Автор: Илья Пименов, г.Москва

Отчёт о горном туристском походе 2 с эл. 3-й к.с.по Ц. Кавказу, совершенному группой туристов ТК МАИ в период с 11 по 26 августа 2018 года.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма:

Протяженность:

91.4 км

Нитка маршрута:

пос. Верхний Баксан – пер. Сылтран (н/к, 3400) – пер. Российский офицеров (1Б, 3863~) – пер. Ирикчат (1Б, 3667) + Ачкерьякольский лавовый поток (4400) – ледник Джилы-Су – минеральные источники Джилы-Су – База МЧС (поляна Эммануэля) – пер. Седловина Эльбруса (5400) + р.в. в. Эльбрус Западный (2А, 5642) – поляна Азау

~ По классификатору высота пер. Российский офицеров – 3500, что явно ошибочно.

В таблице указана высота перевала, определенная по GPS-навигатору.

Основная идея похода

Основной идеей похода было сквозное прохождение Эльбруса с севера на юг.

При этом акклиматизационное кольцо строилось так, чтобы размяться и адаптироваться к высоте перед восхождением, и посетить интересные места северного Приэльбрусья. Очень хотелось посмотреть вблизи пик Калицкого, Зубы дракона, источники Джилы-Су, Калинов мост, поляну Эммануэля, каменные грибы в местечке Бирджалы.

Все решения на маршруте принимались по принципу наиболее результативной и эффективной реализации основной идеи похода, при безусловном выполнении требований безопасности.

Изменения маршрута

Изначально, от скал Ленца планировалось сразу подняться на вершину Эльбрус Восточный и с неё спуститься на Седловину Эльбруса. Однако, при консультации в МЧС, были получены настоятельные рекомендации: от Средних Скал Ленца выходить на Седловину Эльбруса и с неё совершать выходы непосредственно на вершины. Мы последовали их рекомендациям. Нужно отметить, что это позволило сходить на вершину «налегке», а не подниматься еще пару сотен метров с полным весом рюкзаков.

Западная вершина Эльбруса была выбрана в качестве первого объекта восхождения, т.к. после обеда на неё уже мало кто поднимается, а утром пришлось бы стоять в длинной общей очереди.

На утро следующего дня было запланировано восхождение на восточную вершину Эльбруса, которая не пользуется большой популярностью, и восхождение можно было бы совершить в спокойном режиме.

Однако утром после завтрака поднялся сильный порывистый ветер, и, во избежание обморожений, было решено отказаться от восхождения на восточную вершину и спускаться вниз.

Характеристика района

Приэльбрусье – хорошо изученный, часто посещаемый район, где можно легко найти для себя и простой тренинговый маршрут, и насыщенный горный маршрут 5-й категории. При некотором старании можно построить маршрут и 6-й категории сложности. Здесь можно уложиться в двухнедельный срок, что особенно важно тем, у кого короткий отпуск.

Состав группы

Дата День Участок пути км Перепад высот, м ЧХВ,

(ч:мин)

Характер местности Метеоусловия
12.08 1 Азау – Верхний Баксан – лес Лес на правом берегу Сылтрансу (2000) – озеро Сылтран (3200) 7.7 +1 200 4:10 Асфальт - грунтовая дорога. Проезд на «буханке» Лесная грунтовая дорога. Затем, от верхней опушки леса начинается маркированная тропа. В первой половине дня моросящий дождь. После обеда – пасмурно.
13.08 2 м/н – пер. Сылтран (н/к, 3400) – река Мукал (3040) – цирк перевала Российских офицеров (3610) 8.2 +770 -360 5:00 Подъем по маркированной тропе по травянистым склонам и мелкой осыпи. Крутой спуск по крутой каменной осыпи. По моренным валам, перейдя по камням через реку Мукал, идём до пологого ледника (правее по ходу от нунатака).Подъем вдоль нунатака по крутому открытому леднику среди лежащих камней, обходя открытые трещины (общая протяженность подъема до пологой части – 350 м, наиболее крутая часть крутизной 30 градусов – на протяжении 200 м). Далее по пологому открытому ледовому плато, вначале обходя открытые трещины, подъем в верхний цирк перевала. Переменная облачность. После начала подъема по леднику вдоль нунатака к перевалу Российских офицеров – горы стало затягивать туманом
14.08 3 м.н. – пер. Российских офицеров (1Б, 3863) –долина реки Ирикчат (2780) 5.5 +250 -1080 4:15 Закрытый ледник, крутизной преимущественно 15-20, отдельные участки до 30 градусов. Крутые склоны с крупной осыпью (местами до 30-35 градусов). После верхних ночевок 3370 появляется тропа. После ночевок на 3200 у развилки к пер. Советский воин, тропа идёт по травяным склонам. Солнечно, переменная облачность
15.08 4 м.н. – пер. Ирикчат (1Б, 3667) – Рыжий бугор (3768) – ночёвки у водопада на северо-западных склонах Рыжего бугра (3700) 10.5 +990 -70 4:10 Тропа, вначале по травяным, затем по осыпным склонам. Примерно с высоты 3200 справа (по ходу) над тропой нависают селеопасные склоны. С 3380 до 3530 и сама тропа идет по набухшим от влаги осыпным склонам. Возможно, селевая опасность возникла из-за обильных дождей, которые шли в июле и августе этого года. Солнечно, переменная облачность
16.08 5 м.н. – Ачкерьякольский лавовый поток, ночевки 3850 – радиальный выход до 4400 5.4 +(2.9) +710 -550 3:50 Закрытый ледник. Подъем до ночевок по крупной каменной осыпи. Подъем по осыпным склонам мимо многочисленных мест, удобных для стоянок. Солнечно
17.08 6 м.н. – плато Джикаугенкёз – озеро (3110) в долине реки Бирджалысу 12.6 -870+130 4:10 Крупные осыпи до ледника. Закрытый ледник. Открытый разорванный ледник. Открытый ровный ледник, с ледниковыми реками. Тропа по старым моренным отложениям. В первой половине – солнечно. Во второй половине дня – пасмурно, моросящий дождь.
18.08 7 м.н. – «Зубы дракона» – Джилысу (2350) – «Калинов мост» – База МЧС (2560) 9.9 -860+300 3:10 Тропа по травяным склонам до Джилы-Су. Грунтовая дорога. Мокрые крутые травяные склоны. До Джилы-Су пасмурно. От Джилы-Су до Базы МЧС сильный дождь.
19.08 8 Днёвка м.н. – «Калинов мост» – Поляна Эммануэля – База МЧС 2.9+(2.1)   2:00 прогука Грунтовая дорога. Мокрые крутые травяные склоны. Висячий мост через реку Кызылкол (у коша). Солнечно, переменная облачность.
20.08 6 База МЧС – «Аэродром» – родник у «Седого гребня» - Каменные грибы (рад.вых.) – ночевки в кармане морены (3485) 9.2 +(1.4) +1 100 -160 4:40 Хорошо набитая тропа. Солнечно
21.08 10 м.н. – ночевки 3760 (рядом с МЧС) 1.7 +280 1:30 Крупные живые «осыпи». Местами видна тропа, туры. Солнечно
22.08 11 м.н. – ночевки на Средних Скалах Ленца (4820) 4.3 +1 060 4:45 Закрытый ледник, с постепенно увеличивающейся крутизной от 15 до 25 градусов. За 300 метров до Одинокого Поворотного Камня начинается наиболее крутой участок до 25-30 градусов. Далее, от Поворотного Камня и до Средних Скал Ленца крутизна склона составляет 20-25 градусов. При подъёме от ночевок 3760 до Поворотного Камня (4400) встречаются открытые трещины, а также угадываются следы отдельных закрытых трещин. Днём солнечно. Вечером – гроза.
23.08 12 м.н. – Седловина Эльбруса (5385) – рад.вых. в. Эльбрус Западный (5642) 5.6 +820 -260 5:00 Закрытый ледник, крутизной преимущественно 15-20 градусов. Перед выходом на седловину слон – становится чуть круче до 20-25 градусов (на протяжении около 350 м). Непосредственно перед началом пологой части седловины (5220) – открытая трещина. При подъеме на вершину, в наиболее крутой части уклон тропы составляет около 25-30 градусов, здесь склон оборудован стальным страховочным тросом. Солнечно
24.08 13 м.н. – станция 3-й очереди канатной дороги (3830) 7.9 -1 560 3:10 Закрытый ледник от седловины до скал 4300. На наиболее крутых участках до 25 градусов. От 4300 начинается открытый лёд, по которому текут многочисленные ручьи. Солнечно. Сильный порывистый ветер (до высоты 4700).

Итого, с учетом коэффициента 1.2, без учета повторного прохождения участков при радиальных выходах,
общая протяженность маршрута составила 91.4 км.

Примечание: В скобках указывается расстояние повторно пройденных участков, не принимаемое к зачету.

Картографические материалы

Х1 – перевал Сылтран

Х2 – перевал Российских офицеров

Х3 – перевал Ирикчат

Ст – старт

7 – стоянки

Ф – финиш

Описание прохождения маршрута

День 1. 12.08.2018. Поляна Азау – Верхний Баксан – лес на правом берегу Сылтрансу (2000) – озеро Сылтран (3200)

Накануне, в субботу 11.08.2018 мы прилетели из Москвы в Нальчик. В аэропорту нас встречал Борис Саракуев (+7(928) 950-3868). Он помог нам с закупкой газовых баллонов, а также организовал заброску продуктов для второй части маршрута в Джилы-Су. Из аэропорта мы отправились в гостиницу на поляне Азау, где переночевали и оставили заброску на обратную дорогу домой.

Утром в воскресенье за нами приехал Артур (+7(928) 700-8125), который занимается забросками туристов в Приэльбрусье. Мы договорились с ним, что он довезет нас от Азау до Верхнего Баксана и, может быть, выше к озеру Сылтран.

На его машине мы смогли подняться до леса на правом берегу Сылтрансу, примерно, до высоты 2000 м, что существенно сэкономило наши силы, исключив 500 метров изматывающего подъема от Верхнего Баксана, и позволило добраться до озера вечером первого дня.

В начале наш путь до озера пролегал по дороге в лесу. Существенным сдерживающим фактором для нашего продвижения вверх были обильно растущие кусты малины с крупными свежими ягодами.

Фото 1. Кусты малины на обочине дороги.

Через два перехода (по 40 минут) мы вышли на опушку леса, где стояла одинокая оранжевая палатка.

Фото 2. «Одинокая палатка» на опушке леса.

Дальше мы шли по открытой местности. Отчетливо видимая тропа помечена голубой краской. Сбиться с пути практически невозможно.

Фото 3. Вид на подъем по долине от опушки леса.

Фото 4. Хозяева долины.

Фото 5. Красотка.

Еще два перехода (по 40 минут) и на высоте 2820 у реки мы остановились на обед.

Следующий переход привел нас к «стоянкам недотянувших» (2970). От стоянок, обходя по крутым осыпям справа (по ходу) ступень долины, служащей плотиной для озера Сыльтран, поднимаемся к озеру (3200).

Мест для стоянок на берегу много, но и палаток вокруг стояло уже не мало.

Выбрав места поудобнее, встали на ночевку.

Фото 6. Вечером на озере Сылтран.

Фото 7. Вид на перевал Мукал (1Б, 3687), вершину Мукал и перевал Грач (1Б*, 3900).

Фото 8. Вид на вершину Сылтранкёль-баши, перевал Мукал (1Б, 3687), вершину Мукал, перевал Грач (1Б*, 3900),
перевал Грач Нижний (1Б, 3550) и перевал Сылтран (н/к, 3400) – самая правая седловина.

Фото 9. Вид на перевал Сылтран (правая седловина).

День 2. 13.08.2018. Озеро Сылтран (3200) – пер. Сылтран (н/к, 3400) – река Мукал (3040) – цирк перевала Российских офицеров (3610)

От озера к перевалу Сылтран идёт хорошо натоптанная маркированная тропа.

Пройдя 30 минут от стоянок, на самом краю перевального плато упираемся в ручей. Дальше чистой воды долго не будет. Поэтому здесь можно остановиться, отдохнуть, набрать воды.

Отсюда видно спускающуюся с вершины 3621 группу иностранцев. Заночевав на озере, они налегке поднялись на вершину для акклиматизации перед последующим восхождением на Эльбрус с юга.

Отдохнув, мы вышли на перевал, где, не снимая рюкзаков, написали перевальную записку и начали спускаться.

Через час спуска по маркированной тропе по крутой осыпи вышли к ровным площадкам, где можно нормально отдохнуть. Воды нет. Отсюда свернули с основной тропы к перевалу Российских офицеров.

Фото 10. Седловина перевала Сылтран (н/к, 3400).

Фото 11. Вершина 3621 (юго-западнее перевала).

Фото 12. Вид с перевала Сылтран в сторону спуска к реке Мукал.

Фото 13. Вид на запад при спуске с перевала Сылтран. Слева – ледник Мукал. Справа вдалеке ледовый склон перевала Ирины Молотиловой (1Б*, 3784).

Фото 14. Путь спуска с перевала Сылтран.

Фото 15. Вид на ледник Мукал после спуска с перевала Сылтран.

Еще через 40 минут по моренным валам подошли к реке Мукал. Пока искали переправу, т.к. выше удобных ровных мест видно не было, решили сделать обед.

Фото 16. В поисках переправы.

В верхней части река разделяется на несколько рукавов, через которые мы смогли найти переправу по камням, не замочив ноги.

Далее, по крупной моренной осыпи мы поднялись на ровную часть ледника правее (по ходу) и ниже нунатака. Здесь одеваем кошки.

Стандартный обход по правой (орографически) ветви ледника слева (по ходу) от нунатака оказался невозможен. Снег и лёд значительно стаяли. Вместо пологих снежных склонов обнажились отвесные ледовые сбросы, прикрытые каменной осыпью. Причиной подобного таянья могли послужить многочисленные ливни, обрушившиеся на Центральный Кавказ в июле-августе 2018 года. Ввиду повышенной камнеопасности от «стандартного» пути подъема в верховье ледника Мукал пришлось отказаться.

В качестве подъема был выбран путь правее (по ходу) от нунатака, ближе к скалам вершины 3807. Двигаться здесь нужно на безопасном расстоянии от вершины для исключения попадания в камнепад. При этом необходимо постоянно наблюдать и за ледником, т.к. сверху периодически съезжают камни.

Здесь ледник полностью открыт и не так сильно разорван, как в непосредственной близи от нунатака. Протяженность подъема по крутому открытому леднику среди лежащих камней до пологой части ледника – 350-400 метров, более 200 метров из них крутизной 30 градусов.

Решение об отказе от расслабленного темпа и ночевки под ледником Мукал в пользу подъёма в верхний цирк ледника, было основано на понимании сложности нижней части ледника Мукал, которая могла забрать значительную часть сил, если бы мы оставили её прохождение на следующий день, как это было запланировано.

Фото 17. Подъем в верховье ледника Мукал.
Слева (по ходу) от нунатака видна стаявшая правая (орографически) ветвь ледника Мукал и её камнеопасные склоны.

Фото нижней части ледника Мукал в более снежное время. Взято с сайта caucatalog М.Голубева.

Раздел: http://caucatalog.narod.ru/base/ritenok_pass.html.

Прямая ссылка на фотографию http://caubasephotos2.narod.ru/photos/cau_7548_ab.jpg.

Фото 18. Выход на пологую часть ледника Мукал.

Фото 19. Верховье ледника Мукал.
Прямо в облаках угадывается перевал Российских офицеров.

По выполаживающейся части ледника, обходя камни и трещины, вышли на ровную открытую часть ледника. За время подъема облачность опустилась, и горы стали прятаться в плотном тумане. Дальнейший путь просматривался с трудом. Только в редкие порывы ветра удалось сделать фотографию, на которой среди облаков угадывались очертания нашего перевала.

Ввиду отсутствия видимости, в 150 метрах от перевального взлета было решено встать на ночевку. На небольшом удалении друг от друга были найдены три относительно ровные площадки, которые с помощью лопат были подготовлены под установку палаток.

День 3. 14.08.2018. Ледник Мукал (3610) – перевал Российских офицеров (3863) – долина реки Ирикчат (2780)

Утро было ясным и морозным.

Представилась прекрасная возможность сделать фотографии окрестностей.

Фото 20. Ночевка в верховье ледника Мукал. Вид в сторону долины Кыртык.

Фото 21. Вид от ночевок на вершину Кезген-баши, перевал Российских офицеров (1Б), пик Советский воин,
перевал Мукал-Мкяра (1Б) и перевал Мукал-Мкяра Ложный (3А).

Фото 22. Вид от ночевок на перевал Ритёнок(1Б, 3700), вершину Кезген-баши и перевал Российских офицеров (1Б).

Фото 23. Вид от ночевок на вершину Кезген-баши и перевал Российских офицеров (1Б).

Фото 24. Вид от ночевок на перевал Мукал-Мкяра (1Б, 3741) – слева и перевал Мукал-Мкяра Ложный (3А, 3737) – справа.

Заключительный перевальный взлет состоит из двух ступеней, разделенных широким плато.

Прохождение первой ступни начинается по правой (по ходу) трети широкого взлета, ближе к склонам пика Советский воин. Здесь склон положе, трещины отсутствуют. Ледник открытый. Протяженность подъема 250 метров, крутизна подъема около 20 градусов, отдельные участки до 30 градусов.

Далее начинается протяженное (900 метров), закрытое, пологое ледниковое плато. Встречаются открытые и закрытые трещины. Держаться нужно ближе к центру, двигаясь в направлении седловины перевала, в обход зоны широких трещин под склонами вершины Кезген-баши.

Вторая ступень – снежный взлёт, протяженностью 150 метров и крутизной 25 градусов, перепад высот – 60 метров. Взлет мы проходили посреди склона прямо вверх. Здесь несколько круче, чем слева по ходу, но при этом отсутствуют трещины.

Поднявшись на ступень, до седловины перевала нам остаётся пройти 50 пологих метров, подрезанных трещиной, которая переходится по снежному мосту.

Подъем до перевала от ночевок занял 1 ч 10 мин чистого ходового времени.

Высота перевала Российских офицеров по классификатору – 3500 м (см. ( http://www.tssr.ru/mountain/pereval/caucasus/ ). Что явно ошибочно. В отчетах, каталоге Вестры и Михаила Голубева высота перевала обозначена, как 3819 м. Наш навигатор показал – 3863 м.

Координаты (WGS84): 43° 18' 57.816'' N, 42° 37' 31.234'' E.

Фото 25. Вид на путь подъёма по леднику Мукал со снежного плато над первой ступенью перевального взлёта.

Фото 26. Вид на перевал Ритёнок.

Фото 27. «50 пологих метров» непосредственно до седловины перевала.

Фото 28. Вид с перевала Российских офицеров на ледник Мукал.

Спуск с перевала до снежника до небольшого ледничка (выглядит, как снежник) идёт по крутому осыпному склону (25-30 градусов).

Фото 29. Начало спуска с перевала.

Фото 29. Вид на перевальную седловины со спуска.

С ледничка спустились вправо на скальные осыпи. Внимание: под тонким слоем снега лёд. Далее по скальным осыпям и осыпному кулуару (10-15 градусов), следуя естественному направлению ложбины спустились до высоты 3615 (600 м от перевала, 45 мин ЧХВ). Здесь, недалеко от следующего перегиба, остановились отдохнуть.

Фото 30. Вид на Эльбрус со спуска.

Ещё 150 метров пути (-60 м по высоте) мы подошли к краю очередного крутого осыпного спуска. Конкретной тропы быть не может, т.к. склон очень подвижен.

Спускаемся плотной группой, постоянно наблюдая за склоном, по крутой крупной осыпи (местами до 35 градусов, перепад высот - 190 м, протяженность до выполаживающейся части – 350 м).

Фото 31. Крутой осыпной спуск. Тропы нет.

Еще через 150 метров подошли к верхним ночевкам (3370). Площадок много, воды нет. Здесь начинается хорошо набитая тропа.

Фото 32. Путь спуска от ночевок 3370

Фото 33. Цветы и камни

Фото 34. Ночевки 3200 находятся на развилке маршрутов к перевалам Советский воин и Российских офицеров. Здесь тропа идёт уже по обширным лугам.

Фото 35. Долина реки Ирикчат. Вдалеке виднеется одноименный перевал.

Фото 36. Ночевка в долине Ирикчат (2780).

За день сбросив больше километра высоты, выйдя к реке Ирикчат, встали на ночевку на высоте 2780.

Спуск с перевал Российских офицеров занял 2 ч 40 мин ЧХВ.

Выводы по перевалу Российских офицеров.

Не только высота, но и сложность перевала указаны некорректно. Возможно, в снежные годы восточная сторона перевала (ледник Мукал) ровная и пологая, трещины засыпаны. Однако в нашем случае подъем вполне соответствовал 2А категории сложности. Существенный вклад в сложность перевала привносит техничный подъем по ледовому склону вдоль нунатака.

В августе 2018 г. перевал Российских офицеров может быть оценен как 1Б только для групп, идущих его без прохождения нижней части ледника Мукал, например, в связке с перевалом Мукал-Мкяра.

Таким образом, в классификаторе у данного перевала должна быть исправлена высота и, как минимум, должна быть добавлена звездочка к его категории сложности.

День 4. 15.08.2018. Ночевки у реки Ирикчат (2780) – перевал Ирикчат (1Б, 3667) – Рыжий бугор (3768) – ночевки у Рыжего бугра (3700)

Утро встретило нас ясной солнечной погодой.

Вдоль реки Ирикчат идёт хорошая тропа, регулярно встречаются ручейки, из которых можно набрать воды.

Фото 37. Вершина Бжедух и пик Кавказ, вид при подъеме на Ирикчат.

Фото 38. Вершина Уллукара.

Фото 38. Вершина Уллукара – вид с высоты 3200 при подъеме на Ирикчат.

Фото 38. Вид вниз по долине Ирикчат с высоты 3200.

За 2 часа ЧХВ (три перехода) достигли высоты 3200, недалеко от основания древнего ледникового порога, перегораживающего долину, за которым виднеется ледник Ирикчат.

Фото 39. Вид на «древний ледниковый порог» (подъем до 3380 от 3200).

По мере приближения к крутым склонам долины начали замечать, как набухли водой окружающие нас осыпи. Многочисленные летние дожди повысили опасность схода сели.

Тропа пока еще читается. Этому помогают отдельно стоящие турики. Наверх выводит тропа, идущая по диагонали через порог, справа снизу - влево вверх.

Поднялись за очередной 40-минутный переход. На 3380 есть много мест под палатки. Делаем обед.

Фото 40. Вид на перевал Ирикчат и одноименный ледник с высоты 3380.

Дальнейший путь вдоль левого (орографически) края ледника до перевала не однозначен. Тропа периодически теряется то в промоинах, то в грязной жиже. Заботливо сложенные турики помогают вырваться из «западни». И хорошим темпом за 40 минут мы добрались до высоты 3560, где в непосредственной близости от перевальной седловины есть несколько мест под палатки.

Еще один короткий 15-минутный переход по хорошей тропе, и мы на перевале Ирикчат (1Б, 3667 – по классификатору, 3650 – по GPS-навигатору).

Координаты (WGS84): 43° 20' 40.524'' N, 42° 32' 23.690'' E.

Вокруг много огороженных камнями ровных мест для палаток. Но воды взять негде. Остаётся либо топить снег (лёд) с северного склона перевала (но он грязный), либо идти через Рыжий бугор к ночёвкам на его северо-западном склоне, где течёт хороший водопад.

Фото 41. Вид от ночевок 3380 на седловину перевала Ирикчат.

Фото 42. Рюкзаки нашей группы на перевале. Виден путь подъёма по долине Ирикчат.

Фото 43. Вид от площадок 3560 на путь подъема по долине Ирикчат.

Фото 44. Путь подъема на Рыжий бугор на фоне Восточного Эльбруса.

Фото 45. Стоянки на перевале, Рыжий бугор и Эльбрус.

Фото 46. Рыжий бугор и Эльбрус.

Фото 47. Перевал Ирикчат и Рыжий бугор от ночевок 3700 на его С-З плече.

Справа виден край озера на леднике и вытекающий из него водопад.

На фотографии склон перевала Ирикчата «лёг» по сравнению с действительностью.

За 20 минут по отчетливо различимой тропе, идущей по пологой осыпи, поднялись почти до вершины Рыжего бугра (3768) и метрах в пяти от вершины перешли на его северо-западное ребро.

Первые места для ночёвок мы встретили уже вблизи вершины. Но от них до воды далеко. Мы стали спускаться дальше. Однако, небольшая группа из трёх человек, следовавшая за нами, решила остановиться именно здесь, т.к. по мнению их руководителя, здесь самое безветренное место.

До и после водопада было еще несколько мест для палаток, но они были не очень близко друг от друга. Сразу за водопадом мы нашли одно большое место для двух палаток и рядом расчистили место еще для одной палатки.

Так в живописном месте, рядом друг с другом, мы отлично устроились на ночевку на высоте 3700.

В заключение этого дня необходимо отметить, что, разглядывая северные склоны перевала Ирикчат, как с самого перевала, так и от ночевок, мы стали сомневаться, что в категории сложности перевала оставили только 1Б, убрав звездочку. Снег стаял, у самой перевальной седловины появились широкие трещины, в нижней части склона неприятные мокрые бараньи лбы, камнеопасные склоны требуют повышенного внимания.

Фото 48. Палатка на фоне пика Калицкого и плато Джикаугенкёз.

Фото 49. Ночевки 3700 на фоне Рыжего бугра и перевала Ирикчат.

На этой фотографии склоны перевала выглядят более реалистичными.

Фото 50. Эльбрус на закате.

Фото 51. Эльбрус на закате. На северном склоне видны выступы Скал Ленца.

Фото 52. Восточные поля Эльбруса южнее Ачкерьякольского лавового потока.

Слева виден Рыжий бугор и палатки на его склоне. Правее – перевалы Союзмульфильм и Чат Эльбрусский.

Фото 53. Восточные поля Эльбруса севернее Ачкерьякольского лавового потока.

Путь спуска к плато Джикаугенкёз в обход двух зон трещин (у склонов Рыжего бугра и у склонов лавового потока)
на фотографии закрывает осыпной холм.

Фото 54. Пик Калицкого.
Видна нижняя часть спуска с Ачкерьякольского лавового потока на плато Джикаугенкёз (вдоль черной полосы срединной морены – в обход трещин).

Фото 55. Пик Калицкого и плато Джикаугенкёз.

День 5. 16.08.2018. Ночевки у Рыжего бугра (3700) – Ачкерьякольский лавовый поток (ночевки 3850) – радиальный выход до 4400

От ночевок вышли на открытый ледник. Местами он разорван, но трещины легко обходятся. Движемся в сторону черного длинного пятна слева (по ходу) от лавового потока.

Через километр подошли к закрытой части ледника. На снегу виднеется подобие тропы от многочисленных групп, желающих подняться на вершину. Еще через 500 метров подошли к «черному пятну» (40 мин от ночевок), где удобно выйти на гребень лавового потока.

Координаты (WGS84): 43° 20' 39.152'' N, 42° 30' 43.794'' E.

По «живым» осыпным склонам поднялись на 60 метров вверх, к месту, где раньше было озеро (3850). Куда делось озеро – нам не известно. Здесь много ровных оборудованных (огороженных) площадок для палаток, ещё больше необорудованных. Вода в ручье.

От многочисленных групп вокруг валяется много мусора, поэтому мы вечером устроили небольшой «субботник» по сбору мусора и наведению порядка.

Перед радиальным акклиматизационным выходом решили поставить палатки на выбранных местах, потом попили чай.

Вышли налегке, взяв теплые вещи и перекус. Местами тропа отчетливо видна в вулканической пыли и осыпях, местами тропу помогают найти турики. Однако на отдельных участках тропа теряется. За 1 ч 40 мин ЧХВ поднимаемся до окончания скально-осыпного участка начала снежного перехода к краю кратера. От ночёвок набрали 550 м и прошли 2.2 км.

Фотографируемся. Перекусываем. И начинаем спускаться.

На спуск тропа и туры не так хорошо заметны, как при подъеме. Местами приходилось разгадывать лабиринты из многочисленных троп, и поэтому не удаётся в точности повторить оптимальный маршрут подъема. Однако, нам хватило часа ЧХВ расслабленным темпом, чтобы спуститься к палаткам.

Фото 56. Восточный Эльбрус и заключительная часть пути (по закрытому леднику) от Рыжего бугра до Ачкерьякольского лавового потока.
На переднем плане – подобие тропы.

Фото 57. Вид на кратер Восточного Эльбруса во время акклиматизационного выхода по Ачкерьякольскому лавовому потоку.

Фото 58. Кавказ.

Фото 59. Вид на перевалы Союзмульфильм и Чат Эльбрусский с Ачкерьякольского лавового потока.

Фото 60. Путь подъема (и спуска). Вид с высоты 4400.

Фото 61. Народная тропа к Восточному Эльбрусу. Вид с высоты 4400.

Фото 62. Донгузорун, Накра и Семёрка. Вдалеке угадывается Ушба. Фото с 4400.

Фото 63. Вечерняя Ушба от ночевок 3850.

Фото 64. Донгузорун и Накра в лучах закатного солнца.

Фото 65. Донгузорун и Накра на рассвете.

Фото 66. Вулканические «бомбы» рядом с ночевками 3850.

День 6. 17.08.2018. Ночевки 3850 – плато Джикаугенкёз – озеро (3110) в долине реки Бирджалысу

От ночевок 3850 спустились с Ачкерьякольского лавового потока на ледник по маршруту подъема. Связались и пошли знакомой дорогой в сторону ночевок на Рыжем бугре.

Обойдя зону трещин на перегибе ледника и не доходя 500 метров до ночевок, повернули налево и по пологому склону открытого ледника начали спуск к плато Джикаугенкёз в обход трещин (по дуге вниз-направо), окружающих Рыжий бугор.

Ледник чистый, трещины хорошо видны и в основном легко обходятся, лишь иногда мы переходили их по снежным пробкам или по узким ледовым перемычкам.

В более снежный сезон, когда ледник покрыт снегом, выбор пути может быть не так очевиден. Закрытые многочисленные трещины могут представлять серьёзную проблему.

За 1 ч 40 мин ЧХВ дошли от ночевок до высоты 3460 напротив перевала Ирикчат.

Разглядывая перевал, очередной раз пришли к выводу, что зря у него убрали звездочку в классификаторе (см. фото 72).

Еще 50 мин ЧХВ по плато Джикаугенкёз, и мы подошли к красной поверхностной морене (3250). Основная сложность при движении по плато – многочисленные, местами очень широкие ледниковые реки.

Выйти к моренным валам пика Калицкого с ледника плато не представлялось возможным – между ними текла широкая и бурная шоколадного цвета река.

Фото 69. Колодец на леднике.

Фото 67. На спуске к плато Джикаугенкёз. Возможно, в дальнейшем, для спуска в Джилы-Су нужно будет обходить пик Калицкого с запада, а не с востока.

Фото 68. Восточный Эльбрус.

Фото 70. Разрывы ледника у моренных валов, ведущих к пику Калицкого.

Фото 71. Заключительная трещина перед выходом на ровную часть плато Джикаугенкёз.

Фото 72. Перевал Ирикчат и Рыжий бугор.

Хорошо видны трещины в основании перевального взлета и каменные осыпи, лежащие на льду. При подобной снежно-ледовой обстановке для выхода с перевала на плато Джикаугенкёз проще и безопаснее, хотя и значительно дольше, не спускаться по северному склону, а обойти его через Рыжий бугор и далее по леднику по нашему пути.

Фото 73. Пик Калицкого.

Фото 74. Вершина пика Калицкого.

Фото 75. Вид в сторону перевалов Джикаугенкёз и Чаткара. Перевальный взлёт Джикаугенкёз закрывает отрог.

Фото 76. Моренные валы пика Калицкого отделены «шоколадной» рекой
от плато Джикаугенкёз.

Фото 77. Эльбрус и пик Калицкого от места обеда.

У красной морены (3250) остановились на обед. Пока готовилась еда, продолжили попытки найти переход с ледника на моренные валы. Неудачно.

Пообедав, после 25-минутного перехода (до высоты 3200) в точке с координатами (WGS84): 43° 22' 47.100'' N, 42° 32' 58.780'' E нашли разрушающийся ледовый мост на левый берег ледника к моренным валам. Не исключено, что уже через несколько дней после нас этот мост разрушится.

Поднявшись на вершину моренного вала, увидели основательную тропу, которая ведёт в Джилы-Су.

Начал накрапывать дождь, который вскоре прекратился.

Через 1.3 км от переправы подошли к ложбине (WGS84: 43° 23' 18.672'' N,
42° 32' 25.908'' E), где справа должно быть озеро, а слева – река Бирджалы-су. Здесь много мест для палаток, но воды нигде не видно.

В этом месте тропа раздваивается. Правая основная резко поднимается на холм. Левая спускается к руслу реки Бирджалы-су.

Выбрали левую тропу, т.к. по правой тропе воду можно встретить не скоро – только ближе к Джилы-су. Еще через 1.5 км подходим к озеру (3110), где встали на ночёвку. Координаты WGS84: 43° 23' 45.535'' N, 42° 31' 49.926'' E.

Фото 77. «Шоколадная» река в месте перехода с ледника на моренные валы.

Фото 78. Высохшее озеро и русло реки. Перед нами – граница дождя.

Фото 79. Его величество – Эльбрус. Из-за Восточной выглядывает Западная вершина.

Фото 80. Озеро (3110).

Фото 81. Палатки на фоне вечернего Эльбруса.

Фото 82. На рассвете.

День 7. 18.08.2018. Озеро (3110) в долине реки БирджалысуДжилы-су (2350) – «Калинов мост» – База МЧС (2560)

От ночевок у озера (3110) по тропе спустились до плато 100 метрами ниже. Здесь тропа теряется. По плато пошли вправо и дошли до русла ручья.

По склону вдоль левого берега русла немного спустились до 2930. Отсюда виден район источников Джилы-су, работает сотовая связь. От ночёвок 35 мин ЧХВ.

Дальше начали спускаться по травянистым склонам к «Долине замков» (называемых также «Зубами дракона»). На половине пути появилась хорошо набитая тропа, по которой мы спустились до Джилы-су (2350). 1 ч 15 мин ЧХВ.

На протяжении нашего спуска над нами кружилась пара орлов, которых мы не преминули сфотографировать.

В магазине забрали заброску, которую нам организовал Борис Саракуев.

После чего мы направились к Базе МЧС, по пути зайдя попить нарзан у водопада Султан.

После переправы через реку по разрушенному мосту (рядом с нарзанами) стали подниматься по тропе. В это время начал идти сильный дождь, который закончился только ближе к вечеру.

Так как по наличию переправы через Кызылкол у Базы МЧС мы не нашли однозначной информации, переправляться через реку мы решили по Калинову мосту, тем более что место это знаковое и живописное. Однако, нужно обратить внимание, что в дождь тропа до моста и после него (вдоль правого орографически берега) очень скользкая.

От нарзанов до Базы МЧС – 1 ч 20 мин ЧХВ.

На поляне рядом с Базой МЧС можно поставить палатки (платно) или снять жильё на коммерческих базах, именующих себя альплагерями. Например, «Ослик» (oslik.biz) или Лакколит (lakkolit-camp.ru). Также здесь есть кафешки.

Фото 83. Плато 3000. Вдалеке видны оба берега русла ручья, по склонам которых нужно спускаться к Джилы-су.

Фото 84. Орлы, которые сопровождали нас на спуске.

Фото 85. Долина замков (Зубы дракона).

Фото 86. Зубы дракона. На дальнем плане видна тропа, поднимающаяся от моста у нарзана и ведущая к Базе МЧС.

Фото 87. Зубы дракона на фоне машин посетителей нарзанов.

Фото 88. Зубы дракона.

Фото 89. Зубы дракона.

Фото сделано на следующий день во время днёвки.

Фото 90. Водопад Султан.

Фото 91. Водопад Султан крупным планом.

Фото 92. На Калинове мосте. Фото сделано во время днёвки.

Фото 93. Ущелье Кызылкол выше Калинова моста. Фото сделано во время днёвки.

Фото 94. Поляна Эммануэля.

Фото 95. Памятная надпись в честь генерала Эммануэля, возглавившего экспедицию на Эльбрус.

Фото 96. Суслики на поляне Эммануэля.

Фото 96. Суслик с печенькой. Суслик здесь откормлены многочисленными посетителями нарзанных источников (включая верхний – Серебряный).

Фото 97. Правый берег реки Кызылкол у подвесного моста между Базой МЧС и кошем.

Фото 98. На поляне у Базы МЧС.

День 8. 19.08.2018. Днёвка.

В этот день было солнечно, и мы для разминки пошли смотреть окрестности, которые пробежали накануне под дождём.

Предварительно зашли в МЧС, зарегистрировались и получили консультации. Здесь же егерь взял с нас плату за восхождение на Эльбрус.

В МЧС нам дали несколько рекомендаций. Основная – не подниматься на Восточный Эльбрус с рюкзаками, а выходить вначале на Седловину и уже с неё совершать восхождения на вершины. При выходе на Седловину (от Средних Скал Ленца) есть широкая открытая трещина, но она частично проходится по снежному мосту, а потом перешагивается.

Также нам сказали, что от Каменных грибов тропы к Северному приюту нет, и подниматься от них вверх с рюкзаками не стоит. Поэтому сходить на «грибы» можно либо радиально снизу, либо, поднявшись по Седому гребню, спуститься к грибам без рюкзаков (опять-таки радиально).

В свою очередь, егерь попросил нас не останавливаться на полянах рядом с Каменными грибами, потому что эти места для некоторых являются сакральными, и не стоит оскорблять святые места.

Урегулировав формальности и набрав воды из Серебряного источника, мы пошли к Калинову мосту по правому берегу Кызылсу. По Калинову мосту перешли на левый берег и пошли к памятному камню на поляне Эммануэля.

При подготовке к походу мы считали, что поляной Эммануэля называется та, на которой находится База МЧС. Поговорив с местными жителями, мы узнали, что так называется поляна, где находится камень с памятной надписью в честь генерала Эммануэля. На этой поляне ставить палатки нельзя.

Потом мы дошли до коша напротив Базы МЧС, рядом с которым через Кызылкол есть подвесной мост.

День 9. 20.08.2018. База МЧС (2560) – «Аэродром» – родник у «Седого гребня» - Каменные грибы (рад.вых., 3220) – ночевки в кармане морены (3485)

Вышли на заключительную часть маршрута. Погода солнечная, небо чистое.

По хорошо набитой тропе за 1 ч 10 мин ЧХВ поднялись к «Аэродрому» и пересекли его к началу крутого подъема.

За 40 мин поднялись по крутому осыпному склону (25-30 градусов) и прошли по ложбине к большой поляне (3050), окруженной со всех сторон скальными склонами, заросшими пожухлой травой. Здесь развилка троп. Направо – по крутому склону тропа поднимается на так называемый «Седой гребень» и далее идёт к Северному приюту. Налево – тропа идёт к Каменным грибам.

На поляне, чуть пройдя вперёд вдоль «Седого гребня», можно найти воду в роднике. Эта первая возможность набрать воды от самой Базы МЧС.

Мы оставили здесь рюкзаки и пошли смотреть Каменные грибы – место действительно волшебное и красивое, обязательно для посещения.

От Каменных грибов посмотрели вверх и не увидели тропы к Северному приюту, но склон вверх шел ровный и пологий. В некотором смысле тропа была везде. Взяли этот нюанс на заметку и решили поискать тропу сверху, когда обойдём этот склон через Седой гребень.

Фото 99. Эльбрус с высоты 2730 при подъеме от Базы МЧС.

Фото 100. «Аэродром». На переднем плане набитая тропа, по которой подходим к крутому взлёту.

Фото 101. «Аэродром».

Фото сделано после подъема по крутому склону.

Фото 102. «Седой гребень» (на дальнем плане) и цирк с родником (3050).

Фото сделано при спуске (возвращении) от Каменных грибов.

Фото 103. Одна из самых интересных композиций.

Фото 104. «Каменная баба».

Фото 105. Отдельные детали вблизи.

Фото 106. Вдалеке – гора Сирх.

Фото 107. На фоне Эльбруса.

Фото 108. Продолжаем экскурсию.

Фото 109. Плотная группа Каменных грибов.

Фото 110. Если присмотреться, на камне можно увидеть Анх.

Фото 111. «Ждун».

Фото 111. Вид на «грибы» со спуска.

Фото 112. Вулканические «бомбы» рядом с «Седым гребнем».

Вернувшись от Каменных грибов назад, набрали воды и, одев рюкзаки, начали короткий крутой (до 30 градусов) подъем по тропе на «Седой гребень». По самому гребню и далее до высоты 3450 идёт пологая тропа, практически не превышающая 20 градусов.

За 1 ч 15 мин ЧХВ достигли плато на высоте 3450. Слева к плато примыкает склон от Каменных грибов, ровный и пологий. Можно было подниматься и по нему, сэкономили бы немного времени.

Справа впереди видна морена у ледника. В дальнем углу, перед началом очередного подъема есть карман с ночевками 3485.

Координаты WGS84: 43° 23' 45.794'' N, 42° 28' 43.968'' E.

Главное – здесь есть вода, которой не было нигде от поляны 3050. Вода течет среди камней в дальнем углу кармана.

Рядом стояли ребята из ростовского клуба «Планета». Надеемся, что они тоже успешно сходили на вершину.

Фото 113. Эльбрус. Фото от 3450.

Справа внизу угадывается морена с ночевками 3485.

Фото 117. Тур. Вечером младшие участники нашего похода решили сложить тур, который оказался выше их роста.

Фото 114. Закат. Вид от ночёвок 3485 на сервер.

Фото 115. Закат. Вид от ночёвок 3485 на запад.

Фото 116. Темнело. Фото от ночёвок 3485.

День 10. 21.08.2018. Ночевки в кармане морены (3485) – ночевки 3760 (рядом с домиком МЧС)

От ночевок можно подняться на морену и вдоль края ледника добраться до стоянок, именуемых Северный приют (3730). Они, по сравнению с другими стоянками, находятся несколько дальше от основной тропы, по которой совершают восхождение на вершину.

Мы планировали встать чуть восточнее, у домиков МЧС. Чтобы от ночевок 3485 выйти на тропу к этому месту, нужно от ледника по плато пройти около 150 метров под склонами и повернуть направо. Вначале тропа ярок выражена, но местами теряется среди крупно осыпных склонов. Вновь вернуться на тропу помогают турики и карта OpenTopoMap, загруженная в GPS-навигатор.

За 1.5 ч ЧХВ добираемся до ночевок 3760 рядом с домиком МЧС.

Мест для палаток много, но далеко не все свободные. Найти три места рядом было большой удачей.

Вода из ручьёв на леднике.

Есть время отдохнуть перед восхождением.

Фото 117. Стоянка 3760.

Фото 118. Эльбрус во всей красе. Фото от стоянок 3760.

Фото 119. Путь подъема к Скалам Ленца.

Фото 120. Утренний лёд на ручьях.

День 11. 22.08.2018. Ночевки 3760 – ночевки на Средних Скалах Ленца (4820)

Проснулись, небо чистое.

Вышли на ледник, одели кошки и связались. Дальше будет закрытый ледник с многочисленными открытыми и угадываемыми закрытыми трещинами, вплоть до «Одинокого Поворотного Камня» (4400). Сколько на этом пути закрытых незамеченных трещин – неизвестно. Из-за трещин идти в связках рекомендуют вплоть до Нижних Скал Ленца (4600).

Тропа хорошо натоптана. Вдоль тропы стоят вешки. Также необходимо отметить, что тропа, отмеченная на карте OpenTopoMap, достаточно точно совпадает с тропой в действительности.

Открытый ледник пологий. Но после появления снега ледник постепенно увеличивает крутизну от 15 до 25 градусов. За 300 метров до Поворотного Камня (4400) начинается наиболее крутой участок до 25-30 градусов. После камня, до Нижних, а затем и Средних Скал Ленца склон несколько положе, в основном – 20-25 градусов.

За 2 ч 35 мин ЧХВ дошли до Камня (по навигатору – 4420).

Еще 45 мин – до Нижних Скал Ленца (по навигатору – 4570).

От Нижних Скал Ленца ночевок на Средних Скалах (по навигатору – 4820) –
1 ч 25 мин ЧХВ. Небо затянуло облаками.

Место для ночевок находится слева (по ходу) от основной тропы, восточном краю скал. Здесь есть ровные площадки, рядом валяются фрагменты вертолёта и занесенный снегом кунг.

К вечеру была гроза. Потом, на самом закате небо очистилось, и стало возможным полюбоваться окружающей красотой.

Фото 121. Вид на ночевки 3760 с подъема к Скалам Ленца.

Фото 122. Ледовая проушина, сделанная в учебных целях на привале в мульде у Нижних Скал Ленца.

Фото 123. Вид на закате на Восточный Эльбрус от ночевок на Средних Скалах Ленца. Справа вдалеке – Западный Эльбрус.

Фото 124. Вид на закате от Скал Ленца на восток.

Фото 125. Внизу – пик Калицкого.

Фото 126. Наши палатки на 4820. На заднем плане – занесённый снегом кунг.

Фото 127. Утро на 4820. Внизу плато Джикаугенкёз, пик Калицкого, перевалы Ирикчат, Чаткара и Джикаугенкёз.

Фото 128. Утро. Внизу – Кисловодск.

Фото 129. Вулканические «бомбы» на 4820.

Фото 130. Следы крупной кошки, обнаруженные утром у деталей вертолёта.

День 12. 23.08.2018. Ночевки на Средних Скалах Ленца (4820) – Седловина Эльбруса (5385) – рад. вых. в. Эльбрус Западный (5642)

Проснулись. Солнечно. Ночью был мороз -15°.

Неожиданно на свежевыпавшем снегу обнаружили следы крупной кошки, которая пересекла с востока на запад площадку с нашими палатками (фото 130).

Решив, что это добрый знак, собрались и вышли в путь.

Движемся в сторону седловины, местами заметны следы спасателей, ходивших накануне этим путём на вершину.

Ледник закрытый, до высоты 5090 крутизной 15-20 градусов, 1 ч 15 мин ЧХВ.

Далее, до трещины общий наклон тот же, однако, встречаются отдельные короткие взлеты, крутизной около 25 градусов. На высоте 5220 склон подрезан открытой широкой трещиной, которую преодолели по снежному мосту, а заключительную часть аккуратно перешагнули. После трещины склон уже крутизной 10-15 градусов. От 5090 до седловины (5385) дошли за 1.5 ч ЧХВ.

На седловине пообедали. Во второй половине дня все восходители уже ушли вниз, поэтому можно совершить восхождение на западную вершину без суеты, своим темпом. Утром такой возможности не будет. Поэтому на следующий день запланировали восточную вершину, а в качестве первого объекта восхождения выбрали Западный Эльбрус.

Вначале по пологой траектории пересекли склон западной вершины в южном направлении, чтобы выйти на основную тропу, потом по ней пошли вправо-вверх.

За 55 мин ЧХВ достигли высоты 5560, где крутой склон заканчивается и тропа выводит на вершинное плато. 25 минут по плато, и мы взошли на Эльбрус. УРА!!!

После фотосессии, за 40 мин ЧХВ спустились на седловину, выровняли площадки для палаток, поужинали и легли спать.

Фото 131. Вид на Восточный и Западный Эльбрус от ночёвок 4820.

Фото 132. Следы спасателей, поднимавшихся накануне на Эльбрус через седловину.

Фото 133. Аварийный домик RedFox на склонах Восточного Эльбруса.

Фото 134. «Народная тропа» на Западный Эльбрус по вершинному плато.

Фото 135. Вид с Западного Эльбруса на вершинное плато.

В левой части снимка видна тропа, по которой мы поднимались на вершину. Вдалеке – вершина Восточного Эльбруса.

В правой части снимка видно начало уходящего вниз склона между Западной и Юго-западной вершинами, по которому некоторые из участников восхождения поднимались на Эльбрус ещё в 2000 году.

Фото 136. Вид на юг с Западной вершины.

Фото 137. Западная вершина.

Фото 138. Очередь на Западный Эльбрус утром 24.08.2018.

День 13. 24.08.2018. Ночевки на Седловине Эльбруса (5385) – Скалы Пастухова – станция 3-й очереди канатной дороги (3830)

Ночью было тихо, но морозно (-20°).

Проснувшись, увидели толпы восходителей на Западный Эльбрус и порадовались, что взошли на вершину накануне.

После завтрака и сбора налетел очень сильный порывистый ветер.

Чтобы не поморозить младших участников восхождения, с большим сожалением решили отказаться от восхождения на восточную вершину и спускаться вниз.

В южной части Седловины Эльбруса идёт хорошо набитая тропа, сначала по Косой полке к Скалам Пастухова и далее вниз.

До Скал Пастухова уже доезжают ратраки и снегоходы. Толпы народа и чрезмерная механизация перечеркивают романтику восхождения.

При этом, примерно на высоте 4300 мы встретили грузинского спасателя, который со своим напарником пытались помочь восходителю, подвернувшему ногу. «Механические повозки» не останавливались, проходящие мимо также не принимали участие в судьбе сидящего на снегу человека.

Связь сбоила, и нам не удалось дозвониться до спасателей. Мы взяли на себя заботу о потерпевшем. Усадив его на коврик и подстраховав веревками, начали спускаться. Дойдя до ровного места, нам удалось остановить ратрак, который довёз потерпевшего до спасателей.

Мы продолжили свой путь и дошли до канатки (3830). На южном склоне идёт активное строительство, поэтому спускаться фактически среди стройки мы не захотели. Нам хватило обуви и кошек, уже испачканных машинным маслом. Мы спустились на новой канатной дороге, которая быстро домчала нас до Азау.

Активная часть маршрута закончилась.

Мы ещё сходили от Азау в Терскол к спасателям, чтобы сняться с регистрации. На следующий день прогулялись на поляну нарзанов, чтобы с пользой провести свободный запасной день, но это уже не имеет отношения к спортивному туризму.

Фото 139. Наши палатки на Седловине Эльбруса.

Фото 140. Вид с Косой полки на путь спуска.

Фото 141. На спуске с Эльбруса.

Фото 142. Вид на Эльбрус от скал рядом с Приютом 11.

Фото 143. Вид на скалы на месте бывшего Приюта 11.

Фото 144. Вид из окна кабинки канатной дороги в сторону перевала Азау.

Фото 145. Вершина Накратау. Фото сделано при прогулке до поляны нарзанов.

Выводы и рекомендации

1. Пройден интересный маршрут по красивым местам.
  2. Акклиматизационное кольцо позволяет успешно подняться на вершину Эльбруса и даже комфортно ночевать на его седловине.
  3. В классификаторе ( http://www.tssr.ru/mountain/pereval/caucasus/ ) нужно исправить ошибочно указанную высоту перевала Российских офицеров. Также целесообразно рассмотреть вопрос по изменению сложности перевалов Российских офицеров и Ирикчат.
  4. В навигаторы Garmin после несложной перепрошивки можно грузить карты в формате JNX. Сами карты можно взять с сайта nakarte.me (раньше – nakarte.tk). Эти карты нам очень помогли во время похода.

Контрольные записки

Записка с перевала Сылтран.

Записка с перевала Российских офицеров.