Автор: Кирилл Спирин, СПб

• Часть 2. Перевал Фытнаргин
  • Часть 3. Суган
  • Сначала несколько фактов:

1. В долине реки Караугом произрастает 30 процентов всего кавказского урожая малины.
    2. На морене ледника Караугом на высоте 2400 метров растут черника, брусника, маслята, подберезовики и подосиновики.
    3. Самый вкусный самогон разливают на Караугомском плато.
    4. Девочки — лучше мальчиков.
    Дальше постараюсь по порядку.

После Суганского узла нам оставалось пройти лишь финишный участок через район Караугома, где планировались 3 категорийных перевала: Караугомский ледопад (3А*), Купол Воологаты (2Б) и Чилингини (2А) — после чего следовал выход в цивилизацию через некатегорийный перевал Дунта.

Караугомский ледопад — на самом деле, не перевал, а некая фикция. В официальном Классификаторе он значится как отдельный перевал, но если посмотреть на карту, то ясно видно, что после прохождения ледопада ты не попадаешь в новую долину, а остаешься на том же самом леднике, откуда стартовал (просто на полтора километра выше или ниже, в зависимости от направления движения). Чтобы выйти в какое-либо орографически самостоятельное ущелье, надо перевалить через одну из множества перевальных седловин, окружающих Караугомское плато (в нашем случае, это был перевал Купол Воологаты). Поэтому, по сути, Караугомский ледопад — это всегда подход к какому-нибудь другому перевалу (если говорить о подъеме по ледопаду), либо один из вариантов спуска с другого перевала. Так что правильнее называть его самостоятельным категорийным препятствием (он того вполне заслуживает), а не перевалом. Вот только куда его тогда отнести, если в горном туризме в качестве категорийных препятствий упоминаются только перевалы, вершины или траверсы?

Перевал Чилингини тоже нельзя рассматривать отдельно от другого перевала, его всегда ходят в паре с чем-нибудь еще, поскольку с южной стороны у перевала даже сложно выделить перевальный взлет (ледник Чалингини плавно перетекает в ледник Сонгути).

Так что, если придираться и занудствовать, то в районе Караугома мы прошли один «правильный» перевал — Купол Воологаты — а про всё остальное можно говорить лишь в связке с ним :) Вот только шли мы эту связку 4 дня, потратив в совокупности 30 часов чистого ходового времени. А от нижней части долины Караугома — так и еще на 1 день больше.

Если же без занудства и придирок, то прохождение Караугомского ледопада для меня лично являлось едва ли не главной целью похода. Я был издавна наслышан о нем от старожилов нашего клуба, и как-то само собой постепенно вызревало желание попробовать этот орешек на зуб.

Орешек оказался не прост. Сложнее, чем представлялось по описаниям.

Я раньше наивно полагал, что хорошо могу распутывать ледопады и в любом из них найду пешеходные пути обхода. И вот, впервые пришлось столкнуться с тем, что путей обхода не было :)

В каком-то смысле, конечно, мы прошли ледопад пешком на личной технике (перильных веревок было провешено всего 60 метров в сумме),

но это было очень своеобразное «пешком»: сколько буров мы закрутили, никто не считал. Точно, больше 50. Очень многие участки проходились с попеременной страховкой или с одновременной через промежуточные буры. В этом существенное отличие Караугомского ледопада от классических туристских ледовых 3А, когда всю техническую часть пролезает один лидер, а остальные поднимаются по перилам. Здесь лезть пришлось всем: много и подолгу. Начни мы провешивать этот рельеф перилами, то застряли бы там на несколько дней. В основном это были 15-20 метровые грани сераков крутизной до 40-45 градусов, острые ледовые гребешки и отдельные стеночки до 2 метров крутизной 60-70 градусов.

Был опробован даже метод «верхом», но его единогласно признали не самым удачным экспериментом :)

В целом, чисто технически — ничего особенного, но это были 13 часов почти непрерывной работы, значительная часть которой выполнялась на передних зубьях кошек с тяжелыми туристскими рюкзаками. И еще добавлялся психологический момент: необходимость постоянного поиска оптимального пути. Разведки предпринимались каждые 20-30 минут, а иногда и чаще. Ходить в разведки приходилось в основном мне (возможно, это не совсем правильно, но я не решался делегировать эту задачу никому кроме Витали, а его не хотелось перегружать физически), поэтому так получилось, что среднюю наиболее сложную треть ледопада я прошел трижды: два раза налегке/в одиночку вверх-вниз на разведку и потом еще с рюкзаком вместе со всеми. На протяжении нескольких часов я почти не отдыхал и, признаюсь, порядком устал в этот день.

За последние годы, если сравнивать с имеющимися у нас описаниями, ледопад изменился в худшую сторону. Более-менее приемлемое место для ночлега удалось найти лишь на высоте 3400 метров, за час до наступления темноты.

Налево пойдешь — в разлом упадешь. Направо пойдешь — в разлом упадешь. Прямо пойдешь — совсем пропадешь:

Стартовали мы при этом с 2400 метров, спустившись с теплого кармана морены на ледник и выиграв тем самым час времени, который оказался в критический момент очень кстати.

А выходили затемно в 4 утра.

До высоты 3100 поднялись без особых приключений (разве что Серега подвернул ногу, неудачно ступив на кошку, и его пришлось разгружать).

Основные технические сложности (про которые я писал выше) возникли на участке с 3100 до 3400. Хорошо, что в этот ключевой день нам как никогда повезло с погодой. Иначе не представляю, как бы мы там блуждали в ледовых лабиринтах при отсутствии видимости.

На 3400 нашли небольшой зафирнованный пятаток между двумя разломами, с комфортом заночевали, а на следующий день все было гораздо проще.

Под перевал Купол Воологаты подошли бодро и едва ли не с песнями, включая хромоногих.

Не успели встать лагерем, как погода испортилась: задул штормовой ветер, повалил снег, а ночью началась гроза, которая не прекращалась до самого утра. К рассвету чуть улучшилось, появилась видимость хотя бы на 500 м, и мы поспешили уносить ноги подобру-поздорову. К слову сказать, перевал Купол Воологаты (2Б, 4500 м) — это технически самый простой вариант эвакуации с Караугомского плато, не считая вертолета.

На Купол Воологаты поднялись ногами, вниз провесили 8 веревок.

Фото Виталия Шкилева:

Можно бы на одну веревку меньше, но на спуске нас снова накрыло грозой, видимость пропала, и мы уклонились чуть правее, чем нужно, от оптимальной линии спуска.

В какой-то момент я сменил Диму и пошел первым, чтобы хоть что-то видеть в белой мгле. Вскоре нас накрыло особенно мощным грозовым зарядом. С неба посыпался град, на крутом 40-градусном склоне он тут же обрушивался вниз лавинообразно, и вот тут я столкнулся с совершенно нелепой ситуацией: я уже успел к этому времени вкрутить буры для станции и встегнуть в них карабины, но мои попытки прощелкнуть в эти карабины станционную петлю оказались тщетными. Буры с карабинами в считанные мгновения засыпало мощным слоем лавинообразного града. За 2 секунды бешеными усилиями очищаешь карабин от града, пытаешься прощелкнуть петлю, но его тут же заваливает новым слоем, и защелка не поддается. Так я боролся минут 5, без преувеличений, пока мне, наконец, не удалось справиться с этой элементарной задачей.

К счастью, гроза вскоре ушла, и дальнейший спуск протекал относительно спокойно. К вечеру и вовсе распогодилось, и мы без приключений встали лагерем на седловине перевала Чилингини.

Дальше фоток нет по той простой причине, что снимать было нечего. В последние дни горы решили нас проверить на прочность, и спуск с перевала Чилингини мы осуществляли под проливным дождем с минимальной видимостью. Спасибо современным средствам навигации, которые не подвели. Вспоминаются пара бродов, коровьи лепешки, стадо яков на седловине перевала Дунта и облом с магазинами в ближайших поселках на финише.

Паша мне перед отъездом набросал план экскурсии по местным достопримечательностям в окрестностях поселка Фаснал. Ха :) Честно скажу, в тот день нас интересовал главным образом вопрос, где бы обсушиться. Да и времени уже ни на что ни оставалось, только доехать до Минвод и немного прийти в себя перед самолетом.

Так закончился этот «учебно-тренировочный» поход :) Я им остался доволен и лишний раз убедился в том, что Кавказ — это очень, очень красиво.

До новых встреч :)

P.S. Если будете под Каругомским ледопадом, поищите там по левому борту ледника синий мешочек. В нем мои миска, кружка, титановая ложка и вяленое мясо. Да, вот вяленое мясо — это было, конечно, самое обидное. Жертва, сопоставимая с кроксами Месснера под перевалом Шангри Ла Южный.

P.P.S. Если кому интересно, технический отчет о походе можно найти тут.

P.P.P.S. И еще раз: девочки — лучше мальчиков. Я настаиваю.