Автор: Кирилл Спирин, СПб

Про технические восхождения и треккинг в Непале

Технический альпинизм

Так выглядят непальские "станции", на которых закреплены перильные веревки

Это к вопросу о том, почему я избегаю проводить в Непале туры с техническими восхождениями. Потому что так или иначе, но ты завязан на местный непальский сервис: на провешенные шерпами перила, прежде всего. Не говоря о куче других мелких (и не очень) технических моментов. Мне хватило одного раза на Айленд Пике в 2013 году.

Прочитав пост В.Сипавина, первой ассоциацией всплыла история, случившаяся этой весной в Непале на одном из восхождений, организованном крупным российским туроператором. Не буду говорить, каким именно, поскольку не хочу никому вставлять палки в колеса. Порвалась перильная веревка, и человек пролетел более 100 метров по крутому ледовому склону. Каким-то чудом, остался жив, и даже обошлось без переломов. Не спрашивайте, что за компания. Это не важно, на самом деле. Такая история могла случиться с любым туроператором, работающим в Непале. Потому что все (абсолютно все!) используют местный непальский сервис при организации коммерческих восхождений. В 2011 или 2012 году (точно не помню, так как слышал это только со слов) на Писанг Пике улетело сразу несколько человек. И подобные истории случаются регулярно, просто они редко просачиваются наружу, а гораздо чаще замалчиваются. Освещать их никому не выгодно: ни непальской стороне, ни иностранным туроператорам.

Почему рвутся непальские веревки? Тому несколько основных причин:

1. В качестве перил используются дешевые несертифицированные веревки, разрывная нагрузка которых в 1,5-2 раза меньше по сравнению с современными международными стандартами.

2. Веревки провешиваются в начале очередного восходительского сезона и висят на склоне бессменно как минимум пару месяцев. В течение этого времени на них воздействуют ультрафиолет, влага и резкие перепады ночных и дневных температур. Все эти факторы приводят к снижению прочности веревок как минимум еще в 2 раза.

3. Шерпы часто не брезгуют тем, чтобы в начале нового сезона откапывать из-под снега старые веревки и связывать их обрывки между собой. При виде подобного макраме иной раз волосы встают дыбом.

4. В Непале повсеместно распространена практика, когда по одной перильной веревке двигаются и нагружают ее одновременно несколько человек (иной раз, до 10 человек на одну веревку). Даже один здоровый мужчина, весом около 90-100 кг, оступившись, может создать динамический рывок около 3 килоньютонов в результате микросрыва на жумар. А с учетом вышеописанных факторов, для некоторых непальских веревок такая нагрузка может оказаться предельной.

5. Веревки часто крепятся непосредственно на скальные/фирновые крючья или ледобуры без использования карабинов. Результат — перетирание веревок об узкие металлические грани.

Про качество забитых крючьев и прочих точек страховки — отдельный разговор.

Я знаю много хороших ребят, ходивших со мной, кто всерьез задумывается совершить в Непале техническое восхождение на популярные или не очень вершины. Подумайте еще раз, прежде чем на это подписываться. Восхождение можно назвать относительно безопасным, если веревки провешиваются разово в процессе восхождения, а после спуска снимаются. Но в Гималаях такое практикуется крайне редко, поскольку это дорого и очень трудозатратно. При движении по непальским перилам рискуют все: как новички, так и мастера спорта по альпинизму.

Треккинг 2021

Многие интересуются обстановкой в Непале в это непростое время: насколько безопасно выходить на треккинг сейчас, как реагируют на иностранцев местные жители, открыты ли лоджи, хватает ли продуктов, какие ограничения действуют в стране...

У меня сейчас пересменка между двумя треками, постараюсь ответить.

Два дня назад мы вернулись с трека в районе Аннапурны. За двенадцать ходовых дней встретили 4 - 5 одиночных иностранных туристов и одну польскую группу с детьми около 12 человек. На Марди Химале встречались ещё большие непальские группы (этот трек стал популярен среди местной молодёжи в последние годы).

В лоджах нас встречали с распростертыми обьятиями. Я, конечно, прозванивался заранее, но думаю, что не будет особых проблем, если прийти без предупреждения. На популярных тропах все лоджи открыты, а в мало популярных местах достаточно позвонить, и хозяева придут ради вас. Недостатка в продуктах мы не заметили, разве что иногда курица отсутствует в меню.

Подобное затишье я наблюдал в Гималаях только после большого землетрясения в 2015 году. Это уникальный шанс и бесценный опыт. Думаю, осенью тоже не стоит ожидать большого наплыва туристов, так что надеюсь на нечто подобное.

В Катманду и Покхаре работают примерно две трети ресторанов и магазинов. Гостиницы пустуют, выбирай любую. Цены не выросли. Напротив, обнаглевшие ранее торговцы сейчас охотно идут на торг.

В день прилета мы сдали ПЦР тест и в этот же день через 6 часов получили результат. Сотрудник частной клиники приехал к нам прямо в гостиницу, удалось договориться по 2000 рупий с человека, это менее 20 долларов. Сейчас перед отлетом ребята тоже сдали ПЦР, т.к. без него не сажают на рейсы из Катманду. По большому счету, при правильной организации тратится минимум лишнего времени по сравнению с доковидными годами.

Все бы было просто чудесно, когда бы не решение российского правительства ограничить полёты в Турцию. В первой группе у меня 8 человек из 10 купили билеты через Стамбул. Естественно, рейсы отменились. Мы, конечно, решили эту проблему, вернув билеты и купив новые через Дубай или Доху, но осадочек остался. Спасибо туркишам, которые возвращают деньги либо бесплатно меняют билеты на Минск.

Сейчас жду девчонок к Эвересту. Из-за тех же проблем с транзитом через Стамбул прилетают только трое. У остальных поездка сорвалась. Но мы, уверен, и вчетвером отлично проведём время. Просто очень обидно за тех, кому не удалось приехать.

Так что, как там в песне поётся: думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь...

Особенности въезда в Непал в условиях антиковидных ограничений

Гималаи без туристов

Прейскурант на весенний сезон в Непале

Непальские власти пытаются ужесточить правила фото- и видеосъёмк в горах

Эверест 2021. Интервью с Давой Шерпой

Эверест готовится к весеннему сезону