Автор: Владимир Шкрябин,г.Владивосток

Отчет о пешеходном походе 6 к.с. по Становому хребту, совершенном командой спортсменов Приморского края в период с 31.07.2020 по 25.08.2020 года. Часть 2.

14-й день. 16.08.2020

Утро:

Подъем в 06-00.

Готовим на костре.

Выход в 08-10, ясно, температура 21,4*С, ветра нет

1-я ходка: 2/3 перехода идем по левому (ор) берегу реки Бол. Белча, идем по высокой траве (60-80см) эпизодически натыкаемся на тропы диких животных, но они чахлые и часто теряются. 1/3 ходки идем по зарослям кедрового стланика и глубокому мшанику, подрезая носик и выходя к подножию массива горы Ямбуй.

Курим у основного притока реки Бол. Белча.

2-я ходка: начинаем подниматься на массив горы Ямбуй, по ближайшему носику.

Начало подъема идет через ольховый и кедровый стланик, идем по мшанику.

Начинается подъем сразу от реки. Около 700 метров подъема по лесу, потом выходим на курумник.

Курумник в большей части «не живой», камни от мелкого до большого размера. Уклон до 25*

Дальняя левая вершина- гора Ямбуй

3-я ходка: Идем по камням вверх, стараемся обходить кедровый стланик. Прошли 1км, уклон около 20*

4-я ходка: Продолжаем подниматься вверх по камням. В некоторых местах есть снежники и родник. Можно брать воду с них. Уклон до 20*

5-я ходка. Идем вверх по камням и местами травянистому покрытию. К концу перехода заходим на отрог горы Ямбуй. Вершина представлена камнями, на самой вершине камни мелкие, можно поставить несколько палаток, вода в 600х метрах длинны и 100м по высоте. Уклон 25*.Хороший вид на вершину г. Ямбуй и его отроги.

6-я ходка: Идем вниз с отрога г. Ямбуй в седловину. Уклон до 25* Спуск преимущественно по камням, все камни «живые». Местами встречаются травянистые покрытия склона, но очень немного.

Обед: обедаем в седловине с 13-45 до 15-30. Готовим на газе, воду взяли из лужи. Рядом есть снежник. Солнечно, переменная облачность, ветер 1-3м/с, температура +33* Прошли 201км.

На подходе к вершине г. Ямбуй

7-я ходка: Идем по хребту, преодолели несколько промежуточных пупырей, все в камнях, камни преимущественно «не живые» от средних до крупных. К концу перекура практически вышли на основной хребет.

8-я ходка: Идем по вершине хребта, уже видна вершина горы Ямбуй. Хребет пологий, камни мелкие и средние. На хребте встречаются следы жизнедеятельности геологов-топографов прошлых лет.

В 17-10 взошли на вершину горы Ямбуй (2019м)

На вершине сгнившие остатки тригонометрического пункта, под ними геодезический знак(пятак) Записок на вершине нет, тура нет.

Остатки триангуляра составляем в единое целое с цилиндрической башней сверху, на несколько лет еще хватит. Рядом собираем из больших валунов каменный тур высотой около метра, фотографируемся, оставляем контрольную записку. Вершина довольно широкая и плоская, преимущественно каменистая, но есть несколько мест под палатки. Воды и дров нет. Ближайший снежник в 300метрах. К юго-западу от вершины, с потерей высоты около 100м.

Команда на вершина горы Ямбуй - 2019м.

9-я ходка:

Спускаемся по юго-западному отрогу с вершины.

Отрог достаточно пологий, преимущественно каменистый, уклон 15-20*

10-я ходка: переход не полный, продолжаем спускаться по отрогу, через 30 мин встали лагерем на ночевку в седловине.

На последнем переходе начался дождь и «включили» комаров и белоножку.

Встали на ночевку в 20-10 прошли 206км

Вечер: воды на склонах седловины найти не удалось, набрали снега в снежнике в 200метрах от седловины (к северо-западу от места ночевки). Готовим на газе, палатка защищена от ветра лапами кедрового стланика. В седловине встречаются участки песчаника пригодные для установки палатки.

Температура 21*С, ветер 1м/с к ночи дождь прошёл стало ясно.

15-й день. 17.08.2020

Утро:

Проснулись в 6-00, готовим на газе. Температура 24,3*С, ясно, ветра нет. Вышли в 8-00

1-я ходка: спускаемся с седловины на юг, в ключ, который впадает в р. Саркаганду.

Спуск достаточно напряженный, 1/2 спуска проходит по кедровому стланику высотой от2 до 4 метров, зачастую в стланике растет еще и ольховый стланик или золотистый рододендрон.

Курумник «живой» камни острые, крутизна склона 30-35*

К концу перехода вышли к ключу.

2-я ходка: Идем по ключу, практически весь переход, за исключением первых300метров их прошли по лесу средней проходимости, стараясь не залезать в кедровый стланик. Первые 300метров прошли по руслу ключа идя по камням.

3-я ходка: 1/2 ходки прошли по лесу сложной проходимости, много завалов, отдельно поваленных деревьев, присутствуют заросли кедрового стланика. Вторую 1/2 ходки прошли по каменистым берегам ключа, камни скользкие, преимущественно средние, но также в наличии мелкая галька и крупные валуны. Дошли до слияния двух ключей.

4-я ходка: спускаемся вниз по ключу, весь переход идем вдоль ключа по камням, камни различного размера.

5-я ходка: продолжаем спускаться к р. Саркаганда, идем преимущественно по камням, часто бродим ключ шириной 3-7 метров глубиной 0,5м.

6-я ходка: Продолжаем спускаться по ключу, все больше завалов, которые преодолеваем, пролезая под и над поваленными деревьями. Идем преимущественно по камням

К концу ходки выходим к р. Саркаганда. Выбираем место где русло максимально широкое, бродим. Ширина реки 70м, глубина 0,4м, скорость течения 1,5м/с (ожидали более сложного брода) Переходим с трекинговыми палками.

Обед: обедаем с 14-40 до 16-00 Ясно, температура +35*С ветер 1м/с. Готовим на дровах. Вода теплая, моемся, стираемся, сушимся.

7-я ходка: Начинаем движение вверх по левому берегу (ор) р. Саркаганда. Идем по мшанику, преодолевая подлесок из ольхи (кустарник высотой 1м), обходим локальные участки кедрового стланика. В конце ходки замечаем зимовье и несколько строений на высоком берегу р. Саркаганда. Зимовье - дом 6*6 из бруса с двумя комнатами, одно жилое второе техническое (аккумуляторная). Окна большие, остекленные. Имеется спутниковая тарелка и советский генератор (в 100метрах в помещении 3*3м) Множество тяжелых и не нужных в тайге вещей показывает, что заброска сюда осуществлялась самолетами или танками видимо в советские времена для геологических партий. Выше по течению в 200метрах еще одно строение - баня. Баню решили не топить, т.к. на ее восстановление нужно несколько часов. Вокруг бани почему-то раскидано множество мешков каменной соли. Взяли 200грам на пробу. Сняли координаты строений. Проанализировали - последние посещение жильцами, получилось в 2018году.

8-я ходка: идем вверх по левому берегу р. Саркаганда (ор) от бани просматривается ярко выраженная тропа. Но через 1,7км мы ее теряем. Идем по лесу начинается мшаник, подлесок из ольхи, так же преодолеваем 300метров кочкарникового болота.

К концу перехода вышли на тропинку.

9-я ходка: Идем по тропинке к ключу Улун-Белир. Тропа обходит заросли кедрового стланика. К концу ходки выходим в пойму нужного ключа. Пойма шириной в 0,5 км, Деревья практически отсутствуют. Вся пойма заросла низким кустарником (до 0,8м) Местами имеются заболоченные участки. В 19-50 встаем лагерем на берегу ключа. Прошли 220км.

Вечер: ясно, ветер 1м/с, температура 21*С, готовим на дровах. Ручей не большой, 5м в ширину, 1м/с и глубина до 0,5.

Отбой в 22-17

16-й день 18.08.2020

Утро: проснулись в 06-00, ясно, температура 21,4*С, ветра нет.

Просыпаться тяжело, видимо не успеваем восстанавливаться. Готовим на костре.

1-я ходка: 200метров идем вверх по ключу, дальше уходим вверх под сопку, идем по кустам около 0,5км, потом заходим в лес, идем по глубокому мшанику, преодолевая подлесок из ольхового стланика. Преодолели 300м кочкарникового болота и вышли к ключу.

2-я ходка: Поднимаемся по ключу Усун-Белир, идем по галечному руслу, камни средние и мелкие в нескольких местах были прижимы, обошли их по воде. Ширина реки7-10м, глубина 0,4м., скорость 1,2м/с

3-я ходка: Продолжаем подниматься по ключу, проходим по левому (ор) берегу каньон, каньон длинной 30м, глубиной 1,7м.

4-я ходка: Поднимаемся по ключу, часто приходится бродить с одного берега на другой из-за крутых каменных (скальных) прижимов.

5-я ходка: Продолжаем подниматься, камни стали крупнее. Под водой камни очень скользкие. Вода теплая. Прошли поворот на озеро Нерунда, вода в ручье сразу стала явно холоднее. Прошли еще 400м и встали на обед. Всего прошли 228км.

Обед: встали на правом берегу (ор) ключа Усун-Белир, готовим на дровах, добавляем в еду грибы, которые нашли на переходах ранее. Пробуем рыбачить, не удачно. Температура 24,6*С, ветра нет, на небе хмуро, где-то рядом проходит гроза.

6-я ходка: идем вверх к нашему перевалу, ключ постепенно сужается. Над руслом реки, каньоном свисает кедровый стланик высотой 3-4м. Идем прямо по руслу реки.

7-я ходка: Идем к перевалу по камням. Ширина русла реки10-12 метров

8-я ходка: Поднимаемся к перевалу. 0,5км прошли по кедровому стланику, мшанику и зарослям рододендрона. Пришли к выводу, что идти по руслу реки быстрее.

9-я ходка: Русло несколько раз раздваивалось и осталось совсем узкое в ширину 5-7 метров в ширину. Идем по камням.

10-я ходка:

поднимаемся по руслу в середине перехода выходим на водопад.

Водопад высотой 10-12м, шириной 5-6м, достаточно красивый. Обходим водопад по правому(ор) берегу ключа.

Через 150 м появляются каменные (скальные) прижимы, уходим в кедровый стланик.

Идем 200м по стланику и встаем на ночевку на левом (ор) берегу ключа.

Прошли 234км.

Вечер: Встали в лесу. Много комаров. Готовим на дровах.

Температура 15,8*С, хмуро, ветер 1-2м/с

17-й день 19.08.2020

Утро: Подъем в 5-00, готовим завтрак на костре. Комары продолжают бодрить. Начал накрапывать дождь, но не долго. Хмуро. Температура 14,8*С. Ветра нет.

1-я ходка: Начинаем движение по лесу , вдоль ключа. Проходим 150м глубокого мшаника с ольховым стлаником и 100метров сложнопроходимого в виде густорастущих деревьев молодой ольхи. Затем выходим на русло реки Усун-Белир. Ключ стал узким 1-2м в ширину и мелководным (0,4м) по краям ключа растет ольховый и кедровый стланик.

2-я ходка: поднимаемся вверх по ключу, стараемся идти по торчащим из воды камням, чтоб меньше мочится. Галечных отмелей практически не осталось. К концу перехода выходим в наш цирк, видим нужный перевал. Отдыхаем.

3-я ходка: подходим к перевалу, одеваем каски и начинаем подъем. Подъем по травянистому склону с уклоном в 30-35*, На перевал поднялись за 35минут, перевал достаточно широкий чтобы разместить 1у палатку, на перевальном седле есть снежник. Ставим тур. Фотографируемся, оставляем записку. Одеваем ИСС.

Перевал назван «Максим» в честь погибшего сына одного из участников похода. Высота 2006м., Сложность 1Б. Координаты перевала: N 55.85542° E 130.98544°

Подъём: 1500 метров. Уклон склона около 40°, максимальный уклон 52 градуса. Поднялись 35мин. Набор высоты составил 324 метра.

Спуск: 1000 метров. Крутизна склона в среднем 35-37°, максимальная 56 градусов. Спустились за 45 минут. Сброс высоты составил 317 метров

Спускаемся в долину р. Худуркан с перевала по скально-осыпному склону (кулуару), крутизной 40-45° Вся нитка спуска сверху полностью не просматривается. Двигаемся в ИСС. Спустились за 45 минут.

4-я ходка: Спускаемся с перевала по скально-осыпному склону (кулуару) , в кулуаре лежит 2 снежника. Крутизна склона 40-45*, время спуска 45 минут. Кулуар сверху полностью не просматривается. Перевал назвали Максим.

5-я ходка: Идем вдоль ключа, изначально подрезая склон. Ключ достаточно широкий, по краям много камней, по которым можно идти. К концу перехода практически вышли к слиянию двух ключей.

6-я ходка: Спускаемся по ключу р. Худоркан. Проходим несколько водоскатов высотой в 5-7метров.По краям ключа растут молодые деревца ольхи и кедровый стланик.

Обед: с 13 до 15. Готовим на дровах во время обеда с 13-20 до 14-00 начался ливень, дождь шел стеной. Ветер 5-7м/с, небо затянуто, видны молнии, слышны раскаты грома. Гроза прошла, стало ясно и солнечно, ветер 1м/с, температура 26*С

7-я ходка: Спускаемся по ключу, идем по камням, камни различных размеров, после дождя скользко. Последние 500метров проходим по легко проходимому лесу, в конце перехода выходим к реке Худоркан.

8-я ходка: Идем вниз по р. Худоркан около 1,2км. до нужного нам ключа, бродим реку 3 раза, ширина 13 метров, глубина 0,4м, скорость течения 1м/с. 2/3 перехода идем по легкопроходимому и среднепроходимому лесу .

К концу перехода видим нужный нам ключ. Снова начинается дождь.

9-я ходка: Идем вверх по ключу, идем в дождь, по камням. Камни мелкие и средние, но все скользкие. Вошли в каньон, прошли 50метров, но уперлись в трехметровый водопад, вернулись и по правому (ор) берегу вылезли из каньона. Идем по кедровому и ольховому стланику 300метров, затем снова спускаемся в ключ, и продолжаем подниматься по нему.

10-я ходка: Поднимаемся по ключу, проходим каньон 100метров в длину, идем по руслу реки. К концу перехода начинается сильный дождь- стеной. Ставим лагерь на маленькой площадке у ручья.

Вечер: Готовим на газу. Под палатку выпиливали место в стланике и ольховнике. Температура 9,8*С, ветер 2-4 м/с, идет дождь. Отбой в 22 часа.

18-й день 20.08.2020

Утро: подъем в 06-00. Хмуро, но видно гору. Готовим на газе. Температура 12,1*С, ветер 1м/с с 7-00 начался дождь. Вышли в 07-45

1-я ходка:

Поднимаемся по ключу, идем 450м по каменистому выносу (видимо после схода селя или лавины) Камни на выносе преимущественно средние, живые, не скользкие. К концу перехода вынос заканчивается, за ним снежник, идем по снежнику 150метров, за ним кулуар, по которому поднимаемся на вершину. 1/3 ходки идем по снежнику, который очень сильно зафирновался. Крутизна снежника до 30*, длинна 400м, дальше идем по травянисто-осыпному склону, крутизна до 30*.

Заключительные 1/3 маршрута подъем осуществлялся по травянисто-осыпному склону.

Камни средние и крупные, много «живых» камней.

В 11-10 взошли на вершину высотой 2082м.

Вершина представляет собой небольшую площадку с бетонной призмой и замурованным геодезическим «пятаком».

Призма в высоту около 1 метра, длинна грани 40см.

Деревянный тригонометрический пункт сгнил в труху, остались только кованные гвозди.

Поднялись на вершину за 125мин.

4-я ходка: Уходим траверсом по хребту, с одной стороны траверса видимости нет вообще.

5-я ходка: Траверс скально-осыпной с выходом скал.

Двигаемся по противоположной от скал стороне.

Но периодически натыкаемся на выходы скал на нашем пути.

Проходим их используя гимнастическую страховку.

Длинна траверса 1,7км.

Уклон вдоль гребня от 15 до 45*

Обед с 13-10 до 15-05. Переменная облачность, с 14-20 начинается дождь, прячемся в палатку, которую расставляли просушить, там заканчиваем трапезу. Температура +19*С Готовили на газе. Ветер 7-10м/с

6-я ходка: Спускаемся с седловины на ключ. Спуск начинается по травянисто-осыпному склону, он тянется около 300метров, уклон вдоль склона 30*. Дальше идем по каменистому склону, камни средние и крупные, много «живых». Те камни что не успели обсохнуть после дождя - скользкие. Спускаемся до кулуара, дальше идем по каменистому кулуару, вскоре в нем появляется вода. К концу перехода выходим на водопад. Обходим его по левому (ор)склону через заросли кедрового стланика и курумник. Под водопадом курим.

7-я ходка: с курумника видно, что кулуар, заросший стлаником и пробираться по нему очень затратное по времени, поэтому идем по курумному полю в соседний кулуар. И по нему начинаем спускаться. Через 200 метров выходим на водопад.

Водопад каскадный, высота каждого каскада около 5-6 метров, нижний водопад 12метров. Общая высота около 45 метров. Спускаемся вдоль водопада по правому (ор) склону. Ключ сложен для прохождения, много прижимов и больших камней.

8-я ходка: Руководитель принимает решение разбить группу на две связки, более быстрых отправляет авангардом на р. Ивак (по карте 4,5км.) для подготовки бревен плотика. Руслан и Николай ушли в авангарде, в быстром темпе, перебегая с одного берега на другой, прошли несколько водосбросов высотой 3-5 метров. Владимир и Андрей, идут замыкающими.

9-я ходка: Продолжаем идти вниз по ключу

10-я ходка (не полный переход для авангарда) Спускаемся по ключу, последние 500метров идем по лесу, лес сложно проходимый, много завалов, глубокий мшаник. Пройдя лес выходим к реке Ивак. Река шириной 40 метров, глубина на перекате 0,6-0,8м, скорость течения 1,5м/с, на перекате огромные валуны. Проходим 350м вниз по течению и переходим второстепенное русло. Ширина 50м, скорость течения 1м/с, глубина 0,4м. После брода останавливаемся на ночевку.

Вторая группа вышла из леса в 21-30

Вечер: Разжигаем костер, готовим ужин, параллельно занимаемся готовкой бревен - пилим сухие лиственницы для плота. Всего заготовлено 12 бревен, толщиной 20см. Ужинаем, ставим палатку, отбой в 23-25. (Руслан ошкуривал сушины ножом до 01-25, ошкурил 9 из 12). Температура +16,2*С, ветер 1-2м/с, на небе ясно. В группе чувствуется усталость.

19-й день 21.08.2020 Полудневка

Подъем в 05-00, ясно , солнечно. Температура 19,7*С, ветер 1-3м/с., просыпаемся пораньше, нужно доделать плот. Пока одни заняты завтраком, вторые продолжают ошкуривать и собирать плотик. В 6 утра завтракаем и делаем сходни, складываем бревна на увязку, делаем шесты. Плотик задуман комбинированный из 12 бревен и 3х надувашек. Бревна длинной 6 метров в диаметре 20 см. связываем между поперечиной по три штуки, дальше пространство для надувашки (35-40см) и опять три бревна... итого 4 секции по три бревна, две поперечины и одна диагональ. Ставим два треугольника, на которых будут закреплены гребли. Плот фиксировали веревками, после фиксации спустили на воду, затем завели и надули надувашки. Погрузили рюкзаки и встали сами. Плот под нами погрузился на 10 см под воду. Время 10-20

1-я условная ходка по воде. Начали сплав, плот шириной 2,5 м длинной 5м, не устойчиво ведет себя на воде, моментально реагирует на любое смещение центра тяжести, на первом же перекате, через 200метров при ударе об камни порвало 1 надувашку, плавучесть уменьшилась, на втором перекате пробили еще одну надувашку и третья выскочила в целом виде. В результате пришвартовались на правом(ор) берегу р. Ивак, через 800м от старта. (исходный берег) Как показала практика, данный плот жизнеспособен только для двух человек. Переправится на тот берег не удалось. Продолжаем полудневку.

Обед: с 11 до 14-00 варили обед, сушились, плющились. Обед на дровах. Во время сплава промочили трекер, он включается, но не отправляет смс. Температура +29*С, ветер 1м/с, Ясно.

2-я ходка: двигаемся в сторону озера Большое Токо по правому (ор) берегу реки Ивак.

Идем 1/3 перехода по сложно проходимому лесу, глубокому мшанику и заболоченным участкам. (это хотели избежать, применив плотик, уйти на ту сторону реки)

2/3 ходки идем по слабо читаемой звериной тропке, которая очень часто теряется в кедровом стланике и на заболоченных участках.

Дошли до слияния с р. Утук.

3-я ходка: Продолжаем движение вниз по р. Утук, идем по правому берегу(ор) Стараемся ловить тропу, звериная тропа идет по кедровому стланику, глубокому мшанику и заболоченной местности. Тропа часто теряется, особенно на болотине. К концу перехода приходим к реке Утук для прохождения брода. Место для брода более удачное.

4-я ходка: Река шириной 60метров, глубина 1,2м, скорость течения воды1,8м/с, дно каменистое, камни средние и мелкие, вода мутная и темная, после глубины 0,4-0,5м, дна не видно. После сплава удалось восстановить одну из порваных надувашек.

Строим легкий плотик из 2х надувашек, двух деревянных палок и трекенговых тростей., на плотик грузим рюкзаки, сами придерживаемся за него, если сорвет течением, то переплывем на другую сторону. Плотик строили 25 минут, переправились за 5-7 минут. Развязываем плотик, собираем надувашки и в путь.

Идем вдоль левого (ор) берега реки Утук. Оставшийся переход идем без тропы, тропу ловим только в конце перехода.

Идем по сложно проходимому лесу, заболоченным участкам, болотинам, кедровому стланику. Появилось очень много комаров.

5-я ходка: Продолжаем движение вниз по р. Утук, идем 400метров по болотине. На болоте встречаем слабые следы и урывками звериную тропу, затем доходим до разлива реки Хули. Здесь речушка разливается на 7 рукавов с расстоянием между рукавами по 300-350метров. Рукава протекают по сложно проходимому лесу, продвигаясь вперед приходится преодолевать огромное количество завалов и полусгнивших деревьев, которые лежат в густом подлеске из шиповника и высокой травы. Постоянно бьемся надкостницей. Комаров стало очень много. Отдыхаем между ключами.

6-я ходка: продолжаем идти вдоль реки, идем 500метров по сложно проходимому лесу, к концу перехода пришли к прижиму р. Утук.

7-я ходка. Обходим 350м прижим по звериной тропе, местами тропу подмыло рекой и берег обвалился, в таких местах карабкаемся по скальному склону. Прижим проходим за 20 минут. Дальше начинается 4 км. болот.

Стараемся идти ближе к сопкам, Граница между болотом и склоном сопки отчетливо разграничивается зарослями кедрового стланика. Проще всего идти по этой кромке, здесь нет зарослей стланика и болотина как правило не доходит выше щиколотки, при этом местами присутствуют тропы копытных, по которым временами можно передвигаться.

8-я ходка: Продолжаем идти по болоту, болотина не глубокая, мах до щиколотки. На болоте нет сухих мест, так что подобрать место для ночевки очень проблематично. Через каждые 1-2км. есть ключи, возле которых при желании можно заночевать, т.к. вдоль ключей растут деревья и почва немного лучше.

9-я ходка: Не полная (26 мин) Идем по болоту около 300метров, затем упираемся в густой подлесок из молодых лиственниц. Много молодых деревьев погибло и попадало, образовав сплошной бурелом. До озера остается 400метров, это расстояние проходим за 15 минут. В 21-42 вышли к озеру Большое Токо. Озеро в длину 14км, в ширину 7км, берег разнообразный, встречаются участки песчаного, галечного и смешанного берега. Расстояние от деревьев и мшаника до кромки воды 3-7 метров.

По берегу (прибойной полосе) тянется след от гусеничного вездехода. Перекурили полчаса у озера на песчаном пляже. Долго решали остановиться на песке в палатке или выйти к людям (вдалеке виднелся свет прожектора)

10-я ходка: вдоль берега по гравию и песку, перешагивая мелкие притоки. Встречаются вынесенные озером бревна и утерянные транспортом железки. К концу ходки дошли до фонаря базы Метчел.

На озере 4 места, где живут люди постоянно и 1 зимовье. Ближе всего к устью р. Утук расположено зимовье на 2 односпальные кровати и баня, при желании в нем может разместиться 7-8 чел. ( со слов одного из жителей озера, рядом с этим зимовьем поселилась медведица с медвежатами) Следующее строение на берегу принадлежит компании «Метчел», а ныне «Эльгауголь», здесь капитальная шикарная баня из кругляка, 2 контейнера и 4 вагончика, за данными строениями наблюдает сотрудник компании. В наличии спутниковый телефон. Ребята работают вахтовым методом 2/2 месяца. Далее информация со слов работника: Дальше по берегу на базе живет 2 человека у них в наличии несколько строений, ГТС (вездеход на гусеницах) и спутниковый телефон. Еще дальше по берегу, фактически у истоков Мулах, живет якут, который построил зимовье и промышляет рыбой, а зимует у геологов. На противоположном берегу озера живет семья из 2-х чел, один из которых «звезда ютуба» - бывший геолог.

Вечер: остановились на базе Метчел. Разговаривали разговоры далеко заполничь.

20-й день 22.08.2020 Полудневка.

Полудневка: Встали в 10 утра, выспались и отдохнули, осмотрелись. Получили в гостинец много рыбы. Узнали, что транспорт (ГТС) через болота купить очень дорого (40 000руб) но можно. Вышли на маршрут.

1-я ходка: Стартуем в 11-30. Вдоль линии прибоя по песчаному пляжу, до ГТС-ной дороги 2,7км., на повороте перекуриваем. Нас сопровождает местная собака.

2-я ходка: Двигаемся по направлению движения гусеничной техники. Дорога проходит среди болот, колея от гусениц иногда сухая иногда в болотной жиже. По пути к карьеру бродим две реки Укикиткан и Урэды. На реке Урэды останавливаемся на обед. Ширина 10 м, глубина 0,3м. Большие валуны среди реки. Брод гусеничной техники до 0,5 м. но без валунов.

Обед: с 15 до 17 час. Готовим на костре. Жарим и варим рыбу из озера Большое Токо. Сожгли испорченную обувь, переобулись в сланцы и тапки.

3-я ходка: Двигаемся по колее от ГТС. После брода дорога полезла на хребет и стала явно суше, покрытие мелкий камень, песчаник. Возможно идти в кроссовках и тапках. Дошли до вершины хребта 1344м, перекурили. Решили срезать петлю по старой просеке и попасть в поселок геологов, попросить довезти до кордона на карьере.

4-я ходка: (не полная) Двигаемся по просеке вниз. Выходим к домикам геологов. В наличии ГТС и УАЗ-таблетка

Транспорт неисправный, нас не отвезут. Но напоили чаем с конфетами и предложили переночевать. Нарисовали схему «короткого пути на карьер».

5-я ходка идем по дороге в сторону карьера. Дорога хорошая видно, что ездит колесный транспорт.

Воды нет, идем по хребтам. Смеркается.

6-я ходка: (не полная) свернули на «короткий путь» - старый волок от гусеничной техники, обошли гору с левой стороны. Открылся вид на карьер, реку, мост.

22-00 Видим условное место встречи с нашим транспортом.

Вечер: Остановились на ночевку прямо на повороте дорого. В 150 м в овраге ручей, с потерей высоты до 20 метров. Ужин готовим на дровах. Жарим рыбу (на газе). Накрапывает дождь.

Температура +18*С, ветер 1м/с. Отбой в 23-30.

21-й день 23.08.2020

Утро: Встали поздно. Накрапывает дождь, сидим в палатке. В 8 утра только завтракаем. В 9 выходим.

1-я ходка: Напрямую спустится к мосту не получилось, большие сбросы карьера, «пляшем» по витиеватым дорогам карьера, везде вроде видно куда идти, но зачастую дорога упирается в тупик и большие скальные сбросы (выработки) в итоге выходим на дорогу ведущую с 315 на 295 км. (КПП).

Двигаемся вдоль дороги (по обочине) по которой гоняют БЕЛАЗы и Каматсу. Покрытие грязь от 1до3 см. мелкий камень.

2-ю ходку идем без перекура. Планируем остановиться у реки Ундыткан на обед.

Обед: с 11 до 12-30 Готовим на дровах, моемся, стираемся.До КПП осталось 3км.

Дойти до КПП не успеваем, нас 3км подвозит УАЗик службы безопасности. Пешеходная часть маршрута закончена.

В 14-00 к КПП 295 км., подходит нами заказанная машина (от станции ехала 8 часов в пути) грузимся в нее и едем.

Путь груженой нами машины занял 9 Часов. С перекуром 20 мин на перевале в 19-30.

На станцию прибыли за 1,5 часа до отправления поезда. В деревне рядом есть магазины, работающие допоздна.

Показания ЖПС навигатора отснятые на финише:

Потенциально опасные участки на маршруте:

• Преодоление бродов различной глубины и ширины требует определенных навыков.
  • Преодоление перевалов разной категории сложности
  • Грозовые явления в горах, при прохождении перевалов, вершин и траверсе хребтов
  • Дикие звери в закрытых скальных цирках и ограниченном пространстве каньонов.
  • «Живые» поля курумника на перевальных и предвершинных взлетах
  • Болота и заболоченная местность, поглощающая все живое

Перечень наиболее интересных природных, исторических объектов на маршруте

Весь маршрут интересен всецело, однако попытаемся перечислить те места, которые снова хотелось бы посетить или порекомендовать друзьям:

Перевал «Владивосток» 2070м.

Хребет между вершинами 2290м и 2400м
N 55.88861° E 130.44618°

Назван группой туристов спортивно-туристского клуба Гринтур в июле 2020 года, в канун даты основания города Владивосток.

Перевал «75-летия Победы»

N 55.80268° E 130.57191°

Перевал назван в честь 75 годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Перевал «Глаза Елены»
Координаты перевала: N 55.74968° E 130.58109° При подъеме по р. Большая Туксани, у подножья перевала находится озеро длиной 750 м и шириной 300 м. Сам перевал представлен двумя перевальными седлами с фактически одинаковым перепадом высоты. В ясную погоду два седла отображаются в озерной глади таким образом, что у всех участников похода невольно возникли ассоциации с Еленой Прекрасной, в связи с чем и возникло данное название перевала.

Водопад 15м на реке Зея

Координаты: N 55.72774° E 130.63221°

И водопад на притоке р.Зея: Координаты: N 55.72607° E 130.64375°

Озеро «Верхнее», красивое озеро под горой, не далеко от самого посещаемого перевала Станового хребта: Тас-Балаган

Координаты озера: N 55.73854° E 130.72190°

Озеро «Ченгере-Кюель», рядом с перевалом « 25-летия Гринтура»

Координаты озера: N 55.71851° E 130.95334°

Перевал «Виолены» и озера под ним

Перевал соединяет долины рек Курайкандакан и Лев. Теневая

Координаты перевала: N 55.69350° E 130.01849°

Гора Ямбуй, высота 2019м.

(как историческое место)

Описана в книге А.Г.Федосеева «Злой дух Ямбуя»

Координаты вершины: N 55.90128° E 131.29859°

Зимовье и баня на р. Саркаганда, у обрыва над рекой с видом на голец Ямбуй

Координаты зимовья: N 55.89886° E 131.17669°

Озеро Большое токо, хорошее место для отдыха и рыбалки

Координаты выхода дороги к озеру: N 56.06974° E 130.82584°

Перевал «Татьяны»

Координаты перевала: N 55.70835° E 130.98630°

Перевал соединяет долины рек Лев. Курайкандакан и Курайкандакан. Красивый вид на хребты и озера.

Дополнительные сведения о походе:

Описание района похода:

Россия, САХА Якутия (южная часть), Становой хребет. Маршрут пролегал через: Республика САХА Якутия (Нерюнгринский Улус) Амурская область (Зейский район) Хабаровский край (Аяно-Майский район)

Становой хребет (известен также как Внешний Хинган) - горная цепь в южной части Дальнего Востока России протяжённостью 700 км от среднего течения реки Олёкмы до истоков реки Учур, ширина хребта100- 180 км. На западе смыкается со Становым нагорьем, на востоке - с горами Джугджур. Является водоразделом рек Северного Ледовитого и Тихого океанов. Большая часть хребта служит естественной границей между Амурской областью и Якутией небольшая его часть находится на территории Хабаровского края. максимальная высота (Скалистый Голец) - 2412 м.

Самым большим озером в пределах хребта является Большое Токо.

Большое Токо - принадлежит бассейну реки Алгама. Постоянных населённых пунктов на побережье нет, территориально входит в состав заказника «Большое Токо«. На небольшом удалении от озера в западном направлении располагается Эльгинское месторождение каменного угля.

Большое Токо является самым крупным озером в пределах Станового хребта. Озеро расположено на Токинском плато с абсолютными высотами 950&minus1100 м. Плато, называемое также Токинской котловиной, с юга и юго-востока окаймляется хребтом Токинский становик, на севере - Нижне-Гонамским, на западе - Нинганским, а на востоке - Учуро-Идюмским хребтом. Озеро находится на юге котловины и ограничено системой валов конечных морен, являющихся результатом активной деятельности ледников четвертичного периода, спускавшихся со склонов Станового хребта в эпохи оледенений. На удалении два километра в южном направлении располагается озеро Малое Токо, которое соединено протокой с единственным значимым притоком озера Большое Токо - рекой Утук. Озеро находится в области распространенной вечной мерзлоты, толщина которой в этой местности достигает 30 м. Продолжительность зимы в районе составляет 7-7,5 месяцев, средняя температура - &minus32 °C. Максимум осадков приходится на летний период, средняя температура календарного лета - +17°C. Побережье покрыто лиственничным лесом, в котором встречается лось, дикий олень, бурый медведь, соболь, птицы и водоплавающая дичь. В озере водится таймень, ленок, хариус, сиг, окунь и щука. По причине большой глубины водоема, его вода отличается высокой прозрачностью.

В 1643-1646 годах первым известным землепроходцем, перешедшим седло хребта, был В. Д. Поярков. Предположительно, перевал проходил по руслам замёрзших рек: на северном склоне - по реке Нуям, на южном - по реке Мульмуга. Результатом экспедиции было открытие бассейна р. Амур и его устья.

В 1649году землепроходцем, преодолевшим хребет, был Е. П. Хабаров. им был открыт Тунгирский волок - стратегическое понижение в горах, которое будет иметь в последующие годы решающее значение в обеспечении связи Приамурья с Якутией

В 1938 году Григорий Федосеев становится начальником отряда, а позднее - начальником экспедиции, руководит топографическими работами исследует Яблоновый и Становой хребты, Охотское побережье, Джугджурский хребет.

В 1966 году выходит в свет его книга «Злой дух Ямбуя». Повесть, основанная на дневниках первопроходца, которые Федосеев составлял во время стоянок у костра.

В 2020 году спортивно- туристским клубом Гринтур (Владивосток) пройден маршрут шестой категории сложности по Становому хребту, написаны паспорта на 10 перевалов, отснят фото и видео материал, написан полный технический отчет походе, в том числе восхождении на гору Ямбуй (2019м.).

2.10.2 Перечень специального и общественного снаряжения:

Фотоаппарат

Карделет

ЖПС навигатор с картой

Общественное снаряжение, распределение по весу и членам команды

Снаряжение

0,89

Пила фискарс складная 25см

0,23

Котлы костровые/газовые круглые (2 шт)

0,38

0,02

Треккер Спутниковый двухстороннейц связи - Инрич

0,21

Батарейки для треккера (10 шт)

0,25

0,02

Фотоаппарат Никон

0,41

Батарейки к фотоаппарату (8шт)

0,2

4,7

5,2

5,010389

Стоимость проживания, питания, снаряжения и средств передвижения

Транспорт:

• Проезд в поезде составил (2243,00руб.+2399,50руб.+1613,70руб.+1195,80руб+1436,80руб.)*4 чел = 8888,8*4=35555,20 руб.
  • Проезд на автомашине 4 человек до старта и обратно составил: 30 000руб.+30 000руб. = 60 000руб.

Аптечка:

В связи с частыми походами разной категории, аптечка нашей группы была практически полностью укомплектована. Были пересмотрены и заменены несколько медикаментов, которые уже были открыты или у которых заканчивался срок годности. Стоимость доукомплектования аптечки составила 1264 руб. Плюс у каждого имелся индивидуальный перевязочный пакет.

Связь:

• Расходы группы на телефонную связь не учитывались, т.к. телефоны работали по своему тарифу и роуминга МТС внутри России не наблюдалось.
  • Расходы на связь за спутниковый трекер Инрич за данный месяц составили 3380руб. Трекер собственность клуба (нет аренды) годовой тариф оплачен клубом.

Снаряжение:

• Личного снаряжения у каждого участника имелся полный комплект, но к походу проводились мелкие покупки типа герма мешков и т.д. стоимостью 300-500 руб. в данном контексте расходы не учитывались.
  • На общее снаряжение в виде батареек для ЖПС и «телефонной» веревки 4мм*100м было потрачено 4194руб.
  • Общее снаряжение в виде основной веревки, надувашек от плавсредства, тент и палатка были взяты на складе турклуба Гринтур и финансовых затрат на это не имелось.

Страховка:

• Страхование участников проводилось по различным тарифам у кого-то на месяц у кого-то на год. Средняя стоимость месячной страховки на каждого вышла 660 руб./месяц, Итого 660руб * 4 чел =2640руб.

Питание:

• Питание в пути из города к точке старта и от финиша в город закладывался бюджет 400руб/ чел день. По пути туда ели меньше, т.к. доедали домашние пирожки. Примерно бюджет составил: 400руб*(3дня+3дня)*4 чел =9600руб.
  • Питание в походе осуществлялось по заранее заготовленной раскладке и составило на 4 человека: 20605 руб.

Расходы

на группу (4 чел)

20600

на одного

В среднем месячный поход (6 дней в дороге и 21 день на маршруте) обошелся по ~ 35 000руб на одного человека.

Итоги выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Итогом прохождения маршрута по Становому хребту в данном походе стало:

• Первопрохождение маршрута 6 категории сложности командой Приморского края
  • Описание 10 перевалов Станового хребта с составлением паспортов
  • Восхождение на 5 вершин: г. Сыгыннях 2080м., г.1947м., г. Ямбуй 2019м., г.2082м, г.1383м.
  • Фото и видеосъёмка перспективного района для проведения пешеходных маршрутов. С публикацией снимков
  • Составление подробного отчета о проведении пешеходного похода со всеми необходимыми приложениями
  • Данные по заброске в район Эльгинского месторождения коксующегося угля для туристских групп
  • Данные по скорости и возможности передвижения туристских групп в данном районе
  • Отснятые треки пути и крутизны склонов по маршруту передвижения
  • Посещение исторических мест, по которым написана книга А.Г. Федосеева «Злой дух Ямбуя» и снят одноименный фильм.

Рекомендации туристам, собирающимся в данный район в поход:

• Тщательно выбирать крепкую обувь, с мягкой подошвой, чтоб хорошо держала на мокрых камнях
  • Планировать передвижение не по лесу, а по галечным берегам и руслам рек до высоты 1500м.
  • Внимательно просматривать и анализировать космоснимки, т.к. на них виден кедровый стланик, но не виден ольховый стланик.
  • Не обращать внимание на нарисованные на картах старые геологические и военные дороги, в 90 случаев из нет в помине.
  • Для предотвращения нападения медведей брать петарды «корсар», смотанные скотчем с ампулой нашатырного спирта
  • При соответствующей сноровке и умении, до высоты 1500м., можно рассчитывать на готовку еды на кострах.
  • Быть готовыми к тому, что на протяжении всего маршрута не встретишь ни одного человека ни его следов жизнедеятельности.
  • Проводить тренировки бродов различными способами, в том числе с применением плавсредств.

Приложения: карта, фотографии, паспорта ЛП, расположение электронной версии

В походе нами использовались карты и спутниковые снимки с ресурса https://nakarte.me/m=11/55.97514/130.83893&l=O

Карты ГосГисЦентра масштаба 1:200 000 (1 см=2км) полное покрытие нитки маршрута и масштаба 1: 50 000 (1см = 500м), также на данном ресурсе позволяется раскладка карт на листы А4 и распечатка. Кусок карты в масштабе 1см= 3,2км, опубликован выше, к отчету прилагается отдельным листом имеющим маркировку Карта_1_Шкрябин_ЧР2020_6 здесь же имеется ссылка на эту карту: http://turizm.primkray.ru/trek/duhi-yambuya, дополнительно подробные куски трека - карты каждого дня опубликованы в разделе технического описания прохождения группой маршрута.

• Фотографии, снятые в походе фотографами: Тя-Шен-Тин Русланом и Шкрябиным Владимиром использованы (вставлены в текст) для написания текста данного отчета. Эти же фотографии и не вошедшие в отчет снимки опубликованы на открытом ресурсе: http://turizm.primkray.ru/galleries/duhi-yambuya
  • Видеосъемка в данном походе велась руководителем похода: Шкрябиным Владимиром, обработка и монтаж он же. Видео доступно на ресурсе ютуб «Духи Ямбуя» и доступ к видеоролику с препятствиями встреченными на пути на сайте: http://turizm.primkray.ru/video/yambuy-prepyatstviya, видеоролик трек пути: http://turizm.primkray.ru/video/yambuy-trek-pohoda
  • Электронная версия отчета доступна: http://turizm.primkray.ru/trek/duhi-yambuya
  • Паспорта локальных препятствий (первопрохождение перевалов) опубликованы в интернете по адресу: http://turizm.primkray.ru/trek/duhi-yambuya, и прилагаются к отчету отдельными 10-ю файлами имеющими маркировку:
  • Становой_хребет_перевал_Владивосток_2070м
  • Становой_хребет_перевал_Юлии_1464м
  • Становой_хребет_перевал_Максима_2006
Конец отчета
Рис. END «Сборная команда Приморского края по спортивному туризму в ожидании результата»