Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Люди >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Константин Маркевич, Москва

О спасработах на Победе и Вале Михайлове

Я был знаком с Валей Михайловым чуть меньше, чем пол года. В конце марта он написал мне и предложил походить что-нибудь вместе. Тогда у меня еще не было конкретных планов на сезон и я согласился. Среди возможных вариантов были Каравшин, Ала-Арча, Ашат, Высота… Сначала хотели скомбинировать какой-нибудь технический район с высотой, а потом решили, что смысла в этом нет, и если уж настраиваться на высокие горы, то пробовать сходить максимум… Планируем сходить на Ленина, потом на ХанТенгри, потом на Победу. Тренируемся, готовимся…

Валя так вообще не вылезает из ЦСТ, у него по 2-3 тренировки в день, а по вечерам ученики на скалодроме. В конце июня он уезжает работать инструктором в Безенги на сборах клуба “Альпиндустрии”, потом едет на Эльбрус, ночует на 5000…

14 июля мы встречаемся в Оше, 25 июля поднимаемся на пик Ленина.
Спускаемся, летим в Бишкек, отдыхаем. 1 августа у нас вертолёт из Каркыры на Южный Иныльчек. Прилетаем в лагерь. Погода идеальная, на небе ни облачка. Решаем, что лезть нужно немедленно, тем более, что акклиматизация после Ленина у нас есть. Обедаем, стартуем...
В общем, план сработал и через день в обед мы были на вершине Хан-Тенгри!

4 августа мы спускаемся в базовый лагерь после восхождения. Чувствую себя хорошо, Валя подустал. Решаем отдохнуть несколько дней и идти на Победу. И тут вдруг вижу своего давнего друга Саню Иванова. Он из Питера и мы частенько встречаемся с ним в разных местах, то в горах, то на соревнованиях. Радуюсь встрече. Идём пить кофе. Играем в преферанс. Не помню точно, но через какое-то время выясняется, что есть проблемы.

Группа Вискова лезет стену на Восточную Победу и не выходит на связь. Это опытные ребята и, скорее всего, они просто потеряли рацию, как потом и окажется. Но с другой стороны это большая и опасная стена, может быть что угодно. Нужно, как минимум, подойти туда и оценить обстановку.

А вот у группы Морошкиной НС на маршруте Абалакова. Они сорвались, пролетели по склону, чудом попали в трещину, говорят о достаточно серьезных травмах, идут сами, но в любой момент может стать хуже, просят помощи. На том же маршруте Тотмянин и Душейко. Они вытащили ребят из этой трещины и медленно спускают вниз.

Мы с Валей придерживаемся такой позиции, что пострадавшим альпинистам нужно помогать, тем более, что в спас отряде наши друзья, и их мало. Всего нас 7 человек — Саша Иванов, Артур Матинян, Витя Трикозов, Настя Петрова, Надя Мужикина, Валя Михайлов и я. И это мало, но решаем помочь, чем сможем. Откладываем свои планы и 7 августа рано утром выходим из лагеря.

Берём с собой около 400 метров веревки, чтобы по максимуму провесить сложные места, ускорить и обезопасить спуск пострадавших, еду, лекарства. По дороге встречаем группу Вискова, они потеряли рацию, ночью их присыпало пылевой лавиной, потрепало палатку, они спустились, все хорошо. Радуемся, что все ок, и одной заботой меньше. К вечеру доходим до верха «пьедестала» (5200), кто не в курсе, это очень быстро. Ставим там лагерь, ночуем.

План такой: в 5 утра я, Валя и Витя выходим наверх, навстречу. Берём лекарства, 150 метров веревки. Провешиваем, что получается, колем лекарства, забираем тяжелые рюкзаки.

Саша и Артур идут вниз, провешивают крутые участки пьедестала, где хватит веревки, где не хватит — заготавливают станции. Настя и Надя остаются в лагере, готовят чай, ждут.

С утра все по плану. Выходим, идём по снежным полям, тропим, выходим на гребень, сначала пологий, потом крутой участок. В верхней части этого участка закапываем мешок со снегом, делаем станцию, оставляем 100 метров веревки, дальше начинается участок с карнизами, длиной метров 100, он заканчивается скальной стенкой, под ней мы должны встретить пострадавших. Здесь высота уже около 5650. Карнизы выглядят “круто”, но достаточно надежно, сам участок достаточно пологий, местами почти горизонтальный. Идём по тропе, где до нас прошли 3 группы. Саша Душейко просит по рации провесить скальную стенку. Не очень понимаю смысл этой просьбы, ведь им всего лишь сделать станцию и дюльфернуть, а нам надо лезть... Валя лезет, делает станцию на лопате, начинает спускаться, в станцию вщелкивается Наташа, Валя доезжает до середины стенки, станция вылетает, они сползают по разные стороны гребня. Валя вылезает к нам, Наташа ждёт пока Тотмянин сделает нормальную станцию и тоже спускается к нам. Очевидно, станция была плохая, поэтому вылетела. Нехорошая ситуация. Но страшного не происходит ровным счетом ничего. Продолжаем.

За Наташей спускается Тотмянин, за ним пострадавшие. Сначала Илья.
Долго. Выглядит странно, как будто это с ним в первый раз. Но это все-таки 6А на Победу... Вряд ли такое возможно. Списываю все на травмы, шок и усталость. Потом Морошкина, Свят. Под этой стенкой удобная площадка, похоже кто-то там даже ночевал, но смысла скапливаться нет. Валя забирает рюкзак у Морошкиной и идёт со Святом чуть ниже, к станции откуда у нас запланирован дюльфер.
Больше я Валю не видел.

Я жду Володю, ему нужны уколы. Все остальные, кстати, от уколов отказываются и вообще выглядят сильно лучше, чем мы себе представляли.
В какой-то момент кто-то говорит, что обвалился карниз. Смотрю вниз и не придаю этому особого значения... Только потом, глядя на фото я понял, что отвалилась огромная глыба... На станции, откуда запланирован дюльфер сидит Свят, значит Валя дюльферяет вниз и распутывает веревку. Подхожу к этой станции… Верёвка в рюкзаке, Вали нет. Все!... Возвращаюсь к месту отрыва, смотрю. Вниз уходит ледовый кулуар, потом скальные сбросы. До ледника метров 800. Иллюзий, что там можно выжить у меня не было…
Сообщаю по рации…

Спускаемся до лагеря, потом дальше. У Саши с Артуром было достаточно времени, они провесили все что нужно, и мы достаточно оперативно спустили пострадавших еще на 800 метров вниз. К вечеру все были на леднике.

Во время спуска, правда, случился еще один эпизод... Артур с Витей работали первыми, мы с Сашей замыкали. Нужно было передать веревку вниз. Я даю конец веревки Илье и... понимаю, что он не умеет завязывать восьмёрку... На Победе... На 6А... И всё... с этого момента меня не покидает мысль, что их восхождение это какая-то идиотская афера, а срыв связки далеко не случайность… Это шокирует меня еще больше, чем оторвавшийся карниз…

В момент срыва Валя был без веревки. За прошедшие 10 дней я много размышлял, что было бы, если бы он был с веревкой, в связке с кем-то. И я считаю, что при той конфигурации гребня, карнизов наиболее вероятно, что улетела бы вся связка.

Причиной аварии я, скорее, считаю длительное нахождение на опасном участке с карнизами в теплое время дня. Такие места нужно проходить максимально быстро и в 5 утра, а мы провели там аж 3,5 часа с 9 до 12:30…
Это, примерно, как сесть днем в “бутылочном горлышке” под Ханом и посидеть там 3,5 часа. Может быть повезет, а может быть нет…

Место аварии до и после

В день аварии на поиски вышли Игорь Висков, Сергей Серянов, Илья Пеняев и Паша Фоминых. Спасибо большое, ребят! 9 августа они осмотрели выкаты на леднике и стену, но ничего не нашли. 10 августа, не без труда, мне удалось добиться нормального облета, я отснял стену. Возможно, что-то получится увидеть на этих фотографиях. Но это уже не имеет особого значения.

Невероятно противно было слушать Морошкину, которая весь день, с претензией в голосе, причитала, что она теперь без всех своих вещей, и какого чёрта «этот мальчик улетел с ее рюкзаком»...
Так вот, дорогая Саша. “Мальчику” было 43 года у него двое детей, жена, пожилые родители.

Твой рюкзак он забрал потому, что вы нам по рации рассказывали, как вам погано. И никто бы никуда не улетел, оценивай вы здраво свои силы и опыт.
Я не то чтобы кого-то в чем-то обвиняю! Участие в спасработах — дело добровольное и опасное! Участие в спасработах на Победе - дело опасное втройне!
Но, надо понимать, что любые события имеют причину.

Если спускаешься ночью с 2 фонариками на 4, то кто-то может оступиться и сорвать связку.
Если опытные люди, у которых ты консультируешься, рекомендуют не ходить этот маршрут, то имеет смысл послушать.
А главное, что, если берешь на такое восхождение человека без альпинистского опыта - жди беды…

И еще я не очень понимаю формулировку, которая пошла расходиться по социальным сетям: “Спустились своими ногами с горы” - Это какой-то новый термин, означающий, что тебя спускали в общей сложности 10 человек несколько дней? Ты тогда сноску ставь и пиши, что это значит!

Ну и, конечно, Илья, который спустившись вниз начал раздувать щеки, как он ох****о сходил на Победу... И сам спустился.
В эти моменты мне хотелось устроить ему уже настоящее сотрясение мозга, но я как-то сдержался…

Валентин на вершине Хан-Тенгри 3 августа


Читайте на Mountain.RU:

Победа — лёгкой не бывает

Альберт Ковач. Как проходили поиски иранцев на Победе

Сбор средств для семьи Вали Михайлова

На Победе погиб Валентин Михайлов

Спасы на Хан Тенгри. Спускаются


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100