Автор: Ольга Мириам Пшибылович (PAP)
Перевод: Константин Гузовский, Казахстан

45 лет тому назад было совершено первое чисто женское восхождение на восьмитысячник

45 лет тому назад, 12 августа 1975 года, Галина Крюгер-Сырокомская и Анна Окопинская совершили первое в мире чисто женское восхождение на восьмитысячник. Они поднялись в Каракоруме на Гашербрум II (8034 м) в экспедиции под руководством Ванды Руткевич.

Ранее на эту вершину поднялись шесть участников этой же экспедиции, а первовосхождение на Гашербрум III, высочайший семитысячник и 15-й по высоте пик планеты (7952 м), осуществила смешанная команда мужчин и женщин: Руткевич, Алисон Чадвик-Онышкевич, Януш Онышкевич и Кшиштоф Здзитовецкий.

Двойка Окопинская и Крюгер-Сырокомская должна была дополнить первовосхождение на Гашербрум второй командой, но ... дамы изменили свои планы.

«Подходя к лагерю III, мы узнали, что на Гашербрум III уже взошли. В сложившейся ситуации мы решили предпринять попытку женского восхождения на Гашербрум II. Сработала магия восьмитысячников», - говорит Окопинская. К этому времени женщины других стран уже взошли на некоторые восьмитысячники, но в сопровождении мужчин.
Годом раньше группа японок взошла на Манаслу (8156 м) в сопровождении шерпов. В мае 1975 года тибетка Пхантонг и японка Юнко Табей взошли на Эверест (8848 м) в составе больших смешанных команд.
Восхождение польских женщин на Гашербрум II тоже не обещало быть самостоятельным.

«Наш офицер связи Саид согласился изменить планы при условии, что мы возьмем его на Гашербрум II.
Вчетвером, вместе с ним и Кристиной Пальмовской, мы вышли из лагеря III. Однако, пройдя несколько сотен метров, Саид почувствовал серьезные симптомы высотной болезни и решил спускаться в базу, Кристина решила ему помочь.
Мы остались наедине с Галиной и решили продолжить штурм. Когда мы вышли на ледовый гребень, с которого открылся вид на К2 и массив Броуд Пик, нас переполнила радость», - вспоминает альпинистка.

До экспедиции в Каракорум Окопинская уже имела большой опыт восхождений на высокие горы.
В 1972 году она поднялась на два памирских семитысячника - пик Корженевской (7105 м) и пик Коммунизма (7495 м), установив тем самым национальный высотный рекорд среди женщин.
В 1974 году она участвовала в зимней экспедиции Анджея Завады на Лхоцзе (8 516 м) в Гималаях.

Альпинистке из Варшавы очень повезло с восхождением на Гашербрум II: в экспедиции 1975 года у ней возникла серьезная проблема с зубами.

«В середине пребывания под Гашербрумами у меня появилась сильнейшая зубная боль. Мне пришлось спуститься ниже на ледник Балторо. Здесь находилась швейцарская экспедиция, в которой участвовали два профессора стоматологии.
После консультаций они вырвали два зуба ... на всякий случай, потому что не могли сделать рентген. После этого мне пришлось принимать антибиотики, я потеряла акклиматизацию и мою партнершу Ванду, с которой я ходила на восхождения в начале экспедиции», - призналась она.

Так судьба связала ее верёвкой с Крюгер-Сырокомской. Это было их первое совместное восхождение.

«Мы обе входили в Варшавский альпинистский клуб, поэтому мы знали друг друга, но образовали команду только перед штурмом вершины. После этого мы вместе ходили на восхождения в Альпах, Гималаях и Каракоруме, в том числе и в той трагической экспедиции 1982 года на К2, где я стала свидетелем ее смерти. Для меня это был очень тяжелый опыт», - подчеркнула она.

Окопинская, в настоящее время - научный работник и преподаватель, профессор, доктор технических наук, точно помнит, как проходил штурм Гашербрума II.

«Только на впечатляющем ледовом гребне, под самой вершиной, мы связались веревкой, до этого шли, не связываясь.
От вида с гребня перехватывало дыхание - были видны К2, Броуд пик, Гашербрум I и весь Тибет.
Тяжело дышалось, но высоту мы перенесли хорошо. На спуске со мной было все в порядке, но когда на базе я посмотрела в зеркало, то испугалась - мое лицо было ужасно опухшим из-за задержки жидкости в организме», - сообщила она.

Альпинистка сентиментально вспоминает поездку в Пакистан, хотя перед экспедицией было много невыясненных вопросов.

«Это была особенная экспедиция, интересная со спортивной точки зрения и общения с местными жителями, людьми разных культур и религий. Экспедиция была одной из первых в Каракоруме после длительного перерыва.
Регион был закрыт до 1974 года из-за пакистано-индийского конфликта по Кашмиру.
Как будет выглядеть ситуация на месте для нас было большой неизвестностью.
Мы побаивались взаимоотношений с носильщиками, но опасения оказались напрасными. Балторовцы оказались симпатичными людьми, хотя, конечно, объявляли забастовку, требуя более высокой оплаты, чем установленный ранее договорный минимум. С этим было трудно не согласиться.
Караван шел до базы свыше 10 дней. Носильщикам приходилось в плохой обуви на босу ногу подниматься по осыпям и ледовым сбросам, стремительные потоки переходить босиком».

Она призналась, что успех всей экспедиции был омрачен разногласиями между участниками и руководством.

«Экспедиция прошла чрезвычайно успешно, без происшествий, даже незначительных, много участников взошло на вершины, но ... атмосфера была не из лучших. Как руководитель, Ванда сработала плохо.
Вернувшись, она пожалела, что говорили и писали в газетах больше о Гашербруме II, чем о технически более сложным первовосхождении на Гашербрум III.
С другой стороны, у меня сложилось впечатление, что большой успех женщин на Гашербрумах, привел к снижению интереса в [альпинистском] сообществе из-за того, что в нем преобладали мужчины.
В то время среди альпинистов было не более 10 процентов женщин, то есть намного меньше, чем сейчас», - добавила она.

Окопинская призналась, что тогда не думала о том, что вместе с Крюгер-Сырокомской входит в историю мирового альпинизма. Свой успех она воспринимала как пропуск для участия в дальнейших экспедициях на самые высокие горы. «Мы не думали, что пишем историю. Для нас было важным то, что Гашербрум стал путевкой в очередные поездки в высокие горы. Было легче получать деньги, субсидии, оборудование и провиант. Я помню, что когда Анджей Завада пригласил меня в 1974 году в экспедицию на Лхоцзе, то я чувствовала себя так, словно ухватила Бога за ноги.
Возможность уехать из Польской Народной Республики, ходить в красивых азиатских горах, знакомиться с другими культурами - это были наши радости и награды.
Я также хорошо чувствовала себя в мужских альпинистских командах - меня принимали, но относились ко мне без снисхождения. Я со всеми дружила, у меня не было конфликтов. Может быть, потому, что я относилась к восхождениям легко, без излишних амбиций», - отметила она.

В 2019 году варшавянка посетила Каракорум впервые почти через 40 лет, но ее не было под Гашербрумами и К2.

«Я выбрала менее посещаемый район, потому что не хочу разрушать память об этой прекрасной экспедиции современными впечатлениями от многочисленных экспедиций и толп треккеров, которые заполнили даже Каракорум.
В 1975 году мы были практически единственными под Гашербрумами в течение трех месяцев. Нас посетили только знаменитый Райнхольд Месснер и Петер Хабелер при восхождении на Гашербрум I и еще около 10 туристов-треккеров», - отметила она.

Окопинская призналась, что до сих пор довольна стилем, в котором поляки поднимались на семитысячники и восьмитысячники в 1970-х и 1980-х годах.

«Мы работали в горах самостоятельно, без помощи проводников и высотных носильщиков.
Мы прокладывали путь, искали проходы через лабиринты трещин в ледопадах.
Мы совершали значительные для того времени восхождения, несмотря на то, что первовосхождения на восьмитысячники, осуществленные в 50-60-х годах прошлого века, были невозможны для нас по политическим причинам, но все же ... Это был заключительный период исследования неизвестных районов Каракорума и Гималаев», - закончила она.