Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Александр Советов, г.Москва

Отчет о пешеходном путешествии 5 к.с. по Израилю (Швиль Исраэль) совершённом с 4 апреля по 7 мая 2013 года. Часть 1

Справочные сведения о путешествии
Район похода: Израиль «Швиль Исраэль»

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяжённость активной части похода, км.

Продолжительность Общая (Ходовых дней)

Сроки проведения

пешеходный

пятая

1008

34(32)

04.04 – 07.05 2013 г.

Подробная нитка маршрута: Эйлат (Красное море) –пустыня Арава- пустыня Негев- полупустыня Северный Негев – Средиземное море – Галейское море – подножия Голанских высот, кибуц Дан.

МАРШРУТ ЗАЯВЛЕННЫЙ

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

4.04

Москва – Тель -Авив - Эйлат

-

самолёт

-

-

По тропе «Швиль Исраэль» с радиальным выходом на Мёртвое море.

-

-

4.04 -16.04

1-13

Эйлат-Мёртвое море

400

пешком

17.04

14

Запасной день, днёвка.

18.04 -27.04

15-24

Мёртвое море – Средиземное море

300

пешком

28.05

25

Запасной день, днёвка.

-

-

29.04 – 08.05.

26-35

Средиземное море – Голанские высоты.

300

пешком

09.05

36

Запасной день, днёвка.

-

-

10.05.

-

Голанские высоты – Тель-Авив

-

авто

10.05

-

Тель-Авив - Москва

-

самолёт

-

-

-

-

-

-

Итого пешком

1000

-

-

-

С коэфициентом 1,2

1200

-

МАРШРУТ ПРОЙДЕННЫЙ.

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

4.04

-

Москва – Тель Авив - Эйлат

-

самолёт

-

-

По тропе «Швиль Исраэль»

-

-

4.04 -16.04

1-13

Эйлат - Арад

350

пешком

18.04 -27.04

15-24

Арад – Средиземное море

200

пешком

28.05

25

днёвка.

-

-

29.04 – 08.05.

26-35

Средиземное море – кибуц Дан (Голанские высоты)

290

Пешком

10.05.

-

Кибуц Дан – Тель-Авив

-

авто, поезд

10.05

-

Тель-Авив - Москва

-

самолёт

-

-

-

-

-

-

Итого пешком

840

-

-

-

С коэфициентом 1,2

1008

-

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ МАРШРУТА:

День первый, 4 апреля 2013.

Траверс гребня н/к, перевал (1А)

День второй, 5 апреля 2013.

Нахаль Гишрон (1А), перевал (1А), Нахаль Натафим(1А), Чёрный каньон (Шхорет) (1А), вершина 481 н/к

День третий, 6 апреля 2013.

Нахаль Рахам (1А), г. Тимна 453м (1Б) ), каньон н/к

День четвертый, 7 апреля 2013.

Вершина 630(?)м. н/к

День шестой, 9 апреля 2013.

Каньон Врадит (1Б), каньон Барак (1Б)

День восьмой, 11 апреля 2013.

Гребень Харэрим (1Б)

День девятый, 12 апреля 2013.

Гребень Харирэм н/к, гора Гванин н/к, кратер Махтеш Рамон (1А)

День десятый, 13 апреля 2013.

Каньон 1(А)

День одинадцатый, 14 апреля 2013.

Спуск к ручью Зик (1А), нагорье Акев спуск (1Б)

День двенадцатый, 15 апреля 2013.

Долина Цин подъём (1Б), кратер Махтеш Гадоль траверс (1Б)

День тринадцатый, 16 апреля 2013.

Маале Пальмах 1(А), маале Ямин 1(А)

День четырнадцатый, 17 апреля 2013.

Кратер Махтеш Катан 1(А), сухое русло (1А)

День двадцатый, 23 апреля 2013.

Долина Рафаим подъём (1А)

День двадцатый первый, 24 апреля 2013.

Перевал «Лесистый» н\к

День двадцатый восьмой, 1 мая 2013.

Спуск в Ягур (1А)

День тридцатый, 3 мая 2013.

г.Тавор 588м. (н/к)

День тридцатый первый, 4 мая 2013.

г Арбель390м. (1Б)

День тридцатый второй, 5 мая 2013.

Нахаль Амуд (1Б), г. Мирон 1208м. н/к

ПРОТЯЖЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Вид препятствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протяженных)

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Лес

2,5

легкопроходимый

-

Лес

5

труднопроходимый

-

Осыпи, морены

н\к

6

Мелкая, пологая

-

Осыпи, морены

10

средняя, пологая

-

Осыпи, морены

7

мелкая, крутая

-

Осыпи, морены

2

средняя, крутая

-

Пески отдельные гряды

н/к

6

-

-

Пески сплошные

50

-

-

Пески дюнные

4

-

-

СОСТАВ ГРУППЫ

Ф.И.О.

Год рожд.

Туристский опыт

1

Советов Александр Викторович

1957

2010 6ПУ Чуйские хребты,
2008 5ПР – Пр. Урал,
2005 4ГР –Южно Чуйский. 3А – рук
1996 5ГУ Сев. Тянь-Шань 3А - уч.
1995 5ПР - Вост. Саян
2 Соло-походы.
2001 Кузнецкий Алатау 2А
2003 Ергаки 2А
2008 Карпаты зима 1Б
2009 Карпаты зима 1Б
2009 Эльбрус (седло)
2010 Эльбрус 2А
2011 Полярный Урал 4ПП 1А
2012 Кузнецкий Алатау 4ПП 2А
3

Высотный опыт

2009 пик Ленина 6200 метров (4КУ)

Адрес хранения отчета: Московский турклуб. г. Москва.

Маршрут рассмотрен Московской МКК (шифр 177-00-56666252)

Сведения о районе путешествия

National Geographic назвал Израильскую национальную тропу, пересекающую страну почти на 100 километров с севера на юг, одним из 20 лучших пешеходных маршрутов в номинации "Epic Trail". По мнению журнала, она «подходит туристам, любящим походы на дальние расстояния, которые интересуются как древней, так и современной историей". Пройти это расстояние можно за полтора — два месяца. Чаще всего совершить такое путешествие решаются молодые люди, недавно демобилизовавшиеся из армии. Маршрут маркирован и разбит на 52 дневных перехода, но редко кто ходит его полностью за раз. На тропе остро чувствуется величественная красота дикой природы Ближнего Востока. Израиль – это колыбель трех цивилизаций: христианства, иудаизма и ислама. Здесь сосредоточена масса исторических памятников и религиозных святынь. Территория размером 420 на 110 километров.

Геология и рельеф.

Несмотря на свою небольшую территорию, Израиль отличается значительным географическим разнообразием: от пустыни Негев на юге до горных цепей Галилеи, Кармель и Голанских высот на севере. На востоке центрального плато располагается Иорданская долина, которая сформировала относительно небольшую по размерам (6 500 км) «Большую Долину». К югу от Мёртвого моря простирается пустыня Арава, заканчивающаяся Эйлатским заливом на Красном море. Для Израиля и Синайского полуострова уникальны кратеры («махтеши») или «эрозионные амфитеатры» Кратер Рамон в Негеве является самым большим кратером этого рода в мире, размером 40 километров в длину и до 10 километров в ширину.Плато Негев занимает примерно половину территории Израиля и простирается от Иудейской пустыни (между Иерусалимом и Мёртвым морем) на севере до залива Акаба (иначе называемого Эйлатским заливом) на юге. Пустыня Негев занимает около 60 территории Израиля. Площадь — 12 000 км. Негев ограничен Средиземным морем и Синайской пустыней на западе, горами Моав и Иудейской пустыней на севере, долиной Арава на востоке, заливом Акаба (Эйлатским) на юге. Регион Негева принято делить на собственно Негев и Северный Негев.Слово «Негев» означает «юг» в Торе, а в переводе — «сухой». С точки зрения геологии, Негев — это плато, расположенное на высоте 600—800 метров над уровнем моря. Для этого пустынного района, сложенного известняками, характерны различные формы аридной денудации. Только в Негеве и Синае существуют так называемые «махтэшим». Это глубокие овальные впадины с ровными отвесными краями. Типичный из таких махтешей, махтеш Рамон, имеет глубину 300 метров, ширину 8 километров и длину 40 километров. Образовались они по карстовому принципу: подземные потоки высушили нижние скальные слои, после чего верхние «усохли» и как бы «провалились», образовав воронку. Собственно Негев представляет собой высохшую пустыню. В Северный Негев проведён всеизраильский водопровод, что дало возможность превратить его в зону интенсивного земледелия. Здесь находится множество мошавов и кибуцев, а также города Ашкелон, Сдерот, Нетивот, Офаким. На территории Северного Негева также находится сектор Газа (почти 100 водоснабжения которого также осуществляется всеизраильским водопроводом). В собственно Негеве расположены города Димона и Арад. Границей между Северным Негевом и собственно Негевом считается район Беэр-Шевы.На севере Негева находится и один из самых больших в стране лесных массивов — Ятир. Работы по посадке деревьев здесь были начаты в 1964 году, число деревьев превышает четыре миллиона.

Арава — название долины и пустыни, расположенной на территории Израиля и Иордании. Располагается к югу от Мертвого моря до Эйлатского залива. Это небольшая по площади и очень засушливая территория, занимающая Иорданскую впадину. Пустыня протягивается на 166 км в долине Арава, которая является частью большого геологического разлома, начинающегося в Малой Азии и заканчивающегося в Центральной Африке. Рельеф пустыни — равнинный. Эта крупная долина, зажатая между кряжами эдомских гор с востока, и нагориями Негева с запада, некогда была покрыта морем, тогда же сложился её характерный выположенный рельеф, но уже в раннюю историческую эпоху, Арава приобрела знакомый нам облик. Дальнейшая аридизация (усыхание), превратила Араву в настоящую пустыню питающуюся сезонным стоком с окрестных возвышенностей. Длительное накопление осадочного материала, определило характерный профиль поверхности долины. Центральная, наиболее глубокая часть этой вытянутой долины, выстлана рыхлыми фракциями (песками, супесями, лёссом), периферии же заняты в основном крупнообломочным материалом (щебнисто-гравелированные поверхности). В центральной части встречаются также «сабхи» — понижения с сырыми, сильно засолёнными субстратами.Арава лежит в зоне распространения экстроаридных пустынь, территорий с чрезвычайно засушливым и жарким климатом, при этом Арава достаточно плотно заселена растительностью, чего нельзя сказать о сопредельных ей территориях Негева, Синая и аравийской пустыни, представляющих собой безжизненные пространства каменистой гаммады. Флора Аравы – как впрочем и в целом Палестины – своеобразна тем, что её формируют виды, происходящие из разных флористических областей. Наиболее широко представлены здесь элементы сахаро-аравийской флористической области (ретама, тамарикс, ежовник членистый, иерихонская роза), в меньшей степени средиземноморской (каперсс, эхиум) и ирано-туранской(саксаул, мордовник). С юга в пустыню проникают представители судано-африканского тропического комплекса (пальма дум, калатропис, зонтичные акации).Растительный покров в пустыне Арава неравномерен. В разных частях долины, в зависимости от характера поверхности и степени увлажнения, слагаются различные типы сообществ (растительность скальных и каменистых местообитаний, сыпучих песков и солончаков). Значительные площади на перифериях долины почти лишены растительности, тут на большом расстоянии друг от друга закрепляются отдельные экземпляры биюргуна, фагонии, зиллы колючей и типично пустынных эфемеров: иерихонской розы и сиккулента опофитума. На участках с близким залеганием грунтовых вод и в сухих руслах возникает плотный покров из лебеды, гребенщиков, акаций, дерезы, диких овса и проса. Бугристые пески срединной части долины заняты разряжёнными сообществами с участием белого саксаула и кандыма. Для Аравы характерно широкое распространение древесных формаций, нарушающих здесь привычное представление о пустыне. Слагающие их виды акаций придают Араве облик африканской саванны. Редкостой из Acacia raddiana , A. tortilis покрывает плоские, щебнистые и песчаные поверхности, преимущественно в южной части долины. В Араве находится крайняя северная точка распространения африканской пальмы дум. Эта необычная пальма – единственная среди пальм - с ветвящимся стволом, произрастает в двух крохотных эксклавах в районе г. Эйлат. Наконец растительность сырых, засолённых понижений, называемых «сабхами», представлена различными видами солянок, сведы, сизым артрокнемумом и селитрянкой притупленной, чьи красные плоды, похожие на изюм, съедобны и вкусны.По пустыне Арава проходит государственная граница между Израилем и Иорданией.

Климат

В Израиле типичный субтропический средиземноморский климат. В Галилее выпадает 1080 мм осадков в год. В окрестностях Эйлата в среднем бывает 20 мм осадков в год. 700 мм выпадает в горах Иудеи и 100 мм на востоке Негева.Температура в Израиле варьируется в широких пределах, особенно в течение зимы. В горных регионах может быть холодно, иногда идёт снег. На горе Хермон зимой часто выпадает снег, а в Иерусалиме обычно случается, как минимум, один снегопад в году. В то же время прибрежные города, такие как Тель-Авив и Хайфа, имеют типичный средиземноморский климат с прохладной дождливой зимой и долгим жарким летом. Самая высокая температура в Азии +53,7 °C была зафиксирована в 1942 году в киббуце Тират Цви, расположенном в северной части Иорданской долины. С мая по сентябрь осадки в Израиле выпадают редко.

Водные ресурсы

Водные ресурсы страны ограничены. В последние годы в Израиле ощущается острая нехватка воды. 2008 год был официально объявлен годом засухи. В подземных водах содержатся значительные примеси бикарбонатов, что делает их жёсткими. Первый завод по опреснению морской воды был построен в 1974 году в Эйлате[. До 2010 года Израиль опреснял чуть более 0,13 км воды, но 16 мая 2010 запущен самый мощный и один из крупнейших в мире завод по опреснению морской воды в городе Хадера. Для водоснабжения также используются подземные резервуары. Крупнейшей рекой в стране является Иордан, длина которой составляет 252 км. Иордан течёт с севера на юг через озеро Кинерет (Тивериадское) и впадает в Мёртвое море. Иордан является одной из четырёх не пересыхающих летом рек, наряду с Кишоном (Нахр-аль-Мукатта) (70 км), впадающим в Средиземное море около Хайфы рекой имени Александра Яная (32 км), впадающей в Средиземное море севернее Нетании, и Ярконом (26 км), впадающим в Средиземное море в районе Тель-Авива.Озеро Кинерет — самое большое пресное озеро в стране. Его площадь составляет 166 км при длине 21 км и ширине 10 км. Кинерет расположено на отметке 212 м ниже уровня моря]. Мёртвое море является вторым по солёности озером в мире после озера Ассаль в Джибути. Кроме того, это самая низкая точка на земной поверхности — 417 м ниже уровня моря. В Мёртвое море впадают несколько пересыхающих ручьёв и река Иордан.

Почвы

Несмотря на небольшой размер страны, её почвы характеризуются огромным разнообразием. Это объясняется их различным происхождением, свойствами и различной природой эрозии (ветряной и водной), материнскими породами (базальт, различные осадочные породы, песчаные дюны, аллювий и т.д.), климатом (от засушливого на юге и влажного на севере) и топографией. Серозёмы и бурые пустынно-степные почвы расположены во внутренних районах Израиля, в то время как на побережье чаще всего встречаются субтропические краснозёмы. Большинство почв страны обладают низким плодородием.

Флора и фауна

В Израиле сходятся границы трёх растительных поясов: средиземноморского, ирано-туранского и сахаро-синдского пояса. В стране насчитывается примерно 2600 видов растений (250 — эндемичные) из 700 родов, входящих в 115 семейств. В стране создано около 160 заповедников и заказников. По состоянию на июль 2007 года в Израиле был 41 национальный парк. В 1948 году в стране насчитывалось всего около 4,5 млн деревьев, в конце 1990-х годов — более 200 млн. 70 современных израильских лесов посажены в XX и XXI веках. Лесные участки встречаются в Галилее, Самарии, на Иудейских холмах и на горной гряде Кармель. 60 территории Израиля — пустыня, из остальных 40 больше половины — каменистая почва холмов и горных районов.С 1965 года действует Управление по охране природы, которое следит за сохранностью ландшафтов совместно с Обществом по защите окружающей среды. В лесопосадках чаще всего сажают алеппскую сосну, акацию и эвкалипт, в то время как для озеленения населённых пунктов используют кипарис, казуарину, фикус, тамариск, олеандр и фисташку. Фауна насчитывает около 100 видов млекопитающих (наиболее известные — леопард, гепард, каракал, рысь, камышовый кот, ушастый ёж, волк, шакал, полосатая гиена, средиземноморская лисица, барсук, даман, дикобраз, одногорбый верблюд, газель, лань, гривистый баран, антилопа, нубийский горный козёл, орикс, дикий кабан, африканский буйвол), примерно 500 видов птиц (распространены белоголовый сип, ястребиный орёл, большой подорлик, бородач, чёрный гриф, коршун, канюк, несколько видов сокола, стервятник, ястреб-перепелятник, сычи и совы: сипуха, филин, неясыть страусы водятся аисты (два вида), цапли (четыре вида), пеликаны, удоды, сойки, чайки, вороны (три вида), каменные куропатки, перепела, несколько видов попугаеобразных и др. В городах: сизый голубь, малая горлица, воробьи (несколько видов), ласточки и др.), приблизительно 100 видов рептилий и 7 видов амфибий. Более половины видов птиц постоянно обитают в стране, остальные являются перелётными. В Средиземном и Красном морях обитают дельфины и дюгони. В мае 2008 года национальной птицей Израиля был выбран удод — более 35 проголосовавшего населения высказались в пользу этой птицы.

Экологическое состояние

Экологические проблемы Израиля связаны с нехваткой воды, перенаселением, промышленными выбросами и отходами.Согласно отчёту Environmental Performance Index, составленном в 2008 году специалистами Йельского и Колумбийского университетов в США, Израиль занял 49-е место из 149. Состояние водных источников, истощённых в результате роста потребления воды, вызывает наибольшее беспокойство. В июле 2008 года уровень воды в озере Кинерет был на 228 см ниже верхней (оптимальной) линии. Мёртвое море недополучает воды из реки Иордан и высыхает с 1970-х годов.В то же время, Израиль является одной из немногих стран, в которых отмечается рост лесных насаждений. Израиль получил максимальные оценки в рейтинге Environmental Performance Index за мероприятия по защите озонового слоя и вымирающих видов растений и животных.

Организация путешествия

Общая смысловая идея похода, его подготовка.

Первоначальная идея была обусловлена длительными новогодними праздниками в нашей стране, хотелось использовать их для второго похода за год. Последние пять лет у меня это получалось. Ввиду того что в нашей стране в январе холодно, стал поглядывать на заморские страны. В январе 2012 года мы группой совершили пешеходное путешествие по острову Тенерифе (Канарский архипелаг), очень понравилась природа, растительность, погода, имеющиеся там трекинговые маршруты. При сборе информации для этого похода в интернете наткнулся на «Швиль Исраиль» - тысячекилометровую пешеходную тропу, проходящую через весь Израиль, знакомящую туристов с природой, рельефом, историей Израиля. Я давно мечтал сходить в поход в пустыню, а здесь 60 процентов территории страны пустыня. Нашёл в интернете форум русскоговорящих туристов Израиля VAD adventures и в течение полутора лет на этой ветке http://www.isravad.co.il/forum/index.php?topic=2352.0 собирал информацию, готовился к предстоящему походу, даже для моего опыта было много неясностей. На первый взгляд, кажется всё предельно просто: маркированная тропа для трекинга, какие могут быть проблемы? В действительности оказалось все гораздо сложнее. Маршрут разбит на 52 дневных перехода, меньше 20 км в день, я посчитал, что смогу пройти его вдвое быстрее, как ходят легкоходы: 1000 км за 25 дней, и с этой установкой начал подготовку. На форуме местные туристы очень доброжелательно сказали, что это невозможно и надавали кучу полезных советов. Мне пришлось отказаться от идеи использования январских праздников, погодные условия января и короткий световой день поставили на ней крест. Решил использовать удлинённые майские праздники, идти в апреле-мае, 28 дней отпуска плюс 11 майских праздничных, по любому за это время гарантированно пройду. Весной Швиль надо идти в обратном направлении, с юга на север, чтобы успеть пройти пустыни пока они не превратились в пекло. Лучше начинать в середине марта, но, увы.… В интернете нашёл отчет о прохождении Швиля за 44 дня демобилизованным израильским солдатом, при этом он не сильно напрягался на маршруте, встречался с товарищами, подружками, посещал кафешки. И вообще, я считал, трекинговые маршруты это удел отдыхающих пенсионеров, будучи очень высокого мнения о спортивном туризме, которым много лет занимаюсь. Тем не менее, со всей тщательностью отнёсся к подготовке похода. Взял в аренду спутниковый GPS трекер коммуникатор Shout Nano, каждые два часа показывающий моё местонахождение на карте выложенной в Интернете http://gps.astra-satcom.com/maps/map/?uk=515b419f0766e

Форумчанин Александр Римский aka Sohaty купил и прислали мне симку израильской телефонной компании. Семь человек мне прислали свои телефонные номера, чтобы я всегда был на связи, и в случае необходимости обещали приехать и выручить меня на любой точки маршрута. Так решился ключевой вопрос моего прохождения пустыни - вопрос моей безопасности. Они отслеживали мои перемещения и общались со мной в течение всего похода. Успешность моего похода это и их заслуга. Без них мне бы поход дался тяжелее, и на пару тройку дней дольше. Благодаря их советам, я более правильно экипировался, уменьшил вес рюкзака до 8 килограммов, это не считая еды и воды. Еды нёс на десять дней пустыни пять килограммов, рассчитывая потом понемногу докупать на маршруте. По окончанию похода я убедился, что все их советы были по делу, свою страну, маршрут они знают хорошо. Во время похода они четко информировали о наличии воды на маршруте и даже делали её закладки для меня. А на четвертый день ко мне присоединились Жанна и Женя, и мы прошли вместе четыре с половиной дня. Кроме того я установил контакт с министерством туризма Израиля в РФ, чтобы гарантировано обеспечить въезд в страну, обезопасить себя от официальных формальностей на границе, и переписка с ними мне реально помогла на паспортном контроле в Израиле. Понимая, что поход на 1000 километров дело не простое, я зимой в выходные катался на лыжах в Подмосковье по 40-50 километров и в Израиль поехал в хорошей физической форме. 56 лет мне исполнилось накануне в марте.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Запасные варианты.

Закончить маршрут досрочно, пройти частично.

Аварийные варианты.

Выход на ближайшую автомобильную дорогу, сход с маршрута. Телефонный звонок израильским товарищам с просьбой о помощи.

Особенности маршрута.

Изменений маршрута не было, всё пройдено в соответствии с маршрутом «Швиль Исраиль». Вместо заявленных трёх днёвок была одна сдвоенная, для отдыха и восстановления сил после первой, самой трудной, пустынной части похода. Были проблемы с ориентирование, огромные проблемы, весь мой предыдущий опыт мне только мешал. На Швиле совсем другая логика тропы, отличная от наших туристских маршрутов. Маршрут проложен таким образом, чтобы охватить все самые интересные природные и исторические достопримечательности Израиля и при этом миновать дороги общего пользования и населённые пункты. Как писала в своём ЖЖ швилистка «Сонька»: «На практике это означает, что Швиль стремится к крайностям: если бы он проходил по бильярдному столу, то постоянно забирался бы на бортики и спускался в каждую лузу. Подъем с целью осмотра достопримечательностей последующего спуска - основное занятие туриста на Швиле». Я бы добавил, что на этом бильярдном столе практически нет ровного поля, а только борта и лузы. Несмотря на маркировку тропы, я почти ежедневно три-четыре раза терял её, спохватывался, возвращался обратно, на это у меня уходило в среднем 30-60 минут. За 34 походных дня таких минут набралось порядка 25 часов, то есть два дня я просто блукал. Это невероятно, но это так. Правило передвижения по Швилю, "Если ты идешь по тропе 100-200 метров и не видишь маркер своего цвета, ОБЯЗАТЕЛЬНО вернись, ты ушел не туда. Мои попытки чего-то улучшить, срезать, приводили только к потере времени и сил. Тропа каллиграфическим ивритом выписывала «Прямо семь, в обход четыре», а я всё ни как не мог к этому привыкнуть. Ориентирование осложнялось ещё тем, что в ТрансИзраильском маршруте были задействованы другие, скажем местные маршруты, имеющие иное цветовое обозначения маркеров (обычно это окрашенный краской камень). Обратите внимание, как много, пешеходных и велосипедных маршрутов в Израиле огромное количество и все они содержаться в очень приличном состоянии, это политика государства озабоченного здоровьем своих граждан, их времяпровождением.

Трёхцветный маркер "Швиль Исраиля" на маршруте.

К примеру, я иду по бело-зелёным маркерам, изредка перемежающимся швилистким бело-сине-красноватым, потом спохватываюсь, что моего трёхцветного маркера давно нет, а есть бело-синий. В какой момент я это пропустил, не знаю. Когда идёшь группой, этих ошибок меньше, кто-то спохватиться раньше, а один погружённый в свои мысли, да ещё и сильно уставший уже после пустынной части маршрута, ошибок допускаешь больше. Очень выручал навигатор Гармин Орегон 450, я просто не представляю, как бы я обходился без него, вероятнее всего не закончил бы маршрут. Карту Швиля я в него скачал отсюда http://gpsunderground.com/forum/garmin-maps/12521-topo-israel-v2-01-a.html, опять таки Форумчанин Римский её мне нашёл.

Показания моего Гармина по завершению похода.

Я включал навигатор только для ориентирования и для отметки мест привалов и ночевок, но даже этих редких включений набралось на 44 часа, из них я половину времени ориентировался в движение, а половину останавливался. При этом у меня была очень высокая средняя скорость передвижения 4,5 км/час, вот что значит лёгкий рюкзак, на большей части маршрута он весил всего 10-15 килограммов.

Такое стало достижимым ввиду имеющегося у меня опыта подбора функционального, надёжного и лёгкого снаряжения и возможности пополнения запасов еды и воды на маршруте.Ниже впечатляющая диаграмма зависимости пройденного расстояния от веса рюкзака.

ВЫСОТНЫЙ ГРАФИК.

К моему счастью в интернете я нашёл выложенные треки с прохождением Швиля, которые позволяют просчитать перепад высот маршрута.

http://www.gpsies.com/map.do?fileId=gbfedaztethqlilc трек Швиля часть1

http://www.gpsies.com/map.do?fileId=vupjguhqcpmzpivb трек Швиля часть 2

http://www.gpsies.com/map.do?fileId=feeeemrakddglitg трек Швиля часть 3

Видимо германский турист curlyd, спасибо ему, нёс с трекером солнечную батарею, а я только пару комплектов литиевых батареек.

Профиль высот на участке Эйлат-Арад. 443 км

Диапазон высот: 972 метра. Высота от -84 метра до 888 метров.

Всего подъема 11 054 метра. Всего спуска 10 363 метра

Профиль высот на участке Арад- Рам Аллах. 240 км.

Диапазон высот 738 метра. Высота от 155 метров до 893 метров.

Всего подъема 5 732 метра.Всего спуска 6 098 метров

Профиль высот на участке Тель-Авив – Кибуц Дан. 346 км

Диапазон высот:1 391 метр. Высота от -209 метров до 1 182 метров.
Всего подъема (в высоте) 7 635 метров. Всего спуска (в высоте) 7 481 метров

Итого весь трек 1029км., диапазон высот от -209 до 1182 метра. Всего подъема 24 424 метров. Всего спуска 23 942 метров. Всего перепад высот 48 366 метров.

С учетом того, что есть пара непройденных участков километров метров в тридцать и несколько раз трекер забывали включать, то суммарный перепад высот составит более 50 километров. Таким образом, если от моих 34 дней похода отнять двухдневную днёвку, день ходьбы по ровному побережью Средиземного моря и день прилёта-отлёта, то получается 50 км на 30 дней, в среднем около 1,7 километра перепада высот в день. В начале маршрута перепад высот был больше двух километров, в северной его части около километра. Вот такой трекинговый маршрут, многим спортивным до него далеко.

ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

Погода на протяжении тридцатичетырёхдневного похода и в зависимости от местонахождения менялась от 18 до 42 градусов днём в тени, и от 8 до 26 градусов ночью. Мне здорово повезло, в Израиль пришёл редкий антициклон, и с неделю на второй четверти маршрута держалась температура близкой к 20 градусам, даже пару раз пытался пойти дождь.

Мой телефон выдавал прогноз погоды в соответствии с координатами местонахождения на 4 дня вперёд и почасовой на сутки.Самое пекло было с 12 до 14 часов, в это время я старался обедать. При температуре выше 36 градусов идти было очень тяжело, если ещё и на подъём, то сразу вспоминался высотный альпинизм, один шаг на вдох-выдох. В шутку я рассказываю, что в походе по Святой земле на меня несколько раз нисходила «Благодать», это состояние когда температура воздуха выше 38 градусов, а температура воды, которую ты заливаешь в себя для охлаждения организма много выше сорока градусов. Пить надо очень много, рекомендация «пить два глотка», здесь не работает. Организм обезвоживается, кровь сгущается, работоспособность падает, и следом тепловой удар. На день надо иметь запас 4-6 литров воды. В Израиле на четвертый день пути попал в хамсин — сухой, изнуряющий жаркий ветер южных направлений, температура воздуха превышает +40 °, при штормовой силе ветра. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСЕНИЕ МАРШРУТА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПУСТЫННАЯ.

День первый, 4 апреля 2013.

Эйлат, отель Принцесса - траверс гребня н/к - перевал (1А) – нахаль Гишрон

Пройдено около 7 км. Карта № 51

УДИВЛЕНИЕ.

Из Москвы вылетел 4 апреля в 01-00 часов, в 04-00 был в Тель-Авиве, благополучно прошёл паспортный контроль, не понадобились ни страховка, ни выписки из банка о наличии средств, перебрался в другой терминал аэропорта, откуда вылетел в 07-25 в Эйлат, это час лёта. Любопытно было из иллюминатора рассматривать пустыню, в которую я собрался.
В Эйлате меня встречали добрые люди: Ави Канделкер - директор Эйлатского отделения министерства туризма Израиля, с журналистом Михаилом Елигулашвили, и Борис Гимельштейн - владелец сайта www.eilat.ru со Стасом Дынкиным, узнавшие о моих планах полного прохождения Швиля. В Израиле это почетно, а то, что это собрался сделать русский турист, ещё и необычно. Мне наговорили много приятных слов, подарили сувенирную футболку "Эйлат и 10 заповедей", одна из которых звучит так: «Если в Эйлате пошел дождь, значит, вы не в Эйлате", что сразу взбодрило. Вручили подписанную министром туризма Израиля грамоту, в которой прозорливо назвали меня ПОСЛОМ ДОБРОЙ ВОЛИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ. Помогли поменять деньги, закупить 9,5 литров воды на первые пару дней, накормили, довезли до начала маршрута, и весь поход интересовались моим путешествием, рассказывая о моём продвижение по тропе в местной прессе. Я очень благодарен этим людям.

Маршрут начал в 12 часов, предварительно искупавшись в Красном море, вода мне показалось холодноватой, минимум вдвое ниже температуры воздуха, отдыхающих на пляже было совсем мало. Начало было удачным, тропа первые 700 метров шла по грунтовой дороге, в Израиле их называют джиповками, вдоль границы с Египтом. Минут через 10-15 мне что-то пытался объяснить проезжающий на авто человек, спустя ещё несколько минут я понял, что прошёл поворот тропы и прусь по приграничной зоне. Вернулся, свернул, и через 5 минут увидел туристов в камуфляжный одежде, обрадовался, что не один я здесь. Но это оказались пограничники, вернее пограничницы, я опять сбился с тропы. К счастью, среди них была русскоговорящая, пытаясь объясниться с ней, сделал шаг навстречу, но был остановлен выставленной вперёд ладонью. Снова вернулся и пошёл дальше по тропе, то набирая высоту, то сбрасывая её. Солнце нещадно палило, укрыться от него было невозможно, оно стояло над головой, и тени не было. Температура в первый день была сразу 40 градусов. Сразу вспомнилось: «Здесь птицы не поют, деревья не растут…». На часок я все-таки пристроился над каким-то нависающим камнем, давшим немного тени, чтобы вздремнуть, очень хотелось спать, сказывалась бессонная ночь перелёта.

Первые 700 метров Швиля по дороге.

Граница Израиля с Египтом.

Это трекинговая тропа, она ни чем не отличается от всех горных по которым я ходил раньше.

Разве такие виды могут кого-то не радовать? Горная пустыня очень красивое и разнообразное зрелище. Я получил то, о чем мечтал, и это только начало!

Вид на Эйлат и Красное море спустя пару часов. За морем горы Иордании.

Я сильно обманулся в отношении рельефа пустыни, она оказалась совсем не плоская, на этапе сбора информации я так и не понял этого.Непрерывная череда подъёмов и спусков по камням разных размеров. И тропа совсем не простая, спуск с перевала в сухую долину был весьма крутой, более 30 градусов, камни сыпались из-под ног, руки просили альпенштока, а голова каски, перевал типичная 1А.

Вид на первый мой Швилевский перевал, здесь я спускался и матерился, что это за трекинг такой.

С перевала спустился до темноты, в красивое и удобное для стоянки место, росло даже дерево и несколько зелёных кустиков. До темноты успел поставить палатку. Очень устал, сказалась бессонная ночь перелётов. Был очень доволен увиденным, но обескуражен пройденным расстоянием, за полдня – шесть с половиной часов, прошёл всего семь километров. Велико было моё удивление, что это за трекинг такой, и что будет дальше.

Место ночевки, время 19-30, через полчаса стемнеет.

Отправляясь в поход, я решил, с согласия форумчан, отказаться от газовой горелки и заменил её на печку-щепочницу, с турбонаддувом, весом 300 граммов, которой пользуюсь уже три года. С ней я ходил на Полярный Урал, где в качестве топлива была только зелёная карликовая берёзка, к тому же мокрая, в пустыне же всегда и везде, без проблем находились сухие ветки. По скорости приготовления печка не уступает горелке, и она легче. У меня исчезала проблема покупки газа в Эйлате и далее на маршруте. Даже когда в середине похода, что-то случилось с вентилятором, печка прекрасно функционировала без него, ну на пару минут закипала вода позже. Кроме того печка, в отличие от газовой горелки это мини костёр, возле которого просто приятно посидеть, подкладывая дрова в огонь.

Печка в в действии.

День второй, 5 апреля 2013.

Нахаль Гишрон (1А) – перевал (1А) – источник Айн Натафим – Нахаль Натафим (1А) - Чёрный каньон (Шхорет) (1А) - вершина 481 н/к – нахаль Рахам.

Пройдено около 28 км.

Карта № 51-50-49

ПОТРЯСЕНИЕ.

Накануне лёг в 21 час, утром проснулся в шесть, такой режим сна у меня был с незначительными отклонениями на всем дальнейшем маршруте. Ещё раз при утреннем свете, осмотрел все вокруг, тихонько повизгивая от восторга увиденного и в предвкушении предстоящего, и в 7-30 отправился дальше, только успевая вертеть головой по сторонам.

Таких гор в своей жизни я ещё не видел.

И таких приятных дорожек тоже.

Такая долина здесь называется вади.

Затем красивая вади перешла в не менее красивый каньон.

Здесь я увидел то что не видел прежде в своей туристской жизни: добротно и удобно установленные ступеньки на которые удобно наступать ногами и держаться руками. А на следующем подъёме совсем фантастическое зрелище для русского туриста – сделанную из нержавейки, прочную и хорошо закреплённую лестницу. Эта была восьмиметровая, но дальше встречались и выше. Было непривычно подниматься по ним, да ещё и с двадцатикилограмовым рюкзаком, да ещё в жару под 40 градусов. Пустыня с первых дней моего похода жарила не жалеючи. В каньоне не раз натыкался на брошенные вещи, бестолковые отдыхающие совались посмотреть на красоту горной пустыни, совершенно не представляя что их ожидает.

А ожидал их простенький для опытных туристов перевал начальной сложности 1А, но для не опытных, при такой температуре воздуха, совсем не простенький. Примерно с километр я поднимался по каньону, покуда передо мной не открылась панорама планеты Марс. Потрясающе, не правда ли? И это только начало моего похода.

Вид на вади, оттуда я пришёл, сложность перевала вне всякого сомнения 1А

А это вид на другую красивую вади. Я не сразу понял что мне сюда, потому как спуска не было, а был какой отвесный тридцатиметровый обрыв. Мои поиски спуска привели меня к настоящему камину – редко встречаемому препятствию, характерному для альпинизма.

Камин.

Рюкзак пришлось перемещать отдельно от себя.

Когда я спустился вниз и увидел пройденное препятствия трекингового маршрута, то был поражён так, что что у меня вырвалось и повторилось несколько раз слово: «Блядь».

В повседневной жизни я обхожусь без матерных слов, мне вполне хватает нашего богатого русского языка.

Но здесь я был настолько шокирован пройденным участком, нет он не был сложным, но с моим представление о трекинге явно не вязался. Я даже напрочь забыл, что где-то здесь должен быть не замеченный мною источник воды Айн Натафим. О нём я вспомнил только пару часов спустя, когда понял, что сегодня воды не будет, а половину своего Эйлатского запаса я уже выпил. Тут же лихорадочно зашевелились мысли: «Что делать, где взять воды, неужели уже сходить с маршрута?» Посидел с картой, поприкидывал свою сегодняшнюю скорость, расход воды и решил, что выходить на шоссе ещё рано, вполне дойду до кибуца Беер Ора и там пополню запасы воды. Но порцию андреналина я хватил хорошую, пустыня это серьёзно, смертельно серьёзно.

А пока я шёл сухой долиной, перешедшей в Чёрный каньон (Шхорет) в них когда-то текла не маленькая река и не прекращал удивляться увиденному, с превеликим удовольствием используя простейшие приемы скалолазания, двигался вперёд по узкому извилистому канону. Трекинговые палочки приходилось держать в одной руке или вообще сбрасывать вниз, чтобы они не мешали. И совсем забыл о том что надо ориентироваться, и очень скоро поплатился за это, не заметив резкого в 135 градусов поворота в другой каньон. Спохватился через километр, когда увидел, что каньон расширился настолько, что в нём появились следы шин джиппа. Откуда он здесь? Гармин сказал что надо возвращаться. Возвращаться надо было с набором высоты, теперь палочки приходилось закидывать наверх.

Здесь я сначала спустился, а затем пришлось подниматься. Высота препятствия около четырёх метров.

Следущая вади, здесь я снова ушёл в сторону не по своей маркировке.

Вид на пустыню Арава и горы Иордании. Живописно, не правда ли?

Очень необычная стена.

А это с горами работал небесный скульптор.

Богатая палитра оттенков, но краски только одного цвета – цвета выжженой пустыни.

Я очень берегся от солнца, футболка с длинным рукавом, на лице крем и маска, но тем не менее и руки, лицо и шея немного обгорели. Шляпа с большими полями лучший головной убор для пустыни.

Горы здесь интересны как формами так и красками.

Фотоаппарат не передает в полной мере всего, что видят глаза, в действительности всё выглядит гораздо сочнее, красочнее. В очередной раз, заглядевшись на эту красоту, я ушёл на спуск в долину Аравы, причем совсем не простой, по крутому склону среднего и крупного курума.

Потерял на этом около часа и максимально быстро начал подъём по тропе на вершину, за ней была очередная вади где я хотел заночевать. Быстро темнело, я боялся, что засветло не успею, а ходить по темноте с фонариком в этой местности ни кому не советую. Лучше и безопаснее днём в жару, чем прохладной ночью. Я уже примерялся к ночевке на верху хребта, и даже подобрал на дрова брошенную кем-то палку, к счастью спуск оказался простым и быстрым, но палатку я ставил уже при свете фонарика. Душа пела от увиденных сегодня пейзажей, сложностей маршрута. Собираясь на Швиль я опасался что мне будет скучно ходить по трекинговым дорожкам, а дорожки оказались крутыми в прямом и переносном значении этого слова. Сегодня я был потрясён увиденным и пройденным. Что меня ждёт дальше?

Пришёл оттуда, утренний снимок.

Весьма уютное место для ночлега. Палатку скорее по привычке поставил с тентом, при таких тёплых ночах он излишен,использовал его в качестве подушки.

День третий, 6 апреля 2013.

Нахаль Рахам (1А) - радиально кибуц Беер Ора – парк Тимна - г. Тимна 453м (1Б) – каньон н/к - долина Маале-Мальхин .

Пройдено около 19 км.

Карты № 49-48

ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ УСПОКЕНИЕ.

Проснулся очень довольный собой, прошёл 28 непростых километров по жаре, увидел столько интересного и чувствовал себя свежим и бодрым. Так надо и дальше держать, а впереди, как только кончиться горная пустыня, будет поровнее, буду проходить за день ещё больше. Через 5 минут пути увидел вот такой оазис из трёх пальм, чертыхнулся, как было бы приятно поставить палатку под их кронами. Экзотика была кругом.

Очередная ваби или уже начавшийся каньон, вновь меня поразили, теперь крупным курумом, размером более метра и крутым, близким к отвесному спуском.

Палки здесь пришлось бросать вниз и очень осторожно спускаться на трении, упираясь ногами и руками. Нет, препятствии были привычные и обычные для моих спортивных походов, но это же трекинговая тропа, в том числе для детей и пенсионеров, на что я неоднократно натыкался в многочисленных кратких описаниях Швиля на туристических сайтах.

Ну и где здесь тропа? Только одни маркеры.

Вот такие красавцы встречались на тропе, и они не из пугливых.

Время половина девятого, а солнце уже припекает вовсю, двигаюсь по тенёчку вдоль стены широкой вади, хотя это менее удобно. Иду в полной тишине и одиночестве, никаких толп туристов бодро преодолевающих Швиль, я ещё не встретил. Впрочем и дальше встречал их редко и мало, примерно раз в два дня, и шли они только отдельные участки Швиля. В половине одиннадцатого я был у свертка на кибуц Беер Ора, спрятал рюкзак в камнях и пошёл за водой, потратил на это полтора часа, набрал четыре литра воды. Первый итог расхода воды: на двое суток у меня ушло девять литров. Хорошо что в Эйлате купил шесть бутылок по полтора литра, а не четыре по два литра. Иначе, не хочется даже думать, что было бы иначе. С проблемой воды я сталкивался весь маршрут, даже на севере страны, как правило, я нёс всегда лишний другой литр воды про запас, и иногда этот запас выручал меня.

По этой вади идёт Швиль, а я поднимаюсь в сторону от него в кибуц.

Долина Аравы, по ней проходит граница с Иорданией и трасса Тель-Авив-Эйлат. За холмами справа кибуц Беер Ора.

Почти все кибуцы в Израиле имеют хорошие изгороди, лазить через них не стоит, чтобы попасть в него мне пришлось пройти по периметру пару километров. Но на воротах висел номер телефона, по которому можно позвонить, чтобы их открыли.

Здесь я впервые увидел капельное орошение в действии, это метод полива, при котором вода подаётся непосредственно в прикорневую зону выращиваемых растений регулируемыми малыми порциями с помощью дозаторов-капельниц. Позволяет получить значительную экономии воды. Широкое использование метод впервые получил в Израиле, где в условиях дефицита воды в 1950-х годах начались опыты по внедрению системы капельного орошения. Сейчас вся страна в шлангах и в зелени, собирается по 3-4 урожая в год. А капельное орошение теперь широко применяется во всем мире.

А это добыча каких-то полезных ископаемых, насмешило, что ни какой рекультивации делать не надо. С одного места грунт вынули, на другое переложили, внешне ни каких изменений.

Неожиданно, очень быстро для себя, я в 13-30 был у искусственного озера парка Тимна, по пути лицезрел медные копи и столпы царя Соломона. Сегодня был лёгкий день, почти все по ровному, без значимого перепада высот, рюкзак полегчал, воды нёс вполовину меньше начального веса, вот только идти пришлось в самую жару. Если так будет и дальше то это здорово! Пообедать решил в кафе, хотелось познакомиться с израильской кухней.

Это парк Тимна. Снова козлы.

Марс?!

Знаменитые Соломоновы столбы – это часть каменной скалы. Они были сформированы естественным образом в результате эрозии твёрдого красного песчаника. Столбы получили своё название в честь известного царя Соломона.

Озеро Тимна было создано несколько лет назад, вода для него откачивается из затопленных грунтовыми водами нерентабельных медных шахт, по периметру посажены пальмы, много разных ярких цветов. В озере плавают мелкие рыбки, но мне (и всем остальным) купаться не разрешили. Озеро уже стало центром культурного отдыха цивилизованного туризма, сюда постоянно приезжают отдыхающие в Эйлате люди, они катаются на лодках в озере, любуются пейзажами, набирают в колбочки разноцветные пески пустыни.

Моего английского хватало. Я не испытывал больших трудностей в общении. Очень многие знали русский, почти все английский. Распечатанные и заламинированные дома фразы на ивриты не пригодились ни разу. Часа три я провел в этом райском уголке, дожидаясь спадания жары и зарядки телефона. Связь (клита) и соответственно интернет и электронная почта в Израиле есть практически везде, кроме котловин в пустынях, поэтому телефон у меня разряжался быстро, в течении одного дня, выручал купленный для этой цели внешний аккумулятор, его емкости хватало для четырёх полных зарядок. Телефон включал только когда мне надо было позвонить, посмотреть прогноз погоды, почитать электронную почту и общаться с форумчанами Скитальцами и Ёжиками.

Спустя три часа, отдохнувший и по спавшей полуденной жаре двинулся дальше. Я успокоился преждевременно, подъём на гору Тимна, каких то 450 метров высоты, меня вновь удивили.

Это тропинка к горе Тимна.

Подходы к вершине это хаотичное нагромождение камней разных размеров, подъём к предвершине скальные лбы 25-30 градусов, а последние 10 метров подъём по скобам вбитых в почти отвесную сильно разрушенную стену. По классификатору соответствует 1Б категории сложности, спуск был немногим проще.

Начало подъёма и вид вниз

До вершины рукой подать. Она совершенно плоская, метров 100 в диаметре.

На посещаемых вершинах всегда есть «обзорные доски», наглядно видны все достопримечательности в округе.

На вершине чуть не случилось ЧП, ветром с меня сдуло шляпу и я её задержал палочками на последних пяти сантиметрах вершины.Вряд ли я нашёл ее внизу, а без головного убора в пустыне не выжить, мне бы пришлось потерятьполдня, на возвращению в кафешку Тимны и покупки новой шляпы.

Вид с вершины на предстоящий путь. Не очевидный, я его не сразу нашёл, очень крутой спуск с вершины по скобам, затем крутой спуск в красивый каньон и движение по нему с лазанием по скальным выступам.

После 17 часов жара спадает, идти просто комфортно, и я стараюсь максимально использовать световой день, иду до темноты, но так чтобы успеть засветло, найти удобное место стоянки. Нынче я искал его при свете фонарика. Нашёл без труда, воды в пустыне не найдёшь, надо только место чтобы ровное и дрова были, а это практически в любом месте. В Израиле с удобными местами для стоянок нет проблем, только есть одно но, не везде разрешено останавливаться на ночлег, есть заповедники, в которых для охраны покоя животного мира под стоянки отведены строго определённые места. Но до стоянки я прошёл через очередной извилистый каньон, порадовавший меня разноцветными скалами, и скалками через которые пришлось пролезать, используя приёмы альпинизма.

Подобные информационные доски часто встречаются на Швиле, тексты на трёх языках: иврите, арабском и английском, но мне они были без особой надобности, посколько знаю только русский.

День четвертый, 7 апреля 2013.

долина Маале-Мальхин - вершина 630(?)м. н/к – плато - кибуц Шахарот – песчаная дюна.

Пройдено около 32 км. Карты № 48-47-46

ЖАРА

Утром рассмотрел, куда я забрался по темноте. Передо мной стоял маленький горный кряж подковой ограждающий национальный парк Тимна. Высота его метров 500. Мне наверх, надо успеть подняться раньше солнышка, вернее раньше, чем оно начнет припекать по настоящему.

Тропа серпантином уходит вверх, только шагай, но только чтобы обувь была хорошая. Я шёл в новых «Гармонтах» с подошвой «Вибрам». Мои старенькие после трёх хороших походов порвались, но зарекомендовали себя достойно. А вот Швиль оказался для них слишком «твёрдым». Подошва ботинок не смогла уберечь подошвы моих ног. Весь поход я испытывал дискомфорт, Швиль требует ботинки не абы какие, а для тяжёлого трекинга, иначе ногам придётся туго.

Когда я поднялся на плато и оглянулся назад, ахнул, ну до чего же необычно красиво. Шёл четвертый день похода, а Швиль просто изумлял совершенно новыми, непривычными для меня видами.

Ну не красота ли?

Что за реки текли здесь когда-то? Или это зимние осадки?

Оттуда я поднялся. Можно разглядеть двух швилистов, эти молодые парни догнали меня на подъёме в гору, но обойти на остальном пятичасовом относительно ровном участке не смогли.

Относительно ровный участок, отсутствуют резкие наборы и сбросы высоты, но незначительные постоянны. И это при жаре в 40 градусов, и так до самого Шахарота.

В него я пришёл после двух часов, то есть топал в самый полудённый зной, мне хотелось вкусить в кафешке местной здоровой пищи, а не своей тщательно подобранной калорийной и питательной. В Израиле вообще к еде относятся свято, у них в стране все продукты экологически чистые, вера такая. Каково же было моё разочарование, когда я понял что в этом кибуце не то, что кафешки, даже людей не было, словно вымерли от жары, но я нашёл чистый общественный туалет, в котором набрал воду. Пару часов я отлёживался в тени попивая тёплую воду. Перекусил шербетом, готовить не хотелось, жара высасывала силы, как губка влагу. Спасало только то, что температура воздуха в течение дня плавно, но сильно менялась, утром и вечером было прохладнее градусов на десять.

На горизонте кибуц Шахарот.

А это велосипедные дорожки, тоже не сахар для велосипедистов.

Остаток дня прошёл не «горно» и не жарко, и посему нетрудно. Прошёл глиняный такыр размером с хороший аэродром, потом пошёл песок, вдоль дороги

Сказать, что по песку идти приятней, чем по камням не могу, подошва не пробивается, но сил затрачивается больше.

В поисках места для палатки, так чтобы меня не было видно с дороги, шёл до темноты, палатку поставил на песчаной дюне, заглянул в записи, увидел, что это какой то очередной заповедник и похоже не место для стоянок. Поэтому печку разжигать не стал ни вечером, ни утром, чужие законы и правила надо уважать, впрочем, свои тоже, чуть свет поднялся и в 6 часов пошёл дальше. Жизнь налаживалась, за прошедший день прошёл 32 километра

Песок живой, передвигается под воздействием ветра, наметает целые барханы.

День пятый, 8 апреля 2013.

Песчаная дюна – перекрёсток Шизафон - 40-ой километр трассы №40

Пройдено около 39 км. Карты № 46-45-44-43

ХАМСИН.

Трёхкилометровая песчаная дюна. Стартовая точка следующего дня.

Ну, сегодня я точно пообедаю в придорожном кафе, вернее позавтракаю. С этой мыслью я устремился вперёд к перекрёстку Шизафон, десять километров по ровненькому, вдоль шоссе я преодолел за пару с небольшим часов.

Высохшая земля, язык не поворачивается её так назвать.

Долгожданный, вымученный завтрак в кафе «Пундук Смадар». Коты на столах ни кого не шокируют. Почему то тоже не смог съесть целиком, похоже жара не позволяет организму много кушать. Я ни одного дня не ущемлял себя в приёме пищи, ел столько, сколько хотел, но пять килограммов веса Швиль у меня взял. Из кафе двинулся в путь в самую жару, в 12 часов, предварительно намочив под краном свою футболку. Но прохлады хватило не надолго, этот день мне запомнился как самый жаркий в походе. Я очень часто пил воду, но у меня было ощущение, что тёплый ветер выдувает влагу из моего тела, высушивает его, а вода из желудка не успевает всасываться в кровь и восполнять нарушенный водный баланс. Потом мне рассказали, что я попал в хамсин и мои инстинктивные действия по поглощению воды были совершенно правильные. Потеря организмом воды с потом может быть огромной, в 1 ч может испаряться более 1 л жидкости.А пить по литру воды за час ну очень сложно. Потоотделении также зависит от влажности окружающего воздуха, чем меньше влажность, тем больше возможность потери воды. Несмотря на отчаянную жару я прошёл в этот день 39 километров. Лёгкий рюкзак и ровная местность позволили сделать это. Швиль шёл вдоль асфальтовой дороги рассекающий военный полигон на две части. Над головой летали вертолёты, справа от меня отрабатывали боевые приёмы танки, слева бронетранспортёры. Жизнь у военных кипела. Ещё меня замучили «Миражы», не оптические, а сверзвуковые истребители, патрулирующие воздушное пространство страны от северной границы до южной, а посколько страны всего 400 километров, то за час они появлялись над моей головой дважды, и так большую часть похода.

Танки отрабатывают команду: «Снарядов не жалеть!»

А это не песок, очень похоже на цемент, но попробовать полить его водой, я не решился, воду жалко. И вообще пустыня представилась мне заброшенным бетоным заводом Господа Бога, со времён сотворения мира. Горы щебня, гравия, песка, цемента, застывшего бетона, и всё брошено как попало, неубрано, видимо спешил на другой объект.

На Швиле есть разные по интересности и сложности участки тропы, есть и просто перегоны их соединяющие. Сегодня такой перегон я и проходил, но запомнился он мне, как один из самых незаурядных и пикантных.

В тени этого куста, устроил себе получасовой отдых. Солнце в полдень припекало так, что я заставил себя встать и пойти дальше, только после того как из военного городка ко мне подъехал военный джип и офицер поинтересовался, к моему удивлению, ни что я тут делаю у башен танков, а моим самочувствие и наличием воды. Моего английского словарного запаса хватило, чтобы рассакзать, что я иду Швиль, чувствую себя хорошо и вода у меня есть.

Хамсин, солнце не видно из-за песчанной пыли. принесенного ветром из Аравии. Жалко температуру воздуха по фотокарточке определить нельзя.

К вечеру я добрался до намеченной цели - сорокового километра сороковой трассы. Это отведённое место для отдыха Швилистов. Каково же было моё удивление, когда я не обнаружил там воды. Попробовал на шоссе останавливать машины, мне так советовали, и просить у них, это принято здесь, но было уже темно и никто не останавливался. Я стал набирать телефоны товарищей по израильскому форуму, созвонился с «Санычем» и «Мишкой», к нему мне посоветовали обращаться, когда у меня появятся вопросы по Швилю. Не люблю напрягать людей, но тут деваться было не куда, ибо воды у меня остался только литр. Местные туристы в таких местах делают либо заброски, либо останавливают попутку и едут до ближайшей АЗС, или населённого пункта, закупаются, и возвращаются на другом авто обратно. "Мишка" ответил, что я прав, воды здесь действительно нет, и ближайшие 2-3 дня маршрута не будет, уточнил, где я нахожусь, и сказал, что завтра утром привезет. Утром привез воду, друга Женю и жену Жанну. Они мне были спутниками четыре с половиной дня, это были самые информативные дни похода, я много узнал о стране, природе, маршруте. Помните древнюю мудрость, о том, что хороший спутник укорачивает дорогу. Первые полдня я боялся, что они будут меня тормозить, оказалось совсем наоборот, ходоки отменные, перенял от них методику привалов и передвижений по жаре (три часа идёшь по холоду, полчаса отдыхаешь с разутыми ногами...) Михаил сделал заброску воды на следующий день, ещё через день опять встретились на трассе, привез воду, арбуз, вкусняшек. После того как я вновь остался один на маршруте, он ежедневно интересовался где я остановился ночевать, как шлось, рассказывал о переходе следующего дня, его красотах, достопримечательностях, наличии воды, сердился если я не звонил вечером. И так каждый день весь мой долгий поход. Подбадривал, ставил задачи на день. Ещё раз привозил воды на самом безводном, трёхдневном переходе, мне пришлось нести ее в количестве 11,5 литров. Уже в середине маршрута я стал испытывать странное приятное чувство от этой опёки. В моём преклонном возрасте, с моим отнюдь не маленьким опытом (пешеходным, горным, альпинистским и даже водным и воздушным), не говоря про многолетний руководящий, я чувствовал себя неразумным дитятей, которого наставлял и предостерегал от возможных неприятностей близкий человек, настолько близким может быть только Старший Брат. Ещё через несколько дней я осмелился, как бы в шутку, его так и назвать, а потом и на полном серьёзе. Так к нему и обращаюсь теперь, и очень мне его и его товарищей сейчас недостает, при всей моей общительности и кучей товарищей на Скитальце и Ёжиках. В Израиле я чувствовал себя как с друзьями в Кемерово, когда приезжаю из Москвы. Ну, в Кемерово то понятно, я там всю жизнь прожил и не один пуд соли съел с друзьями, а у Михаила успел только килограмм его сахара выкушать. Кроме Михаила я близко познакомился с семью туристами. Все мои новые израильские друзья русскоговорящие, лет 15 назад они перебрались в Израиль, разговаривают на иврите, но по своей сути остались тем, кем были русскими, украинцами, белорусами с открытой простой душой. Думаю, что я ещё встречусь с ними.

День шестой, 9 апреля 2013.

40-ой километр трассы №40 – Вади Цихор – Вади Фаран -каньон Врадит (1Б) – каньон Барак (1Б) - Вади Барак.

Пройдено около 27 км. Карты № 43-42

ПЕРВЫЕ ИЗРАИЛЬСКИЕ ТОВАРИЩИ. ПОРАЗИТЕЛЬНЫЕ КАНЬОНЫ.

Утром приехал Михаил с Жанной и Женей, привез воду и успел сделать нам заброску воды на следующий безводный день. Я был несказанно удивлён, такая реакция на мой звонок, звонок по существу совершенно постороннего для него человека. Как можно за вечер собраться и пойти в поход? Потом выяснилось, что Женя с Жанной собирались сегодня идти, но другие участки Швиля, Михаил их переориентировал и отправил ко мне. Последние наставления Михаила, и мы отправились в путь. Я уже понял, что он то пустыню знает, чуть ли ни как свои пять пальцев, много по ней походил, и ещё по работе, он добывает воду в пустыне, и изъездил её всю на много раз.

Слово за слово, мы разговорились, нашлось много общих тем для разговора, но в основном информацией насыщался я. Часа через три дорожка упёрлась в скальную стенку, в которой был узкий извивающийся проход, это начался каньон Врадит. Невиданное для меня доселе зрелище и препятствие. Больше зрелище, чем серьёзное препятствие, щель шириной от метра до трёх-четырёх, причудливо обточенные водой скальные стенки приятного песчанно-бежевого цвета высотой 15-20 метров. Это были ни привычные мне скалы, гладкие или сложенные из камней, а как будто причудливо вылепленные из пластилина и затейливо украшенные сложными разнообразными рельефными узорами, красивыми потёками.

Вход в каньон здесь.

Почти сразу встретилась и вода, но в таком непотребном виде, что, только умирая от жажды, я стал бы пытаться привести её к пригодному для употребления состоянию. Примерно в такую лужу у меня упал навигатор, через пару минут я его нащупал и вытащил. Изготовители не обманули, действительно герметичный, продолжал безукоризненно работать. Каньон часто посещается туристами и в нём все сделано для того, чтобы любой физически здоровый человек мог легко пройти. Скобы-ступеньки и лестницы встречались мне везде на Швиле, но это был самый насыщенный ими каньон.

За очередным поворотом в углублении каньона показалась лужа побольше, заполнившая весь каньон, называется такая «гев», я спустился к ней по ступенькам померить глубину трекинговой палочкой. Держась одной рукой за скобу, склонился над водой, опуская палочку все глубже и глубже: полметра, метр, палочка погрузилась полностью, дна не было, и только засунув руку в воду по предплечье, упёрся ею в дно. Полтора метра у края! Меня разобрал неудержимый хохот, мои новые товарищи не видели моих манипуляций и не могли понять, что я такого смешного увидел. Гев мне понравился, я тут же бултыхнулся в него, если дна не достану, то переплыву, всего каких-то шесть метров, потом будем думать, как рюкзаки сухими переправить. Но всё обошлось буднично просто, вдоль стенки глубина была не больше полутора метров, способ переправы рюкзаков на голове, я уже репетировал на Приполярном Урале, там в шутку, здесь пригодился всерьёз. Пока Женя и Жанна переправлялись, я разведал, что там впереди. Впереди нас ждали две не маленькие лестницы, ещё один гев, который можно было осторожно обойти с краю и кучу набитых скоб-ступеней почти по вертикальной стене, потому как каньон заканчивался тупиком.

Это Женя со своим рюкзаком.

Второй гев с водой и вторая лестница.

Это третий гев с водой. Жанна поднялась по стене каньона по вбитым скобам-ступеням, ещё несколько шагов и начнутся новые ступени.

Вот они. Не слабо, правда? И ни какой страховки. Было как то непривычно, но мне понравилось.

Далее на Швиле мне пришлось подниматься и спускаться по тропе в ещё более небезопасных условиях, но здесь все так ходят, и это считается нормальным для израильских туристов-швилистов.

Это финишные скобы-ступеньки, каньон закончился.

Мы поднялись наверх в этом месте.

Каньон Врадит с бродом гева был, неспеша пройден за час. Но какой это был час! Сколько эмоций он доставил мне, ибо все, что видится впервые, всегда невероятно интересно и запоминается надолго. Мои спутники были более сдержаны в эмоциях, похоже, что они видали и не такое. А для меня, прошедшего пару десятков горных систем в нашей стране, и много чего перевидавшего, такое чудо было как фейерверк в ночи. Это уже шестой день моего путешествия по пустыне, а я не переставал восхищаться, восторгаться увиденным. Как там у Макаревича: «Всё было впервые и вновь», как будто я и не ходил 25 лет в горы.

Дальше куда-то сюда. Пустыню патрулируют боевые вертолеты. Они встречались мне, чуть ли ни каждый день.

К 15 часам, пройдя немного поплато, мы подошли к другому каньону Барак. Вход в него выглядел ещё более внушительно. Казалось, что земля в этом месте хотела расколоться пополам, но потом одумалась.

Пока мы с Женей фотографировали красоту и ужасы, Жанна убежала вперёд, спустилась в каньон и отдыхала, поджидая нас.

Какой каньон мне больше понравился, я сказать затрудняюсь, сказочно хороши оба.

В некоторых местах на Швиле, вместо скоб сделаны такие пропилы в скалах для рук.

А этот гев сухой, внизу лежат мои сброшенные трекинговые палочки.

Вид верха каньона.

А это другая лестница. Ступеньки прижаты вплотную к скале, надо быть осторожным.

Здесь была навешена верёвка, вернее целый канат с узлами.

Ощущение что горы поглотили кого-то сильно любопытного, оплели их навсегда каменной паутиной.

Горный скульптор украсил этот каньон прекрасной разнообразной лепниной. Прощай каньон Барак! Хотел бы я с тобой встретится вновь!

Каньон Барак был пройден всего за 20 минут, но какие это были минуты! Какие впечатления!

Жалел только, что гевы были сухие. После каньона мы прошли ещё пару часов по вади, красота которой не оставила и следа в моём сознании, так как оно было заполнено впечатлениями от увиденных каньонов. Мы благополучно нашли запрятанную воду привезенную утром Михаилом и встали на ночлег. Если бы заброски воды не было, нам пришлось бы идти за ней по джиповке к поселению примерно семь километров в одну сторону, и столько же обратно, а так сэкономили часа четыре времени.

День седьмой, 10 апреля 2013.

Вади Барак - Сапир -русло сухого ручья Каркэшет.

Пройдено около 35 км. Карты № 42-41-40

Утром я примерил Женину арафатку, понравилась, очень функциональный головной убор для пустыни, защищает дыхательные пути от пыльных бурь, крепко держится на голове.

Вид в арафатке весьма необычный, революционно-воинственный, как мне кажется.

Палатку начал ставить без тента, Женя вообще без палатки шёл.

Честно говоря, этот день у меня в памяти не сохранился, хотя тропа шла по Пути Благовоний, проходившему здесь много веков назад, мимо легендарного набатейского города Моа. Я даже его руины умудрился не сфотографировать, не глянулись.

Просто горная пустыня. Сегодняшние виды восторгов не вызывали. В предыдущие дни я видел и не такое!

Шли на север пересекая многочисленные мелкие потоки, впадающие в русло Арава. Многие из этих потоков не имеют названия , самые крупные из них Цофар , Ашэшэт , Эмэр , Йаав . Пройдя ручей Йаав , вы вошли в поселение Сапир. Все русла и потоки, разумеется сухие.

Типичный ландшафт – одинокая акация в пустыне. А всего видов акаций в мире около 1300.

А вот пальмы в пустыне смотрятся поинтереснее. Первое время вызывали восторг, потом привык и к ним, и к бананам, и к другой экзотике, в конце похода милее берёзки с осиной деревьев не было.

Сад в Сапире. Израильтяне всегда стараются облагородить место, где они живут. Зелень желанный и непременный атрибут уюта.

Почти все кибуцы Израиля огорожены приличными заборами, а то и в два ряда и с колючей проволокой, и скрыты цветущими растениями. После Сапира повернули на запад, прошли с пяток километров и стали на стоянке в русле сухого ручья Кэркэшет.

Закат в пустыне. Первая неделя моего путешествия закончилась. Как здорово, что я сюда собрался и приехал.

День восьмой, 11 апреля 2013.

Русло сухого ручья Каркэшет – плато Сдакин (Трещины) – русло ручья Некарот – гребень Харэрим (1Б) – истоки ручья Некорот.

Пройдено около 27 км. Карты № 40-39

«ЗЕЛЁНЫЙ ПАТРУЛЬ»

Утром мы попрощались с Женей, он возвращался на шоссе, его увозил Михаил обратно в цивилизацию, а мы с Жанной отправились дальше. Этой ночью я проколол самонадувной коврик колючкой от акации и спал на песке, благо на тёплом. Женя отдал мне пенополиэтиленовый, даже когда я заклеил свой, то всегда подстилал на низ Женин. На будущее буду что-то брать для его защиты, второй раз через дно палатки прокалываю, но от самонадувастика уже не откажусь никогда, тепло и мягко всегда, ещё и на весе спальника экономится.

Сегодняшний день был интересен разнообразным рельефом, были и горы и плоскогорье, солнце тоже было. Встретились трещины в земле, в точности, такие как видел на ледниках Алтая и Памира, узкие, длинные и глубокие.

Глубиной уж точно больше 10 метров. Но она будет расти пока не превратится в настоящий каньон.

Но где шёл и как называется то, что видел, сказать не могу. Надписи на моих картах были на иврите, так что они от контурных отличались только горизонталями, которые очень плохо читались, глядя на карту, понять, что сейчас будет падение в долину или подъём на возвышенность я не мог.

Оттуда пришли.

Перепады высот сегодня были значительные, мы то взбирались наверх, причем очень крутенько, то падали вниз.

На этот перевал мы поднялись сбоку.

Путь наверх по этим камешкам.

Это вид на вади, из которой мы пришли.

Снова наверх.

Это маркированная тропа.

Горы плющило здесь не по детски.

Поднялись оттуда.

И снова наверх, господи, почему снова наверх, здесь же такие низенькие горы.

Горы не только плющило, но ещё и плавило и выветривало.

В этот день мы с Жанной прошли 27 километров, для местности с таким пересеченным рельефом очень даже не плохо.

Время съемки 16-42 идём по верхам.

А это продвинулись вперёд на час, время 17- 45

Виды один другого красивее!

Ближе к 18 часам на этом месте нам встретился «зелёный патруль», егерь посадил нас в свой джип и увез за три километра к месту ночной стоянки, сказав, что звери ночью должны отдыхать от туристов. Жанна была очень раздосадована, а я отнёсся спокойно, меня предупреждали, что ночевать на Швиле можно не везде где захочется. Описывать сколько времени и как она уговаривала егеря, не буду. По пути он несколько раз останавливался и подбирал мусор оставленный туристами, в кузове джипа всякой дряни было, к сожалению, уже предостаточно. Егерь поменял наши пустые бутылки на полные, что было весьма кстати, водичка у нас заканчивалась.

День девятый, 12 апреля 2013.

Истоки ручья Некорот – гребень Харирэм н/к - ручей Гванин – гора Гванин н/к –Шэн Рамон -кратер Махтеш Рамон (1А) - парк Мицпе Рамон.

Пройдено около 26 км. Карты № 39-38

«МАХТЕШ РАМОН»

Место для стоянки было открытое и на возвышении, нас продувало насквозь, мы спустились пониже и в складках местности поставили палатки. Пришлось даже одеть тёплые флиски. Жанна ворчала на егеря, мы ведь потеряли часа три ходового времени.

Зато на обратном пути увидели очень красивые скалы, горизонтальные отсадочные пласты, разделялись вертикальными перегородками.

Камнеопасно! Свежеотколотые скалы. Скалы не только красивые, но и камнеопасные. Горы есть горы, это спящие исполины, которые лишают жизни людей, не замечая этого.

Мини каньон.

За два с небольшим часа мы дошли до шоссе №40, где должны были и встретились с Михаилом. Михаил привез воду на остаток дня, холодный сладкий арбуз, сухариков, конфеток, последних по моему заказу, свои, я подъел.

Через час встретили растерянную группу весьма взрослых людей, женщину лет сорока хватил тепловой удар, или стало плохо с сердцем. Над ней хлопотали два врача, до машины скорой помощи стоящей у обочины было метров пятьсот и сто по вертикали. Ещё минут через десять над этим местом закружил медицинский вертолёт, только сесть ему там было не где, пострадавшую придётся транспортировать вниз. Тепловой удар это не просто обморок от жары, в организме происходять серьёзные нарушения функционирования органов из-за повышения температуры в них. Смерть при тепловом ударе, причиной которой является почечная недостаточность и другие осложнения, может наступить в течение нескольких часов. В большинстве случаев, однако, больные умирают через несколько недель после теплового удара вследствие инфаркта миокарда, сердечной недостаточности, почечной недостаточности, бронхопневмонии, бактериемии. Тепловой удар требует немедленного интенсивного лечения. Но в первую очередь надо принять все меры к его недопущению. В моём случае это обильное питьё, свободная, светлая одежда, защищающая тело от прямого воздействия солнца, широкополая шляпа, по возможности обеденные перерывы с 12 до 14 часов (самые жаркие часы дня).

Горная пустыня, какая она есть.

Оттуда пришли.

А сюда нам спускаться, это кратер Махтеш Рамон, пересекать его и подниматься на другую сторону, там город, там вода.

В кратере Махтеш Рамона. Собственно с кратером у него общего только внешняя похожесть, образован он не извержением, и не падением метеорита, а в результате интенсивной эрозии, продолжавшейся в течение нескольких миллионов лет, воды медленно вымывали почвы, обнажая геологические слои различных эпох. Это самый большой махтеш в мире – 40 километров в длину и 8 километров в ширину, глубина кратера до 500 метров. Такие махтеши уникальны, существуют только в пустыне Негев и Синайском полуострове.

Махтеш прошли, начали подъём серпантином почти на вертикальную стену. Впервые в походе я утомился на этом подъёме.

Наверху притулилась кафешка. И как в ней кушается? И как кусок в горло лезет?J

Поднялись в сумерках, закупили воды и провианта на АЗС, палатки ставили и чай готовили уже в темноте. Я скушал очередной бутерброд, в походе они были необыкновенно вкусные, я их скушал с десяток, думаю, надолго теперь наелся. Ночью спал беспокойно, первую стояночную заповедь российского туриста – ставить палатку так, чтобы тебя местные жители не могли увидеть, я жутко нарушил. Но Израиль сильно отличается от наших автономных регионов, палатку можно ставить везде, не опасаясь за свою безопасность. Удивительная страна, чуть ли не на военном положении, военных с автоматами можно встретить даже в кафешке - кофе зашли попить, автоматы на спинки стульев повесили, а всеобщее полное спокойствие и доброжелательность, и отсутствие какой либо подозрительности. Нигде я не чувствовал себя так свободно, к сожалению больше нигде.

День десятый, 13 апреля 2013.

Парк Мицпе Рамон – ручей Хава – каньон (1А) – плато.

Пройдено около 28 км. Карты № 38-37-36

«РАЗРЫВ ЗЕМЛИ»

Порядка тринадцати километров мы шли по верху Махтеш Рамона и любовались феерическими видами, открывающимися перед нами. Фотографий сделал десятка два, одна другой интереснее, здесь выкладываю только парочку, дальше будет ещё более занимательный каньон. В этом походе у меня было извержение фотографирования. Даже после чистки осталось полторы тысячи фотографий, это по 44 снимка в день! Значит, было что фотографировать. Фотограф из меня никакой, только нажимаю кнопку, но видеть интересное могу! Я фотографии называю «включателем памяти», смотришь на неё и вспоминаешь место, действие, обстановку. Занимательная арифметика этого похода: извлечь фотоаппарат из футляра, навести на объект съёмки, нажать на спуск и спрятать фотоаппарат обратно, это десять секунд, умножаем на полторы тысячи снимков, получаем четыре часа непрерывного фотографирования!

Махтеш Рамон снят на камеру телефона HTC One X

Махтеш Рамон снят фотоаппаратом. В левом углу тёмный холм Гааш.

А глазами видится ещё лучше! Целую сессию мы провели на наблюдательном пункте Гааш. По краю кратера выложена из камней метровая стенка, на ней схема поясняющая, что отсюда видно. Сразу под нами холм Гааш. Первое ощущение, что на нём лежит тень от облака, но это не так, он просто черного цвета, в отличие от всего махтеша.

Холм Гааш под нами.

Затем пару ходовых часов тропа шла по плавно пересеченной местности, пока ни привела нас к очередному захватывающему дивному каньону. У меня создалось впечатление, что это даже и не каньон, а многометровая трещина в земле, в неё надо было спуститься, пройти полтора часа и подняться из этой преисподней обратно на землю. Но в преисподней было совсем не страшно, а наоборот очень занятно. Скалы, горы в Израиле очень диковинные для меня, я привык к твёрдым породам, а здесь мягкие, легко подающиеся эрозии и потому столь экзотически выглядившим. Только один каньон можно рассматривать целый день, но мы пронеслись его с Жанной за полтора часа.

Вход в каньон. Вход и выход из него по боковым сторонам.

В наши скалы замучишься забивать такие скобы.

Ну какие здесь ещё пояснения нужны? Даже на фотографии скалы бесподобно восхитительны! Но любоваться нам некогда, вперёд и только вперёд. А впереди нас ждал крупнообломочный курум.

Когда то на месте этой пустыни был океан.

Фотография не передает опасности этого места. Узенькая полка в размер ступни и многометровый обрыв. Это выход на верх каньона по его боковой стенке.

А сам каньон заканчивается многометровой отвесной стеной. Так что не каньон это, а «разрыв земли».

Вид «разрыва» (каньона) сверху.

Из каньона мы поднялись в 18 часов и полтора часа светового времени по джиповке пересекали более десятка чередующихся плавных оврагов, пока наконец в одном из них нам не приглянулось место для ночевки. Палатки поставили среди кустов полыни и ромашки. Их благоухающие запахи способствовали нашему здоровому сну. Даже Израильская полынь была более декоративна и нарядна и приятно запашиста, чем наша сибирская и зовут её красиво Марва.

День одиннадцатый, 14 апреля 2013.

Плато - спуск (1А) – ручей Зик – нагорье - источник Нижний Акев – нагорье Акев спуск (1Б) - долина Цин.

Пройдено около 27 км. Карты № 36-35

Продолжение. Часть 2 здесь


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2019 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100