Автор: Константин Бычков, г.Москва

Отчет о пешеходном походе 5 к.с. по хребту Черского (массив Буордах и окрестности) с 10 по 26 июля 2019 года.

Справочные сведения о маршруте

Учреждение: Федерация спортивного туризма - объединение туристов Москвы.

Район похода: хребет Черского (массив Буордах и окрестности).

Вид туризма: пешеходный.

Категория сложности: пятая.

Нитка маршрута: река Тирехтях - река Бугачан - озеро Бугачан - река Чукча - перевал Забытый (1Б, 2190) - перевал Ворота (2Б, 2375, первопрохождение) - ледник 71 - река Буордах - перевал Ленинградский (2А, 2375) - ледник Обручева - вершина Победа (2Б, 3003, радиально) - в. Белый Парус (2А, 2806, радиально) - ледник Обручева - река Люнкидэ - река Буордах - перевал Буордахский (н/к) - река Дарпир - река Чукча - река Эрэкит - река - Хорон - река Хангас - траверс массива вершины 1990,1 м (1Б) - река Сахынья - река Онгокан - река Антагычан - река Кулусун - ручей Щавельный - река Курунг-Агылык - прииск Победа. Протяженность: 256,5 км.

Сроки похода: с 10 по 26 июля 2019 года.

Продолжительность активной части: 17 дней. Номер маршрутной книжки: 1/1-502.

Справочные сведения о маршруте

Учреждение: Федерация спортивного туризма - объединение туристов Москвы.

Район похода: хребет Черского (массив Буордах и окрестности).

Вид туризма: пешеходный.

Категория сложности: пятая.

Сроки похода: с 10 по 26 июля 2019 года.

Продолжительность активной части: 17 дней. Номер маршрутной книжки: 1/1-502.

1. (К.) Пос. Усть-Нера - сплав по р. Индигирка до устья р. Иньяли - хр. УстьНерский - р. Кур - р. Эрикит - р. Буордах - пер. Красноярова (2А) - р. Люнкидэ - лед. Цареградского - лед. Оюнского - пер. Полет (2Б) - лед. Салищева - пер. 2 съезда РСДРП (2А) - пер. Шатер (2А) - лед. Сумгина - пер. Буковинский (2А) - лед. Кюретер - р. Тирехтях - пос. Сасыр.
  2. Пос. Сасыр - р. Мома - р. Тирехтях - р. Буордах - р. Ампынья - лед. Толля - пер. Каунас (1Б) - лед. Смирнова - р. Статостобут - пер. Жальгирис (1Б) - лед. Цареградского - лед. Оюнского - пер. Полет (2Б) - лед. Салищева - пер. 2 съезда РСДРП (2А) - пер. Шатер (2А) - лед. Сумгина - пер. Буковинский (2А) - лед. Кюретер. - пер. Колымский - лед. Обручева - пер. Южный (2А) - р. Буордах - пер. Новосибирский (1А) - р. Чукча - р. Джапкапчан - р. Тирехтях - пос. Сасыр.

Видно, что наш маршрут заметно уступает эталонным «шестёркам» по протяженности, не превосходит их по максимальной технической сложности и уступает по общему количеству локальных препятствий - т.е наш маршрут до 6 к.с. не дотягивает.

При этом эталонные маршруты 5 к.с. наш маршрут явно превосходит.

Общий вывод: пройденный группой маршрут соответствует пятой категории сложности.

Состав группы

5 к.с.У горн. Тянь-Шань

3 к.с.Р горн. Кавказ

краевед, финансист

Бычкова И.В. и Хазова О.С. не участвовали в восхождении на вершину Белый Парус 17 июля.

Характеристика района и маршрута похода

Район похода в прошлом достаточно активно посещался туристами как летом, так и зимой, география его описана в книгах, приведённых в списке литературы, так что в данном разделе приведены только наиболее важные и свежие сведения, имеющие значение именно для спортивного туризма.

Рекомендации последователям приведены в разделе 8.

Общая смысловая идея маршрута

Маршрут был построен с учетом следующих исходных пожеланий и требований.

• Маршрут с учётом дороги должен укладываться в 24 дня, чтобы можно было обойтись 3-недельным отпуском с прибавлением выходных и одного «призового» дня.
  • Маршрут должен иметь элементы новизны.
  • Маршрут должен соответствовать опыту группы:
  • - пять участников имели опыт участия в маршрутах 5 к.с. и выше, двое - 4 к.с., поэтому мы вполне могли идти в сложную «пятёрку»

- в соответствии с правилами и регламентом проведения соревнований по спортивному туризму наша группа имела право проходить описанные локальные препятствия 3А к.т. и локальные препятствия 2Б к.т. в режиме первопрохождения.

• Маршрут должен быть многовариантным. Это требование обусловлено крайне малой предсказуемостью состояния подъездных дорог к Буордаху: роль играет как погода, так и мотивация доставшегося вам водителя. Куда и когда вас завезут - предсказать совершенно невозможно.
  • Запасные варианты маршрута должны предусматривать возможность движения в разных погодных условиях (т.е. не должно быть многодневных «отсидок» перед техническими препятствиями).

Исходя из этого и был запланирован маршрут, с которым можно ознакомиться в приложенной к отчету копии маршрутной книжки и по обзорной схеме.

Обоснование выбора маршрута, запасных и аварийных вариантов

Планирование маршрута по хребту Черского полно неопределённости. Главная из них - отсутствие понимания, до какого места вас довезёт машина. Единственный стопроцентно определённый вариант - идти от трассы пешком и возвращаться на неё тоже пешком. Этот вариант (заодно и самый дешёвый) требует 4-недельного отпуска, иначе вы просто дойдёте до Буордаха, зайдёте в массив через простой перевал и выйдете обратно другим (или даже тем же самым) простым перевалом. Этот тезис в последние годы убедительно доказан практикой - посмотрите отчёты последнего десятилетия.

Варианты начала маршрута поближе к горам, связанные с применением авиатранспорта были нами отметены либо по причине их сложности и ненадёжности (самолёт в Сасыр), либо по причине их дороговизны (ближайшие вертолёты базируются в Зырянке, и сумма за перелёт Зырянка - Усть-Нера - горы - Зырянка уверенно зашкаливает за миллион рублей).

Остаётся одно: подъезжать по трассе в район Усть-Нера - Бурустах - Артык и договариваться о попытке подъезда ближе к горам на транспорте высокой проходимости.

Нам очень повезло - удалось достичь достаточно надёжной договорённости, но даже при надёжности и высокой мотивации водителя неопределённость остаётся: возможны поломки и также возможен длительный период плохой погоды, при которой изза подъёма воды машина не проедет вверх ни по Антагычану (при средне-высокой воде), ни даже по Бурустаху (при очень высокой воде). Прочие «подводные камни» описаны в рекомендациях в разделе 8.

Поэтому мы запланировали два разных варианта маршрута:

1. вариант на случай «уровень воды не позволил заехать далеко» подразумевал начало маршрута на Бурустахе, куда заехать намного проще. В этом случае мы не хотели пытаться зайти в Центральный Буордах - это почти наверняка не получилось бы, а предполагали сосредоточиться на обследовании более близких к трассе массивов - это вариант 1 в маршрутной книжке
  2. вариант на случай «удалось заехать далеко» подразумевал заход в Центральный Буордах и прохождение основных препятствий там - это вариант 2 в маршрутной книжке.

Это, конечно, не означало, что мы могли метаться между двумя вариантами маршрута, как бог на душу положит. Принцип спортивного туризма - запланируй маршрут и выдержи его. Выбор варианта, которого в дальнейшем будем придерживаться, мы должны были сделать в момент высадки из машины.

Что и произошло: удалось заехать далеко, и мы выбрали вариант номер два, о чём и сообщили в МКК и координатору.

Оригинальность и новизна маршрута

На маршруте было запланировано определённое количество первопрохождений ЛП, а также «квазипервопрохождений»: «наверняка кто-то ходил, но общедоступной информации нет», «есть название и к.т., но нет отчета в широком доступе» и т.п.

На ряде перевалов и вершин мы нашли записки первопроходцев, поиски отчётов которых дали разные результаты: что-то нашлось, что-то нет.

Тем не менее, использовать обороты вроде «независимое первопрохождение» мы не хотим - первопроходцы заслужили честь называться таковыми, даже если их отчётов в широком доступе нет. Таким образом, наш маршрут содержит:

• одно настоящее первопрохождение определяющего перевала Ворота (2Б) • одно второе прохождение (после 1981 года ) траверса массива вершины 1990,1 м с новым вариантом подъёма на хребет
  • два вторых прохождения: перевал Забытый (1Б) пройден в 1990 году, а вершина Белый Парус (2А) - в 2001 году
  • заодно с прохождением Ворот посетили перевал КамАЗ Северный. Назвать это прохождением ещё одного перевала нельзя - мы всего лишь зашли на седловину в 100 метрах от седловины Ворот. Но и эту седловину после первопроходцев в 1984 году никто не посещал. Помимо этого стоит упомянуть:
  • летом 2019 года мы были единственной туристской группой, добравшейся до центральной части массива Буордах.
  • перевал Ленинградский (2А) не посещался с 2014 года
  • гора Победа - «изюминка» района - посещается с частотой менее одного раза в год: пройдена до нас в 2019 (зимой), 2018 (зимой), 2016, 2012 (дважды), 2009 (зимой) годах.

В общем, Буордах в целом теперь посещается весьма нечасто. И искренне желая ошибиться, рискнём предположить, что будет посещаться всё реже и реже...

Варианты подъезда и выезда с маршрута

Как попасть в район похода

Жители Нерюнгри, а также люди, которые очень любят железную дорогу и у которых очень много свободного времени, могут доехать до Якутска на поезде через Нижний Бестях. Некоторые из нас железную дорогу любят, но столько времени ни у кого нет. Оставался самолёт.

Крупные аэропорты имеются в Магадане и Якутске. Вопрос, куда выгоднее лететь, необходимо заново решать каждый год: появляются и исчезают авиакомпании, вводятся и выводятся из обращения тарифы. При прочих равных, ехать от Магадана поближе и побыстрее (нет паромных переправ).

Для нас сомнений не было - мы успели купить в январе-феврале билеты в Магадан на рейс авиакомпании «Россия» за 22000 рублей туда и обратно.

Как попасть в горы

От Магадана или Якутска в район Артыка или Усть-Неры попадают на автотранспорте по трассе «Колыма». Также в Усть-Неру летают самолёты из Якутска, но данный вариант имеет сразу два недостатка: цену и неудобство расписания: рейсы не летают по выходным, и если вы намереваетесь вылететь из европейской части России или Западной Сибири в четверг-пятницу и вернуться обратно в воскресенье, то вы просто не стыкуетесь с рейсами Якутск-Усть-Нера и Усть-Нера-Якутск.

На трассе действует целый ряд фирм-агрегаторов, обеспечивающих пассажирские перевозки микроавтобусами. За координатами фирм и частных водителей обращайтесь к руководителю группы.

Тонкости подъезда от трассы вглубь гор освещены в разделе 8.

Порядок доступа в особые зоны

В пограничную зону хребет Черского в настоящее время не входит. Национальный парк «Момский» существует скорее виртуально. Мы с ним не связывались и следов его на маршруте не обнаружили.

Прииск «Победа» как таковой не работает, на проходной стоит охрана. Официально эта охрана для прохода и проезда на территорию прииска требует разрешения владельца прииска - ОАО "Поиск". Координаты мы в интернете нашли (здесь и здесь), но просить разрешение не стали - на пути туда проходить прииск не планировали, а насчёт обратного пути решили, что из тайги без золота нас выпустят.

Если вы планируете начинать маршрут на прииске, то лучше получить разрешение - по слухам, были прецеденты, что охрана упрямится.

Адреса и телефоны поисково-спасательной службы

МЧС Республики Саха (Якутия): 649006 г. Якутск, ул. Кальвица, д. 16/2.

Телефон оперативного дежурного +7 (4112) 42-49-97. Электронная почта: mchs14@mail.ru.

На электронную почту нам не ответили. Мы зарегистрировались на сайте республиканского управления МЧС Республики Саха (Якутия) по ссылке http://14.mchs.gov.ru/helpinfo/Onlajn_registraciya_turistskih_grupp и сообщили по телефону о начале и окончании маршрута. Реакции особой не было, видимо, работники МЧС было поглощены борьбой с пожарами.

С подразделением МЧС в Усть-Нере мы не взаимодействовали.

Отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Оймяконскому району Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия). Их координаты с официального сайта: Республика Саха, Оймяконский улус, поселок Усть-Нера,

Коммунистическая улица, 13. Телефон +7 (41154) 2-10-36

Организация связи с внешним миром на маршруте

Официально нашу группу контролировали МЧС и выпускающая МКК ФСТ-ОТМ. В обе эти организации мы передавали сообщения по мобильному телефону о начале и окончании маршрута.

В дополнение к этому был организован контроль со стороны координатора, который имел всю информацию о маршруте (график маршрута, его основные, запасные и аварийные варианты, информацию о препятствиях) и участниках группы (даты рождения, паспортные данные, номера страховых полисов, координаты родственников).

Связь с координатором осуществлялась по двум каналам. Первым каналом был спутниковый телефон системы «Iridium». Данная система из всех спутниковых систем является наиболее надёжной: связь обеспечивается группировкой подвижных спутников, покрывает весь мир и даже в весьма труднодоступных местах (например, в каньонах) можно дождаться пролёта спутника, чтобы, по крайней мере, отправить SMS. К телефону был предусмотрен запасной аккумулятор (штатный). Связь осуществлялась отправкой SMS-сообщений по вечерам через день, с размещением информации в группе туристского клуба ВШЭ (к которому принадлежат трое участников группы) в социальной сети «Вконтакте», где сообщения могли просмотреть родственники и друзья остальных участников. Иногда звонили домой, но этим не злоупотребляли, сберегая заряд батарей и эфирное время на случаи форс-мажора. Со своей стороны, координатор каждый вечер присылал группе SMS с прогнозом погоды.

Вторым (резервным) каналом связи был спутниковый треккер системы SPOT. Данный треккер отправляет информацию о местоположении группы в заданном режиме на несколько указанных заранее адресов электронной почты, а также на специальную страницу в интернете, где её может видеть любой желающий. Информация выдается в виде координат точек и приложенных к точке сообщений трёх типов: «ОК», «SOS» или «Custom» (заранее определённое неизменное сообщение, толку в котором немного).

График движения

Магадан - река Бурустах

микроавтобус

08-09.07

река Бурустах - старт маршрута (река Тирехтях, наледь Антон)

вездеход «Урал»

река Тирехтях (наледь Антон) - озеро Буюнгда - озеро Бугачан - река Чукча

19,8

7:40

м.н.* - верховья ручья Сеген

12,9

6:00

пешком

м.н. - перевал Забытый (1Б, 2190 м) - ручей Забытый - перевал КамАЗ Северный (радиально) - седловина перевала Ворота (2Б, 2375 м, п/п)

2,4

4,9

4:50

пешком

Восхождение на вершину Победа (2Б, 3003 м, радиально)

1,9

11:20

пешком

Восхождение на вершину Белый Парус (2А, 2806 м, радиально)

1,5

16,9

7:10

пешком

м.н. - река Буордах (1000 м)

20,3

7:50

пешком

м.н. - перевал Буордахский (н/к, 1380 м)

22,1

7:30

м.н. - река Дарпир - река Чукча - озеро в долине реки Эрэкит

26,5

7:20

пешком

м.н. - река Эрэкит - река Хорон - река Хангас - траверс массива вершины 1990 м (1Б) - левый приток реки Сахынья

24,8

116:30

*) м.н. - место ночевки.

Высотный график

Изменения маршрута и их причины

С заявленным графиком маршрута можно ознакомиться в маршрутной книжке. Программа-максимум была выполнима только при идеальном состоянии группы и идеальных погодных условиях. Маршрут старались планировать так, чтобы практически в любую погоду у группы была возможность двигаться по маршруту: в хорошую погоду - по более сложным и интересным препятствиям, в плохую - по более простым. Кончено, не везде такая многовариантность осуществима, но где возможно - старались планировать именно так.

1. Поскольку удалось заехать на реку Тирехтях до наледи Антон, был принят к реализации вариант маршрута с началом именно в этой точке.
  2. Поначалу двигались по основному варианту маршрута, но накапливалось отставание от графика:
    1. Поскольку заезд занял на один день больше, чем предполагалось, возникло отставание от графика на один день.
    2. На второй день (11.07) мы поздно подошли к перевалу Забытый и отложили его прохождение на утро следующего дня.
    3. Утром третьего дня (12.07) мы перешли через перевал Забытый в верховья одноимённого ручья. Далее планировалось восхождение на вершину Корона, но зарядил дождь. В такую погоду идти на скальное препятствие 2Б на подъём - безумие. От восхождения отказались и во второй половине дня, воспользовавшись прояснением, поднялись на седловину перевала Ворота. По материалам 2012 года было очевидно, что определяющей является северная (спусковая) сторона.
  3. После прохождения перевала Ворота возникла необходимость нагонять график, поэтому воспользовались запасным вариантом: заменили перевал Туристов Татарии (3А) на Ленинградский (2А). На Ленинградском намного меньше технической работы и, соответственно, пройти его можно намного быстрее, причём почти в любую погоду.
  4. Сходили по плану на Победу и Белый Парус. Затем нас накрыла суровая непогода: ветер, снегопад, снег лёг на высоте уже от 1200 метров. Мы как раз находились перед самым «застревабельным» участком маршрута: к северу от перевала Ленинградского водораздел Буордах-Люнкидэ не имеет простых перевалов на большом протяжении. Основным вариантом был перевал Синяя Птица (3А), запасным - Мицкевича Северный (2А). Но в условиях снегопада мы сочли опасным и запасной вариант: в июле на хребтах немало ещё зимнего снега, плюс добавил снега сильный циклон, пронесшийся над районом в начале июля. Его результатом, например, на Белом Парусе были сходы свежих лавин. Пришлось воспользоваться уже даже не запасным, а «полуаварийным» вариантом: совсем отказаться от прохождения перевала в долину Буордаха, а совершить 2,5дневный обход по долинам: вниз по Люнкидэ до слияния с Буордахом, а затем вверх по последнему под Буордахский перевал. С МКК этот обход хребта согласовали по спутниковому телефону.
  5. Дальше двигались по заявленному основному варианту маршрута, нагоняя отставание от графика. Практически нагнали - вышли на окраину разработок прииска Победа к 20 часам последнего ходового дня. Машина была заказана на следующее утро, до неё оставалось 16 километров по приисковым дорогам, не имевшим уже значения для к.с. маршрута и не представлявшим ни спортивного, ни эстетического интереса. Поэтому подвезшим нас эти 16 километров золотоискателям мы чрезвычайно благодарны!

Техническое описание маршрута

Введение

Техническое описание маршрута написано по дням. Каждый день разбит на несколько участков. Ходовое время отсчитывается от начала участка, если иное не указано прямо! Под ходовым временем понимается чистое ходовое время, т.е. из времени, затраченного группой на прохождение участка, уже вычтено время всех привалов. Слова правый и левый по отношению к берегам рек, бортам долин и кулуаров трактуются как орографические понятия (если не указано обратное, чаще всего в случае исключений используется термин «по ходу»).

В техническом описании всюду указано магаданское время.

Фотографии выполнены Кондрашкиной А.С. и Мирошкиным Н.В.

Фотографии пронумерованы по дням, первые две цифры - дата, вторые две - порядковый номер фото «внутри» дня.

Листы маршрутной карты и фотографии для удобства пользования вставлены в текст технического описания. В электронной версии карты и фотографии даны отдельными файлами.

Общие замечания по технике движения и страховки

1. Подъём лидера с нижней страховкой всегда осуществлялся:
    1. без рюкзака
    2. со страховкой динамической верёвкой
    3. с установкой промежуточных точек.
  2. Перила крепили на страховочных станциях, со станций же осуществляли и попеременную страховку. Станции на льду выполнялись на сблокированных петлёй парах ледорубов. Станции на скалах организовывали на скальных выступах, на сильно расчленённых скалах Буордахского массива обычно несложно найти подходящий выступ. Комплект крючьев и закладок у нас был, но воспользоваться им не пришлось.
  3. Подъём по перилам осуществлялся с помощью зажимов типа «жумар» или «micro traction», которые использовались в соответствии с рекомендациями производителей.
  4. Спуск по перилам осуществлялся с помощью тормозных устройств, при этом осуществлялась либо верхняя страховка (там, где верёвка шла через кромки скал или камней, и имелась теоретическая возможность её обрыва), либо с самостраховкой схватывающим узлом (на спусках по снежноледовым склонам).
  5. Переправ сложнее 1А на маршруте не было. Переправы осуществлялись в обуви, с самостраховкой треккинговыми палками, иногда стенками (больше для дополнительного спокойствия). На несложных переправах часть группы переобувалась в кроссовки.

4-6 июля. Москва - Магадан - река Бурустах

Собираемся в московском аэропорту Шереметьево вечером в четверг 4 июля. Упаковываем багаж, в положенные по тарифу 23 кг багажного места и 10 кг ручной клади на каждого пассажира укладываемся впритык (все продукты закуплены и упакованы в Москве). На сдаче багажа бдительные сотрудники усматривают в одном из рюкзаков опаснейший груз: целых четыре зажигалки! Но всё же принимают рюкзаки к транспортировке: самый компактный уезжает со стойки по ленте, остальные шесть относим к лифту как негабаритный багаж.

Вылетаем в Магадан в 19:55 рейсом SU 6289 авиакомпании «Россия». Самолёт прибывает в Магадан (фото 05.01) днём 5 июля по расписанию и без происшествий. Но приключения не заставляют себя долго ждать. При выдаче багажа почти сразу на ленту выскакивает единственный габаритный рюкзак, а остальные так и не выскакивают - шереметьевский бардак с багажом дотянулся-таки и до нас. Вместе с изрядным количеством прочих, не дождавшихся своего багажа, направляемся писать заявления на розыск багажа. Процесс протекает оперативно, работницы аэропорта за последние недели уже привыкли и отработали технологию. На вопрос, сколько в среднем длится ожидание прибытия пропавшего багажа, получаем ответ: «По разному: чаще всего день-два, но рекорд - шесть дней».

Несолоно хлебавши, выходим из аэропорта на площадь, где нас ждёт заказанный через Фёдора микроавтобус с водителем, готовым сразу везти нас на реку Бурустах. Объясняем водителю, что на Бурустах нам ехать не с чем, а придётся ехать в Магадан. Жить в Магадане мы не готовились, но вопрос этот решается просто: прямо в зале прилёта на стенах и стойке достаточно объявлений и визиток с координатами граждан и организаций, предлагающих услуги такси и проживания в гостиницах, хостелах и квартирах. Выбираем хостел «Lucky», расположенный к северу от центра Магадана, недорогой и имеющий удобную нам восьмиместную комнату (750 руб. с человека в сутки). Водитель отвозит нас в хостел (взял с нас за это 1000 руб. - дешевле таксистов - спасибо ему за понимание!) и говорит, что ждать долго не может и утром наберёт клиентов и поедет в сторону Якутска. Мы его вполне понимаем.

Размещаемся в хостеле, вторую половину дня посвящаем прогулке по городу (фото 05.02), посещаем не очень большой, но весьма интересный областной краеведческий музей. Налаживаем контакты с московскими друзьями на случай затягивания багажной войны более, чем на сутки. Высыпаемся.

6 июля посылаем двух гонцов на рейсовом автобусе в аэропорт к прилёту московского рейса. На рейсовый автобус садиться надо на автовокзале (на прочих внутригородских остановках он останавливается, как выразились местные жители: «Если махнёте, и водитель это заметит»), причём если билеты не куплены заранее, поедете стоя в проходе (60 км, в пути чуть больше часа).

На наше счастье, шесть рюкзаков прибывают тем же рейсом, что накануне прилетели мы. Заполнив кучу рукописных бумаг (работницам магаданского аэропорта - наше искреннее сочувствие), получаем багаж и соображаем, как теперь уехать на Бурустах. Звоним Фёдору - у него свободных машин на сегодня и завтра нет.

Звоним широко известному (координаты есть и в отчётах, и в объявлениях в зале прилёта) магаданскому агрегатору такси: Сергею. Он проявляет большую оперативность и обещает машину в течение часа. Спешка играет злую шутку: машина забирает из хостела пятерых участников группы и по пути в аэропорт глохнет из-за окончания топлива на границе Магадана. Но, несмотря на все злоключения, в 17 часов 6 июля мы выезжаем на микроавтобусе из аэропорта в сторону Бурустаха. Сообщаем водителю «Урала» о выезде.

В пути два раза останавливались перекусить. Водитель ехал с относительно небольшой скоростью, но без технических остановок, проколов колёс и т.п. Дорога до Бурустаха заняла 16 часов.

7-9 июля. Река Бурустах - река Антагычан - река Тирехтях (наледь Антон)

В 9 часов 7 июля прибываем на «пятак» на Бурустахе (ориентир - указатель на трассе - фото 07.01), на южном берегу реки возле моста. Там нас уже ждёт «Урал» и его водитель, который велит называть себя дядей Володей. Перегружаемся (фото 07.02), прощаемся с водителем микроавтобуса.

Дядя Володя настроен оптимистически в отношении глобальных перспектив заезда на Тирехтях и пессимистически на ближнюю перспективу: периодически накрапывает мелкий дождь, а очень сильные дожди закончились менее, чем за сутки до нашего приезда, так что уровень воды в Бурустахе и Антагычане весьма высок, вода мутная («чёрная»).

Нашим попутчиком до наледи является оленевод из Сасыра - Николай, который возвращается из Усть-Неры домой. Его присутствие является определённой гарантией того, что на Тирехтях мы рано или поздно попадём, но рано или поздно - вот в чём вопрос...

Едем на Антагычан, по пути набираем в мелком ручье относительно чистой воды. Достигаем первого брода через Антагычан, примерно в 10 километрах от трассы. Брод выглядит грозно, не раз ездивший здесь водитель утверждает, что надо ждать спада уровня воды.

Ставим метки на берегу для обозначения уровня воды. Устанавливаем лагерь (фото

07.03), собираем дрова. Обедаем, отдыхаем, ужинаем, общаемся.

Меню блюд и напитков носит ярко выраженный северо-восточный окрас, что приводит к захватывающим дискуссиям между дядей Володей и Николаем.

Утром 8 июля, несмотря на меню ужина, водитель вполне бодр. Оценив уровень воды, упавший за ночь, дядя Володя решает ехать. Его критерий проходимости брода - вода не выше переднего крыла. Брод преодолеваем успешно (фото 08.01), хотя у нас, непривычных к этому делу, захватывает дух.

Далее довольно хорошая дорога идёт по правому берегу Антагычана до устья правого притока Сырайдаха, а затем упирается в прижимы и выходит в русло. Отсюда до устья Ылена - самый трудный участок: колея идёт по руслу и островам, регулярно теряется, множество бродов, многие из которых не уступают по сложности первому.

Страшно подумать, что для жителей Сасыра эта «дорога» - просто путь в ближайший магазин. Фото 08.02-08.08 - это просто виды из машины на пройдённые участки «дороги»!

Дядя Володя - мастер. Даже не так: Мастер - именно с большой буквы. Только один раз машина «садится» в топь на выходе из очередного русла (фото 08.05). Беда не приходит одна: спрыгнув с застрявшего «Урала», Ольга хватается за колено. С трудом расходилась.

Все вместе впрягаемся в работу. Дядя Володя не даёт спешить, обстоятельно, в несколько приёмов «домкратит» машину (фото 08.06), подкладываем под колеса бревна и камни, убираем грунт из-под днища. Копаемся часа полтора, но вылезаем с первого раза (фото 08.07).

Только в 16:30 останавливаемся на поздний обед у поворота долины Антагычана на восток. Дальше дорогу тоже сложно назвать автобаном, но самое сложное позади.

К 20:30 добираемся до устья Онгокана, в трёх километрах выше которого, напротив устья левого притока - ручья Перевального, оставляем заброску на последние два дня маршрута. Заброску пакуем в гермомешок (фото 08.09), вешаем повыше на дерево, воспользовавшись лестницей дяди Володи.

Уже в одиннадцатом часу вечера (полной темноты, которая остановила бы дядю Володю, в начале июля здесь не бывает) на очередном выезде из протоки на крутой уступ «Урал» задевает днищем каменистый берег. Отваливается карданный вал, одна из крепежных деталей остаётся в русле. Сдаём назад на исходный берег.

Ставим лагерь (фото 08.10), вылавливаем из реки деталь, благо она тяжёлая и не уплыла. Ужинаем. Кудесник дядя Володя возвращает «Урал» в рабочее состояние.

Наутро двигаемся дальше. Дорога в среднем несколько лучше вчерашнего. Проезжаем огромную наледь (фото 09.01) возле спуска с перевала Потап, через который идёт зимний вариант дороги на Чукотку от Бурустаха.

Дорога уходит в долину правого истока Антагычана - реки Сахынья, а затем по её левому притоку поднимается к перевалу Улахан-Чистай. Седловина перевала заболочена, летний вариант дороги обходит перевальную точку и большое озеро (урез 1337) севернее (фото 09.02).

Ещё одна остановка на ремонт, и к пяти часам вечера, наконец-то, добираемся до стойбища эвенов (фото 09.03) в долине реки Тирехтях, в укромной долинке левого притока - ручья Лынкынас, чуть выше большой наледи, которую местные жители называют Антон.

Ставим лагерь на террасе выше стойбища, обедаем, идём на экскурсию к наледи (фото 09.04). Вечером долго беседуем с дядей Володей.

10 июля. Река Тирехтях - река Чукча

С утра погода хмурится, в процессе сборов нас застигает дождь. Прощаемся с дядей Володей и его машиной, которую он ласково называет «Ермачок» (фото 10.01).

Сделанное для нас дядей Володей трудно переоценить: за двое суток мы преодолели 120 километров по долине Антагычана - такого сервиса не получала ни одна спортивная туристская группа с 2008 года! Без дяди Володи мы ни за что не успели бы сделать так много в крайне ограниченные сроки нашего похода.

Выходим в 9:40. Идём на север по колее, полого поднимающейся на водораздел ручья Лынкынас и реки Бугачан. Твёрдые участки, поросшие невысоким кустарником и редкими деревьями, чередуются с заболоченными участками, на которых иногда целесообразно отклониться от колеи (фото 10.02).

За четыре перехода по такой достаточно однообразной местности переваливаем водораздел и спускаемся к реке Бугачан. Пока мы переобуваемся в кроссовки перед бродом, к нам подъезжает верхом эвен. Он спешивается (фото 10.03), наступает ногой на повод коня и закуривает. Он весьма весел и дружелюбен, сообщает, что его все называют Форсаж. На самом взлёте беседу подсекает конь - он вырывается и убегает вдаль, растворяясь в тундре долины Бугачана. Форсаж с философским видом удаляется за конём.

Переправа через реку Бугачан даже в нынешнюю достаточно высокую воду не сложнее 1А к.т. (фото 10.04): ширина до 15 м, глубина до 60 см, течение 1,5-2 м/с. Переходим по одному, «подстраховывая» невысоких девушек нахождением поблизости крупного мужчины. На левом берегу стоит пустая юрта. Останавливаемся рядом на обед.

После обеда направляемся на северо-запад по плоской долине. (фото 10.05), в которой лежат озёра Буюнгда, Малое и Бугачан. По долине идёт колея, больше задающая направление, чем реально облегчающая путь. Участки твёрдой тундры чередуются с заболоченными. На ручье Хаслардах раскинулось стойбище (фото 10.06). Сюда ещё вчера вечером на присланных за ним лошадях уехал наш попутчик Николай с гостинцами. По такому случаю к моменту нашего прихода всё взрослое население стойбища спит. Немного общаемся с детьми, дарим им блесну и шоколадку. Чаю нам не предлагают. Стесняются, наверное.

Идём дальше. Чем ближе к водоразделу, тем местность становится более плоской, а болота - более обширными. Мы едва одолеваем по 1,5 км за 40-минутный переход. Одолевают комары. За нами от Тирехтяха идут два пса. Один остался на стойбище на Хаслардахе, а другой продолжает сопровождать нас.

За озером Бугачан, на самом водоразделе с бассейном реки Чукчи, болота ещё суровеют (фото 10.07), скорость падает до 1 км за переход. С облегчением выбираемся на твёрдые террасы долины Чукчи (фото 10.08).

Переходим все протоки Чукчи (сложность бродов никак не выше 1А), кроме небольшой последней, которая отделена от остальных приподнятым островком, на котором можно безопасно переночевать. Много ровных площадок, дрова в кустарнике.

Чистое ходовое время дня составило 7 часов 40 минут.

11 июля. Река Чукча - верховья ручья Сеген

С утра вдвоём в сопровождении пса относим заброску на три ходовых дня на водораздел рек Чукча и Дарпир, с прицелом забрать её на выходе из Буордаха по долине Дарпира. Привязываем заброску к дереву. Они здесь невысоки, но надеемся на июльскую сытость и леность якутских медведей.

На маршрут из лагеря выходим в 10:20. Погода солнечная. От места ночевки поднимаемся вверх по долине реки Чукча по её правому берегу. Это одна из самых легкопроходимых долин массива Буордах и его окрестностей: широкая, поросшая невысокой травой и кустарниками (фото 11.01), с редкими деревьями в низовьях. Несмотря на то, что это один из самых популярных вариантов захода в Буордах, троп здесь нет. Двигаться удобнее ближе к правому борту долины, где количество кустов минимально (фото 11.02). Лишь изредка приходится идти вдоль не слишком протяжённых прижимов (фото 11.03). За четыре перехода по 40 минут (итого 2 часа 40 минут) подходим к устью ручья Сеген - правого притока р. Чукча (фото 11.04). Здесь на каменистой площадке устраиваем обед.

В 15:10 выходим с обеда и начинаем подъём по долине Сегена на север. Характер растительности на правом борту ручья первые несколько сотен метров не меняется. Удивительным контрастом смотрятся красные осыпи левого борта долины. Встречаем здесь совсем не пугливого горностая, который выбрался погреться на солнышке (фото 11.05).

Выше зелени становится меньше, а осыпей больше. Есть удобные для постановки лагеря травянистые террасы. Путь проходит то по ним, то по каменным россыпям (фото 11.06). Далее долина сужается, образуя на реке прижимы и небольшие водопады, которые, впрочем, легко обходятся по верху или вдоль воды (фото 11.07). Надеваем каски. Иногда срезаем петли русла, траверсируя склоны. За 4 перехода по 40 минут от места обеда подходим к скальной пробке (точка ПР7-11) - здесь склоны смыкаются, а вода течет по большим валунам. Проходим это место с самостраховкой треккинговыми палками (фото 11.08).

Выше плоская осыпная терраса (на ней возможна постановка большого лагеря - фото 11.09), откуда уже видны скально-осыпные склоны перевала в долину ручья Забытый. Пройдя 200 метров по ровной каменистой поверхности, начинаем подъем на старую морену. Ручей Сеген падает водопадом справа по ходу движения, а выше угадывается каньон. Крутизна морены небольшая (фото 11.10), но осыпь местами довольно подвижная. Поднявшись на верх правобережной морены и оценив склоны перевала, решаем отложить его прохождение на завтра. В точке «3 день - МН11.07» находим две ровные площадки, на которых останавливаемся на ночевку, воду берём из небольшого озерца под снежником.

12 июля. Верховья ручья Сеген - перевал Забытый (1Б, 2190 м) - р. Забытый - перевал КамАЗ Северный (радиально) - седловина перевала Ворота (2Б, 2375 м, п/п)

Утром погода облачная. Оценив склоны перевала, сразу в лагере надеваем каски, а также страховочные системы, так как может потребоваться организация страховки, а одеваться на склоне неудобно.

Подъём на перевал представляет из себя скально-осыпной склон протяженностью около 500 метров и крутизной до 30-35° в нижней части. В верхней части - более крутой пояс разрушенных скал, прорезанный осыпными кулуарами. Ещё с места ночевки выбираем для движения кулуар с наименьшим количеством скальных выходов, выводящий на среднюю часть седловины (фото 12.01).

Подходим по мелким и средним слежавшимся камням к подножию предперевального взлёта и начинаем подъём. Преодолеваем среднюю и мелкую осыпь, обходя снежники (фото 12.02), плотной группой с самостраховкой треккинговыми палками. Чем дальше, тем больше крутизна и подвижнее осыпь, в верхней части кулуара (фото 12.03) приходится применить навыки простого лазания и гимнастическую страховку. На спуск (а менее опытной группе и на подъём) может понадобиться попеременная страховка или перила. Заканчиваем подъём уже в клубах периодически налетающего тумана. Весь подъём на седловину занимает 1 час 30 минут.

На перевале (фото 12.04) находим консервные банки, какие-то остатки металлической конструкции (видимо геодезического пункта) и тур. В туре находим прекрасно сохранившуюся записку первопроходцев - группы львовских туристов, совершавших пешеходный поход 5 к.с. (рук. Сусандин Н.В.) от 16 июля 1990 года. Перевал назван ими по названию ручья - Забытый. Об этом сказано и в книге Рудольфа Седова «Горная страна Черского». Открывается вид на юг в долину ручья Сеген (фото 12.05), на вершину 2513 м (условное название «Корона») и непройденный перевал в долину левого притока Буордаха (условное название «Ворота») - фото 12.06. Также где-то здесь должны быть перевалы КамАЗ, но их местоположение определить визуально не удается (у нас есть фото только снизу, из долины ручья Забытого). На фото 12.06 перевал нанесён уже при составлении отчёта.

Седловина перевала Забытый широкая, но ровных мест под палатку нет. Спуск на север довольно простой: средних размеров осыпь и снежники, крутизна не более 15-20° (фото 12.07-12.08). Во время спуска нас накрывает дождь. За 20 минут спускаемся до точки 335 на уровне основания кулуара, ведущего к перевалу Ворота, находим первые ровные площадки, садимся на рюкзаки и ставим тент от палатки, готовим обед. Дождь не прекращается около 3 часов. В какой-то момент даже приходится «переехать» на новое место, так как под рюкзаками уже текут ручьи.

После прекращения дождя довольно быстро проясняется, даже просвечивает солнце через облака. Сегодня сходить на вершину «Корона», которая предварительно оценивается нами 2А-2Б к.т., мы точно не успеем, поэтому откладываем восхождение до следующей экспедиции на хребет Черского...

Начинаем подъем к перевалу в долину левого притока Буордаха по снежнику (фото 12.09) крутизной 20-25° (до 30° в верхней части) с самостраховкой ледорубом (фото 12.10). Выше осыпной склон 25-30° (фото 12.11), местами довольно подвижный. Идём влево-вверх, избегая нахождения друг под другом. Весь подъем от места обеда до гребня занимает 1 час 30 минут.

Перевал - узкая скальная перемычка, с северной стороны небольшая снежная мульда (фото 12.12), за ней на север спускается снежно-ледовый склон. Уже вечереет, сегодня спуститься не успеем, поэтому решаем ночевать на перевале.

До ближайшей соседней седловины (фото 12.13) - около сотни метров пути на восток по простому среднеосыпному склону практически без перепада высоты. Решаем уточнить, не является ли она перевалом КамАЗ. На седловину направляется разведка в составе Максима и Николая. На седловине находим тур. В туре записка первопроходцев - группы латвийских туристов, совершавших пешеходный поход 5 к.с. (рук. Алкснис У.Ж.) от 24 июля 1984 г. Отчет об этом походе, к сожалению, нам найти не удалось. Из записки узнаём, что это и есть перевал КамАЗ Северный 1Б к.т. - наш запасной вариант прохода в долину Буордаха. Спуск с него довольно неприятный: внизу на снежниках видны следы камнепадов.

Ставим лагерь в снежной мульде в 30 метрах северо-западнее седловины (фото 12.14).

Пока трое топят снег и готовят ужин, четверо проводят разведку спуска, чтобы оценить его камнеопасность. Пройдя на запад 50 метров, обходим мульду и выходим на снежно-ледовый склон. Докопавшись до льда, вешаем одну за другой все три имеющихся у нас верёвки и приспускаемся по перилам на 150 метров, что позволяет просмотреть склон до самого низу. Видно, что при таком количестве снега камни до середины перевального желоба не долетают. При отсутствии снега картина вполне может быть хуже.

Окончательно решаем завтра спускаться здесь. Поднимаемся по перилам обратно на перевал, снимаем верёвки, ужинаем и ложимся спать.

13 июля. Седловина перевала Ворота (2Б, 2375 м, п/п) - река Буордах

Погода облачная, но видимость хорошая. Строим тур и оставляем записку. Утверждаем рабочее название перевала - «Ворота». Начинаем спуск в 08:30. От мульды, надев всё специальное снаряжение, спускаемся с самостраховкой ледорубом около 20 метров по снежно-ледовому склону крутизной 20-25° (фото 13.01). Ниже склон становится круче (до 40-45°), слой снега тоньше, местами обнажен лед, отсюда вешаем перила на спуск, стараясь придерживаться центра склона, чтобы избежать возможных камнепадов со скальных бортов (фото 13.02). Всего веревок получилось восемь, крепление всех на ледобурах (станции из сблокированных пар ледобуров). Спускались со спусковыми устройствами и либо с самостраховкой схватывающим узлом, либо с верхней страховкой (фото 13.03).

Наиболее крутые третью и четвертую веревки (до 50° - фото 13.04) сняли, используя бур-самовыверт. Остальные снимал последний участник, двигаясь с двумя техническими ледорубами без рюкзака с нижней страховкой через промежуточные точки (ледобуры). Для этого предпоследний участник во время спуска вкручивал 2-3 промежуточных ледобура и простёгивал в них перильную верёвку, а также стаскивал за собой пристрахованный к перилам рюкзак последнего. Склон сужается и выводит в снежноледовый кулуар с глубоким снегом (фото 13.05-13.06).

Ниже кулуара - снежно-ледовый склон крутизной до 35° в верхней части, откуда спускаемся около 300 метров с самостраховкой ледорубом до выполаживания ледника. У группы больших камней останавливаемся на обед (точка «обед»). Общее время спуска - 4 часа 15 минут (фото 13.07).

Вышли с обеда в 14:15. Еще 200 метров прошли по голому льду в кошках (фото 13.08), далее ледник зачехлен покровной мореной (фото 13.09). Около 50 минут ушло на прохождение молодых морен левого борта, сложенных из очень подвижных камней среднего размера. Отсюда хорошо видно, почему не имевшие точных карт наши предшественники не могли бы предположить, что Ворота ведут на ручей Забытый, а не в долину соседнего левого притока Буордаха (фото 13.10).

В точке 337 спустились на небольшую террасу, где есть ровные безопасные места под палатки, но нет воды: река, вытекающая из ледника, остается ниже и правее нас. По старым слежавшимся моренам спускаемся к реке, движемся вдоль русла по камням (фото 13.11). Далее река уходит в каньон (точка «разведка»). Отправляем разведчиков вниз по каньону и наверх по осыпному кулуарчику (фото 13.12), чтобы рассмотреть осыпные склоны левого борта. Выясняем, что в каньоне придётся петлять с берега на берег, обходить скальные прижимы, а можно ли это сделать в нижней части каньона - разведчикам за отведённое время разглядеть не удалось. Делаем выбор в пользу обхода каньона по левому борту: поднимаемся из каньона на левый борт по осыпному кулуару и идём траверсом осыпных склонов, довольно устойчивых, с небольшими подвижными участками (фото 13.13-13.15). Ещё за 40 минут спустились до первой травы, здесь возможны ночевки, простые подходы к воде имеются. Далее по травянистым полкам спускаемся к реке Буордах (фото 13.16).

Буордах течет в широкой долине, разбиваясь на множество русел. Выбираем место где река разливается на 3 рукава. Глубина в первом и втором рукавах - по колено (фото 13.17), в третьем - по щиколотку течение среднее. На правом берегу р. Буордах находим отличные стоянки. Напротив приток, по долине которого мы двигались, спускается красивым водопадом. Ставим лагерь здесь (точка). Чистое ходовое время от седловины перевала до р. Буордах - 7 часов 40 минут.

14 июля. Река Буордах - ручей Каскадный - озеро Грубозабойщикова

Утром погода солнечная. От места ночевки поднимаемся вверх по правому берегу реки Буордах, путь по ровным террасам и отмелям несложен (фото 14.01). За 40 минут доходим до устья её правого притока - ручья Каскадного, здесь есть несколько отличных ровных мест для стоянки. Брод через Каскадный сейчас не сложнее 1А: ширина около 10 метров, глубина чуть выше колена, течение около 2 м/с (фото 14.02).

Оставив рюкзаки под чехлами на осыпях левого берега Каскадного (повыше от воды), отправляемся в радиальный выход к «золотым осыпям» - эстетической изюминке района. Возникает дискуссия - как обойти осыпной холм, разделяющий Каскадный и Буордах. Поскольку речь идёт о разделении не больше, чем на 5 минут и 150 метров, часть группы обходит холм по верху, остальные - по низу. «Верхний» вариант оказывается выигрышным по времени, плюс взору открывается красивейшая панорама долины Буордаха. При «нижнем» варианте приходится обойти скальный прижим, дважды перебродив ручей Каскадный. За прижимом встречаемся и вместе направляемся вверх по течению Буордаха.

Виды золотых осыпей потрясающие! Это то место, которое обязательно необходимо посетить! Природа в порыве творчества создала причудливые формы из золота и серебра, красиво расставив их в объёмном зале на склонах (фото 14.03-14.09). На самой реке Буордах также имеется прижим, что заставляет нас перебродить её на левый берег, брод простой, ниже колена и течение несильное - река здесь широко разливается. По дороге любуемся парочкой стеснительных сусликов. Дойдя до точки ПР1-14 делаем небольшой привал, любуемся скальным останцем «Мефистофель» (фото 14.10). Далее по тому же пути возвращаемся к рюкзакам и обедаем.

После обеда выходим в 15:15 вверх по долине ручья Каскадного. Погода начинает портиться, начинает моросить мелкий дождь, который вскоре проходит. Примерно в 350 метрах от устья ручей уходит в каньон с водопадами, обходим его по некрутым осыпям левого борта (фото 14.12). По мере подъема крутизна склонов левого борта возрастает, осыпь становится более подвижной, поэтому в точке БРОД переправляемся стенками по 2-3 человека на правый берег: ширина около 5-7 метров, глубина по колено, но течение довольно сильное (фото 14.13). Далее около 1 км движемся с плавным набором высоты, траверсируя некрутые каменистые склоны (фото 14.14). Каньон постепенно остаётся позади, появляются простые подходы к воде. За 1 час 15 минут чистого ходового времени от устья доходим до точки «ВОЗМНОЧ» - это, пожалуй, единственное место между каньоном и озером Грубозабойщикова, где возможна установка лагеря. Далее заворачиваем на север, в долину правого притока ручья Каскадный, он течет под камнями. Проходим тур без записки, у начала подъема к озеру Грубозабойщикова делаем привал (точка ПР4-14). Крутизна осыпного склона вновь возрастает, местами достигая 20-25° (фото 14.15). Выходим на небольшую террасу, в правом углу который ручей стекает водопадом и снова поднимаемся по средней осыпи крутизной 25 градусов. По пути находим спрятанную под камень красную веревку Edelrid, которая, судя по её состоянию, лежит тут уже не первый год.

За 3 часа чистого ходового времени от устья ручья Каскадного поднимаемся на высоту 1860 метров к озеру Грубозабойщикова (фото 14.16). Мы точно знаем о наличии подготовленных площадок под палатки на его южном берегу, но 2 из 3 оказываются затопленными, это говорит о том что уровень воды в озере год от года значительно отличается. Само озеро почти полностью покрыто льдом красивой столбчатой структуры, по его берегам лежат крутые снежники. Есть три выложенных из камней площадки под палатки, но сейчас две из них залиты озером. Около часа заняло строительство новой площадки под палатку.

Встаем тут на ночлег с видом на наш завтрашний перевал - Ленинградский. Озеро прекрасно (фото 14.17)!

15 июля. Озеро Грубозабойщикова - перевал Ленинградский (2А, 2375 м) - ледник Обручева

Утром облачно. Выходим в 07:40. Обходим озеро по осыпям крутизной до 20°, составляющим его восточный берег (фото 15.01). Далее петляем по свежим моренам ледника Иоффе (фото 15.02-15.03), выйдя в итоге на левую береговую морену современного ледника и идём по её гребню. В принципе, можно пройти и по самому леднику. За три перехода по 40 минут от места ночевки подходим под перевальный взлёт перевала Ленинградского. Ледник Иоффе подтаял и отступил, он остается ниже и в стороне. Перевальный взлет представляет из себя снежно-скальный склон крутизной до 35° и протяженностью около 450 метров (фото 15.04, общий вид на подъём). Преодолеваем его с самостраховкой (вначале с палками, выше достаём ледорубы), в кошках и касках. Снег довольно глубокий, ступени получаются удобные (фото 15.05-15.06), небольшие проблемы возникают лишь при переходе со снега на камни. При выходе на седловину под снегом встречается короткий участок натечного льда (фото 15.07), требуется аккуратность, менее подготовленной группе может потребоваться попеременная или перильная страховка. На седловину последний участник поднимается в 11:00 (2 часа 50 минут чистого ходового времени от места ночевки). В туре обнаруживаем записку туристов г. Москвы под руководством Василия Кулика от 09.08.2014, они же, в свою очередь, сняли записку тульской группы под руководством Романа Ромицына от того же 2014 года.

Дальнейший наш путь ведет на ледник Обручева. Трещины на нём закрыты, поэтому надеваем обвязки и готовим связочные веревки. В этот момент нас резко накрывает непогода: шквалистый ветер и мокрый снег. Быстро меняем записку (традиционную фотографию на перевале сейчас делать бессмысленно: ничего, кроме силуэтов в облаке, видно не будет), связываемся в связки и начинаем спуск на север по 25° снежно-ледовому склону. Снега достаточно много, лидирующая связка периодически закапывается по пояс (фото 15.08). Постепенно склон выполаживается, снега становится меньше, делаем фото спуска с перевала. Выйдя на основное тело ледника Обручева, попадаем в снежное болото: по леднику текут реки раскисшего снега с ледяной крошкой шириной местами до полутора метров. Перепрыгивая один из ручьев, участница ломает ледовый затор и вниз устремляется мощный поток мокрого снега, фирна и воды. Попадать в такой совершенно не хочется.

Поставить палатку решительно негде (фото 15.09). Под моросящим дождем движемся далее на восток, в сторону горы Победа, где в точке (точка МН 15-17.07, координаты N 65.16576 E 146.01046) встаем на ночлег на островках камней на леднике. Место удобное и безопасное (см. фото 17.11, сделанное при хорошей погоде на спуске с Белого Паруса): островки плоские, можно поставить довольно много палаток, рядом текут ручьи. И при этом они расположены на достаточном удалении от стен массива Победы, поэтому камнепадов можно не опасаться. От перевала Ленинградский - 2 часа чистого ходового времени. Необходимо отметить, что время и силы, потребные на преодоление западной камеры ледника Обручева, сильно зависят от снежной обстановки. Именно здесь группы регулярно натыкаются на глубокий снег.

Вечером слышим как со стены Победы сходят камнепады, но наше место далеко от склона и безопасно.

16 июля. Восхождение на вершину Победа (2Б, 3003 м, радиально)

Погода ясная. На восхождение выходим в 07:10, сразу в лагере надев страховочные системы, каски и кошки. За 1 час преодолеваем с самостраховкой ледорубом несколько пологих (не круче 20 градусов) ледовых ступеней (фото 16.01) и поднимаемся в верхнюю (северную) камеру ледника Обручева. Выше склон становится круче, появляются трещины присыпанные снегом. Связываемся (фото 16.02). Нам необходимо подняться на западный гребень вершины Победа, для этого выбираем снежный кулуар, который, как кажется снизу, выводит прямиком на гребень, и при этом имеет меньше всего следов от лавин и камней (фото 16.03 сделано вечером на спуске). Подход к кулуару и его нижнюю часть проходим в связках одновременно, крутизна около 35° (фото 16.04). Далее кулуар сужается, крутизна возрастает до 45°. На подъём в кулуаре повесили три веревки по 50 метров: нижние две крепили на ледобурах (фото 16.05), третью - на скальном выступе (фото 16.06). Все промежуточные точки для лидера делали на ледобурах. Выше кулуар немного расширяется, справа по ходу есть снежная седловинка, разделяющая наш и соседний кулуар. Но мы поднимаемся влево до гребня 50 метров вверх по снежному склону крутизной 35° по перилам (четвёртая верёвка, крепление на ледобурах) и пешком 30 метров (фото 16.07). Здесь обнаружили тур (см. фото 16.09), внутри промокшая нечитаемая записка. Но этот тур не относится к так называемому перевалу Феофана Грека, сам перевал, соединяющий ледники Обручева и левый приток ледника Сумгина, расположен ниже и западнее по гребню. Вероятно, это контрольный тур альпинистского маршрута.

Западный гребень сильно разрушен, в сторону ледника Сумгина уходят высокие сбросы. Сняв кошки, траверсируем южную сторону гребня на восток, по границе скал и сильно подвижной осыпи, затем проходим простым лазанием 10-15 метров сильно разрушенных скал (фото 16.08). Выходим к кулуару, дно которого занято снежником (фото 16.09). Выпускаем лидера со страховкой со станции на скальном выступе. Под снегом действительно скрывается лёд, провешиваем 15 метров почти горизонтальных перил (второй конец закрепили также на скальном выступе). Далее пешком по осыпям и простым скалам крутизной 45-50 градусов (фото 16.10-16.11) поднимаемся почти вдоль гребня на вершинную башню. Весь путь вдоль гребня составляет около 200-250 метров.

На вершине группа в 12:30 (фото 16.12-16.15). Отличные виды во все стороны (фото 16.16-16.19). Снимаем записку якутских альпинистов от 20.07.2016 г. под руководством О.В. Сайфулина (они в свою очередь сняли записку группы Бычкова от 2012 г.). Делаем традиционную для этой горы фотографию с Владимиром Ильичом.

На вершине провели около 20 минут, затем начали спуск. Пешком спустились с вершинной башни по пути подъёма (фото 16.20), далее повесили два участка по 20 метров по скалам до начала кулуара (фото 16.21-16.22) и одну полную верёвку 50 метров по скально-осыпному кулуару до снежной седловинки (фото 16.23). Кулуар камнеопасен, но спустившиеся надёжно укрываются под скалами справа по ходу. Все верёвки сдернули, оставив расходные петли. На снежной седловинке надели кошки, организовали станцию на ледобуре и ледовой проушине. Отсюда спускаемся обратно в «наш» подъёмный кулуар: 50 метров перил (фото 16.24-16.25) до скального выступа, и ещё 10 метров (крепление на ледобурах) до выступа, на котором крепили третью подъёмную веревку.

Уже по знакомому кулуару повесили еще 5 верёвок на спуск. Снег раскис, лед подтаял, поэтому страховочные станции делали, по возможности, на скальных выступах, оставляя расходные петли. Стоит заметить, что чужих дюльферных петель в этом кулуаре немало. Далее по пути подъёма спускаемся к нашим палаткам: сначала одновременно в связках (фото 16.26), а после выхода на открытый лёд с самостраховкой ледорубом каждый в своем темпе в пределах видимости. Погода весь день была хорошей. В лагерь спустились в 19:10.

17 июля. Восхождение на вершину Белый Парус (2А, 2806 м, радиально)

Вчера с высшей точки района удалось хорошо разглядеть маршрут подъема на вершину Белый Парус (см. фото 16.19). Выходим на восхождение впятером - Ольга и Ирина решают отдохнуть.

Склон выглядит перегруженным снегом (при подготовке похода нам попадались фотографии полностью обнажённого ледового склона), в левой его части видны следы лавин. И хотя больших снегопадов не было уже неделю, мы намечаем линию движения как можно ближе к скальному гребню (фото 17.01).

Погода как вчера ясная, небольшие облака. Выходим в 07:40, сразу надев страховочные системы, каски и кошки. Проходим 700 метров в направлении северовосточного склона Паруса, крутизна ледника постепенно возрастает до 25°. Фирновый склон держит, но на освещенных участках начинает проваливаться. Трещин на этом участке нет. Далее начинается непосредственно подъём по склону: участок льда 30°, присыпанный небольшим слоем снега. Делаем станцию на ледобурах и выпускаем лидера с нижней страховкой (фото 17.03). Остальные поднимаются 50 метров по перилам (фото 17.04). Выше склон имеет почти такую же крутизну, но на нём значительно более толстый слой снега. Связываемся в две связки и поднимаемся одновременно с самостраховкой ледорубами. Есть ряд трещин, забитых снегом, которые проходим с попеременной страховкой. Поднимаемся к гребню вверх и вправо по ходу движения, стараясь уйти с центра снежного склона. Нижним участникам приходится тяжелее, так как снег раскисает, и они проваливаются местами по пояс. Погода начинает портиться и окружающие долины начинает затягивать облаками. На гребне хороший наст, по нему поднимаемся до группы камней (фото 17.06). Выше идти уже некуда. Весь подъём на вершину от лагеря занял 2 часа 50 минут (фото 3700).

На вершине обнаруживаем тур и записку совместной экспедиции группы альпинистов МЧС РФ и британских военных "Сибирский Челлендж" от 3 августа 2001 года. Они прошли маршрут по «северо-восточному склону» оценив его 3Б к.тр. по альпинистской классификации.

Наш маршрут в чрезвычайно снежных условиях оценивается нами 2А по туристской классификации. В случае обнажения обширных участков льда категория трудности может возрасти до 2Б.

Любуемся суровыми видами (фото 17.05, 17.07).

На вершине (фото 17.08) нас накрывает облако, начинается снегопад. Н Видимость временами падает до 50 метров. В просветах видны очертания гребня, да и на центр снежного склона возвращаться опасно из-за возможности схода лавины, поэтому начинаем вешать на спуск перила практически от самой вершины. Крепление - на ледорубе, последний участник спускается по ступеням с нижней страховкой. Всего так проходим 4 верёвки (200 метров) перил по склону крутизной 35-40°. Погода к этому времени наладилась, выглянуло солнце. Далее проходим около 200 метров в связках с одновременной страховкой. Ниже вновь неприятный лёд (фото 17.09), на котором до окончательного выполаживания вешаем ещё 3,5 веревки перил по 50 метров на ледобурах. Предпоследний участник во время спуска вкручивал 2-3 дополнительных ледобура для промежуточных точек, последний же спускался с самостраховкой с двумя техническими ледорубами и с нижней страховкой, снимая промежуточные точки. На фото 17.10 виден спусковой след с вершины.

Далее по своим следам по уже раскисшему снегу вернулись в лагерь к 14:00.

После обеда поднялся ветер, пошел мокрый снег, ночью похолодало.

Последователям рекомендуем в случае холодной ночи и больших снегов выходить на вершину нужно раньше, чтобы попасть на хороший фирн на всем пути подъёма.

18 июля. Ледник Обручева - река Люнкидэ (1200 м)

Погода не меняется: мокрый снег, сильный ветер и температура около 0°С (фото 18.01). А по прогнозу, присланному нашим координатором, обещают ещё и грозу. Завтракаем, собираемся в палатках и выходим вниз по леднику Обручева. Ледник открытый (фото 18.02). Движемся по его правому краю, плавно смещаясь к центру. Через 1,5 километра начинается участок больших трещин, но обойти их не составляет труда. Ещё около 4 километров движемся по центру ледника, плавно смещаясь к левому краю, так как по центру текут довольно мощные потоки воды, перейти которые ниже будет сложно. В точке 345 у конца ледника снимаем кошки, весь ледник Обручева прошли за 1 час 50 минут чистого ходового времени. Дальнейшее движение происходит по моренам левого борта долины Люнкидэ - реки, вытекающей из ледника Обручева - и вдоль её русла (фото 18.03). По мере спуска с ледника становится теплее, градусов до 5-7°С, и мокрый снег переходит в моросящий дождь.

От прохождения перевалов Синяя Птица (3А) или Мицкевича Северный (2Б) решаем отказаться ввиду плохой погоды - опасаемся больших снегопадов и сопутствующей им лавинной опасности (вид Белого Паруса вполне красноречиво говорит, что здесь после больших летних снегопадов бывает). Сообщаем в МКК, что обходим перевалы по долинам рек Люнкидэ и Буордах.

От конца ледника прошли еще три перехода по 40 минут, перебродив при этом довольно мощный ручей Мицкевича (фото 18.04). Путь пролегал то вдоль русла, то по заваленным камнями террасам, лишь с небольшими участками мха (фото 18.05), а в одном месте - по наледи, которую в других условиях мы, наверное, ,сочли бы живописной. По мокрым камням идём медленно.

Чуть ниже устья следующего левого притока Люнкидэ на невысокой террасе правого берега основной реки нашли небольшую ровную площадку, где встали на ночевку через 30 часа 30 минут чистого ходового времени от конца ледника. Вода в Люнкидэ мутная, для готовки берем ее в притоке. К вечеру снова холодает, вместо дождя идет снег, как бы подчёркивая правильность нашего решения обходить перевалы (фото 18.06).

19 июля. Спуск по долине реки Люнкидэ до 900 м

Утро встречает слоем свежего снега (фото 19.01). Направляемся вниз по долине Люнкидэ вдоль левого берега реки. Путь пролегает то по каменистым террасам, то вдоль берега. Последнее в ряде случаев предпочтительнее: уровень воды невысок и вдоль берега часто имеется полоса более пологих камней. Они сейчас ничуть не более скользкие, чем засыпанные снегом россыпи на террасах, и идти по ним чуть удобнее. Время от времени прижимы всё-таки вынуждают нас возвращаться на террасы (фото 19.02).

Нам удаётся найти в такой погоде и нечто положительное: обычно мутная, «кофейного» цвета Люнкидэ сейчас из-за падения уровня воды приобрела чудесный голубоватый оттенок (фото 19.03)!

Наконец, достигаем разливов Люнкидэ (фото 19.4) - конец мучениям на здоровенных покрытых снегом камнях, наша скорость сразу возрастает. Зон разливов на Люнкидэ несколько, но уже самая верхняя зона упирается не в каменные россыпи, а в поросшую мхом и участками кустарника террасу (фото 19.05), идти по которой достаточно комфортно. У одного из микроозёр устраиваем обед. Сжигаем на костре накопившийся за несколько бездровных дней мусор.

Ниже по долине - чередование разливов и террас (фото 19.06 и 19.07). Лишь иногда при выходе на террасы встречаются густо заросшие участки (фото 19.08), в остальном же заросли удаётся обойти. На нижних террасах - участки невысокого кустарника, лёгкая заболоченность (фото 19.09).

Попадается участок с удивительно красивых озёр с песчаными берегами (фото 19.10). За ним склоны левого борта становятся несколько круче и суше, путь, в основном, проходит по приятным беломошникам (фото 19.11), только в руслах ручьёв движение затрудняет густой кустарник. Возле одного из мелких озёр останавливаемся на ночёвку, отогреваемся у костра.

20 июля. Река Люнкидэ - река Буордах (1000 м)

От места ночёвки продолжаем движение на запад, вниз по долине Люнкидэ по левому борту. К реке не спускаемся - там сплошные болота (фото 20.02). А у нас под ногами достаточно приятная местность: редколесье, движение несколько затрудняют только мшаники (фото 20.01). Переходим несколько мелких левых притоков Люнкидэ.

Долина Люнкидэ постепенно раскрывается, вливаясь в долину Буордаха. Дойдя до места, где левый борт понижается до нескольких десятков метров, поворачиваем на юг и начинаем переход в долину Буордаха с тем расчётом, чтобы и по Буордахской долине идти вдоль борта (теперь правого) подальше от пойменных болот.

Местность за весь день меняется мало: участки достаточно сухого леса и беломошников перемежаются неглубокими, но выматывающими (мшаник) болотами. Кусты стланика легко обходятся. Характер пути отражён на фото 20.02-20.05.

Переправы через притоки Буордаха проблем сейчас не таят - очень холодно, уровень воды низкий.

Долина Буордаха и особенно низовья Люнкидэ представляют собой не тронутый золотодобычей и почти не тронутый хозяйственной деятельностью эвенов кусок северной тайги, резко контрастирующий как с высокогорьем Буордаха, так и с долиной Антагычана.

На ночлег останавливаемся в лесу у небольшого ручейка между притоками Буордаха Светлым и Амбарчиком. К вечеру выглядывает солнце (фото 20.06)!

21 июля. Река Буордах - перевал Буордахский (н/к, 1380 м) Позавтракав в компании симпатичного грызуна (фото 21.01), выходим на маршрут.

Продолжаем движение в южном направлении вверх по долине реки Буордах по террасам правого берега, стараясь держаться достаточно далеко от воды, чтобы не попасть в сплошные болота, и достаточно далеко от склонов правого борта, чтобы не делать лишних наборов и сбросов высоты. По-прежнему холодно, снеговая линия не повышается (фото 21.02), но облаков меньше, изредка проглядывает солнце. Чуть выше правого притока - ручья Светлого - русло Буордаха и склоны правого борта сближаются, полоса болот между ними практически исчезает. Перебираемся к руслу Буордаха по практически плоской твёрдой террасе (фото 21.03), спускаемся в пойму (фото 21.04), где проходимость тоже вполне хорошая. Тем не менее, решаем не тянуть с переправой, опасаясь подъёма воды в случае дальнейшего улучшения погоды и связанного с этим стремительного таяния свежего снега. Ближайшее будущее показало, что никакое потепление нам «не светит», но кто же знает будущее заранее?

Проходим устье крупного левого притока - ручья Снежного - и, выбрав место на разливах, переходим на левый берег Буордаха. Брод несложен, максимум 1А, ширина до 20 метров, глубина не выше колена, течение ниже среднего. В высокую воду здесь, конечно, всё может быть намного серьёзнее, а сейчас мы даже фото забыли сделать.

Поднимаемся на левобережную террасу, надеясь, что её характер похож на только что пройденную правобережную. Но не тут-то было: здесь твёрдые участки перемежаются мшаниками и мелкими болотами (фото 21.05) - жить можно, но скорость падает.

И снова Север удивляет нас - стоило подняться облакам и упасть влажности воздуха, как с низовьев долины на нас накатывает запах гари от лесных пожаров. И это после почти трёхдневной непогоды! Запах, правда, не удушающий, видимо, пожары далеко.

Чересполосица в плане проходимости то и дело вынуждает нас колебаться: на болотистых участках задумываемся, не спуститься ли к руслу. Но до него довольно далеко, и как только попадается участок потвёрже, мы снова идём параллельно руслу, держа направление на Буордахский перевал. Последователям рекомендуем попробовать держаться вблизи русла.

Через четыре перехода после брода через Буордах начинаем плавный подъём к Буордахскому перевалу, переходим ложбину ручья с короткими, но крутыми (до 30 градусов) склонами и плавно поднимаемся на некатегорийный перевал. Сразу за перевальной точкой - живописное озеро (фото 21.06). Обойдя озеро, останавливаемся на ночлег на левом берегу вытекающего из озера ручья. Площадки ровные, дров нет.

22 июля. Перевал Буордахский (н/к, 1380 м) - река Дарпир - река Чукча - озеро в долине реки Эрэкит

Выход без завтрака, 1-й привал невдалеке от озера в долине Дарпира.

2-й привал - завтрак за большим камнем (точка).

Выход с завтрака 9:50. На 3-м переходе встретили первые деревья у излучины, прижимающейся к левому борту.

4-й + 5-й переход. Номерная точка - начало хорошего леса. Привал немного за Забытым (брод - 2 протоки до 30 см глубиной).

6-й привал у красной террасы (собачий холод).

Ещё полтора перехода до обеда (вояж за заброской).

Пол-перехода до брода Чукчи (четыре протоки, главная на 15 см выше колена). Два перехода до ночлега у озера.

Около трёх часов ночи начался очень сильный северо-восточный ветер с мокрым снегом, более высокую палатку-четверку пришлось держать до самого утра, население более низкой палатки-тройки чувствовало себя комфортнее. Решили без завтрака быстро собраться (фото 22.01) и спуститься в долину реки Дарпир. Спуск с перевала Буордахского совсем пологий и без болот (фото 22.02). За два перехода по 40 минут прошли 4,8 км и в точке «завтрак» остановились для отдыха. К этому моменту ветер ослаб, осадки прекратились, выглянуло солнце.

Вышли с завтрака в 09:50. Продолжаем спуск по левому берегу Дарпира. Долина широкая, местами заболоченная, очень живописная (фото 22.03). В точке 349 появляются первые деревья. Вскоре река уходит в каньон (фото 22.04), но левобережная терраса очень широкая, и обход каньона трудности не представляет. Снова поднимается ветер, становится заметно холоднее, временами принимается мелкий дождь вперемежку со снежной крупой. Мы же движемся на юг, и выйдя на обширное заболоченное безлесное пространство, направляемся к понизившемуся водоразделу Дарпир-Чукча, целясь в седловину восточнее сопки, которой этот водораздел оканчивается (фото 22.05). Преодолеваем очень живописное болото (фото 22.06), хотя красоту изо всех сил пытаются затмить ледяная вода и холодный ветер. За 4 часа 20 минут от места завтрака доходим до точки «ОБЕД», где на краю лиственничного леса устраиваемся на обед. Готовим на костре: много сухих дров и чистая вода из лесного ручья. Пока часть группы готовит еду, забираем оставленную 11 июля на дереве заброску. Несмотря на все опасения, она цела!

От места обеда поднимаемся на седловину, отделяющую сопку от основного водораздела, и мимо двух озер спускаемся на юг к реке Чукча (фото 22.07). Река разливается на несколько проток, в главной уровень воды чуть выше колена (фото 22.08). Переходим по одному. После брода продолжаем движение уже на запад, сначала вдоль левой протоки Чукчи (фото 22.09), а затем вдоль границы обширных болот (к северу от нас) и залесённых старых морен (к югу от нас). Пересекаем довольно много заболоченных участков, но уходить на морены и «собирать» спуски и подъёмы не хотим. За 2 перехода по 40 минут от места брода доходим до угла болота, поворачиваем на югозапад, поднимаемся на невысокие морены, переходим текущий меж них ручей и почти сразу выходим к красивому озеру (точка «14 день - МН22.07», фото 22.10), где останавливаемся на ночёвку.

Озеро, как показывает наблюдение за спутниковыми снимками, сезонное - существует в большую воду. Площадки ровные, дров много.

23 июля. Озеро - река Эрэкит - река Хорон - река Хангас - траверс массива вершины 1990 м (1Б) - левый приток реки Сахынья

От места ночёвки у сезонного озера направляемся через лес на юго-юго-запад, в долину истоков Эрэкита. Лес и подлесок не слишком густые, заметно замедляют движение только несколько участков россыпей крупных камней (фото 23.01). Проходим мимо ещё двух маленьких очень живописных озёр, выходим в долину Эрэкита, идём по ней на юг до границы леса, не приближаясь пока к реке.

Выше зоны леса долина постепенно сужается (фото 23.02), путь идёт то по болотам, то по твёрдым мхам, то по россыпям - проходимость средняя. За 3,5 перехода от ночлега поднимаемся на абсолютно плоский перевал из Эрэкита в Хорон и спускаемся по пологим склонам в долину последнего (фото 23.03). Здесь почва потвёрже, и наша скорость возрастает. Для направляющихся в верховья долины Хангаса известна удобная и живописная срезка: перевал Нафаня, названный так в 2008 году питерскими туристами. Чтобы попасть на него, нужно набрать 100 метров высоты по руслу нижнего правого притока Хорона (фото 23.04). Путь по траве и мелким камням несложен.

С перевала открывается замечательная панорама (фото 23.05-23.06). Спускаемся к Хангасу (брод н/к) и обедаем на стрелке Хангаса и его правого притока - реки Усун. Впадаем в раздумья. Погода сегодня, наконец, твёрдо наладилась, на небе - только безобидные белые облачка. Перед нами - последнее горное препятствие маршрута: траверс массива вершины 1990,1 м. Нам так надоели болота, а виды с траверса обещают стать изумительными! Но поджимает время: менее, чем через четверо суток мы должны выйти к Колымской трассе у Бурустаха, иначе не успеем на самолёт. Сегодня надо попасть на Сахынью или хотя бы в верховья её истоков. Но полной темноты в это время ещё нет, плотные сумерки будут разве что к полуночи. Решаем поднапрячься и всётаки пройти траверс, с Нафани было видно, что трудность траверса не превышает 1Б.

От места обеда идём по краю левобережной террасы реки Усун (фото 23.07). Река течёт в каньоне, в каньонах и её притоки, даже мелкие (фото 23.08). По дну каньон Усуна прошла в 2004 году группа Ю.А. Балыкова. У нас же другая задача, поэтому мы траверсируем склоны левого борта долины Усуна выше каньона (фото 23.09), подыскивая путь подъёма на хребет в обход осыпей, подъём по которым отнимет много времени и сил. Силы-то у нас ещё есть, а вот времени уже немного. Склоны борта долины над каньоном весьма круты - местами до 35-40 градусов. Выручает звериная тропа.

Первый же заметный травянисто-осыпной желоб оказывается вполне подходящим для подъёма на вершину, которой оканчивается левобережный хребет Усуна. Он всё равно довольно крут (до 30 с небольшим градусов), осыпь местами довольно подвижна, но за 2 длинных перехода от обеда мы поднимаемся на вершину (фото 23.10).

Отсюда до самого конца траверса - перевала Игоря Слепцова - мы не устанем любоваться волшебными видами!

Направляемся по гребню к вершине. Гребень петляет, глобально сохраняя на всём протяжении траверса юго-западное направление. Гребень каменистый, с отдельными участками мха. Сейчас все пологие участки покрыты слоем выпавшего 18-19 июля снега, который и на выглянувшем с утра солнце не торопится таять. Гребень довольно широкий, идти удобно (фото 23.11-23.13). Спускаемся на седловину - перевал между долинами двух правых притоков Хангаса. Тут, конечно, никто никогда не бывал. От перевала гребень поднимается к вершине тремя ступенями (фото 23.14). На гребне появляются острые скальные участки, которые обходятся по осыпям (местами подвижным) с западной стороны гребня (фото 23.15). Самый крутой участок обхода приведён на фото 23.16. В остальном гребень довольно прост (фото 23.17-23.18). За шесть переходов от места обеда поднимаемся на вершину 1990,1 м.

На ней оказывается тур, а в нём - остатки записки (фото 23.19)! Сейчас успеваем только сфотографировать записку, а дома анализ покажет, что перед нами здесь была 27 июля 1981 года группа ленинградцев по руководством О.М. Герасимова. До похода мы не обратили на это внимания в их отчёте, так как ленинградцы приводили другие высоты вершин - по старой карте. Им по праву принадлежат лавры первопроходцев. Наш траверс начат раньше, так что можно сказать, что мы прошли полный траверс вторыми, поднявшись на хребет новым путём.

Время позднее, хоть и по северному светлое, фотографируемся (фото 23.20) - и на спуск. Спускаемся вдоль гребня на северо-запад, а на следующей вершинке поворачиваем на юго-запад и спускаемся по гребню на перевал Игоря Слепцова. Не устаем любоваться закатными красками (фото 23.21). Характер гребня примерно тот же (фото 23.22), на спуске крутизна возрастает до 30 градусов. За один переход спускаемся к перевалу Игоря Слепцова, где ему - пропавшему в горах школьнику из Сасыра - поставлен памятник (фото 23.23).

Спускаемся с перевала на юго-запад, в долину левого притока Сахыньи по пологим заснеженным склонам. Место для ночёвки отыскивается быстро, в 400 метрах от перевала, на берегу ручья. Площадки ровные, тонкий слой снега расчищаем. Видны мелкие кусты, но в дровах мы не нуждаемся.

24 июля. Левый приток реки Сахынья - река Онгокан

От места ночевки в верховьях левого притока реки Сахынья под перевалом Игоря Слепцова идём без тропы на запад вниз по долине притока. Дно долины твёрдое, поросло травой и мхом, встречаются участки пологих россыпей мелких камней (фото 24.01). В начале второго перехода выходим в долину Сахыньи, перешли по камням на её правый берег и направились на юг вниз по долине. Путь пролегает через кустарник, по твёрдым моховым и каменистым участкам, нешироким болотам. Иногда путь заметно облегчают сухие протоки (фото 24.02). За три перехода добираемся от места ночлега до озера под правым бортом долины Сахыньи. Ниже озера правый борт долины Сахыньи резко понижается, там расположен перевал в верховья Онгокана (фото 24.03).

Поворачиваем на запад, поднимаемся на перевал (пологие травянисто-моховые склоны, перепад высот около 50 метров). За перевалом идём на запад, не удаляясь далеко от склонов основного хребта, перебираясь через невысокие седловинки из одного истока Онгокана в другой (фото 24.04) - держим путь вдоль дороги, которая здесь чисто виртуальна (нанесена на карту, но на местности нет никаких следов), но дальше, как нам известно, обретёт реальные очертания. И в самом деле, на обширном плоском болоте (фото 24.05), не доходя примерно 1 км до точки «ПР5-24» выходим на колею (фото 24.06), на которой даже есть след этого года. Колея спускается в узкую долинку, начинается лес (фото 24.07).

Спускаемся на дно долины Онгокана, без проблем переходим два его истока, между которыми расположено стойбище оленеводов, сейчас безлюдное, но, судя по запасам дров, в принципе действующее. За бродами дорога поворачивает на юго-запад и идёт некоторое время по правому берегу реки. Это один из самых приятных участков маршрута: практически нет болот, колея идёт по невысокой траве (фото 24.08), скорость - 6 километров в час. Как мало таких мест на хребте Черского...

Вскоре колея ныряет в реку и выныривает совсем в другом обличье (фото 24.09). Снова болота. Легче становится только вблизи обширной наледи (фото 24.10). Останавливаемся на ночлег на правобережной террасе над наледью. Место удобное: ровные площадки на мху, много дров, только за водой нужно спускаться метров 20 к реке.

25 июля. Река Онгокан - река Антагычан - река Кулусун

От места ночевки на правобережной террасе Онгокана идём вдоль края террасы по сухим мшаникам до выхода на спускающуюся с террасы колею (точка 352). Колея идёт то по неглубоким болотам, то по твёрдым участкам (фото 25.01), то переходит тудасюда правую побочную протоку Онгокана.

На пути попадается заимка с достаточно свежими строениями (фото 25.02). За три перехода доходим до зоны разливов на Онгокане, где дорога выходит на отмели (фото 25.03) и начинает регулярно нырять в русло и идти по галечниковым островам. Там, где она выходит на правый берег, идти - сплошное удовольствие (фото 25.04), но там, где основное русло прижимается к правому берегу, нам приходится выходить на правобережную террасу, поросшую лесом и кустарником (иногда весьма густыми). Так проходят ещё 2,5 километра, после чего мы переходим Онгокан на очередном разливе (брод н/к) и направляемся на юг, срезая стрелку Онгокана и Антагычана.

Продравшись через кустарник, выходим к руслу Антагычана. Русел этих несколько, обрамлённые галечниками острова поросли лесом и кустарником. Всё время колеи придерживаться не получается, она довольно часто бродит реку, обходим броды по островам. Средняя скорость получается вполне приличная.

Через почти шесть полных переходов от места ночлега у наледи выходим к броду через Антагычан чуть ниже устья ручья Перевального. Забираем оставленную 8 июля на дереве заброску.

Переправа через Антагычан возле устья Перевального в среднюю воду представляет из себя нормальную 1Б, а в высокую превращается в серьёзное мероприятие вплоть до угрозы застревания на берегу на неопределённое время в ожидании спада воды.

Нам же (в который раз уже!) везёт: уровень воды из-за сочетания холодной погоды и отсутствия осадков крайне низок. Первых двух участников (фото 25.05) ставим в стенку для пущего спокойствия, остальные же переходят по одному - вода едва заливает колени, течение около 2 м/с. Не рассчитывайте на такое же везение! Неделей позже знакомая группа отхватила куда больше проблем в этом же месте. Сразу за бродом останавливаемся на обед.

От места обеда переходим по камням на правый берег ручья Перевального и выходим на старую колею, ведущую на юго-запад, вверх по долине ручья (фото 25.06). Колея сильно заболочена, лишь повыше, в зоне леса, крутизна возрастает и колея становится посуше. В колее виден одиночный след, достаточно свежий. Кто и зачем ездит сюда?

Плавно переваливаем в долину ручья Дар, правого притока Кулусуна. Эта долина заболочена сильнее (фото 25.07), и чем ниже, тем хуже. На границе леса западное ответвление дороги не находим, идём дальше по колее на юго-запад. Последние 700 метров перед руслом Кулусуна - сплошное кочкарниковое болото, хорошо хоть, что сейчас довольно сухое. С облегчением выходим к поросшей кустарником пойме. На чуть приподнятой террасе останавливаемся на ночёвку. Площадки ровные, дров много. С аппетитом подъедаем сюрпризы и заначки - брод через Антагычан пройден, последняя реальная опасность застрять в горах позади.

26 июля. Река Кулусун - прииск Победа - река Бурустах

Вниз по руслу Кулусуна идёт след вездехода, первый переход пытаемся его придерживаться, но минут через 20 окончательно теряем - Кулусун здесь не столь глубок и вездеход, видимо, шёл большей частью по воде. Выбираемся из поймы на левобережную террасу. Вид навевает тоску: бескрайнее болото. Вздохнув, направляем стопы на запад. Стремясь подрезать на выходе с террасы на склоны левого борта долины западный вариант колеи. Раньше ловить её смысла нет, в этом болоте от колея движение практически не облегчает, в чём мы лишний раз убеждаемся, выйдя вскоре на попутную старую-старую колею (фото 26.01). Вскоре колея уходит довольно резко налево, мы идём просто на запад к виднеющимся вдалеке деревьям (фото 26.02), под которыми, наконец-то, земля становится твёрже. Выходим на поднявшуюся от русла Кулусуна колею и переваливаем по ней в долину Щавельного. После довольно сухого водораздела колея опять выходит на болото (фото 26.03). Отличие только в том, что теперь идём на юго-юго-запад.

Без проблем перебравшись через ручей Езжий, а потом и через сам Щавельный, начинаем плавный подъём по редколесью и мшаникам (фото 26.04) к перевалу на ручей Курунг-Агылык. Придерживаемся относительно свежего следа, идущего несколько восточнее старой колеи. На перевале выходим на более наезженную колею, поднявшуюся на перевал с левого борта долины Щавельного. Спуск в долину Курунг-Агылыка круче, и болот на нём поменьше (фото 26.05), но в самой долине дорога снова идёт плавно и снова по болотам. Обедаем у небольшого левого притока. Вдруг мимо нас сверху по долине проезжает вездеход с охотниками. Они приветливо машут, но не останавливаются, а нас на дальнейшем пути спуска будет сопровождать запах солярки.

После обеда продолжаем идти по колее вниз по долине. За устьем правого притока (урез 916 м) болота, наконец, заканчиваются, колея спускается в каньон и идёт вдоль руса (фото 26.06), постоянно переходя с берега на берег. Сейчас броды не представляют трудности, и мы следуем за колеёй. Несколько выше устья ручья Задумчивый начинается зона разработок прииска Победа (фото 26.07), и мы останавливаемся на ужин у последнего перед Задумчивым правого притока Курунг-Агылыка. Ниже чистой воды уже не сыскать. Ужинаем у костра, отдыхаем, набираем воду в бутылки на вечерний чай и завтрак, и направляемся вниз по уже хорошо укатанной дороге - впереди 6 унылых километров по территории заброшенного прииска, а потом ещё 10 по ответвлению дороги до Колымской трассы. А на завтрашнее утро заказана машина в Магадан.

Но удача не оставляет нас. Ещё в процессе ужина нас несколько удивил отдалённый собачий лай. По нашим сведениям, въезд на прииск охраняется, но что делать собакам в 6 километрах от проходной? Оказалось, что на Задумчивом работают частные старатели, которые были нам очень рады! После обмена новостями «кто, откуда и куда», они угостили нас курагой и яблоками и заявили, что позволить нам идти по разработкам 16 километров на ночь глядя не могут, и, не слушая возражений, усадили нас в кузов своего «Урала» (фото 26.08).

Виды прииска «Победа», где некогда кипела жизнь, удручают (фото 26.09). Через 2 часа езды мы у трассы на Бурустахе.

Поим золотоискателей чаем, дарим им напечатанные на пластике маршрутные карты и всю оставшуюся еду. Они уезжают назад, а мы ставим палатки и заваливаемся спать.

27-28 июля. Река Бурустах - Магадан - Москва

Машина приходит чуть раньше оговоренного времени и останавливается на «пятаке» на левом берегу Бурустаха южнее трассы. Отправившись в 8 часов на поиски, без труда находим её. Очень впечатляют пафосные плакаты на ответвлении от трассы чукотского зимника «Арктика» (фото 27.01), глядя на которые трудно поверить, что через километр «Арктика» ныряет в бурные воды Бурустаха, а водителю застрявшего вездехода в помощь только и останется указанный на плакате адрес электронной почты.

Путь в Магадан по трассе после всего виденного нами за последние три недели особых эмоций уже не вызывает. Добираемся до Магадана чуть быстрее, размещаемся в уютном и недорогом хостеле «Гагарин» (ул. Гагарина, д. 24, корп. 2). Утром успеваем заскочить на рынок за рыбой и сувенирами.

Вылетаем из Магадана рейсом SU 6290 авиакомпании «Россия» в 14:30, прибываем в Москву в 14:10.

Картографический материал

В электронной версии карты представлены отдельными файлами:

обзорная схема маршрутные карты, скомпонованные по дням (одному или нескольким).

Условные обозначения на обзорной схеме

Красным цветом обозначен пройденный маршрут, указаны места ночлегов (приведена дата прихода на бивак).

Лиловым цветом обозначены нереализованные (обойденные по запасным вариантам) варианты маршрута.

Голубым цветом обозначен нереализованный вариант маршрута, запланированный на случай неудачи заезда по Антагычану.

Жёлтым цветом обозначены нереализованные запасные варианты маршрута.

Условные обозначения на маршрутных картах

Красным цветом с жёлтой окантовкой обозначен пройденный маршрут, указаны места ночлегов (приведена дата прихода на бивак), перевалы и вершины.

Сведения о материальном оснащении группы

Список личного специального снаряжения

1. ИСС (верх + низ)
  2. каска
  3. ледоруб
  4. треккинговые палки
  5. кошки
  6. ледобур - 2 шт. (+ ещё по одному на связку)
  7. фиксирующее устройство (жюмар и т.п.), способное работать на верёвках диаметром 9 мм
  8. страховочно-спусковое устройство (стакан, корзинка, реверсо и т.п.), способное работать на верёвках диаметром 9 мм 9. петля страховочная длиной 250 см 10. карабины:
  9. не менее 5 штук стандартной прочности (2 кН и выше вдоль большой оси) с винтовой муфтой, из них не менее 2 штук больших (с большим раскрытием, типа HMS), остальные любого размера и формы
  10. не менее 2 штук вспомогательных (себе на развеску, для «обобществления» на оттяжки) любых стандартной прочности, можно без муфты. прусики (кордалеты) из веревки диаметром 6-7 мм:

длиной 2,5 м (длина измеряется в «незакольцованном» состоянии) длиной 4-5 метров (длина измеряется в «незакольцованном» состоянии). Cамостраховка рюкзака очки солнцезащитные перчатки или рукавицы для работы с верёвкой.

Список группового снаряжения

Категория

Наименование

Масса

Палатки

Палатка ПИК-99 ТРИЖДЫ ОДИН - тент

Палатка ПИК-99 ТРИЖДЫ ОДИН - каркас

Палатка ПИК-99 ТРИЖДЫ ОДИН - палатка

НоваТур "Хан-Тенгри 4" (тент)

1940

НоваТур "Хан-Тенгри 4" (палатка)

НоваТур "Хан-Тенгри 4" (каркас)

Умывашка

паста, мыло туалетное и стиральное, шампунь, солнцезащитный крем

Горелки газовые

MSR Reactor (с ёмкостью 1,5 л)

Kovea Eagle Stove - насадная

экшен камера

Фотоаппарат запасной

Набор руководителя

Карты, описания, фотографии, м/к и прочее

Веревки

статика Kong Static 9 мм (50м) синяя

статика 9 мм Х 50 м синяя

динамика TENDON SMART LITE 9,8 мм (50м)

Айсбайль

Набор закладок + карабин + экстрактор

Расходные петли

Сдергивающая веревка

Газ заказали у фирмы, перевозившей нас по трассе. Перевозчик закупил резьбовые баллоны «Kovea» в Якутске и перебросил их в Усть-Неру.

Особенности организации питания - исповедь завпита

Перед походом было проведено анкетирование участников на предмет непереносимости некоторых видов продуктов, в данном случае меня интересовало как наличие пищевых аллергий, так и личные тараканы. Я искренне убеждена, что в походах хватает неудобств и уж еда-то должна быть огонь, иначе, как говорила Фаина Раневская: «морда становится меньше, но грустнее».

Входные данные:

1. Раскладка увеличивается в течение похода: первая неделя - 400 г на лицо в день, вторая неделя - 450 г, третья - 500 г.
  2. Сахар и перекусы уходят в «личку».
  3. На штурмовые дни в обед супов не планировалось, только чай с усиленным перекусом. Таковых дней ожидалось шесть.
  4. В дни без супов на завтрак шли мясные каши.

Возможно было что-то еще, но завпит помнит только главное.

Я сторонник большого разнообразия в раскладке, я считаю, что разнообразием можно обмануть себя и не испытывать голода в походе, вообще, всем. Но при этом я стараюсь учитывать полезные свойства и энергетическую ценность продуктов, если с разнообразием сладкого все и так понятно, то ниже представлено разнообразие каш с комментариями:

Овсянка

Молочная каша на завтраки, кстати одна из самых полезных каш.

Разнообразия можно добиться добавлением разного вида ягод: черника, малина, вишня и другие в сушеном виде.

Гречка молочная

А вот и самая полезная каша, вариант молочный на завтрак.

Рис молочный

Круглый рис, вариант молочный на завтрак.

Тортеллини

Это такие сушеные пельмени, в России почти не продаются, зато в Европе в любом супермаркете. Бывают с сыром, с творогом, с мясом и с ветчиной.

Гречка мясная

Гречка обыкновенная, но со вкусным мясом

Рис мясной

Рис для мясного завтрака лучше брать басмати, а для ужинов лучше брать продолговатый пропаренный, а к нему еще морковки сыпануть.

Омлет

О да, крутая штука, сублимированный омлет, особенно если в него добавить сушеные грибочки с томатами.

Кус-кус

Есть вариант молочный, но я его не люблю и готовлю с мясом, вкусно!

Вермишель

Молочная.

Макароны

Много разных видов, в том числе не списывайте со счетов спагетти, их нести удобнее!

Булгур

Добавьте к нему кроме мяса сушеную морковку и болгарский перчик.

Гречневая лапша

Это вообще другой вид привычного блюда, особенно с овощами.

Карпюр

Мне нравится в «Здоровой еде», он там на натуральный больше похож.

Фунчоза бобовая

Стеклянная лапша из зеленых бобов, вкусно с овощами, её много получается и быстро готовится.

Киноа

На любителя, но у нас все ели.

Чечевица

Если в суп, то лучше красную или желтую, если как гарнир, то зеленую. НО учитывайте время приготовления.

Картошка

Соломка картошки сушеная.

Что я могу добавить еще?

1. Мясные каши на завтрак - это лучшее что случается со мной в походах!
  2. Рекомендованная доза сахара в день - 50 г на человека, но как по мне его можно отлично заменить на 50 граммов более калорийного сладкого и баночку сахарозаменителя именно для чая.
  3. Рекомендованная доза карманного питания - те же 50 грамм на человека, в идеале с орехами, конфетками и сухофруктами - это все тоже про пользу.

Да будет всем вкусно!

Завпит Кондрашкина Александра Сергеевна askondrashkina@gmail.com

Заключение и выводы

Пройденный маршрут получился насыщенным и интересным. Разнообразные технические препятствия, великолепные виды, дружная команда.

Маршрут соответствует заявленной категории сложности.

Из локальных препятствий пройдены:

• вершина Победа (2Б) - высшая точка района и всей Северо-Восточной Сибири за исключением Камчатки
  • вершина Белый Парус (2А* - мы взошли на вершину при большом количестве снега, но в малоснежную пору длинные ледовые склоны могут повысить к.т. вершины до 2Б) - пройдена до нас один раз
  • перевал Ворота (2Б) - интересное, вполне логичное первопрохождение в малопосещаемом узле
  • перевал Ленинградский (2А)
  • перевал Забытый (1Б) - пройден до нас один раз
  • траверс массива 1990,1 м - пройден до нас один раз.

Маршрут получился достаточно сложным и напряжённым, по ощущениям опытных участников соответствует сложной «пятёрке» ближе к верхней границе диапазона данной категории.

Из-за фиксированности сроков отпусков некоторых участников мы пошли в поход в июле. Июль по сравнению с августом - это больше снега (больше тропёжки, в случае свежих снегопадов может возникнуть опасность лавин, но меньше опасность камнепадов), в среднем больше воды в реках, но несколько теплее (хотя тепло в этом районе вообще редкость), длиннее световой день.

Залог успеха - мощная команда. В состав группы вошли члены туристских клубов ВШЭ, МГУ и МИСиС. Народ подобрался солидный: пятеро уже бывали в походах 5 к.с. и выше, пятеро имели опыт руководства, трое состоят в московской городской МКК. Средний возраст группы составил 33,7 года, средний туристский стаж - 13,6 года, среднее количество категорийных маршрутов - 20 на человека.

Собственно говоря, руководить в такой команде приходилось мало: Ирина Бычкова (опыт руководства маршрутом 4 к.с.) отвечала за связь с внешним миром Максим Кондрашкин (опыт руководства двумя маршрутами 4 к.с.) наравне с руководителем принимал участие в планировании маршрута и составлении отчёта Александра Кондрашкина отвечала за питание, которое было удивительно разнообразным для похода высокой категории Николай Мирошкин (9-кратный победитель Московского маршброска) был медиком и прошёл впереди группы большую часть маршрута Софья Сафронова (тренер дистанционщиков турклуба ВШЭ) - в период подготовки отвечала за страхование, а на самом маршруте всегда была готова быстро и качественно выполнить техническую работу Ольга Хазова (опыт руководства маршрутом 4 к.с., участница многих лыжных супермарафонов) часто была ведущей как на технически сложных, так и на простых участках.

Все до единого участники поработали лидерами на различных участках маршрута. «Шлангов» и «последних» в группе не было, была взаимозаменяемость и надёжность.

Нам много раз везло: удалось заехать на машине так далеко, как в столь ограниченные сроки не удавалось ни одной группе с 2008 года длинная и очень сильная непогода закончилась как раз перед нашим приездом из-за холодной погоды был очень низкий уровень воды, что резко упростило все переправы от последних 16 километров по дорогам прииска Победа нас избавили золотоискатели.

Иногда и не везло: трехдневная непогода началась в самый неподходящий момент, да и в дальнейшем до самого конца маршрута так е не потеплело, разве что осадки прекратились (что уже немало, конечно).

Этому везению группа активно помогала своими умением и упорством (шли в хорошем темпе, без днёвок и отсидок), что и вылилось в успешное прохождение сложного маршрута, принесшего нам новый опыт и массу положительных эмоций.

Мероприятие обошлось нам в 70 тысяч рублей с человека на авиабилеты, оплату автотранспорта, страховку, продукты, газ, расходную часть аптечки, проживание в Магадане.

Большое спасибо всем, кто помогал нам и болел за нас!

Отдельное спасибо нашему водителю дяде Володе и его вездеходу - автомобилю «Урал» по прозвищу «Ермачок»!

Огромное спасибо Татьяне Оболкиной и её мама Ирине Викторовне - они знают, за что.

Рекомендации последователям

Район похода 1. Крайне отдалён от цивилизации, причём отдалён гораздо дальше, чем был в 80-е годы прошлого века. На порядок меньше стало в горах геологических партий, постепенно умирают и посёлки на трассе: население Усть-Неры сократилось в 2,5 раза, а Артык близок к своему официальному концу (отселению). Аварийные выходы с маршрута своими протяжённостью и неудобством дадут солидную фору даже Приполярному Уралу и Южно-Муйскому хребту, не говоря уже об Алтае и Кавказе. Эвакуацию обеспечит только вертолёт (если прилетит), наземную помощь - только оленеводы (если найдёте). Правда, в Сасыре теперь есть сотовая связь.

1. Проходимость района средняя. Стлаников, бамбуков и прочих прелестей нет, но и практически нет троп, очень мало легкопроходимых долин, куда чаще работает правило «ровная поверхность = болото». И пусть эти болота мерзлотные, неглубокие, всё равно всё описанное в комплексе приводит к тому, что развить среднюю скорость выше 3 км/ч практически негде. И соответственно, пройти больше 20-22 километров за ходовой день тяжело.
  2. Климат района крайне суровый. Бывает, конечно, всякое, но в среднем каждой группе на маршруте достаётся несколько дней натуральной зимы: снег (выпадает до полуметра), мороз и всё прочее. Или в случае более тёплого циклона достанется несколько дней дождей, что, пожалуй, ещё хуже: поднявшаяся вода может запереть группу в горах. Оптимисты могут вдохновиться отчётом группы Бычкова за 2012 год, но реалистам на повторение такой погоды лучше не рассчитывать.
  3. Интегрально район сложный. Сложнее Приполярного Урала (такой же климат, но хуже проходимость), Кодара и Южно-Муйского (проходимость лучше, но сильно хуже климат и куда больше расстояния), Алтая (по всем параметрам). Готовьтесь серьёзно.

Заезд от трассы в горы

1. Весьма затруднён и ненадёжен:
    • Вместе с посёлками на трассе вымирает и транспорт.
    • Оставшиеся машины зачастую используются их хозяевами зимой для заброски грузов на Чукотку по зимнику «Арктика». Летом хозяин совершенно не горит желанием рисковать этой машиной на бродах и в болотах.
    • Сасырские водители ездят на трассу регулярно, но специально за вами на трассу из Сасыра никто не поедет. Совпасть с их рейсом можно, но гарантий по срокам никаких нет, для едущих по своим делам сасырских водителей плюсминус 2, 3, 4 дня - вообще не срок.

Сроки похода

1. Не отводите на поход меньше четырёх недель! Нам очень-очень повезло, не рассчитывайте, что вам повезёт так же:
    • Наш водитель был весьма мотивирован - так вышло почти случайно, вам такое не гарантировано.
    • Перед нашим приездом непогода не позволяла проехать по Антагычану минимум 4 дня, мы подождали меньше суток - и «дорога» (читай - река) стала проезжей - вам такое не гарантировано.
    • В пути обошлось без серьёзных поломок. На 80 это заслуга нашего водителя - настоящего Мастера - но и без 20 везения не обошлось.
  2. Если же вам повезет хотя бы немного меньше, то за три недели вы дойдёте до Буордаха, зайдёте в массив и сразу пойдёте обратно. А если повезёт заметно меньше, то и в массив не зайдёте. Это вполне подтверждается опытом последнего десятилетия.
  3. Если больше трёх недель времени ну никак нет, а на хребет Черского ну очень хочется, то мы видим только два варианта: либо копите деньги на вертолёт, либо обратите внимание на массивы, лежащие ближе к трассе, юго-западнее Буордаха.
Построение маршрута и преодоление препятствий
  1. С учётом сказанного выше планируйте маршрут с как можно большим количеством петель и срезок, чтобы, где бы и когда бы вы ни оказались в результате эпопеи с заездом, вы смогли бы из этих петель составить достаточно интересный маршрут с как можно более полным использованием оставшегося у вас времени. Пусть у вас будут наготове варианты как на случай «завезли так далеко, как только могли, так быстро, как только могли», так и на случай «не повезли вообще никуда», так и на все промежуточные случаи.
  2. Из-за больших перепадов температур (сильных морозов зимой) горы сильно разрушены и весьма камнеопасны.
Список литературы

Отчеты о походах:

1. Отчет о прохождении пешеходного туристского маршрута 5 категории сложности по Хребту Черского, совершённом группой туристов из г. Санкт-Петербург в период 25 июля - 12 августа 2018 г. под руководством Н.В. Голицина.
  2. Отчет о пешеходном туристском маршруте 4 категории сложности по Хребту Черского, совершённом группой туристов Тульской области в период 10 по 28 июля 2018 г. под руководством Д.В. Башкирова
  3. Отчет о лыжном туристском маршруте 5 категории сложности по горному массиву Буордах, совершенном с 10 по 26 марта 2018 г. под руководством Е.А. Батуева.
  4. Отчет о пешеходном туристском маршруте 4 категории сложности по Хребту Черского, совершённом группой туристов Тульской области в период 25 июля - 17 августа 2014 г. под руководством Р.В. Ромицына.
  5. Отчет о пешеходном туристском маршруте 4 категории сложности по Хребту Черского, совершённом группой туристов из ГТК МГУ и ТК МИЭМ в период 2 - 20 августа 2014 г. под руководством В.С. Кулика.
  6. Отчет о пешеходном туристском походе шестой категории сложности по хребту Черского, совершенном с 20 июля по 19 августа 2012 года под руководством К.С.

Бычкова (ссылка на эл. версию: https://docplayer.ru/44936566-Otchet-opeshehodnom-turistskom-pohode-shestoy-kategorii-slozhnosti-po-hrebtu-cherskogosovershennom-s-20-iyulya-po-19-avgusta-2012-goda.html)

1. Отчет о пеше-водном походе IV категории* сложности по высокогорному массиву Буордах, хребет Черского (Якутия), совершенном в 2008 г. под руководством С. Гаврилова (ссылка на эл. версию: http://vvy.diy.spb.ru/reports/2008071720080814-Yakutia/page_01.htm).
  2. Отчет о спортивном походе 6 категории сложности по Хребту Черского, совершенной группой туристов в 2004 г под руководством Ю.А. Балыкова.
  3. Множество отчётов с сайта tlib.ru (поисковые запросы «Якутия», «Хребет

Черского»).

Книги и другие источники:

1. Миллер А.Э., Шорников Д.В., Перечень классифицированных перевалов среднегорья России, 2009.
  2. Обручев С.В., В неизведанные края. Путешествия на Север 1917 - 1930 гг., Молодая Гвардия, Москва, 1954.
  3. Гехтман И.Е., Золотая Колыма, Дальневосточное краевое государственное издательство, Хабаровск, 1937.
  4. Обручев С.В., Геоморфологическое исследование р. Колымы в 1929 г., Известия Академии Наук СССР. Отделение Физико-Математических Наук. VII (1930) 559 - 584.(ссылка на эл. источник: http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=im&paperid=5315&o ption_lang=rus)
  1. М.И. Белов, Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах, Издательство Главсевморпути, Ленинград, Москва, 1952. (ссылка на эл. источник: https://www.booksite.ru/fulltext/russ_america/02_30.html).
  2. Игошин В.И., Углов А.И., Поросятников Е.К. Хребет Черского: массив Буордах.(ссылка на эл. версию: http://www.poxod.ru/guidebook/cherskogo/index.html).
  3. Колымская библиотека (ссылка на эл. версию: http://antic-narod.ru/kol_bibl.htm).
  4. Летопись Валерии Глуховой: http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?f=22&t=9014&hilit=D0B1D183D0B ED180D0B4D0B0D185.
  1. Седов Р.В., Горная страна Черского. Хабаровск, 2003.
  2. Шаламов В.Т., Колымские рассказы, Азбука, Москва, 2017. (ссылка на эл. версию: https://shalamov.ru/library/2/)
  3. Гинзбург Е.С., Крутой поворот, АСТ, Москва, 2015.
  4. Серафимович Константин, Река Индигирка и высокогорный массив Буордах (Северо-Восточная Якутия), 2014. (ссылка на эл. версию: http://www.uraltropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=440&Itemid)

Фото 05.01. В аэропорту «Сокол» города Магадана. Слева направо:

Софья Сафронова, Константин Бычков, Ирина Бычкова, Ольга Хазова, Максим Кондрашкин, Александра Кондрашкина, Николай Мирошкин

Фото 05.02. На берегу бухты Нагаева

Фото 07.01. Указатель у «пятака» на Бурустахе

Фото 07.02. Погрузка на «Урал»

Фото 07.03. Лагерь у первого автомобильного брода на Антагычане

Фото 09.02. Озеро на перевале Улахан-Чистай

Фото 09.03. Стойбище в долине Тирехтяха у наледи Антон

Фото 09.04. У наледи Антон на реке Тирехтях

Фото 10.01. Дядя Володя и наша группа. На заднем плане - «Ермачок»

Фото 10.02. От ручья Лынкынас к реке Бугачан

Фото 11.06 В долине ручья Сеген

Фото 11.07. В среднем течении ручья Сеген

Фото 11.08. Скальная пробка в русле Сегена

Фото 11.09. «Футбольное поле» в верховьях долины ручья Сеген (РИС IMG_6398)

Фото 11.10. Подъём на старую морену в верховьях долины ручья Сеген

Фото 12.01. Подъём на перевал Забытый (1Б) из долины ручья Сеген

Фото 12.02. Подъем на перевал Забытый из долины ручья Сеген (нижняя часть)

Фото 12.03. Подъем на перевал Забытый из долины ручья Сеген (верхняя часть кулуара перед выходом на седловину)

Фото 12.04. Группа на перевале Забытом (снимает автоспуск). Слева направо Александра Кондрашкина, Николай Мирошкин, Ирина Бычкова, Ольга Хазова, Максим Кондрашкин, Константин Бычков, Софья Сафронова

Фото 12.05. Вид с перевала Забытого на долину ручья Сеген

Фото 12.06. Вид с перевала Забытого на правый борт долины одноимённого ручья

Фото 12.07. Спуск с перевала Забытого в долину одноимённого ручья

Фото 12.08. Вид на перевал Забытый из верховьев долины одноимённого ручья

Фото 12.09. Кулуар, ведущий из долины ручья Забытого к перевалам Ворота и КамАЗ Северный

Фото 12.10. Подъём по кулуару из долины ручья Забытого на перевал Ворота

Фото 12.11. Верхняя часть подъёма из долины ручья Забытого на перевал Ворота

Фото 12.12. Мульда возле седловины перевала Ворота

Фото 12.13. Вид на перевалы КамАЗ Северный и Забытый с седловины пер. Ворота

Фото 12.14. Лагерь у седловины перевала Ворота

Фото 13.01. Начало спуска с перевала Ворота на север, в долину притока Буордаха, на ледник 71

Фото 13.02. Спуск с перевала Ворота: первые верёвки

Фото 13.03. Спуск с перевала Ворота, организация верхней страховки

Фото 13.04. Спуск с перевала Ворота на ледник 71, наибольшая крутизна

Фото 13.05. Верхняя часть спуска с перевала Ворота в долину левого притока Буордаха

Фото 13.06. Нижняя часть спуска с перевала Ворота в долину левого притока Буордаха

Фото 13.07. Спуск с перевала Ворота в долину левого притока реки Буордах.

Слева направо: Ольга Хазова, Николай Мирошкин, Софья Сафронова, Максим Кондрашкин, Александра Кондрашкина, Константин Бычков, Ирина Бычкова

Фото 13.08. Перевал Ворота и ледник 71 в долине левого притока реки Буордах

Фото 13.17. Переправа через реку Буордах

Фото 14.01. Вверх по долине реки Буордах к ручью Каскадному

Фото 14.02. Переправа через ручей Каскадный

Фото 14.03. Под небом голубым есть город золотой...

Фото 14.04. Под небом голубым есть город золотой...

Фото 14.05. Местами серебряный...

Фото 14.06. И опять золотой!

Фото 14.07. И опять золотой!

Фото 14.08. Драгоценные пещеры

Фото 14.15. Подъём к озеру Грубозабойщикова

Фото 14.16. Лагерь на озере Грубозабойщикова с видом на перевал Ленинградский

Фото 14.17. Озеро Грубозабойщикова

Фото 15.01. Озеро Грубозабойщикова (обход по восточному берегу)

Фото 15.02. Путь по моренам ледника Иоффе

Фото 15.03. Вид на перевал Ленинградский из долины притока ручья Каскадного

Фото 15.04. Подъём на перевал Ленинградский из долины притока ручья Каскадного

Фото 15.05 Нижняя часть подъёма на перевал Ленинградский

Фото 15.06. Верхняя часть подъёма на перевал Ленинградский

Фото 15.07. Последние 15 метров перед выходом на седловину перевала Ленинградского

Фото 15.08. Спуск с перевала Ленинградского на ледник Обручева

15.09 Группа на леднике Обручева

Фото 16.01. Подъём в верхнюю камеру ледника Обручева, на заднем плане - вершина Белый Парус

Фото 16.02 Связываемся перед выходом на закрытый участок ледника

Фото 16.03. Подъём на западный гребень горы Победа с юга, из северной камеры ледника Обручева (фото сделано на спуске)

16.04 Подъём к кулуару, ведущему на западный гребень Победы

Фото 16.10. Пересечение кулуара. Горизонтальные перила

Фото 16.11. Подъём на верхнюю часть вершинной башни Победы по западному гребню

Фото 16.12. Подъём на верхнюю часть вершинной башни Победы по западному гребню

Фото 16.13. Группа на вершине. Слева направо: Максим Кондрашкин, Константин Бычков, Александра Кондрашкина, Ирина Бычкова, Софья Сафронова, Ольга Хазова. Фотографирует Николай Мирошкин

Фото 16.14. Владимир Ильич и Александра Сергеевна на вершине Победы

Фото 16.20. Начало спуска с вершины Победы по западному гребню

Фото 16.21 Спуск с вершины Победы: первая верёвка

Фото 16.22. Спуск с вершины Победы: вторая верёвка

Фото 16.23. Спуск с вершины Победы: вид с верхней станции второй верёвки на верхнюю станцию третьей

Фото 16.24 Спуск с вершины Победы: начало спуска по четвёртой верёвке

Фото 16.25. Спуск с вершины Победы: уходим по четвертой верёвке в кулуар

Фото 16.26 Спуск с вершины Победы: нижняя часть кулуара

Фото 17.01. Подъём на вершину Белый Парус с ледника Обручева

Фото 17.02 Вид на массив Победы с начала подъёма на вершину Белый Парус

Фото 17.03. Подъём на Белый Парус: выпуск лидера с нижней страховкой

Фото 17.04. Вид с подъёма на вершину Белый Парус на массив Победы, перевалы Кюрэтэрский, вершину Советская Якутия и Казанский

Фото 17.05. Вид с вершины Белый Парус на юг

Фото 17.06. На вершине горы Белый Парус

Фото 17.07. Вид с вершины Белый Парус на ледник Обручева

Фото 17.08. На вершине горы Белый Парус: Александра Кондрашкина, Максим Кондрашкин, Софья Сафронова. Фотографирует Константин Бычков

Фото 17.10. Путь спуска с вершины Белый Парус на ледник Обручева (виден спусковой след)

Фото 17.11. Наш лагерь на удобном месте у правого берега ледника Обручева

Фото 18.01. Летнее утро 18 июля

18.02 Спуск по леднику Обручева

Фото 18.03. Спуск вдоль реки Люнкидэ (верховья долины)

Фото 18.04. Брод через ручей Мицкевича

Фото 18.05. Спуск вдоль реки Люнкидэ (верховья долины)

18.06 Летний вечер 18 июля

Фото 23.02. Подъём по долине реки Эрэкит

Фото 23.03. Спуск по долине реки Хорон

23.04. Подъём на перевал Нафаня

Фото 23.05. Вид с перевала Нафаня на долину реки Хангас и начало траверса массива вершины 1990,1 м

Фото 23.06. Группа на перевале Нафаня. Слева направо: Ольга Хазова, Ирина Бычкова, Константин Бычков, Максим Кондрашкин, Николай Мирошкин, Софья Сафронова, Александра Кондрашкина

Фото 23.07. Подъём на траверс массива вершины 1990,1 м от реки Хангас

Фото 23.08. Путь по левому борту реки Усун, каньон левого притока

Фото 23.09. Каньон реки Усун

Фото 23.10. Начало траверса массива вершины 1990,1 м

Фото 23.11. Характер гребня на траверсе массива вершины 1990,1 м

Фото 23.12. Траверс массива вершины 1990,1 м

Фото 23.13. Траверс массива вершины 1990,1 м

Фото 23.14. Подъём к вершине 1990,1 м

Фото 23.15. Подъём к вершине 1990,1 м траверсом верхней части склонов северовосточного гребня

Фото 23.16. Обход крутых участков северо-восточного гребня вершины 1990,1 м

Фото 23.17. Подъём к вершине 1990,1 м

Фото 23.18. На гребне вблизи вершины 1990,1 м

Фото 23.19. Остатки записки

Фото 23.20. На вершине 1990,1 м. Слева направо: Николай Мирошкин, Ольга Хазова, Максим Кондрашкин, Софья Сафронова, Ирина Бычкова, Александра Кондрашкина. Фотографирует Константин Бычков

Фото 23.21. Спуск с вершины 1990,1 м к перевалу Игоря Слепцова

Фото 25.07. Подъём по колее по долине ручья Перевального

Фото 26.01 Колея по болотам в долине реки Кулусун

Фото 26.02. Приближаемся к редколесью в долине реки Кулусун

Фото 26.03 Колея по болотам в долине ручья Щавельного. Найдите 10 отличий от фото 26.01

Фото 26.04. Подъём к перевалу из Щавельного в Курунг Агылык

Фото 26.05. Спуск с перевала в долину Курунг-Агылык

Фото 26.06. Путь по каньону ручья Курунг-Агылык

Фото 26.07. Начало разработок в долине ручья Курунг-Агылык

Фото 26.08. И снова кузов «Урала»