-Чак. Первая веревка

Подъем на перевал Чак-Чак. Вторая веревка.

Выход к перевальному седлу

Седловина перевала.

Спуск с перевала Чак-Чак: смена кулуара

Нижняя часть спуска с перевала.

День 4 (15.08).

Маршрут: пр. ист. р. Прав. Камчатка - траверс гг. 1346-1482 (1Б) - оз. Дальнее Расстояние: 9 км.

Ходовое время: 7:40

Перепад высот: +600/-500

Видимость всё так же переменная с тенденцией к ухудшению, но путь траверса в целом видно. Дождя нет. С самого утра затяжной подъем на 400 м. по крутой, около 40 град., и живой средней осыпи. По всему склону до самого гребня крутизна практически равномерная. Подъем заканчивается пологим травянистым гребнем, на котором местами встречаются кусты кедрового стланика. Вдоль гребня идет козья тропа. Эта, верхняя, часть траверса трудностей не представляет. В разрывах облаков удается разглядеть перевалы слева и справа от горы 1482. Слева - низкий перевал категории не выше 1А, справа высокий перевал 1Б, с определяющей стороной в Прав. Камчатку. Вершина г. 1482 - пологая травянистая площадка, нет даже камней чтобы сложить тур. С вершины видно озеро Дальнее, спускаемся к нему по травянистому склону крутизной на отдельных участках до 35 град., в траве, как всегда, камни. Травянистый склон приводит в сомнительного вида кулуар, на выходе из которого скальная пробка, обходим её по левому борту.

К озеру выходим по высокотравью с небольшими вкраплениями ивняка. В месте впадения реки устраиваем обед, в основном с целью рыбалки. Дрова - кедровый стланик, рыбалки нет. Голец в озере мелкий и блесной не интересуется, вероятно, потому, что озеро бессточное.

После обеда под дождем обходим озеро против часовой стрелки. Местами встречается тропа. Обход крайне неприятный - крутые берега, поросшие высокой травой и разнообразными стланиками. На прохождение двух километров вдоль озера уходит 4 часа. Если бы знать заранее, что это будет так тяжело, продолжили бы траверс до вершины 1542 - по гребню идется не в пример легче.

На ночлег встаем на юго-западной оконечности озера. Поляна не очень удобная

- за водой приходится около 50-ти метров спускаться (и подниматься) по курумнику. Тем не менее дрова в стланике есть, есть и ровные места под палатки.

Вид на путь подъема на г. 1346

Подъем на г. 1346

средняя часть подъема на г. 1346

Траверс г. 1346

гребень между гг 1346 и 1482

вид на гребень в сторону г.1346

Спуск с г. 1482 к оз. Дальнее

Нижняя часть спуска

Вид на перевал между гг 1482 и 1551 (ориентировочно 1А)

Вид на перевал между гг 1482 и 1542 (ориентировочно 1Б)

День 5 (16.08).

Маршрут: траверс влк. Ново-Бакенинг (1А) - оз. Сусличье - оз. Дальнее Расстояние: 15 км.

Ходовое время: 6:35

Перепад высот: +500/-500

Видимость опять ниже среднего, временами небольшой дождь. Ранним утром выходим на траверс вулкана Ново-Бакенинг. Цель - залезть на вершину, разведать безымянный перевал к озеру Медвежье и уточнить наличие троп.

Вулканическое плато под Ново-Бакенингом в реальности выглядит хуже, чем на карте. В районе озера Дальнее приходится петлять между поросшими стлаником холмами. Дальше легче - от вулкана через плато тянутся глубокие борозды, внутри них снежники, идти достаточно приятно. По одной из таких борозд подходим непосредственно под Ново-Бакенинг. Подъем отсюда на вершину легче и быстрее, но наша задача еще и посмотреть на перевал, расположенный севернее. По осыпи и снежникам обходим вулкан по часовой стрелке и оказываемся на перевале. Седловина перевала широкая, в сторону Медвежьего травянисто-осыпной склон крутизной 25-30 град. Категория сложности перевала 1А. Этот перевал вполне можно рассматривать как возможный путь от озера Дальнего к озеру Медвежье, на подходах к Медвежьему стлаников будет меньше, чем при спуске с соседнего Майского.

От перевала к вершине Ново-Бакенинга короткий, но крутой (35-40 град.) осыпной взлет. Осыпь средняя и крупная, живая. Подъем без рюкзаков трудностей не вызывает. Вершина представляет собой кромку разрушенного кратера, много интересных останцев. С вершины снимаем записку от 2006 г. группы туристов из Елизово.

В сторону перевала Майский склон положе, крутизна около 30-ти град. Средняя осыпь и трава. На саму седловину перевала не спускаемся, а плавно сбрасываем в очередную борозду, которая приводит нас к оз. Сусличье. От оз. Сусличье через всё плато и вниз по долине р. Правая Камчатка идет хорошо набитая тропа. В порядке разведки идем по тропе, примечая отвороты. Отмечаем слабую тропку в сторону перевала Рыжий - воспользуемся ей завтра. На повороте к оз. Дальнее хороший оборудованный бивак на ручье, он является главным ориентиром. От бивака выходим к ручью и поднимаемся на плато сначала по его правому (орографически) берегу, потом по слабой тропе. С плато по тропе очевидный спуск к оз. Дальнее, заблудиться трудно. Ночуем на той же поляне.

Подход по плато к влк. Ново-Бакенинг

Движение по "борозде"

Верхняя часть подъема на безымянный перевал к северу от Ново-Бакенинга

Вид с перевала в сторону оз. Медвежье

Подъем на влк. Ново-Бакенинг от седловины безымянного перевала

На вершине Ново-Бакенинга

Верхняя часть спуска с Ново-Бакенинга в сторону пер. Майский

Спуск по снежнику

оз. Сусличье. От него видна тропа в долину Пр. Камчатки

День 6 (17.08).

Маршрут: оз. Дальнее - пер. Рыжий (1А) - рад. восх. влк. Бакенинг (1Б)

Расстояние: 14 км.

Ходовое время: 8:30

Перепад высот: +1300/-800

Видимость становится еще хуже, облака зацепились чуть выше километра. Выдвигаемся по разведанной с вечера тропе и через полтора часа сворачиваем на примеченную тропку в сторону перевала Рыжий. Тропа оказывается обманной - уходит по ручью восточнее, в направлении на вершину Бакенинга. Сворачиваем с тропы и без набора высоты траверсируем ряд увалов, чтобы попасть в ручей, направление которого максимально совпадает с нужным. Такой ручей вскоре нашелся, он не выводит непосредственно к седловине перевала, но забит снегом и позволяет удобно набрать высоту в обход стлаников. В самой верхней части подъема уходим вправо на травянистый гребень, выводящий к самой седловине перевала. Седловина перевала широкая и пригодна для ночевки - есть ровные площадки и ручей. Решаем ночевать здесь.

Оцениваем погоду на пригодность для восхождения: видимость около 200 м., дождя и ветра нет. Решаем, что можно попробовать подняться. Ударной группой восходителей вчетвером (Горинов, Загидуллин, Башкиров и Костюнин) выходим по пологой средней осыпи и траве на мелкоосыпной гребень, сложенный камнями вулканического происхождения. По гребню идет хорошо читаемая тропа, идти не сложно, крутизна вдоль гребня не превышает 25-30 град. Начиная с высоты 1900 неожиданно появляется свежий снег. Чем выше, поднимаемся, тем больше снега - ближе к вершине его уже около 30 см., приходится тропить.

Начиная от высоты 2000 м. крутизна подъема резко возрастает до 40-45 град., на гребне появляются скалы. Тропа теряется под снегом (а может, ее тут и нет). Поднимаемся по крутой средней осыпи вдоль гребня, оставляя скалы по правую руку. Два раза приходится перелезать через небольшие скальные выходы высотой 2-3 м. Особую сложность представляют не растаявшие с прошлого года снежники - пересекаем их на три такта. На преодоление верхних

300 м. уходит целый час. Сложность восхождения в наших условиях

(прошлогодний снег) - 1Б.

На вершине разрушенный тригопункт, видимости нет. Спускаемся по пути подъема, опять целый час уходит на прохождение верхнего участка. Общее время, затраченное на восхождение от перевала Рыжий - 5 часов (3 на подъем и 2 на спуск).

Подход под пер. Рыжий

Верхняя часть подъема на пер. Рыжий

Пригодная для ночевки площадка на седловине пер. Рыжий

Подъем на гребень вулкана Бакенинг

Тропа по гребню. Первый снег.

Движение вдоль скальных выходов на гребне Бакенинга

Подъем по прошлогоднему снежнику, присыпанному свежим снегом

Сломанный тригопункт на вершине Бакенинга

День 7 (18.08).

Маршрут: пер. Рыжий - оз. Высокое - оз. Малое - безымянный перевал в долину р. Сред. Авача (н/к) - р. Сред. Авача

Расстояние: 18 км.

Ходовое время: 8:20

Перепад высот: -1000

В тумане спускаемся с перевала к озеру Высокое. Спуск - мелкая осыпь вулканического происхождения, цвет, действительно, рыжий. Крутизна около 30 град., это определяющая сторона.

От Высокого поднимаемся на пологий водораздел, ведущий к северной оконечности озера Малого. Видно, что обходить озеро нужно по весьма крутому (около 40 град.) травянистому склону, трава, естественно, мокрая. После просмотра возможных вариантов прохождения (траверс через соседнюю вершину или низкий перевал в долину Авачи), выбираем перевал. Подъем на перевал по пологому, около 20 град., травянистому склону. Седловина широкая, растет кедровый стланик. Спуск с перевала круче - около 30 град., в верхней части снежник. Однако, крутой участок слишком короткий для того, чтобы перевал стал категорийным.

Нижняя часть спуска проходит вдоль ручья по высокотравью, очень помогают медвежьи тропы. В двух километрах от Авачи обнаруживаем спиленные ветки ольхового стланика - не мы первые идем через этот перевал.

На Средней Аваче паводок - река мощным потоком пробивается через лес, поперек лежат бревна, удобных мест для переправы с ходу найти не удается. В обход прижимов пробиваемся вдоль правого берега до набитой тропы, уходящей в воду. Здесь скорость течения пониже, река разливается на пять проток. Четыре из них переходим стенками по 3 и 4 человека, самая мощная - правая (первая с нашей стороны). Глубина до пояса, переходится на пределе прочности стенки. Остальные протоки имеют меньшую глубину, но всё равно по одиночке переправляться через них не безопасно. Сложность переправы через Среднюю Авачу в паводок оцениваем как 1Б.

На левом берегу устраиваем обед, совмещенный с разведкой на предмет троп. Троп не обнаружено - только медвежьи вдоль берега. До позднего вечера идем по ним, пробиваясь через шеломайник, скорость движения около 1 км/ч. На ночлег встаем чуть не доходя слияния Средней Авачи и ручья, текущего от озера Костакан. Здесь впервые с начала похода удается порыбачить - голец.

Верхняя часть спуска с пер. Рыжий

Озеро Высокое

Обход оз. Малое

Оз. Малое и вид на безымянный перевал в Сред. Авачу

Безымянный перевал. Вид со стороны Средней Авачи

Нижняя часть спуска к р. Средняя Авача

Переправа через Среднюю Авачу. Первая протока

Средняя Авача. Вторая протока

День 8 (19.08).

Маршрут: р. Сред. Авача - р. Тимоновская - Тимоновские г/и Расстояние: 14 км.

Ходовое время: 4:00

Как всегда, дождь. Три часа пробиваемся через мокрый шеломайник левым берегом Средней Авачи и оказываемся на старой дороге, обозначенной на картах. По дороге давно не ездили, однако, тропа по ней есть. Через два километра упираемся в функционирующую дорогу по Тимоновской пади. В отличие от данных с карты, дорога эта идет правым (орографически) берегом Тимоновки, и переходит реку только в трех километрах от источников. Переправа через Тимоновку по нашей воде 1А. Дорога для пешеходов не очень удобная - много глубоких луж, кое-где проложена прямо по протокам. Но, как бы то ни было, дорога есть дорога.

В километре от Тимоновских источников активно строится база отдыха, красивое здание, запланированы два бассейна. Есть вертолетная площадка. От базы отдыха к самим источникам идет тропа с большим набором высоты. Тропа оканчивается возле домика, построенного камчатскими туристами больше 10 лет назад. Домик поддерживается в отличном состоянии, вместимость - около 10 человек, есть хорошая печь. Остаемся на ночевку здесь.

Чтобы от домика попасть к источникам, требуется на 50 м. спуститься по тропе до р. Тимоновка. Источники - две неглубокие ванны с температурой около 40 град., расположенные по разным берегам реки над каньоном. Через реку перекинут деревянный мост. Ветер и дождь мешают в полной мере насладиться ванной, довольно быстро сворачиваемся и бежим сушиться в дом.

Движение вдоль левого берега Средней Авачи. Много проток.

Дорога к Тимоновским источникам

Иногда дорога идет по руслам проток

Переправа через Тимоновку

Основная ванна на Тимоновских источниках

День 9 (20.08).

Маршрут: Тимоновские г/и - исток р. Тимоновка Расстояние: 8 км.

Ходовое время: 6:40

Перепад высот: +500

Сразу за домиком начинается приличного качества тропа, которая через два километра упирается в водопад на левом притоке Тимоновки. Здесь развилка - вверх по ручью в сторону перевала Тимоновский (н/к) и вниз, к реке Тимоновка в обход водопада. Спускаемся вниз, переправляемся через приток и пытаемся идти вдоль Тимоновки. Почти сразу упираемся в прижим, обход снизу либо по другому берегу при нашем (паводковом) уровне воды проблематичен. По крутому (до 50 град.), поросшему ольхой склону, поднимаемся на левый (орографически) борт долины в попытке обойти прижим. Через полкилометра опять спускаемся вниз к реке - характер остается прежним, сплошные прижимы. Вновь поднимаемся наверх по крутому заросшему склону и проходим еще километр. Упираемся в глубокий распадок, который опять приводит к реке. Здесь начинается не проходимый в нашу воду каньон. Опять поднимаемся на левый борт и через стланики проходим еще два километра. Упираемся в крутопадающий приток и вдоль него опять спускаемся к реке. С этой точки движение по реке уже возможно, прижимов и каньонов больше нет, растительность вскоре заканчивается и начинаются снежники. Понятно, что пройти перевал мы сегодня уже не успеваем, поэтому поднимаемся до границы стлаников и там, на правом борте долины, встаем на ночлег.

Водопад на левом притоке р. Тимоновка

Начало каньона на р. Тимоновка

Обход каньона р. Тимоновка

Тимоновка выше каньона

День 10 (21.08).

Маршрут: исток р. Тимоновка - пер. 4wd (1Б) - оз. Верхне-Авачинское - подход под пер. Хищный

Расстояние: 12 км.

Ходовое время: 5:50

Перепад высот: +600/-700

Наконец-то дали погоду! За два часа поднимаемся на седловину перевала - в меру пологий, до 30 град. травянисто-осыпной склон, стандартный для этого района. На седловине тур, в нем много записок за разные годы, последняя от 2015-го. Ни в одной записке не указано наименование перевала, нам он известен под названием 4wd (в смысле, полный привод).

Определяющая сторона перевала - в сторону оз. Верхне-Авачинское. Мелкая осыпь крутизной около 40 град. Очень помогает тропа - проложена по-умному, траверсом, чтобы ни на кого не сыпать. Определяющий участок проходим за полчаса по этой тропе и оказываемся на том, что на карте обозначено как ледник. На деле это засыпанные мелкой и средней осыпью увалы, кое-где поросшие мхом и травой. Между увалами удобные для передвижения снежники.

Долина ручья в сторону Верхне-Авачинского хорошо проходима практически до самого озера, лишь последний километр осложнен большим количеством ручьев, ивняком и ольховым стлаником. Пробиваемся к озеру вдоль ручья, по которому спустились. Берега заболочены, уровень воды в озере высокий, но можно идти по воде вдоль берега, глубина ниже колена. На осыпи в западной оконечности озера устраиваем большой четырехчасовой обед-сушку, совмещенный с рыбалкой. Отлично клюет голец, улова за час хватает на две ухи - на обед и на ужин.

После обеда проходим триста метров вдоль озера до примеченного галечного пляжа. Здесь раньше впадал ручей, но теперь, похоже, он поменял русло. По сухому руслу очень удачно проскакиваем весь участок стлаников и начинаем набор под наш перевал, пока еще безымянный. По долине ручья не идем, он уходит в каньон. Поднимаемся на левый (орографически) борт долины, по курумникам и траве в обход стлаников идти довольно удобно. Через полтора часа после выхода с озера поднимаемся под бывший ледник и здесь встаем в удобном кармане возле морены. Вода и дрова в наличии.

Перед сном поднимаемся на морену, с которой видно завтрашний перевал. Гребень острый и весь в скальных зубьях. Как подниматься, отсюда не понятно. Выглядит хищно.

Перевал 4wd со стороны р. Тимоновка

Вид с перевала 4wd в сторону оз. Верхне-Авачинское

Спуск с перевала 4wd

Перевал 4wd со стороны оз. Верхне-Авачинское

Озеро Верхне-Авачинское

Подход под перевал Хищный

День 11 (22.08).

Маршрут: перевал Хищный (2Б, п/п) - пр. ист. р. Кавыча Расстояние: 8 км.

Ходовое время: 8:40

Перепад высот: +500/-400

Погода идеальная. За час вдоль ручья поднимаемся под перевальный взлет, внимательно осматриваем предстоящий подъем. На перевальном гребне в изобилии скальные зубья - значит маневр в поисках удобного спуска исключен. Сложность подъема между любыми зубьями примерно одинакова - крутизна около 50 град., осыпь и два невысоких, около 10 метров, пояса разрушенных скал, один в нижней части подъема, второй в верхней.

Решаем подниматься к самой низкой точке гребня, к узкому проходу между скал. Начинаем подъем слева от отдельно торчащего скального "пальца". Первую веревку (20 м.) неожиданно приходится провесить на перемороженной мелкой (почти песок) осыпи крутизной порядка 40 град. - слишком скользко. Потом около 10 м. осыпного склона и вешаем вторую веревку - 50 м. через нижний скальный пояс. Сам пояс не высокий и легко проходится без груза, перед ним и после него крутая (около 50 град.) осыпь, есть куда падать. Дальше проходим около 100 м. выполаживания (40-45 град.) и вешаем третью веревку - 60 м. через верхний скальный пояс практически к самой седловине. Это самый крутой участок подъема (50-60 град.), есть несколько коротких участков разрушенных скал (~60 град.), самый сложный - верхний, около 10 м. Первый проходит налегке, остальные жумарят. Общее время подъема от начала перевального взлета - 3.5 часа.

Седловина перевала - узкая щель между двух скальных зубьев, группе разместиться негде. В ожидании своей очереди на спуск сидим на наклонной полке в 10 м. ниже со стороны Верхне-Авачинского.

Спускаемся дюльфером по сдвоенной веревке. С точками крепления локальных петель проблем нет - вяжем за скалы. Первая веревка (30 м., 60 кольцом) - разрушенные скалы и крутая осыпь, крутизна 50-70 град. Сразу же вторая веревка (25 м., 50 кольцом) по осыпному склону. Дальше следует небольшое выполаживание - еще одна веревка по осыпи крутизной около 45 град., и выходим из кулуара чуть влево на удобную травянистую полку. По полке спускаемся на 10 м. и сворачиваем обратно в кулуар. Здесь еще две веревки по 25 м. до снежника. Верхняя веревка по крутой осыпи и разрушенным скалам крутизной около 60 град., нижняя - через скальный пояс крутизной до 80 град. После прохождения скального пояса оказываемся на снежнике крутизной до 40 град. - безопасное прохождение без кошек невозможно. Одна пара кошек у нас есть, поэтому вешаем еще две веревки 60+50 м. (первую за скалы, вторую за ледоруб), замыкающий спускается на три такта в кошках с нижней страховкой. Время спуска - 4 часа. Всего повешено 370 м. перил, перевал оцениваем как 2Б, за внешний вид предлагаем назвать "Хищный".

Перевал Хищный со стороны оз. Верхне-Авачинское

Первая веревка (20 м.) через обледенелую мелкую осыпь

Вторая веревка (50 м.) через нижний скальный пояс

Относительно пологий участок между 2 и 3 веревкой

Третья веревка через верхний скальный пояс (60 м.). Вид снизу

Третья веревка, вид сверху.

Седовина перевала Хищный

Спуск с перевала Хищный, первая веревка от седловины (30 м.)

Первая веревка, вид снизу

Вторая веревка (25 м.)

Вторая веревка, вид вниз

Третья веревка, вид на удобную полку (30 м.)

Четвертая веревка на спуск (30 м.)

Пятая веревка (30 м.) - выход к снежнику

Шестая веревка (60 м.) (первая по снежнику)

Седьмая веревка на спуск (50 м.).

Путь спуска с перевала Хищный.

Общий вид на седловину пер. Хищный.

Спуск к правому истоку р. Кавыча

День 12 (23.08).

Маршрут: пр. ист. р. Кавыча - пер. Кавычки (п/п) - траверс г. 1967 (1А) -

безымянный пер. в сторону оз. Медвежье (1Б, п/п) - оз. Медвежье. Расстояние: 10 км.

Ходовое время: 6:10

Перепад высот: +800/-1000

Утром погода хорошая, но портится на глазах. За час поднимаемся под склон г. 1967 и успеваем оглядеться. С этой позиции видно: перевал в сторону лев. ист. р. Кавыча на подъем простой, не сложнее 1А возможен удобный траверс г. 1967 от этого перевала до перевала, ведущего к оз. Медвежье перевал к оз. Медвежье с этой стороны имеет сложность 1Б. Больше ничего разглядеть не удалось, горы зацепили облако.

Поднимаемся на намеченный перевал между двух истоков Кавычи. Перевал травянисто-осыпной, крутизна около 30 град. На седловине складываем тур. Наше предложение по названию - "Кавычки". Путь спуска просматривается - скальных выходов нет, средняя крутая (около 40 град.) осыпь тянется до пологого снежника. Определяющая сторона - в левый исток Кавычи, сложность 1Б.

После некоторых размышлений, принимаем решение изменить маршрут: в левый исток Кавычи не спускаться, а уйти траверсом через вершину 1967 к перевалу, ведущему на Медвежье, расположенному к югу от вершины. Такой вариант позволит более полно исследовать район. От траверса через г. Острая в сторону сопки Вулканической отказаться как от бесперспективного с практической точки зрения направления.

По травянистому склону крутизной около 30 град. набираем 300 м. до вершины 1967. Встречаются козьи тропы. По правую руку - обрывы, слева относительно полого. В верхней части подъема небольшой участок осыпи и разрушенных скал, всё проходится ногами. На вершине триангуляционный знак, записок нет. От вершины уходим на юго-восток к примеченному снизу перевалу. Теперь крутой склон от нас слева, в сторону правого истока Кавычи, в сторону озера Медвежье относительно полого, растет трава. Через полчаса спускаемся к намеченной седловине. Этот перевал двухсторонний, категория 1Б, в сторону Кавычи кулуар крутизной около 40 град., средняя осыпь, скальных пробок не просматривается. В сторону озера Медвежье мелкая и очень живая осыпь, крутизна также около 40 град. Ниже осыпи пологий снежник, кошки не требуются. За 40 минут плотной группой спускаемся к снежнику. Дальше всё просто - до самого озера Медвежье снежные и травянистые склоны, растительности, препятствующей движению, практически нет. Итог дня: разведано два перевала (пройдена связка 1Б) и два пути на г. 1967 (оба 1А) - с востока и с юга.

На озере Медвежье гольцовая рыбалка еще лучше, чем на Верхне-Авачинском. Решаем устроить здесь активную дневку с восхождением на Скалистую.

Перевал Кавычки из правого истока Кавычи

Вид с перевала Кавычки в сторону левого истока Кавычи

Перевал к оз. Медвежье из правого истока Кавычи

Путь спуска с перевала к оз. Медвежье

На седловине перевала Кавычки

Вид с перевала Кавычки в сторону левого истока Кавычи

Траверс гребня г. 1967 со стороны перевала Кавычки

Верхняя часть подъема на г. 1967

На вершине г. 1967.

Спуск с г. 1967 в сторону перевала на оз. Медвежье

Спуск с перевала к оз. Медвежье по мелкой осыпи

День 13 (24.08).

Маршрут: радиальное восхождение на г. Скалистая (1Б, 2030 м.) Расстояние: 8 км.

Ходовое время: 6:40

Перепад высот: +1100/-1100

Видимость плохая, но с вечера в разрывах облаков удалось разглядеть путь подъема и наметить основные ориентиры, поэтому восхождению быть. Как выяснилось, это был самый простой путь к вершине.

В восхождении участвуют Горинов, Загидуллин, Башкиров, Костюнин и Рогозин, остальные остаются рыбачить и сторожить бивак от медведей.

По травянистому склону в обход стлаников поднимаемся на ригель и оказываемся прямо под осыпным контрфорсом, ведущим к вершине с юга. Осыпь средней крутизной 35 град., живая, не крупная, поросшая скользкими черными лишайниками, подниматься по ней весьма неприятно. Ближе к выходу на основной гребень крутизна увеличивается до 40 град., появляются простые скалы, коллективная страховка не требуется. Верхние 500 м. подъема проходят по основному гребню в обход жандармов. Поднявшись к точке, обозначенной на картах г. Скалистая 2016 м., обнаруживаем не установленный тригопункт (как будто сбросили с вертолета, но не собрали). Выясняем, что это не высшая точка - она чуть дальше по склону и имеет высоту 2030 м. (по GPS). Чтобы попасть туда, требуется облезть жандарм - для этого провешиваем 40 м. веревки, сначала 20 м. вниз вправо по ходу движения, потом 20 м. вверх уже под основную вершину.

На самой вершине нет никаких следов пребывания человека. Складываем тур, оставляем свою записку. Появляется видимость - осматриваем остальные возможные пути подъема и понимаем, что выбрали оптимальный: гребень сильно изрезан со всех сторон. Сама гора - кромка потухшего вулкана, виден один из боковых кратеров. Обращаем внимание на интересную отдельно стоящую вершину 1811, доступную из левого истока р. Кавычи. Решаем при хорошей погоде попробовать подняться на нее - оттуда должна быть отличная видимость на пройденный маршрут.

Спускаемся по пути подъема - сначала в обход жандарма по веревке, затем по гребню и по осыпному контрфорсу. Черная осыпь на спуск оказывается еще более неприятной, чем на подъем. В итоге время подъема и спуска практически совпадает - 3:40 и 3:00 соответственно.

Вид на г. Скалистая от оз. Медвежье. Обозначен путь подъема

Подъем по осыпному контрфорсу. На заднем фоне г. 1967

Подъем по контрфорсу

Верхняя часть подъема на г. Скалистая

На гребне перед вершиной г. Скалистая

Обход предвершинного жандарма

День 14 (25.08).

Маршрут: оз. Медвежье - безымянный перевал в лев. ист. р. Кавыча (1Б) - рад. восх. г. 1811 (1А)

Расстояние: 10 км.

Ходовое время: 7:10

Перепад высот: +1100/-700

Самый удобный путь к перевалу в левый исток Кавычи лежит через ригель у подножья г. Скалистая. Но мы не ищем легких путей, мы ищем новые. Поэтому поднимаемся к перевалу по маршруту, который кажется наиболее очевидным при просмотре карты - по ручью, текущему из-под вершины 1967.

Самый нижний участок пути простой - высокая растительность отсутствует, травянистый склон крутизной около 25 град. ведет вдоль ручья. Выше русло сужается и ручей уходит в каньон - обходим по правому (орографически) берегу по крутому (до 40 град.) травянисто-осыпному склону, петляя между кустами стланика. Участок короткий, около полукилометра, но очень неприятный. После каньона спускаемся в ручей - здесь уже снежники, удобно идти по руслу. В истоках ручья упираемся в травянисто-осыпной склон крутизной около 35 град., выглядящий как перевал. Поднимаемся, и оказываемся на том же самом ригеле, с которого вчера восходили на Скалистую, до перевала отсюда еще полкилометра - пологий травянистый подъем. Главное заключение по этому участку - подъем на перевал следует осуществлять под склоном Скалистой, а не по ручью!

Тура на перевале не обнаружили. Определяющая сторона - в долину р. Кавыча, представляет собой мелкую живую осыпь крутизной около 40 град., с выходом на снежник. Такой типичный для этого района перевал 1Б, похож на все остальные пройденные нами. Снежник крутизной около 35 град., слегка раскисший - на пределе возможного для прохождения без кошек с ледорубом. В другие годы, вероятно, снега может не быть вообще - тогда участок осыпи будет длиннее. За сорок пять минут спускаемся к водоразделу между левым истоком Кавычи и его правым притоком. Ночуем здесь, т.к. предстоит запланированный вчера подъем на г. 1811.

В восхождении участвует всё тот же передовой отряд - Горинов, Загидуллин, Костюнин, Рогозин и Башкиров.

От истока Кавычи по травянистому склону крутизной около 30 град. поднимаемся на гребень, ведущий к вершине. Нижний жандарм обходим справа и возвращаемся на гребень. Вдоль гребня в обход всех жандармов идет козья тропа, характер склона - травянисто-осыпной. Подниматься (и спускаться) очень приятно, ничего не сыплет. В верхней части подъема короткий участок сильно разрушенных скал, проходится ногами. На вершине следов пребывания человека не обнаружено, складываем тур, оставляем записку. Виды - самые лучшие за поход! Спускаемся по пути подъема. Общее время восхождения - 2.5 часа, 1.5 часа на подъем и 45 минут на спуск.

Обход каньона на ручье, ведущем к перевалу в истоки Кавычи

Выход на ригель (это еще не перевал)

Перевал в левый исток Кавычи, вид с ригеля

Спуск с перевала в левый исток Кавычи

Нижняя часть спуска с перевала и г. 1811

Вид на пройденный путь со склона г. 1811

Подъем на г. 1811

Верхняя часть подъема

Вид с г. 1811 на долину р. Кавыча

Вид в сторону г. Скалистая

День 15 (26.08).

Маршрут: левый исток р. Кавыча - слияние истоков р. Кавыча Расстояние: 14 км.

Ходовое время: 6:20

Перепад высот: -700

Задача на день - дойти по р. Кавыча до места, пригодного для сплава. По высокотравью вдоль правого притока за час спускаемся к основной реке. Путь простой, лишь в самой нижней части приходится по стланику обходить водопад на притоке. Долина левого истока Кавычи также вполне проходимая - каньоны и сильные прижимы отсутствуют, основное препятствие - шеломайник и иногда короткие участки стланика. Удается двигаться со скоростью около полутора километров в час, что для этого района просто замечательно.

С каждым притоком воды становится всё больше, а начиная от слияния левого и правого истоков река выглядит уже вполне пригодной для сплава - уклон падает (~20 м/км), воды достаточно. Проходим около километра вдоль берега и решаем стапелиться - в наличии относительно прямой ивняк (чозения?) и пригодная для ночевки площадка. Чтобы завтра не терять время, с вечера заготавливаем деревья и накачиваем пилоны. Настроение приподнятое - ожидания от сплава самые положительные.

Спуск по правому притоку левого истока Кавычи

Правый приток левого истока Кавычи в верховьях

Обход водопада в устье правого притока Кавычи

Вдоль левого истока Кавычи

Шеломайник в долине Кавычи

День 16 (27.08).

Маршрут: слияние истоков р. Кавыча - попытка сплава по р. Кавыча -

пешеходный переход до устья р. Крохолевая Расстояние: 10 км.

Ходовое время: 7:20

Утром заканчиваем стапель и к половине одиннадцатого встаем на воду. Река бодро проносит нас 300 м. и распадается на протоки. Начинаются завалы: чалка - просмотр - обнос, короткий участок сплава, и всё по новой. За два часа проходим около 500 м. и понимаем, что такой сплав не эффективен и весьма опасен - есть риск однажды не успеть зачалиться и залететь под завал. Устраиваем обед и разбираем катамаран.

До позднего вечера пробиваемся через протоки, шеломайник, лесные завалы и болота вниз вдоль левого берега реки. Иногда удается выходить на поляны с низкой травой, по таким полянам скорость значительно возрастает. За три километра от устья Крохолевой переходим Кавычу вброд (1А), чтобы подняться на удобную, поросшую березами, террасу. Террасу через километр пересекает безымянный правый приток, спускаемся к реке вдоль него. С террасы видно - река на протяжении ближайшего километра течет единым руслом, стала гораздо глубже и шире. Имеет смысл стапелиться и пробовать заново. Подходящий лес (ива) в наличии.

Первые метры сплава по Кавыче

Завалы в верховьях.

Проводка

Разбираем судно

Переправа через Кавычу

День 17 (28.08).

Маршрут: сплав по р. Кавыча до устья р. Ольховая Расстояние: 30 км.

Ходовое время:

Отсюда сплав уже действительно возможен. Первые пятнадцать километров река всё так же распадется на протоки, но они уже более-менее полноводные и позволяют не обносить катамаран по берегу, а в основном проводить между бревнами. Скорость течения 7-8 км/ч. Перед каждым не просматриваемым с воды поворотом приходится чалиться, идти получается медленно, но всё равно быстрее, чем по берегу. Ближе к г. Баранья река наконец собирается в одно русло и начинаются пороги, сложность которых постепенно возрастает. Пороги однообразные, слаломного типа - входная шивера, крутой поворот с навалом на берег, затем выходная шивера с обливниками. Самую большую трудность на этом участке представляют нависающие с берега деревья-расчески, иногда приходится ложиться на раму во избежание падения. Чем ближе к горе Баранья, тем уже долина, выше скорость течения и мощнее пороги. После горы Баранья река немного успокаивается, здесь решаем встать на ночевку, чтобы основные пороги проходить утром со свежими силами. На ужин удается поймать двухкилограммовую микижу. Попытка поймать красную рыбу успехом не увенчалась - ей уже не до блесны.

Вторая попытка сплава по Кавыче. Проводка по мелководью

Ближе к г. Баранья река уже вполне пригодна для сплава

Появляются несложные пороги

Шиверы. Воды достаточно.

Иногда в русле встречаются крупные обливники, чем ниже, тем чаще.

Главную опасность на этом участке представляют расчески и деревья в русле

День 18 (29.08).

Маршрут: сплав по р. Кавыча до устья р. Бакуш Расстояние: 33 км.

Ходовое время: 6:20

До г. Узкое Место характер реки остается прежним - двоечные пороги следуют один за другим, выглядят примерно одинаково - входная шивера, поворот, прижим к скале, выходная шивера. Русло в основном единое, расчесок становится меньше, завалы на таком течении не держатся. Основную опасность представляют обливники - при навале на них велик риск перевернуться.

Гора Узкая Место получила свое название не просто так - она служит основным ориентиром для определения наиболее технически сложного участка сплава. Река здесь прорезает Валагинский хребет, она еще больше сужается, скорость течения увеличивается до 10 км/ч. На этом участке четыре подряд "троечных" порога. Выглядят почти так же, как и предыдущие - входная шивера, поворот, выходная шивера, но после поворота следует слив через гряду камней, плюс к этому добавляются крупные обливники. В целом, линия движения хорошо видна с воды, завалы отсутствуют и просмотр не требуется. Весь порожистый участок Кавычи от Бараньей до выхода из Узкого места длится около 40 км., его прохождение занимает порядка 5,5 часов ходового времени.

После Узкого места скорость течения постепенно снижается (до 8 км/ч), река плавно выходит на равнину и опять начинает растекаться по лесу на много проток. Опять начинаются наиболее неприятные препятствия - завалы и расчески. В одной из таких проток, по счастью, левой, крайне неудачно налетаем на пенек и распарываем один из четырех элементов непотопляемости. С большим трудом удается причалить к левому берегу. После осмотра повреждения (дыра около полуметра) решаем судно не ремонтировать и выходить пешком к трассе по запасному варианту.

Начинается Узкое Место

Сложность порогов постепенно увеличивается

Прижимы

После выхода из гор, река вновь распадается на протоки, появляются расчески и завалы.

День 19 (30.08).

Маршрут: устье р. Бакуш - г. Шаромский Мыс. Расстояние: 9 км.

Ходовое время: 5:45

Как по заказу утром хорошая погода, без спешки сушимся и ближе к обеду выходим вниз по Кавыче, всё время придерживаясь левого берега левых проток. Лес для передвижения не самый приятный - к привычному шеломайнику добавился двухметровый папоротник, периодически приходится перелезать через стволы вековых деревьев. Часто попадаются медвежьи тропы. Медведи на этих тропах тоже попадаются, встречаем двух. Человека они особо не боятся, отходят только когда вся группа собирается в одну большую кучу.

В целом, удается идти со скоростью около полутора километров в час. На всём пути одно неприятное место - прижим к г. Шаромский мыс. Прижим обходится поверху по хорошо набитой медвежьей тропе.

После прижима на протяжении двух километров ищем пригодную для ночевки поляну на берегу - здесь левая протока узкая, всё поросло шеломайником. Наконец, за час до темноты, такая поляна находится.

Вдоль левого берега Кавычи

Прижим к г. Шаромский Мыс

Гигантские папоротники

День 20 (31.08).

Маршрут: г. Шаромский Мыс. - 286 км. трассы Сокоч-Мильково Расстояние: 14 км.

Ходовое время: 4:30

Выходим рано утром, чтобы гарантировано успеть добраться до Мильково. Еды у нас больше нет, поэтому большие надежды возлагаем на наличие хоть какой- нибудь дороги от нарисованной ниже Шаромского Мыса избы.

Через два часовых перехода от ночевки поднимаемся от реки на поросшую шеломайником и шиповником террасу. С трудом продираемся через кусты по медвежьим тропам и, о чудо, оказываемся на вполне приличного качества грунтовке! По этой дороге быстро добегаем до нарисованной на карте избы. Изба в плохом состоянии, окна разбиты, для ночевки мало пригодна. Однако, в полукилометре от нее проходит прямая отсыпная дорога, проходимая даже для легковых машин. По этой дороге почти бегом преодолеваем оставшиеся до трассы 9 км. На этом активная часть маршрута закончена, предстоит выход.

На трассе разделяемся - двоих квартирьеров отправляем автостопом в Мильково (уехали через 5 минут), остальные остаются ждать такси. Проезжает несколько полупустых автобусов в сторону Мильково, но ни один из них нас почему-то не берет. Тем не менее, в течение полутора часов вся группа оказывается в Мильково. Рынок арендного жилья в селе развит не очень хорошо, всего несколько предложений, тем не менее удается снять вполне приличную двухкомнатную квартиру за 3000 руб. с группы. Отъезд в Елизово организовали на следующий день заказным транспортом (25000 руб). С жильем в Елизово всё сложно - высокий сезон. Чудом удалось подселиться в снятую заранее казанской группой квартиру.

Вид с террасы на р. Кавыча

Изба около Шаромского мыса

Дорога от избы

Дорога в 3-х километрах от трассы Сокоч-Мильково

Итоги, выводы, рекомендации

Несмотря на неблагоприятные погодные условия, маршрут удалось пройти почти полностью. Удалось разведать 8 новых перевалов, подняться на 3 вершины, по которым отсутствует информация в Интернете, пройти по воде весь определяющий участок р. Кавыча.

Район, безусловно, заслуживает внимания туристов - не типичный для Камчатки альпийский рельеф, удобные подъезды и выезды, наличие большого количества перевалов разной категории трудности, горячие источники, три пригодных для сплава реки. Всё это делает возможным совершение походов средних и высоких категорий.

Но всё-таки на Камчатку это не очень похоже - нет гейзеров, действующих вулканов, далеко до Океана. Из экзотики только источники и красная рыба. Поэтому нельзя рекомендовать район тем, кто впервые сюда приехал - впечатление от полуострова будет смазанным. Оптимальным вариантом в таком случае может быть недельная прогулка в окрестностях Налычево и Мутновки, а затем спортивный поход здесь.

Пару слов про специальное снаряжение. У нас с собой было 50+60 м. основной веревки, 7 м. на расходные петли (не хватило, резали основу), одна пара кошек на группу (очень помогли на снежнике, брать обязательно). Ледоруб, каска, беседка, спусковуха и жумар на каждого участника. Этого снаряжения достаточно для прохождения любого виденного нами перевала района. Крючья и закладки не пригодились - везде удавалось завязаться за скалы.

При планировании сплавов особое внимание следует уделить следующей особенности местных рек - все они имеют свойство растекаться на маленькие протоки, поэтому велика вероятность возникновения завалов. В частности, по нашей информации река Кавыча в низовьях вообще полностью растекается по лесу и не имеет сколь-либо выраженного устья. Сами не видели, но со спутника выглядит именно так, да и немногочисленные отчеты это подтверждают.

Пешеходная проходимость всех виденных нами долин примерно одинаковая - скорость около 1.5 км/ч. Основная сложность - ольховый стланик и высокая трава. Часто попадаются медвежьи тропы, искать их целесообразно вдоль берегов рек. В связи с нестабильными погодными условиями, нередки дождевые паводки, сильно увеличивающие сложность прохождения бродов и каньонов.

Район еще ждет своих первопроходцев. Чтобы помочь в планировании, отдельно прилагаем к отчету фотографии и небольшие описания виденных нами перевалов.

Описание перевалов района

Чак-Чак

р. Кашкан - пр. ист. р. Пр. Камчатка

Скалистый

р. Денохонок - приток оз. Дальнее (Демадова)

пр. ист. р. Пр. Камчатка - оз. Дальнее (к западу от г. 1482)

пр. ист. р. Пр. Камчатка - приток оз. Дальнее(к востоку от г. 1482)

оз. Дальнее - оз. Медвежье(к северу от влк. Ново-Бакенинг)

Майский

оз. Сусличье - оз. Медвежье

Рыжий

ист. р. Пр. Камчатка - оз. Высокое(к западу от влк. Бакенинг)

оз. Малое - пр. ист. р. Сред. Авача

н/к

4wd

р. Тимоновка - оз. Верхне-Авачинское

Хищный

оз. Верхне-Авачинское - пр. ист. р. Кавыча

Кавычки

пр. ист. р. Кавыча - лев. ист. р. Кавыча

пр. ист. р. Кавыча - оз. Медвежье (к югу от г. 1967)

оз. Медвежье - лев. ист. р. Кавыча (к северу от г. 1967)

*Номер выделен жирным - перевал пройден нами, есть координаты и фотографии Номер выделен курсивом - перевал нами не пройден, видели со стороны. Категория ориентировочная.

Номер не выделен - о перевале упоминалось в других отчетах

(Кашкан 1А), (Скалистый 1А)

Эти перевалы мы в походе не посещали. Вот цитата из описания рекомендованных маршрутов Тимоновского заказника:

"Маршрут от Пущинских горячих источников начинается по тропе по правой стороне реки Кашкан и идет вдоль нее до перевала, 16 км. Водопад обходится с левой стороны по ходу движения. Перевал Кашкан, высота 1300 м. Далее с перевала спуск в левый приток реки Денохонок, где с левой стороны можно остановится на ночлег, 4 км.

Маршрут продолжается по правой стороне по ходу движения, реки Денохонок, до перевала Скалистый и спуск к озеру Дальнее (Демидово)"

Перевал Кашкан из истоков р. Кашкан

Перевал Чак-Чак (тр.- ос., 2А, 1480, N54°00'37,51" E158°04'50,91")

Перевал ведет из истоков р. Кашкан в правый исток р. Правая Камчатка. Определяющая сторона - к р. Кашкан. Название перевалу дано за сильно изрезанный внешний вид. Основную трудность представляет преодоление нижнего скального пояса со стороны р. Кашкан (крутизна до 60 град., 80 м.). Выше скального пояса крутизна подъема не превышает 35 град., характер склона - травянисто-осыпной.

В сторону Правой Камчатки спуск непосредственно от тура сначала по травянистому склону крутизной 35-40 град., затем по осыпному кулуару (средняя крутизна 40 град.). Перед скальной пробкой в куларе возможен выход траверсом контрфорса (около 45 град.) влево по ходу движения в соседний кулуар - там пробок нет. При плохой видимости есть риск вылезти на бараньи лбы, тогда потребуется навешивание перил.

Перевал Чак-Чак со стороны р. Кашкан

Перевал Чак-Чак со стороны пр. ист. р. Пр. Камчатка

Перевалы из пр. ист. р. Пр. Камчатка к оз. Дальнее

Обе седловины перевалов мы увидели при прохождении траверса вершин 1346 и 1482. Перевал 04 (к западу от вершины 1482) выше и сложнее (1Б), чем тот, который к востоку (1А). Оба перевала травянисто-осыпные.

Перевал 04 (ор. 1Б), к западу от г. 1482., вид с гребня между г. 1346 и 1482.

На фото определяющая сторона (в сторону долины пр. ист. р. Пр. Камчатка)

Перевал 05 (ор. 1А), к востоку от г. 1482, вид с предвершинного гребня г. 1482.

Перевалы 04 и 05 со стороны оз. Дальнее

Перевал к северу от влк. Ново-Бакенинг. (тр.-ос., 1А, 1370, N53°56'49,68" E158°05'56,24")

Перевал - удобный путь от оз. Дальнее к оз. Медвежье, вполне может служить альтернативой перевалу Майский, если маршрут проложен от оз. Дальнее. Преимущество перевала перед соседним Майским в том, что этот путь позволяет исключить прохождение стлаников около Медвежьего. Со стороны оз. Дальнее подъем на перевал по средней осыпи, крутизна нигде не превышает 30 град. Спуск по осыпному склону такой же крутизны и далее по траве.

Вид на Ново-Бакенинг со стороны оз. Дальнее. Положение седловины перевала обозначено стрелкой, но сама седловина не видна

Вид на Ново-Бакенинг и седловину перевала со стороны оз. Медвежье

Перевал Майский (тр.-ос., 1А, 1261 м.)

Этот перевал - наиболее популярный путь из долины Правой Камчатки (от оз. Сусличье) к оз. Медвежье. Обозначен на картах ГШ. К озеру Сусличье из долины Правой Камчатки ведет набитая тропа. С перевала наиболее простой путь восхождения на Ново-Бакенинг.

Перевал Майский со стороны оз. Дальнее

Перевал Майский со стороны оз. Медвежье

Перевал Рыжий (ос., 1А, 1500, N53°54'18,61" E158°02'40,87")

Перевал через западный гребень Бакенинга, ведет из истоков р. Пр. Камчатка к оз. Высокое. Определяющая сторона - южная (к озеру Высокое), мелкая осыпь вулканического происхождения крутизной около 30 град. При подъеме со стороны Правой Камчатки основную сложность представляет поиск правильного ручья, ведущего к перевалу.

В непосредственной близости от седловины имеется вода и удобные для ночевки площадки. С перевала возможно восхождение на вершину Бакенинга (1А*, зависит от состояния снега)

Верхняя часть подъема на пер. Рыжий со стороны Пр. Камчатки

Перевал Рыжий - определяющая сторона к оз. Высокое. Вид с безымянного перевала 09 (к р. Средняя Авача)

Перевал от оз. Малое в долину р. Ср. Авача (тр., н/к, 1170, N53°52'37,04" E158°02'54,75")

Прохождение перевала позволяет избежать неудобного обхода Малых озер и попасть к р. Ср. Авача минуя озеро Костакан (предположительно, обход его тоже неудобен). Технической сложности перевал не представляет - травянистый склон на подъем и на спуск, в сторону Ср. Авачи короткий участок крутизной около 30 град. (обход скал чуть выше по склону), со стороны оз. Малое - не круче 20-ти град.

Перевал к р. Ср. Авача, вид со стороны оз. Малое

Перевал от оз. Малое, вид со стороны р. Ср. Авача. Обозначена точка, с которой обходятся скалы

Перевал 4wd (ос., 1Б, 1500, N53°51'37,27" E158°12'16,70")

Перевал соединяет р. Тимоновка и оз. Верхне-Авачинское и известен в Интернете под названием 4wd (полный привод). Определяющая сторона - к оз. Верхне-Авачинское, короткий, но крутой, около 40 град., мелкоосыпной склон. С этой стороны на склоне читается тропа, ведущая траверсом вдоль склона к востоку от седловины. Тропа очень помогает - позволяет не сыпать камни друг на друга. Со стороны р. Тимоновка перевал сложности не представляет - травянисто-осыпной склон крутизной до 30 град. (в верхней части).

Перевал 4wd со стороны р. Тимоновка

Перевал 4wd со стороны оз. Верхне-Авачинское.

Перевал Хищный (ск.-ос., 2Б, 1500, N53°55'16,45" E158°14'02,85")

Перевал соединяет оз. Верхне-Авачинское с рекой Кавыча, вернее, с ее правым истоком. Это самый сложный из виденных нами в районе перевалов. Название дано за внешний вид - гребень сильно изрезан. Перевал пройден нами в направлении юг-север через самую нижнюю часть гребня - на подъем это один из наиболее простых путей прохождения. При прохождении в обратном направлении рекомендуем подниматься между любыми зубьями, на спуск сложность в любом случае не превысит 2Б.

Подъем от оз. Верхне-Авачинское проходит по разрушенным скалам (около 60 град.) и крутой осыпи (около 50 град.). Прохождение требует навешивания перил - в нашем случае 130 м.

Седловина перевала узкая, группа может разместиться на 10 м. ниже по склону со стороны Верхне-Авачинского. Большое количество жандармов на гребне исключают возможность маневра в поисках оптимального варианта спуска.

Спуск по перилам непосредственно от седловины перевала, характер склона примерно такой же, как и на подъем - 130 м. перил по скально-осыпному кулуару. Зафиксирован самопроизвольный сход камней. Перед самым выходом на снежник наиболее крутой скальный участок - до 80 град., протяженность этого участка около 15 м.

Снежник судя по виду многолетний, крутизна около 40 град., однако, не лёд. При наличии кошек и ледоруба возможно прохождение на три такта. В нашем случае потребовалось 110 м. перил.

Итого при прохождении перевала провешено 370 м. перил. Скалы разрушенные, точек для закрепления локальных петель множество. Время прохождения перевала от долины до долины зависит от количества участников, веревок и опыта группы, нам потребовалось 7.5 часов.

Вероятно, из цирка пер. Хищный можно попасть в истоки Левой Авачи, обозначена предполагаемая седловина.

Перевал Хищный со стороны оз. Верхне-Авачинское

Перевал Кавычки (ос., 1Б, 1650, N53°57'08,40" E158°12'19,87")

Перевал соединяет правый и левый истоки р. Кавыча, отсюда и название. Определяющая сторона - в левый исток Кавычи, крутая (около 40 град.) осыпь и участки снежников. Скальные выходы легко обходятся. Со стороны правого истока Кавычи средняя осыпь крутизной около 30 град. Седловина перевала достаточно широкая, травянистая, возможно движение по гребню для выбора оптимального места спуска.

С перевала возможно восхождение на г. 1967 по восточному гребню, сложность такого восхождения 1А (тур.).

Перевал Кавычки со стороны правого истока р. Кавыча

Перевал Кавычки со стороны левого истока р. Кавыча

Перевал из правого ист. р. Кавыча к оз. Медвежье (ос., 1Б, 1600, N53°56'27,63" E158°12'02,96")

Перевал двухсторонний, осыпной. Пройден нами в направлении оз. Медвежье. Крутизна с обеих сторон примерно одинаковая, около 40 град., мелкая и очень живая осыпь, движение плотной группой. Седловина перевала травянистая. Указанная координата - не самая низкая точка гребня, но это наиболее удобное место для его пересечения. Тура нет. С перевала возможно восхождение на г. 1967 м. по травянистому гребню (1А).

Вид на перевал из пр. ист. р. Кавыча к оз.Медвежье со стороны Кавычи

Вид на перевал со стороны оз. Медвежье, обозначен путь спуска.

Перевал от оз. Медвежье к левому ист. р. Кавыча (ос., 1Б, 1640, N53°57'22,35" E158°11'26,15")

Перевал односторонний, определяющая сторона - к левому истоку р. Кавыча. При подъеме со стороны оз. Медвежье следует держаться ближе к склону г. Скалистая, чтобы избежать крутого подъема на ригель и обхода каньона ручья, стекающего из-под г. 1967. Со стороны оз. Медвежье характер подъема - пологий травянистый склон (до 20 град.). Тур на седловине отсутствует. С седловины перевала возможен подъем на г. 1967, ориентировочная сложность - 1А.

Спуск с перевала осуществляется чуть выше седловины правее по ходу движения, мелкая живая осыпь крутизной около 40 град. и затем выход на снежник крутизной около 35 град. Предполагаем, что снежник есть не каждый год. Состояние снега позволяет двигаться без кошек с самостраховкой ледорубом.

Из левого истока Кавычи рекомендуем совершить восхождение на г. 1811 по южному травянисто-осыпному гребню (сложность 1А).

Оптимальный путь подъема на перевал №14 под склоном г. Скалистая

Перевалы Кавычки, №14 и вершина 1967 из левого истока р. Кавыча

Схема маршрута

Схема построена на основе карты ГГЦ масштаба 1:200000. Красным - хорошо проходимая местность

(дороги, тропы, низкая трава и т.п.). Желтым - осыпи и снежники. Зеленым - категорируемый лес.

Расчет категории сложности маршрута

Методика категорирования, утвержденная 30.11.2016 г., вызывает много споров, поэтому расчет приводим одновременно и по старой, и по новой методике.

Продолжительность маршрута T: 20 дней = 20 (Tmin) Протяженность маршрута L: 258 км. > 250 (Lmin) Географический показатель Г: 13

Коэффициент автономности А: 1

р. Кавыча

Итого:

112 (110 в зачет)

Протяженные препятствия (только для старой методики):

Вид препятствия

Лес 2Б

Итого:

129>110 (ППmax)

По новой методике баллы за протяженные препятствия расчитываются по формуле ППб=КтППор (Lмар/L) = 0.88*140 * (258/250) = 127 (<ППmax)

Таким образом, количество набранных маршрутом баллов по формуле КСб=ЛПб+ ППб + Рб: По новой методике КСб = 110 + 127 + 30 = 267 (>185 КСmin)

По старой методике КСб = 72 + 110 + 30 = 212 (>185 КСmin)

Вывод: по обеим методикам маршрут соответствует шестой категории сложности.