Автор: Константин Бекетов, г.Санкт-Петербург

Отчет о лыжном маршруте 6 к.с. по Шпицбергену совершенного группой туристов Санкт-Петербурга в период с 16.04.18 по 09.05.18. Часть 2.

Продолжение. Часть 1 здесь

День 13. 28 апреля. Восхождение на пик Ньютона

Погода ветренная, немного облачная. В 9:12 выходим в радиалку на пик Ньютона. Идем без лыж (на них стоит шатер), тропежка не слишком сложная. На вершину поднимаемся, обходя с востока ее северный цирк. В конце подъема надеваем кошки, так как наст местами жесткий.

На вершине в 10:20. Тут видны следы снегоходов, поднимающиеся с востока. Видимость не очень хорошая, ветер, дымка, легкий снег.

В лагерь возвращаемся в 11:15, устраиваем полудневку. Погода еще ухудшается. За день прошли 5.6 км с набором 532 м.

Фото 13.0 Лагерь под пиком Ньютона

Фото 13.1. Начало подъема на пик Ньютона

Фото 13.2 Последний участок подъема на пик Ньютона

Фото 13-3 Вид с вершины на запад

Фото 13.4 Вид с вершины на восток, ледник Kvitbreen ("белый ледник")

Фото 13.5 Группа на пике Ньютона

Фото 13.6 Участок льда на склоне. Легко обойти сбоку по насту.

День 14. 29 апреля. Перевал на ледник Харкера и затем на ледник Хельсинки

Утром погода по-прежнему не очень хорошая: ветер с запада, облака, легкий снег, солнце в дымке. На востоке голубое небо. Впрочем, постепенно все улучшается. После завтрака немного пережидаем непогоду, выходим в 9:55. Полого поднимаемся по леднику Чудениуса и переваливаем между горами Дидье и Галилея в верховья ледника Veteranen. Это - самый высокий перевал на нашем маршруте, 1281 м. Предлагаемое название "Плечо Гиганта", сложность 1А. Спуск с перевала выраженный, на нем встречаются трещины.

Траверсом проходим широкий перевал Trebrepasset (по-норвежски "перевал трех ледников") в верховьях ледника Veteranen. Через него идет несколько заметенных снегоходных следов. Снег рыхлый, ощутимая тропежка. Наш следующий перевал находится между горой Bleigen и горой Эддингтона (Eddingtonfjellet). Там расположено две седловины, разделенные небольшой вершиной 1398. Южная седловина существенно круче, над ней висит большой снежный карниз. Мы идем на северную. Под ней тоже есть карниз, но он обходится слева (по ходу). В 12:30 выходим на перевал. Высота 1252 м, предлагаемое название "Телеганда", сложность 1А.

За перевалом местность совершенно меняется: из бескрайних снежных равнин мы попадаем в крутые скалистые горы. Спускаемся, объезжая ледопад вдоль правого борта долины, встаем на обед (12:57-16:01).

После обеда спускаемся на ледник Харкера (Harkerbreen). Очень красивая долина с вертикальными скальными стенами. Пересекаем ледник поперек и, обойдя характерный скальный мыс, заходим в небольшую долину напротив. На юге эта долина упирается в перевал Панки, пройденный белорусской группой. Мы же поворачивам в ее левый приток, к пологому перевалу, ведущему на ледник Хельсинки (Helsinkibreen).

В 17:45 выходим на перевал. Высота 1026 м, сложность 1А, предлагаемое название: "Хой". Впереди - ледник Хельсинки (Helsinkibreen), окруженный внушительными вертикальными скалами.

Полого спускаемся по леднику до его расширения под нашим следующим перевалом. Тут же слева спускается несколько больших ледопадов. На самом перевале видны трещины. В 18:20 встаем на стоянку. За день прошли 19.9 км с набором высоты 632 м.

Фото 14.1 Группа на лед. Чудениуса. Пик Ньютона остается позади

Фото 14.2 Вид на пер. Плечо Гиганта с востока

Фото 14.3 Вид с пер. Плечо Гиганта на запад

Фото 14.4 Спуск с пер. Плечо Гиганта

Фото 14.5 Идем через Trebrepasset, впереди виден пер. Телеганда

Фото 14.6 Подъем на пер. Телеганда со стороны Trebrepasset

Фото 14.7 Группа на пер. Телеганда. Фото на запад. Позади виден соседний перевал с карнизом.

Фото 14.8 Путь спуска с пер. Телеганда в направлении пер. Хой

Фото 14.15 Движение по лед. Харкера по направлению к пер. Хой

Фото 14.16 Панорама лед. Харкера

Фото 14.17 Подъем на пер. Хой с восточной стороны

Фото 14.18 Вид на пер. Хой со стороны лед. Харкера (с востока)

Фото 14.19 Подъем на пер. Хой

Фото 14.20 Вид с пер. Хой на запад

Фото 14.21 Спуск с пер. Хой по лед. Хельсинки

Фото 14.22 Спуск по лед. Хельсинки

Фото 14.23 Вид на пер. 100 лет ФТИ с лед. Хельсинки. Отмечен завтрашний путь подъема от места стоянки

Фото 14.24 Верховья лед. Хельсинки

Фото 14.25 Место стоянки под пер. 100 лет ФТИ на фоне Ост-фьорда

День 15. 30 апреля. Перевал к Formidablebreen, пересечение ледника Миттаг-Леффлера

Выходим в 9:34. От стоянки идем в связках, санки упакованы в рюкзаки. На перевал понимаемся на лыжах, серпантином по крутому склону, обходя трещины. Трещин много, склон до 40 гр. крутизной. При менее удачных условиях перевал сложен для преодоления.

На перевале в 11:20. Высота 1138, сложность 2Б, предлагаемое название: "100 лет ФТИ" (Физтех имени Иоффе), в честь питерских физиков в нашей группе и их высоких устремлений.

На перевале развязываемся, приятно катимся вниз по леднику Baylybreen к леднику Formidablebreen. По пути объехали ступень ледопада, оставив ее справа по ходу. На Formidablebreen опять достаем санки.

Пройдя 3.5 км по Formidablebreen, обедаем (13:15-16:00). Снег на леднике тут неглубокий, местами выходит открытый лед, иногда встречаются трещины шириной сантиметров десять.

После обеда продолжаем спускаться по Formidablebreen. Уходим к левому борту долины, чтобы обойти большую зону разломов перед впадением в ледник

Миттаг-Леффлера. Погода портится. Сам ледник Миттаг-Леффлера напоминает большую реку, прорывающуюся в ворота между несколькими скаламинунатаками: Hyrneknausen ("угловой холм"), Furystakken, Heclastakken, Framstakken. Ледник местами ровный, местами покрыт сглаженными голубыми "волнами". Впереди видны скальные башни гор Гиза и Сфинкс (Sfinksen и Gizehfjellet). Правее выделяется гора Sentinelknausen, скальный зуб посередине скального цирка, еще правее - высокая гора с плоской вершиной, Grapiggen.

Обходим сверху нунатак Furystakken и попадаем в зону трещин. Пересекаем ее и спускаемся к следующему нунатаку, Heclastakken. Решаем обходить его снизу, спускаемся пешком по каменистому склону к моренному валу, выходящему из-под нунатака. Далее остается пересечь последний, довольно ровный язык ледника.

С ледника спускаемся к морене у озера Hoglandvatnet (видимо, названного в честь острова Гогланд чуть севернее есть и Аландские озера). Неожиданно оказывается, что ледник обрывается к озеру вертикальной стенкой. Юра упускает вниз свои санки. Обходим стенку слева, в самом восточном углу озера спускаемся вниз и находим ледяную пещеру: тут из-под ледника вытекает река. У пещеры видны старые снегоходные следы и более свежие следы медведя.

Просторная пещера с ровным ледяным полом ведет метров на сто вглубь ледника. Свет проникает сверху, через толщу прозрачного льда. Затем русло реки ненадолго выходит на поверхность и уходит в следующую пещеру, узкую и с водой на дне - туда мы уже не ходили.

От пещеры идем по снегоходным следам. Проходим по узкому руслу речки, впадающей в озеро с юга. Далее следы уходят вдоль ледника на юго-восток (там есть пологий проход к Билле-фьорду и Пирамиде), а мы идем на юг, в небольшую долину под нашим следующим перевалом. На стоянку встаем в 20:05 в начале долины, в узком речном русле. За день прошли 26 км с набором высоты 530 м.

Фото 15.1 Путь подъема на пер. ФТИ от места ночевки на лед. Хельсинки

Фото 15.2 Подъем в связках на пер. 100 лет ФТИ

Фото 15.3 Подъем в связках на пер. 100 лет ФТИ

Фото 15.4 Вид со склона пер. 100 лет ФТИ в сторону лед. Хельсинки (на север)

Фото 15.5 Почти на седловине

Фото 15.6 Движение группы в связках по северному склону пер. 100 лет ФТИ

Фото 15.7 Перевальная седловина пер. 100 лет ФТИ, вид на север

Фото 15.8 Группа на пер. 100 лет ФТИ

Фото 15.9 Вид с пер. 100 лет ФТИ в сторону Formidablebreen

Фото 15.10 Начало египетской темы: из-под облаков показались горы Луксор, Сфинкс и Гиза (Luxorfjellet, Sfinksen и Gizehfjellet)

Фото 15.11 Путь спуска с пер. 100 лет ФТИ, фото с лед. Formidablebreen

Фото 15.12 Панорама ледника Formidablebreen

Фото 15.13 Выходим на ледник Миттаг-Леффлера

Фото 15.14 Арка Tarantellen видна с лед. Миттаг-Леффлера

Фото 15.15 В зоне трещин лед. Миттаг-Леффлера

Фото 15.16 Группа достигла нунатака Heclastakken

Фото 15.17 Спуск вдоль Heclastakken

Фото 15.18 Ледяная стенка над озером Hoglandvatnet. Юра ищет свои санки.

Фото 15.19 Ледяная пещера

Фото 15.20 Ледяная пещера

Фото 15.21 Ледяная пещера

Фото 15.22 Ледяная пещера

Фото 15.23 Русло реки, впадающей в озеро с юга

Фото 15.24 Вид назад, на лед. Formidablebreen

День 16. 1 мая. Скала Tarantellen, выход к Пирамиде

Утром солнечно, тепло, внизу над ледником туман. Впрочем, погода постепенно портится, к обеду приходят сплошные облака. Вышли в 9:30, за полчаса полого поднялись на перевал. Высота по gps всего 438 м, сложность 1А, предлагаемое название: "Омон-Ра", в честь местной египетской тематики и героев советского космоса.

От перевала поднимаемся на восток, к скале Tarantellen, которая представляет собой большую двойную арку. Красивое и необычное место.

В 11:40 возвращаемся на перевал. Спускаемся с него на юго-запад по узкой снежной долине. Все едут с разной скоростью, группа растягивается. Собираемся на выходе в широкую долину Horbyedalen. Внизу видна бухта Петунья (залив Билле-фьорда), какие-то сооружения. Отсюда можно дойти по берегу до Пирамиды. Мы же, ради минимизации хождения по морю (тем более что тут уже все медведи к людям привычные) идем через еще один перевал, через ледника Svenbreen, Ferdinandbreen и Bertilbreen.

Переходим долину Horbyedalen, пересекаем снегоходный след, идущий по ней, подходим к висячей долине ледника Svenbreen. Погода пасмурная, теплая. Почти у всех начинается подлип. Ручей из-под ледника течет в скальном каньоне, залитом наледью. У наледи останавливаемся на обед (13:40-16:30).

После обеда в кошках проходим каньон на ручье. Тепло и мокро, много воды. Затем на лыжах полого поднимаемся по леднику. Мы с Сергеем боремся с отдачей, навязываем на лыжи веревочки, потом Юра дает работающую теплую мазь. В верховьях ледника видны снегоходные следы, стоит небольшая автоматическая метеостанция.

Вдоль снегоходного следа крутым серпантином поднимаемся к перевалу на ледник Ferdinandbreen. На перевале в 18:30, высота 624 м, предлагаемое название: "Принцип", сложность 1А. С перевала пологий спуск в верховья Ferdinandbreen, а зетем, без набора высоты - через водораздел к леднику Bertilbreen. Удобный скоростной спуск вдоль снегоходных следов по леднику, затем по руслу реки. Внизу опять начинается подлип.

Выходим к поселку Пирамида, осматриваем местную достапримечательность - бутылочный домик. Ночевать идем опять в дом с камином. Финишировали в 20:05, за день прошли 29.6 км с набором высоты 1287 м. Вечером ходим в поселок, забираем заброску, заходим в бар. Там людно, приехала очередная большая группа снегоходчиков и какие-то лыжные туристы с большими санями.

Фото 16.1 Подъем к пер. Омон-Ра с севера

Фото 16.20 Спуск с пер. Принцип по лед Bertilbreen

Фото 16.21 Бутылочный домик

Фото 16.22 Внутри бутылочного домика

День 17. 2 мая. Дневка в Пирамиде

Устроили дневку в доме с камином. Желающие ходят в поселок. Идея погулять по окрестностям, залезть на гору Пирамида не реализовалась, так как утром и днем погода плохая, лишь к вечеру выходит солнце. Фотоматериалы:

Фото 17.1 Дом по соседству с нашим домом

Фото 17.2 Песец гуляет по поселку

День 18. 3 мая. Пересечение Билле-фьорда, перевал в Gypsdalen

Погода солнечная, температура чуть ниже нуля. Выходим в 8:35. Сразу уходим южнее дороги, обходя поселок по плоской долине. Тропежка простая. Выходим на море и идем к правому краю ледника Норденшельда (Nordenskioldbreen), который падает в море на другой стороне фьорда. Пересекаем несколько лыжный следов, ведущих от поселка в сторону открытого моря. Основная снегоходная дорога из Пирамиды идет севернее. Далеко на льду иногда появляются нерпы, вылезающие из воды.

Перейдя фьерд, проходим мимо домов Brucebyen, к ним идет мощная снегоходная дорога. Идем вдоль берега бухты Адольфа, по-прежнему держим курс на правый край ледника Норденшельда. Тут у берега много высоких торосов.

Правее ледопада с ледника Норденшельда спускается широкая снегоходная дорога. При нас проезжает несколько больших снегоходных групп.

Обедаем на море, правее выхода дороги, в устье небольшого притока (12:38-15:08). Жарко. После обеда ходим смотреть на ледопад.

От моря поднимается по снегоходной дороге. У нас с Сергеем опять не работает мазь, идем пешком. Позже у остальных начинается подлип и почти все снимают лыжи. Встречаем еще снегоходы и группу на собачьих упряжках. Постепенно холодает, начинает дуть ветер.

В 19:00 заходим на перевал к долине Gipsdalen. Высота по gps 554 м. Скоростной спуск вниз по снегоходной дороге, стоянка в 19:40 ниже ледника, у поворота в нужную нам долину. Сильный ветер. За день прошли 31.9 км с набором высоты 574 м.

Фото 18.0 Группа покидает дом с камином

Фото 18.7 Подъем на ледник Норденшельда по снегоходной дороге от моря

Фото 18.8 Собачьи упряжки

Фото 18.9 Подъем на пер. Собачий, фото на север

Фото 18.10 Пер. Собачий, начало быстрого спуска по снегоходной дороге в долину Gipsdalen

День 19. 4 мая. Разведка перевалов к леднику Tunabreen

Ночью и утром погода пасмурная, сильный ветер. Шатер заваливало. Утром небольшое затишье, но потом начинает дуть опять. Выходим в 9:14. поднимаемся по узкому ущелью. Пройдя ущелье, выходим в расширение долины. Тут сливаются два истока, расположенные по обеим сторонам пика Джексона (Jacksontoppen, 922м). Оба притока ведут на перевалы к нужному нам леднику Tunabreen. Южный перевал должен быть выше и сложнее, но он более логичен для нашего маршрута.

У слияния истоков в 10:05 встаем на стоянку, пройдя 1.8 км с набором высоты 182 м. Тут последнее место, где можно хорошо спрятаться от ветра в начале ущелья. Пока остальные ставят лагерь, ходим с Костей, Аней, Артемом и Женей на разведку перевала. Подъем несложный, серпантином на лыжах. На перевале в 11:12, высота по gps 626 м, предлагаемое название: "Триллер (Верхний)". Определяющая сторона - восточная, там висит снежный карниз, под ним несколько скальных ступеней. Сложность (которую мы оценим завтра) - 2Б. На леднике Tunabreen под перевалом видны трещины, ниже он тоже выглядит очень разломанным. Кругом летает много птиц-глупышей.

Возвращаемся в лагерь, обедаем. Погода постепенно налаживается, я гуляю по окрестностям, разглядываю камни.

Вечером мы с Костей ходим на разведку на второй, северный перевал. Подъем на него еще положе, чем на южный. Высота по gps 590 м, предлагаемое название: "Триллер (Нижний)", ориентировочная сложность - 2А. В сторону ледника Tunabreen - карниз над крутым снежным склоном.

Фото 19.1 Подъем по долине Gipsdalen

Фото 19.2 Подъем по долине Gipsdalen

Фото 19.3 Лагерь в месте слияния истоков

Фото 19.4 Идем на разведку на пер. Триллер Верхний, фото на запад в сторону долины Gipsdalen

Фото 19.5 Разведгруппа на пер. Триллер Верхний

Фото 19.6 Вид на ледник Tunabreen с пер. Триллер Верхний. Хорошо виден значительно более крутой восточный склон перевала и скальные ступени. Хорошо видны трещины на леднике.

Фото 19.7 Панорама долины Gipsdalen

Фото 19.8. Вид на пер. Собачий с юга

Фото 19.9 Разведка пер. Триллер Нижний

Фото 19.10 Вид на пер. Триллер Нижний и лед. Tunabreen. Фото на юг.

Фото 19.11 На пер. Триллер Нижний, панорама

День 20. 5 мая. Перевал на ледник Tunabreen

Утром погода опять пасмурная и ветреная. Вышли в 10:18, меньше чем за час поднялись на перевал Триллер Верхний.

Для спуска выбрали место чуть левее низшей точки, там где карниз совсем маленький а под ним видно несколько метров скал. Спуск по перилам, станция на ледорубе. Ниже скал удобная полка, по ней повесили 1.5 веревки перил влево, затем одну веревку вниз по крутому осыпному контрфорсу и еще одну - вниз с контрфорса через скальные сбросы. Далее крутой снежный склон, в его верхней части аккуратно спускаемся на три такта, затем все немного выполаживается.

Собрались у края ледника в 13:30. Юра тут чуть не провалился в большую трещину. Дальше идем в связках. Уходим в центр ледника, обходя трещины. Выйдя на более-менее спокойное место, обедаем (14:25-17:13).

После обеда движемся на юг по леднику, смещаясь постепенно к его левому краю. Когда появляется открытый лед, снимаем лыжи и надеваем кошки. Потом опять некоторое время идем на лыжах до зоны разломов у края ледника.

Перед пересечением зоны разломов опять надеваем кошки, санки упаковываем в рюкзак. Длина участка - около 250 метров, проходим мы его почти за 3 часа, с 19:00 до 21:45. Много лазанья по ледяным глыбам. Иногда идет дождь. Повесили одну веревку в конце пути, через крутой скальный лоб.

Выйдя в карман ледника, встаем на стоянку. За день прошли 12.8 км с набором 435 м. Ночью погода внезапно улучшается.

Фотоматериалы:

Фото 20-1 Группа поднимается на пер. Триллер Верхний со стороны долины Gipsdalen

Фото 20-2 Спуск с пер. Триллер Верхний через карниз

Фото 20-3 Вид снизу на место спуска с верхней ступени

Фото 20-4 Полка под скалами

Фото 20-5 Окончание траверса и станция, с которой будут провешены вертикальные перила

Фото 20.6 Паша проходит траверс под скалами

Фото 20.7 Спуск по вертикальным перилам

Фото 20.8 Спуск с полки по осыпному контрфорсу

Фото 20.9 Спуск с контрфорса

Фото 20.10 Спуск с контрфорса, вид снизу. Перила заканчиваются, далее двигаемся на личной технике.

Фото 20.11 Группа спускается с пер. Триллер Верхний. Красным отмечены участки провешенных перил, фиолетовым участки, пройденные на личной технике.

Фото 20.12 Вид на пер. Триллер Верхний с лед. Tunabreen. Красным отмечены участки провешенных перил, фиолетовым участки, пройденные на личной технике.

Фото 20.13 Перевал с ледопадом с восточной стороны лед. Tunabreen

Фото 20.14 Двигаемся по леднику Tunabreen в связках. На участках открытого льда меняем лыжи на кошки.

Фото 20.15 Движение в связках по восточному краю лед. Tunabreen. Фото на север.

Фото 20.16 Преодоление зоны разломов

Фото 20.17 Преодоление зоны разломов

Фото 20.18 Преодоление зоны разломов

Фото 20.19 Преодоление зоны разломов

Фото 20.20 Ночной вид на лед. Tunabreen с места ночевки

День 21. 6 мая. Спуск по леднику Tunabreen, перевал Колорадо, долина Avdalen

Утром погода хорошая, но к обеду опять ухудшается. Выходим в 8:30, идем на лыжах вниз по карману ледника. Когда карман кончается, снимаем лыжи и в кошках траверсируем склоны над ледником. Сам ледник на всем протяжении от места нашей стоянки до устья очень сильно разорванный. Постепенно наст раскисает, тропежка становится все тяжелее. Пару раз на склоне находим небольшие трещины. На скалах над нами огромное количество птиц, после прохода под скалами кошки и санки оказались покрыты некой жирной вонючей субстанцией, судя по всему, птичьим пометом.

В конце-концов выходим к слиянию Tunabreen с ледниками Bogebreen и Von Postbreen. Тут уже вполне удобно идти на лыжах. Спускаемся в небольшую котловину и обедаем (12:31-14:48).

После обеда пересекаем ледники Bogebreen и Von Postbreen - несколько ровных языков с небольшими спусками между ними. Ближе к концу пересекаем снегоходную дорогу. Погода плохая: тепло, пасмурно, снегопад.

Перейдя ледники, уходим в долину небольшого притока под ледником Wandbreen. Поднимаемся по узкому руслу до ледника, потом по пологому и ровному леднику до широкого снежного склона, выводящего на плато. Склон проходим серпантином, дальше идем по плато около 5 километров, переваливая к долине Avdalen. Высота перевала 677 м, сложность 1А, предлагаемое название: "Колорадо" (поскольку он ведет в "Колорадские горы", Coloradofjella). Снегопад, видимости нет, идем по приборам. В конце-концов спускаемся в узкий овраг - второй слева из четырех истоков долины Avdalen. Похолодало, в овраге жесткий наст, покрытый свежим снегом. В рассеянном свете детали рельефа практически не видны. Равномерный спуск по оврагу, крутой сброс у слияния с правым истоком, затем еще один, попроще, у следющего слияния. В овраге начинают попадаться красивые скалы. Встречаем оленей, песца. После слияния всех четырех истоков, в 21:00 встаем на стоянку, в узком русле под скалами. Место оказалось не слишком удачным: утром сверху начали лететь мелкие камни, в шатре образовалась пара дырок. За день прошли 26.4 км с набором высоты 819 м.

Фото 21.1 Вид вниз по леднику Tunabreen

Фото 21.2. Утренний вид вверх по леднику Tunabreen

Фото 21.3 Вид вверх по леднику Tunabreen, фото на север

Фото 21.4 Траверс склона над ледником Tunabreen

Фото 21.5 Траверс склона над ледником Tunabreen. Снег раскисает.

Фото 21.6 Разломы ледника Tunabreen

Фото 21.15 Движение по притоку

Фото 21.16 Место стоянки

Фото 21.17 В ожидании ужина

День 22. 7 мая. Каньон в долине Brattlidalen, долина Сассен, перевал в долину Адвент

Утром хорошая погода, тепло. Выходим в 8:56, продолжаем спуск по долине Avdalen. Это узкий овраг, иногда переметенный снежными надувами. На склонах попадаются небольшие скалы. Avdalen впадает в долину Brattlidalen, продолжаем спуск по ней. Русло становится чуть просторнее, но в целом характер оврага практически не меняется.

Каньоны начинаются уже в самом низу долины, после ее выхода из гор. Сперва это невысокие узкие щели в известняковых плитах. Везде можно пройти по руслу.

Кульминация - уже совсем на выходе в долину Сассен. Узкая щель с водопадом, за которой следует примерно стометровой длины каньон с практически смыкающимися наверху стенами. Сюда уже приезжают из Лонгйира, снизу к каньону подходят снегоходые следы. Очень красивое место.

Выходим из каньона, заходим на пару километров в долину Сассен и встаем обедать. (12:38-15:22). Тепло, солнечно, много протаявших полян, вдали пасутся олени. Мимо проезжает два снегохода.

После обеда пересекаем долину Сассен, заходим в русло реки Eskerelva и по нему поднимаемся к водопаду Eskerfossen. В русле местами вода, снегоходые следы уходят наверх чуть раньше.

Из-под водопада поднимаемся наверх, в плоскую долину. Полого идем к перевалу Brentskaret. Нас обгоняют снегоходы, которые мы видели в долине Сассен. Погода портится.

На перевале какая-то странная черная куча, похоже на огромный булгуннях, но, может, и что-то моренно-ледниковое. Чуть дальше - хижина Passhytta, закрытая. От хижины переходим долину и встаем на стоянку, спрятавшись от ветра в русле небольшого ручья. Стоянка в 19:16, за день прошли 26.1 км с набором высоты 197 м.

Фото 22.1 Спуск по долине Avdalen

Фото 22.17 Долина Eskerdalen в направлении пер. Brentskaret

Фото 22.18 Черная куча на пер. Brentskaret

Фото 22.19 Пер. Brentskaret остался позади

День 23. 8 мая. Спуск по долине Адвент, полудневка

Утром пасмурно, снегопад. Вышли в 10:23, почти сразу спустились на русло реки Адвент, идем вниз по нему. Постепенно в русле появляется вода. Пару раз бродим с берега на берег.

В 13:10 подошли к хижине Innerhytta. Она стоит на еще одной черной куче на правом берегу реки. Юра и Костя бродят реку к хижине, но оказывается, что и она заперта. После некоторых колебаний, встаем обедать напротив хижины. Обед постепенно перерастает в полудневку. Погода к вечеру немного улучшается. За день прошли 11.5 км.

Фото 23.1 Раскисшее русло реки Адвент

Фото 23.2 Русло реки Адвент, фото на запад

Фото 23.3 Innerhytta

Фото 23.4 В финале лыжный поход превращается в водный

День 24. 9 мая. Выход в Лонгйир

Вышли в 8:20. Переменная облачность, тепло, ветрено. От места стоянки уходим из русла на левый борт долины. Тут много снегоходных следов. Еще один мокрый брод через один из левых притоков. Слева появляются многочисленные домики. Места совсем открытые, стоять тут уже не слишком удобно. Через 8.5 километра от стоянки выходим к дороге у какой-то турбазы. 11 километров до поселка идем пешком по дороге, приходим в 12:50.

Остановились у Миши М., допоздна общались.

Фото 24.1 Движение по снегоходному следу от Innerhytta

Фото 24.2 Идем по дороге в Лонгйир

Фото 24.3 Финиш

Фото 24.4 В городском магазине можно приобрести мягкие булочки

Фото 24.5 Дома на побережье

10 мая. Выезд

Утром неспешно идем в аэропорт. Жарко, у моря снег уже практически стаял. Летим в Тромсё, там уже совсем жара, +20. Поход закончен!

Фото 25.1 Указатель в аэропорту Лонгйира

Фото 25.2 Норвежские горы из окна самолета

Заключительная часть

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Во-первых, это встреча с полярными медведями. Необходимо иметь средства отпугивания и понимать повадки и основные схемы поведения этих животных. Полезно почитать книжки о них перед походом. Для многочисленной и сплоченной группы людей встреча с белым медведем в подавляющем большинстве случаев заканчивается бегством животного.

Вторая опасность - морской лед, который может быть ненадежным. Важно понимать текущую ледовую обстановку в конкретном районе и иметь опыт хождения по льдам, пусть даже полученный в более «домашних» условиях.

С горами на маршруте связана опасность схода снежных лавин. У всех участников похода во время движения были включены лавинные датчики-«биперы», на группу имелось несколько лавинных лопат и складных щупов.

Помимо этого, для любого зимнего лыжного похода характерны погодные и природные опасности. Шпицберген не является исключением. Но нам в походе с погодой очень повезло!

Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте

Из достопримечательностей маршрута хочется упомянуть ледовые пещеры на ледниках Холмстрёма и Миттаг-Леффлера, язык ледника Норденшельда и суровый ледник Tunabreen скальные арки Tarantellen и каньон реки Brattlidalen, старую хижину Krosspynthytta и частые встречи со всевозможными сухопутными и морскими зверьми.

Дополнительные сведения о походе. Географическая и климатическая характеристика района похода.

Шпицбешкале Рихтера, предполагается возможность землетрясений до 6 - 7 баллов.

Список снаряжения группы

запасные очки

ремнабор

запасная палка

пластины для починки лыж д/ралевые

пластина стальная

пила

запасные крепления

мешок для заброски

мешки, скотч, стрейч для упаковки лыж

много

итого

Материалы, использовавшиеся для подготовки к походу

• Морская экскурсия, которой мы воспользовались для заброски в Пирамиду: http://www.svalbardcruise.com/
  • Отчет С.Романенкова, а так же рассказ и подборка фотографий:
  1. http://www.manturs.narod.ru/ot4et/rom_chpiz/rom_chpiz.htm
  2. http://www.risk.ru/users/sromanenkov/4220/

Отчет белорусской группы Д.Рыжанкова : https://vk.com/doc122209744_454040931?hash=43a1e34e2a9efaf773&dl=a3255d23208 e789c1d

Итоги, выводы, рекомендации

Мы ходили существенно позже групп Романенкова и Рыжанкова, с середины апреля до начала мая. В это время на Шпицбергене уже наступил полярный день и постепенно приходит весна. Если смотреть данные по прошлым годам

(http://slazav.mccme.ru/shpitz18/spitz_t.png), то это время вполне подходит для лыжных походов (большие оттепели могут случаться в любое время, в том числе и раньше). В этом году весь апрель стояла холодная ясная погода, в горах до -25. Иногда с запада ненадолго приходили облака. С первого мая погода стала теплой и неустойчивой: температура болталась в районе нуля, часто дул ветер, приходили тучи. 8 мая, уже в долине Адвент на выходе к Лонгйиру мы внезапно попали в настоящую весну со вскрывшимися реками, бродами и т.п.. Более подробная информация о погоде на маршруте собрана в отдельном приложении.

Ледовая обстановка в этом году была не типичной: перед нашим приездом южные фьорды замерзли более чем обычно, а на северных льда не было (обстановка на 9 марта http://slazav.mccme.ru/shpitz18/ice20180309.jpg). Впрочем, потом южные фьорды постепенно открывались, а северные - замерзали. В результате мы смогли подойти на корабле на 7.5 км к поселку Пирамида и смогли перейти по льду Вейде-фьорд в северной части маршрута. Вообще, ледовая обстановка часто меняется как в ту, так и в другую сторону.

Нам было интересно уточнить ситуацию с самыми высокими горами острова. Пики Перье и Ньютона являются высшими точками Шпицбергена. На норвежских картах их высоты 1710 и 1712 м, на советских (которые в этом районе не слишком точны) - 1717 и 1712 м. Наш gps показал 1704 и 1708 м. Уверенно говорить, какая из вершин выше, трудно, но скорее всего, норвежская карта - наиболее точный источник информации. Это совпадает и с общепринятой версией, что высшая точка - пик Ньютона.

Благодаря хорошей погоде и тщательной подготовке, поход пройден в режиме первопрохождения практически без отклонений от заявленного маршрута. Исключением является лишь перевал Принцип (1А), прохождение которого позволило избежать ненужной встречи с медведями на льду бухты Петунья (р-н поселка Пирамида).

Материалы по походу

О географических названиях на маршруте

Многие географические объекты на Шпицбергене названы в честь известных исторических или мифологических персонажей, городов и т.п. Писать их в отчете можно разными способами: Odinelva, река Odin, река Одина и т.п. Кроме того, существует советские карты, на которых запись имен не всегда совпадает с общепринятым написанием. Например, хребет Чедвика (Chadwikryggen) подписан как Чадуикрюгген, и довольно сложно понять, кто имеется в виду и почему отрог этой горы назван Nytronfjellet.

В отчете мы постарались приводить такие "именные" названия в стандартном русском написании (давая, по возможности, оригинальное название в скобках). Записаны по-русски названия поселков и крупных фьордов. Норвежские и английские названия (например, Trebrepasset или Formidablebreen) оставлены в оригинальном виде, иногда давая в скобках русский перевод.

Названия поселков и крупных фьордов в отчете записаны следующим образом:

• Longyearbyen = Лонгйир
  • Ny-Alesund = Ню-Олесунн
  • Isfjorden = Ис-фьорд
  • Billefjorden = Билле-фьорд
  • Dicksonfjorden = Диксон-фьорд
  • Wijdefjorden = Вейде-фьорд
  • Adventfjorden = Адвент-фьорд
  • Sassenfjorden = Сассен-фьорд
  • Westfjorden, Austfjorden = Вест-фьорд, Ост-фьорд.

Стандартные топонимы. По-норвежски - в определенной форме единственного числа, как они обычно употребляются на карте.

• fjellet - гора
  • dalen - долина
  • hallet - склон • klfta - ущелье • elva - река
  • fossen - водопад
  • vatnet - озеро (небольшое) • holmen - остров (небольшой)
  • odden, kappet - мыс
  • pynten - мыс (датск.?)
  • breen - ледник
  • fonna - плато (ледовое) • vidda, platet - плато
  • morenen - морена
  • hytta - хижина, летний домик

Также для гор иногда используются слова: stakken - стог piggen - острие, шип nuten - гора с плоской вершиной hatten - шапка hornet - рог krona - корона trnet - башня kammen - гребень.

Погода на маршруте

Температура записывалась с интервалом 2 минуты логгером Elitech RC-5, который старались всегда держать вне шатра в тени. Данные выложены здесь: slazav.mccme.ru/shpitz18/temp.zip. В архиве есть файл с полной записью и файл с убранными дневными переходами, когда термометр ехал в кармане рюкзака и обычно перегревался на солнце. Также есть данные по метеостанциям Лонгйир и Ню-Олесунн.

дата и участок маршрута

погода

16.04.2018. Плавание в Пирамиду

Пасмурно, безветренно, вечером -3, ночью небольшой снегопад.

17.04.2018.

Перевал к реке Хугин

Утром пасмурно, -2. К обеду небо проясняется, холодает до -11. Ночью ясно, -19

18.04.2018.

Пересечение Диксон-фьорда

Весь день ясно и безветренно. Утром -20, днем -11, вечером -17.

19.04.2018.

Перевал к долине ледника Holmstrmbreen

Почти весь день ясно и безветренно, утром -18, днем 14, вечером -10. К вечеру с запада неспешно приходит сплошная облачность.

20.04.2018.

Подъем по леднику Holmstrmbreen

Утром ясно и безветренно, -18. Днем с запада приходит сплошная облачность, -10. Вечером снегопад, ветер, -9.

21.04.2018.

Спуск по леднику Holmstrmbreen

Утром пасмурно, снегопад, -10. К вечеру небо проясняется,g хотя запад все еще в облаках, -5. Ночью сильный ветер.

22.04.2018.

ледник Орса, перевал на ледник Venbreen

Утром по-прежнему сплошная облачность на западе и чистое небо на востоке, -6. В обед -7, облака постепенно уходят. Вечером ясно, небольшой ветер, -15.

23.04.2018. Река Диксона, перевал к леднику Lisbetbreen

Утром ясно, -17, небольшой ветер. С утра начинает сгущаться белая дымка. В обед -5, к вечеру небо проясняется, -20. Ночью до -23 с ветром, по ощущениям это самая холодная ночь похода.

24.04.2018.

Перевал на ледник Bukkebreen, Вейде-фьорд, хижина Krosspynthytta

Весь день ясно, безветренно, температура стабильно около -18.

25.04.2018.

Пересечение Вейдефьорда, подъем на ледник Планка

Весь день ясно, безветренно, температура утром и днем -17, к вечеру холодает до -20.

26.04.2018.

Перевал на ледник Трюгве, пик Перье

Весь день ясно, ветер слабый, внизу над морем туман. Утром -21, днем -13, вечером -23.

27.04.2018.

Подход под пик Ньютона

Весь день ясная безветренная погода. Утром -22, днем 14, вечером -20.

28.04.2018.

Восхождение на пик Ньютона

Отдельные облака, умеренный ветер, иногда легкие снегопады. После обеда белая муть. Утром -18, днем -10, вечером -15.

29.04.2018.

Перевал на ледник Харкера и затем на ледник Хельсинки

Утром облака, умеренный ветер, солнце в дымке, -16. К обеду погода улучшается, -7. Вечером ясно, -12.

30.04.2018.

Перевал к Formidablebreen, пересечение ледника Миттаг-Леффлера

Утром ясно, -6, внизу над морум туман. К обеду с запада приходит сплошная облачность, днем -3. Вечером пасмурно, -4

1.05.2018. Скала Tarantellen, выход к Пирамиде

Утром ясно, внизу над морем туман, -5. К обеду с запада приходит сплошная облачность, +2. Вечером пасмурно, около 0.

2.05.2018. Дневка в Пирамиде

Утром пасмурно, -1, днем до +4. К вечеру погода проясняется, холодает до -3.

3.05.2018.

Пересечение Биллефьорда, перевал в Gypsdalen

Утром практически ясно, легкие облака, -2. Днем теплеет до +2, вечером +1. Ночью сильный порывистый ветер.

4.05.2018.

Разведка перевалов к леднику Tunabreen

Утром пасмурно, сильный порывистый ветер, +2. Днем теплеет до +6, после обеда небо проясняется, вечером холодает до +2.

5.05.2018. Перевал на ледник Tunabreen

Почти весь день пасмурно, около +2, умеренный ветер. После обеда небольшие дождики. Поздно вечером небо проясняется, +1.

6.05.2018. Спуск по леднику Tunabreen, перевал Колорадо, долина Avdalen

Утром ясно, -1. В обед пасмурно, +3. Вечером снегопад, около 0.

7.05.2018. Каньон в долине Brattlidalen, долина Сассен, перевал в долину Адвент

Утром и днем ясно, температура от 0 поднимается до +4. Вечером приходит облачность, +2.

8.05.2018. Спуск по долине Адвент, полудневка

Утром пасмурно, +2. Днем сильные снегопады с небольшими прояснениями, +4. Река вскрывается. Вечером погода немного проясняется, +1.

9.05.2018. Выход в Лонгйир

Переменная облачность, ветер, +1..+2.

Температурные кривые за 2012-2018 годы

В полном размере доступно по ссылке http://slazav.mccme.ru/shpitz18/spitz_t.png

Основные расходы на поход

Курсы 1 евро = 70-75 руб, 1 крона = 7.3-7.7 руб (падение рубля произошло перед походом).

• Бензин и автостраховка в поездке - 400 евро на одну из машин (3 чел) в обе стороны. Похоже, что можно было лететь дешевле из Хельсинки.
  • Билет Тромсё - Лонгйир и обратно - около 16400 руб/чел.
  • Дополнительные места багажа - 12600 руб, 4 места туда, 2 обратно на всех, 1400 р/чел.
  • Жилье в Тромсё - 4409 руб, четырехместный домик в Tromso Camping на 7-х, 630 р/чел.
  • Жилье в Лонгйире - 6700 руб, Gjestehuset 102, две четырехместные комнаты + завтрак, на 9-х. Из-за ошибки при заказе цена получилась в 4 раза меньше, чем должно, 744 р/чел.
  • Парковка в Тромсё - 14250 руб на всех (одну машину оставляли за деньги в аэропорту, вторую - бесплатно у знакомого), 1594 р/чел.
  • Автобус из аэропорта - 75 крон/чел (около 570 р/чел).
  • Корабль в Пирамиду - 1300 крон/чел (9940 руб/чел).
  • Еда на маршруте (взята из Питера и Хельсинки) - 8611 руб/чел.
  • Бензин на маршруте - 283 кроны на всех, около 240 руб/чел.
  • Аптечка - 1956 руб на всех, 217 руб/чел.
  • Шатер - 20000 руб на всех, 2222 руб/чел.
  • Спутниковый телефон, аренда - 8150 руб на всех, 906 руб/чел.

Итого около 53 тыс.руб/чел.

Снаряжение и раскладка

За авторством В. Завьялова, повествование от его лица

Общественное снаряжение

• Шатер - 5.3 кг. Маевский двуслойный шатер, сшитый перед походом под заказ Светланой Белоусовой. Центральный кол из двух лыж, связанных эспандерами, 12 оттяжек на лыжи. Шатер хороший и удобный. Пару раз в сильный ветер лыжи, составляющие кол, съезжали и шатер проседал, пару раз ветром вырывало оттяжки.
  • Три мультитопливных горелки primus, два экрана, алюминиевый "лавинный лист" под горелки, алюминиевые котлы 5 и 7 литров, разные кухонные принадлежности - 4.7 кг. Готовили на обычном 95-м бензине, на двух горелках (третья лежала в запасе). В первые дни горелки работали неустойчиво, потом мы приспособились их вовремя чистить и все работало вполне удовлетворительно. На кипячение одного кана из снега уходило около часа, так что за день мы тратили 6 часов на готовку (по два кана на завтрак, обед, ужин). При длинном световом дне это было вполне терпимо: получался большой обед, на котором все успевали хорошо отдохнуть в шатре.
  • Два ледоруба, три лопаты, три лавинных щупа, пила для снега - 3.7 кг. Использовали мало, в основном на стоянках: ледорубами закрепляли шатер и кололи лед для приготовления еды, одну лопату использовали как подставку для кола в шатре, второй копали снег. На спуске к леднику Tuna делали станцию на ледорубах, а на самом леднике искали трещины с помощью щупа. Пилу не использовали.
  • Три 40-метровых веревки - 7.2 кг. Использовали довольно активно для хождения в связках и навешивания перил.
  • Шесть ледобуров, петли, закладки, оттяжки, карабины - 2.6 кг. Все использовали для организации точек страховки. На ледобурах ставили шатер на льду.
  • GPS, карты, телефон (Иридиум), 2 фото (остальные фото и gps - в личном) - 2.9 кг.
  • ремнабор - 2.5 кг. Включал запасную палку, крепление, пластины, саморезы, эпоксидку для ремонта лыж, разные мелочи. Наиболее расходуемая вещь - армированный скотч. Запасные тросики для тросиковых креплений брались в личное снаряжение (у Юры они рвались в походе дважды).
  • аптека - 1.5 кг.
  • Личное снаряжение

Личное снаряжение вполне обычное для лыжного похода. Сергей ходил на Бескидах, остальные на пластиковых лыжах. У меня были самые узкие лыжи (68-55-62), местами это чувствовалось, но существенных проблем не вызывало. Часть людей применяла жесткие пластиковые саночки, часть - мягкие.

Почти все использовали камуса, Юра, Сергей и я применяли мази. В первой половине похода, в холодную погоду это не вызывало сложностей. Потом, когда потеплело, холодные мази перестали работать (только у Юры оказалось немного подходящей теплой мази), так что мы иногда навязывали на лыжи веревочки. У меня были пластиковые лыжи без насечки, из-за этого я гораздо меньше других страдал от подлипа.

Костя и Андрей ходили на 75-мм креплениях с большими ботинкамиваленками Baffin. Сергей, Аня, Юра и Артем ходили на тросиковых креплениях с обычными ботинками и бахилами с калошами. Я и Паша использовали NNN BC крепления с простыми ботинками. Женя использовал тяжелые горные ботинки со скитуровскими креплениями. Проблем с лыжным снаряжением не было, не считая двух порваных тросиков у Юры.

Кроме того, у всех были кошки, обвязки и горное снаряжение для движения по веревке.

Раскладка

Тут приведена только общая идея раскладки. Вес указан на одного человека в день. Всего 9 человек, 24 дня, из них 6 дней оставалось в заброске в Пирамиде.

Завтрак (170г):

• молочная каша: крупа 70 г, сух.мол. 20г, сухофрукты 25г, сахар 11г, масло топл. 10г
  • конфета 15г, галета 10г • чай 2 пакетика, сахар 1 кусок.

Обед (250г):

• суп 25г, сух.мясо 20г, лапша 11 г
  • сухарь/галета 15г, колбаса/мясо 30г, сыр 40г, орехи 20г, сухофр.30г, батончик 50г
  • чай 2 пакетика, сахар 1 кусок.

"Второй обед" - только на последние 10 дней. В реальности выдавался в предыдущий ужин и на завтрак, отдельного перекуса мы не устраивали (105г): • колбаса/мясо 30г, рыба/сыр 30г, галеты 15г, сладость 20г • чай 2 пакетика, сахар 1 кусок.

Ужин (192г)

• каша: крупа 80г, мясо вареное 30г, суш.овощи 3г • колбаса/мясо 35г, сладость 35г • чай 2 пакетика, сахар 1 кусок.

Общее

кофе + соль + специи

Итого около 610 г/чел/день в начале похода, 720 г/чел/день в конце. Кроме того, брали 32 л бензина для приготовления еды и 5 л спирта для выпивания на шестерых.

Полный вес рюкзаков и санок в начале маршрута был в пределах 30-33 кг на человека.

Ледовая обстановка по данным на 9 марта 2018

Карта пройденного маршрута с приведенными маршрутами Романенкова и Рыжанкова

Показан трек активной части маршрута (красный), точки стоянок, перевалов и вершин. Также отмечены треки походов Романенкова-2008 (фиолетовый, восстановлен вручную по отчету, не уверен, что правильно) и Рыжанкова-2017 (синий) и перевалы, пройденные в этих походах.