Горы мира > Западная Европа >

Автор: Алексей Абрамов, г. Москва

Кулуар де Гоб: прошлое и настоящее

Читайте на Mountain.RU статьи Алексея Абрамова:
Винемале зимой
Pilastro Gabrielli. Зарисовка трудовых буден Arco
Отчет о попытке прохождения Olperer Nordwand
Малознакомые Альпы. Bregaglia и Bernina
Уарч-Кая, м-т "Карнавал" 4Б
Аксайский дневник
Обзор района Западный Тянь-Шань. Киргизский хребет. Ала-Арча. Аксай.
Восхождение на вершину Гестола
Правильное хранение снаряжения в квартирных условиях
Палатка VauDe Space Explorer (попытка обзора)

Высокие Пиренеи не столь известны, как Альпы, в них нет знаменитых стен, сравнимых с альпийскими грандами. Есть, пожалуй, только одно исключение - гранитный массив Винемаль (Vignemale). Этот скальный цирк, образованный несколькими пиками, является наиболее технически сложным уголком Высоких Пиренеев, маршруты здесь трудны и разнообразны. Благодаря северной экспозиции и относительно большой для этих невысоких гор высоте (более 3000 м) Винемаль, кроме скальных маршрутов по граниту, известен, также, протяженными микстовыми линиями и ледяными гуллотами.

Винемаль (Vignemale) 2.04.2006
Разглядывая этот, исполинский в масштабах Пиренеев, массив, трудно не обратить внимание на крутую ледовую расселину, раскалывающую стену почти посередине и переходящую на самом верху в необыкновенный ледовый каскад. Этот маршрут по праву считается самым известным маршрутом Пиренеев и входит в двадцатку легендарных маршрутов Европы наравне с классическими путями на Монблан, Маттерхорн, Эйгер и другие известные вершины. Имя ему – кулуар де Гоб (Couloir de Gaube).

История его освоения весьма показательна и олицетворяет не только историю известных восхождений, но и прогресс альпинистской техники, который позволил превратить несбыточную еще столетие назад мечту в каждодневную реальность, будничное явление.

Анри Брюль
Первопрохождение кулуара де Гоб стало знаковым событием в развитии альпинизма в конце 19 века. Кулуар был известен со времен первых восхождений в Винемаль, но его неприступность казалась абсолютной – 600 метров ледового перепада с завершающим карнизом представлялись неразрешимой проблемой для тех времен. Анри Брюль (Henri Brulle) родился в Гаскони, на берегу моря, но был страстным поклонником гор, причем его мало интересовали уже пройденные маршруты – он каждый раз стремился найти свой, красивый и сложный, путь на вершину горы. Известнейший в свое время покоритель вершин в Пиренеях, он, тем не менее, по устоявшейся тогда традиции, никогда не ходил в горы без сопровождения гида.

Селестена Пассе
Для своей попытки прохождения зловещего кулуара де Гоб он выбрал лучшего местного гида - Селестена Пассе (Celestin Passet), потомственного пирениста, известного своими восхождениями в огромном горном цирке Гаварни, соседствующем с долиной Винемаль. Также в команде присутствовали близкие друзья Брюля: Жан Базияк (Jean Bazillac), Франсуа Саль (Francois Salles) , Роже де Мон (Roger de Monts).

6 августа 1889 года они вместе проследовали из деревни Гаварни через перевал в долину Винемаль и заночевали в пещере. Утром 7 августа, в 8:40, они начали свой подъем по кулуару, без особых трудностей преодолев бергшрунд в нижней его части. «Кошки», которые они использовали, представляли собой примитивные приспособления, без передних зубьев, так что Пассе пришлось на всем протяжении подъема рубить ступени во льду (всего более 1300!).

К двум часам дня, после пяти часов работы в холодной, обледеневшей расщелине, и уже находясь в верхней трети кулуара, они встретились с первым серьезным препятствием: огромным нависающим каменным уступом, перегораживающим кулуар и залитым льдом. После нескольких неудачных попыток на грани срыва, группа, расположившаяся на ненадежных, тающих ступенях, была готова впасть в отчаяние и повернуть, но Пассе, применив все свои лазательные таланты, все же прошел трудный участок. Через некоторое время группа собралась под финальным каскадом, который был в очень хорошем состоянии: вода сделала во льду множество проталин и впадин, использовав которые Пассе смог пройти ключевой участок. В верхней части восходители воспользовались веревкой, которую сбросили сверху их коллеги, находившиеся на вершинном плато с целью уберечь команду восходителей от туристов, которые, проходя по простому пути на вершину, любили бросать для развлечения камни в вертикальное жерло кулуара. Эта веревка, как будет отмечено ниже, явилась впоследствии, причиной споров и упреков, адресованных первовосходителям.

Кулуар де Гоб
август 1939 год
Прошло почти три десятка лет. Кулуар де Гоб стал символом трудности в Пиренеях и оброс целым ворохом слухов и легенд, так что не находилось желающих повторить путь первопроходцев. Существовало поверие, что, уже умерший к тому времени, Пассе унес в могилу «ключи» от Кулуара де Гоб. Лишь 27 лет (!) спустя после первопрохождения, Жан Арло (Jean Arlaud) и Лаффон (Laffont) предприняли вторую попытку прохождения маршрута. Они не встретили больших трудностей при прохождении скального барьера (он был засыпан снегом), но, подойдя под финальный каскад, не смогли его преодолеть, несмотря на то, что Лаффон считался одним из сильнейших альпинистов своего времени и был известен своими ледовыми первопрохождениями в Альпах. Это еще больше укрепило легенду кулуара де Гоб, как непреодолимого маршрута для ледовой техники тех времен, а Арло написал письмо престарелому Брюлю, в котором фактически, обвинил его в мошенничестве при прохождении финального каскада, где первопроходцы использовали веревку, сброшенную сверху группой поддержки. Позже, в своей книге «Восхождения», Брюль вынужден был оправдываться, ссылаясь на то, что источенный водой финальный ледовый каскад позволил пройти маршрут «чисто» и веревка использовалась «инстинктивно» и лишь на последних метрах и не привнесла существенного вклада в преодоление ключевого участка.
Надо сказать, что второе и третье прохождения кулуара де Гоб, сделанные с разрывом в один день, 43(!) года спустя после первопрохождения, командами По (Pau) и Робера Оливье (Robert Ollivier), лишь подтвердили сомнения Арло и необычайную сложность верхней части: обе эти команды были вынуждены обходить финальный каскад по сложнейшим скалам пика Pique Longue. И лишь в январе 1965 года, было совершено первое зимнее прохождение кулуара.
Развитие современного ледового снаряжения за последние два десятка лет практически нивелировало сложность Кулуара де Гоб, хотя и сейчас он остается престижным и интересным маршрутом, настоящей ледовой классикой Пиренеев.

Каскад де Гоб
1962 год
Маршрут постоянно меняется: потепление вызвало обильное таяние каскада, и, в перспективе ближайших лет, это может привести к существенному усложнению или даже уничтожению маршрута в результате обрушения части каскада и обнажения сложного скального и микстового рельефа. На данный момент маршрут оценивается в TD, IV, MI4+, c600, но фактическая сложность может меняться в зависимости от состояния маршрута (см. техническое описание в конце этой заметки).

... 2 апреля 2006 года в три часа ночи в комнате приюта де Гоб зашевелились испанцы. Это была единственная группа, кроме нашей, которая собиралась на Кулуар. Их было шестеро, и их шумная компания представляла собой симбиоз Казанского вокзала с клубом футбольных болельщиков, они были молоды, спортивны, резки и подвижны, и мы решили пропустить их вперед, с легким чувством беспокойства раздумывая о том, что и с какой частотой они будут на нас сыпать. Они ушли в полчетвертого, а мы на 40 минут позже, когда лишь далекие отблески их диодных фонарей напоминали о том, что есть ещё кто-то, кроме нас, на леднике цирка Винемаль, залитом глухой темнотой.

Кулуар де Гоб
2.04.2006
Это была наша с Олегом вторая попытка прохождения кулуара де Гоб. Во время первой попытки, четыре года назад, мы столкнулись с практически неразрешимой проблемой обвалившегося бергшрунда под маршрутом и прошли, тоже весьма интересную, гуллоту Лешине на Пти Винемаль. (Подробнее о первой попытке, а также, о других маршрутах на стене Винемаль см. здесь).

Сейчас берг не представлял большой сложности, и я прошел его, когда часы показывали ровно шесть утра. Мы продолжили движение одновременно по склону, потихоньку увеличивающему свою крутизну. Остро чувствовалось отсутствие так полюбившихся в Кардилера Бланка пикетов - единственной возможности для организации подобия страховки на таком склоне. Было все еще совсем темно и тихо, только тихонько позвякивало какое-то железо там внизу, у Олега, а синюшный свет фонаря освещал лишь пару метров мерзлого фирна и льда. Я подумал, что хорошо, когда темно: смотреть по склону вниз как-то не хотелось. "В конце концов, это всего лишь подобно езде на автомобиле: любая ошибка, неверный поворот руля, и результат будет плачевен", - уныло вспомнил я нашу вчерашнюю беседу с Олегом. Лишь иногда, будя эту тишину, из темноты, наполняя вертикальные стены кулуара шуршанием и дробным рокотом, проносились мимо и не мимо куски фирна и льда из-под испанцев, лезущих где-то далеко в темноте над нами. Мы все-таки их нагоняли. Рассвело.

В центре кулуара
В верхней трети кулуар перешел в семидесятиградусный ледовый желоб, знаменитый «первый барьер», сейчас не представляющий особенной сложности: мне пришлось лишь принять Олега в верхней его части, единственный раз прервав наше одновременное движение. Вскоре обнаружился источник летящих кусков фирна, льда вперемешку с разнокалиберными камнями: испанская гоп-компания была в сборе под огромным ледовым козырьком финального, ключевого участка - Каскада де Гоб. Их лидер уже работал на крутом льду левее карниза, а весь табор жужжал, булькал и заливался, комментируя его работу: Хуан и Педро обсуждали, как лезет Хосе, а трое других пытались вставлять свои реплики, так ожесточенно жестикулируя, что я подумал: кто-нибудь из них сейчас точно выщелкнется и свалится мне на голову. Место было тухлое, и я, уже стараясь не поднимать головы, под постоянной бомбардировкой проскочил оставшуюся дистанцию и принял Олега на станции, обвешанной теперь людьми, как на крымских скалах в мае. Отвесные стены кулуара сжимались на этом участке в вертикальный камин, увенчанный огромной шапкой каскада, с которой ветром сдувало облака снежной шуги. Ветер здесь, в глубокой промерзшей расщелине северной стены Винемаль, метался леденящими порывами и, проведя здесь полтора часа в ожидании финальной испанской развязки, мы порядочно замерзли.

Финальный каскад.2.04.2006
Последний испанец исчез из вида, и теперь только непрерывные, заглушенные ледником галдение и улюлюканье напоминали о наших соседях.

Завершающий, ключевой питч был необычайно красив. Облазить гигантское нависание каскада пришлось по вертикальному, залитому льдом камину, выход из которого был перегорожен хрупкой занавесью сосулек. Обойдя их непрочное кружево справа, я вылез на серию ледовых ступеней, ослепительно искрящихся в лучах ярчайшего солнечного света, так контрастирующего со стылым сумраком кулуара. Этот каскад, словной крышей, был прикрыт огромным скальным потолком, с которого дождем лилась растаявшая вода, брызги которой летели прямо в лицо, ослепляя еще больше и преломляя сверкающие лучи солнца в неожиданную радугу. Расперевшись между льдом и скалами и закручивая очередной ледобур, я почувствовал, как холодные струйки, падая с каски, проникают за шиворот.

Финальный каскад
с плато Винемаль 2.04.2006
Последняя вертикальная ступень - и я, ослепленный, выбрался на полыхающую солнцем снежную седловину, вытягивая за собой мгновенно обледеневшие в морозильнике камина мокрые веревки.
Посмотрел на часы: пятнадцать минут двенадцатого.

Здесь, на высоте больше трех тысяч, уже отчетливо чувствовался недостаток акклиматизации, но еще более страшным оказался ужасающий апрельский солнцепек – мы были на широте Барселоны - и долгий многочасовой путь возвращения в обход. Через перевал, пешком, в скитурных ботинках, по этой несусветной жаре, когда многократно усиленные окружающими снежными склонами лучи солнца вытапливали последние капли влаги из изнуренного организма.

Гуллота Лешине на Пти Винемаль
Через три часа, уже спускаясь с перевала, мы снова оказались под нашим маршрутом, и, уходя от него вниз, к хижине, к неизбежно наступающему лету, к людям, мы постоянно оглядывались назад, бросая взгляд на заснеженную стену Винемале и на затаившийся ледяной змеей в сумраке северной стены кулуар де Гоб. Отсюда, снизу, его козырек выглядел крошечным, но на секунду мне показалось, что где-то там, на границе холодного камина и залитого солнцем льда, что-то блестит. Может быть мокрые скалы, а, может быть, далекая радуга….

Техническое описание:

Кулуар де Гоб (Couloir de Gaube), (3298 м с выходом на вершину Pique Longue).
Трудность: TD, IV/4+, 80-85%, перепад стенной части 600 м.

Лучший сезон для прохождения кулуара: февраль-апрель. Прохождение в другие месяцы также возможны, но сильно зависят от состояния маршрута. Летом возможна ситуация полного стаивания части кулуара с обнажением гладких скальных плит.

От хижины де Гоб по леднику подойти под бергшрунд. 1,5-2 ч. Бергшрунд может быть труден для прохождения, летом часто обходится по скалам справа (30м, IV+/V).
От бергшрунда вверх, по снежно ледовому склону 55-60% по центру кулуара (камни!) до первой ступени (500-600 м от бергшрунда). По заледенелым скалам и льду преодолеть стенку слева по ходу (15 м, 70-75%), далее по сн.- лд. склону (200-250 м, 60-65%) подойти под большой нависающий скальный выступ ниже каскада. Здесь станция на трех крючьях.

Долина de Gaube
Варианты прохождения каскада постоянно меняются. На состояние 2.04.2006: от станции перейти влево, в крутой, в верхней части вертикальный ледовый камин, затем вправо через серию вертикальных ледовых ступеней на седловину. Станция – на двух шлямбурных крючьях справа на скалах. 50 м, M4+, 80-85%.

От бергшрунда 4-7 ч.

Спуск.
По леднику Glacier d'Ossoue траверсировать склон на восток (обычно по тропе или по следам), прижимаясь к скалам, слева по ходу по направлению к перевалу d'Ossoue. Подняться на перевал (c150 м) и спуститься в долину de Gaube к хижине де Гоб - начальной точке маршрута. 2,5-3,5 ч.

Необходимое снаряжение: веревка, ледовые инструменты, 6-8 ледобуров, каски! Желательны 2-4 пикета.