Полезное > Справочная информация >

Автор: Максим Фойгель, Краснодар

Фактор рывка — просто о сложном

Фактор рывка чисто физический показатель, характеризующий нагрузку возникающую в страховочной цепи. Он определяется как отношение глубины падения к длине веревки, участвующей в погашении энергии или остановки падения. В альпинизме и скалолазании может принимать значения от 0 до 2.

Принцип использования этой величины довольно простой — чем меньше фактор рывка (цифра), тем безопаснее. При этом глубина падения не имеет большого значения, и даже наоборот в некоторых ситуациях глубокий срыв безопаснее. Однако важно понимать, что максимальная нагрузка приходится на самую верхнюю точку страховки, где и произошёл срыв, и именно для этой точки крайне важна величина фактора рывка.

Рассмотрим несколько примеров
Скалолаз пролез 9 метров, вщелкнул веревку в оттяжку и пролез еще 1 метр. После чего он срывается. Глубина его падения составит 2 метра, а в поглощении энергии срыва участвует 10 метров веревки. Фактор рывка = 2/10 = 0,2. Это очень «мягкий» и безопасный срыв.

Если скалолаз поднимется еще выше, скажем на 20 метров, и при этом сорвется на 3 метра, то фактор рывка будет еще меньше. Фактор рывка = 3/20 = 0,15. Несмотря на большую глубину падения фактор рывка уменьшился, потому что в поглощении энергии срыва участвует еще больше веревки.

В данном примере скалолаз снова срывается на 3 метра, но при этом он успел пролезть всего 3 метра от страховочной станции, т.е. он вышел на 1,5 метра выше последней точки страховки. Фактор рывка = 3/3 = 1. Это весьма высокий фактор рывка.

Рассмотрим самый неблагоприятный вариант. На этот раз скалолаз пролез всего 3 метра выше страховочной станции, но не заложил ни одной точки и упал на глубину 6 метров, т.е. срыв пришелся на страхующего или страховочную станцию. В поглощении энергии участвует всего 3 метра веревки. Фактор рывка = 6/3 = 2. Это критический фактор рывка. В этом случае есть реальный риск разрушения страховочной станции, если она была сделан на не очень надежных точках или сблокирована неправильно.

Приведенные примеры это идеальные случаи. На практике каждый раз, когда веревка проходит через карабин или касается скалы, возникает сила трения, которая мешает участвовать в поглощении энергии рывка всей длине веревки.

Следующий пример показывает реальную ситуацию, когда угол прохождения веревки через карабин равен примерно 20o. Но этого уже вполне достаточно, чтобы из-за трения веревки на карабинах фактор рывка увеличился в двое! Если к этому добавить терние веревки о скалы, скажем перегиб нависания, то это может еще существеннее увеличить фактор рывка и даже привести к разрушению страховочной цепи.

Итак, подведем итоги. Фактор рывка дает понятие об энергии возникающей в страховочной цепи. Чем больше фактор рывка тем больше энергия, тем опаснее срыв. И наоборот. При этом не так важно как глубоко вы сорвались и при падении на 10, и при падении на 1 метр с фактором рывка 1 нагрузка в страховочной цепи будет одинаковая. Трение веревки о карабины или рельеф может увеличить фактор рывка.

Видео по теме:

Читайте на Mountain.RU

Dent du Geant «Normal Route»
Видео инструкция + описание

Вильдшпитце — красавица Тироля

Случайностей не бывает

Отчет о первопрохождении на вершину Тютю 2-я Западная 4420 м по Юго-Восточной стене Южного ребра