Автор: Евгений Еремин, г.Киев

Отчет о горном туристском спортивном походе 6 к.с.по Фанским горам совершенном с 01.08 по 29.08 2017 г. Часть 1.

Справочные данные про туристский спортивный поход

Параметры похода

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

горный

шестая

август 2017

Подробная нитка маршрута
Р.Искандердарья - ур.Гаран - пер.Анпешуд(1А) - р.Хазормеч - пер.Бузговат Вост.(н/к) - пер. Бузговат Зап.(н/к) - р.Серидевол - оз.Искандеркуль - пос.Сарытаг - р.Арх - р.Хавзак - р.Сувтор - [пер.Седло Ганзы+пер.Гусева-Мухина В.](2Б) - пик Большая Ганза(2Б,рад.,5306м) - дол.Сурхоб - траверс[пер.Адиджи - пер.Енисей - пер.Ход Кентавра](3А) - лед.Замок - Мутные озера - Аллаудинские озера - пер.Алаудинский(н/к) - оз.Дюшаха - пер.Зиерат(1А,3664м) - а/л Артуч - Куликалонское озеро - пер.Мария(3Б) - [пер.Мирали+пик Чимтарга](2Б,рад.,5487м) - оз.Большое Алло - р. Лев.Зиндон - оз.Верхнее Алло - траверс[пер.Блок 2 - пик Москва - пер.Олимпийский](3Б) - дол.Ахмат - пер.Агмат - р.Ахмат - р.Арчимайдан - р.Сарымат - пер.Тавасанг(н/к) - оз.Хазорчашма - Маргузорское озеро Данные об участниках

Ф.И.О.

медик

6ГУ(Тянь-Шань)
5ГР(Фаны)

Организация туристского спортивного похода Общая идея похода

Идея похода была в том, чтобы сходить красивый техничный маршрут в новом практически для всех районе. Также нам хотелось получить новый опыт прохождения скальных сложных препятствий, так как большинство участников ранее ходили в основном высотные походы, где препятствия в основном имели снежно-ледовый характер. Именно поэтому и был выбран район Фанских гор. Также Фанские горы были выбраны из-за своей доступности, относительно малой автономности и, конечно, из-за своей неповторимой природы. В этом районе огромное количество невероятно красивых озер, самые красивые и известные из которых, мы включили в нитку маршрута.

Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода

При планировании маршрута мы определили основные перевалы и точки, которые мы хотели пройти и посетить, исходя из наших целей. При выборе перевалов категории 3Б мы выделили 2 очень красивых, техничных и максимально безопасных перевала, насколько это возможно. Мы остановились на очень красивом перевале Мария, который находится в Куликалонской стене и на траверсе пика Москва, который был впервые пройден группой Сергея Романенкова годом ранее в 2016 году. Эти перевалы логично было проходить в конце маршрута, когда группа была бы уже максимально «расхоженной» и акклиматизированной, поэтому мы определили точкой заброски перед этими препятствиями тур. базу Артуч. Конечно, идеально было бы иметь заброску между этими препятствиями где-то на озере Большое Алло, но занос заброски туда - это отдельное мероприятие, поэтому мы приняли волевое решение стартовать на перевал Мария с достаточно тяжелыми рюкзаками с запасом провизии примерно на 18 дней. Конечно, после этих двух перевалов нужно было уже заканчивать маршрут максимально быстро, но мы еще приняли решение перевалить перевал Тавасанг (н/к), чтобы посмотреть на долину семи Маргузорских озер, а между перевалами 3Б сходить на высшую точку Фанских гор - пик Чимтарга, 5487м. Таким образом финальный и основной отрезок маршрута был определен. Перед этой частью необходимо было размяться на более легких перевалах, поработать, привыкнуть к скалам района и акклиматизироваться. Сразу определили, что в качестве акклиматизации отлично подойдет радиальное восхождение на вторую по высоте вершину района, очень красивый пик Большая Ганза, 5306м. И соответственно 2 перевала - связка пер.Седло Ганзы + пер.Гусева-Мухина В.(2Б) и очень красивый траверс пер.Адиджи - пер.Енисей - пер.Ход Кентавра(3А), а также пер.Аллаудинский(н/к), чтобы попасть из долины Аллаудинских озер в долину к тур базе Артуч, чтобы попасть к нашей заброске. Также было принято решение о трехдневной акклиматизации в районе озера Искандеркуль через простые перевалы (Анпешуд(1А) и 2 перевала н/к), которые мы прошли с максимально легкими рюкзаками,- без специального снаряжения. Таким образом была выбрана точка старта маршрута - пос.Сарытаг-
Оформления регистрации в Таджикистане, аренду квартиры в Худжанде, трансфер от аэропорта Ташкента до Худжанда,- трансфер на старт похода в пос.Сарытаг из Худжанда, от финиша похода Маргузорского озера до Худжанда, трансфер от Худжанда в Самарканд и обратно в Ташкент нам организовывала тур база Артуч в лице ее директора Хуршеда. Все было вовремя, быстро и гостеприимно, очень рекомендуем. E-mail - artuch@bk.ru

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Заявленная нитка похода:

Р.Искандердарья - ур.Гаран - пер.Анпешуд(1А) - р.Хазормеч - пер.Бузговат Вост.(н/к) - пер. Бузговат Зап.(н/к) - р.Серидевол - оз.Искандеркуль - пос.Сарытаг - р.Арх - р.Хавзак - р.Сувтор - [пер.Седло Ганзы+пер.Гусева-Мухина В.](2Б) - пик Большая Ганза(2Б,рад.,5306м) - дол.Сурхоб - траверс[пер.Адиджи - пер.Енисей - пер.Ход Кентавра](3А) - лед.Замок - Мутные озера - Аллаудинские озера - пер.Алаудинский(н/к) - оз.Дюшаха - пер.Зиерат(1А,3664м) - а/л Артуч - Куликалонское озеро - пер.Мария(3Б) - [пер.Мирали+пик Чимтарга](2Б,рад.,5487м) - оз.Большое Алло - р. Лев.Зиндон - оз.Верхнее Алло - траверс[пер.Блок 2 - пик Москва - пер.Олимпийский](3Б) - дол.Ахмат - пер.Агмат(1А) - р.Ахмат - р.Арчимайдан - р.Сарымат - пер.Тавасанг(н/к) - оз.Хазорчашма - Маргузорские озера

Запасные варианты:

1) Вместо перевала Гусева-Мухина В.(2Б) + пер.Ход Кентавра(3А) - прохождение пер.Гусева-Мухина З. (2Б) + пер.ВАА(1Б)

2) Вместо пер.Ход Кентавра(3А) - прохождение пер.Седло Бодхоны (2Б)

3) Вместо траверса пик Москва (3Б) - прохождение пер.Блок (3А) + пер.Москва(1Б)

4) Вместо пер.Тавасанг (н/к) - прохождение пер.Седло Москвичей(3А). Это в случае нехватки перевала 3А для 6й категории сложности.
Аварийные выходы из маршрута:

Из каждой долины нашего маршрута можно было спуститься вниз до людей или до дороги, откуда можно было уехать на машине.

Изменения маршрута и его причины

Маршрут был полностью пройден по основному варианту.

Сведения о прохождении маршрута каждым участником

Все участники прошли полностью весь маршрут.

Техническое описание прохождения маршрута

День 1. 01.08
В предыдущий день мы выехали из съемной квартиры в Худжанде в поселок Сарытаг. Ехали около 7 часов. В поселке Сарытаг остановились на ночлег в гостинице в самом дальнем доме поселка с характерной красной крышей. Там же оставили заброску.
Утром 1.08 вместе с водителем выехали обратно по дороге вниз к оз.Искандеркуль. Местные подсказали, что в урочище Гаран можно попасть через отрог, не спускаясь в самый низ в начало долины. Мы высадились на повороте дороги за озером Искандеркуль и оттуда в 9-00 начали движение в сторону урочища Гаран. Путь достаточно прост и очевиден. В 11-30 стали на обед у ручья в тени деревьев. После обеда за 1,5 часа дошли до зеленой поляны с ручьем, где и остановились на ночь. Поляна не очень удобная, так как трава очень острая и может порвать дно палатки.
День 2. 02.08
Выход в 6-10. Идем вдоль ручья. В верховьях долины немного заворачиваем вправо и выходим на соседнюю седловину. На седловине встречаем пастуха со стадом овец. Понимаем, что перепал Анпешуд левее по ходу движения и за 25 минут траверсом выходим на пер.Анпешуд(1А) в 10-05. Седловина характерна большим скальным выступом. Снимаем записку в туре и начинаем спуск. Спуск идет вдоль скального выступа и выводит на красивую зеленую поляну, ниже которой начинается водопад с кантоном. Чтобы обойти каньон необходимо вылезти на отрог влево. Дальше тропа идет вниз и влево и в итоге выводит к мосту через реку Хазормеч, где мы в 12-35 останавливаемся на обед. После обеда идем вниз по левому берегу р.Хазормеч в сторону пер.Бузговат и выходим к мосту через реку Бузгови. В этот момент начинает идти дождь. От моста по тропе за 1 большой переход выходим на пер. Бузговат В. Спускаемся с него к ручью и в 16-40 становимся на ночевку.
День 3. 03.08
Выходим в 7 утра. За 25 минут от места ночевки поднимаемся на пер.Бузговат З. С перевала по тропе спускаемся в долину Серидевол. Вниз по долине до самого озера Искандеркуль ведет хорошая тропа по правому берегу, затем перед самим озером тропа переходит по мосту на левый берег. В 10-25 доходим до озера Искандеркуль и решаем искупаться, так как идти было довольно жарко. После купания за 1 переход доходим до моста через р.Сарытаг и сразу за мостом в тени деревьев устраиваем обед. После обеда за 2 перехода в 15-00 доходим по дороге до нашей гостиницы и снова останавливаемся там на ночевку. Разбираем заброску и готовимся ко 2й части маршрута.

Пос.Сарытаг - р.Арх - р.Хавзак - р.Сувтор - [пер.Седло Ганзы+пер.Гусева-Мухина В.](2Б) - пик Большая Ганза(2Б,рад.,5306м) - дол.Сурхоб
День 4. 04.08.

От гостиницы выходим в 6-30 утра. Спускаемся к мосту через р.Сарытаг, переходим его и- - - - попадаем на правый берег р.Арх. Стоит отметить, что весь путь вдоль реки Арх вплоть до поворота в долину Сувтор проходит по хорошо набитой тропе. За 2 перехода доходим до моста и переходим на левый берег р.Арх и далее движемся уже только по нему. Делаем еще 3 небольших перехода и становимся на обед в 10-00. Выходим с обеда в 12-05 и за 2 перехода поднимаемся на холм Маслихаттепе. На нем находится кош, но мы стараемся как можно быстрее оттуда уйти, так как пастушьи собаки довольно агрессивно на нас лают. Еще за 2 перехода доходим до поворота в долину Сувтор и в 14-45 становимся на ночевку. Воду берем в реке Сувтор.

День 5. 05.08.
Выходим в 5-50. Начинаем подъем по долине Сувтор вдоль реки по левому берегу. Через 3 перехода переходим по камням на правый берег реки Сувтор и движемся в направлении нижнего цирка перевала Седло Ганзы. В 10-00 выходим к стандартному месту ночевки перед пер. Седло Ганзы у 2х больших камней. Рядом течет ручей. Становимся на ночевку. После обеда группа из 3 человек выходит на предварительную провеску перил и провешивает 3 перильных веревки (все, что у нас были). Около 17-00 все возвращаются в лагерь.
День 6. 06.08.
Выходим в 5-50. За 50 минут подходим под начало перильных веревок. Прямо возле станции есть готовая площадка под одну палатку. Теоретически можно ночевать здесь, если у вас небольшая группа и это место даже немного защищено скальным карнизом от возможных камнепадов, но за водой ходить не очень удобно и места погулять там нет. Первая веревка идет по большой ярко выраженной щели и заканчивается на полке выше этой щели. Вторая веревка также ведет по щели правее нижней станции и также заканчивается на небольшой полке. От конца второй веревки смещаемся немного левее и третью веревку также провешиваем вдоль щели. Третья веревка заканчивается небольшой полкой, где может разместиться 3-4 человека с рюкзаками. Это ключевая веревка подъема. Четвертая веревка довольно простая и выводит уже на ровную часть стены, однако мы повесили еще пятую веревку- через небольшой скальный пояс и оттуда уже траверсом вправо вышли на ровную часть, откуда дальнейший путь на перевал проходит пешком. Лазанье на всех 5 веревках довольно простое, стоит отметить, что мы в поход не брали френды и камалоты, так что все станции и промежуточные точки мы делали с использованием стандартных крючьев, якорных крючьев и закладок. В 9-25 группа собралась вместе, спаковали веревки в рюкзак и продолжили движение в стороны перевала. Дальнейший путь на пер.Седло Ганзы из верхнего цирка ведет вправо по ходу по широкому осыпному склону. В средней часть осыпь довольно живая и отбирает много сил. В 12-10 вся группа выходит на седловину перевал и устанавливает лагерь. Вечером идет небольшой град.
День 7. 07.08.
В этот день у нас было запланировано радиальное восхождение на 2ю по высоте вершину района, пик Большая Ганза, 5306м. Выходим в 6-00. Путь на вершину от перевала ведет сначала по осыпи до границы льда и снега. Перед выходом на лед мы одеваем кошки и связываемся. Дальше движемся в связках максимально стараясь прижиматься к краю гребня. Снега на склоне практически не было, так что частенько переходили на передние зубья и крутили промежуточные буры для попеременной страховки. В 9-15 вышли на предвершинную ступень с мульдой. Оттуда казалось, что на вершинный гребень придется вешать перила, однако прошли все в связках иногда применяя попеременную страховку. В 11-00 вся группа была на вершине. С вершины открывается потрясающий вид во все стороны, виден пер.Имат. В 11-30 начали спуск. Пройдя немного по гребню начали вешать вниз веревки. С вершинного гребня по склону повесили 4 веревки подряд. Последний спускался с нижней страховкой через промежуточные точки. Дальше в разных местах по гребню повесили еще 3 веревки. Так было надежнее и безопаснее, время нас не поджимало. В 14-55 вся группа спустилась в лагерь. Вечером снова пошел небольшой град.
День 8. 08.08.
Выходим в 6-00. За 40 минут доходим траверсом гребня до седловины пер.Гусева-Мухина В.
На перевале одеваем системы, кошки, связываемся и выходим в 7-10. От седловины идем траверсом влево вниз в связках. Где-то через 200 метров, выйдя на центральную часть склона начинаем вешать перила вниз. Снега на склоне практически нет. Все трещины открыты. Это очень усложнило спуск, постоянно необходимо искать пути обхода, что очень не удобно, когда двигаешься по перилам. Первые 5 веревок повесили практически прямо вниз, затем еще 3 повесили, забирая левее. Дальше шли в связках. В 11-00 вся группа собралась на леднике, где мы устроили обед. В целом считаем, что при наших условиях эта связка перевалов больше тянула на 3А, чем на 2Б. В 12-45 мы вышли и начали движение траверсом долины в стороны цирка перевала Адиджи. За один переход мы дошли до места ночевки на склоне гребня, за которым начинается цирк пер.Адиджи.

Сурхоб - траверс[пер.Адиджи - пер.Енисей - пер.Ход Кентавра](3А) - лед.Замок - Мутные озера-

День 9. 09.08.
От места ночевки выходим в 6-00. За 25 минут поднимаемся в цирк пер.Адиджи и выходим на ледник. Связываемся и идем в сторону пер. Адиджи. Бергшрунд переходим по мосту в правой по ходу части склона. В этот момент начинают пролетать мелкие камушки, которые судя по всему просто вытаивают в верхней части склона. Решаем не делать привал и как можно быстрее подняться до седловины пер.Адиджи. Так в 8-30 выходим на седловину. Седловина довольно узкая, есть озеро у скал. Снимаем записку, фотографируемся и в 9-05 выходим в сторону пер.Енисей. Сразу переходим трещину, которая превращается в большой бергшрунд и движемся ниже и вдоль нее, постепенно набирая высоту. Стоит быть предельно осторожными и внимательными, так как со склона пика черный возможны падения отдельных камней, следы таковых мы видели, поэтому стараемся двигаться как можно быстрее. При подходе к пер.Енисей встречаются выходы голого льда. В 10-25 вся группа была на пер.Енисей. По традиции устроили обед, поставили лагерь и после обеда группа из 2 человек вышла на предварительную провеску скальной стенки пер.Ход Кентавра и провесила 3 имеющихся веревки.
День 10. 10.08.
Выходим в 7-00. Утром был сильный ветер. За 20 минут подходим к началу перил. Первая веревка ведет вправо вверх по скальной полке. Вторая веревка идет траверсом влево вверх вдоль гладких плит. Третья веревка идет немного влево вверх и заканчивается на удобной полке. Четвертая, последняя перильная веревка идет практически прямо вверх, забирая немного правее и выводит на основной гребень. Стоит отметить, что веревки идут зигзагом и теоретически возможно падение камней из-под ног участников на других участников группы, находящихся ниже. Поэтому нужно быть предельно аккуратными в своих движениях и стараться не двигаться одновременно друг под другом, а на станциях стоять аккуратно. Лазанье довольно простое, наверное, даже проще, чем на пер.Седло Ганзы, однако на этом перевале нужны быть гораздо внимательней. От конца четвертой веревки движемся в связках по гребню на вершину Кентавр, 4929м. Стоит сразу надеть кошки, так как на гребне практически сразу начинается лед. С вершины следует небольшой спуск, около 20 метров в мульду, где на скалах сложен тур. В 10-00 вся группа собирается у тура. В 10-30 начинаем движение в связках по гребню в направлении пер.Замок. Путь по гребню прост и очевиден. За 1 переход выходим на гребень ведущий к вершине Замок, видим на гребне альпинистов. С этого гребня начинаем спуск, на саму седловину пер.Замок выходить не имеет смысла. Спуск по леднику проходит довольно просто, единственное нетривиальное место - это прохождение огромного разлома в верхней части ледника, но практически всегда там есть мост, даже в наш малоснежный год. Переходим трещину по мосту и дальше забираем правее. Ледник становится открытый, движемся в правой части ледника, практически- его края. В 12-20 спускаемся с ледника на осыпь вправо, снимаем кошки, развязываемся и еще 10 минут движемся до альпинистских площадок, где устраиваем небольшой перекус. Воды, кстати, там нет. В 12-40 выходим с альпинистских площадок и движемся вниз в направлении Мутных озер. Сначала идет набитая тропа по осыпи, потом она заканчивается и путь ищем сами. Путь здесь не однозначный. Мы знали, что нельзя сразу спускаться влево, поэтому сначала как могли двигались правее. Затем постепенно начали забирать левее уже в направлении самих Мутных озер. К озерам вышли в 15-00. На озерах много людей, в основном местных и коммерческих групп.

День 11. 11.08.
Выходим в 6-20. От Мутных озер к Аллаудинским озерам ведет хорошо набитая тропа. По ней также ходят ослы, которые заносят грузы. В 8-40 доходим до красивого озера Пиала. До него воды нигде не было, стоит это учесть. Еще за один переход доходим до Аллаудинских озер. Оставляем рюкзаки и идем гулять ко второму озеру. Место очень красивое. В 10-30 от Аллаудинских озер начинаем подъем на пер.Аллаудинский. На перевал ведет хорошо набитая тропа. В 14-30 выходим на перевал. Поскольку набор высоты составил около 1км, то чувствуется небольшая усталость. На перевале сильный ветер. В 15-00 начинаем спуск. Спуск также проходит по хорошей тропе. В 16-30 спускаемся к красивейшим озерам Дюшаха и становимся на ночевку. Вечером устраиваем гитарный вечер с соседней группой из России.
День 12. 12.08.
Выходим в 7-50 и по тропе спускаемся к озеру Бибиджонат и далее к озеру Кулисиех. В целом Куликалонская котловина очень красивая, озера и виды на Куликалонскую стену просто потрясающие. В 9-25 вышли к северному окончанию озера Куликалон. Далее обошли озеро к южному окончанию слева по ходу. Тут решили оставить заброску снаряжения, чтоб не спускаться с ним в тур базу Артуч и затем не подниматься. Сначала хотели закопать в камнях, затем встретили чабана и оставили вещи у него в палатке чуть выше ближе к Куликалонской стене. В турбазу Артуч решили спускаться через пер. Зиерат, чтоб с него просмотреть гребень подъема на пер.Мария, а также побывать на озерах Зиерат и Чукурак. В 11-45 начали подъем на пер.Зиерат. Путь подъема выбирали логически, в середине склона двигались по тропе, потом она пропала. В 13-30 вылезли на перевал. Спуск с перевала проходит сначала по тропе, затем выводит на осыпное поле, которое потом круто обрывается вниз. В итоге спустились примерно по центру долины. В 15-00 стали на обед на озере Зиерат. С обеда вышли в 16-50. За один переход спустились по тропе до озера Чукурак, искупались и еще за 30 минут дошли до турбазы Артуч, где нас встретил Хуршед, поселил в номера и накормил вкуснейшим пловом.

а/л Артуч - Куликалонское озеро - пер.Мария(3Б)
День 13. 13.08.

Вечером накануне разобрали заброску и в 8-25 вышли от турбазы Артуч. Выйдя из ворот, сразу переходим реку на правый берег по мосту. Спустя 2 небольших перехода перед слиянием рек Кахистан и Артуч переходим реку Артуч на левый ее берег по мосту и начинаем подъем к озеру Куликалон. Весь подъем до озера проходит по хорошо набитой тропе, на пути встречается красивый водопад. Подойдя к озеру Куликалон, решили в нем искупаться. Далее обходим озеро справа по ходу и в 13-00 доходим до южного его окончания. Ставим лагерь, забираем заброску снаряжения у пастуха, перебираем все и максимально облегчаемся. Всю лишнюю еду оставляем пастуху.

День 14. 14.08.

Скорость прохождения перевала Мария напрямую зависит от количества участников группы, скального опыта группы и тяжести рюкзаков. В данном случае все было не в нашу пользу) Нас было 7 человек, опыта большого скального у нас не было и рюкзаки у парней достигали 35 кг, так как до конца похода у нас уже не было забросок. Поэтому график подъема на перевал Мария руководитель составлял максимально пессимистично с максимальным количеством ночевок. По сути маршрут подъема на перевал совпадает с альпинистским маршрутом категории 4Б на вершину Мария. Первый этап - это подъем на пер.Темиртау. От ночевки мы вышли в 6-05. Весь путь подъема на пер.Темиртау мы просмотрели накануне с пер.Зиерат. Сначала движемся вверх по долине, затем не доходя до непосредственного взлета на пер.Темиртау поворачиваем раньше и в 9-15 выходим на травянистую седловину посреди гребня, разделяющего основной цирк пер.Темиртау и тот, по которому мы поднимались. Посидев на гребне 30 минут, продолжаем движение вверх прямо по этому гребню. В верхней части начинается неприятная осыпь, особенно при выходе на основной гребень. Далее по основному гребню движемся немного вправо по ходу к седловине пер.Темиртау. в 12-20 вся группа на перевале. Далее 2 человека идут провешивать веревки в направлении пер.Мария, а остальные начинают расширять площадку под шатер чуть ниже седловины. Также пришлось набирать около 50 метров, чтобы добраться и надолбить льда для торки, так как воды на перевале нет.

День 15. 15.08.

Второй этап подъема на пер. Мария - это обход первого жандарма с западной стороны гребня. Выходим в 5-35. От седловины пер.Темиртау движемся вправо вверх по скальной полке. Далее начинается 1я веревка перил, которая выводит к осыпному кулуару. Вдоль осыпного кулуара, повесили 2ю веревку перил. Эти 2 веревки провесли свечера. Далее собрались все вместе и около 50 метров прошли в связках вдоль стены первого жандарма и начали вешать 3ю веревку. По всему пути подъема встречаются старые скальные крючья и расходные петли. 3я веревка вывела нас на контрфорс, который обрывается на юг стеной. 4я веревка ведет строго по контрфорсу. От конца 4й веревки проходим около 100 метров по осыпи и выходим на седловину между 1м и 2м жандармами. Седловина узкая, шатер наш точно там не станет, поэтому переходим на восточную сторону гребня, немного спускаемся и выходим на осыпную полку. На этой полке есть место на 2 палатки, однако для нашего шатра они слишком узкие. На местах под палатки делаем кухню, а для шатра долго строим новую большую площадку. Теперь в этом месте можно будет поставить много палаток) По стандартной схеме отправляем 2х участников на разведку и провеску перил. Снова сталкиваемся с проблемой воды. Приходится снова далеко идти и долбить лед для топки.

День 16. 16.08.

Третий этап - обход 2го жандарма и подъем по гребню на вершину Темиртау. Этот день - самый трудовой день подъема на пер.Мария, так как мест для нашего шатра на этом участке точно нет, как собственно и воды, о чем мы знали. Выходим в 5-00. Движемся с восточной стороны гребня в обход 2го жандарма около 300-400 метров. Свечера провесили 3 веревки. Будем считать веревки от пер.Темиртау. 5я и 6я веревки ведут прямо вверх, 7я - вверх и затем траверсом влево по не очень широкой полке вдоль стены 2го жандарма. 8я веревка идет прямо вверх и выводит на гребень 2го жандарма. В нашем случае эта веревка оказалась самой сложной на всем подъеме на пер.Мария, так как крутизна достигала 80 градусов. От конца 8й веревки движемся пешком по широкому гребню к вершине 2го жандарма. Перед вершиной встречаем место под палатку, однако воды здесь нет. На саму вершину выходить не нужно. Вешаем 9ю веревку вверх и влево траверсом, эта веревка выводит на основной гребень подъема на пер.Мария ниже 2го жандарма ближе к в.Темиртау. Отсюда следует 10я веревка спуска на седловину между 2м жандармом и в.Темиртау, в 11-00 группа на седловине. От седловины поднимаемся 50 метров пешком и начинаем вешать перила на в.Темиртау. Подъем достаточно очевиден, лазанье не сложно. Вешаем 10 веревок подряд и с наступлением темноты выходим вся группа в 20-25 выходит на вершину Темиртау. Мы боялись отсутствия снега и льда на вершине, однако нам повезло и мы нашли лед в гроте под большим камнем прямо возле места ночевки. Площадку под шатер также пришлось немного расширить. В целом в этом месте можно поставить много палаток.

День 17. 17.08.

Четвертый этап - прохождение гребня от вершины Темиртау до седловины, которая завершает скальную часть подъема на перевал. Отсюда начинается ледовая часть. Этот этап самый короткий, как раз вкладывается в график подъема, так как предыдущий день был довольно тяжелым (пройдено 16 веревок перил). В этот день мы никуда не торопимся, высыпаемся и выходим в 9-50. Движемся в связках по скальному гребню. Доходим до большого снежника, который обходим слева по ходу. Далее выходим на одно из самых красивых мест подъема на перевал, на узкий гребень, в конце которого делаем станцию и вешаем последнюю скальную веревку на пер.Мария. 21я веревка ведет на скальную стенку на гребне. Наверху делаем промежуточную станцию и от нее вторую половину веревки вешаем на спуск. После спуска поверевке проходим еще около 50-100 метров по гребню и в 13-40 выходим на заветную седловину. На седловине как раз помещается шатер, однако места на ней очень мало. По традиции 2 участника провешивают первые 3 ледовых веревки свечера. Начинает сыпать небольшой снег.

День 18. 18.08.

Пятый и последний этап подъема на пер.Мария - это ледовая часть. В 5-20 начинаем движение по провешенным свечера перилам. 1я веревка ведет траверсом вправо, 2я траверсом и затем вверх в обход скального выхода, 3я также немного траверсом вправо вверх. Дальше путь очевиден. Вешаем еще 8 веревок по льду. Дальше склон немного выполаживается, связываемся и продолжаем движение вверх. В 12-30 выходим на осыпную полку, где устраиваемся на обед, сушим вещи и нежимся на солнышке. От места обеда выходим в 15-00 и за 1 переход выходим на основной гребень Куликалонской стены на пер.Мария прямо под вершину Мария Зап. Шатер можно поставить в снежной мульде чуть ниже седловины, либо на самом гребне на осыпи. Решаем ставить на осыпи, хоть и дует тут сильнее. 2 участника решили залезть на вершину Мария Зап. и разведать путь спуска. На вершине нашли тур и записку. Поскольку для спуска с пер.Мария лезть на саму вершину нет необходимости, построили свой тур на седловине перевала и записку оставили в нем, а не в туре на в.Мария Зап. Этот вечер подарил нам незабываемый закат.

[пер.Мирали+пик Чимтарга](2Б,рад.,5487м) - оз.Большое Алло

День 19. 19.08.

Выходим от места ночевки на пер.Мария в 6-20. Путь спуска с пер.Мария очень необычный и нетривиальный, так как проходит траврсом осыпных полей, которые обрываются 300-метровой стеной в долину Правый Зиндон. Спускаемся по осыпи придерживаясь нижнего окончания скал. Движемся таким образом траверсом, стараясь не терять высоту и выходим к большому сбросу. Очевидно, что спускаться здесь не нужно, поэтому возвращаемся и ищем место, где можно спуститься на нижнюю ступень осыпного поля. Находим такое место между 2х скальных выходов, спускаемся и продолжаем движение траверсом. Вскоре движение траверсом преграждает контрфорс, поэтому спускаемся вниз по очень живой осыпи к окончанию контрфорса, точнее к месту, где его можно пересечь. Отсюда уже просматривается весь дальнейший путь. Дальше движемся немного вверх и траверсом по осыпной наклонной полке, разделяющей скалы. В 9-50 доходим до полки, откуда необходимо повесить 1 веревку спуска. Здесь уже есть 2 забитых крюка и расходная веревка. Дополнительно к старой расходке вешаем еще свою. Крючья забиты намертво, проверили их и свои уже не забивали. После спуска по перилам траверсом по осыпи выходим на ледник, ведущий на пер.Мирали. В 10-40 начали подъем на пер.Мирали. Ледник открытый, без трещин, так что в связках нет необходимости. Подъем на перевал занял около 3 часов и был достаточно нудным. В 13-45 вся группа была на перевале.

День 20. 20.08.

Выходим с места ночевки на перевале в 7-40, утром сильный ветер. Движемся в связках по гребню в направлении пика Чимтарга. Бергшрунд перед скальным поясом обходим справа по ходу, затем движемся левее в направлении скального кулуара. Поскольку снега на склоне не было, пришлось до начала скального кулуара повесить еще 25 метров перил по льду, станцию сделали у начала кулуара. Далее еще одну веревку повесили по кулуару. Наверху много расходных петель. Спускаться отсюда можно и нужно прямо по стене. В 9-30 вышли от конца перильных веревок в связках. Путь очевиден. В 10-40 вся группа вышла на вершину Чимтарга, высшую точку Фанских гор, 5489м. Стоит отметить, что на вершину мы занесли гитару и спели) В 11-20 начали спуск с вершины по пути подъема. В лагерь вернулись в 13-00. Решили, что ночевать здесь не хотим, так как очень ветренно, так что пообедали и в 14-15 начали спуск с пер.Мирали в долину Правый Зиндон. Спуск проходит сначала по леднику, затем выходит право на осыпь. Далее следует спуск побараньим лбам. Весь спуск отмечен турами, так что больших проблем с поиском пути не было. Ниже бараньих лбов начинается тропа, по которой в в 17-00 вся группа спускается в долину Правый Зиндон. Здесь тепло и нет ветра)

День 21. 21.08.

В этот день у нас нет больших планов, так что решаем выспаться и выходим в 11-00. За 3 перехода по тропе спускаемся к озеру Большое Алло. На озере был пастух со стадом, а вечером подошла коммерческая группа, с которой мы устроили замечательный гитарный вечер.

оз.Большое Алло- р . Лев . Зиндон - оз . Верхнее Алло - траверс [ пер . Блок 2 - пик Москва - пер . Олимпийский ](3 Б ) - дол . Ахмат - пер . Агмат - р . Ахмат - Арчимайдан

День 22. 22.08.

Поскольку мы сэкономили достаточное количество запасных дней, решаем еще один денек отдохнуть и перенести лагерь на озеро Верхнее Алло. Снова хорошенько высыпаемся, купаемся в озере и выходим в 12-20. Обходим озеро слева по ходу и в 14-00 устанавливаем лагерь на озере Верхнее Алло.

День 23. 22.08.

Выходим в 7-00. Двигаемся вверх по долине вдоль ручья. Затем ручей исчезает и начинаются завалы. Ориентироваться в завалах очень увлекательно. Вскоре выходим на большое галечное ровное поле, пересекаем его и поднимаемся к краю ледника. В этот день у нас в планах провесить 3 веревки перил на пер.Блок 2. В 9-30 становимся лагерем, немного отдыхаем, затем делаем обед и отправляем двойку на провеску перил. Таким образом получаем еще один ненапряжный день перед последним техническим препятствием похода.

День 24. 24.08.

Наше препятствие представляет собой интересный технический траверс, который состоит из ледового подъема на пер.Блок 2, скального гребня с пер.Блок 2 на восточную вершину пика Москва, радиального восхождения на малопосещаемый пик Москва и спуска на перевал Олимпийский и затем на пер.Агмат. В 2016 году группа т/к МАИ под руководством Сергея Романенкова совершила туристическое первопрохождение этого препятствия. Нам оно показалось очень интересным и мы решили его повторить год спустя. Этот траверс является альтернативой скальной стены перевала Олимпийский. В этот день в планах подняться и заночевать на седловине пер.Блок 2. Выходим в 7-00, за 1 переход доходим под бергшрунд до начала перильных веревок. Перевал представляет собой широкий снежно-ледовый склон с двумя скальными выходами по центру. Нижний скальный выход обходим справа по ходу, верхний - слева. Первые 3 веревки идут в обход нижнего скального выхода. Затем еще 3 вешаем между скальными выходами. Далее склон становится круче. 7я и 8я веревка в обход верхнего скального выхода в нашем случае были самыми крутыми. Далее вешаем еще 4 веревки и в 16-00 выходим на седловину перевала. Седловина широкая. В этом месте у нас была единственная ночевка на снегу за весь поход.

День 25. 25.08.

Выходим в 6-15. Прямо от седловины вешаем 1ю веревку по скальному гребню в направлении пика Москва. От конца первой веревки проходим немного пешком. Далее двигаемся с южной стороны основного гребня. 2я веревка идет сначала траверсом затем 10 метров вверх на скальную полку. 3я веревка идет сначала вправо вверх, затем траверсом влево. С рюкзаком прохождение траверса очень неудобное. Пришлось немного приспускаться, затем подниматься. Последний участник по траверсу передал рюкзак и пролез этот участок без рюкзака на страховке. 4я веревка идет прямо вверх и выводит на основной гребень. В конце этой веревки висят старые расходные петли. Далее движемся пешком около 300 м по южной стороне гребня, встречаем место под 1 палатку.- Далее вешаем довольно простые 5ю и 6ю веревки. От 6й веревки около 50 м проходим пешком и вешаем 7ю веревку. От 7й веревки также проходим около 100 метров пешком и подходим к ключевому участку подъема. Скалы на 8й веревке становятся очень плохими, крошаться, практически ничего не держат, лазанье трудное. Правее стены, по которой проходит подъем по 8й веревке есть кулуар, однако по нему подниматься очень опасно, так как 8я веревка в итоге выводит в верхнюю часть этого кулуара и из-под ног участников летит много камней как раз по этому кулуару. 9я веревка идет прямо вверх, довольно крутая. Скалы такие же ненадежные. 9я веревка выводит практически на восточную вершину пика Москва, немного ниже и левее по ходу на седловинку. От этой седловины спускаемся по осыпи на седловину между восточной и центральной вершинами пика Москва. Снова строим площадку на осыпи под шатер, дует сильный ветер. В 17-00 вся группа была в лагере. Стоит отметить, что на протяжении всего подъема веревки шли таким образом, чтоб участники не были друг под другом. Единственное опасное место было на 8 и 9 веревках, однако станции были сделаны так, что участники находились под карнизами в укрытиях, и камни, падающие из-под ног участников пролетали мимо и никак не могли задеть других участников.

День 26. 26.08

Выходим в 6-15 налегке на пик Москва. За 45 минут по снежно-ледовому склону и затем немного по скалам поднимаемся на центральную вершину. Далее выходим на снежный гребень от центральной вершины в направлении главной вершины пика Москва. Вскоре снежный гребень заканчивается и начинается скальный с несколькими жандармами. Движемся с попеременной страховкой в связках и в 7-55 вся группа поднимается на пик Москва, 5046м. Снимаем записку, фотографируем, выходим в 8-20 и за 1 час спускаемся обратно в лагерь по пути подъема. Неспеша собираем лагерь и выходим в 10-30. За 1 переход спускаемся на седловину пер.Олимпийский. Далее спускаемся по осыпи придерживаясь правой части долины. В определенный момент необходимо свернуть левее, так как долина обрывается бараньими лбами и необходимо найти правильный путь. Доходим до первого сброса, вешаем 10 метров перил, оставляем крюк и расходку. Проходим около 200 метров и сразу же вешаем 2ю веревку со 2го сброса около 25 метров. По сути этот сброс идет вдоль водопада, однако в нашем случае воды в ручье не было. На этом техническая часть маршрута заканчивается. Прячем веревки и системы в рюкзаки и начинаем спускаться на пер.Агмат. Перевал Агмат заметен издалека вытоптанной землей. На перевале располагается кош, однако в нашем случае на перевале никого не было. С перевала спускаемся 1 переход в долину Ахмат и в 14-40 становимся на обед на травке около ручья. С обеда выходим в 17-00 и по тропе за 2,5 перехода спускаемся в долину Арчимайдан, где в 18-30 становимся на ночевку.

День 27. 27.08

Выходим в 7-00 и начинаем спуск по долине Арчимайдан по правому берегу. Путь спуска по долине проходит по хорошо набитой тропе, так что потеряться здесь будет очень сложно. На пути спуска проходим мимо коша, затем мимо еще одного. Параллельно с нами спускается стадо коров. Недалеко от слияние с рекой Сарымат переходим по мосту на левый берег. От слияния с рекой Сарымат поднимаемся по дороге к поселку Хуморигунт. где в 11-20 в тени деревьев становимся на обед. С обеда выходим в 13-00 и начинаем подъем по долине Сарымат. Вдоль всего подъема есть хорошо набитая тропа. В 16-50 доходим до поворота в долину пер.тавасанг и становимся на ночевку.

День 28. 28.08

Выходим в 7-05 и начинаем подъем на пер. Тавасанг. На перевал ведет тропа. Через 2 перехода доходим до коша, однако в нем были только дети и собаки. От коша поднимаемся по тропе и в 11-00 выходим на седловину пер.Тавасанг. С перевала начинаем спуск в 11-35. Спуск также проходит по тропе. За 2 часа спускаемся в поселок на левом берегу реки, где нас приглашает в гости и угощает чаем местный житель. Он показал нам, как не теряя лишнюю высоту траверсом выйти к озеру Азорчашма. Мы воспользовались его советом и траверсом прошли поверху. Вышли немного ниже озера Азорчашма и по завалу без тропы поднялись к северной части озера. В 16-30 вся группа была на поляне у С-З края озера. Перед этим без проблем перешли реку вброд, стекающую с озера, чтоб не спускаться к мосту. Вечером вызвали машину и договорились о месте встречи у нижнего края озера Маргузор.