Автор: Максим Грабовский, г. Талгар

Отчет о горном путешествии 1 к.с. по перевалам хребта Заилийский Алатау (Северный Тянь-Шань),совершенное с 28 июня по 5 июля 2018 года..

Справочные сведения

Сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность, дни.

Общая (ходовых дней)

Сроки проведения

горный

первая

8 (8)

28.06.18 г. –5.07.18 г.

Район: Северный Тянь-Шань - хребет Заилийский Алатау

Нитка маршрута: Ущ. Малое Алматинское - р. Бутаковка - пер.КимАсар (н/к, 2200 м) – ущ. Малое Алматинское - р. Батарейка - плато Кок Жайлау - р.Казачка-ущ. Бол. Алм.-ур. Аю Сай - р. Кумбель Су - пер.Терешковой (н/к, 3400 м.) – пер. Трапеция (н/к,) - пер. Титова (1А, 3400 м)– м/с Мынжилки - пер. Талгарский (н/к, 3200 м) - ущ. Левый Талгар - лед. Туристов – пер. Туристов (1А, 4000 м) - р. Озерная – БАО - ур. Проходное - г. Алматы

План-график маршрута:

День пути Дата Нитка маршрута Расстояние (км) Способ передвиже ния
1 28.06 ущ. Мал. Ал-р. Бутаковка - пер.КимАсар (н/к, 2200 м) – ущ. Мал. Алм. Р. Батарейка 20 Авто пеший
2 29.06 р. Батарейка - плато Кок Жайлау -р.Казачка-ущ. Бол. Алм.-ур. Аю-Сай 28 пеший
3 30.06 ур. Аю Сай- р. Кумбель Су 5 пеший
4 01.07 пер. Терешковой (н/к, 3400 м.) - пер.Трапеция (н/к) – р. Горельник 3 пеший
5 02.07 р. Горельник – пер. Титова (1а) – а/л Туюксу 7 пеший
6 03.07 пер. Талгарский (н/к, 3200 м) - ущ. Левый Талгар - лед. Туристов 8 пеший
7 04.07 лед. Туристов – пер. Туристов (1А, 4000 м) - р. Озерная 10 пеший
8 05.07 р.Озерная -БАО - ур. Проходное -г.Алматы 22 пеший
Итого 103 км
Обзорная карта района.

Препятствия, определяющие категорию сложности маршрута

Вид препятствия Категория сложности Характеристика препятствия, название, высота Путь прохождения
подъем спуск

ПВД

Краткий дневник похода

28.06.2018

09:00 Первый день нашего похода, начинается от конечной остановки автобуса №29 в нижней части Малого Алматинского ущелья. Отсюда мы пошли по автомобильной дороге на восток.

12:00 Через 3 часа и 15 км движения по дороге мы повернули на юг и перешли мостик. От мостика направились по грунтовой дороге на юг к началу непосредственного подъема на перевал Ким-Асар, где пересекаем ручей. Отсюда начинается подъем на перевал Ким-Асар (2061 м, н/к) к перевалу ведет р. Бутаковка- р. Ким-Асаровка (р. Малая Алматинка). Далее подъем идет по грунтовой дороге с выходом на гребень. По гребню идет тропа с выходом непосредственно на перевал.

15:00 поднялись на перевал Ким-Асар, перекусили, немного отдохнули и пошли дальше. Седловина перевала узкая, поросшая травой и кустарником. С перевала на юге видна вершина Кумбель. Спуск с перевала осуществляется на юг в ущелье вдоль водосброса. Дорога ведет до ручья, и вдоль ручья движение осуществляется вниз по правой стороне с выходом к домику лесника с выходом на асфальтированную дорогу через дачный комплекс к высокогорному катку.

18:00 подошли к остановке Просвещенец. Ночевку №1 осуществляем в месте впадения ручья в реку Батарейка. Общее расстояние, пройденное за весь день-20 км.

29.06.2018

В 09:00 С места ночевки № 1 мы отправилась вдоль левого берега реки Батарейка на плато Кок Жайляу. Мы прошли на северо-запад, по дороге, а потом по тропе через небольшой поселок, состоящий из нескольких домов. От западной окраины поселка на северо-западе видно понижение в грунтовом гребне, поросшем кустарником и елово-лиственным лесом. За 15 минут вышли по поросшей травой тропе на это понижение и далее движемся по гребню на юг. Тропа после выхода в еловый лес становится все круче, но через минут 40 ходьбы выполаживается и серпантином вьется до выхода к сосновым посадкам. Отсюда есть поворот тропы на запад, но мы продолжили движение на юг, траверсируя травянистый склон, до выхода к еловому массиву. Здесь тропа имеет короткий взлет и затем по пологовой части выводит нас на относительно пологий альпийский луг, называемый Кок-Жайляу.

11:30 мы были на кок-Жайлау(фото №1). Всего подъем занял 2,5 часа. На плато наша группа сделала обед и начала спускаться в долину.

Фото № 1 на плато Кок-Жайлау

12:00 С места привала мы повернули на юго-запад по узкой грунтовой дороге и начали двигаться вниз по плато.

В 12:40 подходим к месту, где по камням переходим через два левых истока реки Казачка.

14:00 подошли к горному отелю «Кумбель». Отсюда на запад идет асфальтированная дорога, которая через 7 километров вывела нас в Большое Алматинское ущелье. Мы прошли на юг по основной дороге еще 2 километра до места где она разделяется на западную и восточную ветку. Мы пошли по восточной ветке дороги и через несколько километров уже были в ущелье Аю Сай, где сделали свою вторую ночевку.

30.06.2018

С места второй ночевки в 9:00 мы направились в сторону БАО.

Задачей на день было подойти как можно ближе к перевалу Терешковой. Большая часть пути занимала асфальтированная дорога.

в 15:00 мы дошли до моста по дороге на БАО здесь мы пообедали далее повернули на восток в сторону перевала сначала был крутой подъем, группа немного сбавила темп. На склоне горы росло много душицы и зверобоя. Как только стало темнеть, мы начали искать наиболее удобное место для третьей ночевки. Поужинав, все легли спать, чтобы с новыми силами двинуться в путь.

1.07.2018

06:00 выход в направление перевала Терешковой 08:00 начало подъёма на перевал

11:31 мы уже взошли на пер. Терешковой (фото № 2,3), погода была облачно, дул ветерок. Поднявшись на перевал, мы увидели замечательную панораму города Алматы. Перевал Терешковой (н/к, 3400) находится в горах Северного Тянь-Шаня в северном малом Алматинском отроге (называемом Кумбельтау хребта Заилийский Алатау. Перевал ведет с запада из ущелья Кумбельсу (долина р. Большая Алматинка) на восток в верховья р. Горельник (долина р. Малая Алматинка). Поменяв перевальные записки, мы начали спуск в сторону перевала Трапеция

Фото № 2 на перевале Терешковой с видом на БАО

Фото № 3 на перевале Терешковой с видом на перевал Трапеция

В 13:20 наша группа уже спустилась с перевала Терешковой, и найдя удобное место сделала обед.

14:00 После обеда продолжили путь на перевал Трапеция (фото № 4,5), погода начала портиться, небо затянуло облаками и начал подниматься туман

14:30 поднялись на перевал Трапеция (фото № 4,5),

Фото № 4 на перевале Трапеция

Фото № 5 на перевале Трапеция погода начинает портиться

15:00 начало спуска с Трапеции

После спуска с перевала перешли на правый берег р. Горельник и еще 30 мин шли вверх по долине. На укрытой от ветра поляне перед началом подъема на древнюю фронтальную морену поужинали в 18:40 и организовали ночевку №4 Ночевку выбрали здесь, потому-то поблизости была река, и отсюда было наиболее удобно начинать восхождение на перевал Титова (1А).

2.07.2018

7:00 Подъем, завтрак

8:00 выход на тропу. Тропа постепенно переставала быть столь густо поросшей травой, чувствовалось, что мы поднимаемся все выше и выше.

10:00 мы уже подошли к перевалу Титова. (Фото № 6)

Фото № 6 подошли к перевалу Титова

Фото № 7 Озеро Титова

Пройдя мимо озера (фото № 7), мы подошли плотнее к самому перевалу Титова (фото № 6).

В 10:20 мы начали свой подъем на перевал (Непосредственный подъем на перевал проходит по правой части снежно-осыпного склона крутизной 30 градусов. На перевале была мелкая осыпь из камней, местами лежал подтаявший снег, и подниматься было очень неудобно, 11:30 группа взошла на перевал (фото № 8,9,).

Перевал Титова (1А 3400 м) расположен в северном отроге хребта Заилийский Алатау и ведет с одноименного ледника (р. Горельник) в долину р. Малая Алматинка.

Фото № 8 Группа на перевале Титова

Фото № 9 На перевале Титова с видом на одноименный пик

12:00 спуск. Сделав небольшой привал на перевале наша группа пошла вниз в сторону метеостанции Мынжилки. Спуск с перевала проходит по средней осыпи крутизной 30 градусов, а затем по углублению, образованному мореной и левым по ходу скальным гребнем.

В 14:00 спустившись к реке Малая Алматинка здесь мы остановились на обед не успели мы докушать как резко начала меняться погода, мы быстро собрались и отправились вниз до мемориала, по пути начался сильный град, благо мы проходили около беседок где мы и укрылись, подождав 30мин мы выдвинулись.

18:00 мы были около мемориала, палатки ставили под дождём, пересидели непогоду в палатках и через час вышло солнце, поужинав мы легли спать

03.07.2018

Планы на день были таковыми: взобраться на перевал Талгарский (н/к, 3200 м).

07:00 подъём

8:00 выход, пошли в сторону «Чимбулака», чтобы оттуда начать восхождение на перевал. Подъем на Талгарский пер. от «Чимбулака» технически прост и с рюкзаками занимает 3 часа ходьбы, дорога до перевала была очень удобной и легко проходимой (фото № 10).

11:00 мы были уже на перевале Талгарском (н/к,3200 м) (фото № 11).

С седловины перевала на востоке открывается широкая долина р. Лев. Талгар, а на юге - цирк лед. Богдановича.

11:20 мы начали спуск в ущелье левый Талгар, подошли к маленькому водоему, затем по тропе поднимаемся на понижение в поросшем травой северном отроге вершины Чкалова, именуемое Мал. Талгарский перевал (фото № 11,12).

13:00 спустились к р. Лев. Талгар. Возле реки мы решили сделать обед.

Далее мы двигались вверх по левому берегу реки, пересекая поросший кустарником селевой вынос. Через 2 часа ходьбы тропа нас привела на широкую поляну, названную туристами Солнечной (фото №12). По поляне в несколько рукавов разлилась река Лев. Талгар. В восточной части поляны обзор ущелья закрывает вал древней морены, поросшей кустарником и еловым лесом. Погода испортилась и началась гроза было решено остановиться на ночёвку.

Фото № 10 начало подъёма на перевал Талгарский

Фото № 11 Талгарский перевал

Фото № 12 Солнечная поляна (Фото сделано на следующий день утром)

04.07.2016

8:00 подъем

9:00 выход. Тропа огибает разлив реки с юга и пересекает морену по ее верху на восток. За мореной открывается широкая панорама верховий реки Лев. Талгар. Еще через час подошли к месту слияния рек Лев. Талгар и Туристов и остановились на ночевку. Единственным планом на день был подход к перевалу Туристов (1А* 4000 м).

13:00 сделали обед и привал на 2 часа на небольшой поляне у реки. 15:00 выход с привала

18:00 остановились на ночевку (фото№13) рядом с перевалом около мелкого ручья, после того как мы поужинали начался снег.

Фото № 13 на фото моренное озеро около перевала Туристов 04.07.2018

Основой задачей на этот день являлось перейти перевал Туристов (1А*, 4000 м), за всё ночь погода практически не изменилась, проснувшись рано утром мы не рискнули выйти, так-как был сильный туман и сыпал снег было принято решение переждать непогоду.

12:00 туман рассеялся на недолгое время и было решено пройти перевал туристов

15:00 перевал туристов 1А 4000 погода была плохая, шел снег с градом и с сильнейшем ветром, фото с знаменитой три ногой (фото № 14).

Перевал Туристов (1А*, 4000 м), расположенный в северном отроге Заилийского Алатау, представляет собой понижение в гребне между вершинами Погребецкого и СГУ (Свердловского государственного университета) и ведет с лед. Туристов - № 128 (р. Туристов, р. Лев. Талгар) на лед. Мутный - № 92) р. Кызылсай, р. Озерная). Непосредственный подъем на перевал – это мореный склон с наносами грунта, по которому идет тропа, промаркированная каменными турами. Завершается подъем по снежно ледовому склону крутизной 20-25 градусов. В качестве перевального тура используется металлическая тренога.

18:00 спустились в ущелье Кзыл-Сай, погода не поменялась шёл снег, было решено спустится на ночёвку на БАО так-как там теплее

20:00 спустились на БАО и остановились на ночёвку

Фото № 14 перевал Туристов

05.07.2018

Погода в это утро так и не улучшилась, встав в 8:00 мы не стали торопиться со спуском, вышли на дорогу только в 9:00. Во время дальнейшего спуска ничего примечательного не было, примерно к 15:00 наша группа была уже в ущелье Аю-Сай, а дальше на 28 автобусе до города.